Данная статья призвана развеять сомнения, возникающие при выборе лодки — из всех тех многочисленных вариантов, от коих нынче разбегаются глаза в лавках, торгующих рыболовным инвентарём. Понятное дело, что у каждого рыбака имеются свои требования к плавсредству, поэтому здесь не разобраться без тщательного «курения» матчасти, ибо лодки не только бывают разными сами по себе, но и комплектуются не менее разными «прибамбасами».
Речь в статье пойдёт только о надувных лодках, и тому есть три причины:
- Это наиболее популярный тип плавсредств — ввиду доступности и весьма демократичной цены.
- В упакованном виде они довольно компактны, следовательно — идеальны в плане мобильности — их можно возить куда угодно, в т. ч. и в общественном транспорте. Более того — есть специально облегчённые модели, которые спокойно влазят в обычный туристический рюкзак, и ещё место остаётся.
- Львиная доля надувных плавсредств не попадает под категорию «маломерное судно», следовательно — их не придётся регистрировать в ГИМСе и сдавать на соответствующие «корочки».
Видео:Сплав с Рыбалкой на лодках Ангара, Джой и КантегирСкачать
Почему именно ПВХ?
Фото 2. Резиновая лодка (уфимская «Омега-2») в естественной среде обитания. Всем хороша, но ныне — раритет. Автор фото: ecom.
Для изготовления надувных лодок применяется два вида ткани — прорезиненная и поливинилхлоридная (ПВХ). Первая интенсивно использовалась в XX веке, но в последнее время вовсю сдаёт позиции второй, и оно немудрено — у ПВХ перед резиной имеется масса преимуществ: она прочнее, долговечнее, хорошо держит низкие и высокие температуры, стойка к морской воде, маслу, бензину, ультрафиолету, не гниёт и не требует особого ухода. Лодки ПВХ отличаются лучшей грузоподъёмностью, также их баллоны выдерживают большее давление, что немаловажно для ходовых качеств, в т. ч. и под мотором. А из тонкого ПВХ можно сделать очень лёгкое и компактное плавсредство.
Фото 3. ПВХ-лодка на исходной позиции. Автор фото: Dellex.
Нижеследующая табличка красноречиво показывает все плюсы ПВХ перед резиной.
Характеристика \ Материал
Поливинилхлорид
Прочность швов на разрыв (кг/см 2 )
[1] Дека — своеобразная «палуба» из водонепроницаемой ткани с очком для гребца, наклеенная на баллоны сверху — она защищает «трюм» плавсредства от брызг. , больше — наличия мотора.
Видео:НА РЫБАЛКУ НА ОСТРОВ,ПОПАЛА В ШТОРМ! ПОЛНАЯ ЛОДКА ВОДЫ..Скачать
Обвеска
При выборе лодки для рыбалки не лишним будет обратить внимание на наличие следующих приспособлений, приклеенных к баллонам:
- Обязательно должен быть леер по каждому борту — это такой канат, протянутый через пластиковые или резиновые ушки. За леер лодку удобно тащить к воде, также за него может держаться утопающий. А ещё рыбаки привязывают за него лодку к кольям, вбитым в дно пруда — в прикормленном месте.
- На носу желательно наличие петельки или ушка́, за которое лодку можно привязать к берегу. Иногда функцию данного «девайса» выполняет ручка.
- Если сидушки фанерные, то весьма неплохо, когда они крепятся не в стационарные гнёзда, а на мягкие «рельсы», и могут быть в любой момент передвинуты.
- Если лодка со встроенным транцем, то стоит обратить внимание на наличие треугольных отражателей над местами крепления транца к бортам. Очень полезная вещь — не даёт кильватерным брызгам попадать в лодку во время хода на моторе.
- Уключины могут быть любые — вплоть до самых примитивных — из куска ПВХ-ткани. Но лучше, конечно, если они шарнирные. Также желательно наличие специальных гнёзд для закрепления вёсел вдоль бортов — когда в них нет надобности.
Но вообще, скажу так — наличие всего вышеперечисленного у покупаемой лодки не столь важно, ибо всё это (или что-то ещё дополнительное — вплоть до клапанов) любой рыбак с прямыми руками способен сам приклеить на своё плавсредство. Как и отклеить лишнее. Но сперва настоятельно рекомендую прочесть «мануал» по работе с ПВХ-материалами и клеями.
Видео:ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ДОН| 250 КМ НА КИТАЙСКОМ МОТОРЕ| НОЧНАЯ РЫБАЛКАСкачать
Лодка для рыбалки — варианты
При выборе лодки для рыбалки следует прежде всего учитывать размеры тех водоёмов и рек, где она чаще всего будет эксплуатироваться. Также рыбак сразу должен определиться, что ему важнее — вес и компактность плавсредства, или же комфорт и удобство в нём.
Пакрафт
Фото 12. Пакрафты перед сплавом по горной реке. Автор фото: Paxson Woelber.
Самый лёгкий и компактный вариант в выборе лодки для рыбалки, но при этом — отнюдь не самый дешёвый. Качественные импортные пакрафты весят 3,5 кг при грузоподъёмности в 150 кг, но они и наиболее дорогие (цена доходит до полутора тысяч долларов). Нашей промышленностью выпускаются более «тяжёлые» модели — от 4 до 5 кг, по цене сравнимые с двумя обычными рыбацкими надувными лодками (примерно 25-30 тысяч рублей).
Фото 13. Пакрафт — лучший способ совместить сплав по речке с велопокатушкой. Автор фото: Sven Schellin.
Изначально пакрафт подразумевался как спортивное плавсредство для водного туризма, совмещённого с пешими походами или велопокатушками, посему он незаменим для тех рыбаков, которые путешествуют к местам ловли пешком, на велосипеде или общественным транспортом.
Фото 14. Пакрафт в суровых условиях Севера. Обратите внимание на вытянутую корму — такая форма обеспечивает лучшие остойчивость и курсовую устойчивость. Автор фото: Paxson Woelber.
Читайте также: Мотор плюс в пскове
По умолчанию пакрафты комплектуются байдарочным веслом и не имеют держателей для спиннинга, поэтому для рыбалки их придётся немного доработать — приклеив соответствующие «причендалы». Также стоит обратить внимание на наличие деки — полотнища, приклеенного сверху баллонов — оно защищает внутреннее пространство от брызг. Дека востребована для водного туризма — для прохождения порогов, рыбаку же она не особо нужна (и будет только мешаться), поэтому при покупке пакрафта лучше выбирать модели без деки.
Тем не менее, в последнее время некоторые производители взялись изготавливать особые, адаптированные для рыбалки пакрафты.
Гребная лодка
Хороший вариант для тех, кто рыбачит на небольших водоёмах, совмещает рыбалку со сплавом по малым и средним рекам, и не нуждается в мощном моторе. Самые лёгкие гребные лодки — одноместные, весят примерно 10 кг, двухместные — раза в полтора, а то и в два больше. Могут комплектоваться небольшим навесным транцем для электромотора или маломощного ДВС.
Рыболовная байдарка
В принципе, в качестве альтернативы традиционному рыбацкому «бублику» подойдёт любая надувная или каркасно-надувная байдарка — без деки, шириной не менее метра. А некоторые производители туристических плавсредств специально адаптируют свои изделия под рыбацкие нужды, оснащая их жёстким полом, держателями для удилищ, удобным креслом-сидушкой и распашными вёслами. Есть также и модели с транцем (т. н. «катабайд»).
Чем хороша такая лодка? Прежде всего она имеет лучшие, по сравнению с обычной рыбацкой, ходовые качества — благодаря заострённым и закаяченным носу-корме, и более приспособлена для рек.
Моторная
Фото 17. Надувная лодка с транцем под мотор. Автор фото: Andshel.
Такие лодки уже комплектуются полноценным транцем, на который можно подвесить тяжёлый мотор. Они незаменимы на больших водохранилищах, где нередко возникает необходимость обловить несколько мест, порядком удалённых друг от друга. Ну и само собой — без моторки на большой реке тоже делать нечего.
При выборе лодки под мотор следует обязательно ознакомиться с тем, под движки какой мощности она предназначена — это указывается в паспорте.
Для каждой лодки есть свой максимальный предел мощности мотора, который складывается из таких параметров как: габариты плавсредства, его масса и крепость транца. Ставить что-то более мощное нельзя — это может привести к тому, что лодка исполнит «сальто» при выходе на глиссирование, или же транец банально треснет.
Видео:По Дону в одиночку на моторной лодкеСкачать
Надувная лодка для сплава
При выборе лодки для сплава вполне годным вариантом окажется самая простая «надувнушка», но есть маленький нюанс: обычные рыболовные плавсредства ходят на вёслах довольно медленно из-за своих широких форм — у них самая плохая гидродинамика из всех существующих надувных лодок. Практика показывает, что они годятся для неторопливого сплава, в т. ч. и совмещённого с рыбалкой.
В день на рыбацкой лодке по предгорной или равнинной реке можно пройти на вёслах (со всеми необходимыми остановками) — 20, ну максимум — 25 км.
Маловато, не правда ли? Но ежели некуда спешить и в наших руках спиннинг с воблером — этого вполне достаточно. А для более быстрого сплава по реке есть смысл использовать байдарки, которые «шустрее» рыбацких лодок раза в полтора, а то и в два (при толковом гребце).
Моторная лодка как средство сплава
Моторная лодка и истинный туристический сплав — понятия несовместимые, особенно — по малым и средним рекам.
Представьте себе: вы пролетите по маршруту, даже не успев полюбоваться пейзажами, вместо пения птиц будете слушать рёв мотора, нюхать его вонь (заодно причаститесь к загрязнению окружающей среды), и самое главное — не получите никаких физических нагрузок. То есть — толку от подобного «сплава» будет ноль.
Ещё учтите такой момент — все попавшиеся вам по пути гребцы помянут вас недобрым словом, ибо моторка оставляет после себя грандиозную волну и вносит хаос своим внезапным появлением среди флотилий нормальных сплавщиков.
Стало быть, моторку лучше оставить для банального хождения — когда надо быстро преодолеть порядочное расстояние по крупной реке, или подняться вверх по течению.
А в качестве компромиссного варианта для сплава лучше рассмотреть электромотор. Он тихий, экологичный и большую скорость не развивает. Отличная альтернатива вёслам.
Видео:НЕ ПОВТОРЯЙТЕ моих ОШИБОК на сплаве! Часть 1Скачать
Кое-что о выборе конкретного производителя и качестве лодки
Лодки ПВХ массово появились у нас в продаже примерно лет 10 назад, ну может — чуть раньше. За это время в условиях конкурентной гонки производители весьма поднаторели в технологиях, и качество их изделий оказалось на достойном уровне. Кого-то конкретного советовать мы не будем, однако общественное мнение красноречиво говорит, что лучшие лодки делают в Уфе и Санкт-Петербурге.
Тем не менее, при выборе лодки — уже в магазине — настоятельно рекомендую хорошенько осматривать товар, и прежде всего обращать внимание на швы. Они должны быть аккуратными, без дефектов и подтёков клея. То же самое можно сказать и про ушки лееров, уключины и прочие приклеенные детали. Если всё это приятно глазу — лодку можно смело брать.
Видео:ГИМС поймали на лодке в нерестовый запрет.Скачать
Рыбалка сплавом
Погода нарушает планы и не дает построить новые. В дни вынужденного рыболовного простоя предлагаю заметку из весеннего номера «Нижегородского рыболова». Надеюсь, для кого-то это чтиво будет полезным. Или хотя бы занятным, поскольку чем-то удивить в наше время уже, пожалуй, в принципе невозможно.
Читайте также: Характеристики моторов мерседес w203
Неспешное течение малой речки несет компактную надувную лодочку. В надувнушке рыболов. Заброс крэнком вниз по течению, медленное вращение ротора катушки, поклевка, есть! – красавец подъязок через минуту позирует в подсачеке, чтобы еще через минуту уплыть залечивать раны от острых крючков…
Рыбалку сплавом по малым рекам Нижегородчины я считаю одной из своих любимых. Постоянное движение воды, смена пейзажей, разнообразные неожиданные встречи с представителями животного мира – все это я очень и очень люблю. И практикую вот уже 15 лет, с 2004 года, когда мы с автором нашего журнала Владиславом Андриановым сплавились за несколько дней по красавице Узоле от Ковернино до Волги. А потом были Уста, Ветлуга, Керженец, Урга, Пьяна, Кудьма и много-много раз Линда. Все собираюсь сплавиться по Сереже и Теше, но каждый раз делаю выбор в пользу более привычных речек… может быть, в этом году?
По динамике рыбалке сплавом нет равных. Пешком 10 км реки за день не «пробьешь», а на таких речках как Урга рыбалка с берега на большинстве участков и вовсе невозможна – к воде просто нет подходов. Так что лодка, лодка и еще раз лодка.
Плавсредство
Байдарки, каяки и одновесельные ботники не очень подходят по одной причине – незакрепленности весла. Течение постоянно меняет позицию рыболова по отношению к местам заброса, иногда нужно чуть гребануть назад, чтобы выровнять лодку, и тут же, бросив весла, взяться за спиннинг и сделать тот самый один-единственый заброс, которое позволит упрямое течение. Замедлить скорость сплава можно при помощи дрейфового якоря, о котором я не раз рассказывал на страницах нашего журнала, но даже с дрейфовым якорем терять время на «взять-положить» весло категорически нельзя. На волжских широких протоках сплавы на одновесельном ботнике изредка практикую – вот там, где работа ведется не точечно, а больше по площадям, время для «взял-положил» неизменно находится. А на малых реках – нет, мне лично неудобно.
В итоге получается, что если не байдарка, не каяк и не одновесельный ботник, то выбор плавсредства для сплава по малой речке — обычная надувная «гребнушка». И вот здесь есть варианты.
1. Тебя закинули на машине (друг, жена, такси) в точку А, ты накачал лодку и сплавился за день в точку В, где тебя встретили опять же на машине. Лодка в этом случае может быть любой, тащить ее и вещи не надо, можно взять последних и с избытком. Главная задача этого варианта – найти желающих закинуть тебя на речку и вывезти с нее. Такси, конечно, поедет куда и когда скажешь, но это будет стоить приличных денег. Иногда езжу из Верхних Печер на такси на Кудьму – в ценах 2018 года заброска стоила порядка 500 рублей. Забирает на своей машине супруга после работы, ибо если еще раз потратиться на такси, получится больше 1000 – это чересчур. Но вдруг кому-то подходит – пусть возьмет на заметку.
2. Ты сам приехал на машине, спустил лодку, угреб за 5 км вверх по течению и не спеша сплавился к машине. О таком варианте не так давно рассказывал наш автор Владимир Феднов. Или, как разновидность: по приезду спустился вниз по течению те же километров 5, а затем поднялся до места старта на веслах. Но это хуже: грести в конце рыбалки как-то не очень хочется, не то что рано утром, по прохладе.
3. Вариант другого нашего автора — Дмитрия Бухонова. Приехал на машине, накачался, пошел сплавом, через несколько километров сплав закончил, лодку и вещи спрятал, сбегал пешком за машиной – приехал в точку В. По себе скажу – идти пешком после трудовой рыбалки проще, чем махать веслами: за день сидеть устаешь, так что идти, разминаясь, даже приятно. Да и скорость передвижения повыше: идешь пешком налегке километров 5-6 в час, а гребешь от силы 3, а если по быстринам и перекатам, то и того меньше. В общем, вполне такой рабочий вариант.
4. Вариант без авто. Стартовал с Московского вокзала, сел на электричку, вышел в Киселихе, дошел до реки, спустился до Рекшино, снова электричка — и домой. Есть и другие, не менее интересные, маршруты, связанные с общественным транспортом. Ни от кого не зависишь, да и бюджет поездки вполне приемлемый, но есть один минус – вес поклажи. Две моих надувные лодки вполне подходят для трех предыдущих вариантов, но категорически не сочетаются с «пешкой». Одну из этих двух лодок я худо-бедно могу закатать в 120-литровый удобный рюкзак, но с учетом еды-воды-снастей все равно получается тяжело и неудобно – общий вес поклажи более 15 кг. Погуглил интернет, нашел самый легкий вариант – лодку из финского тонкого ПВХ под названием ЛАС-2. Весит она примерно в два раза меньше аналогов (полный комплект всего 6 с небольшим кг) и должна помочь расширить географию моих рыбалок или, как минимум, сделать уже привычные маршруты более приятными. Обязуюсь подробней рассказать о новинке в следующем номере нашего журнала.
Читайте также: Как выставить зажигание уаз 417 мотор
Основная цель моих сплавных рыбалок – белый хищник: язь, голавль, в некоторых случаях жерех. Практически на любом сплаве случаются нежелательные поклевки щуки, которые заканчиваются срезом дорогой приманки. И, вроде, напрашивается небольшой металлический поводок, но на речках с прозрачной водой рука не поднимается огрублять снасть, а на речках с водой менее прозрачной следую уже выработанному стереотипу… В общем, чаще ловлю без какого-либо поводка. И мирюсь с потерей приманок на острых щучьих зубах. Но в целом есть понимание, что тонкий (из полевки, к примеру) и короткий (сантиметров 5) металлический поводок рыбалке не особо вредит, а количество срезов сокращает довольно существенно. Если блеск «свежего» металлического поводка раздражает, можно дать полежать ему в каком-нибудь влажном месте и дать окислиться.
Любимый спиннинг для сплавных рыбалок вот уже лет семь – Смитовский Inter Boron XX 53MTH ростом всего 159 см. В целом на сплаве гораздо удобнее ловить короткими инструментами. Хотя на речках пошире, таких как Ветлуга или Керженец, вполне уместно применение и чуть более длинных.
Катушка Daiwa Luvias 2506. Шнур чаще 0,4 РЕ Varivas Light Game Super Premium. Да, он дорогой, но купленного в размотке 150 метров хватает на несколько сезонов частых рыбалок. В качестве альтернативы назову Дайвовскую восьмижилку J-Braid x 8 в диаметре 0,6 РЕ. Выйдет немного дешевле при вполне соотносимом качестве.
Приманки. На 90% это крэнки до 40 мм. По более-менее чистым местам оправдано применение мелководников (SR), таких как Chubby 38F или Hellion 40 SR. Однако к середине августа многие участки так забиваются травой, что выбора не остается – только супермелководники. Те же воблеры, но в исполнении SSR или, например, Camion Magnum SSR от Smith, на который отлично реагирует не только голавль малых рек, но и язь.
Оставшиеся 10% отдаю вертушкам. Бывают ситуации, когда крэнки белого хищника «не заводят», в это время спасти рыбалку могут качественные вращающиеся блесны. Самые лучшие, на мой взгляд, блесны кустарного производства – они не раз спасали сплавную рыбалку в самые что ни на есть неклевые дни.
В прошлом году увлекся «тараканингом» — так с подачи Константина Кузьмина мы называем ловлю на плавающие силиконовые имитации насекомых. Гораздо удобнее «тараканить» с берега – и подбросы легче делать, и выходы рыбы на приманку хорошо видны… Но как-то раз попал на Урге в ситуацию: голавли «со всех ног» бросаются к упавшему на воду воблеру, но не берут. Там бы силиконовые «таракашки» как раз и пригодились бы: удобно – не удобно, а полчасика можно было бы и покидать. Теперь маленькую коробку с несколькими таракашками беру с собой и на сплавы – когда-нибудь они обязательно «выстрелят».
Тактика и техника
По сравнению с береговой охотой за белым хищником рыбалка с дрейфующей лодки довольно примитивна. Постоянное движение не позволяет «раздраконить» пассивного хищника, проводка по конкретной траектории в подавляющем количестве случаев может быть одной-единственной. Нет, в принципе заякориться и пробить какой-то элемент речного рельефа вполне реально, но это всегда потеря времени, так что позволить себе такого рода остановки можно всего несколько раз за сплав, а не постоянно. (Если постоянно, то получается уже не ловля сплавом, а ловля с лодки по точкам – тема заслуживающая внимания, но для отдельной статьи.)
Нет смысла перечислять все возможные варианты стоянки хищника – поклевка на малой реке может быть буквально где угодно! Повороты, завалы, травяной островок, вход и выход с переката и, наоборот, вход и выход в ямку, нависшие над водой кусты или ветки деревьев – все это надо чесать, чесать и еще раз чесать. Ну, я ж говорю, что рыбалка примитивная: чем больше забросов и проводок за день сделали, тем больше шансов подержать в руках малоречный трофей: увесистого язя или голавля. Попутно влетает, конечно, и другая рыба: вездесущая щука, окуни, ельцы, красноперки… эти поклевки в целом разнообразят рыбалку на сплаве, но не радуют так, как «громоподобные» удары голавля или солидные кувыркания язя. Престижность поимки двух последних в размере граммов от 800 для меня неоспорима.
О лайтовой экипировке я недавно рассказывал в отдельной статье, так что сегодня подчеркну значение только двух вещей: питьевой воды в достаточном количестве и репеллента. Несколько лет от комара и мошки я использую компактный фумигатор ThermaCell. Посмотрите внимательно на заключительную фотографию данной статьи – это июньский массовый вылет мошки на Керженце. Если попасть в эту «стаю» без репеллента, поверьте, будет совсем не до рыбалки. Кроссовки и штаны до колен обязательно обрабатываю спреем от клещей. Шансов поймать клеща больше, конечно, во время береговой рыбалки, но ведь до реки в любом случае надо еще дойти… Берегите себя!
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎥 Видео
Сплав по Клязьме и Оке (Часть 1) 400 км на лодке ПВХ // Владимир - МуромСкачать
Поход на ПВХ лодках по Оби. 650 км веселья.Скачать
РЫБАЧУ И НОЧУЮ В ЛОДКЕ НА ДИКОЙ РЕКЕ! Клюёт разная рыба. Рыбалка на донки.Скачать
ПО РЕКЕ НА ЛОДКАХ В ДИКИЕ МЕСТА//ОБУСТРАИВАЕМ ЗАГАЖЕННУЮ ПОЛЯНУ//ЧАСТЬ 1Скачать
1900 км. На КИТАЙЦЕ И ПВХ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ЛЕНА. 1 часть.Скачать
Сплав по реке Дон 1100км от Воронежа до ВолгодонскаСкачать
сплав по р.Ока от Рязани до Нижнего Новгорода 700кмСкачать
Элекмонар: трагический заплыв в КатуниСкачать
БЕЗ ПАЛАТКИ СПЛЮ НА ЛОДКЕ | СПЛАВ ПО РЕКЕ УГРА 80 КМСкачать
РЫБАЛКА И СПЛАВ ПО РЕКЕ ЧУСОВАЯ. Ловим щук и окуней на спиннинг. Рыбалка на Урале.Скачать
Ночевал в лодке. А утром приехал ГИМС. #РЫБАЛКА. #ОБЬ.Скачать
Загрузили лодку ПВХ и погнали в поход! Solar 350 и NS 9.8Скачать
По реке Мезень и Мезенской ПижмеСкачать
Отдых на острове с ночевкой. Едем на лодке ПВХ. Лето 2023. Река Обь.Скачать