Справочник содержит основные сведения по прогулочно-туристским моторным и гребным лодкам, катерам, парусным яхтам и лодочным подвесным моторам, выпускаемым отечественной промышленностью. Приведены технические характеристики судов, даны рекомендации по повышению эксплуатационных качеств, в частности — экономичности серийных судов и моторов. Рассмотрены общие требования, предъявляемые к конструкции и мореходным качествам малых прогулочно-туристских и спортивных судов.
Справочник рассчитан на широкие круги специалистов и любителей, занимающихся постройкой и эксплуатацией малых судов.
Глава I. Эксплуатационные качества и конструкция малых судов
Классификация малых судов
Характеристики формы корпуса малых судов
Плавучесть, пассажировместимость и грузоподъемность
Остойчивость
Непотопляемость
Какая мощность допустима?
Ходкость
Управляемость
Обводы глиссирующих судов
Обводы водоизмещающих судов
Материал и конструкция корпуса
Дерево, стеклопластик или дюраль?
Глава II. Подводные крылья, движители и экономичность эксплуатации судна
Как работает крыло
Малые суда на подводных крыльях (СПК)
Что надо знать о гребном винте?
Гребной винт-мультипитч
Кольцевая профилированная насадка
Водометный движитель
Воздушный винт
Ключи к экономии горючего
Средства регулирования ходового дифферента
Глава III. Лодки и катера серийного производства
Гребные и гребно-моторные лодки
«Фофан»
Шпоновая гребная лодка «ШПШ-ЗМ»
Гребно-моторная лодка «Форель» («Кефаль»)
Пластмассовая лодка «Пелла»
Металлическая гребно-моторная лодка «Таймень»
Металлическая лодка «Ерш»
Металлическая лодка «Язь»
Гребно-моторная лодка «Онега»
Надувные лодки
Одноместные лодки
Двухместные лодки
Туристские надувные лодки
Надувные мотолодки
Усовершенствования серийных мотолодок
«Казанка» становится безопасной и комфортабельной
Что можно сделать с лодкой «МКМ»?
Усовершенствования мотолодки «Прогресс»
Полезные усовершенствования для различных лодок
Глава IV. Парусные яхты и лодки
Элементы механики парусного судна
Конструктивные типы парусных судов
Паруса и типы вооружения
Немного об аэродинамике паруса
Классы и правила обмера
Основные данные парусных судов, эксплуатируемых в СССР
Швертботы
«Оптимист»
Швертбот-двойка «Кадет»
Швертбот-двойка «420»
«ОК-Динги»
«Финн»
«470»
«Летучий Голландец»
Катамаран «Торнадо»
«Парусная доска»
Разборный секционный виндсерфер «Мустанг»
Крейсерские швертботы
Крейсерско-гоночный швертбот национального класса Т2
Мини яхта «Ассоль»
Гоночные яхты
«Солинг»
«Дракон»
«Звездный»
Г. Крейсерско гоночные яхты
Яхта национального класса Л6
«Алькор»
Яхта однотонного класса
Однотонник «Марина»
«Таурус»
«Арктурус»
«Крейсерско-гоночная яхта «Конрад-54»
«Опал-III («Конрад-45»)
Четвертьтонник
«Конрад 24» и «Дюфур 24»
«Фолькбот»
Крейсерский катамаран «Центаурус»
Вспомогательное парусное вооружение на лодках и катерах
Примеры оборудования лодок вспомогательными парусами
Парус на байдарке
Парус на надувной лодке
Глава V. Механическая установка и электрооборудование
Стационарный или подвесной?
Общая характеристика отечественных подвесных моторов
Что нужно учитывать при установке мотора на лодку?
Системы дистанционного управления подвесными моторами
Рулевое дистанционное управление
Приборы для контроля за работой подвесного мотора
Электрооборудование лодки с подвесным мотором
Несколько простейших усовершенствований, повышающих надежность моторов и их эксплуатационные качества
Приложение. Отечественные подвесные лодочные моторы
- ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПОДВЕСНЫХ ЛОДОЧНЫХ МОТОРАХ
- Таблица 1
- Таблица 2
- Как выбрать подвесной мотор
- Какой мощности должен быть подвесной мотор
- Вес двигателя в зависимости от мощности
- Чем отличаются двухтактные и четырехтактные подвесные моторы
- Карбюраторный или инжекторный подвесной мотор?
- Длина ноги
- Винт или водомёт
- Тип управления и система запуска
- Производители
- Как сэкономить на подвесном моторе?
- Что лучше: один подвесной мотор или несколько?
- 📹 Видео
Видео:Как правильно заводить лодочный мотор. Советы новичкамСкачать
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПОДВЕСНЫХ ЛОДОЧНЫХ МОТОРАХ
Назначение и конструкция подвесных лодочных моторов.
Подвесные лодочные моторы представляют собой совершенно обособленную от судна винто-моторную установку, располагаемую за кормой судна. Они предназначаются в основном для установки в качестве главных двигателей(1) на малых судах: ялах, прогулочных шлюпках, туристских судах, скутерах, а более мощные моторы (в 50—60 л. с.) —на различных промысловых судах, баржах, баркасах, а также на плавучих технических средствах: ремонтных плотах, кранах и транспортерах.
Как независимая винто-моторная установка подвесной мотор может без разборки свободно переноситься с одного судна на другое, лишь бы на последнем имелся транец(2), к которому и крепится мотор (рис. 1).
Удобная переноска мотора, простота и быстрота крепления на место, простота ухода делают такой мотор доступным и пригодным как для коллективов, так и для индивидуального пользования.
Серийный выпуск подвесных моторов в СССР начался только в годы первых пятилеток. В середине тридцатых годов на ряде наших заводов стало налаживаться производство подвесных моторов.
После Великой Отечественной войны производство подвесных моторов в нашей стране получает дальнейшее развитие. Советскими конструкторами разработаны новые марки подвесных моторов (например, ЛММ-6, ЛММ-6А, ЛМР-6), выпускаемые отечественными заводами.
Так как подвесной мотор является переносным и предназначается в основном для работы на легких судах, то к нему предъявляется требование: не только давать достаточную мощность, необходимую для сообщения судну нужной скорости, но и быть легким по весу, удобным для переноски и крепления на судах.
Мощность двигателя подвесного мотора в основном расходуется на преодоление сопротивления воды и воздуха движению судна, которое зависит от ряда трудно учитываемых факторов, например от формы днища судна, его обводов, характера движения (скользящее или плавающее), а больше всего от скорости. Чем выше скорость, тем большее сопротивление испытывает судно, тем большая мощность требуется от двигателя.
Характер изменения сопротивления воды движению судов в зависимости от скорости и типа примерно может быть изображен графиком (рис. 2).
Расположение подвесных моторов за бортом судна и способ крепления их посредством кронштейна к транцу, вертикальное положение оси коленчатого вала двигателя и передача мощности на горизонтальный вал гребного винта через специальную подводную часть сильно отличают подвесные моторы от стационарных двигателей, выделяя их в особую группу.
Подвесной мотор в основном состоит из следующих деталей и механизмов (рис. 3): двигателя внутреннего сгорания карбюраторного типа 1, промежуточной передачи 2, дейдвудной трубы 3, подводной части 4 с передачей на гребной винт и гребным винтом (движителем) 5, системы питания двигателя, т. е. карбюратора 6, бензопровода 7, топливного бака 8, системы зажигания 9, системы охлаждения 10, кронштейна крепления мотора к судну 11 и механизма управления (румпеля) 12.
На рис. 4 показана другая конструкция подвесного лодочного мотора, отличающаяся от первой наличием литой дейдвудной трубы вместо сварной и наличием глушителя 10 для выпуска отработанных газов в атмосферу, а также иной системой зажигания.
Силовая часть мотора — двигатель со всеми необходимыми для его работы деталями — всегда располагается вверху; там же помещается и топливный бак с горючим.
Передача движения с коленчатого вала на горизонтальный вал и гребной винт осуществляется посредством промежуточного (вертикального) вала, который через зубчатую передачу передает его на горизонтальный вал гребного винта. Соединение горизонтального вала с гребным винтом производится при помощи специальной муфты или штифта.
Крепление подвесного мотора к транцевой доске судна производится двумя винтовыми зажимами (типа барашков). Кронштейн должен быть достаточно прочным, так как он удерживает полный вес мотора и сопротивляется всем возникающим в двигателе колебаниям от сил инерции, а также ударам волн о подводную часть мотора и, наконец, он передает тягу гребного винта судну. Рабочее положение мотора на судне показано на рис. 1. Из рис. 5 видно, что мотор свободно может откидываться на оси кронштейна в пределах 90° в диаметральной плоскости(3) судна. Такое откидывание мотора предохраняет гребной винт, а также сам мотор от поломки при наскоке последнего на какое-либо подводное препятствие — камень, бревно, мель (рис. 5) — и позволяет устанавливать мотор под требуемым углом к плоскости ватерлинии(4), что необходимо для лучшего использования тяги.
Управление судном с подвесным мотором осуществляется не рулем, а специальной ручкой — румпелем. Ставя ось гребного винта под тем или иным углом к диаметральной плоскости судна, мы можем последнее поворачивать вправо или влево и двигаться по различным радиусам циркуляции (рис. 8). Основное усилие тяги гребного винта передается через дейдвудную трубу на башмак с резиновой подушкой 14 (см. рис. 3), расположенный на нижней части кронштейна.
Большинство подвесных моторов выпускается без реверса(5), а задний ход судна дается поворотом румпеля на 180. В этом случае направление действия тяги гребного винта меняется на противоположное и тянет судно назад.
Для связи мотора с дейдвудной трубой при повороте румпеля на задний ход со стороны гребного винта приваривается специальный замок 15, напоминающий собой гребень или широкий дугообразный зубец, который при повороте румпеля более чем на 90° от диаметральной плоскости судна входит в зацепление с кронштейном и тянет за собой лодку, не позволяя мотору откидываться назад.
Запускается мотор чаще всего вручную, рывком за шнур или круглый ремень, навернутый на обод маховика или специальный шкив. На ободе маховика или пускового шкива для закладывания пускового шнура и предупреждения его от соскакивания протачивается круговой паз с буртами.
Управление подачей рабочей смеси в цилиндр двигателя осуществляется рычажком на карбюраторе или рычажком газа на румпеле.
Для уменьшения шума выхлопные газы пропускаются через глушитель или их направляют через коллектор в корпус подводной части, куда сливается и нагретая после охлаждения цилиндра вода. Охлажденные водой газы и горячая вода из подводной части через специальные отверстия в дейдвудной трубе, как у ЛММ-6, или через окно сзади подводной части мотора, как у ЛРМ-6, уходят в воду за корму судна.
Остановка двигателя может быть произведена или выключением зажигания кнопкой «Стоп», или отключением подачи топлива, а чаще и тем и другим вместе.
Классификация подвесных моторов. Подвесные моторы можно подразделить:
1. По числу цилиндров — на одноцилиндровые, двухцилиндровые и четырехцилиндровые (рис. 9). Двигатели с другим числом цилиндров на подвесных моторах не встречаются.
2. По расположению цилиндров — на двигатели с односторонним, или линейным, расположением цилиндров, когда все цилиндры располагаются с одной стороны и в один или два ряда по вертикальной плоскости, т. е. один над другим (рис. 9,6), и оппозитным, или горизонтально-противоположным, расположением, когда пара цилиндров располагается в горизонтальной плоскости прямо противоположно друг другу, т. е. под углом в 180° (рис. 9,а и в).
3. По рабочему процессу, осуществленному в двигателе за два или четыре такта, — на двухтактные и четырехтактные (см. табл. 3).
4. По назначению и эксплуатации:
а) на моторы индивидуального пользования, рассчитанные на массового потребителя, предназначающиеся для установки на мелкие гребные лодки и шлюпки. Они изготовляются преимущественно двухтактными, просты в изготовлении и эксплуатации. Они надежны, работают на дешевых сортах бензина и даже на керосине, быстроходны (число оборотов нередко достигает 3500—4500 об/мин), их мощность колеблется в пределах 1,5—8 л. с, а вес колеблется в. зависимости от мощности в пределах 6—25 кг;
б) на моторы для туризма, промысловой рыбной ловли и нужд сельского хозяйства, а также для прогулочных судов большого тоннажа. Они имеют мощность примерно от 6 до 25 л. с, вес их колеблется от 20 до 55 кг. Скорость хода судна бывает от 12 до 35 км/час. Такие моторы преимущественно строятся двухтактными, а иногда четырехтактными. Топливо — бензин 1-го пли 2-го сорта;
в) на моторы для промышленно-хозяйственных и специальных целей. Мощность их бывает от 10 до 35 л. с, а иногда и до 60 л. с, вес от 30 до 100 кг. Моторы больших мощностей изготовляются преимущественно четырехтактными. Для них необходимо топливо высокого качества;
г) на моторы спортивные и гоночные. Для спорта применяются моторы самых различных мощностей. Они устанавливаются обычно на спортивных судах скользящего типа: скутерах или специальных полускользящих мотолодках. Удельный вес гоночных моторов колеблется в пределах 1—2 кг/л. с. Гоночные суда снабжаются высокофорси-роваиными двигателями(6) повышенного сжатия (со степенями сжатия ε = 9—12 и выше), повышенной скорости и повышенной мощности (от 20 л. с. и выше); они нередко изготовляются четырехтактными. Для достижения больших мощностей при малом весе гоночные моторы часто изготовляются очень сложной конструкции. Большие обороты коленчатого вала этих двигателей, доходящие до 6000 и выше, требуют для изготовления деталей специальных сталей и других высококачественных металлов. Спортивные и гоночные подвесные моторы работают непродолжительное время. Их применяют для проведения тренировок, соревнований, установления рекорда. Они работают на специальных топливах.
5. По литражу двигателя. Для сравнения Двигателей подвесных моторов между собой их принято делить на классы в зависимости от рабочего объема цилиндров (эта классификация и связанные с ней минимальные требования приведены в табл. 1).
Таблица 1
В табл. 1 приведены показатели спортивных гоночных моторов; моторы серийных марок имеют другие данные, которые указаны в табл. 2.
Таблица 2
Рабочий объем цилиндров двигателей подвесных моторов редко превышает 1000 см³ и обычно ограничивается объемом в 500 см3 и меньше. Мощность же подвесных моторов колеблется от 1,5 до 60 л. с.
В табл. 3 приводятся основные данные подвесных моторов отечественных марок.
Видео:КАК правильно ЗАВОДИТЬ лодочный МОТОР. Советы новичкам-ВОДОМОТОРНИКАМ. Мотор MERCURY.Скачать
Как выбрать подвесной мотор
Итак, вы выбрали катер и собираетесь поставить на него подвесной двигатель. В обилии моделей таких моторов неспециалисту легко запутаться. Схожие, на первый взгляд, модели, могут на деле серьезно отличаться друг от друга.
Для выбора подходящего варианта покупателю мало ориентироваться на количество лошадиных сил и габариты двигателя. Придётся разобраться с литражом, количеством цилиндров, отличиями двухтактных двигателей от четырёхтактных, карбюраторных — от инжекторных, а систем непосредственного впрыска топлива — от электронных.
Рассказываем, что значат для двигателя все эти параметры и как не сломать голову, вчитываясь в технический паспорт подвесного мотора.
Видео:Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотораСкачать
Какой мощности должен быть подвесной мотор
Мощность современных подвесных двигателей варьируется от 2 до 450 л.с. (Mercury Racing 450R). Есть еще, правда Seven Marine 627SV, чья мощность 627 л.с., но осенью 2020 года Volvo Group, в которую входит бренд, объявила, что собирается прекратить их производство.
Мощность двигателя зависит от двух основных параметров: количества цилиндров и литража. Литраж также называют «рабочим объемом» двигателя. Это сумма рабочих объемов всех цилиндров, которые рассчитывают на основе их сечения и длины рабочего хода поршня. Литраж показывает, сколько топлива двигатель может сжечь за один цикл.
Если производитель хочет увеличить мощность двигателя, у него есть два пути: увеличить число цилиндров или увеличить их объем.
У крошечного Yamaha 2 DMHS мощностью 2 л.с. всего один цилиндр и рабочий объем 50 см³ (0,05 литра). У мощного Mercury Racing 450R 8 цилиндров и рабочий объем 4,6 литра. Для сравнения, двигатель такого же объема используется на автомобилях BMW x5.
Цилиндры двигателя могут располагаться как с одной стороны, так и друг напротив друга, под углом (тогда в названии модели появляется буква V).
Сколько лошадей может «выдержать» лодка — зависит от каждой конкретной модели. Причём перестараться и поставить слишком мощный мотор на лодку ничуть не лучше, чем поставить недостаточно мощный. Если мощность двигателя слишком велика, транец, на котором закреплён мотор, может разрушиться или оторваться от корпуса.
Верфь всегда рассказывает будущему владельцу, на какую минимальную и максимальную мощность двигателей рассчитан катер.
Оптимальным считается соотношение 1 л.с. на каждые 20–25 кг веса загруженного катера.
Небольшим простейшим RIB и лодкам из ПВХ зачастую достаточно крошечных подвесников мощностью 5 л.с.
Хотя даже в этом случае не всегда максимальная мощность и длина корпуса находятся в связке. Например, 3-метровый RIB Brig Falcon 300 поставляется с подвесным двигателем Honda BF в 4 раза мощнее — 20 л.с. (хотя владелец может остановиться и на вариантах мощностью 4–15 л.с.) На 4-метровый RIB Boston Whaler 130 Super Sport ставят Mercury ELPT EFI мощностью 25–40 л.с.
На 5-метровом алюминиевом рыболовном катере NorthSilver 545 Fish максимальная мощность двигателя уже переваливает через сотню и доходит до 115 л.с.
6-метровый стеклопластиковый боурайдер Jeanneau Cap Camarat 6.5 BR в максимальной комплектации может похвастаться Yamaha F200 FETL на 200 л.с. Минимум для этой модели — 130 л.с. Ещё на метр увеличиваем длину корпуса, и обнаруживаем уже до 250 «голов» «в табуне» 7,1-метрового алюминиевого катера Volzhanka Voyager 700.
На 8-метровых катерах (например катере с центральной консолью Chris-Craft Catalina 27) уже ставят практически самые мощные подвесники — до 425 л.с. Хотя на указанной модели можно ограничиться и 200 л.с., до абсолютного максимума, 450 л.с. на один двигатель, такой лодке совсем недалеко.
Самые мощные подвесники встречаются уже на 9,6-метровом «внедорожнике» с траулерной рубкой Grizzly 960 Unimog. Ему необходимо в общей сложности 900 л.с., и этого добиваются, установив либо пару двигателей по 450 л.с., либо три по 300 л.с.
Видео:Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать
Вес двигателя в зависимости от мощности
Видео:Как правильно установить лодочный мотор по высоте?Скачать
Чем отличаются двухтактные и четырехтактные подвесные моторы
Ещё одна немаловажная характеристика двигателя — сколько раз опускается поршень цилиндра за один цикл. От этого зависит, как происходит очистка камеры цилиндра от выхлопного газа и её наполнение топливом: одновременно или в два этапа.
По этому параметру двигатели делятся на двухтактные и четырёхтактные.
Двухтактные двигатели весят меньше и из-за более простой конструкции их легче обслуживать. Они не привередливы к качеству топлива. При равном объеме двигателя двухтактный будет чуть более мощным, чем четырёхтактный. Ещё один плюс — двухтактные двигатели на 30–40% дешевле. Но в то же время они шумные и потребляют на 20% больше топлива, чем четырёхтактные. К тому же из-за склонности к замасливанию свечей зажигания они работают неровно, особенно на низких и холостых оборотах. Хотя на современных моделях производители стараются свести все эти минусы к минимуму. Двухтактными делают большинство маломощных подвесных моторов (2,5–4 л.с.). Хотя такую систему можно встреть на моделях мощностью вплоть до 250 л.с. А для четырёхтактных двигателей каких-либо ограничений по мощности нет. В первую очередь за счёт своей экономичности четырёхтактные двигатели намного популярнее. Кроме того, они тише и экологичнее. У них более сложная конструкция, поэтому они тяжелее и их обслуживание не такая простая работа, как обслуживание двухтактных моторов. К качеству топлива четырёхтактные моторы тоже более требовательны. Но зато не требуют смешивания бензина с маслом. Это, правда, вызывает проблемы при транспортировке. Если двухтактный двигатель можно перевозить в любом положении, то четырёхтактные – либо вертикально, либо на одном определённом боку. Если не следовать этим рекомендациям, масло попадёт в камеру сгорания и зальёт свечи (а затем и багажник автомобиля). Кроме того из-за этого к обслуживанию четырёхтактного двигателя добавляется смена масла после каждых 100 часов работы.
Видео:Тестируем гидрокрыло для лодочного мотораСкачать
Карбюраторный или инжекторный подвесной мотор?
Системы подачи топлива в двигателях делятся на карбюраторные и инжекторные. В карбюраторном двигателе жидкое топливо сперва в отдельной камере смешивается с воздухом до состояния однородной смеси (этот процесс и называется «карбюрация») и лишь только затем засасывается в цилиндры. Конструкция карбюратора сравнительно проста, поэтому финансовые затраты на покупку и последующее обслуживание такого двигателя гораздо ниже, чем в случае инжекторных систем. Для работы карбюратора не требуется электричество — ему достаточно потока воздуха, который всасывает двигатель.
Видео:ЭТО УБЬЕТ ТВОЙ МОТОР! ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ С ЛОДОЧНЫМ МОТОРОМ! СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОДНОМОТОРНИКАМ!Скачать
Длина ноги
Подвесные моторы отличаются друг от друга также длиной вала и «ноги», внутри которой он проходит от мотора в верхней части двигателя до винта в нижней. Труба, в которой находится вал, называют «дейдвудной трубой». Из-за этого и всю «ногу» целиком называют также «дейдвуд». Длина дейдвуда должна правильно соотноситься с высотой транца катера — расстоянием от верхней точки транца до киля. Моторы с короткой «ногой» в основном предназначены для небольших лодок из ПВХ и RIB. Однако на них иногда ставят и двигатели с большим дейдвудом. Если установить мотор слишком высоко, винт будет подвержен кавитации (начнёт захватывать пузырьки воздуха) и из-за этого — коррозии. К тому же при кавитации скорость лодки снижается, а обороты двигателя — растут. В результате мотор перегревается. Не допускать кавитацию помогает антикавитационная плита над винтом. Но при высокой установке мотора она не работает. Её место — на 5–25 мм ниже днища. Устанавливать мотор слишком низко тоже не стоит. Из-за этого неоправданно возрастает сопротивление воды. Двигатель будет тратить лишнюю энергию на то, чтобы преодолеть возникшее трение, мощность будет теряться. Также из-за увеличенной осадки высок риск случайно повредить винт на мелководье. Выделяют четыре типа дейдвудов. Но у каждого производителя они отличаются как по обозначению, так и по длине. Стоит также учитывать, что в зависимости от производителя вместо самого дейдвуда может указываться рекомендованная высота транца.
Видео:Установка лодочного мотора на транец , setting up the outboard motorСкачать
Винт или водомёт
На конце «ноги» среднестатистического подвесного двигателя располагаются антикавитационная плита и винт. В базовой комплектации производители поставляют с двигателем винт с усреднёнными характеристиками. Он с большой вероятностью может не подходить для нагрузок, которые ждут винт во время эксплуатации у конкретного владельца. Поэтому, определившись с двигателем, стоит заняться подбором винта к нему. О том, как это сделать, мы уже рассказывали ранее. Однако есть ещё один вариант — водомёт. Да, помимо классического стационарного водомёта, который можно встретить и на яхтах, существует также подвесной водомётный двигатель. Такие модели можно встретить в сегменте моторов от 25 до 150 л.с.у Mercury, Yamaha, Honda, Tohatsu, Evinrude. Верхняя часть и «нога» такого двигателя выглядят абсолютно также, как и у любого другого подвесника. Но вместо антикавитационной плиты и винта под ней на конце «ноги» расположена водомётная установка. Стоит отметить также, что «нога» у водомётных подвесных двигателей очень короткая. Водомёт располагается сразу под креплением, за которое двигатель вешают на транец. Преимущества у водомёта перед винтом в данном случае, такие же, как и на стационарных двигателях. Поскольку винт закрыт, а мотор (даже по меркам подвесных двигателей) не уходит глубоко в воду, лодка с таким оборудованием может свободно ходить по мелководью, не боясь зацепить каменистое дно и сломать винт. В чём же тогда отличие подвесного водомёта от стационарного? Скажем сразу. Не только в уровне мобильности (хотя это и немаловажный плюс подвесников). Преимущества стационарного водомёта:
- Лучшее распределение веса за счёт расположения мотора на днище, а не высоко на транце
- Более эффективная система забора воды. На винт попадает тот же поток, который обтекает днище. Его ничто не тормозит и он продолжает двигаться почти в том же направлении, отклонившись всего лишь примерно на 28°. Подвесной двигатель всасывает воду из-под себя. После попадания на винт, направленный сверху вниз, потоку необходимо развернуться примерно на 90°. Из-за этого подвесные водомёты на 30% менее мощные, чем стационарные.
- Не нужно после каждых 10 часов эксплуатации смазывать, а после 30–40 часов чистить подшипники.
Преимущества подвесного двигателя:
- Мобильный подвесной двигатель с водомётом вместо винта — идеальный двигатель для рыбаков, которым необходимо ходить по мелким рекам с каменистым или заполненным корягами дном.
- Моделей катеров, на которые можно установить подвесной мотор, больше, чем тех, для которых доступны стационарные водомёты.
- Установка стационарного водомёта требует манипуляций с днищем лодки для установки системы водозабора. Если при замене двигателя владелец лодки решит отдать предпочтение другому производителю, могут возникнуть сложности. Заменить один подвесной двигатель на другой намного проще.
Стоит отметить, что цены на стационарные и подвесные водомёты сравнимы. Например, стационарный Alamarin Jet 160 мощностью 100 л.с. продаётся за $13000, а чуть менее мощный подвесной Yamaha Jet Drive 90 — за $10500–14000.
Видео:Как устроен пульт ДУ для подвесного мотораСкачать
Тип управления и система запуска
На небольших надувных лодках из ПВХ, RIB и рыболовных катерах подвесной двигатель заводят вручную, а управление лодкой осуществляют, поворачивая двигатель в нужную сторону за румпель, совмещённый с ручкой газа.
Но уже начиная с 3,3-метров появляются модели с центральной консолью (вроде Brig Falcon 330), на которых управление и контроль газа переведены на отдельную панель со штурвалом. Система электрического запуска появляется на моторах мощностью от 20 л.с.
И чем больше длина корпуса, тем вероятнее, что запуск и система управления даже подвесным двигателем будут дистанционными. На лодках длиннее 6,3 метров румпель не используется совсем. Примером одной из самых больших моделей такого типа может служить американский рыболовный катер Lund 2075 Pro Guide.
Видео:ТАХОМЕТР - НАСТРОЙКА и УСТАНОВКА. Для лодочного мотора, мотоблока, бензопилы, лодки, гибрида ветерокСкачать
Производители
Хотя лидером на рынке подвесных моторов является американская компания Mercury Marine, большинство её конкурентов — японские фирмы.
Самые дешёвые подвесные двигатели на рынке — самые маломощные модели по 2,3–2,5 л.с. Они обойдутся в $600–800. Cамый мощный вариант — Mercury Racing 450R мощностью 450 л.с. Cамый дорогой — дизельный Yanmar Dtorque 111 мощностью 50 л.с. за $71000.
Видео:Как правильно глушить лодочный мотор. Советы новичкамСкачать
Как сэкономить на подвесном моторе?
Необходимость покупки двигателя отдельно от лодки означает увеличение конечной стоимости катера чуть ли не вдвое. Идея сэкономить на моторе в этой ситуации выглядит крайне заманчивой. И существует как минимум два способа сделать это.
Первый — найти подходящий двигатель на вторичном рынке.
Купить не новый, а подержанный подвесник. Но за экономию денег придётся заплатить временем, которое придётся потратить на поиск варианта в хорошем состоянии. Иначе скупой заплатит дважды, став постоянным клиентом ремонтных мастерских.
Второй способ сэкономить при покупке двигателя — отдать предпочтение китайским производителям.
Их продукция на 30–50% дешевле, чем модели соседей-японцев. Вот только качество материалов и сборки у китайцев зачастую, мягко говоря, ужасное. Так что при покупке такого мотора требуется быть предельно терпеливым, внимательным и осторожным. Подробный гид по миру китайских подвесников для тех, кто всё-таки хочет рискнуть и присмотреться к ним, мы публиковали в 2019 году.
Видео:Как установить подвесной мотор на лодку ПВХ?Скачать
Что лучше: один подвесной мотор или несколько?
У двух или даже трёх подвесников есть несомненное преимущество. Так как винты у них обязательно вращаются в разные стороны, лодку с такой системой проще швартовать.
Кроме того, независимый дополнительный мотор или моторы — гарантия, что лодка не останется без двигателя в случае поломки. Шансы, что два или, тем более, три-четыре мотора сломаются одновременно, значительно ниже.
Однако если выбор стоит между тем, поставить ли, например, один двигатель на 300 л.с. или два по 150 л.с., существенного выигрыша в мощности, как может показаться на первый взгляд, «умножение сущностей» не даёт. Зато увеличиваются расходы на заправку и обслуживание. Два менее мощных двигателя почти всегда будут весить больше, чем один более мощный.
Выбирать вместо одного двигателя два с этой точки зрения имеет смысл, если суммарная мощность превосходит возможности одинарных двигателей (как в примере с Grizzly 960 Unimog, который мы приводили выше). Также из-за характерного снижения сопротивления воды сдвоенные или строенные установки позволяют лодке немного быстрее разгоняться.
📹 Видео
ВЫ ПРОСИЛИ, МЫ ПРИВЕЗЛИ | TOHATSU M40D2SСкачать
Стационарный или подвесной лодочный мотор? Какой выбрать?!Скачать
Теперь НУЖНО регистрировать ВСЕ лодки в ГИМС иначе ШТРАФ 15 000 рублей! НОВЫЕ ПРАВИЛА рыболовства?Скачать
Подвесные моторы для судовой шлюпки. Лодочные моторы бывают очень разные.Скачать
⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать
Теперь в России будут производить свои лодочные моторы🚤Скачать
Производство лодочных моторов YAMAHAСкачать
История советских и российских лодочных моторовСкачать