Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но схема, придуманная добрых 70 лет назад, пока держится. И неплохо справляется работой – если, конечно, она работает. В стационарных устройствах, вроде бытовых холодильников, и тем более промышленных, особенных проблем с ресурсом нет, система работает десятки лет без перерыва в импульсном режиме. Но в машине почему-то уже после трех-четырех лет службы начинаются сложности, падает производительность, и, как показывает практика, ремонт оказывается дорогим. Почему так происходит, и как снизить издержки?
- Как это работает?
- Поломка первая: утечка
- Перегрев и аварийный сброс
- Неисправность компрессора
- Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки
- Неисправности системы управления
- Как определить самостоятельно, что не работает
- Гид покупателя по выбору компрессора автокондиционера
- Когда нужно менять компрессор целиком?
- Выбор нового компрессора
- Выбор бренда
- Совет покупателю!
- Лайфхак: на что обращать внимание при замене (ремонте) компрессора?
- Совет покупателю!
- 💡 Видео
Как это работает?
Схема работы любого кондиционера очень проста, посмотрите на картинку:
C хема может немного различаться в зависимости от того, применяется ли терморегулирующий вентиль (ТРВ) или же просто дросселирующая вставка, но отличия минимальны.
Компрессор с электромагнитной муфтой на большинстве автомобилей приводится от двигателя ремнем. На гибридах и электромобилях он может иметь привод от электродвигателя. Конструкция этого узла может быть достаточно разнообразной. Задача компрессора – сжимать газ, при этом он разогревается.
– это наш «радиатор кондиционера», который расположен перед основным радиатором двигателя. Это просто большой радиатор, но работающий под большим давлением. Разогретый и сжатый газ поступает в конденсатор, охлаждается и выходит уже в виде жидкости.
Ещё в схеме встречается фильтр-осушитель, в нем находится некоторое количество влагопоглощающего состава – например, цеолит ХН-9. Эта деталь является расходным материалом, ее требуется менять по регламенту раз в 5-6 лет. В фильтре задерживается влага, которая способствует коррозии, а заодно и механические загрязнения.
– это небольшой радиатор, в котором фреон испаряется и отбирает тепло у воздуха. Располагается он непосредственно в корпусе системы климат-контроля автомобиля.
В системах с терморегулирующим клапаном (ТРВ) последний часто выполнен отдельным элементом, но может быть конструктивно неотделим от испарителя. В корпусе ТРВ жидкий фреон проходит через миниатюрное отверстие. Проходное сечение и давление в контуре регулируются иглой. В действие она приводится от небольшого термостата, в котором в качестве рабочего тела обычно используется газ R 12, хотя привод может быть и электрическим, и механическим. Клапан регулирует поток жидкости и, следовательно, хладопроизводительность системы.
Можно поступить проще – поставить дросселирующую вставку. Это просто клапан с отверстием постоянного диаметра. Но тогда для нормальной работы системы придется циклически включать и выключать компрессор и использовать аккумулятор жидкости после испарителя. Но КПД такой системы будет немного выше, примерно на 10%. И потому именно ее используют в бытовой технике и в гибридах. В автомобилях она тоже встречается все чаще.
– это узел, который доиспаряет хладагент и препятствует попаданию в компрессор фреона в жидкой фазе. А датчик в нем регулирует хладопроизводительность системы. В него также встроены осушитель и фильтр, так что в системе с аккумулятором отдельный фильтр-осушитель обычно не используется.
Остальные компоненты системы – это трубки. Их количество обычно колеблется между шестью и дюжиной. Также в систему входят один-два датчика для определения давления у систем с ТРВ и как минимум два для систем с аккумулятором и дросселирующей вставкой.
Управляющая электроника обязательно нужна в системах с дросселирующей вставкой для эффективной работы, но фактически применяется даже на системах с ТРВ для предохранительных функций и более удобного управления системой.
Поломка первая: утечка
В большинстве случаев поломка кондиционера ассоциируется с утечкой фреона. На практике потеря рабочей жидкости – действительно самая частая неисправность системы. Причин может быть много: механические повреждения трубок, конденсатора, корпуса фильтра-осушителя или просто нарушение соединений. Даже совершенно исправная система не рассчитана на эксплуатацию без дозаправки газом более 5-7 лет. При таком количестве быстроразъемных соединений это попросту неизбежное зло.
Запаять все трубки наглухо мешают особенности конструкций автомобилей. Так, на многих моделях снятие пакета радиаторов – обязательная процедура при регламентных работах по замене ремня или цепей ГРМ, доступе к турбинам, помпам и другому навесному оборудованию спереди.
Механические повреждения от вибраций, ударов камней или попросту перетираний тоже встречаются регулярно. Объясняется это легко: большая часть системы расположена открыто в моторном отсеке и ничем не защищена от пыли и грязи, рядом работает вибрирующий мотор, машина ездит по ямам, испытывая знакопеременные ускорения. Да еще и камни летят в радиаторы с хорошей скоростью. Неудивительно, что «чистая» утечка встречается не так уж редко, и это действительно одна из основных причин отказа системы.
Диагностируются утечки достаточно хорошо. Если проблема не выявлена при визуальном осмотре, то вакуум-тест покажет наличие течи, и зачастую место утечки можно будет определить на слух. Если же нет, то заправка системы хладагентом с краской или УФ-компонентом поможет выявить проблему.
Читайте также: Поршневые компрессоры remeza в москве
К сожалению, иногда встречаются случаи действительно медленной утечки, возникающей только при рабочей разнице температур и длящейся неделями. С такой течью уже ездить не будешь, заправлять придется слишком часто, и найти простыми способами ее может быть очень сложно. В этом случае в ход идут варианты, как при диагностике «наобум». Мастера начинают менять компоненты последовательно. Чаще всего виновниками утечек являются или конструктивно слабые места системы, что не редкость у автомобиля, либо просто утечки трубок в передней части или с конденсатора, как наиболее крупной и уязвимой детали.
Перегрев и аварийный сброс
В системе есть множество предохранительных систем. Например, датчики давления отключат компрессор при превышении рабочей температуры, а если давление все равно растет, аварийный клапан сброса в компрессоре или фильтре выбросит фреон при аварийном превышении. И это правильно: соединения всех трубопроводов рассчитаны на работу до определенного давления и дальше просто начинают пропускать газ наружу.
Причина повышения давления в контуре до аварийного обычно проста: это перегрев. Реже давление набирается компрессором до аварийного предела. Виноваты в этом могут быть как остановки вентилятора радиаторов, так и повышенная теплопередача от вентилятора системы охлаждения, неправильно выбранный газ или его объем, поломка ТРВ или дросселирующей вставки или забитый осушитель или аккумулятор. Ну и наконец, возможен перегрев самого компрессора.
Таким образом, отсутствие газа в системе может говорить не только о механическом повреждении контура, но и о проблемах в его работе, в результате которых произошел перегрев и аварийный сброс давления. И потому при каждой заправке кондиционера обязательно контролируйте чистоту всего пакета радиаторов, работоспособность всех вентиляторов во всех режимах, особенно на максимальной производительности, а также работу датчиков давления системы.
Неисправность компрессора
Даже при наличии газа в системе кондиционер может не охлаждать воздух и не развивать нужного давления. Причин не так уж много. Наиболее частая проблема – это разрушение самого компрессора.
На большинстве машин он поршневой аксиальный, но встречаются и рядные, и роторно-поршневые конструкции. В любом случае, в механической его части встречаются такие проблемы как задиры, прихваты, разрушения шатунов и других механических узлов. Бывает, что заклинивают или текут клапаны, штуцеры и даже соединения корпуса.
Если компрессор разрушен, он поставляет в систему много мусора, часто это повреждает еще один узел.
К счастью, самой распространенной проблемой всех компрессоров является банальный отказ электромагнитной муфты, в которой порой подгорает и изнашивается простенькое «сцепление», а электромагнит сгорает. Также муфта часто выходит из строя по вине подшипника.
Наиболее простые внешние конструкции легко меняются на месте, даже без снятия компрессора с машины. Более сложные конструкции со встроенной герметичной муфтой надежнее, но для замены неисправных элементов потребуют серьезной переборки самого компрессора.
Замена опорного подшипника муфты также зачастую потребует применения пресса, и ее не получится выполнить, не снимая сам компрессор с машины. Впрочем, иногда достаточно подрегулировать зазор или удалить грязь из муфты, и узел восстанавливает работоспособность.
К поломкам чаще всего приводит или длительный перегрев и перегрузка системы при отключенных предохранительных датчиках, или недостаток или неправильно выбранный тип смазки и попадание продуктов разрушения фильтра-осушителя в поршневую группу компрессора.
Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки
Об этих деталях слишком часто забывают, но, тем не менее, это одни из самых тонких узлов всей конструкции. Их задача – создать перепад давления в системе и спровоцировать испарение хладагента.
Основная проблема в том, что это очень тонкие устройства. Отверстия очень маленькие, а у ТРВ его пропускная способность еще и регулируется иглой. Мусор забивает эти отверстия и нарушает работу системы. При вакуумировании перед заправкой система может очиститься, но вероятность этого невелика. Повышенное сопротивление ТРВ и дросселирующей вставки приводит либо к полной неработоспособности системы, либо к очень низкой ее производительности. Часто компрессор просто не может прокачать фреон, и происходит скачок давления с последующей его утечкой.
Системы с ТРВ устроены несколько проще, поскольку работают в постоянном режиме и с полным испарением хладагента перед испарителем, а системы с аккумулятором и дросселирующей вставкой имеют более простую механическую часть. Но при этом требуют контроля работы компрессора с помощью электроники, благодаря чему их испаритель «затопленного типа» примерно на 10% более эффективен, чем обычный. Но есть и еще один нюанс. Аккумулятор должен препятствовать попаданию хладагента в жидкой фазе снова в насос, иначе он выйдет из строя в результате гидроудара. И при непрогретом моторе или при включении зимой появляется шанс загубить компрессор еще и таким способом.
Приводить к неработоспособности системы могут и сбои в работе электронной системы регулирования.
Неисправности системы управления
Собственно, электроника и электрика машины не так уж редко являются причиной неработоспособности системы. Список возможных неисправностей довольно большой, но все сводится к нескольким критичным: неисправность системы подачи питания на муфту кондиционера, неисправность системы регулирования работы электровентиляторов радиаторов и, наконец, некорректная работа системы датчиков-предохранителей.
Читайте также: Компрессор кондиционера опель астра 2008г
Как определить самостоятельно, что не работает
Если при включении вы не слышите характерного звука и нет изменения оборотов двигателя, то проверьте наличие фреона. Можно «неправильным» способом, просто нажав на клапан заправочной горловины, хотя этот метод не даёт возможность оценить количество фреона. Зато он работает и при отключенном компрессоре. Если «пшик» есть, то вы потратили немного фреона, но убедились, что контур под давлением. Количество фреона можно оценить либо по рабочему давлению, либо при работающем компрессоре через «глазок». Если давления нет совсем, то вам придётся ехать к мастеру, проверять трубки и радиатор.
Второй на очереди стоит электрика. Проверьте провода на датчики давления, они расположены на радиаторе кондиционера, а в случае системы с аккумулятором – еще и на нем. Они должны быть целы. Проверьте предохранители муфты кондиционера и системы климат-контроля и вентиляторов радиатора. Визуально попробуйте оценить работоспособность муфты, если есть возможность. Проверьте наличие ремня на шкиве кондиционера.
Если компрессор включается, но холода нет, то полезно определить количество фреона. Обычно на трубках есть глазок для визуальной оценки состояния контура. Если при включении сначала проходят пузырьки, а потом их почти не остается, значит, компрессор качает, и фреона достаточно. Проблема кроется либо в клапане ТРВ, либо в работе конденсатора и вентиляторов. Если пузырьки идут постоянно, то есть беда с количеством фреона, нужно просто дозаправить систему. Если в глазке просто белая взвесь, то фреона почти нет, нужно срочно выключить систему и дозаправить ее.
Можно для гарантии потрогать трубки рукой. Магистраль низкого давления к компрессору должна быть холодной. Если она ледяная, а в салоне жарко, то что-то не так с системой смешения потоков воздуха, или испаритель просто забит грязью снаружи. Трубка высокого давления на радиатор кондиционера должна быть горячей. Это означает, что компрессор работает, хотя бы частично.
Собственно, дальше без манометра и специальной заправочной станции сделать что-то не получится. Если компрессор слабо качает, фреона немного, но есть, или если система регулирования работает некорректно, то придется диагностировать систему у специалиста. И помните: не бывает неремонтируемых узлов, трубки сваривают даже алюминиевые, радиаторы чинят и меняют, компрессоры стоят не миллионы.
О «правильных» ценах на типичный ремонт поговорим в следующем материале.
Видео:Устройство и принцип работы компрессора кондиционераСкачать
Гид покупателя по выбору компрессора автокондиционера
Если выходит из строя компрессор кондиционера, это всегда досадная и, к сожалению, недешевая поломка. Без кондиционера автомобиль, конечно, может обойтись, но к комфорту и удобству мы все привыкаем очень быстро, так что нужно устранять неисправность и дальше ездить в прохладе. Как выбрать новый компрессор, если старый вышел из строя окончательно и бесповоротно?
Видео:Почему ломается компрессор кондиционера? Ремонтировать или купить новый?Скачать
Когда нужно менять компрессор целиком?
Деталь эта достаточно сложная, но, к счастью, есть некритичные поломки, которые можно устранить заменой отдельных деталей. Другими словами, компрессоры можно ремонтировать, если не обратиться к мастерам сразу после появления неисправности. В частности, периодически меняют шкив, подшипник шкива, муфту, клапан и т.д. Стоимость этих деталей на порядок меньше, чем целого агрегата, так что своевременный ремонт – прямая экономия денег.
Однако есть ситуации, когда «малой кровью» уже не отделаешься. Например, тот же подшипник, который от нагрузки постепенно срабатывается и начинает шуметь. Если его не заменить сразу, подшипник выходит из строя окончательно и в конце концов клинит. После чего незадачливого автолюбителя ждет замена компрессора целиком (ремонт в таких случаях смысла не имеет).
Признаками неисправности компрессора будет, в первую очередь, любой шум при его работе. Начинается, как правило, с едва слышного гула (при поломке подшипника), который постепенно усиливается со временем. Поскольку многие компрессоры работают по принципу непрерывного вращения, подшипник нагружен даже при выключенном кондиционере, а следовательно, изнашивается даже в зимнее время.
Второй признак проблем с компрессором (и системой кондиционирования вообще) – при включении кондиционера в салон не поступает прохладный воздух.
И, наконец, если не включается сам компрессор кондиционера, причина может заключаться как в выходе из строя муфты, так и в заклинивании самого компрессора.
Несмотря на достаточно сложную конструкцию, основной причиной выхода из строя компрессора является не износ от времени, а обычный недосмотр. В любом случае, своевременное устранение неисправностей и грамотное ТО обеспечат нормальную работу автокондиционера в течение долгих лет.
Видео:Устройство, принцип работы и ремонт автокондиционера по технологии производителя.Скачать
Выбор нового компрессора
Разные модели компрессоров отличаются не только конструкцией, размерными характеристиками и приводом, но и техническими параметрами, отличия в которых могут быть даже у близких по типу моделей. Один из важнейших – производительность устройства, то есть объем хладагента, перекачиваемый за один полный оборот вала (за счет того, что компрессор может работать при разной скорости вращения двигателя, учитывают именно производительность за один оборот). Измеряют, как правило, в литрах или кубических сантиметрах.
Читайте также: Компрессор пневмы туарег 2003
Вот этот момент нужно тщательно проверять при покупке компрессора, потому что выбор устройства помощнее, чтоб наверняка (то есть принцип «бери больше, кидай дальше») не подходит для системы кондиционирования. Слишком слабый насос не даст нужного давления перед входом в конденсер, слишком мощный может вывести всю систему из строя.
Второй момент, на который необходимо обратить особое внимание – тип хладагента и, соответственно, тип масла, с которыми работает данный компрессор. Вполне может сложиться ситуация, что на старый автомобиль новый компрессор подходит по всем параметрам, кроме одного: он заправлен PAG-маслом под фреон R-134, а система работает на старом фреоне R-12 и минеральном масле.
Подобрать новый компрессор можно, ориентируясь на характеристики предыдущего, вплоть до выбора такой же модели по каталогу. Либо же использовать данные с маркировки старого компрессора, где указаны основные характеристики.
Если в машине установлена штатная система кондиционирования, в которую не вносились изменения, можно выбрать компрессор по vin-коду.
Многие производители предлагают либо уже заправленный маслом компрессор, либо нужное количество масла идет в комплекте. Второй вариант предпочтительней, если перед заменой не проводилась промывка системы: некоторое количество масла в ней уже есть, и остается только долить в компрессор недостающий объем.
Видео:Лайфхак/Как избежать замены Компрессора Кондиционера!Скачать
Выбор бренда
Поскольку компрессор испытывает достаточно серьезные нагрузки, лучше выбирать изначально высокое качество, не пытаясь сэкономить на неизвестных брендах. Вполне может сложиться ситуация, при которой «выгодная» покупка обернется не только скорой поломкой самого компрессора, но и выходом из строя смежных узлов.
Лучшее качество дают, как всегда, производители оригинальных запчастей. Другими словами, если есть возможность взять ОЕМ компрессор, нужно брать ОЕМ компрессор. Поставить и пользоваться долгие годы.
Из производителей можно выделить несколько брендов, выпускающих товары практически идентичные оригинальным. Это Denso (Япония), которыми комплектуются 42% всех систем автокондиционирования, Valeo (Франция), Nissens (Япония), Delphi (США), Ava Quality Cooling (Германия). Именно этим маркам отдают предпочтение специалисты и автолюбители, убедившись в высоком качестве их продукции. Зачастую, открыв коробку с оригинальным компрессором, внутри можно увидеть тот же Denso, Valeo или Nissens.
Продукция ведущих брендов отличается высокой точностью исполнения: зазоры между поршнями и стенками цилиндров составляют 3-5 мкм, используются улучшенные уплотнители, более качественные подшипники и т.д. Многие производители покрывают поршни компрессоров тефлоном, молибденом и другими материалами, улучшающими эксплуатационные характеристики. Благодаря этому производительность, надежность и срок службы такого компрессора будет в 2-3 раза больше, чем дешевого.
Видео:Как выбрать компрессор кондиционера БУ (б/у).Скачать
Совет покупателю!
Одна из основных проблем компрессора – масляное голодание. Появиться недостаток масла может не только в результате разгерметизации или неправильной установки компрессора, но и от долгого бездействия агрегата. Причина в том, что во время длительного простоя масло постепенно вытекает из компрессора, и в момент запуска находится не внутри агрегата, а в трубопроводе системы, что чревато повышенным трением, перегревом и поломкой компрессора. Так что специалисты рекомендуют время от времени включать кондиционер в зимний период: это помогает восстановить нужный баланс масла и фреона в системе, обновить защитную масляную пленку на деталях компрессора, а само масло циркулирует по системе, защищая внутреннюю поверхность от коррозии.
Видео:Как правильно установить компрессор кондиционера? В каких случаях нужно промывать систему?Скачать
Лайфхак: на что обращать внимание
при замене (ремонте) компрессора?
Первое, что нужно понимать: в системе кондиционирования ни в коем случае не должно быть влаги или, тем более, грязи. Вода и пыль могут попасть внутрь при разгерметизации (например, вышли из строя соединительные уплотнители, произошло ДТП с повреждением любого из элементов системы и т.д.) Твердые частицы образуются при износе компрессора: металлическая пыль и стружка появляются даже при однократном перегреве, после чего превращаются в абразив, стирающий подвижные детали и закупоривающий радиатор конденсера и испарителя.
В этих и подобных случаях специалисты перед заправкой фреоном предлагают промывку и чистку системы с заменой фильтра-осушителя. Промывка выполняется с помощью специальных средств, которые затем удаляют из системы с помощью насосов низкого давления. Если эта работа выполняется неквалифицированными мастерами, оставшаяся в контуре кондиционера влага за короткое время станет причиной новой неисправности.
Видео:Регламентные работы при заклинивании компрессора кондиционераСкачать
Совет покупателю!
Еще один совет тем, кто приобретает б/у автомобиль: проверять систему кондиционирования. Если система не работает, могут последовать отговорки в стиле «спустил фреон на зиму», «порвался/сняли ремень», «всё работает, нужно заправить», «камушек пробил радиатор» и т.д. Но, как правило, за ними прячется серьезная поломка, которую владелец просто не видит смысла устранять, возможно, что и полностью нерабочий компрессор. Так что цену на ремонт можно смело выторговывать у продавца (или закладывать в смету расходов).
Больше технической информации по данной теме вы можете найти в основной обзорной статье «Компрессор кондиционера автомобиля».
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
💡 Видео
Заправка АВТОКОНДИЦИОНЕРА - САМАЯ БЕСПОЛЕЗНАЯ УСЛУГА!!! ПОЧЕМУ?Скачать
Принцип работы системы кондиционирования DENSOСкачать
Безмуфтовый компрессор кондиционера принцип работы и почему они ломаются.Скачать
как проверить любой компрессор кондиционера (на примере компрессора форд фокус 2)Скачать
Почему нельзя ставить компрессор кондиционера Б/У на автомобиль без проверки...Скачать
Компрессор кондиционера - брать неоригинал или ремонтировать оригинал!?Скачать
Обслуживание автомобильного компрессораСкачать
5 ошибок ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОНДИЦИОНЕРА (климат-контроля)Скачать
Кондиционер | Как это работает? | ИЛЬДАР АВТО-ПОДБОРСкачать
Неоригинальный компрессор кондиционера - брать или не брать!?Скачать
Нужно ли ЗАПРАВЛЯТЬ КОНДИЦИОНЕР - каждый год?Скачать
Диагностика кондиционера своими силамиСкачать
Компрессор кондиционера - устройство и принцип работы.Скачать