Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но схема, придуманная добрых 70 лет назад, пока держится. И неплохо справляется работой – если, конечно, она работает. В стационарных устройствах, вроде бытовых холодильников, и тем более промышленных, особенных проблем с ресурсом нет, система работает десятки лет без перерыва в импульсном режиме. Но в машине почему-то уже после трех-четырех лет службы начинаются сложности, падает производительность, и, как показывает практика, ремонт оказывается дорогим. Почему так происходит, и как снизить издержки?
- Как это работает?
- Поломка первая: утечка
- Перегрев и аварийный сброс
- Неисправность компрессора
- Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки
- Неисправности системы управления
- Как определить самостоятельно, что не работает
- Что влияет на ресурс автокондиционеров: Холодильный круговорот
- Эксперт Герард Магильсен
- Датчик давления
- Компрессор
- Конденсор
- Испаритель
- Расширительный клапан
- Ресивер-осушитель
- Рекомендации по эксплуатации
- 🔥 Видео
Как это работает?
Схема работы любого кондиционера очень проста, посмотрите на картинку:
C хема может немного различаться в зависимости от того, применяется ли терморегулирующий вентиль (ТРВ) или же просто дросселирующая вставка, но отличия минимальны.
Компрессор с электромагнитной муфтой на большинстве автомобилей приводится от двигателя ремнем. На гибридах и электромобилях он может иметь привод от электродвигателя. Конструкция этого узла может быть достаточно разнообразной. Задача компрессора – сжимать газ, при этом он разогревается.
– это наш «радиатор кондиционера», который расположен перед основным радиатором двигателя. Это просто большой радиатор, но работающий под большим давлением. Разогретый и сжатый газ поступает в конденсатор, охлаждается и выходит уже в виде жидкости.
Ещё в схеме встречается фильтр-осушитель, в нем находится некоторое количество влагопоглощающего состава – например, цеолит ХН-9. Эта деталь является расходным материалом, ее требуется менять по регламенту раз в 5-6 лет. В фильтре задерживается влага, которая способствует коррозии, а заодно и механические загрязнения.
– это небольшой радиатор, в котором фреон испаряется и отбирает тепло у воздуха. Располагается он непосредственно в корпусе системы климат-контроля автомобиля.
В системах с терморегулирующим клапаном (ТРВ) последний часто выполнен отдельным элементом, но может быть конструктивно неотделим от испарителя. В корпусе ТРВ жидкий фреон проходит через миниатюрное отверстие. Проходное сечение и давление в контуре регулируются иглой. В действие она приводится от небольшого термостата, в котором в качестве рабочего тела обычно используется газ R 12, хотя привод может быть и электрическим, и механическим. Клапан регулирует поток жидкости и, следовательно, хладопроизводительность системы.
Можно поступить проще – поставить дросселирующую вставку. Это просто клапан с отверстием постоянного диаметра. Но тогда для нормальной работы системы придется циклически включать и выключать компрессор и использовать аккумулятор жидкости после испарителя. Но КПД такой системы будет немного выше, примерно на 10%. И потому именно ее используют в бытовой технике и в гибридах. В автомобилях она тоже встречается все чаще.
– это узел, который доиспаряет хладагент и препятствует попаданию в компрессор фреона в жидкой фазе. А датчик в нем регулирует хладопроизводительность системы. В него также встроены осушитель и фильтр, так что в системе с аккумулятором отдельный фильтр-осушитель обычно не используется.
Остальные компоненты системы – это трубки. Их количество обычно колеблется между шестью и дюжиной. Также в систему входят один-два датчика для определения давления у систем с ТРВ и как минимум два для систем с аккумулятором и дросселирующей вставкой.
Управляющая электроника обязательно нужна в системах с дросселирующей вставкой для эффективной работы, но фактически применяется даже на системах с ТРВ для предохранительных функций и более удобного управления системой.
Поломка первая: утечка
Видео:Почему ломается компрессор кондиционера? Ремонтировать или купить новый?Скачать
В большинстве случаев поломка кондиционера ассоциируется с утечкой фреона. На практике потеря рабочей жидкости – действительно самая частая неисправность системы. Причин может быть много: механические повреждения трубок, конденсатора, корпуса фильтра-осушителя или просто нарушение соединений. Даже совершенно исправная система не рассчитана на эксплуатацию без дозаправки газом более 5-7 лет. При таком количестве быстроразъемных соединений это попросту неизбежное зло.
Запаять все трубки наглухо мешают особенности конструкций автомобилей. Так, на многих моделях снятие пакета радиаторов – обязательная процедура при регламентных работах по замене ремня или цепей ГРМ, доступе к турбинам, помпам и другому навесному оборудованию спереди.
Механические повреждения от вибраций, ударов камней или попросту перетираний тоже встречаются регулярно. Объясняется это легко: большая часть системы расположена открыто в моторном отсеке и ничем не защищена от пыли и грязи, рядом работает вибрирующий мотор, машина ездит по ямам, испытывая знакопеременные ускорения. Да еще и камни летят в радиаторы с хорошей скоростью. Неудивительно, что «чистая» утечка встречается не так уж редко, и это действительно одна из основных причин отказа системы.
Диагностируются утечки достаточно хорошо. Если проблема не выявлена при визуальном осмотре, то вакуум-тест покажет наличие течи, и зачастую место утечки можно будет определить на слух. Если же нет, то заправка системы хладагентом с краской или УФ-компонентом поможет выявить проблему.
К сожалению, иногда встречаются случаи действительно медленной утечки, возникающей только при рабочей разнице температур и длящейся неделями. С такой течью уже ездить не будешь, заправлять придется слишком часто, и найти простыми способами ее может быть очень сложно. В этом случае в ход идут варианты, как при диагностике «наобум». Мастера начинают менять компоненты последовательно. Чаще всего виновниками утечек являются или конструктивно слабые места системы, что не редкость у автомобиля, либо просто утечки трубок в передней части или с конденсатора, как наиболее крупной и уязвимой детали.
Читайте также: Компрессоры передвижные с птс
Перегрев и аварийный сброс
В системе есть множество предохранительных систем. Например, датчики давления отключат компрессор при превышении рабочей температуры, а если давление все равно растет, аварийный клапан сброса в компрессоре или фильтре выбросит фреон при аварийном превышении. И это правильно: соединения всех трубопроводов рассчитаны на работу до определенного давления и дальше просто начинают пропускать газ наружу.
Причина повышения давления в контуре до аварийного обычно проста: это перегрев. Реже давление набирается компрессором до аварийного предела. Виноваты в этом могут быть как остановки вентилятора радиаторов, так и повышенная теплопередача от вентилятора системы охлаждения, неправильно выбранный газ или его объем, поломка ТРВ или дросселирующей вставки или забитый осушитель или аккумулятор. Ну и наконец, возможен перегрев самого компрессора.
Таким образом, отсутствие газа в системе может говорить не только о механическом повреждении контура, но и о проблемах в его работе, в результате которых произошел перегрев и аварийный сброс давления. И потому при каждой заправке кондиционера обязательно контролируйте чистоту всего пакета радиаторов, работоспособность всех вентиляторов во всех режимах, особенно на максимальной производительности, а также работу датчиков давления системы.
Неисправность компрессора
Даже при наличии газа в системе кондиционер может не охлаждать воздух и не развивать нужного давления. Причин не так уж много. Наиболее частая проблема – это разрушение самого компрессора.
На большинстве машин он поршневой аксиальный, но встречаются и рядные, и роторно-поршневые конструкции. В любом случае, в механической его части встречаются такие проблемы как задиры, прихваты, разрушения шатунов и других механических узлов. Бывает, что заклинивают или текут клапаны, штуцеры и даже соединения корпуса.
Если компрессор разрушен, он поставляет в систему много мусора, часто это повреждает еще один узел.
К счастью, самой распространенной проблемой всех компрессоров является банальный отказ электромагнитной муфты, в которой порой подгорает и изнашивается простенькое «сцепление», а электромагнит сгорает. Также муфта часто выходит из строя по вине подшипника.
Наиболее простые внешние конструкции легко меняются на месте, даже без снятия компрессора с машины. Более сложные конструкции со встроенной герметичной муфтой надежнее, но для замены неисправных элементов потребуют серьезной переборки самого компрессора.
Замена опорного подшипника муфты также зачастую потребует применения пресса, и ее не получится выполнить, не снимая сам компрессор с машины. Впрочем, иногда достаточно подрегулировать зазор или удалить грязь из муфты, и узел восстанавливает работоспособность.
К поломкам чаще всего приводит или длительный перегрев и перегрузка системы при отключенных предохранительных датчиках, или недостаток или неправильно выбранный тип смазки и попадание продуктов разрушения фильтра-осушителя в поршневую группу компрессора.
Неисправности терморегулирующего вентиля и дросселирующей вставки
Об этих деталях слишком часто забывают, но, тем не менее, это одни из самых тонких узлов всей конструкции. Их задача – создать перепад давления в системе и спровоцировать испарение хладагента.
Видео:Устройство и принцип работы компрессора кондиционераСкачать
Основная проблема в том, что это очень тонкие устройства. Отверстия очень маленькие, а у ТРВ его пропускная способность еще и регулируется иглой. Мусор забивает эти отверстия и нарушает работу системы. При вакуумировании перед заправкой система может очиститься, но вероятность этого невелика. Повышенное сопротивление ТРВ и дросселирующей вставки приводит либо к полной неработоспособности системы, либо к очень низкой ее производительности. Часто компрессор просто не может прокачать фреон, и происходит скачок давления с последующей его утечкой.
Системы с ТРВ устроены несколько проще, поскольку работают в постоянном режиме и с полным испарением хладагента перед испарителем, а системы с аккумулятором и дросселирующей вставкой имеют более простую механическую часть. Но при этом требуют контроля работы компрессора с помощью электроники, благодаря чему их испаритель «затопленного типа» примерно на 10% более эффективен, чем обычный. Но есть и еще один нюанс. Аккумулятор должен препятствовать попаданию хладагента в жидкой фазе снова в насос, иначе он выйдет из строя в результате гидроудара. И при непрогретом моторе или при включении зимой появляется шанс загубить компрессор еще и таким способом.
Приводить к неработоспособности системы могут и сбои в работе электронной системы регулирования.
Неисправности системы управления
Собственно, электроника и электрика машины не так уж редко являются причиной неработоспособности системы. Список возможных неисправностей довольно большой, но все сводится к нескольким критичным: неисправность системы подачи питания на муфту кондиционера, неисправность системы регулирования работы электровентиляторов радиаторов и, наконец, некорректная работа системы датчиков-предохранителей.
Как определить самостоятельно, что не работает
Если при включении вы не слышите характерного звука и нет изменения оборотов двигателя, то проверьте наличие фреона. Можно «неправильным» способом, просто нажав на клапан заправочной горловины, хотя этот метод не даёт возможность оценить количество фреона. Зато он работает и при отключенном компрессоре. Если «пшик» есть, то вы потратили немного фреона, но убедились, что контур под давлением. Количество фреона можно оценить либо по рабочему давлению, либо при работающем компрессоре через «глазок». Если давления нет совсем, то вам придётся ехать к мастеру, проверять трубки и радиатор.
Читайте также: Конденсатор для компрессора воздушного cbb60
Второй на очереди стоит электрика. Проверьте провода на датчики давления, они расположены на радиаторе кондиционера, а в случае системы с аккумулятором – еще и на нем. Они должны быть целы. Проверьте предохранители муфты кондиционера и системы климат-контроля и вентиляторов радиатора. Визуально попробуйте оценить работоспособность муфты, если есть возможность. Проверьте наличие ремня на шкиве кондиционера.
Если компрессор включается, но холода нет, то полезно определить количество фреона. Обычно на трубках есть глазок для визуальной оценки состояния контура. Если при включении сначала проходят пузырьки, а потом их почти не остается, значит, компрессор качает, и фреона достаточно. Проблема кроется либо в клапане ТРВ, либо в работе конденсатора и вентиляторов. Если пузырьки идут постоянно, то есть беда с количеством фреона, нужно просто дозаправить систему. Если в глазке просто белая взвесь, то фреона почти нет, нужно срочно выключить систему и дозаправить ее.
Можно для гарантии потрогать трубки рукой. Магистраль низкого давления к компрессору должна быть холодной. Если она ледяная, а в салоне жарко, то что-то не так с системой смешения потоков воздуха, или испаритель просто забит грязью снаружи. Трубка высокого давления на радиатор кондиционера должна быть горячей. Это означает, что компрессор работает, хотя бы частично.
Собственно, дальше без манометра и специальной заправочной станции сделать что-то не получится. Если компрессор слабо качает, фреона немного, но есть, или если система регулирования работает некорректно, то придется диагностировать систему у специалиста. И помните: не бывает неремонтируемых узлов, трубки сваривают даже алюминиевые, радиаторы чинят и меняют, компрессоры стоят не миллионы.
О «правильных» ценах на типичный ремонт поговорим в следующем материале.
Что влияет на ресурс автокондиционеров: Холодильный круговорот
Лето – время активного использования автомобильного кондиционера (климат-контроля). Причем он востребован не только в жару, но и когда на улице дождь и в салоне начинают запотевать все окна. Как работает эта система и что влияет на ресурс – об этом в нашей сегодняшней рубрике «Автошкола».
Лето – время активного использования автомобильного кондиционера (климат-контроля). Причем он востребован не только в жару, но и когда на улице дождь и в салоне начинают запотевать все окна. Как работает эта система и что влияет на ресурс – об этом в нашей сегодняшней рубрике «Автошкола».
Эксперт
Герард Магильсен
Старший инженер и ведущий тренер DENSO Europe по системам кондиционирования.
Автомобильные кондиционеры и их более сложные модификации с системой автоматического поддержания заданной температуры в салоне независимо от автомобиля имеют схожую конструкцию и практически одинаковый принцип работы. Интересно, что эта система включает в себя не такое уж большое количество узлов, но практически все они могут серьезно влиять на эффективность ее работы и ресурс. Чтобы понять это, проследим за круговоротом рабочего тела системы, которым является так называемый хладагент, и узнаем, что он делает в каждом из узлов кондиционера.
Датчик давления
Датчик давления (реле давления) – устройство, которое защищает компоненты контура системы от повреждения при слишком высоком или слишком низком давлении хладагента.
Видео:Устройство, принцип работы и ремонт автокондиционера по технологии производителя.Скачать
Место установки
В зависимости от конструкции системы кондиционирования датчик давления может размещаться в радиаторе-конденсоре, в фильтре-осушителе или в магистрали высокого давления.
Обслуживание
Обслуживание дачика давления заключается в замене уплотнительного кольца и чистке контактов соединения. Данная процедура осуществляется при прохождении регламентных технических обслуживаний кондиционера.
Возможные проблемы
Отказать датчик давления может при обрыве электрической цепи и заклинивании поршня компрессора.
Компрессор
Сердце кондиционера – компрессор. Он сжимает хладагент, который в испарителе перешел в газообразное (парообразное) состояние, имеет низкую температуру, находится под низким давлением и «отправляет» его под высокими температурой и давлением в конденсор.
Место установки
Компрессор кондиционера приводится в действие ременным приводом от коленвала двигателя, поэтому располагается в моторном отсеке, являясь навесным оборудованием силового агрегата. Компрессоры с электроприводом (для электромобилей и гибридов) также размещаются в моторном отсеке автомобиля.
Обслуживание
Для нормальной работы компрессора необходимо соблюдать два правила – периодически проверять наличие хладагента в системе (чем старее машина, тем чаще) и не оставлять кондиционер на длительное время без работы. Эту систему необходимо включать не реже одного раза в неделю не менее чем на 15 минут. Это улучшит смазывание уплотнения вала компрессора и повысит его герметичность, благодаря чему уменьшатся утечки хладагента в окружающий воздух.
Возможные проблемы
В процессе эксплуатации возможно заклинивание компрессора. Происходит это вследствие нехватки хладагента в контуре или вследствие использования неправильного (низкокачественного) масла в системе. При замене компрессора необходима замена других компонентов, а также дорогостоящая промывка ряда деталей для удаления из них загрязнений и отложений. В современных системах промыть все компоненты невозможно, поэтому их, например, конденсоры многопоточного типа, меняют на новые вместе с компрессором.
Читайте также: Как должен работать воздушный компрессор
Конденсор
Конденсор – это теплообменник в форме радиатора, в который компрессор подает хладагент под высокими давлением и температурой.
Место установки
Радиатор-конденсор расположен перед радиатором двигателя.
Видео:Как правильно установить компрессор кондиционера? В каких случаях нужно промывать систему?Скачать
Обслуживание
В наших условиях эксплуатации конденсор периодически нужно чистить, а для снижения загрязняемости перед нижней его частью следует установить защитную сетку с ячейкой 2–3 мм (более мелкоячеистая ухудшит теплообмен).
Возможные проблемы
Из-за характерного размещения конденсора на его ребрах с наружной стороны скапливается грязь. Это ограничивает протекающий через конденсор поток воздуха, который используется для рассеивания тепла и изменения фазового состояния хладагента. В результате давление в системе растет, что ведет к ухудшению эффективности охлаждения и повышенным нагрузкам на компрессор. Все это может стать причиной серьезной поломки компрессора и потребовать дорогостоящего ремонта.
Испаритель
Испаритель представляет собой теплообменник (радиатор) для охлаждения и осушения воздуха. Устанавливается он в контуре низкого давления. Хладагент в виде туманообразной смеси впрыскивается в испаритель, где поддерживается низкое давление. При этом происходит парообразование, т. е. переход из жидкого состояния в газообразное. Согласно законам физики это сопровождается отбором тепла. В данном случае тепло отбирается от стенок трубок радиатора-испарителя, которые обтекает поток охлаждаемого воздуха, поступающего в салон автомобиля.
Место установки
Испаритель, как правило, размещается в салоне под торпедо перед радиатором системы отопления.
Обслуживание
Требуется периодическая чистка наружной поверхности радиатора-испарителя, чтобы избежать появления плесени и болезнетворных бактерий.
Возможные проблемы
Чаще при отсутствии воздушного фильтра салона и реже при его наличии на поверхности трубок радиатора испарителя накапливается слой грязи, которая является благоприятной средой для образования плесени и размножения болезнетворных бактерий. В итоге в определенных режимах работы системы вентиляции-кондиционирования салон наполняется неприятным запахом, а самое главное – размножающиеся бактерии могут стать причиной заболеваний пассажиров.
Расширительный клапан
Термостатический расширительный клапан управляет процессом парообразования в испарителе.
Место установки
Расширительный клапан размещается либо в моторном отсеке у перегородки с салоном, либо в салоне внутри торпедо.
Обслуживание
Обслуживание клапана заключается в его мойке при очистке всей системы кондиционирования.
Возможные проблемы
Видео:Заправка АВТОКОНДИЦИОНЕРА - САМАЯ БЕСПОЛЕЗНАЯ УСЛУГА!!! ПОЧЕМУ?Скачать
Расширительный клапан может перестать работать или работать неэффективно в случае попадания в него грязного масла, стружки из системы, заклинивания иглы и при неработающем температурном клапане.
Ресивер-осушитель
Ресивер-осушитель или аккумулятор (ресивер-осушитель отделяет влагу, а аккумулятор – хладагент в жидком состоянии) выполняют функции хранения хладагента, его фильтрации и удаления из него влаги.
Место установки
В системах с расширительным клапаном (TXV) ресивер-осушитель установлен на выходе конденсора, а у систем с расширительной трубкой (нерегулируемое расширительное устройство) аккумулятор размещен на выходе испарителя.
Обслуживание
В зависимости от применяемых стандартов на кондиционеры и компоновки конкретной системы эти устройства могут работать в течение всего срока эксплуатации автомобиля либо должны заменяться через установленные промежутки времени. Ресивер-осушитель или аккумулятор требуют замены при каждом выпуске хладагента из системы, а также при любой разгерметизации системы, даже если вы просто меняли одно уплотнительное кольцо. Иначе внутри этих узлов абсорбент при контакте с окружающим воздухом полностью насыщается влагой.
Возможные проблемы
При чрезмерном насыщении ресурс влагопоглотителя заканчивается, что приведет к появлению влаги в системе, которая, в свою очередь, станет причиной выхода из строя компрессора; засорению компонентов, закупориванию расширительного клапана и преждевременной поломке компрессора.
Рекомендации по эксплуатации
Система кондиционирования, как и любая другая система автомобиля, нуждается в ежегодном техническом обслуживании, которое поможет максимально долго поддерживать ее в хорошем состоянии и позволит избежать дорогостоящего ремонта. При надлежащем уходе срок службы системы кондиционирования может сравняться со сроком службы автомобиля. Кроме того, обслуженный кондиционер уменьшает расход топлива, так как система не функционирует с максимальной мощностью длительное время, тише работает, точнее регулирует температуру и не создает неприятных запахов.
Для специализированного сервиса существует минимальный перечень работ при обслуживании систем кондиционирования. Это:
1. Проверка работы и эксплуатационных показателей системы кондиционирования.
2. Определение типа хладагента в системе, так как неправильно выбранный рабочий газ может ухудшить эксплуатационные характеристики и стать причиной поломки, например компрессора.
3. Определение качества хладагента и масла.
4. Проверка и необходимость замены салонного фильтра.
5. Контроль наличия утечек хладагента. Идеального способа обнаружения утечек не существует, поэтому мы рекомендуем сочетать два или три различных метода.
6. Проверка состояния узлов системы на предмет отсутствия любых повреждений – механических, от коррозии, которые могут стать причиной проблем в будущем. Проверка загрязненности поверхности конденсора или радиатора.
7. Проверка правильности работы системы кондиционирования с контролем эксплуатационных характеристик, шумности, потока воздуха, смешивания воздуха при обогреве и охлаждении, наличия неприятного запаха в салоне.
Видео:Лайфхак/Как избежать замены Компрессора Кондиционера!Скачать
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔥 Видео
Нужно ли ЗАПРАВЛЯТЬ КОНДИЦИОНЕР - каждый год?Скачать
Регламентные работы при заклинивании компрессора кондиционераСкачать
Как выбрать компрессор кондиционера БУ (б/у).Скачать
Диагностика кондиционера своими силамиСкачать
как проверить любой компрессор кондиционера (на примере компрессора форд фокус 2)Скачать
Принцип работы системы кондиционирования DENSOСкачать
Как работает кондиционер в автомобиле?, Не работает кондиционер? основные неисправностиСкачать
Принцип РАБОТЫ КОНДИЦИОНЕРА (охлаждение, обогрев). ПРОСТО О СЛОЖНОМСкачать
Не охлаждает автокондиционер. Какие причины? Проверяем компрессор, радиатор и клапан кондиционераСкачать
Диагностика электромагнитной муфты компрессора кондиционера. Как самостоятельно проверить муфтуСкачать
Компрессор кондиционера - брать неоригинал или ремонтировать оригинал!?Скачать
Компрессор кондиционера: как провести проверку. ЕвроАвтоСкачать
Как проверить авто-кондиционер , перед заправкой. Простой но действующий метод.Скачать
Безмуфтовый компрессор кондиционера принцип работы и почему они ломаются.Скачать