По действующему положению в отрасли проводятся периодические контрольные стендовые испытания торсионных валов серийных танков. Значение контрольных испытаний, проводимых по единой методике на одном и том же предприятии, заключается в том, что они позволяют своевременно исправить отдельные случаи нарушения технологии изготовления торсионных валов на заводах, выпускающих основные танки.
Проводится два вида испытаний: на усталость при циклическом деформировании кручением и статическое кручение. В первом случае проверяют два вала в месяц (для танка Т-80 — два вала в квартал). Торсионы для испытаний отбирает представитель заказчика в присутствии представителя завода изготовителя .
На статическое кручение отбирают один вал в месяц. По результатам этих испытаний определяют экспериментальную характеристику упругости (предел пропорциональности), а также пластичность торсионов, оцениваемую по относительному максимальному сдвигу при кручении γ max ( п процентах), который определяется по углу разрушения вала φ max по формуле
где d0 – диаметр стержня вала, мм ; l – расчетная длина вала, см.
Указанные характеристики позволяют оценивать качество термической обработки и комплексного упрочнения торсионов.
Известно [1], что долговечность торсионных валов зависит от многих факторов: геометрических размеров, качества термообработки и самого металла, режима поверхностного упрочнения и принятой схемы упрочнения, режима испытания и др.
Торсионные валы изготавливают из стали 45ХН2МФА-Ш [2], обрабатывают на высокую прочность σв = 2000. 2200 МПа (закалка, отпуск 220±10 °С) и упрочняют по схеме: заневоливание , обкатывание , повторное заневоливание . Однако имеются различия в технологии производства валов различных машин. Поэтому для каждого чертежа торсионного вала режимы испытаний различны (табл. 1).
Периодические испытания в течение 22 лет дают богатый материал для анализа долговечности торсионов разных машин (табл. 2). При подсчете средней долговечности учитывалась долговечность валов, доведенных до разрушения или выдержавших более 500 тыс. циклов.
Представленные результаты свидетельствуют о том, что средняя долговечность высокопрочных торсионных валов в 2,5. 5 раз выше требований технических условий на деталь. Максимальная долговечность колеблется в пределах 866. 2 774 тыс. циклов в зависимости от режима испытания, упрочнения и геометрических размеров торсионов. Однако в отдельные годы торсионы выдерживали всего 150 тыс. циклов. В 1979, 1980, 1982 гг. были случаи преждевременного разрушения торсионов 434.51.059/060, в 1980 г . – 172.51.001, в 1982 г . – 219-33-1/2. Исследования торсионных валов, не выдержавших 15 тыс. циклов, показали, что разрушение их связано, как правило, с очевидным нарушением технологии или недостаточным качеством металла.
Видео:Изготовление валаСкачать
Таблица 1. Режимы периодических стендовых испытаний торсионных валов
Коэффициент асимметрии цикла R
Например, торсионный вал 172.51016 в 1980 г . был сломан после 26 тыс. циклов вследствие внутреннего дефекта металла во всю длину торсиона. Между тем техническими условиями ТУ 1-14-1725—76 расслоение стали 45ХН2МФА-Ш не допускается.
Разрушение валов 434.51.059 в 1977 г . после 97 тыс. циклов испытания было вызвано остаточным обезуглероживанием поверхности в связи с малым припуском на механическую обработку. Увеличение диаметра исходной заготовки с 53 до 55 мм позволило исключить систематический брак торсионов .
Таблица 2. Долговечность кондиционных торсионных валов различных танков
Эквивалентные напряжения испытания τэкв , МПа
Долговечность кондиционных валов, тыс. циклов
выдержавших более 500 тыс. циклов
Следует отметить, что уровень выполнения технологии изготовления торсионов существенно отличается на различных предприятиях. Торсионные валы танка Т-80, производимые на одном из заводов, выдерживали 687,5 тыс. циклов в 1981 г . и 221 тыс. циклов в 1982 г . в то время как валы другого завода – 910 тыс. циклов кручения.
Немаловажную информацию дает анализ места разрушения торсионов. В 1982 г . все торсионы 219.33-1/2 были разрушены по шлицевым головкам, причем средняя долговечность понизилась в 2,5 раза. Это было связано с пропуском отдельных шлицев при обкатывании , с обкатыванием впадин роликами, с изношенной рабочей кромкой, с плохим качеством очистки окалины на шлицах и т. п.
Видео:Торсионная подвескаСкачать
При обкатывании роликами окалину вдавливали в поверхность впадин, вызывая местные надрывы, которые затем становились очагами разрушения. Специально проведенный контроль технологических параметров процесса обкатывания впадин непосредственно на заводе показал нарушение режима обкатывания : натяг роликов составлял 0,32 мм
Торсионные валы 434.51.059 наиболее часто разрушаются на расстоянии 75. 110 мм от головок. В среднем за все годы в этом месте ломалось 57 % деталей, в то время как по стержню – 16, по шлицевым головкам — 27% торсионов. Это свидетельствует о сочетании неблагоприятных факторов на этом участке вала: двойное выполнение шлифования, продольное раскатывание, упрочняющее обкатывание роликами стержня и галтелей.
Анализ характера, места разрушения и долговечности торсионных валов 172.51.016 показал, что в 1982 г . количество торсионов, разрушенных по стержню, не изменилось и составляло 74 % от общего числа разрушенных валов, однако средняя долговечность уменьшилась в 1,8 раза по сравнению с 1980 г . При этом 40 % торсионов разрушались в одном месте: на расстоянии 1 140. 1 200 мм от торца малой головки . Ранее, в 1980–1981 гг., этого не наблюдалось. Оказалось, что в 1982 г . в цехе использовались новые станки УВ-3. На старых станках УВ-1 и УВ-2 обкатывание стержня и галтелей осуществляется таким образом, что зона перекрытия обкатанных участков находится около галтелей, а при упрочнении на станке УВ-3 в центре вала на расстоянии 1 140. 1 200 мм от торца малой головки.
Читайте также: Проушина карданного вала газель
При разрушении торсионов по шлицевым головкам начальный очаг обычно расположен у поверхности впадины шлица. В одних случаях разрушение торсиона начинается от боковой поверхности шлица и вызвано усталостным разрушением отдельных шлицев от изгибных нагрузок. В других случаях разрушение начинается по впадине и приводит к усталостному разрушению головки вала. Расположение начального очага в поверхностном слое вала определяется тем, что при кручении наибольшие напряжения возникают на поверхности и уменьшаются к сердцевине вала.
Поэтому основными факторами, определяющими работоспособность торсиона при циклических нагрузках, являются состояние поверхностного слоя ( шлифовочные прижоги , обезуглероженный слой, механические повреждения, коррозия) и качество поверхностного упрочнения роликами. Следует учитывать также большую чувствительность высокопрочных торсионов к различным концентраторам напряжений. Кроме того, период развития усталостной трещины у высокопрочных сталей невелик и составляет примерно 10. 20 % от общей долговечности детали [3]. Сопротивление стали зарождению и развитию трещины повышают упрочнением (пластическое деформирование). Упрочнение поверхности является эффективным средством торможения усталостных трещин на начальном этапе их развития [4].
Стендовые испытания показали (табл. 3), что наибольшую долговечность имеют торсионы, начальные очаги разрушения которых расположены под упрочненным слоем на некотором расстоянии от поверхности, и наименьшую – у которых начальные очаги разрушения расположены у поверхности. Различие в долговечности может быть в 1,5. 3 раза. Таким образом, не меняя технологии изготовления серийных торсионов, можно повысить их долговечность лишь за счет качественного выполнения обработки поверхности и упрочнения ее обкатыванием .
Таблица 3. Изменение циклической долговечности в зависимости от положения начального очага разрушения торсионов, тыс. циклов
Ищу кто возьмется, ну и хотелось бы комментарии к идее услышать
Уважаемые мастера
Не дает покоя одна идея, родившаяся в результате рассказа одного моего товарища, он рассказал мне как в 90 -х годах они подняли технологию изготовления кавалерийских шашек которую разработали в 41 году после обращения Доватора Льва Михайловича непосредственно к Сталину с жалобой на то, что царских шашек не хватает, а новые отвратительного качества. По указу Сталина была разработана технология производства шашек из торсионных валов Танков.
Видео:Торсионная подвескаСкачать
Используя эту технологию, мои друзья по заказу на читинском танковом заводе изготовили несколько шашек в подарок для чиновников.
По рассказу когда шашку подарили одному из членов московского правительства , кто то из присутствующих казаков сказал, что николаевские шашки гораздо лучше, после чего устроили испытания и николаевская шашка была перерублена новодельной с одного удара.
После этого мне в голову засела одна мысль ,что не плохо было бы наделать ножей по этой технологии и вот уже год она мне покоя не дает. Посему ищу кузнецов которые возьмутся попробовать это осуществить.
Со своей стороны я достану всю тех.документацию и непосредственно сами валы. (валы уже есть где взять, документация надеюсь приедет ко мне в ближайшее время)
Ну и конечно возьму на себя финансовое обеспечение этого процесса.
Сразу хочу сказать, что я не специалист по металлу и кузнечному делу, по этому с удовольствием бы послушал комментарии уважаемых мастеров про эту затею. Если закидаете тапками я не обижусь, но очень хотелось бы послушать конструктивные обсуждения.
Вот что я нашлось по поводу торсионных валов танков в великпедии:
Торсионы выполняют из хромистых или кремниевых сталей с содержанием углерода 0.45-0.65 %, хрома 1-1.5 %, с добавлением ванадия, никеля, молибдена и других легирующих элементов. Легированная сталь, используемая в торсионных валах, обладает высокой усталостной прочностью и упругостью, как правило, это сталь типа 45ХНМФА.Термическая обработка хромистых сталей состоит обычно из закалки при температуре 800-860ºС с последующим отпуском при температуре 400-500ºС.
Для повышения усталостной прочности торсионов впадины шлицёв обрабатываются накаткой роликами. Рабочая поверхность вала подвергается дробеструйной обработке или накатке роликами, это создаёт упрочнённый поверхностный слой (наклёп) и значительно повышает усталостную прочность торсиона.
Для повышения динамических свойств, воспринимаемой нагрузки и максимального угла закрутки торсион подвергают заневоливанию. Эта технологическая операция является последней среди операций механической и термической обработки. Операция заневоливания заключается в закрутке горячего торсиона за предел его упругого состояния и выдерживании в таком положении некоторое время. При этом в поверхностных слоях возникают пластические деформации, а в сердцевине упругие. После разгрузки торсиона сердцевина, стремясь освободиться от напряжений и вернуться в исходное состояние, встречает сопротивление пластически деформированного поверхностного слоя. Остаточные напряжения, полученные при заневоливании, позволяют повысить рабочую нагрузку и угол закрутки торсиона в эксплуатации. В некоторых случаях, как это делается для торсионов Т-72, торсион подвергается двойному заневоливанию.
Рабочая закрутка заневоленных торсионов должна совпадать с направлением закрутки при заневоливании
дык,а резать так-же будут,как и рубить?
volshebnik75
устроили испытания и николаевская шашка была перерублена новодельной с одного удара
Не знаю. Могу только предположить как резать будут, вот хочу услышать мнения спецов. Но думаю суперские ножи могут получиться.
Может сразу в перлы народныя? Сталин. 41-вый. шашки. торсионы.
volshebnik75
Но думаю суперские ножи могут получиться.
Торсионы выполняют из хромистых или кремниевых сталей с содержанием углерода 0.45-0.65%,работают они на «скрутку»,у ножика функции немного другие,да и углерода маловато,по нынешним временам!
Долго еще наверное в народе качество ножа будет определятся терминами типа «из танкового торсиона» » из турбинной лопатки» «из клапана НЛО» и тд и тп ((
И только на ганзе будет в ходу «порошок с ТО Алана» и так далее
Хотя эксперимент есть эксперимент
Жуйкову предложите, он вроде подобные эксперименты время от времени устраивает
После этого мне в голову засела одна мысль ,что не плохо было бы наделать ножей по этой технологии и вот уже год она мне покоя не дает. Посему ищу кузнецов которые возьмутся попробовать это осуществить.
Со своей стороны я достану всю тех.документацию и непосредственно сами валы. (валы уже есть где взять, документация надеюсь приедет ко мне в ближайшее время)
Могут, но скорее всего нет А вот хорошие топоры могут получиться с большей вероятностью
Нож должен резать, а не железки рубить! Железки зубилом рубят
Вот тут нашел, кто то уже делал похожее интересно было бы у владельца узнать как ножик себя ведет.
Читайте также: Картофелесажалка с валом отбора мощности
http://forum.zadi.ru/viewtopic.php?f=2&t=4227
Малый:
Общая длина ножа — 200 мм. Клинок — сталь 45ХНМФА (торсион от ЗАЗа) 90х19х2,5 мм.
Рукоять — 110х25х13 мм. Шоколадное дерево (дерево Че), сувель ольхи, проставки кожанные. Монтаж всадной на эпоксидку. Финиш — масло для полков, даниш.
Долго еще наверное в народе качество ножа будет определятся терминами типа «из танкового торсиона» » из турбинной лопатки» «из клапана НЛО» и тд и тп
Ну история была пересказана не для определения качества ножа . А как объяснение откуда взялась идея.
Поэтому я и хотел услышать мнения спецов которые разбираются в металле и могут высказать мнение авторитетное.
Чтоб выслушать это мнение и либо надавать самому себе по мозгам, чтоб подобные идеи их больше не забивали. Либо в результате получить хороший нож ?
Жуйкову предложите, он вроде подобные эксперименты время от времени устраивает
незнаю как нож себя вести будет ,не делал а мантажки получаются класные у меня есть танковый торсион правда на куски порезан.
А в чем идея? В марке стали? Сталь как сталь, хороша на торсионы, может на длиномеры пойти. Не более.
Вся эта история, про шашки — байки, самое забавное, что изымали торсионы с КВ и делали шашки. ?
ПМСМ
Видео:Как сделать длинные валы на токарном станке???Скачать
О,блин,теперь я фсё понял_____ЗАЗ=ТАНК . Буду следить за развитием темы.Уж больно жутко интересно ,чем все эти сталины-тарелки-шашки-танки разродятся.
Виталий, как будет на руках документация свяжитесь со мной по мылу, будем подумать ))
А в чем идея? В марке стали? Сталь как сталь, хороша на торсионы, может на длиномеры пойти.
Идея была в том, чтоб получить практически вечный нож. ? То что он будет держать большую нагрузку на лезвие это понятно. То что он будет меньше подвержен коррозии все таки сталь высоколегированная.
Остается вопрос как он будет держать заточку.
Про историю ничего утверждать не буду. Как мне рассказали так и передал. Идея засела в голову это сотворить и не уходит, а значит надо ее осуществить и посмотреть что получиться. И либо радоваться результату либо успокоиться ,что не вышло.
По указу Сталина была разработана технология
А не послал ли часом Сталин куда подальше ходока, который в такое время предложил тратить ресурсы на всякую фигню вместо производства весьма дефицитного оружия? Это если предположить что вся история — что то большее чем обычная байка. ?
Хрома очень мало для нержавейки.
Думаю ржаветь будет очень быстро по сравнению с традиционными ножевыми «нержавейками» (95Х18, 440С, AUS8, и пр.), резать теоретически хуже, т.к. углерода маловато. Что остается из достоинств?
А не послал ли часом Сталин куда подальше ходока, который в такое время предложил тратить ресурсы на всякую фигню вместо производства весьма дефицитного оружия? Это если предположить что вся история — что то большее чем обычная байка.
Не думаю что ходока послали и история похожа на правду.
Известен успешными операциями по уничтожению немецких войск в период Великой Отечественной войны. За голову Доватора немецкое командование назначило крупную награду[2], однако кавалеристы Доватора были неуловимы.
В августе 1941 года возглавил отдельную кавалерийскую группу Западного фронта в составе 50-й и 53-й кавалерийских дивизий, укомплектованных кубанскими, терскими и донскими казаками. 20 ноября 1941 года на её базе был сформирован 3-й кавалерийский корпус. За боевые заслуги 27 ноября 1941 года он был преобразован во 2-й гвардейский. Совместно с 8-й гвардейской дивизией имени генерал-майора И. В. Панфилова, 1-й гвардейской танковой бригадой генерала М. Е. Катукова и другими войсками 16-й армии корпус защищал подступы к Москве на Волоколамском направлении.
11 декабря 1941 года 2-й гвардейский кавалерийский корпус Доватора был переброшен в район Кубинки. 150 км он шёл по тылам немецко-фашистских войск, преследуя их отступающие части, и 19 декабря вышел к реке Рузе. 17 декабря 1941 года Доватор был назначен заместителем командующего 16-й армии и командующим её оперативной группой, в состав которой вошёл и 2-й гвардейский кавалерийский корпус, командиром которого стал И. А. Плиев.[4]
Да саму историю эту мне рассказал человек не замеченный в лапшще навешивании.
Все таки бывший генерал еще КГБ СССР .
И опять же на мою просьбу достать документацию он не стал отмазываться , а пообещал достать. Ждемс.
Не совсем понял какое отношение имеет эта историческая справка к рассказанной истории.
И опять же на мою просьбу достать документацию он не стал отмазываться , а пообещал достать. Ждемс.
Хрома очень мало для нержавейки.
Думаю ржаветь будет очень быстро по сравнению с традиционными ножевыми «нержавейками» (95Х18, 440С, AUS8, и пр.), резать теоретически хуже, т.к. углерода маловато. Что остается из достоинств?
Сталь которая используется в торсионных валах танка скорее всего несколько другая нежли описанная в великпедии. В любом случае надо дождаться документацию и сами валы и посмотреть на практике что получиться.
Видео:закалка валов сталь 45Скачать
Читайте также: Сколько времени должен работать компрессор в холодильнике индезит
В любом случае мне это кажется интересней чем вообще ничего не делать.
Хотя я Согласен по поводу того что хрома маловато и углерода.
Сталь которая используется в торсионных валах танка скорее всего несколько другая нежли описанная в великпедии
Не забывайте, торсионы использовались на Т-40 и КВ. И тот и другой — скажем так, не самые распространенные танки. А на 34-ках и БТ была свечная подвеска, там торсионами и не пахло.
«
Система подрессоривания танка Т-40 состояла из четырех узлов подвески на борт с обрезиненными катками (D = 515 мм). Стержневые торсионы длиной 1745 мм были выполнены из стали 60С2.
«
Не совсем понял какое отношение имеет эта историческая справка к рассказанной истории.
Самым действенным оружием против немцев оказались шашки наверно ?
Вот на всех хороших и не хватало.
Виталий, на самом деле ничего волшебного в вашей железке нет.
Про то как делают и закаливают торсионы. так могу написать историю о том как выращивают монокристаллические турбинные лопатки, стойкость которых в испытаниях на порядок выше их кованых штампованых и прочих аналогов.
Будет не менее интересно.
Давно уже нет «секретных» техник закалки, и особенных утраченных режимов ТО.
Как скахал один умный человек «солдат помни, что твоё оружие сделано максимально дёшево и в нужный момент оно обязательно откажет»
То же и с шашками, на фронт поставлялось то ещё гуано, не забывайте всегда количество растёт в ущерб качеству.
А если и была история со Сталиным, так там достаточно было проконтролировать от и до процесс изготовления партии обычных шашек и на выходе получили бы совсем другой продукт.
А уж ещё и поменять железку на более кошерную, чем «что привезли из того и делаем» результат и вправду порадует
Udod
Это будет «вечный нож» . Резать он не будут и вечно будет лежать на полке ? ?
самые бредовые идеи становятся гениальными,бери патент.
Я кстати на волшебность железки не претендовал.. и на тайные способы тоже ?
Послушав коментарии умных идей уже понял что в идее есть минусы.
Но думаю что это не повод отказываться от задуманого. Просто хотелось воплотить идею в жизнь.
Все равно валы уже заказанны и приедут ?
История мне нравиться, а значит ножик будет. Ну а если он окажется вечным и будет лежать на полке.
То как сказал тут один из присутствующих из этой стали получаются классные монтажки. ?
В принципе, ничего плохово в том ,чтобы попробовать из этого сделать нож нет. Сам иногда пытаюсь сделать клинки то из старинного напильника,то из пешни, скованной хрен знает когда непонятно из чего деревенским кузнецом,то просто из куска железа выкопанного из земли. Иногда получаются интересные результаты. Но ждать чего-то особенного от стали,предназначенной совсем для другого не стоит,однако ?.
volshebnik75
В любом случае мне это кажется интересней чем вообще ничего не делать.
да мы тут вообще тока языками трепемся ?
в технологии случайно ничего про цементирование нет? может зря так все накинулись, что не будет резать)
Мда. Вообще-то, если штучный заказ, то можно вообще из любой железки сделать клинок приемлемого качества. Из чего только не приходилось делать, в ход шли и тросы, и цепи, и клапана/пружины/торсионы, делал и из «копанного» железа, несколько клинков сделал даже из старых орудийных стволов (один мой знакомый варит дамаск даже из стальных сердечников бронебойных пуль крупнокалиберных патронов).
Но все эти «пляски с бубном» оправданы только в одном случае — ради ЛЕГЕНДЫ! Во всех остальных случаях лучше взять пруток инструментальной стали.
Видео:Смотреть всем!!! Секрет горизонтального торсиона. #куйстальСкачать
Вообще сама идея воспроизвести все манипуляции , да еще плюс и с такой историей просто интересно.
Отчего ж не попробовать? Даже просто во имя осуществления собственной идеи, не дающей покоя.
Я думаю — стоит сделать — все-равно уже решились.
То же и с шашками, на фронт поставлялось то ещё гуано
И совершенно правильно — ими же не воевал никто (за редчайшими исключениями). Так, атрибут кавалериста. Потому я и сомневаюсь весьма в том что рассказанная история имела место. Плюс торсион от танка нужно было ещё найти — не была у нас в то время торсионная подвеска на танках распространена. Фактически, с торсионной подвеской на начальный период войны производились только КВ (если не ошибаюсь).
А теперь представьте, приходит к верховному, которому из за дефицита чуть ли не самолично винтовки по фронтам распределять приходится, некий чел и говорит, что сталь для подвески тяжелых танков лучше использовать на шашки. Они, дескать, кошернее от этого станут а кавалеристы получат +1 к морали. И конструкторов с технологами занять не усовершенствованием производства, скажем, стволов для ппш, а разработкой техпроцесса изготовления правильной шашки.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
🎥 Видео
Торсион. За него не берутся токаряСкачать
74 Закалка и отпуск для всех и каждогоСкачать
Проточка о-о-о-чень длинных валов на токарном станке.Скачать
Торсионная подвеска. Как настроить торсионы и выставить машину по уровню. Лифт подвескиСкачать
Как отличить 45 сталь от обычной + переснял "вызов всем мастерам"Скачать
Как проверить торсионную пружину на Ваших воротахСкачать
Термообработка стали. Закалка, Отпуск, Отжиг, Нормализация.Скачать
Закалка валков из стали 45Скачать
Как сделать вал (токарная операция)Скачать
Как правильно отрегулировать торсионыСкачать
ТорсионСкачать
Закалка стали 40 х ( обзор термической обработки)Скачать
Закалка втулок и болтов. Сталь 40ХСкачать
Определение температуры.Закалка и отпуск стали.Скачать