Видео:Шина ДитерихсаСкачать
Аппараты и приспособления для транспортной иммобилизации.
Аппараты, используемые в челюстно-лицевой ортопедии, отличаются многочисленностью и разнообразностью. Однако, ввиду того, что многие из них являются аналогами или модификациями уже существующих приспособлений, а также из-за вариабельности назначения и функции конструкций, необходимы четкие критерии их классификации. Итак, челюстно-лицевые аппараты разделяют:
По лечебному и функциональному назначению:
Кортопедическим (консервативным) методам иммобилизации относятся временные аппараты для оказания первой помощи (транспортная иммобилизация) и постоянные аппараты, используемые для оказания специализированной врачебной помощи и при лечении в стационаре (лечебная иммобилизация).
— основные аппараты, т.е. имеющие самостоятельное лечебное значение;
— вспомогательные аппараты, применяемые при костной и кожной пластике, когда основным видом лечебной помощи будет оперативное вмешательство.
По функциональному назначению:
— фиксирующие аппараты (удерживающие), удерживают отломки челюсти в правильном положении, обеспечивают их неподвижность;
— репонирующие аппараты (исправляющие или перемещающие), подразделяются на аппараты механического и функционального действия, (направляющие), постепенно устанавливают отломки челюсти в правильное положение, применяются в том случае, когда невозможно произвести одномоментную репозицию;
— формирующие аппараты применяются при пластике мягких тканей лица для временного поддержания формы лица, создания жесткой опоры, предупреждения рубцовых изменений мягких тканей и их последствий (смещение фрагментов за счет стягивающих сил, деформация протезного ложа и др.).
— замещающие аппараты (резекционные и разобщающие) применяются для замещения дефекта челюстей и восстановления их формы и функции;
— комбинированные аппараты (многофункциональные);
— профилактические аппараты (аппараты для механотерапии, боксерская каппа, ограничители открывания рта) применяются для предупреждения травм челюстно-лицевых травм и их последствий.
По способу фиксации и месту расположения:
— съемные/ несъемные/ комбинированные;
— внутриротовые/ внеротовые/ внутри-внеротовые;
— назубные/ надесневые/ зубонаддесневые/ накостные.
По технологии изготовления:
— стандартные и индивидуально изготовленные (внелабораторного и лабораторного и изготовления);
По материалу изготовления:
— полимерные (пластмасса, композит, полиамидная нить);
— металлические (гнутые, литые, паяные, сочетанные);
— комбинированные (пластмасса и металл, пластмасса и полиамидная нить, металл и композит и др.).
Транспортная иммобилизация – метод временной иммобилизации, задачей которого является обеспечение неподвижности отломков костей на время транспортировки больного в лечебное учреждение либо до возникновения иной возможности оказания квалифицированной помощи.
Как правило, транспортная иммобилизация накладывается на срок до 3-х суток. Аппараты и приспособления для транспортной иммобилизации могут быть внутриротовыми, внеротовыми и внутри-внеротовыми. Повязки бывают давящими (для остановки кровотечения, уменьшения ликвореи, восстановления прикуса) и поддерживающими (для купирования болевого синдрома, вызванного дислокацией фрагментов, для удержания лоскутов мягких тканей и отломков костей). Кроме того, для осуществления транспортной иммобилизации нередко используют импровизированные подручные средства ввиду отсутствия специализированных приспособлений.
Показанияк временной иммобилизации:
— отсутствие условий для осуществления лечебной иммобилизации;
— отсутствие специализированных кадров, способных выполнить лечебную иммобилизацию;
— недостаток времени для проведения лечебной иммобилизации. Обычно это наблюдается в период боевых действий или других чрезвычайных ситуаций (землетрясение, аварии с большим числом жертв и т.п.), когда отмечается большой поток пострадавших;
— тяжелое общесоматическое состояние (травматический шок, кома, внутричерепная гематома, черепно-мозговая травма, сопровождающаяся тошнотой и/или рвотой и др.), являющееся временным относительным противопоказанием к проведению лечебной иммобилизации.
Внеротовые методы транспортной иммобилизации:
— теменно-подбородочная повязка по Гиппократу (рис. 1а). Является самым доступным и простейшим методом временной фиксации отломков. Круговые туры бинта, проходя через подбородок и теменные кости, не позволяют отломкам смещаться во время транспортировки пострадавшего. Для этой цели можно использовать эластичный сетчатый бинт. Показания к применению: при переломах нижней челюсти она фиксирует отломки к неповрежденной верхней челюсти. При переломах обеих челюстей повязка поддерживает и предупреждает смещение отломков поврежденных челюстей, тем самым значительно ограничивает их подвижность.
— стандартная эластическая пращевидная повязка
(по З.Н. Померанцевой-Урбанской) (рис. 1в). Состоит из подбородочной пращи, к которой с двух сторон пришиты широкие резинки, переходящие в матерчатые ленты с отверстиями для шнурка. Показания к применению: средство транспортной иммобилизации при переломах верхней и нижней челюсти.
— стандартная пращевидная транспортная повязка (жесткая подбородочная праща) Д.А. Энтина (рис. 1б). Показания к применению: средство транспортной иммобилизации при переломах верхней и нижней челюсти. Эта повязка состоит из стандартной безразмерной шапочки и подбородочной жёсткой пращи с прорезями и выступами, используемыми для фиксации резиновых колец и языка пострадавшего, а также для оттока раневого содержимого. В зависимости от количества пар резиновых колец, используемых в повязке, праща может удерживать отломки без давления или оказывать давление на них. При переломе нижней челюсти за зубным рядом или при переломе верхней челюсти стандартную повязку можно наложить с использованием трех пар резиновых колец (как давящую). При переломах нижней челюсти в пределах зубного ряда ее следует накладывать лишь для поддержания отломков. Чрезмерное давление на сместившиеся отломки приводит к еще большему их смещению и опасности асфиксии.
Читайте также: Шины для тойота королла 1999
Рис. 1. Внеротовые методы транспортной иммобилизации.
а) теменно-подбородочная повязка по Гиппократу;
б) транспортная повязка по Энтину;
Видео:Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
Стандартная транспортная повязка состоит из жесткой шины пращи энтина
В последнее время Я. М. Эбаржем предложена новая шина для вправления и фиксации отломков верхней челюсти. Конструкция опорной головной повязки обеспечивает, по утверждению автора, возможность быстрого надевания повязки на голову, хорошую устойчивость и возможность жесткой фиксации шины-дуги вместе с отломками верхней челюсти. Конструкция шины-дуги позволяет также применять ее как при наличии зубов, так и при беззубых отломках (в сочетании с пластмассовой площадкой или пластинкой). Внеротовые стержни являются рычагами, при помощи которых отломки вначале вправляют, а затем закрепляют.
Оригинальная система соединения шины-дуги с опорной головной повязкой хомутиками позволяет применять шину-дугу и головную повязку не только при переломах верхней челюсти, но и при сочетанных переломах верхней и нижней челюстей.
Таковы модификации и способы усовершенствования проволочных шин, однако они еще не решили окончательно вопроса о рациональном и легком методе связывания шины с зубами, о применении межчелюстной фиксации без зацепных петель и т. д. Попытки некоторых авторов заменить косую узловую вязь прямой являются шагом вперед по пути облегчения методики привязывания шины к зубам, но не окончательным решением этого вопроса. Что касается зацепных петель, то они отнимают много времени у врача.
По Д. А. Энтину, на изгибание гладкой шины-скобы нужно времени в 2 раза меньше, чем на изгибание шины с зацепными петлями. Кроме того, петли являются часто причиной воспалительных явлений в полости рта раненого. Нам кажется, что самым целесообразным явилось бы использование для межчелюстной фиксации шин не петель, а узлов проволочных лигатур, которые можно сделать при скручивании концов лигатур с вестибулярной стороны. Тигерштедт применял для этой цели проволочные пломбочки. Пломбочки представляют собой колечки из алюминиевой проволоки толщиной 0,6 мм, нарезанные из спирали, намотанной на стальную дугу. Эти пломбочки надевают на концы лигатур, которые скручивают и пригибают.
М. К. Гейкин предлагал для этой цели применять свинцовые или оловянные дробинки со сквозным отверстием посредине, которые надевают на завитки лигатур, а за них зацепляют резиновые колечки.
Не решен также вопрос об ортопедическом лечении верхней челюсти. Все указанные и многие другие вопросы должны стоять в центре внимания врачей-стоматологов с целью дальнейшего усовершенствования и рационализации процессов фиксации и вправления отломков поврежденных челюстей.
Внелабораторные съемные шины известны под названием «стандартных транспортных повязок». Наиболее употребительные из них следующие: 1) простая головная повязка из бинта; 2) стандартная головная повязка (головная шапочка); 3) стандартная шина-дощечка по А. А. Лимбергу ; 4) стандартная подбородочная шина-праща по Д. А. Энтину; 5) стандартная верхнечелюстная металлическая шина-ложка с внеротовыми стержнями по А. А. Лимбергу.
Круговая повязка из бинта применяется при переломах верхней челюсти. До применения круговой повязки устанавливают отломки верхней челюсти в более или менее правильном положении, а затем круговыми оборотами бинта вокруг головы подтягивают нижнюю челюсть к верхней.
Стандартная головная шапочка представляет собой матерчатую или вязаную шапочку с боковыми мягкими валиками и металлическими крючками для резиновых тесемок. Боковые валики предохраняют больного от давления резинок. Головная шапочка служит для прикрепления к ней стандартной верхнечелюстной шины-ложки и подбородочной пращи.
Дощечка А. А. Лимберга сделана из дерева; ее подвязывают марлевым бинтом к стандартной головной повязке или на голове.
Стандартную подбородочную шину-пращу по Д. А. Энтину изготовляют из пластмассы или металла. Она имеет с каждой стороны прорезь с тремя выступами, к которым прикрепляют резинки стандартной головной повязки.
Праща применяется при переломах нижней челюсти. Для уменьшения давления на нижнюю челюсть ее выстилают ватой или мягкой материей с таким расчетом, чтобы мягкие материалы выходили за края пращи. Пращи применяют также иногда при переломе верхней челюсти. В этих случаях нижнюю челюсть притягивают к верхней, и это способствует установлению отломков верхней челюсти в правильном положении.
Транспортная стандартная верхнечелюстная шина-ложка по А. А. Лимбергу, применяемая при одновременном переломе верхней и нижней челюстей, представляет собой ложку с припаянными внеротовыми стержнями, имеющими приспособления для фиксации ложки к головной шапочке. В боковых стенках шины-ложки есть вырезки с выступами внутри в виде зацепных петель для прикрепления резиновых колечек, идущих от алюминиевой шины на нижней челюсти в случае перелома нижней челюсти. Эта временная шина не индивидуальная, а стандартная и поэтому она приспосабливается в каждом отдельном случае путем накладывания стенса или ваты.
Читайте также: Тойота рав 4 горит датчик давления в шинах как отключить
При наличии зубов на верхней челюсти в шину-ложку вкладывают размягченный стене, а при отсутствии зубов — марлю или вату. Стандартная верхнечелюстная ложка слабо фиксирует отломки верхней челюсти, не предохраняет их от смещения и поэтому во время Великой Отечественной войны почти не применялась. Не применялась также деревянная дощечка по А.А. Лимбергу. Что касается матерчатой головной шапочки, то она в большинстве случаев заменялась жесткой гипсовой шапочкой, так как последняя более устойчива, прочнее удерживает внеротовые фиксаторы.
Видео:Стандарт «Техника наложения шины Крамера на предплечье»Скачать
Аппараты и приспособления для транспортной иммобилизации.
Глава 1. Предмет челюстно-лицевой ортопедии. Цели и задачи предмета. История предмета. Роль отечественных ученых в развитии этой области стоматологии.
Показания и противопоказания к проведению восстановительных операций и применению ортопедических методов лечения при врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области.
Челюстно-лицевая ортопедия – раздел ортопедической стоматологии, включающий в себя диагностику и лечение травм челюстно-лицевой области и их осложнений, врожденных и приобретенных дефектов мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области (ЧЛО), последствий оперативных вмешательств по поводу ранений, воспалительных процессов и новообразований, а также заболеваний височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС), жевательных мышц и т.д.
Челюстно-лицевая ортопедия условно подразделяется на челюстно-лицевое протезирование (замещение зубочелюстных дефектов и устранение деформаций челюстно-лицевой области с максимальным эстетическим и функциональным эффектом) и челюстно-лицевую травматологию (ортопедические методы лечения травм челюстно-лицевой области и их осложнений).
Несмотря на то, что появление множества инновационных хирургических методик частично вытеснило ортопедические методы лечения, челюстно-лицевая ортопедия по-прежнему не теряет своей актуальности, а комплексный подход остается более результативным, чем изолированные хирургические либо ортопедические способы лечения и реабилитации вышеназванного контингента больных.
Задачи челюстно-лицевой ортопедии: 1) ортопедическое лечение переломов челюстей и их последствий; 2) устранение деформаций зубочелюстной системы ортопедическими методами; 3) протезирование врожденных и приобретенных дефектов лица и челюстей; 4) ортопедические мероприятия при восстановительной хирургии лица и челюстей; 5) ортопедическое лечение заболеваний жевательных мышц и височно-нижнечелюстных суставов.
Показания к ортопедическим методам лечения могут быть различными, чаще всего это: невозможность проведения оперативного вмешательства из-за наличия противопоказаний либо отказа пациента; неэффективность хирургических методов лечения; применение ортопедических методик в рамках комплексного лечения либо в качестве временных мер на этапах хирургического лечения.
Противопоказания к восстановительным и реконструктивным операциям. Различают местные и общие противопоказания.
К местным относятся незначительная степень дефекта или деформации (при отсутствии существенных функциональных нарушений и в тех случаях, когда косметический фактор не имеет значения, особенно у лиц пожилого и старческого возраста); пиодермия кожи лица, язвенный стоматит, гингивит, глоссит; воспалительные процессы в регионарных лимфатических узлах, верхнечелюстных пазухах, челюстях, в носу, в носовой части глотки и в других органах, находящихся по соседству с местом операции.
В число общих противопоказаний входят различные острые и хронические инфекционные заболевания; тяжелые расстройства функции пищеварительной системы; психические нарушения; гнойничковые поражения кожи туловища, конечностей и волосистой части головы; субфебрилитет невыясненной этиологии; общее недомогание и плохое самочувствие больного; нежелание больного (больной) или родителей ребенка, чтобы операция была произведена.
Предположительно, история челюстно-лицевой ортопедии уходит своими корнями в древние времена. Еще Гиппократом были предложены первые подобия пращевидной повязки при переломах челюстей и первые методики лигатурного связывания зубных рядов. Также попытки иммобилизации при травмах челюстей пращевидными повязками и связыванием зубов предпринимались Корнелием Цельсом (I в. н.э.) и Галеном (II в. н.э.).
В 1575 г. французским хирургом Амбруазом Паре описан первый небный обтуратор. Пьер Фошар, в 1730 г. усовершенствовавший обтуратор Паре, также предложил метод лигатурного связывания зубов с двух сторон от перелома. В 1880 г. Кингслеем были предложены протезы для замещения дефектов неба, носа и орбиты. Клод Мартэн в 1889 г. издает публикации, положившие основу пост-резекционному протезированию.
В СССР наибольшее развитие челюстно-лицевая ортопедия получает в 40-60-е годы 20 века, в основном силами военных хирургов. Значительным вкладом в развитие этой специальности стали конструкции и методики А.А. Лимберга, С.С. Тигерштедта, А.И. Бетельмана, И.М. Оксмана, В.Ю. Курляндского, Я.М. Збаржа, З.Я. Шура, Б.К. Костур, М.М. Ванкевич, З.Н. Померанцевой-Урбанской, В.А. Миняевой, А.Л. Грозовского и других.
Глава 2. Аппараты, применяемые в челюстно-лицевой ортопедии. Классификация.
Аппараты и приспособления для транспортной иммобилизации.
Аппараты, используемые в челюстно-лицевой ортопедии, отличаются многочисленностью и разнообразностью. Однако, ввиду того, что многие из них являются аналогами или модификациями уже существующих приспособлений, а также из-за вариабельности назначения и функции конструкций, необходимы четкие критерии их классификации. Итак, челюстно-лицевые аппараты разделяют:
Читайте также: Что брать шины или шины с дисками
По лечебному и функциональному назначению:
Кортопедическим (консервативным) методам иммобилизации относятся временные аппараты для оказания первой помощи (транспортная иммобилизация) и постоянные аппараты, используемые для оказания специализированной врачебной помощи и при лечении в стационаре (лечебная иммобилизация).
— основные аппараты, т.е. имеющие самостоятельное лечебное значение;
— вспомогательные аппараты, применяемые при костной и кожной пластике, когда основным видом лечебной помощи будет оперативное вмешательство.
По функциональному назначению:
— фиксирующие аппараты (удерживающие), удерживают отломки челюсти в правильном положении, обеспечивают их неподвижность;
— репонирующие аппараты (исправляющие или перемещающие), подразделяются на аппараты механического и функционального действия, (направляющие), постепенно устанавливают отломки челюсти в правильное положение, применяются в том случае, когда невозможно произвести одномоментную репозицию;
— формирующие аппараты применяются при пластике мягких тканей лица для временного поддержания формы лица, создания жесткой опоры, предупреждения рубцовых изменений мягких тканей и их последствий (смещение фрагментов за счет стягивающих сил, деформация протезного ложа и др.).
— замещающие аппараты (резекционные и разобщающие) применяются для замещения дефекта челюстей и восстановления их формы и функции;
— комбинированные аппараты (многофункциональные);
— профилактические аппараты (аппараты для механотерапии, боксерская каппа, ограничители открывания рта) применяются для предупреждения травм челюстно-лицевых травм и их последствий.
По способу фиксации и месту расположения:
— съемные/ несъемные/ комбинированные;
— внутриротовые/ внеротовые/ внутри-внеротовые;
— назубные/ надесневые/ зубонаддесневые/ накостные.
По технологии изготовления:
— стандартные и индивидуально изготовленные (внелабораторного и лабораторного и изготовления);
По материалу изготовления:
— полимерные (пластмасса, композит, полиамидная нить);
— металлические (гнутые, литые, паяные, сочетанные);
— комбинированные (пластмасса и металл, пластмасса и полиамидная нить, металл и композит и др.).
Транспортная иммобилизация – метод временной иммобилизации, задачей которого является обеспечение неподвижности отломков костей на время транспортировки больного в лечебное учреждение либо до возникновения иной возможности оказания квалифицированной помощи.
Как правило, транспортная иммобилизация накладывается на срок до 3-х суток. Аппараты и приспособления для транспортной иммобилизации могут быть внутриротовыми, внеротовыми и внутри-внеротовыми. Повязки бывают давящими (для остановки кровотечения, уменьшения ликвореи, восстановления прикуса) и поддерживающими (для купирования болевого синдрома, вызванного дислокацией фрагментов, для удержания лоскутов мягких тканей и отломков костей). Кроме того, для осуществления транспортной иммобилизации нередко используют импровизированные подручные средства ввиду отсутствия специализированных приспособлений.
Показанияк временной иммобилизации:
— отсутствие условий для осуществления лечебной иммобилизации;
— отсутствие специализированных кадров, способных выполнить лечебную иммобилизацию;
— недостаток времени для проведения лечебной иммобилизации. Обычно это наблюдается в период боевых действий или других чрезвычайных ситуаций (землетрясение, аварии с большим числом жертв и т.п.), когда отмечается большой поток пострадавших;
— тяжелое общесоматическое состояние (травматический шок, кома, внутричерепная гематома, черепно-мозговая травма, сопровождающаяся тошнотой и/или рвотой и др.), являющееся временным относительным противопоказанием к проведению лечебной иммобилизации.
Внеротовые методы транспортной иммобилизации:
— теменно-подбородочная повязка по Гиппократу (рис. 1а). Является самым доступным и простейшим методом временной фиксации отломков. Круговые туры бинта, проходя через подбородок и теменные кости, не позволяют отломкам смещаться во время транспортировки пострадавшего. Для этой цели можно использовать эластичный сетчатый бинт. Показания к применению: при переломах нижней челюсти она фиксирует отломки к неповрежденной верхней челюсти. При переломах обеих челюстей повязка поддерживает и предупреждает смещение отломков поврежденных челюстей, тем самым значительно ограничивает их подвижность.
— стандартная эластическая пращевидная повязка
(по З.Н. Померанцевой-Урбанской) (рис. 1в). Состоит из подбородочной пращи, к которой с двух сторон пришиты широкие резинки, переходящие в матерчатые ленты с отверстиями для шнурка. Показания к применению: средство транспортной иммобилизации при переломах верхней и нижней челюсти.
— стандартная пращевидная транспортная повязка (жесткая подбородочная праща) Д.А. Энтина (рис. 1б). Показания к применению: средство транспортной иммобилизации при переломах верхней и нижней челюсти. Эта повязка состоит из стандартной безразмерной шапочки и подбородочной жёсткой пращи с прорезями и выступами, используемыми для фиксации резиновых колец и языка пострадавшего, а также для оттока раневого содержимого. В зависимости от количества пар резиновых колец, используемых в повязке, праща может удерживать отломки без давления или оказывать давление на них. При переломе нижней челюсти за зубным рядом или при переломе верхней челюсти стандартную повязку можно наложить с использованием трех пар резиновых колец (как давящую). При переломах нижней челюсти в пределах зубного ряда ее следует накладывать лишь для поддержания отломков. Чрезмерное давление на сместившиеся отломки приводит к еще большему их смещению и опасности асфиксии.
Рис. 1. Внеротовые методы транспортной иммобилизации.
а) теменно-подбородочная повязка по Гиппократу;
б) транспортная повязка по Энтину;
🔍 Видео
Транспортная иммобилизация при травмах позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей.Скачать
Техника иммобилизации нижней конечности «шина Дитерихса»Скачать
Ошибки при установке и выборе радиальных и диагональных пластырей. Резинокорд - это главная ошибка.Скачать
Транспортная иммобилизация. Часть 2: Шина на нижнюю конечность.Скачать
Наложение шины Крамера при переломе бедренной костиСкачать
Методика наложения транспортной шины при переломе плечевой кости - meduniver.comСкачать
Десмургия и транспортная иммобилизацияСкачать
Транспортная иммобилизация шиной Крамера при переломе плечевой костиСкачать
Наложение транспортной шины из подручных материалов на шейный отделСкачать
Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать
Первая помощь: шина на бедроСкачать
Наложение шины Крамера на плечевую костьСкачать
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ КОНЕЧНОСТЕЙСкачать
Использование шин Крамера при транспортной иммобилизации верхних конечностейСкачать
Наложение шиныСкачать
Шина Крамера при переломе голениСкачать
Транспортная иммобилизация шиной ДитерихсаСкачать