Выбор правильной посадки, обеспечение требуемой чистоты и значения допусков размеров поверхностей под подшипники является ключевым фактором, обеспечивающим долговечность, надежность механизмов.
Правильная посадка – важнейшее условие работоспособности подшипников.
Исходя из особенностей работы подшипника, кольцо, которое вращается должно закрепляться на опорной поверхности неподвижно, с натягом, а неподвижное кольцо садиться в отверстие с минимальным зазором, относительно свободно.
Установка с натягом вращающегося кольца не дает ему проворачиваться, что могло бы привести к износу опорной поверхности, контактной коррозии, разбалансировке подшипников, развальцовке опоры, чрезмерному нагреву. Так, в основном, выполняется посадка подшипника на вал, который работает под нагрузкой.
Для неподвижного кольца небольшой зазор даже полезен, а возможность проворота не чаще одного раза за сутки делает износ опорной поверхности более равномерным, минимизирует его.
Видео:Допуски и посадки под подшипникСкачать
Основные термины
Рассмотрим подробнее основные термины и понятия, определяющие посадки подшипников. Современное машиностроение основано на принципе взаимозаменяемости. Любая деталь, изготовленная по одному чертежу должна устанавливаться в механизм, выполнять свои функции, быть взаимозаменяемой.
Для этого чертеж определяет не только размеры, но и максимальные, минимальные отклонения от них, то есть допуски. Значения допусков стандартизованы единой системой для допусков, посадок ЕСДП, разбиты по степеням точности (квалитетам), приводятся в таблицах.
Их также можно найти в первом томе Справочника конструктора-машиностроителя Анурьева, и ГОСТах 25346-89, а также 25347-82 или 25348-82.
Согласно ГОСТ 25346-89 определены 20 квалитетов точности, но в машиностроении обычно используются с 6 по16. Причем, чем ниже номер квалитета, тем выше точность. Для посадок шарико и роликоподшипников актуальны 6,7, реже 8 квалитеты.
В пределах одного квалитета размер допуска одинаков. Но верхнее и нижнее отклонение размера от номинала расположены по-разному и их сочетания на валах и отверстиях образуют различные посадки.
Существуют посадки обеспечивающие гарантию зазора, натяга и переходные, реализующие как минимальный зазор, так и минимальный натяг. Посадки обозначают латинскими строчными буквами для валов, большими для отверстий и цифрой, указывающей на квалитет, то есть степень точности. Обозначения посадок:
- с зазором a, b, c, d, e, f, g, h;
- переходных js, k, m, n;
- с натягом p, r, s, t, u, x, z.
Читайте также: Fubag компрессор b 2800b 50 cm 3 fubag
По системе отверстия для всех квалитетов оно имеет допуск H, а характер посадки определяется допуском вала. Такое решение позволяет уменьшить количество необходимых контрольных калибров, инструмента режущего и является приоритетным. Но в отдельных случая используется система вала, в которой валы имеют допуск h, а посадка достигается обработкой отверстия. И именно таким случаем является вращение наружного кольца шарикоподшипника. Примером подобной конструкции могут служить ролики или барабаны натяжные конвейеров ленточных.
Видео:Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать
Выбор посадки подшипников качения
Среди основных параметров определяющих посадки подшипников:
- характер, направление, величина нагрузки, воздействующей на подшипник;
- точность подшипника;
- скорость вращения;
- вращение или неподвижность соответствующего кольца.
Ключевое условие, определяющее посадку – неподвижность либо вращение кольца. Для неподвижного кольца подбирается посадка с малым зазором и постепенное медленное проворачивание считается положительным фактором, уменьшающим общий износ, препятствующим местному износу. Вращающееся кольцо обязательно сажают с надежным натягом, исключающим проворот по отношению к посадочной поверхности.
Следующим важным фактором, которому должна соответствовать посадка под подшипник на валу или в отверстии, является вид нагружения. Различают три ключевых типа нагружения:
- циркуляционное при вращении кольца относительно постоянно действующей в одном направлении радиальной нагрузки;
- местное для неподвижного кольца относительно радиального нагружения;
- колебательное при радиальной нагрузке колеблющейся относительно положения кольца.
Согласно ГОСТ 520 степени точности подшипников в порядке их увеличения соответствуют пяти классам 0,6,5,4,2. Для машиностроения при нагрузках невысокой и средней величины, например для редукторов, обычным является класс 0, который не указывается в обозначении подшипников. При более высоких требованиях к точности используется шестой класс. На повышенных скоростях 5,4 и только в исключительных случаях второй. Пример обозначения подшипника шестого класса 6-205.
В процессе реального проектирования машин посадка подшипника на вал и в корпус выбирается в соответствие с условиями работы по специальным таблицам. Они приведены в томе втором Справочника конструктора-машиностроителя Василия Ивановича Анурьева.
Для местного типа нагрузки таблица предлагает следующие посадки.
При условиях циркуляционного нагружения, когда радиальное усилие воздействует на всю дорожку качения, учитывают интенсивность нагружения:
Pr=(k1xk2xk3xFr)/B, где:
k1 – коэффициент перегрузки динамической;
k2 – коэффициент ослабления для полого вала или корпуса тонкостенного;
k3 – коэффициент, определяемый воздействием осевых усилий;
Fr – усилие радиальное.
Значение коэффициента k1 при перегрузках менее, чем в полтора раза, небольшой вибрации и толчках принимают равным 1, а при возможной перегрузке от полутора до трех раз, сильных вибрациях, ударах k1=1,8.
Читайте также: Балансировка карданных валов в казани
Значения k2 и k3 подбираются по таблице. Причем для k3 учитывают соотношение осевой нагрузки к радиальной, выраженное параметром Fc/Fr x ctgβ.
Соответствующие коэффициентам и параметру интенсивности нагружения посадки подшипников приведены в таблице.
Обработка посадочных мест и обозначение посадок под подшипники на чертежах.
Посадочное место под подшипник на валу и в корпусе должно иметь заходные фаски. Шероховатость посадочного места составляет:
- для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
- для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5 Ra=0,63 а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25;
- для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
- для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5,4 Ra=0,63, а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25.
На чертеже также указывают отклонение формы места посадки подшипников, торцовое биение заплечиков для их упора.
Пример чертежа, в котором указана посадка подшипника на валу Ф 50 к6 и отклонения формы.
Значения отклонений формы принимаются по таблице в зависимости от диаметра, который имеет посадка подшипника на валу либо в корпусе, точности подшипника.
На чертежах указывают диаметр вала и корпуса под посадку, например, Ф20к6, Ф52Н7. На сборочных чертежах можно просто указывать размер с допуском в буквенном обозначении, но на чертежах деталей желательно кроме буквенного обозначения допуска приводить и его численное выражение для удобства рабочих. Размеры на чертежах указываются в миллиметрах, а величина допуска в микрометрах.
Видео:FAQ по обозначениям подшипников. Размерные ряды и серии самых ходовых шарикоподшипников.Скачать
Диаметры подшипников
Характеристики подшипников |
Классификация, стандарт и класс точности подшипника |
Как заменить подшипник |
Как отличить подшипники — подделки |
Износ подшипника |
Вибрация подшипников |
Регулировка подшипников, зазор и преднатяг |
Размеры подшипников |
Диаметры подшипников |
Посадки подшипников, допуски |
Материалы подшипников |
Скорость вращения подшипника |
Сепаратор подшипника |
Календари |
Курсы SKF |
Дефекты подшипников |
Производители подшипников |
Фотографии подшипников |
Анекдоты о подшипниках |
EVOLUTION — журнал о подшипниках |
Рекламные материалы |
Подшибник |
Архив прайса |
Архив: новости технологий |
Соответствия старых и новых обозначений       подшипников SKF |
Куплю подшипники |
Основными размерами подшипника, наряду с шириной колец, являются внутренний и наружный диаметры. Внутренний диаметр подшипника – это диаметр отверстия, соответствующий валу или части вала, где устанавливается подшипник. Внешний, наружный диаметр подшипника подбирают под отверстие в корпусе, куда устанавливается подшипник.
Поиск подшипника по диаметрам и ширине в интернет-магазине:
Для расчетов также используют средний диаметр подшипника, рассчитываемый как сумма внутреннего и наружного диаметров, деленная пополам. Средний диаметр подшипника примерно соответствует диаметру, по которому движутся центры шариков или роликов.
Чем больше диаметр подшипника, при одинаковой конструкции, тем выше его грузоподъемность, но ниже максимальная скорость вращения.
Большинство подшипников имеют цилиндрическое отверстие с постоянным диаметром. Но есть подшипники с коническим отверстием, устанавливаемые с помощью закрепительных и стяжных втулок и стопорных колец. За внутренний диаметр подшипника с коническим отверстием принимается минимальный диаметр конического отверстия.
Минимальный диаметр отверстия подшипников стандартного ассортимента равен 0,5 мм. Максимальный диаметр самых больших подшипников по нашим данным около 6 м.
Диаметр шариков в подшипнике обычно не указывается в технической документации.
Диаметры подшипников качения и скольжения кодируются в цифровом коде обозначения.
Примеры поиска подшипников по диаметру в интернет-магазине БЕРГ АБ:
Подшипники диаметром 7 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 8 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 10 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 15 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 20 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 22 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 25 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 26 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 30 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 35 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 40 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 50 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 52 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 60 мм (внутренним, наружным) Подшипники диаметром 100 мм (внутренним, наружным)
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
Увеличил диаметр вала под подшипники, сваркой без токаркиСкачать
Как правильно подобрать подшипники за 9 секунд? Типы подшипников! Класс точности подшипника?Скачать
Восстановление вала под подшипники.Скачать
Восстанавливаю прослабленный вал под подшипник.Скачать
Подбор подшипника по размерамСкачать
Восстановление просаженых мест посадки подшипника на валу. Микросварка.Скачать
Увеличение вала под подшипник. Гальваническое покрытие в домашних условиях.Скачать
Показываем почти все типы подшипников за 4 минутыСкачать
Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистовСкачать
Выбор посадки подшипников качения Качество поверхностей для запрессовки. Правило выбора допусковСкачать
Восстановление посадочного места на валу под подшипник, без втулок и сваркиСкачать
Что делать? Когда прокручивается подшипник.Скачать
Это что то невероятное, Как легко Извлечь ПодшипникСкачать
Воспринимаемые нагрузки подшипниками качения. Выбираем подшипник правильноСкачать
Как правильно сделать посадку под подшипникСкачать
Лечим место посадки подшипникаСкачать
Посадки. Как выглядят сотки на деле.Скачать