Стандартный ряд валов редуктора

Проектирование валов начинают с определения диаметра выходного конца вала (рис. 1.4) из расчета на кручение по пониженному допускаемому напряжению без учета влияния изгиба:

где Т –9 крутящий момент на валу, Н×мм; [τк] — допускаемое напряжение на кручение, для валов из сталей 40, 45 принимают [τк] = 20…30 МПа, для сталей 40Х, 40ХН [τк] = 30…35 МПа.

Рис. 6.5. Схема расположения диаметров вала

Расчетный диаметр вала округляют до большего ближайшего значения из стандартного ряда: 10; 10,5; 11; 11,5; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 33; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130 и далее через 10 мм.

Принятое значение конца выходного вала редуктора согласуют с диаметром полумуфты.

Диаметр вала под подшипником и уплотнением ориентировочно определяют как: , где – высота заплечика для цилиндрического конца вала (табл. 6.21).

Размер округляют до ближайшего большего стандартного значения из следующего ряда чисел подшипников качения, мм: 17; 20; 25; 30; 35 и т.д. через 5 мм, и проверяют возможность установки подшипника без съёма шпонки: , где t2 – глубина шпоночного паза в отверстии шкива или полумуфты (табл. 6.22). Длину участка вала под уплотнением и шарикоподшипником предварительно принимают равной .

Диаметр dу участка вала под уплотнение может быть выполнено меньшим диаметра под подшипником на 1¼4 мм. Размер dу принимают равным размеру по ГОСТ 8752-79 для резиновых армированных манжет или аналогичному размеру для уплотнений другого типа, если это сделать невозможно, то принимают dу .

Диаметр вала под шестерней и колесом определяют из условия:

dш(к) , где – размер фаски (мм), выбранного по диаметру подшипника (табл. 6.22). Диаметр dш(к) округляют до ближайшего большего значения нормального линейного размера (табл. 6.23).

Шпонки призматические (по ГОСТ 23360-78), мм
Диаметр вала d, ммСечение шпонки,ммr, ммГлубина паза, ммДлина l, мм
bhвала t1ступицы t2
23
Св.12 до 170,25¼0,42,310¼56
Св.17 до 223,52,814¼70
Св.22 до 303,318¼90
Св.30 до 380,4¼0,63,328¼110
Св.38 до 443,328¼140
Св.44 до 505,53,836¼160
Св.50 до 584,345¼180
Св.58 до 654,450¼200
Св.65 до 750,6¼0,87,54,956¼220
Св.75 до 855,463¼250
Св.85 до 955,470¼280

Диаметр буртика для упора шестерни или колеса dб принимают ближайшим стандартным, удовлетворяющим условию: dб dш(к) , где f – размер фаски ступицы шестерни или колеса, мм (табл. 6.24).

Нормальные линейные размеры, мм (по ГОСТ 6636-69)

3,25,6
3,46,010,534/3560/62
3,66,363/65
3,86,711,567/70
4,07,171/72
4,27,5
4,58,045/47
4,88,5
5,09,050/52
5,39,553/55
Высота заплечников и размеры фасок
Пара-метрыДиапазон диаметров d, мм
17¼2224¼3032¼3840¼4445¼5052¼5860¼6567¼7580¼8590¼95
r1,52,52,53,53,53,7
f1,21,21,62,52,5
tц3,53,53,54,54,65,15,65,6
tк1,51,82,32,32,52,72,72,72,9
tц и tк – высота заплечиков для цилиндрических и конических концов вала, соответственно

Длина участков валов различного диаметра назначают, согласуя с шириной ступиц подшипников, уплотнений, шестерни и колеса, толщиной стенок корпуса редуктора и крышек, а также с принятыми расстояниями между вращающимися деталями (шкив, шестерня и колесо) и неподвижными корпусом и крышками. Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений.

Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 2184 ;

Видео:расчет валов редуктораСкачать

расчет валов редуктора

Ориентировочный расчет и конструирование валов редукторов

Ориентировочный расчет выполняется как проектный для предварительного определения диаметра вала. Расчет ведется на чистое кручение по пониженным допускаемым напряжениям без учета влияния изгиба:

Тi — вращающий момент на валу, Н∙мм;

[τ] — допускаемое напряжение на кручение, Н/мм 2 .

Для двухступенчатого редуктора по приведенной формуле рассчитывают диаметры выходных участков валов.

При определении диаметров выходных концов ведущего 1 и ведомого 3 валов рекомендуется принимать [τ] = 20 – 25 Н/мм 2 (МПа), диаметра промежуточного вала 2 под колесом – [τ] = 10 – 13 Н/мм 2 (МПа). Значения допускаемых напряжений приведены для сталей 35, 40, 45 (или Ст 5, Ст 6).

Полученные значения диаметров концевых участков валов должны быть округлены по ГОСТ 12080-66 до ближайших из ряда: 20, 22, 25, 28, 32, 40, 45, 50, 55, 60, 70, 80, 90.

Диаметры остальных участков валов (рис. 4.5) определяют с учетом удобства посадки на вал подшипников качения, зубчатых колес и необходимости фиксации этих деталей на валах в осевом направлении буртиками. Вычисленные значения округляют по ГОСТ 6636-69 до ближайших из ряда: 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 48, 50, 52, 55, 60, 63, 65, 70, 75, 80, 85, 90, 95, 100, 105, 110, 120, 125, 130.

Диаметр вала под уплотнение согласовывается с ГОСТ 8752-79 до ближайшего из ряда размеров резиновой армированной манжеты: 20, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 35, 36, 38, 40, 42, 44, 45, 48, 50, 52, 55, 56, 58, 60, 62, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 75, 80, 82, 85, 90, 92, 95, 100, 105, 110, 115, 120.

Диаметры отдельных ступеней валов рекомендуется определять по приведенным ниже зависимостям.

Ведущий вал (рис. 4.2, а) (шестерня выполнена заодно с валом).

где dупл, dп — диаметры вала под уплотнение и подшипник, мм;

dб.п — диаметр буртика вала для базирования подшипника, мм;

t — высота буртика, мм (табл. 4.1);

r — координата фаски подшипника, мм (табл. 4.1).

Диаметр под подшипник должен быть кратен 5.

Все значения диаметров необходимо округлять до ближайших стандартных чисел (ГОСТ 12080-66, ГОСТ 6636-69, ГОСТ 8752-79).

Промежуточный вал (рис. 4.2, б).

где dп. пр — предварительный диаметр подшипника, который следует округлить до значения, кратного 5, мм (dп);

dп — определенное (стандартное) значение диаметра подшипника, мм;

dб.к — диаметр буртика для базирования колеса и шестерни, мм;

ƒ — размер фаски колеса и шестерни, мм. (табл. 4.1)

Высота буртика t, координата фаски подшипника r, размер фаски f

ПараметрыДиаметр вала, мм
17 – 2425 – 3032 – 4042 – 5052 – 6062 – 7071 – 85
t2,22,52,83,33,5
r1,62,53,53,5
f1,21,62,5

Длины участков вала определяются в зависимости от размеров размещаемых на нем деталей и расстояний между ними.

Стандартный ряд валов редуктора

Стандартный ряд валов редуктора

Стандартный ряд валов редуктора

Рис. 4.2 Конструкции валов редукторов

Пример расчета:

Рассчитать и сконструировать ведущий вал цилиндрического двухступенчатого редуктора. Передаваемый вращающий момент Т1 = 60∙10 3 Н∙мм, материал вала — сталь 45.

Диаметр выходного конца вала, мм

Значение d1 округляем до ближайшего по ГОСТ 12080-66: d1 = 25 мм.

Диаметр вала под уплотнение, мм

Значение dупл округляем по ГОСТ 8752-79: dупл = 30 мм.

Диаметр вала под подшипник рекомендуется принять dп ≥ dупл, но должен быть кратен 5 (при dупл > 20 мм). Принимаем dп = 35 мм.

Диаметр буртика вала для базирования подшипника, мм

Значение dб.п округляем по ГОСТ 6636-69: dб.п = 42 мм.

При съемной шестерне вал следует конструировать, используя формулы для ведомого вала. После определения размеров всех ступеней вала, выполняется эскиз с указанием расчетных величин.

Видео:9.1 Расчет валов приводаСкачать

9.1 Расчет валов привода

Проектный расчет валов редуктора

В процессе эксплуатации валы передач испытывают деформации от действия внешних сил, масс самих валов и насаженных на них деталей. Однако в типовых передачах, разрабатываемых в курсовых проектах, массы валов и деталей, насаженных на них, сравнительно невелики, поэтому их влиянием обычно пренебрегают, ограничиваясь анализом и учетом внешних сил, возникающих в процессе работы.

Для выполнения расчета вала необходимо знать его конструкцию (места приложения нагрузки, расположение опор и т.д.). В то же время разработка конструкции вала невозможна без хотя бы приближенной оценки его диаметра. На практике обычно используют следующий порядок расчета вала.

Расчет редукторных валов производится в два этапа: 1-й – проектный (приближенный) расчет валов на чистое кручение; 2-й – проверочный (уточненный) расчет валов на прочность по напряжениям изгиба и кручения.

4.1. Определяем силы в зацеплении редуктора согласно таблице 4.1.

Силы, действующие в зацеплении.

Вид передачиСилы в зацепленииЗначение силы, Н
на шестернена колесе
Цилиндрическая прямозубаяОкружнаяСтандартный ряд валов редуктораСтандартный ряд валов редуктора
РадиальнаяСтандартный ряд валов редуктораСтандартный ряд валов редуктора
Цилиндрическая косозубаяОкружнаяСтандартный ряд валов редуктораСтандартный ряд валов редуктора
РадиальнаяСтандартный ряд валов редуктораСтандартный ряд валов редуктора
ОсеваяСтандартный ряд валов редуктораСтандартный ряд валов редуктора
Коническая прямозубаяОкружнаяСтандартный ряд валов редуктораСтандартный ряд валов редуктора
РадиальнаяСтандартный ряд валов редуктораСтандартный ряд валов редуктора
ОсеваяСтандартный ряд валов редуктораСтандартный ряд валов редуктора

В проектируемых редукторах рекомендуется применять термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали 40, 45, 40Х, одинаковые для быстроходного и тихоходного вала.

Механические характеристики сталей для изготовления валов (σH, σF, σ-1) определяют по табл. 2.2.

4.3. Выбор допускаемых напряжений на кручение

Проектный расчет валов выполняется по напряжениям кручения (как при чистом кручении), т. е. при этом не учитывают напряжения изгиба, концентрации напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Поэтому для компенсации приближенности этого метода расчета допускаемые напряжения на кручение применяют заниженными: [τк] = 10. 20 Н/мм 2 . При этом меньшие значения [τк] – для быстроходных валов, большие [τк] – для тихоходных.

4.4. Определим диаметр выходного конца вала из расчета на чистое кручение по пониженному допускаемому напряжению без учета влияния изгиба:

Стандартный ряд валов редуктора

, (4.1)

Полученный результат округляют до ближайшего значения из стандартного ряда: 10; 10,5; 11; 11,5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 33; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130; 140 мм и далее через 10 мм.

Примечание. В случае необходимости допускаются диаметры: в интервале от 12 до 26 мм – кратные 0,5; в интервале 26-30 мм – целые числа; в интервале 50-110 мм – размеры, оканчивающиеся на 2 и 8; далее – размеры, кратные 5.

4.5. Проектный расчет ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала: ее диаметр d и длину l.

Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступней которого зависят от количества и размеров деталей, установленных на вал (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Типовые конструкции валов одноступенчатых редукторов: а – быстроходный червячного; б – быстроходный цилиндрического; в – быстроходный конического; г – тихоходный (l3 * – в коническом редукторе)

Для редукторов общего назначения рекомендуется изготавливать валы одинакового диаметра по всей длине; допуски на отдельных участках вала назначают в соответствии с требуемыми посадками насаживаемых деталей. Однако для облегчения монтажа подшипников, зубчатых колес и других деталей применяют и ступенчатую конструкцию вала. Для удобства соединения вала редуктора с валом электродвигателя стандартной муфтой соблюдают условие, чтобы диаметры соединяемых валов имели размеры, отличающиеся друг от друга не более чем на 20 %.

Имея значение диаметра выходного конца вала, переходят к его конструированию, т.е. определяют все диаметральные и линейные размеры вала по таблице 4.2.

Определение размеров ступеней валов одноступенчатых редукторов, мм

Ступень вала и её параметры d, lВал-шестерня коническая (рис. 4.1, в)Вал-шестерня цилиндрическая (рис.4.1, б)Вал колеса (рис. 4.1, г)
1 – под элемент открытой передачи или полумуфтуd1Стандартный ряд валов редуктора, где Т − крутящий момент, Н·м
l1l1 = (0,8. 1,5)·d1 − под звёздочку; l1 = (1,0. 1,5)·d1 − под шестерню; l1 = (1,2. 1,5)·d1 − под шкив; l1 = (1,0. 1,5)·d1 − под полумуфту
2 – под уплотнение крышки с отверстием и подшипникd2d2 = d1+2t – только под уплотнениеd2 = d1+2t
l2l2 ≈ 0,6·d4 — только под уплотнениеl2 ≈ 1,5·d2l2 ≈ 1,25·d2
3 – под шестерню, колесоd3d3 = d4+3,2·r возможно d3df1; d3> df1 (см. п.7)d3 = d2+3,2·r возможно d3df1; при d3>da1 принять d3=da1 (см. п.7)d3 = d2+3,2·r
l3l3 определить графически на эскизной компоновке (см. п.7)
4 – под подшипникd4d4 = d5+(2. 4) ммd4 = d2
l4l4 определить графическиl4=B — для шариковых подшипников; l4 = B − для роликовых конических подшипников
5 – под резьбуd5d5 под резьбу определить в зависимости от d2 по табл. 7.Не конструируютd5 = d3+f ступень можно заменить распорной втулкой (см. п.7)
l5l5 ≈ 0,4·d4l5 определить графически (см. п.7)

1. Значения высоты t заплечика (буртика) и f величины фаски ступицы колеса и координаты фаски rmax подшипника определяют в зависимости от диаметра ступени d по следующей таблице:

d17. 2425. 3032. 4042. 5052. 6062. 7071. 85
t3,53,54,04,54,65,6
rmax1,52,02,53,03,03,53,5
f1.21.62,5

2. Диаметр d1 выходного конца быстроходного вала, соединённого с двигателем через муфту, определить по соотношению d1 = (0,8. 1,2)·d1(дв), где d1(дв) − диаметр выходного конца вала ротора двигателя (см. табл. 1.2).

3. Диаметры и длины ступеней валов d, l округлить до ближайших стандартных чисел, определяя диаметр каждой последующей ступени по стандартному значению диаметра предыдущей. Диаметры d2 и d4 под подшипник принять равными диаметру внутреннего кольца подшипника dп по табл. К27…30. Стандартные значения диаметров и длин остальных ступеней принять по таблице 4.4.

4. Если на выходном валу редуктора консольно установлены цепная звёздочка или шкив ремённой передачи, то расчётный минимальный диаметр по формуле (4.1) в таблице 4.2 будет под этой звёздочкой, а остальные пойдут на увеличение.

Нормальные линейные размеры (ГОСТ 6636-69), мм

РядыДополнительные размерыРядыДополнительные размерыРядыДополнительные размеры
Ra 10Ra 20Ra 40Ra 10Ra 20Ra 40Ra 10Ra 20Ra 40
8,58,2 8,8
9,09, 9,59,2 9,8
10,510,2 10,8
11,511,2 11,8
12,5
13,5 14,5 15,5
16,5 17,5
18,5 19,5
20,5
21,5

4.6. Предварительный выбор подшипников качения

Выбор наиболее рационального типа подшипника для данных условий работы редуктора весьма сложен и зависит от целого ряда факторов: передаваемой мощности редуктора, типа передачи, соотношения сил в зацеплении, частоты вращения внутреннего кольца подшипника, требуемого срока службы, приемлемой стоимости, схемы установки.

На торцах колец или на поверхности наружного кольца указывается условное обозначение типоразмера подшипников качения по ГОСТ 3189-89.

Полное условное обозначение подшипника состоит из основного обозначения (7 знаков) и дополнительных знаков, расположенных слева и справа от основного обозначения.

Схема основного обозначенияподшипников качения с d≥10 мм (кроме d = 22; 28; 32; 500 и более мм): позиции 7 6 5 4 3 2 1

Х Х Х Х Х Х Х

серия конструктивное тип серия диаметр

ширин исполнение диаметров отверстия

1. Диаметр отверстия(1 и 2-я позиции справа) обозначают цифрами, равными d/5, начиная с d=20 мм (20:5=04). При d=10 мм – обозначение 00, d = 12 мм – 01, d = 15 мм – 02, d = 17 мм – 03. Диаметры 22, 28, 32, 500 и более мм обозначают цифрами d через дробь. Например, 802/32 (d=32 мм); 20071/1100 (d=1100 мм).

2. Размерные серии: 3-я цифра справа – серия диаметров, 7-я – серия ширины. Например, 3182120 (серии: особолегкая – 1, особоширокая – 3).

3. Четвертая цифрасправа определяет ТИПподшипника, 5-я и 6-я цифры(от 00 до 99) представляют конструктивное исполнение типа по ГОСТ 3395-89.

Предварительный выбор подшипников для каждого из валов редуктора проводится в следующем порядке:

1. В соответствии с табл. 4.5 определить тип, серию и схему установки подшипников.

2. Выбрать из табл. К27. К30 типоразмер подшипников по величине диаметра d внутреннего кольца, равного диаметру второй d2и четвертой d4ступеней вала под подшипники.

3. Выписать основные параметры подшипников: геометрические размеры – d, D, В (Т, с); динамическую Сr и статическую С0r грузоподъемности. Здесь D –диаметр наружного кольца подшипника; В –ширина шарикоподшипников; Т и с –осевые размеры роликоподшипников.


🔥 Видео

Принцип работы редуктора. Виды редукторов. Курсовая.Скачать

Принцип работы редуктора. Виды редукторов. Курсовая.

Мотоблоки Нева. Редуктор МультиАГРО или Классика?Скачать

Мотоблоки Нева.  Редуктор МультиАГРО или Классика?

3-й фланец по счету... б/у редуктор уже 2-й 🤦🏻‍♂️ переделываем кардан G12, чтобы такого не случалосьСкачать

3-й фланец по счету... б/у редуктор уже 2-й 🤦🏻‍♂️ переделываем кардан G12, чтобы такого не случалось

Редуктор. Устройство. Конструкция. Виды и типы редукторовСкачать

Редуктор. Устройство. Конструкция. Виды и типы редукторов

Тест главных пар ВАЗ и БЛОКИРОВКИ.Скачать

Тест главных пар ВАЗ и БЛОКИРОВКИ.

Вал двухступенчатого редуктора ➤ Курсовой проект одного из студентовСкачать

Вал двухступенчатого редуктора ➤ Курсовой проект одного из студентов

Угловые конические редукторы КОНИЧЕСКИЙ Т-ОБРАЗНЫЙ РЕДУКТОР 1:1 - 5:1 передаточные отношенияСкачать

Угловые конические редукторы КОНИЧЕСКИЙ Т-ОБРАЗНЫЙ РЕДУКТОР 1:1 - 5:1 передаточные отношения

Червячные редукторы 2Ч 63, 40, 80, 100, 160Скачать

Червячные редукторы 2Ч 63, 40, 80, 100, 160

Увеличенный люфт редуктора. Как замерить люфт редуктора.Скачать

Увеличенный люфт редуктора. Как замерить люфт  редуктора.

3. Узлы зубчатых редукторов, опоры валов, расчетные схемы валов, корпуса, конструкции редукторовСкачать

3. Узлы зубчатых редукторов, опоры валов, расчетные схемы валов, корпуса, конструкции редукторов

Червячные редукторы. Применения червячных редукторов и как правильно их подобратьСкачать

Червячные редукторы. Применения червячных редукторов и как правильно их подобрать

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ АВТОМОБИЛИСТУ! ВСЁ О САЛЬНИКАХСкачать

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ АВТОМОБИЛИСТУ! ВСЁ О САЛЬНИКАХ

часть 6. Регулировка подшипников ведущего вала редуктора промежуточного моста. Виктор ИлюшкинСкачать

часть 6. Регулировка подшипников ведущего вала редуктора промежуточного моста. Виктор Илюшкин

Как работает МКПП. Вся суть за 6 минутСкачать

Как работает МКПП. Вся суть за 6 минут

Ремонт и регулировка редуктора заднего моста ВАЗ, Нива.Скачать

Ремонт и регулировка редуктора заднего моста ВАЗ, Нива.

Какой редуктор лучше?Скачать

Какой редуктор лучше?

Расчет вала на прочность и жесткость. Эпюра крутящих моментовСкачать

Расчет вала на прочность и жесткость. Эпюра крутящих моментов

Редуктор МОТОБЛОКА. Рейтинг по надежности. Какой лучше выбрать?Скачать

Редуктор МОТОБЛОКА. Рейтинг по надежности. Какой лучше выбрать?
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток