Покупая электромотор для лодки, многие почему-то забывают о том, что к нему также требуется аккумулятор. Действительно, электрический мотор сам по себе не поплывет, ему требуется источник питания.
Некоторые могут радостно вспомнить, что у них в гараже лежит ненужный автомобильный аккумулятор. Однако смеем их разочаровать, для лодочного мотора требуется специальный тяговый аккумулятор.
- Отличие тяговых аккумуляторов для лодочных моторов от автомобильных
- Стартовый аккумулятор
- Тяговый аккумулятор
- Основные виды тяговых аккумуляторов
- Преимущества и недостатки
- Итак, преимущества технологии AGM
- А вот её минусы
- Теперь рассмотрим плюсы GEL
- В целом все свинцово-кислотные аккумуляторы имеют общие недостатки
- Особенности эксплуатации
- Рейтинг моделей с ценами
- 3 модели
- Зарядное устройство
- Как подобрать аккумулятор для лодочного мотора
- Подобрать аккумулятор для мотора Ямаха
- Подобрать аккумулятор для мотора Хонда
- Подобрать аккумулятор для мотора Меркури
- Подобрать аккумулятор для мотора Сузуки
- 📸 Видео
Видео:лодочный электромотор MINN KOTA ENDURA 30. эксплуатация с автомобильным аккумулятором.Скачать
Отличие тяговых аккумуляторов для лодочных моторов от автомобильных
Коротко говоря, аккумулятор это устройство, сохраняющее принятую электроэнергию от внешнего источника и затем способное её передать. Тяговый аккумулятор от автомобильного отличается возможностью поддерживать длительную подачу тока.
Видео:Выбор аккумулятора в лодку, AGM, LIFERPO4 или кислотный, моё решениеСкачать
Стартовый аккумулятор
Стартовый аккумулятор, тот который используется в автомобилях, является вспомогательным устройством. Он используется для создания мощного разового заряда, запуская топливный двигатель, например у автомобиля или мотоцикла.
При этом его отрицательными качествами принято считать капризность в обслуживании. Так как в основной своей массе АКБ имеют свинцово-кислотный принцип работы, заряд не должен падать ниже 20%, в противном случае емкость аккумулятора падает. Происходит так называемая сульфатизация электродов.
Длительная разрядка способна полностью убить батарею. Также автомобильный аккумулятор боится низких температур. Зимой его нужно периодически прогревать в помещении. Для длительного поддержания тока он не подходит.
Видео:Выбор АКБ в лодку, стартовый-сервисный-тяговый, Аккамуляторы LiFiPo4, Новинка Titatat Alius 105AСкачать
Тяговый аккумулятор
Тяговый аккумулятор годен для любого электротранспорта, например для троллейбуса, электромобиля или лодочного электромотора. Главными плюсами тягового аккумулятора являются: серьезный запас циклов-часов, неустрашимость перед почти полной разрядкой, широкие эксплуатационные возможности.
Все это мы подробнее рассмотрим ниже, а пока рассмотрим основные типы тяговых аккумуляторов.
Видео:Как выбрать аккумулятор для лодки и катераСкачать
Основные виды тяговых аккумуляторов
Говоря об основных видах тяговых аккумуляторов для рыбалки, мы можем для себя выделить 2 подвида свинцово-кислотного типа это AGM и GEL, но сначала свинцово-кислотный тип.
Данный тип аккумуляторов имеет свинцовые пластины, находящиеся в пластмассовом или стеклянном коробе, которые залиты кислотным электролитом. Помимо того, что свинцово-кислотный тип широко используется у стартовых АКБ, он также представлен тяговыми аккумуляторами Недостатки все те же: высокая вероятность выхода из строя.
Однако данную технологию существенно усовершенствовали сделав несколько подвидов:
- AGM (Absorbent Glass Mat – Абсорбированное стекловолокно). В отличие от классического свинцово-кислотного аккумулятора, данная технология сделана не с применением жидкости, а с помощью спрессованного пористого стекловолокна. Использование кислоты здесь минимальное, а значит, существенно уменьшена возможность сульфатизации электродов. Помимо прочего данный тип аккумулятора относится к необслуживаемому типу, то есть заливать электролит в него не требуется. Корпус сделан герметичным и не позволяет вылиться кислоте. Вместе с этим предотвращена возможность коррозии. Однако имеются и недостатки, такие как: чувствительность к перенапряжению, большой вес.
- GEL. Еще один тип аккумулятора для лодочного электромотора, сделанный на свинцово-кислотной основе. В его корпус залита специальная гелеобразная жидкость, что исключает у него вероятность утечки. Так же, как и AGM данный тип аккумуляторов называют необслуживаемым, то есть никакого ухода за ним вести не нужно. И хоть данный вид аккумуляторов является дорогим и имеет чуть меньшее количество циклов заряд-разряд, для лодочного мотора рекомендуют именно его.
Видео:ПУСКОВОЙ АККУМУЛЯТОР НА ЛОДКУСкачать
Преимущества и недостатки
Рассмотрев 2 основных типа аккумуляторов на лодку, пройдемся детальнее по их характеристикам и выявим их сильные и слабые стороны.
Итак, преимущества технологии AGM
- Доступная цена и большой выбор. Аккумуляторы такого типа, как правило, широко представлены в начальном ценовом диапазоне, однако AGM батареи присутствуют и среди дорогих моделей.
- Большой срок службы. Если ходить на рыбалку каждые выходные в течение года, то аккумулятора должно хватить на 7 лет, минимум. Количество циклов зарядов-разрядов в среднем более 800.
- Герметичность позволяет заряжать аккумулятор без выделения опасных веществ.
- Возможность положить аккумулятор на бок. Еще одна полезное свойство герметичности, при этом не рекомендуется переворачивать предмет вверх дном.
- Отсутствие необходимости ухода за аккумулятором.
А вот её минусы
- Невозможность хранить аккумулятор в полностью разряженном состоянии. В отличие от GEL глубина разрядки у стекловатного типа аккумуляторов не должна превышать 20-30%.
- Уменьшение напряжения на морозе. На холоде батарея будет выдавать чуть меньшее напряжение. Это может сказаться на эффективности работы мотора.
Читайте также: Мотор для ваз 2113
Теперь рассмотрим плюсы GEL
- Более низкий уровень разрядки при простое. Если заряженный аккумулятор никак не используется, через месяц можно ожидать разрядку не более 5%, что является хорошим показателем.
- Способность к глубокой разрядке (Deep Cycle).
- Стойкость к крайним температурам. От -30 до + 60.
- Улучшенная защита от вибраций. Полезна во время сильных волн.
- Еще более длительный запас циклов-часов. С отдельными моделями гелевых аккумуляторов вы сможете зарядить прибор более 1000 раз.
В целом все свинцово-кислотные аккумуляторы имеют общие недостатки
- Большой вес. Примерно около 30 кг, навороченные модели могут весить на десятки килограмм больше.
- Чувствительность к превышению разряда. Он не должен быть более 25%.
- Неэкологичны. После использования присутствует необходимость в специальной утилизации.
Видео:Стартовые и тяговые аккумуляторыСкачать
Особенности эксплуатации
По сути, рекомендуемые AGM или GEL аккумуляторы, не нуждаются в каком-то специальном уходе. Оба аккумулятора являются необслуживаемыми, в чем их большая заслуга.
Однако также это означает:
- Запрет на вскрытие. Большое количество кислород нанесет пластинам непоправимый ущерб.
- Следует заряжать прибор, не более чем позволяет размер его емкости. Используйте ограничители заряда.
- Помнить о токсичности свинца. Если аккумулятор каким-то образом продырявился, что случается крайне редко, вам следует выкинуть его, но в специальных местах вторичной переработки. Данный тяжелый метал, очень опасен.
- Не стоит забывать о низком уровне зарядки. Если она ниже 20% вам следует подзарядить прибор, в случае с жидким электролитом это критично.
- Не использовать или хранить аккумулятор при температурах ниже -20°С или выше +60°С.
Видео:Как выбрать аккумулятор для лодки?Скачать
Рейтинг моделей с ценами
Выбирая тяговый аккумулятор, вы должны смотреть на его емкость (A/ч), долговечность (циклов заряда), минимальное напряжение (V) и температурные условия (°C).
Весь рынок тяговых аккумуляторов условно можно поделить на 3 категории:
- От 4 до 12 тысяч рублей. Такие аккумуляторы довольно неплохие, они имеют среднюю емкость (от 70 до 100 А/ч), устойчивость к вибрации и среди них попадаются модели глубокого разряда. Касательно технологии и типа, гелиевых аккумуляторов в данном ценовом диапазоне встречается немного. В основном это AGM-модели. Причем тут стоит опасаться так называемых кальциевых аккумуляторов. Это тот же свинцово-кислотный аккумулятор, только с добавлением кальция в качестве примеси к свинцу. Сложилось мнение, что после глубокой разрядки, данный тип аккумуляторов уже не восстанавливаются. Поэтому, если вы планируете разряжать ваш прибор полностью, лучше загляните в следующую ценовую категорию
- От 12 до 20 тысяч рублей. Сюда уже попадают и гелевые модели. Именно их мы рекомендуем для лодочных электромоторов. Они прочны, стабильны при самых низких температурах, выдают хорошее напряжение, что важно для мощности мотора. Отдельно отметим их емкость – от 100 до 150 А/ч. Но, если вы планируете долгую рыбалку, и хотите взять модель с улучшенной емкостью вам подойдут модели от 20 тыс. руб.
- От 20 до 40 тысяч рублей. Это самые топовые аккумуляторы для электромоторов на российском рынке. Их отличает большой пусковой заряд, почти сравнимый со стартерами, и громадный объем емкости (от 150 до 245 А/ч). А некоторые из них, вдобавок ко всему содержат резервную емкость.
Видео:Выбор аккумулятора для лодочного электромотора.Расчеты и практика.Скачать
3 модели
Давайте коротко пробежимся по трем разным моделям, представленным на рынке сегодня:
- Аккумулятор Deka DP24. Один из самых бюджетных вариантов. Средняя цена 8000 тыс. руб. Данный прибор хоть номинально и называется аккумулятором глубокой разрядки, по своей сути является AGM. То есть обладает всеми минусами данной технологии: плохо переносят температуру, имеет уменьшенное количество циклов разряд-заряда. Его емкость составляет 85 А/ч, а напряжение 12 В, что в целом неплохо. Данная модель будет очень хорошей для первой покупки тягового аккумулятора, чтобы разобраться со всеми тонкостями работы с ним. Хорош для небольших надувных лодок. И кстати, он не требует обслуживания.
Читайте также: Длина ноги лодочного мотора suzuki 8dt
- Аккумулятор гелиевый Minn Kota MK-31-GEL. Цена около 22-х тысяч рублей. Роскошный аппарат, герметизированный, с емкостью в 102 А/ч и напряжением 12 В, с настоящей возможностью глубокой разрядки. Фирма Minn Kota давно зарекомендовала себя как фирму лидера в моторном производстве. Их аккумуляторы ничуть не хуже. Замечательный вариант для мощных электромоторов.
- Аккумулятор Gel Deka 8G8D. Этот аккумулятор стоит 40 тысяч рублей и популярен на яхтах. Его емкость 225 А/ч. Он пускает ток более 1000 А и весит 71 кг. Добавить тут ничего.
Видео:АКБ для лодочного электромотора | какой выбрать аккумулятор.Скачать
Зарядное устройство
Что же, теперь, когда мы ознакомились с основными характеристиками аккумуляторов, рассмотрели модели разных категорий, поговорим о зарядном устройстве.
Он помогает ускоренно восстанавливать заряд и главное учитывает искомую емкость аккумулятора (например для аккумуляторов от 15 до 130 А/ч). Зарядное устройство содержит индикатор и компенсирует падающее напряжение.
Однако, эти цифры сильно зависят от окружающей температуры, чем она ниже, тем большее напряжение (в пределах нескольких десятых) можно подать.
Видео:Стартерные и Тяговые аккумуляторыСкачать
Как подобрать аккумулятор для лодочного мотора
Для запуска лодочного мотора морские стартовые аккумуляторы в течении 5-10 секунд генерируют ток 500 — 1000 ампер. Этого добиваются, устанавливая в них большое количество тонких пластин, обеспечивающих максимальную поверхность контакта с электролитом. Однако такая конструкция не допускает глубокой разрядки аккумулятора, поэтому стартовые батареи не годятся для работы с лодочными электромоторами, помпами и мощной морской электроникой.
Если один аккумулятор используется для пуска бензинового двигателя и подключения электрического оборудования на катере, выбирайте стартово-тяговую батарею. Она выдерживает разряд током 10 ампер в течении 7 часов и имеет пусковой ток 500 ампер и выше. Стартово-тяговые аккумуляторы часто маркируются символами DP – dual purpose — двойное назначение.
Запускать мотор способны аккумуляторы любого типа – гелевые, AGM или с жидким электролитом. Но для мощных двигателей, таких как Mercury Verado, подходят только AGM аккумуляторы.
При покупке аккумулятора, проверяйте, чтобы у выбранной вами батареи оба параметра были не ниже рекомендованных. Использование аккумулятора меньшей емкости создает дополнительную нагрузку для электросистемы лодочного мотора и может повредить ее.
Емкость аккумулятора С20 – характеризует ток, который аккумулятор может давать в течении 20 часов до тех пор, пока напряжение на клеммах не упадет до 10,5 Вольт. Чем выше емкость, тем дольше батарея способна питать подключенные к ней устройства
Резервная емкость RC@25 – время в минутах за которое аккумулятор разрядится током 25 А при температуре 27 радусов Цельсия до напряжения 10,5 Вольт
Морской пусковой ток MCA – ток который новый, полностью заряженный аккумулятор дает в течении 30 секунд при температуре 0 градусов Цельсия. При этом напряжение ячейки аккумулятора не опускается ниже 1,2 Вольт
Ток холодного пуска CCA – то же самое, что MCA, но при температуре -18 градусов Цельсия
Например, для лодочного мотора Ямаха 40 производитель рекомендует аккумулятор со следующими характеристиками: ССА – 245 А MCA – 323 A RC@25 – 52 минуты. Такими параметрами обладает аккумулятор DEKA 24M7 или DEKA Intimidator 8A24M
Для лодочного мотора Honda 20 подойдет аккумулятор емкостью 35 Ач и током холодного пуска (ССА) – 270 А. Это может быть аккумулятор DEKA 24M5 или DEKA Intimidator 8A24M.
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Yamaha
Подобрать аккумулятор для мотора Ямаха
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
Двухтактные | |||
50 л.с. и менее | CCA 245 А (MCA 323 А) RC25 52 мин | DP24 | |
60 -200 л.с, карбюратор, 2.6L 150-200 EFI | 380 CCA (MCA 502 А) RC25 124 мин | 24M7 | — |
3.1 L 200-250hp EFI | 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин | 27M6 | — |
150-300 HPDI 3.1L & 3.3L | 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин | 27M6 | 8A27M |
Четырехтактные | |||
F8A, F9, T9.9, F15, F20, F25 | 245 CCA (MCA 323 А) RC25 52 мин | 24M4 | 8A24M |
F30, F40, F50, T50, F60, T60, F75, T75, F90 F/FL115 | 380 CCA (MCA 502 А) RC25 124 мин | 24M7 | 8A24M |
F/LF150, 3.3L F/LF200, 3.3L F/LF225, 3.3L F/LF250 | 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин | 24M7 | 8A24M |
2.8L VF150, F175, F/LF200, 4.2L VF200/225/250, 4.2L F/LF225, 4.2L F/LF250, 4.2L F/LF300 | 680 CCA (MCA 770 А) RC25 160 мин | 27M6 | 8A31DTM |
F/LF350 | 700 CCA (MCA 900 А) RC25 170 мин | 27M6 | 8A31DTM |
Читайте также: Мотор киа пиканто 2011
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Honda
Подобрать аккумулятор для мотора Хонда
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
BF8D, BF9.9D, BF15D, BF20D | CCA 270 А (MCA 350 А) С20 35 Ач | 24M5 | 8A24M |
BF25A, BF30A, BF25D, BF30D, BF40A, BF50A | CCA 420 А (MCA 546 А) С20 65 Ач | 24M7 | 8A24M |
BF40D, BF50D | CCA 582 А (MCA 756 А) С20 65 Ач | 27M6 | 8A31DT |
BF75A, BF90A | CCA 550 А (MCA 715 А) С20 70 Ач | 24M7 | 8A27M |
BF75D, BF90D | CCA 582 А (MCA 756 А) С20 65 Ач | 24M7 | 8A31DT |
BF115A, BF115D, BF130A, BF135A, BF150A | CCA 622 А (MCA 809 А) С5 64 Ач С20 80 Ач | 27M6 | 8A31DTM |
BF200A, BF225A | CCA 800 А (MCA 1040 А) С5 95 Ач С20 110 Ач | 27M6 | 8A31DTM |
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Mercury
Подобрать аккумулятор для мотора Меркури
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
Двухтактные | |||
6-60 л.с | CCA 350 А (MCA 465 А) | 24M4 | 8A24M |
75-125 л.с | CCA 450 А (MCA 525 А) | 24M5 | 8A24M |
Модели V6 | CCA 490 А (MCA 630 А) | 24M5 | 8A24M |
Модели OptiMax | CCA Минимум 800 А (MCA 1000 А) | 24M7 | 8A31DT |
Четырехтактные | |||
9.9 – 25 л.с. | CCA 350 А (MCA 465 А) | 24M4 | 8A24M |
30 — 115 л.с | CCA 350 А (MCA 750 А) | 24M5 | 8A24M |
Verado | |||
135 / 150 / 175 / 200, Verado L4, 200 / 225 / 250 / 275 / 300 Verado L6 | MCA 800 А минимум. Минимальное значение RC25 135 мин. | — | 8A24M |
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Suzuki
Подобрать аккумулятор для мотора Сузуки
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
DF9.9 / 15 — DF25V | CCA 330 А или больше RC25 70 минут или больше С20 40 Ач или больше | 24M5 | 8A24M |
DF25 — DF50 DF40 — DF50 | CCA 389 А или больше RC25 115 минут или больше С20 70 Ач или больше | 24M7 | 8A24M |
DF60 — DF70 DF90 / 115 — DF140 DF150 — DF175 | CCA 512 А или больше С20 100 Ач или больше | DP31DT | 8A31DT |
DF200 / 225 / 250 /250SS | CCA 670 А или больше RC25 190 минут или больше С20 100 Ач или больше | DP31DT | 8A31DT |
DF300 | CCA 770 А или больше RC25 239 минут или больше С20 130 Ач или больше | 24M7 две штуки | 8A24M две штуки |
Аккумуляторные батареи работают надежно и служат долго только, если за ними следят и своевременно заряжают
Причем для гелевых, AGM, жидко-кислотных и LiFePO4 аккумуляторов ток, напряжение и алгоритм зарядки должны быть разными. Однако многие владельцы катеров не имеют опыта и желания вникать в такие технические тонкости. Как следствие, недозарядка, сульфатация, потеря емкости и регулярная замена дорогих аккумуляторов.
Поддерживать аккумуляторы в заряженном состоянии помогут специально созданные для катеров устройства
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📸 Видео
Какой выбрать аккумулятор для лодки?Скачать
АККУМУЛЯТОР ДЛЯ ЛОДОЧНОГО МОТОРА - САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ И ЛЕГКИЙ | Тяговый аккумулятор LiFеPO4Скачать
Батарея глубокого разряда E-NEXСкачать
Про Электро мотор и стартерный аккумуляторСкачать
Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного электромотора.Учимся на моих ошибках .Скачать
Выбор LiFePO4 лодочных аккумуляторов под разные условия в линейке компании Титанат.Скачать
Как выбрать тяговый аккумулятор для лодочного электромотора правильно, учимся на моих ошибках.Скачать
Лодочный электромотор + аккумуляторСкачать
Лучший тяговый аккумулятор для лодочного электромотора. Литий-ионные аккумуляторы 12V 85 и 100 AhСкачать
Автомобильный аккумулятор для электродвигателя лодки.Скачать