Степень повышения давления в компрессоре гту

Поскольку термический КПД цикла ГТУ определяет величина степени повышения давления воздуха в компрессоре ( ν ), сперва проведем анализ влияния этой величины на экономичность идеального цикла ГТУ.

Для рассмотрения влияния ν на тепловую экономичность ГТУ примем постоянными температуру и давление воздуха на входе в компрессор (Т1=const, Р1=const) и температуру газов на выходе из камеры сгорания (Т3=const). При этих условиях величина ν может иметь значения от 1 до ν max. Когда Р21 ν =1, а ν = ν max при максимальном давлении воздуха за компрессором Р2max, когда в результате адиабатного сжатия температура воздуха достигает максимально-возможного значения Т23 (рис. 8.5).

При ν =1 работа цикла ГТУ равна нулю, а подведенная к рабочему телу теплота q1 равна отведенной теплоте q2, следовательно, термический КПД цикла равен нулю. При ν = ν max термический КПД цикла ГТУ имеет максимальное значение, т.к. Т23, то в соответствии с уравнением 8.6, КПД ГТУ в этом случае определяется выражением

Это выражение аналогично выражению КПД цикла Карно с источниками теплоты Т1 и Т3. В T,s- диаграмме при ν = ν maxmax цикл ГТУ представляет прямую вертикальную линию (рис. 8.5), т.е. получается парадокс, КПД цикла имеет максимальное значение при отсутствии работы цикла (lt=0). Объяснение такого явления заключается в равенстве работ компрессора и газовой турбины, т.е. вся работа газовой турбины затрачивается на привод компрессора. Следовательно, экономичность обратимого цикла ГТУ не может оцениваться только термическим КПД, а необходимо учитывать и полезную работу цикла. Графические зависимости изменения термического КПД идеального цикла ГТУ, работ компрессора, газовой турбины и цикла в целом от степени повышения давления ν показаны на рис. 8.6.

В соответствии с этими зависимостями, видно, что оптимальное значение степени повышения давления воздуха в компрессоре необходимо выбирать по максимальному значению работы цикла ГТУ. В связи с этим в качестве дополнительного показателя экономичности ГТУ был введен коэффициент работы

По максимальному значению этого коэффициента можно выбрать величину ν ОПТ .

Кроме степени повышения давления воздуха в компрессоре на тепловую экономичность идеального цикла ГТУ оказывают влияние температура газов за камерой сгорания Т3 и температура воздуха на в ходе в компрессор Т1. При увеличении температуры Т3 увеличиваются значения Р2 и ν max , соответственно происходит увеличение максимального значения термического КПД и ν ОПТ . Графики зависимости изменения термического КПД идеального цикла ГТУ и работы цикла от степени повышения давления ν при двух значениях Т3 показаны на рис. 8.7.

Для оценки влияния температур Т3 и Т1 на экономичность ГТУ введен коэффициент отношения этих температур

Используя коэффициенты ν , φ и β, можно выбрать оптимальные параметры рабочего тела для идеального цикла ГТУ следующим расчетным методом. Для выбора величины ν ОПТ представим выражение 8.5 работы идеального цикла ГТУ в виде

Заменив коэффициентами ν и β, соответствующие отношения температур в выражении 8.10 получим выражение

При постоянных значениях температур Т1 и Т3, в выражении 8.11 переменной величиной будет только ν . Следовательно, для нахождения условий достижения максимального значения ltmax, необходимо приравнять первую производную от переменной ν этого выражения нулю.

Из выражения 8.12 следует, что большему значению Т3 (большему β) будет соответствовать большее значение ν ОПТ. Подставив величину ν ОПТ в выражение 8.7, получим значение оптимального термического КПД ГТУ

Видео:4.2. Циклы ГТУСкачать

4.2. Циклы ГТУ

Выражение 8.13 позволяет сделать вывод о том, что КПД ГТУ будет увеличиваться с возрастанием температуры Т3 и уменьшением Т1 (при увеличении β).

Аналогичные преобразования можно выполнить и для коэффициента работы

Получается, что коэффициент работы и термический КПД для идеального цикла ГТУ при оптимальном значении степени повышения давления имеют одинаковые значения и зависят только от коэффициента β. Поскольку величина ν ОПТ также зависит от коэффициента β, то этот коэффициент и будет определять термодинамическую эффективность идеального цикла ГТУ. Из проведенного анализа следует, что чем больше температура Т3 и меньше Т1, тем экономичнее идеальный цикл ГТУ, а оптимальные значения ν ОПТ и φОПТОПТ определяются отношением этих температур Т31=β. Значит надо стремиться к увеличению температуры газов пере турбиной и к снижению температуры воздуха на входе в компрессор. Однако снижение температуры Т1 невозможно, т.к. это температура окружающей среды, но вывод о том, что в зимнее время экономичность ГТУ выше, чем в летнее очевиден.

Теория газотурбинных двигателей

Степень повышения давления в компрессоре гту

Книга может оказаться полезной при изучении принципа работы, конструкции и эксплуатации газотурбинных авиационных двигателей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория газотурбинных двигателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Теория ступени компрессора ГТД

Компрессор газотурбинного двигателя служит для повышения давления воздуха перед подачей его в камеру сгорания.

Применение компрессора в ГТД позволяет получить нужный расход воздуха, обеспечить желаемое значение КПД, получить высокую тягу (мощность) при небольших габаритных размерах и массе двигателя.

Компрессор ГТД должен удовлетворять следующим требованиям:

а) сжатие воздуха должно происходить при возможно большем КПД;

Видео:Центробежный компрессорСкачать

Центробежный компрессор

б) обеспечивается устойчивая работа двигателя во всем диапазоне эксплуатационных режимов;

в) подвод воздуха в камеру сгорания производится без пульсаций давления, расхода и скорости потока;

г) обеспечение наименьшего веса и габаритов двигателя;

д) обеспечивается высокую надежность авиадвигателя.

Основными типами компрессоров авиационных ГТД являются многоступенчатые осевые [1] или осецентробежные компрессоры.

Процесс сжатия воздуха в многоступенчатом компрессоре ГТД состоит из ряда последовательно протекающих процессов сжатия воздуха в отдельных его ступенях.

В современных газотурбинных двигателях наиболее часто используются осевые компрессоры, как наиболее полно отвечающие предъявляемым требованиям. В осевых компрессорах авиадвигателя по сравнению с другими типами компрессоров возможны высокие значения степени повышения давления воздуха и большие расходы воздуха при высоких КПД и сравнительно малых габаритных размерах и массе.

Осевой компрессор ГТД имеет несколько рядов лопаток, насаженных на один общий вращающийся барабан или на ряд соединенных между собой дисков, которые образуют ротор компрессора.

Один ряд лопаток ротора называется рабочим колесом.

Другой основной частью компрессора является статор, состоящий из нескольких рядов лопаток (направляющих аппаратов), закрепленных в корпусе. Назначением лопаток статора является:

а) направление проходящего через них воздушного потока под необходимым углом на рабочие лопатки расположенного за ними рабочего колеса;

б) спрямление потока, закрученного лопатками впереди находящегося рабочего колеса, с одновременным преобразованием части кинетической энергии закрученного потока в работу по повышению давления воздуха.

Сочетание одного рабочего колеса и одного стоящего за ним направляющего аппарата называется ступенью компрессора.

Видео:Степень повышения давления (Павлов)Скачать

Степень повышения давления (Павлов)

Перед первым рабочим колесом компрессора может быть установлен входной направляющий аппарат.

При вращении рабочего колеса за счет внешней энергии повышается скорость потока, при этом на входе рабочего колеса создается разрежение, обеспечивающее непрерывное поступление воздуха. Внешняя энергия, сообщенная лопатками рабочего колеса воздуху, движущемуся по расширяющимся (диффузорным) каналам, затрачивается на повышение давления воздуха, а также на увеличение его скорости.

Преобразование кинетической энергии воздушного потока, приобретенной в рабочем колесе, сопровождающееся повышением давления воздуха, происходит в направляющем аппарате, который, кроме того, обеспечивает потоку требуемое направление для входа в рабочее колесо следующей ступени компрессора.

Разрез лопаток ступени компрессора цилиндрической поверхностью образует решетку профилей рабочего колеса.

На входе в рабочее колесо скорость воздуха может быть направлена не параллельно оси колеса, а под некоторым углом к ней вследствие неполного спрямления потока направляющим аппаратом предыдущей ступени компрессора или установки перед рабочим колесом входного направляющего аппарата. Вращению рабочего колеса соответствует перемещение решетки с окружной скоростью «u». Для определения скорости воздуха относительно рабочих лопаток «w» применим правило сложения векторов скоростей, согласно которому абсолютная скорость равна относительной и переносной. Переносной скоростью будет окружная скорость лопаток, следовательно, c = w + u.

Треугольник, составленный из векторов «c», «u» и «w», является треугольником скоростей на входе в рабочее колесо.

Лопатки рабочего колеса должны быть установлены таким образом, чтобы передние кромки их были направлены по направлению вектора «w» или под небольшим углом к нему. Кривизна профилей лопаток выбирается с таким расчетом, чтобы угол выхода потока из колеса был больше угла входа потока.

Направление потока за решеткой при безотрывном ее обтекании определяется в углом установки задней кромки лопатки.

Разворот потока воздуха в рабочем колесе компрессора приводит к возникновению на каждой лопатке аэродинамической силы «P» направленной от вогнутой к выпуклой поверхности профиля. Можно разложить силу «P» на две составляющие. Составляющую, направленную параллельно вектору окружной скорости, назовем окружной, а составляющую, направленную параллельно оси компрессора — осевой составляющей. Окружная составляющая направлена против движения лопаток колеса и противодействует их вращению. Для поддержания частоты вращения ротора к валу компрессора должен быть приложен крутящий момент. Работа, затрачиваемая на вращение колеса идет на увеличение энергии потока, прошедшего через колесо. Это проявляется в том, что обычно скорость потока за колесом оказывается больше скорости потока перед колесом, несмотря на одновременное увеличение давления.

Абсолютная скорость «с» на выходе из рабочего колеса определится построением треугольника скоростей. Вследствие поворота потока в колесе вектор абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса оказывается отклоненным от вектора абсолютной скорости на входе в сторону вращения колеса.

Лопатки направляющего аппарата отклоняют поток в обратную сторону. Форма лопаток подбирается так, чтобы направление вектора абсолютной скорости за ступенью соответствовало направлению вектора абсолютной скорости на входе в рабочее колесо. При этом, увеличивается поперечное сечение струи, проходящей через канал между соседними лопатками. В результате скорость потока в направляющем аппарате падает, а давление увеличивается.

Независимо от скорости набегающего на лопатки воздуха и формы проточной части, течение потока через ступень может рассматриваться как течение через систему диффузорных каналов с уменьшением относительной скорости потока в рабочем колесе, уменьшением абсолютной скорости потока в направляющем аппарате и увеличением давления в обоих случаях.

Основными элементами центробежной компрессорной ступени являются рабочее колесо и диффузор, а характерными сечениями воздушного тракта — сечение перед рабочим колесом, сечение за рабочим колесом и сечение на выходе из диффузора. За диффузором могут быть установлены выходной канал или выходные патрубки, обеспечивающие поворот выходящего из диффузора потока в нужную сторону.

Видео:Как работает центробежный газовый компрессорСкачать

Как работает центробежный газовый компрессор

Рабочее колесо центробежного компрессора обычно представляет собой диск, на торцевой поверхности которого расположены рабочие лопатки.

В центробежной ступени можно получить значительно большее повышение давления воздуха, чем в осевой ступени, благодаря центробежным силам направленным по движению воздушного потока в рабочем колесе. Но в то же время (в отличие от осевой ступени) ее диаметр намного превышает диаметр рабочего колеса осевого компрессора.

Недостатки центробежной ступени могут быть в значительной степени смягчены в диагональной ступени. По своим параметрам она занимает промежуточное положение между осевой и центробежной ступенью компрессора. Сжатие воздуха в ее рабочем колесе происходит как вследствие уменьшения относительной скорости воздуха в межлопаточных каналах, так и в результате работы центробежных сил, совершаемой при перемещении воздушного потока в колесе от центра к периферии. Меньшее отклонение основного направления течения воздуха от осевого позволяет уменьшить диаметральные габаритные размеры ступени.

Степенью повышения давления ступени компрессора называется отношение давления за ступенью к давлению на входе в рабочее колесо.

В осевых ступенях степень повышения давления обычно невелика и равняется 1,2…1,35. В центробежных ступенях степень повышения давления может достигать 4—6 и более.

С целью увеличения общей степени повышения давления применяют многоступенчатые компрессоры, в каждой ступени которых осуществляется повышение давления воздуха.

Адиабатический КПД ступени компрессора представляет собой отношение адиабатической работы повышения давления воздуха в ступени к затраченной работе Адиабатический КПД ступени осевого компрессора обычно равен 0,83—0,87, что свидетельствует об их высоком аэродинамическом совершенстве. Центробежные ступени имеют несколько меньшее значение адиабатического КПД — 0,75—0,80.

Расход воздуха через компрессор пропорционален плотности воздуха, скорости потока и площади проходного сечения.

Окружная скорость воздушного потока является важнейшим конструктивным параметром ступени компрессора двигателя, она ограничивается прочностью лопаток и диска рабочего колеса и газодинамическими соображениями.

По уровню скорости набегающего на лопатки воздуха осевые ступени разделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и трансзвуковые (околозвуковые), в которых окружная или осевая скорости изменяются по радиусу изменяются по радиусу от сверхзвуковой до дозвуковой.

В реальных ступенях компрессора между лопатками рабочего колеса и внутренней поверхностью статора всегда имеется конструктивный зазор [3]. При этом зазор на работающем двигателе отличается от монтажного зазора вследствие деформаций деталей ротора и статора под действием газовых сил и теплового расширения. Обычно у прогретого двигателя рабочие зазоры оказываются меньше монтажных.

Перетекание (утечка) воздуха через радиальные зазоры приводит к понижению давления на вогнутой стороне лопатки и к повышению давления на спинке, т. е. к уменьшению разности давлений на поверхностях профиля. Уменьшение перепада давлений приводит к снижению окружного усилия и, следовательно, к снижению работы, передаваемой воздуху в ступени.

На работу ступени оказывают влияние и осевые зазоры между ее неподвижными и вращающимися венцами. Осевые зазоры между лопатками рабочего колеса и направляющего аппарата составляют примерно 15—20% хорды лопаток и также снижают эффективность работы ступени.

Видео:ГТУ. Турбина в работе.Скачать

ГТУ. Турбина в работе.

Основные параметры многоступенчатого компрессора

В теории газотурбинных двигателей обычно используются следующие параметры многоступенчатого компрессора:

а) степень повышения давления (отношение полного давления воздуха за компрессором к полному давлению перед компрессором);

б) секундный расход воздуха через компрессор;

в) частота вращения pотоpа компрессора;

г) адиабатический КПД компрессора.

Степень повышения давления в компрессоре ГТД равна произведению степеней повышения давления его отдельных ступеней.

В компрессорах современных авиадвигателей степень повышения давления компрессора доходит до 30 и более. Такие высокие степени повышения давления применяют для улучшения экономичности двигателя.

Дело в том, что в газотурбинных двигателях 70% тепла, введенного с топливом в двигатель, теряется с уходящими газами. Эти потери обусловлены вторым законом термодинамики (в двигатель засасывается холодный воздух, а выходит горячий).

При увеличении степени повышения давления в компрессоре соответственно увеличивается и степень понижения давления на тракте расширения газа в двигателе (во сколько раз воздух сжимается — во столько же раз газы расширяются). А чем больше степень понижения давления, тем ниже (при заданной температуре газа перед турбиной) температура уходящих газов и, следовательно, тем меньше потери тепла с уходящими газами.

Иначе говоря, с увеличением степени повышения давления воздуха степень полезного использования введенного в двигатель тепла увеличивается.

Ступени компрессора работают в разных условиях: они имеют разные окружные и осевые скорости, их лопатки обтекаются потоком с разными скоростями и т. д. Поэтому адиабатические работы сжатия воздуха в различных ступенях одного и того же компрессора могут существенно отличаться друг от друга.

В первых и в меньшей степени в последних ступенях работа заметно снижена по сравнению с работой приходящейся на каждую из средних ступеней.

Видео:Учебный фильм "Трубопроводный транспорт газа" - Часть 2Скачать

Учебный фильм "Трубопроводный транспорт газа" - Часть 2


🌟 Видео

ГАЗОВАЯ ТУРБИНА || ⏱ Что это? Зачем это?Скачать

ГАЗОВАЯ ТУРБИНА || ⏱ Что это? Зачем это?

Устройство компрессораСкачать

Устройство компрессора

Газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-16Скачать

Газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-16

CFD Расчет характеристики компрессора (Общие рассуждения)Скачать

CFD Расчет характеристики компрессора (Общие рассуждения)

Методы повышения эффективности ГТУСкачать

Методы повышения эффективности ГТУ

Устройство и принцип работы винтового компрессораСкачать

Устройство и принцип работы винтового компрессора

9. ОСНОВЫ ТЕПЛОТЕХНИКИ. ТЕРМОДИНАМИКА КОМПРЕССОРОВ. Работа компрессора. Вредный объём.Скачать

9. ОСНОВЫ ТЕПЛОТЕХНИКИ. ТЕРМОДИНАМИКА КОМПРЕССОРОВ. Работа компрессора. Вредный объём.

Как работает Газовая Турбина?Скачать

Как работает Газовая Турбина?

Регулируем прессостат. Максимальное и минимальное давление включения и выключения компрессораСкачать

Регулируем прессостат. Максимальное и минимальное давление включения и выключения компрессора

Работа винтового компрессора, его принцип действия и устройство.Скачать

Работа винтового компрессора, его принцип действия и устройство.

Курс ""Турбомашины". Раздел 5.1.1. Характеристика компрессора лекция №1 (лектор Батурин О.В.)Скачать

Курс ""Турбомашины".  Раздел 5.1.1. Характеристика компрессора лекция №1 (лектор Батурин О.В.)

Циклы ГТУ. Расчет цикла ГТУСкачать

Циклы ГТУ. Расчет цикла ГТУ

Тема№2 Задание№ 1Скачать

Тема№2 Задание№ 1

Перезаправили кондиционер!? Повышенное давление. | Excess gas in the air conditioner. High pressure.Скачать

Перезаправили кондиционер!? Повышенное давление. | Excess gas in the air conditioner. High pressure.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток