Блокиратор обратного хода:
Редуктор может быть оборудован блокиратором обратного хода на оси быстрого вращения. Блокиратор обратного хода
обеспечивает вращение валов только в одном направлении; в зависимости от типоразмера может устанавливаться на фланце
PAM (только в случае редукторов серии H/B/S/SH) или в самом двигателе (габариты сохраняются). При размещении заказа
рекомендуется указать направление вращения (по часовой стрелке или против часовой стрелки), сторону входа. На фланце PAM
имеется табличка, в которой указывается направление свободного вращения группы. Убедиться, что направление свободного
вращения соответствует требуемому.
ВРАЩЕНИЕ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ ВРАЩЕНИЕ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ
ВРАЩЕНИЕ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ ВРАЩЕНИЕ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ
Блокиратор крутящего момента:
Редукторы серии NMRV, NMRV-P, SW могут поставляться с блокиратором крутящего момента. Данное устройство защищает
редуктор и механические устройства, присоединенные к нему, от непредвиденной или случайной перегрузки. Он также
оказывается полезным в ситуации, в которой необходимо вращать вал медленного вращения, когда агрегат выключен, для
чего достаточно открутить круглую гайку (предварительно отметив положение гайки для последующей установки ее на
место или для повторной калибровки). Не рекомендуется использование блокиратора крутящего момента с подъемными
механизмами, т.к. это может представлять угрозу безопасности. Изменение способа крепления редуктора не предусмотрено.
Группа поставляется с калибровкой примерно % номинального крутящего момента по каталогу. При установке на сам агрегат
необходимо откалибровать блокиратор крутящего момента с помощью зажимного кольца в зависимости от требований
применения; во время калибровки проверить значение и параметры крутящего момента с проектировщиком оборудования.
В случае необходимости с целью обеспечения определенного уровня безопасности оборудования рекомендуется произвести
соответствующие функциональные испытания.
На рисунке изображена кривая крутящего момента при регулировке с помощью зажимного кольца. Кривая имеет минимальное
и максимальное значение, поскольку представляет собой диапазон крутящего момента в зависимости от крутящих моментов
для двух направлений вращения. Прочие факторы, помимо крутящего момента, способные влиять на значение калибровки —
это температура, вибрация и пр.
ВРАщЕНИЕ ЗАжИМНОГО КОЛЬцА ВРАщЕНИЕ ЗАжИМНОГО КОЛЬцА ВРАщЕНИЕ ЗАжИМНОГО КОЛЬцА ВРАщЕНИЕ ЗАжИМНОГО КОЛЬцА ВРАщЕНИЕ ЗАжИМНОГО КОЛЬцА
- Храповой механизм (храповик) – механизм свободного хода с собачкой. Описание и примеры использования
- Принцип действия
- Люфт
- История
- Примеры использования
- Торцевые гаечные ключи и отвертки
- Кабельные стяжки
- Противооткатные устройства
- Лебедки
- Обгонная муфта велосипеда
- Обгонная муфта стартера автомобиля
- Коробка передач автомобиля
- Другие конструкции механизмов свободного хода (МСХ)
- Храповой механизм из образовательного конструктора Lego
- 🎬 Видео
Видео:Сборка цилиндро конического мотор редуктора серии O с устройством обратного ходаСкачать
Храповой механизм (храповик) – механизм свободного хода с собачкой. Описание и примеры использования
Храповой механизм (англ. ratchet mechanism) или просто храповик (англ. ratchet) — механизм, который обеспечивает свободное линейное или вращательное движение только в одном направлении, блокируя движение в обратную сторону. Ударение в первом слове ставится на последний слог, а написание «храповый» — неправильное.
В машиностроении подобные устройства относятся к классу механизмов свободного хода (МСХ) (англ. Freewheel mechanism). Механизмы свободного хода обеспечивают, подобно диодам в электронике, передачу крутящего момента только в одном направлении.
Храповой механизм состоит из двух основных деталей:
1. Собачка (англ. pawl — защелка, фиксатор, стопор) – деталь, которая обеспечивает непрерывное линейное или вращательное движение в прямом направлении, но блокирует обратное движение. При прямом движении рейки или зубчатого колеса собачка скользит по зубчикам, не препятствуя движению. При смене направления движения собачка упирается в деталь, мешая обратному ходу. Иногда собачку называют палом, стопором, защелкой.
Читайте также: Смена масла в редукторах рено дастер
2. Зубчатое колесо (шестеренка) или зубчатая рейка – деталь с зубчиками, которые, как правило, скошены в обратную сторону от направления свободного движения шестеренки или рейки. Несимметричные зубчики улучшают скольжение собачки, уменьшают шумность и обеспечивают надежное зацепление при движении в обратную сторону.
Чтобы механизм работал в любом положении, собачку прижимают к зубчикам с помощью пружины, упругой пластины или резинки. Без дополнительных деталей собачка прижимается только за счет силы тяжести.
Видео:Как устроен редуктор лодочного мотора , переключение передач вперед / назадСкачать
Принцип действия
Во время движения зубчатой детали в прямом направлении собачка скользит по верхушкам зубчиков. Когда собачка соскакивает с зубчика на зубчик, часто можно услышать характерный звук трещотки. Каждый, кто ездил на современном велосипеде, слышал этот звук во время движения накатом.
Во время смены направления движения рейки или зубчатого колеса, собачка упирается в крутой склон зубчика и не дает детали свободно поворачиваться в этом направлении.
Как говорят инженеры, уникальность храповых механизмов свободного хода по сравнению с остальными МСХ заключается в замыкании механического диода под действием тангенциальных сил (лат. tangens — касательный), т.е. действующих по касательной к храповику. Остальные МСХ (шарикового, роликового, сухарного типа) действую по принципу фрикционного клинового замыкания.
Ниже приведен пример работы линейного храпового механизма с зубчатой рейкой вместо зубчатого колеса.
Видео:Редуктор обратного хода для ЛифанСкачать
Люфт
Люфт – зазор, свободный ход одной детали относительно другой. В храповом механизме с зубчатой рейкой или шестеренкой максимальный люфт — это расстояние от одного зубчика до другого.
В устройствах, в которых нужно убрать обратное движение практически до нуля, могут вместо зубчатого колеса или зубчатой рейки использовать деталь с гладкой упругой поверхностью с большой силой трения, например, из резины. В таком случае на обратном ходе собачка «споткнется» о резину, и при ее заглублении в упругий материал произойдет заклинивание механизма.
Видео:Увеличенный люфт редуктора. Как замерить люфт редуктора.Скачать
История
Храповой механизм начали использовать в технических устройствах давным-давно. В Древней Греции инженеры использовали зубчатую рейку со стопорной защелкой в механизме заряжания гастрафета.
Древнегреческий гастрафет
Гастрафет был более совершенным и дальнобойным оружием, по сравнению с луком, но для натягивания тетивы требовалось больше сил. После заряжания храповой механизм не давал тетиве распрямиться раньше времени. Позже подобное устройство получило латинское название «арбалет» (лат. arcaballista — «arcus» — дуга, «ballisto» — бросаю). Подробно о метательных машинах древности читай здесь.
Большие и тяжелые парусные корабли, бороздящие моря и океаны, издревле начали оснащаться шпилем, или кабестаном (франц. cabestan). Шпиль (кабестан) представляет собой корабельный механизм типа ворот для наматывания цепи или каната на барабан. Шпиль используется для опускания или поднятия якоря (якорный шпиль), а также для швартовки корабля к пристани (швартовочный шпиль).
Читайте также: Мембранный редуктор давления общего назначения
Некоторые шпили могли оснащаться храповым механизмом для предотвращения нежелательного разматывания якорной цепи или швартовочного троса.
Собачка храпового механизма в корабельной терминологии называется палом. Так… Вернемся на начало статьи и посмотрим на определения. Ведь в английском языке собачка обозначается словом «pawl», что означает «защелка, фиксатор, стопор». Интересно, что в русском морском словаре используется английский термин для этой детали.
Согласно Морскому этимологическому словарю Николая Ткаченко «Слово pal (пал, защелка, собачка) образовалось в первобытном языке от старинного корня polo (пал, защелка, собачка), потом оно через индоевропейский перешло в романские, германские и в балтно-славянские языки, потом через лат., фр., и голл. слово это перешло в русский, и сейчат это бывшее голландское слово пал применяется в русском морском языке: пал (pawlbit, pawl of the capstan) — прямой или выгнутый металлический брусок, сидящий на оси и не допускающий вращения шпиля или ворота в сторону, противоположную той, в которую его вертят при работе; иногда его называют задержником; палгед (pawl head) — нижняя часть баллера шпиля, на которую насаживаются откидные стопора, называемые палами; палгун (pawl rim, pawl ring) — фундамент шпиля, прикрепленный к палубе и имеющий по окружности зубчатую рейку, по которой передвигаются палы при вращении шпиля».
Видео:Как настроить передачи на лодочном мотореСкачать
Примеры использования
Торцевые гаечные ключи и отвертки
Торцевые гаечные ключи, оснащенные храповым механизмом, ещё называют трещотками. В самом простом варианте конструкции в трещотку стовят по две собачки. Поворотом рычажка можно либо отворачивать гайку, либо её закручивать, не вынимая ключа на каждом обороте, как с обычным инструментом.
Кабельные стяжки
Кабельные стяжки делают из пластика одной деталью. Собачка прижимается к зубчатой пластине силой упругости. После затягивания стяжка не ослабляется даже при очень большом усилии.
Противооткатные устройства
Изначально противооткатные устройства с храповым механизмом начали использовать на железной дороге в горах Пенсильвании, США, при перевозке угля примерно с 1846 года. Чтобы груженый состав по крутому склону не откатился назад в случае отказа двигателя паровоза, на вагонах устанавливались «собачки».
Позже эта схема нашла применение на американских горках, чтобы в случае отключения электричества поезд с любителями острых ощущений не покатился назад.
Лебедки
Лебедки – это механизм для перемещения предметов с помощью каната. Электрическую лебедку устанавливают во внедорожники, чтобы вытянуть из трясины застрявший автомобиль.
Чтобы натянутый трос не разматывался с барабана используют храповой механизм. Примеры его использования на ручных лебедках можно увидеть на этих фотографиях.
Храповой механизм в ручных лебедках
Обгонная муфта велосипеда
Обгонную муфту (англ. overrunning clutch) также называют муфтой свободного хода. Она позволяет предотвратить передачу крутящего момента от ведомого вала (колеса) к ведущему (на цепь и педали), если ведомый вал начинает вращаться быстрее. Например, после прекращения вращения педалей без муфты свободного хода колеса продолжали бы раскручивать цепь и педали, как это было в первых велосипедах. То же самое было бы при спуске с горки.
Читайте также: Редуктор заднего моста принцип работы устройство
Впервые обгонную муфту с простейшим храповым механизмом запатентовал в 1869 году Уильям Ван Анден из Покипси, штат Нью-Йорк, США. В обгонной муфте Ван Андена храповик был встроен в ступицу переднего колеса велосипеда.
Примерная схема муфты свободного хода (обгонной муфты) с храповым механизмом Ван Андена
Почти все современные велосипеды – заднеприводные. Обгонная муфта в них встраивается в заднюю втулку или заднюю звездочку. Обгонные муфты с храповым механизмом издают характерный звук и их еще называют велотрещотками.
Обгонная муфта стартера автомобиля
Механизм свободного хода с храповиком используется в стартерах автомобилей как защитное устройство. Стартер – это механизм, который с помощью электромотора запускает двигатель внутреннего сгорания, вращая его коленвал через маховик.
Скорость вращения ведомого зубчатого колеса стартера невысокая – может быть около 3000 об/мин. После запуска двигатель на холостом ходу развивает около 1000 об/мин. Но передаточное отношения стартер-маховик из-за разности диаметров зубчатых колес может достигать значения 20:1. Т.е. запущенный двигатель на холостых оборотах может раскрутить электромотор стартера до 20 000 об/мин.
Чтобы стартер не вышел из строя после запуска двигателя на него ставят обгонную муфту.
Коробка передач автомобиля
В данном примере собачка храпового механизма используется для перевода автоматической коробки передач в режим парковки.
Видео:⚙️🔩🔧Как снять обойму гребного вала из редуктора лодочного мотора.Скачать
Другие конструкции механизмов свободного хода (МСХ)
Вместо собачки в конструкции механизма свободного хода могут использовать шарикоподшипники, ролики, сухари или иные детали, блокирующие вращение в обратную сторону.
Видео:Доработка заднего хода МБ - 1 вторая версияСкачать
Храповой механизм из образовательного конструктора Lego
С помощью образовательных конструкторов можно собирать модели с храповым механизмом. В данном примере храповик собран из стандартного зубчатого колеса и собачки, состоящей из трех деталей (штифта, красного фиксатора и короткой оси). Зубчатое колесо приводится в движение ручкой. Важно подобрать такой угол собачки относительно зубчатого колеса, чтобы происходил надежный зацеп при обратном вращении.
В следующем примере перекидная собачка используется в модели механического вентилятора, собранного из набора Lego Education EV3. В момент поднятия груза храповой механизм препятствует случайному разматыванию нити. Далее собачка перекидывается на другую сторону, чтобы не мешать работе вентилятора.
В примере с катапультой на противоположном конце от собачки установлен длинный рычаг. Под весом длинного конца рычага собачка упирается в зубчатое колесо и блокирует вращение оси. Катапульта выстрелить не может. Стоит надавить на длинный рычаг вверх и собачка выйдет из зацепления, разблокировав ведущую ось.
Механическая катапульта из Lego EV3
Инструкцию к катапульте можно скачать по этой ссылке.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎬 Видео
Реверс редуктор. Проще некуда.Скачать
Полезные доработки к мотоблоку с круглыми полуосями.Скачать
Устройство коробки реверса на мотобуксировщике и ее обслуживаниеСкачать
Реверс редуктор и редуктор обратного ходаСкачать
переделка заднего хода мотоблока Ока.Скачать
⚙️🔩🔧Пропала нейтраль, не регулируются передачи на лодочном мотореСкачать
реверс редуктор + мотобуксировщикСкачать
Принцип работы редуктора. Виды редукторов. Курсовая.Скачать
Задний ход мотоблока МБ - 1 доработкаСкачать
Редуктор обратного вращения двигателя 168F 170F шестер под вал двиг 1905мм D выходного вала 15 ммСкачать
Слетают передачи на редукторе мотоблока,решение проблемыСкачать
Буран вылетает передача.Скачать
Доработка мотоблокаСкачать