Стопорение вала от прокручивания

Способ стопорения вала, остановленного в произвольном положении, и устройство для его осуществления

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение вала от прокручивания

Владельцы патента RU 2357110:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах для стопорения вала, остановленного в произвольном позиционном положении. Согласно способу стопорения вала к валу параллельно друг другу присоединяют передаточные механизмы, у которых выходное звено является общим, с одинаковыми передаточными функциями при свободном вращении вала, а при стопорении вала передаточную функцию одного из механизмов изменяют, вследствие чего выходное звено, а значит и вал, не может перемещаться. Устройство для осуществления упомянутого способа состоит из двух параллельных передаточных кинематических цепей с одинаковыми передаточными функциями, каждая из которых состоит из последовательно соединенных шарнирного четырехзвенника и коромыслово-ползунного механизма, входные звенья которых приводятся в движение от вала, подлежащего стопорению, а выходное звено ползун — общее, кулисного механизма, установленного параллельно с шарнирными четырехзвенниками так, что кулисный камень имеет общую ось вращения с выходными звеньями шарнирных четырехзвенников, а его входное звено — коромысло совершает совместное движение с входными звеньями шарнирных четырехзвенников. Кулиса механизма является направляющей для выходного звена — ползуна. В одной из кинематических цепей содержатся кинематические пары звеньев, позволяющие шатуну и выходному звену шарнирного четырехзвенника и шатуну кривошипно-ползунного механизма поворачиваться вокруг кулисы для изменения передаточной функции этой кинематической цепи. В результате обеспечивается бесступенчатость стопорения вала, не требуется приложения дополнительных внешних сил. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах для стопорения вала, остановленного в произвольном позиционном положении.

При функционировании машин часто требуется фиксация вала после его остановки в произвольном, но обусловленном технологическими требованиями, положении. Известно несколько способов реализации такого стопорения.

Первый способ — механический, основанный на образовании в момент стопорения зацепления между элементами вала и стойки. В этом случае элементы, образующие зацепление, располагаются с определенным шагом на рабочих поверхностях вала и стойки (пат. RU 2055242 С1, МПК F16B 1/00), (А.Ф.Крайнев. Словарь-справочник по механизмам. М.: Машиностроение, 1981, с.343, 389).

Положительными качествами такого способа является стабильность положения фиксируемого вала после стопорения, отсутствие дополнительных внешних сил для удержания вала в положении стопорения и простота технической реализации.

Недостатки способа заключаются в ступенчатости позиционирования и погрешности позиционирования вследствие неизбежности зазоров между элементами механизма стопорения. Если используются дополнительные детали для выборки зазоров, то требуется прикладывать силы для выведения таких деталей из зацепления.

Видео:Стоит ли пользоваться фиксатором резьбыСкачать

Стоит ли пользоваться фиксатором резьбы

Второй способ — механический, основанный на создании в момент стопорения сил трения между валом и стойкой (А.Ф.Крайнев. Словарь-справочник по механизмам. М.: Машиностроение, 1981, с.359), (а.с. СССР 164420, МПК B66D 5/32).

Положительным качеством этого способа является бесступенчатость позиционирования вала.

Недостатки способа проявляются в необходимости приложения значительных внешних сил для создания сил трения, что негативно сказывается на эксплуатационных свойствах конструкции. Нестабильность сил трения ведет к нестабильности позиционирования вала.

Третий способ — гидравлический, основывается на создании в момент стопорения сопротивления для потока жидкости, перемещающегося вместе с валом (пат. RU 2211797 С2, МПК B66D 5/32), (пат. RU 2001113324 А, МПК B66D 5/32), (бесступенчатый стопор дверей автомобиля BMW 745i).

Достоинствами гидравлического способа являются бесступенчатость позиционирования вала и быстрота процесса стопорения.

К недостаткам способа можно отнести необходимость принятия специальных мер для стабилизации положения вала, компенсации утечек жидкости, высокие требования к технологии реализации.

Главным принципом всех приведенных способов стопорения вала является изменение условий его движения при включении механизма стопорения. Различные способы по-разному реализуют этот принцип изменения условий движения.

Читайте также: Что делать если шкив больше вала

По совокупности реализуемых признаков работы в качестве прототипа следует принять третий способ в силу того, что предлагаемый способ также обеспечивает бесступенчатость стопорения и не требует приложения дополнительных внешних сил для обеспечения стопорения вала.

Для обеспечения бесступенчатого стопорения вала и стабильного его положения без приложения к нему дополнительных внешних сил к валу параллельно друг другу присоединяются два передаточных механизма, имеющих одно общее выходное звено. Механизмы обладают одинаковыми передаточными функциями при свободном вращении вала. Один из передаточных механизмов является управляемым и может менять свою передаточную функцию в момент стопорения вала. Таким образом, при различных передаточных функциях выходное звено механизмов двигаться не может и остается неподвижным. Движение звеньев передаточных механизмов, а значит и вала, также становится невозможным, т.е. вал стопорится в том положении, в котором был остановлен.

Аналогов устройства для осуществления предлагаемого способа стопорения вала не выявлено.

На фиг.1 изображена блок-схема, поясняющая предлагаемый способ стопорения вала.

На фиг.2 изображена структурная схема механизма, реализующего предлагаемый способ.

На фиг.3 изображена на виде сбоку структурная схема механизма, реализующего предлагаемый способ, в режиме свободного вращения вала.

Видео:Лайфхак ЦКИ: как сделать так, чтобы гайка не откручивалась | ЦКИСкачать

Лайфхак ЦКИ: как сделать так, чтобы гайка не откручивалась | ЦКИ

На фиг.4 изображена на виде сбоку структурная схема механизма, реализующего предлагаемый способ, в режиме стопорения вала.

На фиг.1 к валу 1 присоединяются входные звенья 2 и 6 передаточных механизмов. От них через кинематические цепи механизмов 3 и 7 движение передается на выходное звено 8, на котором реализуются передаточные функции механизмов в сочетании F1=F1 или F2≠F1 в зависимости от состояния устройства управления 4. Выходное звено либо свободно движется, если реализуется сочетание передаточных функций F1=F1, либо остается неподвижным, если реализуется сочетание функций F2≠F1. В последнем случае вал 1 стопорится.

Устройство, реализующее предлагаемый способ стопорения вала (фиг.2), содержит следующие звенья. Вал 1, подлежащий стопорению. Эксцентрик 2, жестко установленный на валу 1. Вал 3, образующий с эксцентриком 2 кулачковый механизм. На валу 3 жестко установлены параллельно друг другу три коромысла одинаковой длины 4, 5, 6. Коромысло 5 образует кулисный механизм с кулисой 8 и вращающимся кулисным камнем 10. Коромысло 4 образует шарнирный параллелограмм с шатуном 7 и коромыслом 11, которое образует вращательную кинематическую пару с кулисным камнем. Коромысло 6 образует шарнирный параллелограмм с шатуном 9 и коромыслом 12. Шатун 9 образует с коромыслом 6 сферическую кинематическую пару, а с коромыслом 12 — вращательную кинематическую пару. Ось вращения коромысла 12 расположена на одной линии с осями вращения звеньев 10 и 11. Коромысло 11 образует коромыслово-ползунный механизм с шатуном 13 и ползуном 15. Ползун 15 образует поступательную кинематическую пару с кулисой 8. Коромысло 12 образует коромыслово-ползунный механизм с шатуном 14 и звеном 16, которое является составной частью ползуна 15 и образует с ним вращательную кинематическую пару. При помощи рукоятки 17 звено 16 вместе с шатуном 14, коромыслом 12 и шатуном 9 могут поворачиваться вокруг оси, положение которой определяется положением кулисы 8. При повороте рукоятки 17 положение всех других звеньев устройства не изменяется.

Устройство, реализующее предлагаемый способ стопорения вала, работает следующим образом.

В режиме свободного вращения вала 1 (фиг.3) коромысла 4, 5, 6 совершают вращательно-колебательное движение с определенной амплитудой. Шарнирный параллелограмм от коромысла 4 передает движение по кинематической цепи звеньев 7, 11, 13 на выходное звено — ползун 15, линия движения которого задается положением кулисы 8. Идентичный шарнирный параллелограмм от коромысла 6 передает движение по кинематической цепи звеньев 9, 12, 14 на выходное звено — ползун 15. Обе кинематические цепи имеют одинаковые передаточные функции, поэтому ползун 15 свободно перемещается по кулисе 8.

Читайте также: Как часто должен включаться компрессор кондиционера в автомобиле

В режиме стопорения вала 1 (фиг.4) при его остановке рукоятку управления 17 поворачивают на 180° вокруг оси, положение которой определяется положением кулисы 8. Вместе с рукояткой 17 вокруг этой же оси поворачиваются шатун 14, коромысло 12 и шатун 9, а шарнирный параллелограмм трансформируется в антипараллелограмм, у которого передаточная функция отличается от передаточной функции параллелограмма. В этом случае выходное звено — ползун 15 перемещаться не может, и вал 1 стопорится в том положении, в котором произведена трансформация кинематической цепи.

1. Способ стопорения вала, остановленного в произвольном положении, без приложения дополнительных внешних сил, удерживающих вал, отличающийся тем, что к валу параллельно друг другу присоединяют передаточные механизмы, у которых выходное звено является общим, с одинаковыми передаточными функциями при свободном вращении вала, а при стопорении вала передаточную функцию одного из механизмов изменяют, вследствие чего выходное звено, а значит и вал, не может перемещаться.

2. Устройство для осуществления способа стопорения вала, остановленного в произвольном положении, состоящее из двух параллельных передаточных кинематических цепей с одинаковыми передаточными функциями, каждая из которых состоит из последовательно соединенных шарнирного четырехзвенника и коромыслово-ползунного механизма, входные звенья которых приводятся в движение от вала, подлежащего стопорению, а выходное звено ползун — общее, кулисного механизма, установленного параллельно с шарнирными четырехзвенниками так, что кулисный камень имеет общую ось вращения с выходными звеньями шарнирных четырехзвенников, а его входное звено — коромысло совершает совместное движение с входными звеньями шарнирных четырехзвенников, при этом кулиса механизма является направляющей для выходного звена — ползуна, в одной из кинематических цепей содержатся кинематические пары звеньев, позволяющие шатуну и выходному звену шарнирного четырехзвенника и шатуну кривошипно-ползунного механизма поворачиваться вокруг кулисы для изменения передаточной функции этой кинематической цепи.

Стопорение разных деталей

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение разных деталей.

Стопорение полых винтов. На рис. 423, I—IV даны способы стопорения полых винтов, довольно часто применяемых в машиностроении. На рис. 423, VI показан способ стопорения пружинным фиксатором (а), перемещающимся по треугольным шлицам в гайке и сцепляющимся квадратным хвостовиком с корпусом. Для освобождения гайки фиксатор утапливают.

Способы стопорения полых винтов для случая затяжки внутренних деталей в отверстиях показаны на рис. 424.

Видео:Надежное стопорение резьбовых соединений. Основные способы и схемы исключения самоотвинчиванияСкачать

Надежное стопорение резьбовых соединений. Основные способы и схемы исключения самоотвинчивания

На рис. 425, I, II приведены способы стопорения полых винтов для случая, когда винт должен фиксироваться в любом осевом положении. Стопорение достигается затяжкой (или распором разрезной части винта при помощи конуса.

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение ниппельных соединений. Для стопорения элементов ниппельных соединений чаще всего применяют вязку проволокой. На рис. 426—428 приведены примеры стопорения ниппельных соединении. На рис. 429 изображен гидроузел со стопорением всех завертных элементов вязкой.

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение вала от прокручивания

Стопорение вала от прокручивания

Клеммное стопорение. Клеммное стопорение нарезных стержней применяется в тех случаях, когда конфигурация охватывающей детали допускает образование клеммы (рис. 430).

Стопорение вала от прокручивания

Этот способ обеспечивает бесступенчатую фиксацию стержня, и поэтому его часто применяют для стопорения нарезных толкателей в конструкциях привода рычагами, коромыслами, траверсами и т. д.

Стопорение пластически деформируемыми вставками. Для стопорения нарезных стержней часто применяют способ, показанный на рис. 431. Головка стержня делается рифленой и утапливается в отверстии с ответными рифлениями. В промежуток между рифлениями головки и отверстия зачеканивают кольцо из мягкого металла (чаше всего из свинца). Затекая в рифления, металл надежно стопорит стержень. Этот способ часто применяют в соединениях, нуждающихся в опломбировании, например, в контрольных пробках приборов.

Стопорение вала от прокручивания

Видео:Почему откручиваются гайки? Как предотвратить самопроизвольное раскручивание резьбовых соединенийСкачать

Почему откручиваются гайки? Как предотвратить самопроизвольное раскручивание резьбовых соединений

Иногда стопорение по этому способу осуществляется запивкой или опрессовкой головки пластиками.

Читайте также: Вентилятор испарителя не работает при отключении компрессора

На рис. 432, I—VI изображены способы стопорения колпачковых и фасонных гаек на валах центробежных машин. В конструкции на рис. 432, III гайку (а), завертываемую за шлицы (б), стопорят колпачком (в). Колпачок надевают на гладкий хвостовик вала; он заходит своими шлицами в шлицы гайки и стопорится пружинными фиксаторами (г). Стопорение может быть осуществлено на углах поворота гайки, соответствующих числу шлицев.

Стопорение вала от прокручивания

На рис. 432, IV показан способ, допускающий фиксацию через малые углы. В данном случае хвостовик вала шлицованный, число шлицев на единицу меньше числа шлицев гайки. По известному из теории нониусов (верньеров) соотношению, угол поворота между возможными последовательными положениями фиксации ранен 1/(z1z2), где z1 и z2 — соответственно число шлицев на валу и в гайке.

Пробки. На рис 433, I, II изображены способы стопорения поворотными пружинами часто отвертываемых пробок. Для освобождения пробки достаточно вывести пружину из зацепления с фиксирующими элементами пробки и отвести пружину в сторону.

Стопорение вала от прокручивания

На рис. 434 показаны способы установки пробок с герметизацией соединения и со стопорением наглухо. При затяжке пробка садится на опорную поверхность буртиком (рис. 434, I), конусом (рис. 434, II) или кольцевым шипом (рис. 434, III) и сминает металл корпуса, перемещая витки резьбы по направлению к центру пробки. Тем самым достигается герметичность соединения и надежное стопорение втулки. Способ применяется для пробок, устанавливаемых наглухо.

Стопорение вала от прокручивания

Парное и групповое стопорение. В случае парного или группового расположения крепежных деталей стопорение облегчается тем, что стопор может быть закреплен смежной крепежной деталью. На рис. 435—441 даны наиболее распространенные способы стопорения парных болтов и гаек.

Стопорение вала от прокручивания

Очень часто применяют вязку проволокой, пропускаемой через отверстия в гранях гаек (рис. 435) или в головках болтов (рис. 436). Для корончатых гаек применяют вязку через отверстия в болте и пазы в гайке (рис. 437).

Стопорение вала от прокручивания

Важно соблюдать следующее правило: при затяжке проволоки скручиванием ее концов должен создаваться момент, направленный в сторону завертывания гаек.

Видео:Гайки и болты никогда сами не открутятся, фиксируем резьбу!Скачать

Гайки и болты никогда сами не открутятся, фиксируем резьбу!

Стопорение вала от прокручивания

Для гаек с правой резьбой это условие сводится к тому, что наклон вяжущей проволоки между смежными деталями (на виде сверху) должен быть левым (рис. 438, II). Обратное расположение (правый наклон) недопустимо, так как при скручивании концов проволоки возникает момент, стремящийся отвернуть гайку (рис. 438, I); стопорение в данном случае не обеспечивается.

Стопорение вала от прокручивания

Недопустимо и направление вязки показанное на рис. 439, при котором натяжение проволоки способствует отвертыванию одной из гаек.

Стопорение вала от прокручивания

С течением времени проволока ослабевает: стопорение становится ненадежным. По этой причине вязку применяют преимущественно для близко расположенных крепежных деталей, где этот недостаток выражен менее резко.

Надежнее стопорение подкладными пластинками с отгибными лапками, заводимыми на грани гаек (рис. 440, I—IV). Следует отметить, что конструкция на рис. 440, III вызывает довольно значительный эксцентриситет нагрузки на гайки и применима только для неответственных соединений.

Стопорение вала от прокручивания

На рис. 441, I—VI изображены применяемые формы пластинок с отгибными лапками. Пластинка на рис. 441, IV снабжена компенсатором, позволяющим регулировать расстояние между осями отверстий; в конструкции на рис. 441, V та же цель достигается приданием отверстиям продолговатой формы.

Стопорение вала от прокручивания

Стопорные пластинки изготовляют из мягкой листовой стали; после однократного пользования пластинки заменяют новыми.

Стопорение вала от прокручивания

Для группового стопорения (например, болтов, расположенных на цилиндрических фланцах) применяют те же приемы: вязку проволокой (рис. 442), стопорение подкладными элементами с отгибными лапками (рис. 443, I, II).

Стопорение вала от прокручивания

Видео:Стопорно-клиновые шайбы Nord-Lock – вибрационный тест ЮнкераСкачать

Стопорно-клиновые шайбы Nord-Lock – вибрационный тест Юнкера

На рис. 444 изображено стопорение болтов привертной кольцевой пластиной с вырезами под шестигранники.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    📽️ Видео

    Стопорение резьбы, болт с зубчатым фланцем против фиксатора LoctiteСкачать

    Стопорение резьбы, болт с зубчатым фланцем  против фиксатора Loctite

    9 Способов законтрить гайку. Тестирование, какой лучше.Скачать

    9 Способов законтрить гайку. Тестирование, какой лучше.

    Как использовать наружное стопорное кольцо DIN 471 | ЦКИСкачать

    Как использовать наружное стопорное кольцо DIN 471 | ЦКИ

    Сравнительные испытания крепёжных элементов. Вибрационный тест Юнкера | ЦКИСкачать

    Сравнительные испытания крепёжных элементов. Вибрационный тест Юнкера | ЦКИ

    Стопорение пружинойСкачать

    Стопорение пружиной

    Традиционные методы стопорения резьбы и Loctite, сравнительные испытания по методу ЮнгаСкачать

    Традиционные методы стопорения резьбы и Loctite, сравнительные испытания по методу Юнга

    Ремонт редуктора электротримера- не крутится нож и слышно трескСкачать

    Ремонт редуктора электротримера- не крутится нож и слышно треск

    Вот что добивает шкив коленвала на авто!Скачать

    Вот что добивает шкив коленвала на авто!

    Как снять шкив коленвала (4 способа) #открутитьшкивколена#снятьшкивколенвала#какснятьшкивколенвалаСкачать

    Как снять шкив коленвала (4 способа) #открутитьшкивколена#снятьшкивколенвала#какснятьшкивколенвала

    СКРЫТАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ПРИШЛОСЬ МЕНЯТЬ ДЕМПФЕРНЫЙ ШКИВ КОЛЕНВАЛА! МАШИНА ПЛОХО ТЯНЕТ.Скачать

    СКРЫТАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ПРИШЛОСЬ МЕНЯТЬ ДЕМПФЕРНЫЙ ШКИВ КОЛЕНВАЛА! МАШИНА ПЛОХО ТЯНЕТ.

    Чистота обработки. Зависимость от оборотов.Скачать

    Чистота обработки. Зависимость от оборотов.

    обломило болт шкива коленвала , решение проблемыСкачать

    обломило болт шкива коленвала , решение проблемы

    Центровка валов,шкивов,звёздочек без использования токарного станкаСкачать

    Центровка валов,шкивов,звёздочек без использования токарного станка

    BRP Учебное пособие для механиков НагнетательСкачать

    BRP Учебное пособие для механиков Нагнетатель
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток