На написание этой статьи меня подтолкнуло крайне малое количество информации по ремонту задних рычажных амортизаторов автомобиля ГАЗ-20 «Победа», представленное в интернете. Если про передние более-менее что-то есть, то с задними совсем плохо. То ли их никто не ремонтирует, либо те, кто ремонтируют, про это не пишут. Тем не менее, передних амортизаторов я тоже коснусь, но не так подробно (ну не пропадать же фотоматериалу). Так же, я не претендую на звание последней инстанции, и если у кого есть какие дополнения, то вы выкладывайте, не стесняйтесь.
Часть 1. Переборка задних амортизаторов.
Надеюсь, что те, кто отважился читать этот материал, в курсе, зачем нужны амортизаторы и как они работают. Поэтому я ограничусь лишь вот таким рисунком из руководства по эксплуатации.
В качестве рабочего материала были использованы амортизаторы, снятые с моей машины — оригинальные, судя по всему еще те, что были поставлены на конвейере. Об этом говорит клеймо ЗМ на корпусе. Машина у меня выпуска марта 1956 года. Перед разборкой мне посчастливилось все же немного покататься и уже тогда стало понятно, что амортизаторы не работают. Учитывая еще то, что у меня стояла одна неродная рессора и пружины от 24-ки на передке, я получил массу острых ощущений при езде по нашим разбитым дорогам. Сняв амортизаторы, я увидел, что один из них почти пустой, а у второго, рычаг не перемещался плавно, а пружинил, словно внутри амортизатора залили не масло, а желе. Было решено амортизаторы разобрать, промыть и поменять сальники. На деле оказалось, что все не так просто.
Чтобы не возится с ржавым железом, я сразу отдал амортизаторы в пескоструйку, где их заодно и покрыли грунтом. Понятно, что грунт частично отобьется в процессе ремонта, но хоть руки не будут рыжими.
Разборка амортизатора начинается со слива с него старого масла, если вдруг оно там есть. Для этого нужно открутить наливную пробку (поз. 21) и пробки клапанов сжатия и отдачи (поз. 26 и 27).
Пару слов о клапанах сжатия и отдачи. Это один из самых важных элементов амортизатора, отвечающих за его правильную работу и жесткость подвески в целом. Каждый клапан устанавливается в своем колодце, который закрывается резьбовой пробкой с прокладкой. При сборке обратно следует помнить, что клапан хода отдачи будет стоять в колодце со стороны рычага.
На опорной шайбе клапана есть маркировка. Хорошо пошарив у себя на компьютере и в книжном шкафу, нашел следующие данные по маркировкам клапанов:
Маркировка клапанов подвески:
В таблице опечатка: должно быть ГАЗ-63, а так все нормально.
Маркировка расшифровывается следующим образом:
Цифра в числителе означает площадь проходного сечения в квадратных миллиметрах в начале работы клапанов (когда пружины не сжаты)
Цифра в знаменателе – у клапана сжатие – усилие в килограммах необходимое для сжатия большой пружины на 11 мм, а у клапана отдачи – рабочее усилие пружины.
Цифра 3 справа от дроби – усилие сжатие малой пружины для клапана сжатия.
Подобная взаимозаменяемость оставляет некоторый простор для творчества – меняя клапана и заливая масло различной вязкости можно эмпирическим путем добиться желаемой жесткости подвески. Итак, клапана вынуты, помечены и отложены в сторону. Пробки после слива масла советую закрутить обратно, чтобы во время ремонта в амортизатор не набился всякий сор.
Итак, масло слито, амортизатор обтерт ветошью и покоится на верстаке:
Когда собрался разбирать его в первый раз, даже не знал с чего начать — на передних хоть крышечки на болтиках есть, а тут кокой-то сферический конь в вакууме, честное слово.
Решил начать со снятия рычага. Судя по тому, что пишут в интернете именно на этом этапе многие ремонтники и застряли. У рычагов тоже есть интересная особенность. В процессе производства конструкцию рычагов неоднократно модернизировали. На фото ниже можно проследить всю эволюционную цепочку:
- Andrey1992
- Форумы на www.gaz21.ru: Рычажные амортизаторы — Форумы на www.gaz21.ru
- Рычажные амортизаторы которые ставились на первую и вторую серии Оценка:
- #1 Red-ELVIS
- #2 megavox
- #3 Saab
- #4 megavox
- #5 zheka_21
- #6 Saab
- #7 mihelson
- #8 Mac
- #9 mihelson
- #10 Mac
- #11 Saab
- #12 Stirlitz
- #13 sputcom
- #14 Maddog
- #15 Человек-в-Тапке
- #16 Человек-в-Тапке
- #17 Человек-в-Тапке
- #18 Lev
- #19 Человек-в-Тапке
- 🌟 Видео
Andrey1992
Пользователь
Появление ушек позволило использовать съемник для демонтажа рычага и замены сальника. К сожалению, мне достался самый хардкорный вариант – первый, у рычага нет никаких ушек, головка круглая и примыкает так близко к корпусу, что съемнику просто не за что зацепится. Сначала я купил китайский съемник для снятия шаровых опор и решил чуть доработать рычаг болгаркой, пропилив в нем пазы для лапок съемника. Не очень глубокие и избегая прямых углов, которые, как всем известно, являются концентраторами напряжений. Практика показала, что такой вариант имеет право на жизнь, только не забудьте пометить взаимное расположение рычага и вала амортизатора. Однако выяснилось, что кроме замены сальника нужен ремонт вала, поэтому на втором амортизаторе я пошел иным путем — решил обойтись вообще без съемника.
Читайте также: Ремонт стоек амортизаторов в самаре ss20
Для этого надо удалить малую заглушку на корпусе амортизатора. Привариваете к ней негодный болт и за него выбиваете заглушку, она не очень крепко сидит, вылетает с одного — двух ударов. Под ней будет круглая прокладка. Ее вытащите и отложите в сторону, она еще пригодится.
Далее кладем амортизатор на тиски, берем кувалдометр потяжелее и выбиваем выколоткой ось вместе с рычагом. Корпус амортизатора чугуниевый, так что без фанатизма, можно расколоть.
Вот что получается в итоге. Выбить же ось из рычага не составит большого труда-пары хороших ударов кувалдой достаточно, чтобы даже лежалые детали разъединились, проверено неоднократно. Кстати, при таком методе разборки помечать взаимное расположение ости и рычага нет необходимости, поскольку шлицы на валу рычага, которые входят в кулачок (поз. 8) выполнены с постоянным шагом, без «слепого» шлица и вал можно вставить в кулачок как угодно. Поэтому будет проблема при сборке и обязательно будет нужен один амортизатор в сборе, чтобы по нему выставить рычаг у уже отремонтированного. Как обойти это я не знаю, пометить взаимное расположение кулачка и вала не представляется возможным.
Выбитый вал моем и внимательно осматриваем. Он не должен иметь задиров, явных следов износа и коррозии. Мои валы пострадали от коррозии, особенно в местах установки сальников. Ясно, что если на такой вал надеть сальник, шершавая поверхность вала быстро его убьет и течь возобновится. Поэтому было решено валы наплавить по ремонтной технологии и отшлифовать в размер, но об этом чуть ниже.
Далее выковыриваем большую заглушку и вынимаем кулачок. Кулачок так же не должен явно видимых повреждений, типа таких:
Это как раз кулачок из амортизатора, который пружинил из-за засора одного из клапанов. В результате постоянного трения имеем почти полуторамилиметровую борозду. Изношенный таким образом кулачок нужно выбраковывать — наплавка при помощи обычной дуговой сварки и обработка на наждаке без закалки вряд ли обеспечит достаточный ресурс. Попытка просто выровнять рабочую поверхность, без наплавки приведет к тому, что амортизатора появится люфт, и при перемещении рычага будут слышны щелчки. К счастью, такой вид дефекта не очень распространен, на остальных амортизаторах кулачки были как новые.
Интересно, что рабочие поверхности кулачков закалены, а верхнее «очко» — сырое и шлицы для вала нарезаются не на станке, а при сборке их выдавливает сам вал, который имеет гораздо более высокую твердость. По мне, так довольно интересный способ добиться тугой посадки деталей. Это, кстати, порождает одну проблему — при необходимости разбить пару кулачок-вал (например, при замене умершего кулачка, как в моем случае) вал с донорского амортизатора может не войти в кулачок совсем. Это связано с «очень точным» изготовлением валика. Поэтому при сборке нужно проверить, как вал забивается в кулачок вне корпуса амортизатора. И если он не идет, нужно забить-выбить вал из кулачка несколько раз, чтобы вал накатал в «очке» кулачка шлицы «под себя». Я у себя эту особенность пролюбил, что в итоге стоило мне корпуса одного из амортизаторов, хорошо, что был донорский.
Далее необходимо снять две боковые крышки и вынуть поршни. Крыши в процессе производства тоже модернизировали — на поздних есть прорези под специальный звездообразный ключ, на ранних просто накатка сбоку. Перед снятием желательно взять кувалду и чуть обстучать крышки — это позволит осадить резьбу и крышки отвернуться. Без этого у вас вряд ли что-либо получится. Опять же без фанатизма. Поскольку у меня был профессиональный инструмент, проблем со снятием крышек у меня не было:
Зажимаем амортизатор в тиски, надеваем газовый ключ на крышку и откручиваем. Возможно, придется:
— лупить по ручке ключа кувалдой
— залезть на верстак и со всей дури ударить по ручке ключа « с ноги».
После такого даже самые упертые крышки покорно отворачиваются.
Под крышкой вы обнаружите круглую пластину с насечкой и уплотнительное кольцо.
Аналогично поступаем со второй крышкой. Затем можно вынуть поршень, если он застрял можно выбить его деревяшкой подходящего размера.
Читайте также: Отбойник заднего амортизатора vw jetta
Теперь настал черед сальника.
Сальник в рычажниках и есть их главная проблема. На самом деле это даже не сальник, а самая обычная шайба из МБС резины в металлической обойме. Пока вал новый, а резина упругая это чудо инженерной мысли кое-как работает. Стоит резине немного износится или затвердеть — все, масло вытекает из амортизатора беспрепятственно, а в образовавшуюся щель быстро попадает влага и вызывает интенсивную коррозию вала.
Наконец до конструкторов ГАЗа дошло, что они облажались (произошло это примерно с началом выпуска ГАЗ-21) и решили свой косяк исправить, но совершенно неправильным, на мой взгляд, путем. Вместо того чтобы колечки заменить на полноценный сальник с пыльником и приспособить какой-нибудь грязеотражатель к рычагу (по типу тех, что стоят на фланцах заднего моста и КПП) они решили посадочное место под сальник углубить, нарезать в нем резьбу, а колечко снабдить прижимной гайкой с конической давящей поверхностью. В результате пришлось удлинить и сам валик амортизатора, чтобы было место под гайку. У амортизаторов с гайкой валик на 5 мм длиннее. На фото приведены фото конструкций ранних и поздних уплотнений.
Сальник родного амортизатора М20
Сальник амортизатора ГАЗ-69 видно гайку, шайбу и само уплотнительное колечко.
Поздравляю, амортизатор разобран! Колечко и искалеченную обойму можно выкинуть, они больше не понадобятся.
Теперь моем амортизатор в бензине, и вытираем насухо, затем продуваем сжатым воздухом. Как вымоешь, так и поедешь!
Видео:Рычажный амортизатор ГАЗ 21В полная реставрация 73 серияСкачать
Форумы на www.gaz21.ru: Рычажные амортизаторы — Форумы на www.gaz21.ru
- Форумы на www.gaz21.ru
- Этот сайт предназначен для аудитории 18+
- >Технические вопросы
- >Ходовая часть
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
- (10 Страниц)
- 1
- 2
- 3
- →
- Последняя »
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
Видео:Установка рычажных амортизаторов на раму газ 69Скачать
Рычажные амортизаторы которые ставились на первую и вторую серии Оценка:
#1 Red-ELVIS
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 413
- Регистрация: 29 Март 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург, Юго-Запад
- Настоящее имя: Евгений
- Автомобиль: ГАЗ-21Б
- Телефон: 891173488нольноль
- Возраст: 24
- Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу
#2 megavox
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 499
- Регистрация: 18 Февраль 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Пенза
- Настоящее имя: Андрей Куприянов
- Автомобиль: М21И 1960
- Возраст: 42
- Отношение к аутентичности: Незначительные изменения
Кстати, а кто что льет в рычажники ? Я залил ИГП-18, но вроде мягковато.
Еще была где-то статейка про доработку. откуда слил не помню хоть убей
#3 Saab
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 304
- Регистрация: 26 Ноябрь 04
- Поблагодарили: 0
- Автомобиль: ГАЗ-21И
- Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций
Рычажные амортизаторы шляпа еще та. Я у себя подтягивал крышки сальников газовым ключом, туда не подлезть-то особо. Но они все равно текут.
Надо разобратся по книжке какой из клапанов какой, вытащить их, под клапан сжатия подложить толстую шайбу. Заливать можно масло промывку или трансмиссионку, можно обычное моторное масло погуще — не так вытекает, можно в масле нигрол развести, да что угодно можно лить.
#4 megavox
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 499
- Регистрация: 18 Февраль 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Пенза
- Настоящее имя: Андрей Куприянов
- Автомобиль: М21И 1960
- Возраст: 42
- Отношение к аутентичности: Незначительные изменения
http://gaz20.spb.ru/. ck_absorber.pdf ВОТ ОНО
Сообщение отредактировал Танк: 16 Июнь 2007 — 19:51
#5 zheka_21
- Участник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 11
- Регистрация: 06 Апрель 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Киев, Украина
- Настоящее имя: Евгений
- Автомобиль: ГАЗ21Р, BMW635CSi, BMW520
- Возраст: 33
- Отношение к аутентичности: Другое
#6 Saab
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 304
- Регистрация: 26 Ноябрь 04
- Поблагодарили: 0
- Автомобиль: ГАЗ-21И
- Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций
Отдал рычажники на ремонт.
Сняли с них рычаги, открутили заднюю крышку. Грязи в них ого-го. Верхние поршня заклинены. Это я к тому что из-за закриненых поршней они могли работать только в одну сторону, а в другую получалось без сопротивления.
Ось они будут шлифовать, сальники новые. Думаю должны заработать как новые потом.
#7 mihelson
- Научный секретарь общества «Гидропушнина»
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 118
- Регистрация: 26 Ноябрь 04
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: г. Балашиха
- Настоящее имя: Миха
- Автомобиль: ГАЗ-21И 1959/2000 г. , ВАЗ 2103 1974 г.р. 15 тыс. пробег, KIA SORENTO
- Возраст: 45
- Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу
Читайте также: Амортизаторы задние лада веста ss20
У меня прежний хозяин присабачил систему подпитки амортизаторов, включает в себя небольшой бачок и снизу трубка, потом тройник и разделение на две магистрали, трубки вкручиваются в наливные отверстия амортизаторов. Надо только периодически в бачок добавлять масла.
ЗЫ Один знакомый продает задние рычажники абс. новые. за пару хочет 1 тыс. Могу дать контакт. Пишите в личку.
#8 Mac
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 496
- Регистрация: 07 Март 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: недалеко от Москвы
- Настоящее имя: Александр
- Автомобиль: ГАЗ-21, mercedes, Toyota,
- Телефон: 89два682467-16
- Возраст: 37
- Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций
#9 mihelson
- Научный секретарь общества «Гидропушнина»
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 118
- Регистрация: 26 Ноябрь 04
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: г. Балашиха
- Настоящее имя: Миха
- Автомобиль: ГАЗ-21И 1959/2000 г. , ВАЗ 2103 1974 г.р. 15 тыс. пробег, KIA SORENTO
- Возраст: 45
- Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу
#10 Mac
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 496
- Регистрация: 07 Март 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: недалеко от Москвы
- Настоящее имя: Александр
- Автомобиль: ГАЗ-21, mercedes, Toyota,
- Телефон: 89два682467-16
- Возраст: 37
- Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций
#11 Saab
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 304
- Регистрация: 26 Ноябрь 04
- Поблагодарили: 0
- Автомобиль: ГАЗ-21И
- Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций
#12 Stirlitz
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 466
- Регистрация: 18 Февраль 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Отношение к аутентичности: Не выбрано
Купил задние рычажники за $24. Вроде говорят, новые, но есть некоторые сомнения — немного покоцанные, и самое главное — масло подтекает после заправки, с обратной стороны вала, к которому крепится рычаг, там где такая жестяная крышечка (на последней фотографии верхний лежит этой крышечкой вверх). Это не страшно? Если герметиком замазать, будет достаточно?
Кстати, правда, что эти амортизаторы одинаковые с ГАЗ-69, «Победой» и ещё чем-о?
#13 sputcom
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 380
- Регистрация: 22 Февраль 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Москва
- Автомобиль: Lincoln Continental MARK-V 1960, ex М-21И, 59г
- Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу
#14 Maddog
- Верховный шаман ?
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 643
- Регистрация: 26 Апрель 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург
- Настоящее имя: Юрий
- Автомобиль: Газ 21И синего цвета, 1959 года выпуска
- Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу
#15 Человек-в-Тапке
- Ни то, ни сё. Типа художник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 347
- Регистрация: 06 Октябрь 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Москва, ЮЗАО
- Настоящее имя: Сергей
- Автомобиль: ГАЗ-3110, мопед Рига-3
- Телефон: +7 906 7618143
- Возраст: 27
- Отношение к аутентичности: Другое
#16 Человек-в-Тапке
- Ни то, ни сё. Типа художник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 347
- Регистрация: 06 Октябрь 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Москва, ЮЗАО
- Настоящее имя: Сергей
- Автомобиль: ГАЗ-3110, мопед Рига-3
- Телефон: +7 906 7618143
- Возраст: 27
- Отношение к аутентичности: Другое
#17 Человек-в-Тапке
- Ни то, ни сё. Типа художник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 347
- Регистрация: 06 Октябрь 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Москва, ЮЗАО
- Настоящее имя: Сергей
- Автомобиль: ГАЗ-3110, мопед Рига-3
- Телефон: +7 906 7618143
- Возраст: 27
- Отношение к аутентичности: Другое
#18 Lev
- Старшина
- Группа: Модераторы
- Сообщений: 5 055
- Регистрация: 03 Сентябрь 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Воронеж
- Введите символы: dfg-23-s5-g: dfg-23-s5-g
- Настоящее имя: Лев
- Автомобиль: М-21В 58 г.,
- Возраст: 51
- Отношение к аутентичности: На себя посмотри!
В амортах залито масло, в системе охлаждения ОЖ. Взаимоисключающие жидкости и системы. Тем более, в двигателе по определению температура выше.
З.Ы. Предмет обсуждения надо знать.
#19 Человек-в-Тапке
- Ни то, ни сё. Типа художник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 347
- Регистрация: 06 Октябрь 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Москва, ЮЗАО
- Настоящее имя: Сергей
- Автомобиль: ГАЗ-3110, мопед Рига-3
- Телефон: +7 906 7618143
- Возраст: 27
- Отношение к аутентичности: Другое
Я имею в виду напаять им на корпуса рубашек охлаждения, только вот в сомнениях, завязать это на систему охлаждения двигателя, или же отдельный радиатор намутить с элехтропомпочкой и датчиками температуры.
вот насчёт рабочей температуры интересно, быть может при такой системе стоит использовать в них масло сильно гуще, у которого вязкость при 85^0 будет как раз подходящей для амортизаторов.
Хотя, с другой стороны, при коротких поездках система не будет успевать прогреться, от чего амортизаторы будут излишне жесткими поначалу, что тоже далеко не гутъ.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🌟 Видео
Ремонт передних рычажных амортизаторов ГАЗ 21Скачать
Стойки и амортизаторы пр-ва Ю. Корея JETT👍Скачать
Газ-69. Рычажные амортизаторы. Продолжение.Скачать
Как работают амортизаторыСкачать
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАКАЧКА ГАЗА В АМОРТИЗАТОРСкачать
УАЗ. Какие амортизаторы установить ?Скачать
новые технологии газового подпора амортизаторов. ГАЗСкачать
jett стойки и амортизаторыСкачать
Работа нового и старого амортизатора который прошёл 210 000Скачать
Спортивные амортизаторы для автомобиля #shortsСкачать
замена и долив масла в амортизаторахСкачать
Kyb ( Каяба) против Zekkert (Зеккерт) сравнение. На джипе гранд чероки Jeep wk2.Скачать
амортизатор реставрация перекачка переделкаСкачать
ПОСЛЕ ЭТОГО Амортизаторы будут служить долго! #shortsСкачать
Закачанные стойки Fiat Doblo Восстановленные амортизаторыСкачать
Процесс изготовление амортизаторовСкачать
Газ-69.Замена прокладок масленого картера двигателя М-20. Рычажные амортизаторы.Скачать
ГАЗ 21 Меняем задние амортизаторы Газ или масло что ставить?Скачать