«Стрела-5» стал первым подвесным лодочным мотором, который выпускался в СССР для населения. Все предыдущие двигатели производились исключительно для государственных организаций.
Выпускали «Стрелу-5» с 1953 по 1965 года на двух заводах: имени Фрунзе в Куйбышеве (Самара) и Ульяновском моторном.
Перед разработчиками явно не стояла задача сделать двигатель технологичным. Простейшая конструкция не позволяла мотору обладать многими необходимыми характеристиками. Но она же позволяла двигателю быть элементарным в управлении и ремонтопригодным. Кроме этого, мотор был надежным и доступным для жителей СССР. И доступность выражалась не только в цене. Двигатель можно было найти в любом магазине спорттоваров. А отсутствие конкурентов обеспечило «Стреле-5» небывалую популярность среди советских граждан.
С появлением в продаже лодочных моторов других производителей, «Стрелу-5» сняли с производства. Но детали для нее выпускались вплоть до 1989 года, что позволяло владельцам использовать мотор по назначению в течение длительного времени, не испытывая трудностей с запасными частями.
Простое устройство двигателя и долговечная конструкция позволяла использовать «Стрелу-5» до середины 90-х годов. Некоторые единичные экземпляры используются по назначению до настоящего времени, благодаря аккуратному обращению и использованию деталей с аналогов.
- О модели
- Применение моторов
- Конструкция и габариты
- Технические характеристики
- Покупка и обслуживание мотора
- Преимущества и недостатки мотора
- Обзор лодочного мотора Стрела
- Общее описание
- Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»
- Технические характеристики
- Отзывы владельцев
- Лодочные моторы «Стрела»
- Модельный ряд
- Применение
- Конструкция и габариты
- Технические характеристики
- Покупка и обслуживание
- Преимущества и недостатки
- 💡 Видео
Видео:Подвесной лодочный мотор Стрела. Часть 2.Скачать
О модели
«Стрела-5» обладала до примитивности простой конструкцией. Двигатель устанавливался в верхней части дейдвудной трубы. В нижней части фиксировался редуктор с шестерёнками, который приводил движение вала во вращение винта. Эта простая конструкция обеспечивала движение по воде небольшой легкой лодке.
В моторе отсутствовала помпа водяного охлаждения, муфта свободного хода и реверса, бензонасос и капот. А стартер обладал очень неудачной конструкцией. Все это провоцировало немалые сложности при движении на воде. Но именно этот простейший механизм, в сочетании с долговечностью деталей, позволял «Стреле-5» быть практически вечной. В ней, по сути, и нечему было ломаться.
У простой конструкции было еще одно неоспоримое достоинство. С ней справлялся даже новичок в водомоторном деле. Любой владелец «Стрелы-5» мог самостоятельно ремонтировать и проводить техническую профилактику двигателя.
Видео:Подвесной лодочный мотор Стрела. Часть 1.Скачать
Применение моторов
Предназначался «Стрела-5» для рыболовецких и легких спортивных лодок, придавая им скорость 10-15 км/ч. Но мотор хорошо согласовывался и с тяжелыми лодками при помощи высокого КПД гребного винта. В целом, характеристик двигателя вполне хватало для водного отдыха и рыбалки на тихом ходу. Разве что обладателям первых моделей «Стрелы-5» время от времени приходилось прибегать к помощи весел для разворота из-за отсутствия реверсивного движения и муфты сцепления.
Видео:Лодочный мотор СТРЕЛА-5 . 7 "лайфхаков" при сборке мотора.Скачать
Конструкция и габариты
• Двигатель представлял собой двухтактную конструкцию, имел 1 цилиндр.
• Редуктор поддерживал 1 режим работы.
• Система запуска – пусковым тросом.
• Бензобак располагался над двигателем.
• Топливо подавалось к карбюратору самотеком.
• Транцевая высота двигателя 380 мм.
Видео:Доработка лодочного мотора стрелаСкачать
Технические характеристики
• Тип двигателей – бензиновый.
• Рабочий объём – 173 см. куб.
• Число предельных оборотов – 3700 об/мин.
• Шаг движения поршня – 58 мм.
• Румпельная система управления.
• Система охлаждения – водная.
• Емкость топливного бака – 3,7 л (встроенный).
• Расход горючего – 2,1 л/час при полной скорости.
• Система питания – карбюратор (К-33, работает способом поплавка)
Видео:Гибрид Стрела Часть 1Скачать
Покупка и обслуживание мотора
Век «Стрелы-5» как единственного лодочного мотора, давно прошел. Сейчас на российском рынке доступно немало двигателей с лучшими характеристиками.
Но многие любители все же находят на вторичном рынке объявления о продаже мотора «Стрела-5» и восстанавливают его, заказывая запасные части у токарей или подгоняя детали с других двигателей.
Видео:Стрела vs Yamaha 5 лс.Скачать
Преимущества и недостатки мотора
4. Высокая ремонтопригодность.
5. Небольшая цена двигателя и деталей к нему.
6. Низкие требования к топливу (мотор мог работать даже на керосине).
7. Высокий показатель КПД гребного винта.
8. Надежность конструкции из-за долговечности и износоустойчивости материалов.
9. Техническое обслуживание не требовало обращений к специалистам.
3. Неудобное расположение рычагов управления.
4. Отсутствие холостых оборотов.
5. Попадание воды в двигатель.
6. Сильные шумы и вибрация.
7. Необходимость смешивать бензин (керосин) с маслом.
8. Частое перегревание мотора.
Читайте также: Мотор редуктор дворников газель некст
9. Потеря мощности из-за некачественного топлива.
Видео:лодочный мотор, стрела 5, ремонт- реставрацияСкачать
Обзор лодочного мотора Стрела
Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям, которые стали использоваться для малогабаритных лодок. Он относительно маломощный, всего 5 л. с., но уже позволял достигать скорости 14–16 км/ч. Массовое производство было запущено в СССР с 1953 года, с этого времени начался большой спрос на двигатель, это продлилось до 1965 года, когда он был снят с производства. Выпуск ремонтных запчастей продолжался ещё до середины 80-х годов. Лодочный мотор «Стрела-5» примечателен тем, что поступил в открытую продажу в народ, все более ранние варианты были в использовании государственными предприятиями.
Видео:Лодочный мотор Стрела, 44 года простоя.Скачать
Общее описание
Выпуском мотора «Стрела» занимались 2 завода: им. Фрунзе в г. Куйбышеве и Ульяновский.
Характеристики лодочного мотора «Стрела» не были выдающимися, а конструкция предельно простая. Даже с учётом недостатка функциональности и низкой мощности, аппарат смог заслужить популярность из-за невысокой стоимости, простоты управления и обслуживания. Отмечается высокая надёжность конструкции из-за прочности и износостойкости используемых материалов. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном ремонте мотор «Стрела» мог служить десятки лет без снижения производительности.
Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям
Особенности первых конструкций:
- первые модели двигателя часто сталкивались с попаданием воды внутрь охлаждающей системы. Причина заключалась в отсутствии защиты. Для устранения недочёта начала устанавливаться помпа, но такие модели не получили обширного распространения, в серийном производстве отсутствовали;
- нестабильная работа, которая была спровоцирована из-за отсутствия в системе помпы. Вода поступала в недостаточных количествах, это приводило к частым перегреваниям мотора, как следствие – затруднённое движение;
- для упрощения пути транспортировки топлива в мотор, был использован нерациональный монтаж бака сверху, что предотвращало возможность экономить горючее. Топливо поступало самотёком, а количество регулировалось при открытии заслонки;
- система подвески была несовершенна из-за недостатка амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрационные удары, а жёсткая фиксация к корпусу легко передавала вибрацию в корпус. Недостаток был выражен не слишком явно и на него можно «закрыть глаза»;
- на кожухе мотора находились открытые участки, они часто становились причиной получения ожогов, а иногда и повреждения лодки, особенно из резины. Требовалась особая осторожность при эксплуатации такого мотора;
- в старой версии отсутствует реверсивное движение и муфта для сцепления. На небольших реках для разворота или манёвра нередко приходилось использовать вёсла.
Преимуществ у модели не слишком много, но они есть:
- лёгкость в эксплуатации. Мотор может без особых проблем использоваться новичком в водно-моторном деле. Более того, без особой подготовки можно осуществлять ремонт двигателя, но только небольших элементов. Техническое обслуживание не требует обращения к специалистам;
- невысокая цена. Для среднестатистического человека стоимость была «в пределах разумного». Стоимость ремонтных запчастей также была низкой, и их можно было найти всегда;
- высокий показатель КПД винта.
Мотор “Стрела” имеет невысокую цену
Технические характеристики лодочного мотора «Стрела» имели не только позитивную сторону, так как простота конструкции имеет и другие последствия. Явные недостатки модели:
- самый большой недочёт – работа на низкооктановом бензине или керосине. Экономичность топлива для некоторых пользователей стала преимуществом, но от этого была снижена скорость движения;
- двигатель генерирует много шума и вибрации;
- большой вес конструкции мотора «Стрела-5» был устранён в следующих моделях, а в этом случае приходилось мириться;
- недочёты в системе зажигания – не всегда удавалось быстро завестись. Причина заключается в использовании контактной системы;
- для холостого хода нужна муфта сцепления, но её разработчики не предусмотрели;
- местонахождение элементов для управления мотором выбрано неудачно;
- риск проникновения воды внутрь конструкции, это возможно из-за незащищённого доступа к механизмам.
Несмотря на множество недостатков, мотор смог заполучить конечного потребителя и приобщить рыбаков и охотников к использованию мотора взамен вёсел. Двигатель сделал первый толчок в сфере развития силовых установок для небольших лодок. Во многом его популярность была обусловлена отсутствием достойного конкурента. Даже сегодня некоторые умельцы находят способы ремонтировать и использовать лодочные моторы «Стрела», что видно из отзывов и популярности установки транца на ПВХ и резиновых суднах.
Читайте также: Лодочный мотор ямаха 30д
Видео:Электронное зажигание СтрелаСкачать
Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»
Невысокие характеристики мотора «Стрела-5» были обусловлены упрощённой конструкцией. В её основе используется цилиндропоршневой механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались на мотоцикле «Ковровец». Двигатель имеет 1 цилиндр с 2-тактной работой.
Лодочный мотор «Стрела-5»
Установка силового агрегата происходила сверху дейдвудной трубы, а снизу фиксировался редуктор, он поддерживал всего 1 режим работы. Устроен редуктор в форме конуса, на него устанавливается гребной винт. Из-за отсутствия помпы охлаждающая жидкость сразу поступала в «рубашку» цилиндра. Давление для накачивания воды создавалось с помощью винта.
Конструкция имеет поршневой тип управления подачей смеси в камеру кривошипов, аналогичная система используется в мотоциклах. Из-за такого устройства достигалась низкая мощность и возникали трудности с пуском.
Видео:Лодочный мотор Стрела 5 л.с винт скор-й ветерок 8 лодка Флинк 320лСкачать
Технические характеристики
До сих пор в сети есть инструкция по руководству лодочного мотора «Стрела», но актуальность информации невысокая, так как в середине 90-х годов был исчерпан запас ремонтных запчастей и сегодня встречаются только отдельные единицы установок. Они сохранились благодаря бережному обращению и нахождению аналогичных запчастей с аналогов.
Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»:
- мощность – 5 л. с.;
- количество тактов – 2;
- цилиндры – 1 шт.;
- полезный объём – 175 см 3 ;
- количество оборотов на максимуме – 3700 об./мин.;
- размер цилиндра – 62 мм;
- расстояние движения поршня – 58 мм;
- уровень сжатия – 5±0,2;
Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5»
- метод управления – выносной румпель;
- способ зажигания – вручную;
- смазка – проходит процедуру смешивания;
- объём бака с топливом – 2,5 л, имеет встроенный тип;
- расход горючего на полной скорости – 2,1 л/час;
- тип зажигания – «Магнето МЛ-10К»;
- используемая свеча – А-11-У;
- тип карбюратора – К-33, работает по методу поплавка;
- масса – 24 кг.
Мотор хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в него нужно добавлять около 5% автола АКП10. Заменить бензин можно керосином.
Видео:Три гребных винта на зиф-5 (стрела) от ветерковСкачать
Отзывы владельцев
«Мотор довольно хороший, если в нём всё отладить, то будет заводиться легко. Предлагает неплохую скорость движения даже для относительно тяжёлых лодок, но она вряд ли будет больше быстрого хода на вёслах. Двигатель старый, поэтому у меня не сохранился, но успешно использовал до конца 90-х годов».
«В своё время мотор являлся просто находкой, но сегодня его актуальность исчерпана. Если требуется маломощный мотор, стоит присмотреться к импортным представителям, они стоят немного дороже, но зато можно легко ремонтировать, в них также устранён ряд недостатков конструкции „Стрелы-5“. Покупать мотор под восстановление будет себе дороже».
«У меня до сих пор сохранился мотор „Стрела-5“, правда, он практически не эксплуатировался, так как покупал ещё дед. Пришлось провести восстановление, но обошёлся родными элементами конструкции, а прокладки сделал самостоятельно. Могу сказать, что для рыбалки двигатель оптимальный, только к месту нужно подходить на вёслах из-за шума, а большего мне и не нужно».
Видео:Лодочный мотор "Стрела"Скачать
Лодочные моторы «Стрела»
«Стрела» – это первый подвесной лодочный двигатель, выпущенный в СССР для массовой продажи населению. Производили его с 1953 года по 1965 год на двух предприятиях: имени Фрунзе в городе Куйбышев (Самара) и Ульяновском моторном заводе.
Разработчики не пытались сделать двигатель сверхтехнологичным, поэтому ему явно не хватало многих возможностей. Но это был простой, надежный и доступный мотор, который справлялся с главной задачей – мог двигать лодку. А, поскольку альтернативу ему на тот момент составляли только весла, «Стрела» пользовался большим признанием у советских граждан.
В 1965 году, в связи с выходом в продажу подвесных моторов других производителей, «Стрелу» сняли с выпуска. Но детали для нее создавали вплоть до 1989 года. Учитывая, что многие запасные части для отдельных узлов мотора, а именно цилиндров и поршней, были позаимствованы у двигателя мотоцикла «Ковровец», с запчастями у владельцев «Стрелы», проблем не было долгое время.
Простая долговечная конструкция давала возможность использовать моторы вплоть до середины 90-х. Отдельные экземпляры используются по назначению до сих пор, во многом благодаря бережному отношению и использованию запасных частей с аналогов.
Читайте также: Ооо фотон мотор почта
Видео:Подвесной лодочный мотор "СТРЕЛА" (зажигание от пускача)Скачать
Модельный ряд
«Стрела» представлял собой двухтактный одноцилиндровый бензиновый мотор.
Двигатель устанавливался в верхней части дейдвудной трубы. В нижней части фиксировался редуктор с шестерёнками, который приводил движение вала во вращение винта. Эта простая конструкция обеспечивала перемещение по воде небольшой лодки. И она же давала владельцу, даже новичку, возможность управлять лодкой, самостоятельно ремонтировать мелкие поломки и проводить техническую профилактику.
Видео:модернизация лодочного мотора стрела 5Скачать
Применение
Это первые моторы в СССР, которые поступили в открытую продажу для населения. Все ранние разработки создавались исключительно для государственных учреждений.
Предназначался «Стрела» для установки на рыболовецкие и легкие спортивные лодки, придавая им скорость 10-15 км/ч. Но, несмотря на это, у мотора была хорошая согласованность и с тяжелыми лодками, благодаря высокому КПД гребного винта. В целом, несмотря на недостатки, параметров двигателя было вполне достаточно для водного отдыха и рыбалки на тихом ходу. В первых вариантах двигателя отсутствовало реверсивное движение и муфта для сцепления, из-за чего для разворота или маневра на воде часто требовалось прибегать к помощи весел.
Но, несмотря на все трудности в эксплуатации, «Стрела» приобщила к водомоторному стилю жизни сотни тысяч советских граждан и стала по истине легендарным двигателем.
Видео:Запуск лодочного мотора Стрела-5м после капитального ремонтаСкачать
Конструкция и габариты
• Двигатель представлял собой двухтактную конструкцию, имел 1 цилиндр.
• Редуктор поддерживал 1 режим работы.
• Система запуска – пусковым тросом.
• Бензобак располагался над двигателем.
• Топливо подавалось к карбюратору самотеком.
• Транцевая высота двигателя – 380 мм.
Видео:Запуск мотора стрела 2020.Скачать
Технические характеристики
• Тип двигателей – бензиновый.
• Рабочий объём – 173 куб. см.
• Число предельных оборотов – 3700 об/мин.
• Шаг движения поршня – 58 мм.
• Румпельная система управления.
• Система охлаждения – водная.
• Емкость топливного бака – 3,7 л (встроенный).
• Расход горючего – 2,1 л/час при полной скорости.
• Система питания – карбюратор (К-33, работает способом поплавка).
Видео:Редуктор лодочного мотора СтрелаСкачать
Покупка и обслуживание
Сегодня актуальность «Стрелы» исчерпана. Конечно, при желании можно приобрести с рук работающий двигатель. И даже в неплохом состоянии. Но найти к нему запасные части – задача практически невыполнимая.
Но все же в Интернете сохранилась инструкция по эксплуатации «Стрелы». И все еще находятся любители и поклонники этого двигателя, которые собирают «Стрелу» и предпочитают ее новым моделям. А это еще раз говорит о том, как долговечен этот мотор. И что такой надежности и легкости в обращении, порой не хватает современным моделям. В особенности, в удаленных местностях нашей страны, где нет сервисных центров, но есть любители водного отдыха и рыбалки.
Видео:Лодочный мотор "Стрела" 1956 годСкачать
Преимущества и недостатки
4. Высокая ремонтопригодность.
5. Небольшая цена двигателя и запасных частей к нему.
6. Низкие требования к качеству топлива (мотор мог работать даже на керосине).
7. Высокий показатель КПД гребного винта.
8. Надежность конструкции благодаря долговечности и износоустойчивости материалов.
9. Техническое обслуживание не требовало обращений к специалистам.
3. Неудачное расположение рычагов управления.
4. Отсутствие холостых оборотов двигателя.
5. Попадание воды в двигатель.
7. Необходимость смешивать бензин (керосин) с маслом.
8. Топливный бак устанавливался над мотором, что не давало возможности экономить горючее.
9. Частое перегревание мотора в связи с отсутствием помпы.
10. В первой версии двигателя отсутствовало реверсивное движение, поэтому для разворота приходилось пользоваться веслами.
11. Потеря мощности из-за работы на некачественном топливе.
12. Открытые части кожуха двигателя нередко вызывали ожоги и повреждения лодок, особенно резиновых.
13. Затрудненный доступ к двигателю для обслуживания из-за металлического кожуха.
Несмотря на все недостатки, моторы «Стрела» были долгое время очень популярны. Они стали действительно прорывом в сфере развития лодочных моторов в СССР. При своевременном ремонте двигатели служили владельцам десятки лет, а их долговечность позволила сохранить на ходу единичные экземпляры и до настоящего времени.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
💡 Видео
Плм Стрела-5 .Выводы после разборки,анонс модернизаций.Скачать
ремонт лодочного мотора СТРЕЛАСкачать