Компрессор (от английского «compress» — сжатие, сдавливание) — это аппаратный или программный обработчик звука, уменьшающий (сжимающий) динамический диапазон аудиосигнала. Другими словами, благодаря ему сглаживается разница между наиболее и наименее громкими звуками.
Компрессоры входят в категорию звуковой аппаратуры профессионального класса, в быту привлекаются весьма редко (за исключением Hi-Fi и Hi-End магнитофонов). Аппаратные версии выпускаются на основе ламповой, транзисторной и цифровой конфигурации.
- Как работает компрессор и его параметры
- Разновидности компрессоров и их назначение
- Способы обработки звука. Динамическая обработка. Компрессоры (часть 1) — Виды компрессоров.
- Оптический компрессор
- Транзисторный компрессор
- VCA-компрессор
- Vari-Gain-компрессор
- Похожие записи
- Таблица преобразования BPM в Delay
- Distortion (Дисторшн, дистошн).
- Phase meters (Фазометры)
- Частоты, рекомендуемые для эквализации
- Пять легендарных педалей delay, с которыми вы не ошибетесь.
- Компрессия в работе со звуком
- Для чего нужна компрессия?
- Общие элементы управления и параметры компрессора
- Большая четверка: Распространенные типы компрессии
- Советы и рекомендации
- 📸 Видео
Как работает компрессор и его параметры
Задача устройства заключается в постоянном определении величины входящего сигнала и его ослаблении при превышении установленного порогового значения. Работающий по обратному алгоритму прибор называется экспандером.
У компрессора есть 4 главных настройки:
- значение порогового уровня (порог срабатывания — от английского Threshold). Для выражения значения используются децибелы. Все сигналы, громкость которых превышает заданный порог, будут ослаблены;
- соотношение сигналов (степень сжатия — от английского Ratio). Эта настройка задаёт значение силы ослабления аудиосигнала по формуле «х:1». В ней «1» соответствует уровню превышения выходного аудиосигнала на 1 Дб относительно порогового значения, а «х» — значение превышения входящего звука относительно порога. К примеру, в случае соотношения «2:1» и превышении входящего аудиосигнала на 20 Дб относительно порога на выходе получится усиление 10 Дб;
- время атаки (от английского Attack). Под ним понимается временной интервал, необходимый для выравнивания звукового диапазона. Указывается в миллисекундах. Тонкая настройка этого параметра обеспечивает уникальные звуковые эффекты: к примеру, придаёт чёткости бас-барабану. При времени атаки в 1 мс и соотношении «∞:1» (на практике порядка «30:1»), компрессор работает в режиме «лимитера» (от английского «to limit» — ограничивать), поскольку выходной сигнал тогда становится не выше порогового. Но лимитером может работать далеко не каждый компрессор — лишь модели, где установленный детектор уровня позволяет определять пиковые значения входящего сигнала;
Ряд компрессоров оснащается переключателями «Peak/RMS», что позволяет выбирать режимы детектора: либо выявление пиковых значений, либо выявление среднеквадратичных.
- время спада (восстановления) (от английского Release). Под ним понимается временной промежуток от падения уровня входящего сигнала ниже порога и остановки ослабления звука компрессором. Для выражения единиц также используются миллисекунды.
С целью максимального удобства взаимодействия с оборудованием, производители оснащают компрессоры индикаторами трёх типов: уровнем входа, выхода и ослабления сигнала. Это делает работу устройства более наглядным. Кроме того, буквально все виды компрессоров оснащаются усилительным каскадом, компенсирующим недостаточно сильные сигналы. Что обеспечивает «плотное» и практически одноуровневое звучание на выходе.
Разновидности компрессоров с мгновенным срабатыванием называются АРУ — аббревиатура расшифровывается как автоматический регулятор усиления. Они сглаживают все аудиосигналы до установленного уровня. АРУ оснащаются телефоны и АМ-приемники.
Разновидности компрессоров и их назначение
Компрессоры — это группа применяемого для динамической обработки звука оборудования. Выпускается немало разновидностей аппаратных устройств: основанные на простой и сложной схеме, универсальные и узкоспециализированные, с одним или с несколькими каналами.
К узкоспециализированному оборудованию стоит отнести особый вид гитарных компрессоров с эффектом «сустейна» — они позволяют максимально удлинить время звучания взятой ноты. На практике это не что иное, как компрессор, поначалу ослабляющий входящий сигнал, а впоследствии усиливающий его при затухании, что позволяет почти полностью выровнять его динамику.
Сегодня буквально любая деятельность, предполагающая профессиональную работу со звуком, не представляется без применения компрессоров. Отдельно стоит отметить концертное звукоусиление — процесс, требующий постоянного контроля и регулировки. При «живом» выступлении сложно предсказать, как поведёт себя тот или иной сигнал: начиная от вокала и заканчивая бас-гитарой. К примеру, при активном передвижении по сцене вокалист совершенно случайно убирает или приближает микрофон ко рту, что приводит к постоянному изменению уровня сигнала. Сгладить его может только компрессор.
Также это совершенно незаменимое оборудование для звукозаписывающих студий. Но их студийное использование далеко не повсеместно: только если возникает крайняя необходимость в выравнивании аудиосигнала. Во многом это зависит от мастерства музыкантов и музыкального стиля:
- в рок-музыке без активного применения компрессора никуда;
- в джазе они используются редко и с осторожностью, поскольку для этой музыки важна игра с динамическим диапазоном;
- электронная музыка нередко основывается на компрессии звука. К примеру, узнаваемого всеми звука бас-барабана («trance kick») удалось добиться с помощью компрессии;
- классическая музыка записывается и обрабатывается обычно без компрессоров.
Читайте также: Запчасти для компрессора воздушного поршневого клапана
Кроме того, оборудование широко используется в студийном пост-продакшне. В этой сфере пользуются дорогостоящими многополосными моделями, способными разделять входной сигнал, по аналогии с кроссовером, на несколько частот (от 3 и более). Причём с возможностью установки индивидуальных настроек компрессии для каждой частоты. Студийная обработка звука предполагает использование методов прямой и параллельной компрессии. С помощью параллельной обычно обрабатывают вокал и ударные инструменты.
Отдельные модели компрессоров оснащены дополнительными функциями, к примеру — «боковой цепью» (Side-chain). Такие модели оснащены дополнительным аудиовходом, на который подаётся параллельный (боковой), так или иначе взаимосвязанный с основным подаваемым звуком. Тогда центральный сигнал обрабатывается оборудованием с учётом уровня или частот дополнительного (бокового). Нередко компрессоры входят в состав звуковых процессоров в виде динамических блоков обработки.
Видео:ЧТО ТАКОЕ КОМПРЕССОР И КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ? Подробный гайдСкачать
Способы обработки звука. Динамическая обработка. Компрессоры (часть 1) — Виды компрессоров.
Вы когда-нибудь задумывались почему так много различных плагинов компрессоров и все они имеют своё звучание? Так вот, в эпоху аналоговых приборов динамической обработки звука каждый из производителей искал свои пути по сжатию сигнала. А зависело это от типа электронной схемы, встроенной в устройство. Рассмотрим в данной статье эти виды устройств и их отличия.
В предыдущей теме ( Компрессоры. Введение ) мы с вами рассмотрели понятие «компрессор», узнали какие они бывают и описали особенности его использования на практике. Единственное о чем ещё необходимо было сказать — это об умеренности использования этой обработки в своих проектах. Во-первых, слишком большая компрессия может вызывать различные неприятные для слуха артефакты. А также полностью «убить» динамику вашего трека, сделав его очень скучным. Во-вторых, в каждом из стилей компрессия применяется по разному.
Например: в классической музыке компрессия почти не применяется; в джазовой, как и в классической важно сохранение динамического диапазона, поэтому она используются очень аккуратно и не часто; в современной очень активно и бывает с довольно экстремальными настройками (рок-музыка).
Перейдем к рассмотрению основных видов:
Видео:Правильный ли компрессор вы используете?Скачать
Оптический компрессор
В основе схемы его компрессии находится лампочка и фотоэлемент. Главная особенность прибора заключается в том, что он не очень быстро успевает реагировать на входной сигнал, и поэтому делает его довольно гладким, с естественным сжатием. Оптические компрессоры довольно часто применяется для вокала и баса. Одним из классических видов является Teletronix LA-2A, показанный на рисунке.
Видео:Как себя ведут педальные компрессора?Скачать
Транзисторный компрессор
Его ещё называют FET-компрессор (Field Effect Transistor). В его схеме основным является полевой транзистор, который может очень быстро обработать входящий сигнал. Его очень часто применяют на ударной установке (различных барабанах). Классическим видом транзисторного компрессора является UA 1176 (на рисунке).
Видео:Дискретный компрессор WARM AUDIO WA76Скачать
VCA-компрессор
VCA (Voltage Controlled Amplifier) — усилитель управляемый напряжением. Он считается одним из лучших барабанных компрессоров и имеет много настраиваемых параметров. Одним из классических примеров является dbx 160, который использовался почти во всех крупных записях в конце 1970-х и в течение 1980-х годов. За счет того, что VCA-компрессоры могут быть довольно агрессивными их часто применяют в рок-музыке на бочке, а также на малом барабане.
Видео:Как выбрать компрессор для гаража или строительства?Скачать
Vari-Gain-компрессор
Этот вид компрессора имеет переменный коэффициент усиления. Он очень гладко и прозрачно обрабатывает входной сигнал, поэтому его очень часто применяют на мастер-шине для «склеивания» микса. Другими плагинами добиться такого же эффекта очень трудно. В виниловую эпоху одним из самых популярных Vari-Gain-компрессоров являлся Fairchild (на рисунке показаны PuigChild 660 одноканальный и 670 двухканальный компрессор).
Все виды перечисленных компрессоров в аналоговую эпоху стоили очень дорого и их могли себе позволить только большие звукозаписывающие студии. Но сейчас в цифровом мире все они реализованы в виде плагинов. Это не только дешевле, но и намного проще в применение, так как вы сразу можете услышать результат своих действий и решить какой из компрессоров лучше работает в конкретной ситуации.
Всем удачи в своих проектах и подписывайтесь на RSS моего блога, чтобы не пропустить следующие статьи по динамической обработки звука.
Читайте также: Как выбрать пескоструйный пистолет для компрессора
Похожие записи
Таблица преобразования BPM в Delay
5 / 5 ( 23 голоса ) Большинство современных плагинов и аппаратных устройств позволяют устанавливать автоматически задержку (delay) в соответствие…
Distortion (Дисторшн, дистошн).
5 / 5 ( 18 голосов ) Что такое эффект — distortion? Принцип действия эффекта, применение в проектах, известные исполнители,…
Phase meters (Фазометры)
5 / 5 ( 18 голосов ) Фазометр — полезный прибор для проверки аудиоматериала. Зачем нужен и в каких случаях…
Частоты, рекомендуемые для эквализации
5 / 5 ( 20 голосов ) Полезно изучать звучание инструментов и быстро находить, эквализировать проблемные области при сведении трека.…
Пять легендарных педалей delay, с которыми вы не ошибетесь.
5 / 5 ( 19 голосов ) Сейчас на рынке так много отличных устройств задержки, что можно легко потеряться в…
Видео:АНАЛОГОВЫЕ ПРИБОРЫ - КАК ПОДКЛЮЧАТЬ И ЗАЧЕМ НУЖНЫ?Скачать
Компрессия в работе со звуком
Для чего нужна компрессия?
Компрессоры и лимитеры — это специализированные усилители, используемые для уменьшения динамического диапазона — промежутка, между самым тихим и самым громким уровнем трека. Использование компрессии при записи и живом миксе может сделать звук качественнее путем контроля максимальных уровней и поддержания более высокой средней громкости. Кроме того, большинство компрессоров — как аппаратных, так и программных — имеют своё фирменное звучание, которое способно привнести замечательный окрас и тон в «безжизненный» трек. Компрессия так же используется, когда необходимо сделать звук более естественным и понятным без добавления искажений, в результате чего ваш трек будет слушаться максимально «комфортно». С другой стороны, чрезмерное сжатие может погасить ту искру, которая делала запись живой. Для тех, кто не знаком с компрессорами, знание основ позволит начать долгий путь к пониманию, как компрессия работает, и использованию её в свою пользу.
Общие элементы управления и параметры компрессора
Вне зависимости от того, какой компрессор вы используйте, и является ли он аппаратным или плагинным, существуют некоторые общие параметры и элементы управления, которые вы будете использовать, что бы настраивать его работу. Ниже приведен ряд из основных элементов компрессора.
Threshold
Управление порогом устанавливает уровень, при котором происходит сжатие. Когда уровень сигнала становится выше порогового, он будет скомпрессирован. Если порог установлен, скажем, на -10 дБ, только пики сигнала, которые выше этого уровня, будут сжаты. Все остальное время компрессии происходить не будет.
«Колено» отображает переходы между сжатым и несжатым аудиосигналом. Как правило компрессоры предлагают одну из, или в некоторых случаях возможность переключения между обоими, настроек: «soft knee» или «hard knee”. Некоторые компрессоры позволяют вам выбрать любое положение между двумя этими типами настроек. Как вы можете видеть на рисунке, „soft knee“ обеспечивает более плавное и постепенное сжатие, чем «hard knee».
Attack Time
Речь идет о времени, которое потребуется сигналу, чтобы стать полностью скомпрессированным после превышения порогового уровня. Более быстрая атака, как правило, от 20 мкс до 800 мкс зависит от типа и марки устройства, в то время как более медленная — в диапазоне от 10 мс до 100 мс. Некоторые компрессоры представляют это значение как дБ/сек. Быстрое время атаки может создавать искажения, изменяемые природе медленных низкочастотных сигналов (например, если цикл на 100 Гц длится 10 мс, то у атаки в 1 мс будет время, что бы изменить форму волны, что и будет формировать искажения.
Release Time
Это значение буквально противоположно времени атаки. В частности, это время, которое требуется сигналу, что бы перейти обратно в исходное состояние. Release Time будет значительно больше, чем время атаки, и в целом составляет от 40-60 мс до 2-5 секунд, в зависимости от того, с каким прибором вы работаете. Это значение также может быть представлено в виде дБ в секунду. Нормальная работа компрессора будет заключаться в установке этого значения как можно меньшим, не создавая при этом эффект «раскачки», который вызывается цикличной активацией и деактивацией компрессии. Например, если «release time» выставлено слишком маленьким и компрессор циклирует между активным и неактивным состоянием, ваш основной сигнал — как правило, бас-гитара или бочка — будут модулировать шум, в результате чего появится эффект «дыхания».
Compression Ratio
Этот параметр часто остается неправильно понятым, но он просто показывает величину ослабления, которая применяется к сигналу. Вам будет предложен широкий диапазон доступных коэффициентов сжатия в зависимости от типа и производителя компрессора, который вы используете. «Compression Ratio» 1:1 представляет собой коэффициент «единичного усиления», или, иными словами, без ослабления. Эти значения выражаются в децибелах, так что соотношение 2:1 указывает на то, что сигнал, превышающий порог на 2 дБ, будет ослаблен до 1 дБ выше порогового значения, или сигнал, превышающий порог на 8 дБ, будет ослаблен до 4 дБ после порога, и т.д. Соотношение около 3:1 можно считать умеренным сжатием, 5:1 будет средним уровнем сжатия, 8:1 начинает ряд значений сильного сжатия, а значения от 20:1 и до ∞:1 считаются ограничивающими и могут быть использованы для обеспечения сигнала, не превышающего пороговый. На диаграмме ниже показаны коэффициенты сжатия, как они относятся к входным и выходным сигналам и как ваши настройки сжатия повлияют на общий сигнал.
Читайте также: 6711303011 компрессор кондиционера ssang yong
Output Gain
Часто компрессоры воспринимаются как приборы, делающие сигнал громче. В действительности же все компрессивно-индуцированные ослабления уменьшают сигнал на выходе. Вот тут «output gain» и вступает в игру. Вы можете использовать выходной усилитель для нейтрализации ослабления сигнала после компрессии. Некоторые компрессоры обладают индикаторами “gain reduction”, что позволяет более точно применить выходное усиление.
Большая четверка: Распространенные типы компрессии
Тип компрессора, который вы выберите, так же сыграет большую роль в общем звучании эффекта. Некоторые из них будут иметь более быстрые значения “attack”/“release”, а некоторые придадут звуку интересный окрас и винтажную атмосферу. Это список из четырех наиболее известных типов компрессии и краткое описание того, чем они отличаются.
Ламповая компрессия
Вероятно, самый старый тип компрессии. Как правило, имеет более медленную реакцию, чем другие типы компрессии. Благодаря этому, лампа привносит различные окраски и «винтажный» звук, которые почти невозможно достичь с другими компрессиями. (Пример: Fairchild 670)
Оптическая компрессия
Оптическая компрессия влияет на динамику звукового сигнала с помощью световых и оптических элементов. С ростом амплитуды сигнала световые элементы испускают больше света, что приводит к «оптическим ловушкам», ослабляющим выходной сигнал. (Пример: LA-2A Classic Leveling Amplifier)
FET -компрессия
Компрессор на основе полевого транзистора эмулирует ламповое звучание с помощью транзисторной схемы. Они быстрые, чистые и надежные. (Пример: 1176LN Classic Limiting Amplifier)
VCA-компрессия
Компрессоры на основе усилителя, управляемого напряжением, используют твердотельные элементы или интегральные схемы. Они, как правило, дешевле, чем ламповые или оптические компрессоры. Они так же меньше окрашивают звук по сравнению с другими. (Пример: dbx® 160 Compressor / Limiter)
Советы и рекомендации
Вот несколько советов для работы с компрессорами. Это, конечно же, не правила, но мы надеемся, что они помогут вам при работе с этими чрезвычайно мощными приборами. Получайте удовольствие от опыта и экспериментируйте!
- Лучше использовать мягкую компрессию на всех стадиях записи/сведения/мастеринга, а не чрезмерно сильную только на одном этапе.
- Всегда слушайте, когда работаете с компрессией. Она может негативно повлиять на тембр инструмента. Это может случиться из-за типа компрессии, которую вы используете, или же чаще всего из-за разных тонов между минимумами и максимумами звука инструмента.
- Попробуйте начать со средних соотношений в районе от 2:1 до 5:1. Установите время атаки на среднее/быстрое, а время релиза на среднее. Теперь постепенно поднимайте порог, пока не достигните около 5 дБ «gain reduction». Затем установите выходное усиление на 5 дБ для компенсации затухания. И наконец, ускорьте ваше время атаки, пока не добьетесь нужного эффекта.
- Если вы хотите ставить компрессию на весь микс, то будьте крайне осторожны. Во многих типах популярной музыки бас-линия находится на постоянном уровне сигнала. Если вы будете использовать компрессию для удаления пиков, весь уровень микса опустится до этого уровня из-за бас-линии, что приведет к режиму «раскачки», описанного выше. Это проблема может быть решена с использованием многополосного компрессора. Этот тип может разделить сигнал на несколько частотных диапазонов и позволит сжимать их по отдельности.
- И как всегда, позвольте судить вашим ушам. Если звучит хорошо — значит все хорошо.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
📸 Видео
ЗАЧЕМ НУЖЕН КОМПРЕССОР И НЕ ТОЛЬКОСкачать
Компрессор, лимитер, клиппер - что общего и в чем различия?Скачать
Воздушный компрессор. ЕСЛИ БЫ Я ЭТО ЗНАЛ, то давно бы уже КУПИЛ FoxWeld aero 220/24. ЖКВ СаморучкаСкачать
Какой компрессор лучше: безмасляный, ременный или коаксиальныйСкачать
ВСЕ О КОМПРЕССИИ ЗВУКА ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ. Сводим и обрабатываем звук хорошо!Скачать
Как сбросить счетчики на компрессоре IRONMAC после ТОСкачать
Настройка и обзор звукового компрессора DBX 166XSСкачать
Звук работы безмасляного компрессораСкачать
Компрессор Remeza, что делать, чтобы он служил долго?Скачать
Как выбрать компрессор для пасеки, дома и гаража. Обзор компрессора INTERTOOL PT-0010Скачать
GAP Comp-54 MK2 - студийный VCA компрессорСкачать
Как выбрать компрессор?Скачать
Сравнение компрессоров Fiac AB 100 515 Remeza 100 LB30 Fubag B5200Скачать
обзор компрессора Remeza 100 литровСкачать