Девочки, никогда, видимо, не слышавшие имена Леоса Каракса и Дени Лавана, рассматривают фотографию мерзкого рыжего сморчка, полутролля, недоклошара, вылезающего из канализации: «Фильм «Святые моторы»? А что это за рожа? Говно какое-то, не пойдем». Каракс был бы доволен: сморчка, изображенного на рекламе, зовут месье Говно.
Рыжий пакостник с бельмом на глазу питается деньгами и цветами, вихрем проносится по кладбищу Пер-Лашез, умыкает в канализацию красавицу модель. Член его победно торчит, модель поет песенку. Но месье Говно – лишь одна из личин главного героя «Святых моторов», даже не самая выразительная. Переодеваясь, герой становится то бизнесменом, то старухой цыганкой, то киллером, то жертвой. Его гримерка – в длинном белом лимузине, разъезжающем по Парижу. На сегодня у него запланировано одиннадцать мероприятий. Кто же этот герой на самом деле? Актер? Наемный убийца? Проповедник Святых моторов? Дух кинематографического Парижа?
Никакого «на самом деле» нет. Герой Дени Лавана – никто, носящий одно из имен Леоса Каракса (который «на самом деле» Александр Оскар Дюпон). Лаван – аватар, проживающий лучшие жизни Каракса. Неважно, как его зовут сегодня – Алекс, Оскар или Говно. Его дом – на пленке, он питается жанрами, работает «ради красоты жеста», умирает, воскресает и умирает вновь. Режиссеру же приходится существовать в мире, где умирают – вы не поверите – навсегда.
Корпорация «Святые моторы», opus magnum Леоса Каракса, – кино о кино, путешествие пули сквозь мозг режиссера. Это фильм обо всех фильмах – и чужих, и своих. Все неснятые за последние тринадцать лет, с «ПолыИкс», фильмы Каракса были «Святыми моторами», только он об этом не знал. Все предыдущие фильмы Каракса были «Святыми моторами», только мы об этом не знали.
И поэтому «Моторы» – фильм о зрителях, которых больше нет. В театральном, торжественном прологе Леос Каракс просыпается и находит в своей спальне волшебный лес, тайную дверцу. За ней – кинотеатр, заполненный зрителями, и тут мы получаем возможность посмотреть на себя – таких, какими нас видит актер с экрана. Двумерных, плоских, спящих, мертвых.
И поэтому «Моторы» – фильм о любви и смерти. Он посвящен Екатерине Голубевой, жене Каракса, погибшей чуть больше года назад. Все фильмы этого режиссера были созданы для любимых женщин и о них: в Boy meets girl смеялась Мирей Перье, в «Дурной крови» сияла Жюльетт Бинош, она же слепла и падала в воду в «Любовниках с Нового моста». Потом была темная убийственная «ПолаИкс», где Катя Голубева растворялась в сумрачном лесу. Любовь создавала эти фильмы, отнимала их у небытия. И вот «Святые моторы», фильм пустого места, который завершается титром «Катя, – тебе». Этот фильм создан смертью.
И поэтому «Моторы» – фильм о закате мира, каким мы его знали. Мир больших лимузинов, бездумной и вечной любви, допотопных кинокамер, живых людей, священных чудовищ – он исчезает, ломается, остается только на пленке. Он простужен. Он неповоротлив. Ему необходим техосмотр.
На заднем сиденье этого мира Леос Каракс, вздыхая, смотрит на маску месье Говно.
- Сюрреалистический шедевр «Корпорация «Святые моторы»» и ещё 5 фильмов Леоса Каракса
- Эпизодическая структура
- Абсурд
- Образы
- Социальный комментарий
- Любовь, красота и поиск истины
- Кинематографический микрокосмос
- Ретроспектива фильмов Лео Каракса
- Токио! / Tokyo! (2008)
- Пола Икс / Pola X (1999)
- Любовники с Нового моста / Les amants du Pont-Neuf (1990)
- Дурная кровь / Mauvais sung (1986)
- Парень встречает девушку / Boy meets girl (1984)
- 🌟 Видео
Видео:Корпорация "Святые моторы"Скачать
Сюрреалистический шедевр «Корпорация «Святые моторы»» и ещё 5 фильмов Леоса Каракса
Известный миру под псевдонимом Лео Каракс, Алекс Кристоф Дюпон родился в городке Сюрен, пригороде Парижа. Его псевдоним является анаграммой, где «объединены» настоящее имя режиссёра и Оскар – символ кинематографического признания. Однако, вопреки псевдониму, фильмы Каракса востребованы на более «интеллектуальных» площадках, вроде Канн и Берлинале. Почему это так рассмотрим на примере одного из самых знаменитых фильмов режиссёра – «Корпорация «Святые моторы»».
Сюрреалист Бунюэль однажды сказал: «Мне кажется, фильм – это непроизвольная имитация сновидений». Эту фразу особенно важно держать в уме при оценке культового фильма «Корпорация «Святые моторы»». Слияние сновидения и кино, при широчайшей свободе трактовок и интерпретаций, поднимают этот загадочный фильм на вершину сюрреалистического кино.
Читайте также: Рынок садовод в москве лодочные моторы
Фильм наблюдает за парижанином средних лет по имени Оскар (актёр Дени Лавант), на протяжении его рабочего дня, который на поверку оказывается весьма необычным, ведь в течение него Оскар проводит ряд необычайных, причудливых и откровенно странных «встреч». В лимузине Оскара, помимо его помощницы Селин (Эдит Скоб), есть любой реквизит и костюмы, а также косметика и грим для перевоплощений с последующим исполнением любой роли: от семьянина до психопата. С развитием сюжета, фильм ставит перед зрителем всё больше вопросов, от самых простых: «Кто такой Оскар и кем он работает?» и до более глобальных: «Что такое реальность и существует ли она вообще?».
Неоднозначный, абсурдный, аллегорический и мелодраматический, доходящий порой до нежности, фильм не только напоминает работы сюрреалистов середины 20 века, вроде Кокто, Войцеха Гаса и Дулака, но и адаптирует стиль к условиям современности, расширяя технологические рамки и апеллируя к проблемам цифровой эры.
Леос Каракс играет на контрасте мотивов. Сталкивая и противопоставляя друг другу банальное и фантастическое, вводя в визуальный ряд шокирующие образы, он подвергает сомнению традиционные институты, подменяя романтизм иррациональной страстью.
Учитывая, что сюрреализм, как понятие, давно устоялся, мы не ставим перед собой целью впихнуть «Святые моторы» в некие рамки, что так или иначе может вызвать дискуссию о правомочности наших действий. Мы просто попробуем взглянуть на фильм сквозь призму современности, пусть и учитывая традиции классического сюрреализма, зародившегося ещё в 1920-х годах, и выявить причины по которым он является подлинным шедевром кино.
Эпизодическая структура
Как утверждал Сальвадор Дали: «Сюрреализм деструктивен, но он разрушает только то, что считает оковами, ограничивающими наше зрение». «Святые моторы», вторя этому утверждению, состоят из девяти частей и интерлюдии, которые не связаны между собой ничем, кроме главного героя.Таким образом, Каракс отвергает традиционную трёхэтапную структуру повествования с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой, а также производными этой структуры. Фильм отбрасывает все условности, чтобы стать непредсказуемым и озадачивающим зрителя.
Сцены семейной жизни, последние вздохи на смертном ложе, размышления о прошлом, после встречи с бывшей возлюбленной – всё это аллегорические и синекдохически-обобщающие эпизоды, которые являются прямой аллюзией на жизнь, втиснутую в двадцати четырёхчасовой формат (цикличность которого, надо думать, тоже неслучайна). А лимузин является связующей точкой, разрозненных, на первый взгляд, эпизодов. Автомобильная оболочка будто бы создаёт барьер между Оскаром-человеком и Оскаром-актёром. Каракс требует от зрителя усомниться и задуматься, где именно Оскар становится «настоящим» и уместна ли подобная постановка вопроса в принципе.
Например, вступительная интерлюдия с участием Оскара и группы музыкантов, ломающая «четвёртую стену» во время исполнения музыкального номера, наталкивает на размышления о реальности этих эпизодов и ставит вопрос: не пытается ли режиссёр дать знак зрителю, что в этот момент главный герой находится как бы «вне фильма».
Абсурд
Селин выскакивает из лимузина и бежит на шум, к толпе, образовавшейся у входа в ресторан. Там, на земле лежит Оскар, застреленный охраной, только что убивший клиента до удивительного похожего на него самого. Селин опускается возле него на колено и говорит: «Оскар, пойдём, мы опаздываем». И «убитый» поднимается, чтобы продолжить делать свою «работу». Если абсурд – это тип юмора, нарушающий логические конструкции и тем самым вбивающий у зрителя почву из-под ног, то это отличное определение не только для сюрреализма, но и для описания «Святых моторов» в принципе.
Нищий, отец, одетый в балаклаву анархист, поедающий цветы и доллары лепрекон, или актёр, облачённый в костюм для захвата движения и изображающий соитие – роли Оскара столь же разнообразны, сколь и безумны. А главное – они никак логически не обоснованы. Множественные воплощения дают лишь намёки на сущность героя. Неужели Оскар всего-навсего метафора, не человек в широком смысле слова, а лишь концентрат идеи, раскрываемой зрителю обиняками, с помощью разрозненных эпизодов? Прямого ответа на этот вопрос Каракс не даст, и не надейтесь.
Читайте также: Мотор колесо дуюнова схема
Образы
Сюрреализм стирает границы реальности, делая странность происходящего на экране более осязаемой, а сюрреалистические образы оказывают взрывное воздействие на психику, побуждая к размышлениям о внутренних подавленных желаниях. Простые, в сравнении с классицизмом и вуайеризмом Кокто, и замершие в нерешительности между мрачным бессознательным Шванкмайера и литературными фантазиями Войцеха Гаса, «Святые моторы» романтичны, кинестетичны и калейдоскопичны. Подобно работам вышеупомянутых режиссёров, они предлагают визуальные решения, которые пробуждают в зрителе необходимость интерпретировать происходящее на экране.
Например, во вступительной сцене, где просыпается некий Спящий (сам Каракс), обнаруживается скрытая дверь в стене (оммаж к фильму Кокто «Кровь поэта»). Внезапно, обнаруживая растущий из среднего пальца ключ, герой открывает дверь и попадает в кинотеатр. Загипнотизированный мерцающим экраном зритель наблюдает за голым ребёнком и большой собакой, гуляющими по проходу кинотеатра.
Существует множество интерпретаций этой сцены. Кто-то считает, что такие угрюмые декорации являются метафорой состояния современного киноискусства, где ребёнок и собака олицетворяют рождение и неопределённое будущее кинематографа. Кто-то думает, что всё прозрачней и эта сцена удваивает ирреальность происходящего на экране, погружая зрителя на следующий уровень «сна». Количество интерпретаций в таком случае ограничено лишь фантазией трактующего.
Социальный комментарий
Анархистский подход позволяет сюрреалистам атаковать любые культурные институты – религиозные организации, политические системы, любые идеологии и социально-экономические формации. Новаторские и шокирующие художественные высказывания направляются против любых чуждых автору авторитетов. «Моторы» не столь агрессивны в этом плане, но они так или иначе затрагивает проблему виртуальной реальности, опасность навязывания её обществу, а также размышляют над ролью актёра в киноиндустрии Цифровой эры.
В последнем случае, делается акцент на то, что несмотря на возможности компьютерной анимации, актёр остаётся ключевой частью съёмочного процесса. В сцене захвата движения Оскар, одетый в соответствующий костюм, выполняет инструкции режиссёра-невидимки, бегая, стреляя и сражаясь. Съёмка крупным планом обращает внимание на детали, подчёркивает хореографию, смелость и естественность, на фоне которых оцифрованные графические модели выглядят бледными копиями.
Также отголоски этой темы можно найти в разговоре Оскара и Джин (Кайли Миноуг), когда они размышляют о власти над собственными органами чувств, в страхе лимузинов быть заменёнными и в надписях на кладбищенских плитах «посетите мой веб-сайт». «Моторы» выражают свой скептицизм касательно создания популярного имиджа виртуальности и обезличивания людей в реальном мире.
Любовь, красота и поиск истины
Безымянный мужчина спрашивает Оскара, что именно заставляет его выступать, на что профессиональный актёр небрежно отвечает: «Меня заставляет начать сама красота действия». Такое навязчивое стремление к достижению абстрактной цели напоминает состояние, названное Андре Бретоном «безумной любовью», т.е. любовью лишённой логики, доходящей до саморазрушения. Когда незнакомец отвечает: «Красота? Говорят, она в глазах смотрящего». «А если больше нет наблюдателя?» – возражает Оскар. По его представлению красота существует сама по себе; она не перестанет существовать, если выключить камеру.
Несмотря на то, что герой провозглашает свой символ веры, который мог бы стать эффектным финальным аккордом, ещё в середине фильма, режиссёр преследует Оскара, эмоциональное состояние которого продолжает ухудшаться, и дальше. Встреча с бывшей возлюбленной, окончившаяся печально, окончательно выбивает его из колеи. С одной стороны, герой знает, что красота существует и он должен во что бы то ни стало воспроизводить её снова и снова, с другой – зацикленность его жизни постепенно сводит его старания на нет. Когда зритель последний раз видит Оскара, тот встречает свою «жену» и «ребёнка» в облике шимпанзе. Не скрывается ли за этим абсурдным образом порабощение Оскара собственными безумными желаниями, надлом, образовавшийся при повторении цикла, и проявление изоляции героя даже среди собственных домочадцев?
Читайте также: Детонация мотора ваз 2115
Кинематографический микрокосмос
После своего появления в 1920-х годах сюрреализм стал первым художественным движением, которое обрело кинематографическое воплощение. От «Андалузского пса» Бунюэля и Дали, через фильм «Раковина и священник» Дюлака и до «Малхолланд драйв» Дэвида Линча – кинематограф наиболее соответствовал материализации сюрреалистического языка, обладая недоступной для живописи свободой. Но Каракс использует сюрреализм хитрее – для него сюрреализм не цель, а средство.
Связанные незримой пуповиной, но отделённые друг от друга части фильма позволяют зрителю путешествовать в миры разных кинематографических жанров: гангстерское кино, мюзикл, мелодраму, драму, хоррор etc. Помимо этого, многомерная мозаика «Моторов» изображает кинематограф диахронно, охватывая «кукольные» плёнки Эдварда Мейбриджа, предвосхитившие открытие братьев Люмьер на 20 лет, и абсолютно современные технологии захвата движения. Также фильм полон самоцитат и камео актёров из других фильмов Каракса.
Однако цель «Святых моторов» заключается не в том, чтобы бесконечно ссылаться на другие произведения (такая постановка вопроса возмутила бы режиссёра), но в том чтобы создать целый мир, «программный код» которого написан на собственном кинематографическом языке, своеобразную территорию кино. И это то место на земном шаре, куда должен однажды взять билет любой, именующий себя ценителем кино.
Видео:Корпорация Святые Моторы. Драма. Лучшие Драмы. Лучшие Фильмы. Кино. Новинки 2017. StarMediaСкачать
Ретроспектива фильмов Лео Каракса
Видео:«Корпорация “Святые моторы”» обсуждение с Антоном ДолинымСкачать
Токио! / Tokyo! (2008)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDB – 7,1
Для этого киноальманаха Каракс снял новеллу «Дерьмо», главный герой которой впоследствии перекочевал в «Святые моторы». Бомжеватый мужчина, обладающий в довершение не самой притягательной внешностью, начинает терроризировать Токио. После устроенной им бойни, бомжа, представившегося как Дерьмо, хватает полиция и дело идёт к смертной казни, но разве Каракс был бы собой, если бы всё было так просто?
Видео:Лео Каракс #17 Святые моторы 2012 MVO Rus ОРТ (громкий) Sub Rus Eng 1080 18+Скачать
Пола Икс / Pola X (1999)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDB – 5,8
История рассказывает о молодом писателе по имени Пьер, живущем со своей матерью Мари в родовом поместье. Его жизнь устроена и гармонична, на носу свадьба с прекрасной девушкой Люси. Однажды, обедая в бистро, друг указывает Пьеру на следящую за ним девушку. Бросившись в погоню, Пьер узнаёт, что девушка – его сводная сестра, находящаяся в бедственном положении. На свою голову, Пьер принимает решение помочь девушке.
Видео:Лео Каракс #1 «Святые моторы» 2012 MVO Rus Sub Rus Eng 18+Скачать
Любовники с Нового моста / Les amants du Pont-Neuf (1990)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDB – 7,6
Главный герой фильма – вор, пьяница и самый настоящий бомж по имени Алекс, попадает под машину на глазах девушки по имени Мишель. Она – талантливая, но теряющая зрение художница. Найдя его после выписки из больницы на том же мосту, где девушка встретила его впервые, Мишель просит Алекса позировать ей для рисунка, а потом и вовсе изъявляет желание остаться с ним.
Видео:Корпорация (Святые моторы) 2012 АнтрактСкачать
Дурная кровь / Mauvais sung (1986)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDB – 7,3
Действие фильма происходит в недалёком будущем в Париже, где пожилые гангстеры Марк и Ханс попадают в долговую яму перед таинственной и могущественной организацией под названием «Американка». Для того чтобы избежать верной смерти, они решаются на рискованное похищение редкой вакцины из исследовательской лаборатории.
Видео:Корпорация «Святые моторы». Русский трейлер, 2012 (HD)Скачать
Парень встречает девушку / Boy meets girl (1984)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDB – 7,0
Фильм, открывающий так называемую «трилогию Алекса», рассказывает о молодом человеке, который никак не может определиться с профессией, хотя грезит о работе кинорежиссёра. Он бесцельно блуждает улицами Парижа, разговаривает с первыми встречными, пока наконец на одной из вечеринок не встречает девушку по имени Мирей, которая как раз размышляет о самоубийстве.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🌟 Видео
Леос Каракс и его фильмыСкачать
Motion Capture / Лео Каракс #5 Святые Моторы 2012 MVO Rus ОРТ (громкий) Sub Rus Eng 1080 18+Скачать
Музыкальная пауза / Лео Каракс #13 Святые моторы 2012 MVO Rus ОРТ (громкий) Sub Rus Eng 1080 18+Скачать
Екатерина Голубева / Лео Каракс #26/26 Святые моторы 2012 MVO Rus студия ОРТ, Sub Rus Eng 18+Скачать
Ева в золотом / Лео Каракс #7 «Святые моторы» 2012 MVO Rus Sub Rus Eng 1080 18+Скачать
Лео Каракс #16 Святые моторы 2012 MVO Rus ОРТ Sub Rus Eng 18+ / самоэлиминация субъекта 3, 4 и 5Скачать
Michel Piccoli / 18+ Лео Каракс #15 Святые моторы 2012 MVO Rus, Subs / Самоэлиминация субъекта 2 и 3Скачать
Лео Каракс #23 Святые моторы 2012 MVO Rus студия ОРТ (громкий), Sub Rus Eng 18+Скачать
Kylie Minogue #2 / Лео Каракс #22 Святые моторы 2012 MVO Rus студия ОРТ (громкий), Sub Rus Eng 18+Скачать
Лео Каракс #20 Святые моторы 2012 MVO Rus студия R5 (изящный), Sub Rus Eng 18+Скачать
Корпорация «Святые моторы». Антракт [HD]Скачать
Лео Каракс #2 «Святые моторы» 2012 MVO Rus Sub Rus Eng 1080 18+Скачать