Святые моторы примите меня

Анна Сотникова о последнем (во всяком случае, на данный момент) фильме Леоса Каракса.

Святые моторы примите меня

«Сколько у нас сегодня встреч, Селин?» — «Девять, мсье Оскар. Папка с ближайшим делом лежит рядом с вами». Мсье Оскар глядит в зеркало глазами человека, уставшего от количества смертельных исходов. В ближайшие два часа экранного времени вы увидите девятиактную пьесу с прологом и эпилогом про природу творчества, боль, любовь, жизнь и смерть. В главной роли — Дени Лаван. В роли Селин — Эдит Скоб. В эпизодах — Ева Мендес, Кайли Миноуг, Мишель Пикколи. В антракте прозвучит композиция Р.Л.Бернсайда «Let my baby ride» в переложении для баяна с оркестром. Trois, deux, merde!

Мсье Оскару предстоит прожить одиннадцать жизней и уехать ночевать в двенадцатую. Он будет нищенкой, побирающейся на мосту Александра III. Он будет статистом, исполняющим половой акт с безымянной партнершей в павильоне motion capture. Он будет отцом. Он будет мужем. Он будет мсье Говно. Он будет убийцей — и убьет самого себя. Он будет всем — и в то же время никем.

Пролог: французский режиссер Леос Каракс, пробудившись от беспокойного сна, подходит к стене и выросшим из руки ключом отпирает волшебную дверь, нащупав ее под обоями. За закрытыми дверями не ад, но пустыня реальности: то ли мертвые, то ли уснувшие зрители сидят перед погасшим экраном. Тут рядом ходит смерть, обернувшись черной собакой. Тут боль, ужас и безразличие. Ненависть лучше безразличия, но хуже любви. Любовь в зазеркалье тоже, разумеется, есть. Он ведь не может без любви. Потом в кадре появится его дочь — Настя Голубева-Каракс, — и смерть отступит на второй план.

Фильмы Каракса всегда складывались из двух компонентов — всепроникающей, до боли конкретной любви мужчины и женщины и его собственной любви к кино. Стремительные, отчаянные — это лучшие фильмы про то, что жизнь без любви не имеет смысла. Любовь — это разрушающая сила. Любовь — это отчаяние, кошмар на грани истерики. Любовь — это смерть, но ее обязательно, непременно надо сберечь. Сжечь, утопить, затоптать в грязь, развеять по ветру, так не доставайся же ты никому, только оставайся со мной, из крайности в крайность. Теперь любовь умерла, и зачем все это?

Святые моторы примите меня

Вместе с любовью умерла и «Пола Икс» — Катя Голубева, ускользающая красота. Парень встретил девушку, но девушки больше нет, вот и вся история. Опустевший «Самаритен» больше не сияет огнями, глядя на Новый мост. На его крыше Оскар споет песню о том, где же и кем мы были тогда, — дуэтом с блондинкой в плаще, которая шагнет с этой крыши вниз и исчезнет, рассыплется, растечется красным по мостовой. «У нас есть двадцать минут, чтобы наверстать двадцать лет». Двадцать лет назад вышли «Любовники с Нового моста». Умрет и мсье Воган — неизменный караксовский Алекс, — в своей постели, с рыдающей дочерью у изголовья. А может и не с дочерью, а может и не в своей, а может и не он. Кто я, если все это уже неважно? Кто я без тебя?

В живых осталась только вторая любовь — к кинематографу. Но без первого компонента нет больше движущей силы, глохнет мотор, пропадает возможность рассказывать истории, и кино распадается на миллиард разноцветных пикселей, превращаясь в набор аттракционов, случайностей, растворенных в мире сущностей. Небесная механика больше не нужна, говорящие лимузины тоже скоро сдадут в утиль, но ведь нельзя иначе, он не владеет другим языком. Теперь задача состоит в том, чтобы найти себя, принять настоящее. И вывернутый наизнанку некролог Автора парадоксальным образом становится манифестом авторской свободы, поминками по кинематографу, прелюдией и фугой для баяна с оркестром. Знать, что искусство легкомысленно, и найти в себе силы посвятить ему жизнь, — великое достижение. Когда художник воспринимает себя слишком серьезно, он пытается сделать больше, чем может. «Что заставляет тебя продолжать?» — «То же, с чего все началось: красота игры». Красота — в глазах смотрящего, но есть ли смотрящие?

«Святые моторы» — это и есть зазеркалье, где один эпизод отражается в другом, а в них отражается вся авторская фильмография, всегда работавшая по принципу «замри, умри, воскресни». Всего пять больших фильмов за двадцать восемь лет — Каракса хоронили едва ли не после каждого, но он возвращался, и всегда рядом с ним была любимая женщина. Теперь он вернулся один, чтобы методично избавиться от свидетелей — своих альтер эго, которые помнят его счастливым. Великий бог режиссер по ту сторону камеры снова и снова отдает Лавану команду умирать. Выбегает из лимузина мсье Оскар, чтобы пристрелить Оскара-миллионера. Оскар-наемный убийца запускает нож в горло Оскару-гопнику, но тот тоже не промах: на последнем дыхании нанесет ответный смертельный удар, а первый, полежав в луже собственной крови, поползет дальше — время не ждет. Воскресать уже нет сил, но придется. Самая страшная пытка — когда не можешь по-настоящему исчезнуть. Потому что как можно умереть, если давно перестал понимать, где ты и кто? Спектакль закончился, все актеры, кроме одного, разбежались, остается только терпеть — и продолжать верить в красоту игры.

Читайте также: Моторы лодочные китай sea pro

Святые моторы примите меня

Возможно, это и правда последний фильм Каракса. Мы слышали это много раз, но «Святые моторы» — смертельный номер, выход эксгибициониста на темную сцену. Он молча пожимает плечами — и этим жестом объясняет все сразу. Ему нечего скрывать, у него не осталось ничего, что он мог или хотел бы сберечь. «Святые моторы» — фильм о том, как у грандиозного режиссера перестало получаться кино, потому что все потеряло смысл. Настоящие камеры давно отпали как анахронизм, ровно как и зрители, по которым, конечно, страшно скучаешь, но недолго. Мир, как мы его знали, подходит к концу, и бог с ним. Если раньше святым мотором фильмов Каракса была любовь, то теперь в производство их запускает смерть. Тот, кто был жив, мертв. Мы, что были живы, теперь умираем, набравшись терпенья. Монументальное признание в любви, собранное из внушительной коллекции всех фильмов на свете — своих и чужих, — это исповедь о мечте в поисках утраченного времени. Ведь его так мало, что не успеешь оглянуться, как все соратники мертвы, любимая спрыгнула с крыши, а ты остался один — отчаянный и разочарованный.
В этом фильме все, и в то же время — ничего.

Видео:Монти Механик - Святые моторыСкачать

Монти Механик - Святые моторы

«Корпорация «Святые моторы» снова на экранах

Святые моторы примите меня

Описывать эту картину так же безнадежно, как переводить в словесный ряд бег кисти Сальвадора Дали. Здесь не может быть спойлеров, потому что нет единого сюжета и его развития. Я просто не смогу раскрыть тайны фильма, даже если захочу, — все они зашифрованы в изображении. Оно неописуемо и в переносном и в буквальном смысле слова. Леос Каракс снял фантасмагорию, построенную по прихотливым, непредсказуемым законам. У нее возможны десятки трактовок, любая будет неполной. А можно и не мучиться расшифровкой бесчисленных образов, трюков и сюжетных кульбитов — просто наслаждаться буйством фантазии и бездной аллюзий, промелькнувших и исчезнувших, но оставивших редкостно богатое послевкусие.

Святые моторы примите меня

Святые моторы примите меня

Есть сквозной прием: мсье Оскар едет в длиннейшем белом лимузине по Парижу. Снаружи лимузин роскошен, внутри похож на замызганную театральную гримерку — правда, с электрокамином. Машину ведет хорошо вымуштрованная дама, совмещающая профессии шофера и секретарши, которая наизусть знает плотное расписание своего патрона и напоминает ему о предстоящих встречах. Или, по второму немаловажному значению слова appointment, предназначениях. Получив такое напоминание, патрон открывает гримерный столик, расчесывает новый парик и полностью меняет свое существование. Оскара играет постоянный талисман Каракса атлетически кряжистый Дени Лаван. «А мог бы мсье Оскара сыграть кто-то еще?». Ответ Каракса: «Если бы Дени отказался, я мог бы эту роль предложить Лону Чейни (великий актер немого и раннего звукового кино, лучший Квазимодо киноистории — В.К.), или Чаплину. Или Питеру Лорре, или Мишелю Симону».

Читайте также: Мотор змз 402 характеристики технические

На самом деле вообразить на месте Лавана даже Чаплина невозможно — был бы другой фильм. Лона Чейни называли «человеком с тысячью лиц». В запасе у Лавана их десятки тысяч. Примерно с десяток он предъявляет в «Святых моторах», где мсье Оскар за один день последовательно проживает жизни банковского воротилы, старухи-нищей, актера, который с датчиками на теле играет для цифрового мультфильма и танцует с кибер-монстром женского пола пляску совокупления. Потом он станет двойником самого себя, потом умирающим человеком, ностальгическим любовником, отцом семейства, убийцей и его жертвой, аккордеонистом и мсье Дерьмом, который питается цветами и ассигнациями и знаком нам по новелле Каракса из альманаха «Токио». Сначала вволю хохочешь над неожиданными приколами, щедро рассыпанными в фильме. За приколами надо следить бдительно, иначе пропустишь какую-нибудь промелькнувшую надпись на могильной плите: «Посетите мой сайт www…». Их в фильме миллион, из них фильм состоит, и сначала кажется, что ничего больше нет и не будет. Что это такая полнометражная хохма.

Потом тональность вдруг меняется. Только на пару минут. Вдруг возникнет проникновенный монолог умирающего. Или романс вставшей из небытия тени прекрасного прошлого. Но обрывается на полуслове или полуноте — и снова кувырком в лимузин, снова сдирается с лица отработанная кожа, снова грядет новое предназначение, новая встреча, новая жизненная ипостась.

И однажды вы вздрогнете от накатившего ощущения какой-то жуткой потери. Словно из-за суеты, которую вы принимаете за жизнь, проворонили саму жизнь. (Здесь невольно вспомнишь, что незадолго до съемок фильма Каракс потерял жену — актрису Катю Голубеву. Нечто личное безусловно чувствуется в этом сломе настроений — из смеха в слезы).

Фильм начинается странными кадрами. В темном зале сидят осоловевшие зрители, белеют их застывшие лица, распахнуты их невидящие глаза. Долго сидят, а на экране, где-то у нас за спиной, грохается что-то смешное, монструозное и нелепое, нам невидимое.

Потом сам Леос Каракс в пижаме — в своей спальне, где в окне видно, как бесшумно садится самолет. Идет вдоль стены, где на фотообоях лесная роща, нащупывает среди дерев невидимую дверь — и оказывается в том самом театральном зале, где идет то ли фильм, то ли спектакль. И теперь вопрос: что мы видели — фильм или спектакль?

Почти все известное нам кино запуталось в сетях бытоподобия. Его фотографическая природа, которой оно козыряет, на самом деле его сковывает, делает его всего только отражением человеческой суеты. Лучшие из его мастеров всегда пытались преодолеть эту природу. Феллини снимал море из полиэтилена. Сокуров постоянно апеллирует к литературе. Из ловушки фотографизма кинематограф пытаются вытащить то музыка, то фантазия художника. Но времена, когда Буньюэль метафорически разрезал на экране глазное яблоко, остались в прошлом.

Каракс отказался от фотодокументализма. У него каждый кадр — метафора. Каждый построен по законам театра, который свободнее, чем кино, потому что полагается только на воображение и авторов, и зрителя. В театре режиссер с актером на голой сцене могут показать Вселенную. А кино начнет для этого снимать солнечные протуберанцы, но мы увидим всего только волдыри на солнечном диске. Потому что кино воспринимаешь буквально.

Святые моторы примите меня

Святые моторы примите меня

Каракс свой фильм строит по законам театрального действа. Полагаясь на грим, гуттаперчевое тело и монстроподобную пластику своего уникального актера. Как в театре, он высекает смысл из детали, из маски, из эксцентриады. Как в цирке, составляет действо из интермедий. Даже делает шутовской музыкальный антракт. Воодушевляется сказкой Гофмана о человеке, который находит у себя в спальне тайную дверь в оперный театр.

Воодушевляется Кафкой. И делает фильм, условность и смысловая наполненность которого превосходит все нами виденное на экране. Осталось стать публикой, у которой глаза, в отличие от показанной в прологе, зрячие. Это, понимает Каракс, непосильная для публики задача. И все же — вот вам фильм. Ни на что не похожий. Особый. Справляйтесь, как можете. В крайнем случае похохочете — уже польза.

«Что с фильмом будет делать жюри, не представляю, — писал я в отчете с Каннского фестиваля, где «Святые моторы» были в главном конкурсе. — Такой фильм должен получить все — или ничего. Сравнивать его с другими конкурсантами — то же самое, что сопоставлять соленое с зеленым. Или, точнее, в параде созданий студии «Метро Голдвин Майер» пытаться адекватно оценить картину, снятую на свифтовском летающем острове Лапуте».

Читайте также: Электронное зажигание лодочного мотора ветерок 8 своими руками

Так и оказалось: жюри не нашло фильму места на своей доске почета. Найдет ли ему место в своей душе зритель — зависит от его отзывчивости. От открытости. От непредубежденности. От незашоренности стереотипами, которыми современное кино нас завалило, как мусоровозка — хламом. В какой-то мере такая картина — исповедь. Штука сугубо интимная. Прислушаешься — и откроешь, что карнавал замешен на слезах, что смех близок нервному срыву. Это наше общее сегодняшнее состояние.

Видео:Святые моторыСкачать

Святые моторы

Корпорация Святые моторы

Кто главные герои? Их трое: Пассажир (господин Оскар), Водитель, Автомобиль (святой мотор).
Что они делают? Они делают разные вещи, но главное — они находятся в пути.

Пассажир выполняет череду бессмысленных действий, примеряет на себя роль старухи, сумасшедшего, убийцы. Он бывает то тем, то этим, и лишь в редкие минуты остается самим собой. Он почти никогда не бывает в покое. Иногда он чувствует себя усталым, и тогда всё видится ему в каком-то монохромном цвете (вспомните, как он смотрит иногда из окна автомобиля). Однажды он попытался расслабиться с помощью алкоголя, но Водитель мягко намекнул ему, что так нельзя.
Пассажир никогда не знает, что с ним будет, и какая встреча ему предстоит. Об этом знает лишь Водитель, который веДет его.

Водитель. Это хрупкая, интеллигентная женщина, уже довольно пожилая. (Женщина — какой намек!) Она неустанно заботится о Пассажире, ведет его от встречи к встрече, выручает из трудных ситуаций. Она одна знает, что будет дальше. Пассажир для нее — дитя, за которым следует присматривать. Заметили, как она оберегает его? Не прислуживает, как следовало бы шофёру, а именно оберегает.

Машина — Святой мотор. Он думает, что скоро их корпорации конец и всех их выбросят на свалку (он прав!). Святой мотор является лишь средством передвижения Пассажира и Водителя.
Понятно, кто они?

Они всегда втроем, весь путь неразрывно связаны.

Разум никогда не бывает в покое. Он творит миры (компьютерная игра), убивает, сходит с ума, прозябает (нищенка), иногда общается с себе подобными. Он «по ошибке» убивает банкира — того, кто всё превращает в деньги. Заметьте, что убивает он всегда лишь самого себя.

А этот жуткий мир, где чередой идут люди в лохмотьях, грязные, забитые. Серые умы! Те, кто ходит по одной колее и не хочет знать о существовании светлого, «высшего» мира. Разум спускается и туда, и этот серый мир он хочет исследовать. Он остервенело пожирает цветы с могил — он хочет понять смерть! Трудно при этом не остаться безумцем.

А помните, как Разум отдыхает? — Музыка (игра на гармошке)! Музыка- отдохновение для разума.

Какие трогательные отношения у Разума с Душой. Он ничего не знает о Ней, но слушается её беспрекословно. Она ведет его к трудным, зачастую опасным ситуациям, однако хочет ему лишь добра.

Она знает его путь и все задания на этом пути, Она вытаскивает его на своих хрупких плечах из смертельных ситуаций. Только однажды Разум попытался что-то узнать о своей Душе: «Кем ты была раньше»? И как смутил и обрадовал Её скромный поцелуй Пассажира. Душа не привыкла, чтобы ею интересовались. Она — самая незаметная и самая знающая часть этого триединства.

Машина — комментарии излишни. «Нас скоро выбросят на свалку» — Тело станет ненужным, когда Пассажир и Водитель закончат свой путь. Машины переговариваются между собой, они подают друг другу сигналы (язык тела).

И главное, что хочется отметить по фильму — Разум неуничтожим. Он убивает (себя), умирает, но в следующем кадре вновь живой — готовый для новых приключений.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    💡 Видео

    Монти Механик - Святые моторы (Live) | 14.10.2021Скачать

    Монти Механик - Святые моторы (Live) | 14.10.2021

    Корпорация (Святые моторы) 2012 АнтрактСкачать

    Корпорация (Святые моторы) 2012 Антракт

    Вагнеровцы после обороны Бахмута #shortsСкачать

    Вагнеровцы после обороны Бахмута #shorts

    Приказ комиссара. Warhammer 40kСкачать

    Приказ комиссара. Warhammer 40k

    МОНТИ МЕХАНИК - 1.4 (Official video)Скачать

    МОНТИ МЕХАНИК - 1.4 (Official video)

    УжасыСкачать

    Ужасы

    Меня все любят (feat. Паша Жданов)Скачать

    Меня все любят (feat. Паша Жданов)

    МОНТИ МЕХАНИК - ДеревенЬщина (Official Video)Скачать

    МОНТИ МЕХАНИК - ДеревенЬщина (Official Video)

    Когда тренер - твой друг😏Скачать

    Когда тренер - твой друг😏

    РодинкиСкачать

    Родинки

    Жириновский про масонов! Вы только послушайте #жириновский #жириновскийпророкСкачать

    Жириновский про масонов! Вы только послушайте #жириновский #жириновскийпророк

    ПересмешникСкачать

    Пересмешник

    ЛилияСкачать

    Лилия

    МОНТИ МЕХАНИК - Там, где бродит бык (lyric video)Скачать

    МОНТИ МЕХАНИК - Там, где бродит бык (lyric video)
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток