Автомобильные масла (моторные и трансмиссионные) классифицируются в зависимости от вязкости и уровня эксплуатационных свойств. Разработкой и внедрением спецификаций занимаются такие известные организации, как API (Американский институт нефти), SAE (общество инженеров автомобильной промышленности), ACEA (Европейская ассоциация автопроизводителей) и ILSAC (международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов).
- Классификация моторных масел
- Классификация моторных масел по SAE
- Классификация моторных масел по API
- Для бензиновых двигателей
- Для тяжелонагруженных дизельных двигателей
- Классификация моторных масел по ACEA
- Классификация моторных масел по ILSAC
- ILSAC GF-6
- Классификация трансмиссионных масел
- Классификация масел для механических трансмиссий
- По API
- По SAE
- Классификация масел для автоматических трансмиссий
- Расшифровка маркировки моторных масел
- Основные сокращения:
- Почему RIXX?
- 💥 Видео
Видео:ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОВЛАДЕЛЕЦ...Скачать
Классификация моторных масел
Классификация моторных масел по SAE
Классификация автомобильных масел по вязкости, разработанная Американским обществом автомобильных инженеров, является общепринятой практически во всем мире. Она содержит 14 классов: 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 8 летних (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60).
Универсальные, всесезонные масла имеют двойное значение и записываются через дефис (напр., SAE 0W-16).
Класс вязкости SAE | Проворачиваемость (CCS), мПас-с | Прокачиваемость (MRV), мПа-с | Кинематическая вязкость при 100°C, не ниже | Кинематическая вязкость при 100°C, не выше | Вязкость HTHS, мПа-с |
---|---|---|---|---|---|
0W | 6200 при -35°C | 60000 при -40°C | 3.8 | — | — |
5W | 6600 при -30°C | 60000 при -35°C | 3.8 | — | — |
10W | 7000 при -25°C | 60000 при -30°C | 4.1 | — | — |
15W | 7000 при -20°C | 60000 при -25°C | 5.6 | — | — |
20W | 9500 при -15°C | 60000 при -20°C | 5.6 | — | — |
25W | 13000 при -10°C | 60000 при -15°C | 9.3 | — | — |
8 | — | — | 4.0 | 6.1 | 1,7 |
12 | — | — | 5.0 | 7.1 | 2,0 |
16 | — | — | 6.1 | 8.2 | 2,3 |
20 | — | — | 6.9 | 9.3 | 2.6 |
30 | — | — | 9.3 | 12.5 | 2.9 |
40 | — | — | 12.5 | 16.3 | 2.9* |
40 | — | — | 12.5 | 16.3 | 3.7** |
50 | — | — | 16.3 | 21.9 | 3.7 |
60 | — | — | 21.9 | 26.1 | 3.7 |
* — для классов вязкости 0W-40. 5W-40, 10W-40. ** — для классов вязкости 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40
Классификация моторных масел по API
Классификация автомобильных масел по API была первые введена в 1947 году по инициативе Американского института нефти. С тех пор и до настоящего момента эта классификация является основной для определения уровня эксплуатационных свойств моторных и трансмиссионных масел.
Название стандарта по API состоит из двух букв, первая их которых обозначает сферу применения (S — для бензиновых двигателей, C — для дизельных), а вторая — уровень эксплуатационных свойств (чем дальше находится буква от начала английского алфавита, тем выше уровень).
Для бензиновых двигателей
Индекс API | Применяемость |
---|---|
SG | Двигатели 1989-91 годов |
SH | Двигатели 1992-95 годов |
SJ | Двигатели 1996-99 годов |
SL | Двигатели 2000 -2004 годов |
SM | двигатели 2004 — 2011 годов |
SN | двигатели 2010-2018 годов |
SN+ | современные двигатели, оснащенные непосредственным впрыском топлива |
SP | современные двигатели, оснащенные непосредственным впрыском топлива |
Таблица «Классификация моторных масел для бензиновых двигателей по API»
API SL
По сравнению с API SJ сильно ужесточены требования по защите от износа, окисления, формирования отложений. Масла этой категории могут соответствовать ILSAC GF-3.
API SM
В этом стандарте произошло много изменений. Набор тестов Sequence IIIF был заменен на Sequence IIIG, поэтому требования к защите от износа у API SM намного выше. Кроме того, значительно ужесточены требования по стойкости к окислению и защите от отложений. В этом стандарте ограничено содержание фосфора (до 800 ppm, не распространяется на масла SAE 40). Масла этой категории могут быть энергосберегающими и соответствовать спецификации ILSAC GF-4.
API SN
По сравнению с API SN улучшена защита от отложений на поршне. Разрешается использование в двигателях, работающих на биотопливе. Масла этой категории могут быть энергосберегающими и соответствовать спецификации ILSAC GF-5.
HTHS>2,6, содержание фосфора — 600-800 ppm (касается масел xW-20, xW-30. Для API SL этот показатель вообще не регламентируется), серы — не более 0,5%.
API SP
Масла новой категории API SP превосходят масла категорий API SN и API SN+ по следующим критериям:
- Защита от износа цепи ГРМ;
- Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
- Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
- Защита от неконтролируемого преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI, Low Speed Pre-Ignition).
LSPI (Low Speed Pre-Ignition) — малоскоростное предварительное зажигание — явление, характерное для современных двигателей GDI, TSI и т.п., в которых при средних нагрузках и средних оборотах происходит самовоспламенение топливовоздушной смеси на середине такта сжатия. Эффект связан с попаданием в камеру сгорания мельчайших частиц масла.
Исследования показали, что повышенное содержание кальция в масле увеличивает риск возникновения эффекта LSPI, а молибден, цинк и фосфор наоборот, сильно уменьшают.
Моторные масла RIXX серии TP N не только полностью соответствуют, но и значительно превосходят требования нового стандарта API SP. Это стало возможным благодаря использованию присадок передовых производителей, а также собственным разработкам. Сочетание трех базовых масел (VHVI, PAO и алкилированных нафталинов) позволяет добиться превосходных показателей по термической стабильности и качеству смазки, а уникальный способ смешивания продлевает срок службы масла до 25%. Узнайте подробнее о масле RIXX.
Для тяжелонагруженных дизельных двигателей
HDEO (Heavy Duty Engine Oil) — моторные масла (SHPD и UHPD), специально разработанные для тяжелонагруженных дизельных двигателей. К ним предъявляются особые требования к стойкости масляной пленки и моющим способностям, так как дизельное топливо достаточно «грязное», если сравнивать с бензиновым или газовым.
Индекс API | Применяемость | HTHS | Зола сульфатная | Содержание фосфора, % | Содержание серы |
---|---|---|---|---|---|
CF-4 | Четырехтактные ДВС с 1990 г. | >3,5 | — | — | — |
CF-2 | Двухтактные ДВС с 1994 г. | >3,5 | — | — | — |
CG-4 | Четырехтактные ДВС с 1995 г. | >3,5 | — | — | — |
CH-4 | Четырехтактные ДВС с 1998 г. | >3,5 | — | — | — |
CI-4 | Четырехтактные ДВС с 2002 г. | >3,5 | — | — | — |
CI-4 Plus | двигатели 2010-2018 годов | >3,5 | — | — | — |
CJ-4 | введен в 2006 году | >3,5 | 3,5 | Таблица «Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей» |
API CI-4
Сервисная категория API CI-4 была введена с связи с появлением более жестких экологических требований, связанных с токсичностью выхлопных газов. Масла класса API CI-4, по сравнению с предыдущими классами, меньше угорают, обладают повышенной устойчивостью к термическому окислению, лучше прокачиваются при отрицательной температуре.
API CI-4 plus
В категории были ужесточены требования к защите от образования сажи и отложений.
API CJ-4
Сервисная категория API CJ-4 предназначена для высокопроизводительных дизельных двигателей, удовлетворяющих экологическим нормам EPA07 2007 года. Совместима с системами DPF (сажевые фильтры) и EGR (рециркуляция отработанных газов).
- Защита от полировки гильзы цилиндра
- Совместимость с сажевыми фильтрами
- Защита от коррозии
- Предотвращение загущения от окисления
- Защита от высокотемпературных отложений
- Защита от воздействия сажи
- Противоизносные свойства
API CK-4
Новая сервисная категория соответствует экологическим стандартам снижения токсичности выбросов 2017 года и стандарту Tier 4. Допустимо использование топлива до 500 ppm.
API FA-4
Сервисная категория FA-4 описывает масла XW-30, предназначенные для высокоскоростных дизельных двигателей, которые соответствуют экологическим нормам 2017 года. Допустимо использование топлива с содержанием серы до 15 ppm. Эта категория не имеет обратной совместимости с категориями C (CK-4, CJ-4, CI-4 и т.д.).
Классификация моторных масел по ACEA
Требования ACEA (Европейской Ассоциации автопроизводителей) значительно превышают требования API.
Класс ACEA | Обозначение |
---|---|
Масла для бензиновых двигателей | A |
Масла для дизельных двигателей до 2,5 л | B |
Масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов | C |
Масла для дизельных двигателей свыше 2,5 л (для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации) | E |
Таблица «Классификация моторных масел по ACEA»
Класс ACEA | Описание и применение | HTHS (сП) | Зола сульфатная (%) | Содержание фосфора (%) | Содержание серы | |
---|---|---|---|---|---|---|
A1/B1 | Масла с особо низкой вязкостью, при высоких температурах и больших градиентах сдвига экономят топливо и не теряют смазывающих свойств. Применяются только в случаях, специально рекомендованных производителями двигателей. | |||||
A3/B3 | Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Используются главным образом в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с промежуточным (не прямым) впрыском, работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. | >3.5 | 0.9-1.5 | |||
A3/B4 | Масла с высокими эксплуатационными характеристиками, пригодны при длительных интервалах смены масла. Преимущественно используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества. По назначению соответствуют моторным маслам категории A3/B3. | ≥3.5 | 1.0-1.6 | |||
A5/B5 | Масла с высочайшими эксплуатационными свойствами, со сверхдлинным интервалом замены, с достаточно высокой степенью экономии топлива. Используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел. Предназначены для использования при увеличенных интервалах замены моторного масла**. Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. | 2.9-3.5 | ||||
С1 | Малозольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработанных газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами. Относятся к маловязким энергосберегающим маслам. Имеют пониженное содержание фосфора, серы и низкую сульфатную зольность. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и нейтрализаторов, обеспечивают улучшение топливной экономичности автомобилей**. | ≥ 2,9 | ⩽0.5 | ⩽0.05 | ⩽0.2 | |
С2 | Среднезольные (Mid Saps) масла для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования маловязких энергосберегающих масел. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами, увеличивают срок их службы, обеспечивают повышение топливной экономичности автомобилей**. | ≥ 2,9 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | |
С3 | Среднезольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами; увеличивают срок их службы. | ≥ 3,5 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | |
C4 | Малозольные (Low Saps) масла | ≥ 3,5 | ⩽0.5 | ⩽0.09 | ⩽0.2 | |
C5 | Среднезольные (Mid Saps) масла | ≥ 2,6 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | |
E2 | Масла, используемые в дизельных двигателях с турбонаддувом и без него, работающих в средних и тяжелых условиях с обычными интервалами замены моторного масла. | >3.5 | ||||
E4 | Масла для использования в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, снабженных системой снижения оксидов азота*** и автомобилей без сажевых фильтров. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств. | >3.5 | 3.5 | 3.5 | 3.5 | Таблица «Классификация моторных масел по ACEA» |
Классификация моторных масел по ILSAC
ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) — международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов, объединяющий JAMA (японская ассоциация автопроизводителей), FORD, GM и Chrysler.
Стандарты ILSAC предъявляют более жесткие требования к маслам по сравнению с API по следующим параметрам:
- пониженная вязкость масла;
- пониженная склонность к пенообразованию (ASTM D892/D6082 Sequence I–IV);
- сниженное содержание фосфора;
- улучшенная фильтруемость при низких температурах (испытание GM);
- повышенная стойкость к сдвигу;
- улучшенная топливная экономичность (испытание ASTM, Sequence VIA);
- низкая летучесть (по NOACK или ASTM);
Категория ILSAC | Описание |
---|---|
GF-1 | Введена в 1996 году. Соответствует API SH. |
GF-2 | Введена в 1997 году. Соответствует API SJ. |
GF-3 | Введена в 2001 году. Соответствует API SL. |
GF-4 | Введена в 2004 году. Соответствует API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Совместим с катализаторами. Обладает повышенной стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами. |
GF-5 | Введена 1 октября 2010 года. Соответствует API SN. Улучшено энергосбережние на 0,5%, усилены противоизносные свойства, пониженное образование осадка в турбине, снижение нагара в двигателе. |
GF-6A | Введена 1 мая 2020 года. Соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Обратно совместима. |
GF-6B | Введена 1 мая 2020 года. Распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. |
Таблица «Классификация моторных масел по ILSAC»
ILSAC GF-6
Стандарт был введен в мае 2020 года. Дополняет требования класса API SP.
- Чистота поршня (Seq III)
- Контроль окисления (Seq III)
- Защита кулачка от износа (Seq IV)
- Защита двигателя от отложений (Seq V)
- Экономия топлива (Se VI)
- Защита от коррозионного износа (Seq VIII)
- Предварительное зажигание на низкой скорости (Seq IX)
- Защита от износа цепи привода ГРМ (Seq X)
Видео:5W-30, 10W-40 и т.д. — что означают эти показатели в моторном масле?Скачать
Классификация трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла работают в более щадящих условиях, нежели моторные, но при этом они все равно испытывают высокие нагрузки. Давление в зонах контакта может достигать до 4 000 мПа, а рабочая температура может достигать 300 градусов Цельсия. Поэтому, основное требование к трансмиссионным маслам — защита от износа (обеспечивается противозадирными EP-присадками), коррозии и обеспечение передачи мощности с минимальными потерями.
Классификация масел для механических трансмиссий
По API
Класс по API | Применение |
---|---|
GL-1 | Масла класса API GL-1 предназначены для спирально-конусных, червячных передач и несинхронизированных МКПП грузовых автомобилей и с/х машин. |
GL-2 | Специфичный класс масел, предназначенный для червячных передач, работающих при низких скоростях, но с высокими нагрузками. |
GL-3 | Предназначены для смазывания спирально-конических передач, работающих в умеренных условиях, а так же конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач. Содержание противоизносных присадок не превышает 2,7%. |
GL-4 | Предназначены для гипоидных передач, которые работают при высоких скоростях и малом крутящем моменте, а так же малых скоростях и большом крутящем моменте. Являются основными для синхронизированных коробок передач переднеприводных автомобилей. Содержат не более 4% противоизносных присадок. |
GL-5 | Предназначены для гипоидных передач, которые работают в условиях высоких скоростей и малых крутящих моментов, высоких скоростей проскальзывания, ударных нагрузках на зубья шестерен. Содержат наибольшее количество антифрикционных и противоизносных присадок (до 6,5%). Повышенное содержание серы и фосфора (основных элементов противозадирных присадок) влечет за собой повышенную коррозионную активность по отношению к цветным металлам, поэтому масла класса API GL-5 практически не используются в синхронизированных трансмиссиях. |
GL-6 | В настоящее время не применяется, так как считается, что класс API GL-5 удовлетворяет самые строгие требования. |
По SAE
Класс вязкости SAE | Минимальная температура | Вязкость, сСт |
---|---|---|
70W | -55 | 4,1 / — |
75W | -40 | 4,1 / — |
80W | -26 | 7,0 / — |
85W | -12 | 11,0 / — |
80 | 7,0 / Классификация трансмиссионных масел по вязкости SAE |
Классификация масел для автоматических трансмиссий
Масла для автоматических трансмиссий обладают более высокой вязкостью, к ним предъявляются более высокие требования по противоизносным и антиокислительным свойствам, так как трансмиссионная жидкость в автоматической коробке предназначена не только для смазывания, но и для передачи крутящего момента, а так же охлаждения.
Первой компанией, которая столкнулась с необходимостью разработки классификаций для моторных, была американская General Motors. Первая спецификация была сформулирована в 1949 году. С тех пор классификация GM DEXRON стала наиболее распространенной в мире. Жидкости DEXRON используются также в гидравлических усилителях рулевого управления.
Спецификация | Описание |
---|---|
DEXRON I | Первые масла появились еще в 1964 году, однако были быстро выведены из производства из-за запрета на использование китового жира, который присутствовал в составе. |
DEXRON II | Появилась в 1973 году. Масла этой спецификации обладали слабыми антикоррозийными свойствами. |
DEXRON III | Появилась в 1993 году. Спецификация часто модифицировалась, поэтому к ней приписывались индексы: F, G, H. |
DEXRON IV | Спецификация была разработана в 1995 году, но так и не вышла в свет. |
DEXRON VI | Появилась в 2006 году. Основное отличие от DEXRON III — более низкая кинематическая вязкость — не более 6,5 сСт при 100 градусах Цельсия (против 7,5 сСт у Dexron III), что снижает потери на трение и повышает топливную экономичность. Можно использовать вместо Dexron III. |
Классификация трансмиссионных жидкостей для АКПП GM DEXRON
Видео:Что означают цифры на моторном масле?Скачать
Расшифровка маркировки моторных масел
Теперь, изучив основные методы классификации автомобильных масел, мы можем понять, что же написано на этикетке.
Например, если написано SAE 5W-40 API SN/CF ACEA A3/B4, то это значит, что данное моторное масло относится к полнозольным всесезонным универсальным маслам с высокими эксплуатационными характеристиками. Подходит для использования при температуре окружающей среды от -35 до +40 °С. Совместимо с современными каталитическими нейтрализаторами благодаря сниженному содержанию золы и фосфора.
Основные сокращения:
SHPD (Super High Performance Diesel) — моторные масла (чаще всего на минеральной основе) для тяжелонагруженных дизельных двигателей с увеличенным интервалом замены. Несовместимы с катализаторами и сажевыми фильтрам.
UHPD (Ultra High Performance Diesel) — масла для скоростных дизельных двигателей. Имеют класс по API CF-4 ACEA E4 и выше. В Америке распространена другая аббревиатура — HDEO (Heavy Duty Engine Oil, по API имеют класс не ниже CI-4).
PVL (Passenger Vehicle Lubricant) — масла для пассажирского (легкового) транспорта.
CVL (Commercial Vehicle Lubricant) — масла для коммерческого транспорта.
Видео:Моторное масло. Классификация по API и SAEСкачать
Почему RIXX?
Моторные масла RIXX не только соответствуют, но и превосходят требования API, ACEA и ILSAC. Узнайте подробнее о производстве и технологиях, применяемых при создании смазочных материалов RIXX.
💥 Видео
Густое МАСЛО - ПРИ БОЛЬШОМ ПРОБЕГЕ. Поможет от МАСЛОЖОРА или нет?Скачать
5W30 или 5W40 - ЧТО ЛИТЬ В ДВИГАТЕЛЬ?Скачать
Расшифровка маркировки моторного масла.Скачать
Как подобрать масло в двигатель ?Скачать
Как выбрать масло для мототехники? Разновидность мото масел. Моторное маслоСкачать
Какое моторное масло для Рено выбрать в 2022 году | Обзор моторных масел для автомобилей Рено 2022Скачать
КАКУЮ вязкость масла лучше залить?Скачать
Масло в двигатель ВАЗ 2106, критерии подбора и ТОП-5 маселСкачать
Бюджетные масла для Опель и Шевроле .Скачать
Классификация масел. в чем различаются масла?Скачать
Рейтинг автомобильных масел для турбированных двигателей| Какое лучше выбрать в 2021 году?Скачать
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЛИТЬ СИНТЕТИКУ В СТАРЫЕ ДВИГАТЕЛИ!Скачать
Идеальный подбор моторного масла под свои условия. Как выбрать масло.Скачать
Какое моторное масло заливать в двигательСкачать
СМОТРЕТЬ ДО КОНЦА. КАК ЛЕГКО ПОДОБРАТЬ МАСЛО В ДВИГАТЕЛЬ АВТОСкачать
Масло для изношенного мотораСкачать