Таблица размеров валов под подшипники

  • Таблица размеров валов под подшипники

Выбор правильной посадки, обеспечение требуемой чистоты и значения допусков размеров поверхностей под подшипники является ключевым фактором, обеспечивающим долговечность, надежность механизмов.

Правильная посадка – важнейшее условие работоспособности подшипников.

Исходя из особенностей работы подшипника, кольцо, которое вращается должно закрепляться на опорной поверхности неподвижно, с натягом, а неподвижное кольцо садиться в отверстие с минимальным зазором, относительно свободно.

Таблица размеров валов под подшипники

Установка с натягом вращающегося кольца не дает ему проворачиваться, что могло бы привести к износу опорной поверхности, контактной коррозии, разбалансировке подшипников, развальцовке опоры, чрезмерному нагреву. Так, в основном, выполняется посадка подшипника на вал, который работает под нагрузкой.

Для неподвижного кольца небольшой зазор даже полезен, а возможность проворота не чаще одного раза за сутки делает износ опорной поверхности более равномерным, минимизирует его.

Таблица размеров валов под подшипники

Видео:Как правильно подобрать подшипники за 9 секунд? Типы подшипников! Класс точности подшипника?Скачать

Как правильно подобрать подшипники за 9 секунд? Типы подшипников! Класс точности подшипника?

Основные термины

Рассмотрим подробнее основные термины и понятия, определяющие посадки подшипников. Современное машиностроение основано на принципе взаимозаменяемости. Любая деталь, изготовленная по одному чертежу должна устанавливаться в механизм, выполнять свои функции, быть взаимозаменяемой.

Для этого чертеж определяет не только размеры, но и максимальные, минимальные отклонения от них, то есть допуски. Значения допусков стандартизованы единой системой для допусков, посадок ЕСДП, разбиты по степеням точности (квалитетам), приводятся в таблицах.

Таблица размеров валов под подшипники

Их также можно найти в первом томе Справочника конструктора-машиностроителя Анурьева, и ГОСТах 25346-89, а также 25347-82 или 25348-82.

Согласно ГОСТ 25346-89 определены 20 квалитетов точности, но в машиностроении обычно используются с 6 по16. Причем, чем ниже номер квалитета, тем выше точность. Для посадок шарико и роликоподшипников актуальны 6,7, реже 8 квалитеты.

Таблица размеров валов под подшипники

В пределах одного квалитета размер допуска одинаков. Но верхнее и нижнее отклонение размера от номинала расположены по-разному и их сочетания на валах и отверстиях образуют различные посадки.

Существуют посадки обеспечивающие гарантию зазора, натяга и переходные, реализующие как минимальный зазор, так и минимальный натяг. Посадки обозначают латинскими строчными буквами для валов, большими для отверстий и цифрой, указывающей на квалитет, то есть степень точности. Обозначения посадок:

  • с зазором a, b, c, d, e, f, g, h;
  • переходных js, k, m, n;
  • с натягом p, r, s, t, u, x, z.

По системе отверстия для всех квалитетов оно имеет допуск H, а характер посадки определяется допуском вала. Такое решение позволяет уменьшить количество необходимых контрольных калибров, инструмента режущего и является приоритетным. Но в отдельных случая используется система вала, в которой валы имеют допуск h, а посадка достигается обработкой отверстия. И именно таким случаем является вращение наружного кольца шарикоподшипника. Примером подобной конструкции могут служить ролики или барабаны натяжные конвейеров ленточных.

Таблица размеров валов под подшипники

Видео:Подбор подшипника по размерамСкачать

Подбор подшипника по размерам

Выбор посадки подшипников качения

Среди основных параметров определяющих посадки подшипников:

  • характер, направление, величина нагрузки, воздействующей на подшипник;
  • точность подшипника;
  • скорость вращения;
  • вращение или неподвижность соответствующего кольца.

Ключевое условие, определяющее посадку – неподвижность либо вращение кольца. Для неподвижного кольца подбирается посадка с малым зазором и постепенное медленное проворачивание считается положительным фактором, уменьшающим общий износ, препятствующим местному износу. Вращающееся кольцо обязательно сажают с надежным натягом, исключающим проворот по отношению к посадочной поверхности.

Читайте также: Валы для кузнечных станков

Следующим важным фактором, которому должна соответствовать посадка под подшипник на валу или в отверстии, является вид нагружения. Различают три ключевых типа нагружения:

  • циркуляционное при вращении кольца относительно постоянно действующей в одном направлении радиальной нагрузки;
  • местное для неподвижного кольца относительно радиального нагружения;
  • колебательное при радиальной нагрузке колеблющейся относительно положения кольца.

Таблица размеров валов под подшипники

Согласно ГОСТ 520 степени точности подшипников в порядке их увеличения соответствуют пяти классам 0,6,5,4,2. Для машиностроения при нагрузках невысокой и средней величины, например для редукторов, обычным является класс 0, который не указывается в обозначении подшипников. При более высоких требованиях к точности используется шестой класс. На повышенных скоростях 5,4 и только в исключительных случаях второй. Пример обозначения подшипника шестого класса 6-205.

Таблица размеров валов под подшипники

В процессе реального проектирования машин посадка подшипника на вал и в корпус выбирается в соответствие с условиями работы по специальным таблицам. Они приведены в томе втором Справочника конструктора-машиностроителя Василия Ивановича Анурьева.

Таблица размеров валов под подшипники

Для местного типа нагрузки таблица предлагает следующие посадки.

Таблица размеров валов под подшипники

При условиях циркуляционного нагружения, когда радиальное усилие воздействует на всю дорожку качения, учитывают интенсивность нагружения:

Pr=(k1xk2xk3xFr)/B, где:
k1 – коэффициент перегрузки динамической;
k2 – коэффициент ослабления для полого вала или корпуса тонкостенного;
k3 – коэффициент, определяемый воздействием осевых усилий;
Fr – усилие радиальное.

Значение коэффициента k1 при перегрузках менее, чем в полтора раза, небольшой вибрации и толчках принимают равным 1, а при возможной перегрузке от полутора до трех раз, сильных вибрациях, ударах k1=1,8.

Значения k2 и k3 подбираются по таблице. Причем для k3 учитывают соотношение осевой нагрузки к радиальной, выраженное параметром Fc/Fr x ctgβ.

Таблица размеров валов под подшипники

Соответствующие коэффициентам и параметру интенсивности нагружения посадки подшипников приведены в таблице.

Таблица размеров валов под подшипники

Обработка посадочных мест и обозначение посадок под подшипники на чертежах.

Посадочное место под подшипник на валу и в корпусе должно иметь заходные фаски. Шероховатость посадочного места составляет:

  • для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
  • для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5 Ra=0,63 а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25;
  • для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
  • для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5,4 Ra=0,63, а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25.

На чертеже также указывают отклонение формы места посадки подшипников, торцовое биение заплечиков для их упора.

Пример чертежа, в котором указана посадка подшипника на валу Ф 50 к6 и отклонения формы.

Таблица размеров валов под подшипники

Значения отклонений формы принимаются по таблице в зависимости от диаметра, который имеет посадка подшипника на валу либо в корпусе, точности подшипника.

Таблица размеров валов под подшипники

На чертежах указывают диаметр вала и корпуса под посадку, например, Ф20к6, Ф52Н7. На сборочных чертежах можно просто указывать размер с допуском в буквенном обозначении, но на чертежах деталей желательно кроме буквенного обозначения допуска приводить и его численное выражение для удобства рабочих. Размеры на чертежах указываются в миллиметрах, а величина допуска в микрометрах.

Читайте также: Втулка вторичного вала муравей

Видео:FAQ по обозначениям подшипников. Размерные ряды и серии самых ходовых шарикоподшипников.Скачать

FAQ по обозначениям подшипников. Размерные ряды и серии самых ходовых шарикоподшипников.

Посадки подшипников

Важность правильной посадки

Если подшипник качения с внутренним кольцом посажен на вал только с натягом, может возникнуть опасное кольцевое скольжение между внутренним кольцом и валом.

Это скольжение внутреннего кольца, которое называется «проскальзыванием», приводит к кольцевому сдвигу кольца относительно вала, если посадка с натягом недостаточно тугая.

Когда возникает проскальзывание, подогнанные поверхности становятся шероховатыми, вызывая износ и значительное повреждение вала.

Ненормальный нагрев и вибрация могут также возникнуть из-за абразивных металлических частиц, проникающих внутрь подшипника.

Важно предотвратить проскальзывание, надёжно закрепив с достаточным натягом то кольцо, которое вращается, либо к валу, либо в корпусе.

Проскальзывание не всегда можно устранить посредством осевого затягивания через наружную поверхность кольца подшипника.

Однако, как правило, нет необходимости обеспечивать натяг колец, подвергающихся только статическим нагрузкам.

Посадка иногда делается без какого-либо натяга как внутреннего, так и наружного кольца, чтобы приспособиться к определённым рабочим условиям, либо чтобы способствовать установке и разборке.

В этом случае для предотвращения повреждения пригоночных поверхностей вследствие проскальзывания, следует рассмотреть смазывание или другие применимые методы.

Условия нагрузки и посадки

Приложение нагрузкиРабота подшипникаУсловия нагрузкиПосадка
Внутреннее кольцоНаружное кольцоВнутреннее кольцоНаружное кольцо
Таблица размеров валов под подшипникиВращательнаяСтатическаяВращательная нагрузка на внутреннее кольцо, статическая нагрузка на внешнее кольцоПосадка с натягомСвободная посадка
Таблица размеров валов под подшипникиСтатическаяВращательная
Таблица размеров валов под подшипникиСтатическаяВращательнаяВращательная нагрузка на внешнее кольцо, статическая нагрузка на внутреннее кольцоСвободная посадкаПосадка с натягом
Таблица размеров валов под подшипникиВращательнаяСтатическая
Направление нагрузки не определяется из-за изменения направления или несбалансированной нагрузкиВращательная или статическаяВращательная или статическаяНаправление нагрузки не определеноПосадка с натягомПосадка с натягом

Посадки между радиальными подшипниками и отверстиями корпуса

Условия нагрузкиПримерыДопуски для отверстий корпусовОсевое смещение наружного кольцаПримечания
Неразъёмные корпусаВращательная нагрузка на наружное кольцоБольшие нагрузки на подшипник в тонкостенном корпусе или тяжёлые ударные нагрузкиСтупицы автомобильных колёс (роликовые подшипники), подъёмный кран, рабочие колёсаР7Невозможно
Нормальная или большая нагрузкаСтупицы автомоюильных колёс (шарикоподшипники), вибрационные экраныN7
Лёгкие или колеблющиеся нагрузкиКонвейерные ролики, канатные шкивы, натяжные шкивыМ7
Направление нагрузки не определеноТяжёлые ударные нагрузкиТяговые электродвигатели
Неразъёмные или разъёмные корпусаНормальные или большие нагрузкиНасосы, коленвалы, коренные подшипники, средние и большие моторыК7Обычно невозможноЕсли не требуется осевое смещение наружного кольца
Нормальные или лёгкие нагрузкиJS7 (J7)ВозможноОсевое смещение наружного кольца необходимо
Вращательная нагрузка на внутреннее кольцоНагрузки всех видовОбщее применение подшипников, железнодорожные осевые буксыН7Легко возможно
Нормальные или высокие нагрузкиКорпусные подшипникиН8
Значительный подъём температуры внутреннего кольца в валеСушилки для бумагиG7
Неразъёмные корпусаЖелательно точное функционирование при нормальных или лёгких нагрузкахЗадние шарикоподшипники шлифовального шпинделя, шарнирные опоры высокоскоростного центробежного компрессораJS6 (J6)ВозможноДля больших нагрузок используетс более плотная посадка, чем К. Когда требуется высокая точность, для посадки следует использовать очень строгие допуски
Направление нагрузки не определеноПередние шарикоподшипники шлифовального шпинделя, неподвижные подшипники (опоры) высокоскоростного центробежного компрессораК6Обычно невозможно
Вращательная нагрузка на внутренне кольцоЖелательно точное функционирования и высокая жёсткость при колеблющихся нагрузкахЦилиндрические роликовые подшипники для шпинделя металлорежущего станкаM6 или N6Невозможно
Требуется минимальный уровень шумаБытовая техникаН6Легко возможно

Читайте также: Подшипник рулевого вала ваз 21124

  1. Настоящая таблица применима к чугунным и стальным корпусам. Для корпусов, сделанных из лёгких сплавов, посадка должна быть плотнее, чем в данной таблице.
  2. Не применимо для специальных посадок.

Посадки между радиальными подшипниками и валами

Условия нагрузкиПримерыДиаметр вала, ммДопуск валаПримечания
ШарикоподшипникиЦилиндрические и конические роликовые подшипникиСферические роликовые подшипники
РАДИАЛЬНЫЕ ПОДШИПНИКИ С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ ОТВЕРСТИЯМИ
Вращательная нагрузка на внешнее кольцоЖелательно лёгкое осевое смещение внутреннего кольца на валуКолёса на статичных осяхВсе диаметры валовg6Использование g5 и h5 там, где требуется точность. В случае крупных подшипников, можно использовать f6 для лёгкого осевого движения
Лёгкое осевое смещение внутреннего кольца на валу не требуетсяНатяжные шкивы, канатные шкивыh6
Вращательная нагрузка на внутреннее кольцо или неопределённое направление нагрузкиЛёгкая нагрузка или колеблющаяся нагрузкаЭлектрические бытовые приборы, насосы, вентиляторы, транспотные средства, прецизионные станки, металлорежущие станкиjs5
18-100js6 (j6)
100-20040-140k6
140-200m6
Нормальные нагрузкиОбщее применение подшипников, средние и крупные моторы, турбины, насосы, коренные подшипники двигателя, редукторы, деревообрабатывающие станкиjs5 (j5-6)k5 и m6 можно использовать для однорядных конических роликовых подшипников и однорядных радиально-упорных подшипников вместо k5 и m5
18-100k5-6
100-14040-10040-65m5-6
140-200100-14065-100m6
200-280140-200100-140n6
200-400140-280p6
280-500r6
свыше 500r7
Высокие нагрузки или ударные нагрузкиЖелезнодорожные осевые втулки, промвшленные транспортные средства, тяговые электродвигатели, сооружения, оборудование, дробильные установки50-14050-100n6Внутренний зазор подшипника должен быть больше, чем CN
140-200100-140p6
свыше 200140-200r6
200-500r7
Только осевые нагрузкиВсе диаметры валаjs6 (j6)
РАДИАЛЬНЫЕ ПОДШИПНИКИ С КОНИЧЕСКИМИ ОТВЕРСТИЯМИ И ВТУЛКАМИ
Все виды нагрузокОбщее применение подшипников, железнодорожные буксовые узлыВсе диаметры валовH9/IT5IT5 и IT7 означают, что отклонение вала от его истинной геометрической формы, например, круглой или цилиндрической, должно быть в пределах допусков IT5 и IT7 соответственно
Трансмиссионные валы, шпиндели деревообрабатывающего оборудованияH10/IT7

Примечание: Данная таблица применима только к валам из твёрдой стали.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    📽️ Видео

    Как правильно сделать замеры подшипникаСкачать

    Как правильно сделать замеры подшипника

    Допуски и посадки под подшипникСкачать

    Допуски и посадки под подшипник

    Как подобрать по размерам и купить подшипники на сайте ТСТ-Н.UAСкачать

    Как подобрать по размерам и купить подшипники на сайте ТСТ-Н.UA

    Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать

    Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартов

    Показываем почти все типы подшипников за 4 минутыСкачать

    Показываем почти все типы подшипников за 4 минуты

    Как правильно сделать посадку под подшипникСкачать

    Как правильно сделать посадку под подшипник

    Маркировка подшипников. Расшифровка. Обозначения подшипников качения.Скачать

    Маркировка подшипников. Расшифровка. Обозначения подшипников качения.

    Инженер из Tesla показал мне, как смазывать подшипник, не открывая его. Теперь я делаю то же самоеСкачать

    Инженер из Tesla показал мне, как смазывать подшипник, не открывая его. Теперь я делаю то же самое

    Подшипники.И все что надо знать.Скачать

    Подшипники.И все что надо знать.

    Подшипники корпусные типа UCP, UCF, UCT, UCFL. Подольск-ПриводСкачать

    Подшипники корпусные типа UCP, UCF, UCT, UCFL. Подольск-Привод

    Может кому и пригодится! Как измерить зазор между коленвалом и вкладышем. Лучший способ.Скачать

    Может кому и пригодится! Как измерить зазор между коленвалом и вкладышем. Лучший способ.

    Как снять подшипник без зацепа?Скачать

    Как снять подшипник без зацепа?

    Условные обозначения (маркировка) подшипников качения. Расшифровка основных цифры. РазмерыСкачать

    Условные обозначения (маркировка) подшипников качения. Расшифровка основных цифры. Размеры

    Посадки. Как выглядят сотки на деле.Скачать

    Посадки. Как выглядят сотки на деле.

    Выбор посадки подшипников качения Качество поверхностей для запрессовки. Правило выбора допусковСкачать

    Выбор посадки подшипников качения  Качество поверхностей для запрессовки. Правило выбора допусков

    Восстановление вала под подшипники.Скачать

    Восстановление вала под подшипники.

    Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистовСкачать

    Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистов
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток