Таблица ремонтных размеров коленчатых валов

При восстановлении вала способом ремонтных размеров следует определить ремонтные размеры шеек вала. При этом следует иметь в виду, что для подавляю­щего большинства двигателей, выпускаемых не менее пяти лет, можно найти вкладыши подшипников коленчатого вала с ремонтным уменьшением 0,25 и 0,50 мм. Для более старых двигателей часто имеются ремонтные размеры 0,75 мм, реже — 1,0 мм. Вкладыши следующих ремонтных размеров (1,25 и 1,50) встречаются редко. Для относительно новых двигателей вкладыши некоторых ремонтных размеров (обычно 0,25 и 0,50 мм) могут поставляться в запасные части от фирм-про­изводителей автомобилей.

Перед определением ремонтного размера шеек коленча­того вала конкретного двигателя желательно располагать ин­формацией о том, какие ремонтные вкладыши существуют и могут быть приобретены. Поэтому, например, не следует шли­фовать вал в какой-либо ремонтный размер до момента полу­чения (приобретения) необходимых вкладышей.

Учитывая, что все способы восстановления коленчатых валов уменьшают надежность их работы, желательно шлифо­вать вал в один из существующих ремонтных размеров, даже если этот размер соответствует последним ремонтам — 0,75 мм, 1,0 мм и более. К восстановлению шеек следует прибе­гать только при таких износах, когда последний ремонтный размер уже не проходит, а другого (в том числе, нового) вала приобрести не удается.

Зазор в подшипниках — величина, наиболее сильно влияющая на весь результат ремонта. Так, при зазоре 0,07+0,09 мм увеличивается шум двигателя, может упасть давление масла, что снизит ресурс. В то же время: зазор менее 0,03 мм становится опасен задирами и заклиниванием подшипника. Кроме того, меньший зазор требует , точности обработки постели, в то время как после подготовительной работы и, особенно, после непродолжительного и прогрева, геометрия постели уже не будет идеальной. Вследствие этого не следует стремиться к очень малым зазорам.

Видео:Измерения коленчатого вала ваз 2101-2107,таблица размеров шеек.Скачать

Измерения коленчатого вала ваз 2101-2107,таблица размеров шеек.

Измерение сопряженных деталей

Другой способ определения ремонтного размера предполагает последовательное измерение сопряженных деталей. Измеряется диаметр постели нутромером. Затем с помощью микрометра и шарика подшипника определяется толщина вкладыша. Измерения толщины вкладыша выполняются ближе к середине. следует учитывать отклонения формы постёли и зазор нигде не должен быть меньше 0,03 мм.

Следует отметить, что при измерениях постелей подшипников нередко оказывается, что их размер превышает уже заданный в литературе максимальный на 0,02 мм. Для шатунов это может быть исправлено обработкой отверстия постели в то же время как обработка постелей коренных вкладышей без специализированного оборудования проблематична. Небольшая их деформация, может быть компенсирована соответствующим незначительным увеличением диаметра вала. В любом случае все измененения размеров должны выполняться только после тщательных измерений, чтобы избежать ошибок, приводящих к недопустимому уменьшению зазоров в подшипниках.

Для сильно изношенных валов (износ шеек более 0,10-0,15 мм) определение ремонтного уменьшения диаметра шеек имеет особенности. Если вал не деформирован или правился, то основное внимание должно быть уделено шатунным шейкам. Так, максимально возможный ремонтный диаметр зависит от износа и овальности шейки. Практика показывает, что сильно изношенные шейки всегда овальны, причем максимальный износ наблюдается в направлении, близком к радиусу кривошипа. Например , максимальный износ шейки 0,15 мм, а овальность 0,1 мм то шейка вала пройдет в ремонтное уменьшение 025 мм. Биение коренных шеек вала еще больше усложняет подбор ремонтных размеров для шатунных шеек, исходя из условия сохранения хода поршня. Кроме того, после длитель­ной эксплуатации двигателя и, особенно, серьезных повреж­дений шатунных шеек вал может иметь остаточное скручива­ние, когда, например, оси попарно расположенных шатунных шеек не совпадают. Чем сильнее износ и эллипсность шатун­ных шеек и чем меньше припуск на шлифование, тем, оче­видно, сложнее обеспечить равенство радиусов кривошипа и общую ось парных шеек. На практике эти требования часто удается выполнить только при неоправданно больших ремонтных уменьшениях диаметров, а в некоторых случаях не удается вообще.

При сильном износе шатунной шейки и минимальном припуске на шлифование нередко приходится переходить на новую ось шейки, смещенную относительно старой на меньший радиус на величину, близкую к половине эллипса .

Обычно эта величина не превышает 0,1-0,3 мм, что является допустимым для всех типов двигателей легковых автомобилей (включая дизельные). Смещение более 0,3-0,5 мм может быть нежелательно для дизелей, это вызывает заметное снижение степени сжатия. По­этому во всех случаях, когда обеспечить одинаковые радиусы кривошипов невозможно, следует стремиться к минимальной их разнице.

Вследствие деформации вала происходит увод осей шатунных шеек на различное расстояние от оси вращения вала. В результате деформации вала оси крайних шатунных шеек слабо отклоняются от своих прежних радиусов, в то время как оси средних шеек переходят на новые радиусы вращения (рисунок 3.3.19), если эти шейки находятся в плоскости деформации вала или рядом с ней (±30-40°). Шатунные шейки, расположенные в плоскостях, перпендикулярных плоскости деформации вала, смещаются в окружном направлении.

Таблица ремонтных размеров коленчатых валов

Рисунок 3.3.19 — Переход шатунных шеек на новые радиусы вращения при деформации вала:

а — деформированный вал; б — шейка имеет радиус вращения больше номинального.

На практике наиболее часто встречается случай, когда вал максимально де­формируется по наиболее изношенной шейке, при этом направление биения коренных шеек получается к шатунной шейке (сжатие щек вала). Тогда происходит взаимная частичная компенсация износа и биения, в результате чего ремонтный диаметр можно сделать несколько больше.

Элементарный расчет показывает, что даже при не очень большом повреждении шатунной шейки из-за разрушения ша­тунного подшипника использовать ремонтное уменьшение -0,25 мм оказывается проблематично. Однако при оценке ремонтного уменьшения диаметров шеек необходимо ориентироваться в первую очередь на минимальный съем металла, а условия равенства радиусов кривошипов или общая ось попарно расположенных шеек второстепенны, но весьма жела­тельны, особенно с точки зрения уравновешенности вала.

Если деформированный вал не правится, то часто наблю­дается следующая картина. После разрушения крайнего шатунного подшипника образуется деформация ва­ла у этой шейки в плоскости вала. Поскольку износ шейки имеет односторонний характер (сверху), он частично компен­сируется биением. В то же время биение средних шеек может оказаться таким, что уже именно они будут определять ре­монтное уменьшение размера. У валов шести и восьмицилиндровых двигателей наблюдается более сложная картина, по­скольку их шатунные шейки не лежат в одной плоскости. Таким образом, ремонт деформированных валов без применения правки представляет собой достаточно сложную техническую задачу.

В зависимости от деформации (биения) вала способы ремонта будут следующими:

1)биение до 0,08-^0,10 мм — традиционный ремонт — шлифование всех шеек в ремонтный размер 0,25 или 0,50 мм, возможно исправление передней центровой фаски; биение 0,10-0,20 мм — шлифование в ремонтный раз­мер 0,25+0,50 мм, возможна наварка (наплавка) хвостовика и шлифовка от новой базы, не исключена необходимость шли­фования торцевых поверхностей вала, балансировка;

2)биение 0,20-0,40 мм и более аналогично, но ремонтный размер шеек вала -0,50 мм или больше, возможна наварка (наплавка) коренных шеек с биением более 0,40 мм, обя­зательны наварка хвостовика, шлифование торцевых поверхностей, балансировка.

У многих двигателей на коленчатых валах применяются фланцевые коренные вкладыши, выполненные за одно целое с упорными полукольцами. В ремонт такие вкладыши нередко поставляются с увеличенным расстоянием между торцами (для некоторых двигателей есть варианты как с увеличенной, так и со стандартной шириной), что предполагает шлифование торцевых поверхностей соответствующей коренной шейки ва­ла. Обычно увеличение размера между торцами в два раза меньше, чем уменьшение диаметра, например, для вклады­шей 0,25 мм торцевой размер увеличивается на 0,10-0,15 мм, а для 0,5 мм — на 0,20-0,25 мм.

Читайте также: Замена подшипника компрессора кондиционера киа сид 2013

Для двигателей с упорными полукольцами, выполненными отдельно от коренных вкладышей, упорные полукольца не входят в ремонтный комплект и должны быть заказаны отдельно. Для некоторых двигателей поставляются также упорные полукольца увеличенной толщины.

Ремонтное увеличение толщины упорных подшипников обеспечивает возможность исправления биения, кругов; скол и царапин на опорных поверхностях вала при его ремонте. В практике ремонта встречаются ситуации очень большого износа задней поверхности упорного подшипника коленчатого вала (более 0,8-1,0 мм). Обычно это является следствием остаточной смазки при сильной нагрузке на упорный подшипник со стороны сцепления. Одним из немногих возможных способов ремонта вала с таким повреждением является растачивание торца на токарном станке. После токарной обработки упорная поверхность полируется. Далее в расточку вставляются дополнительные полукольца после чего вал с полукольцами устанавливается в блок. В данном варианте ремонта дополнительные «плавающие» полукольца позволяют использовать обычные вкладыши с фланцами или двойные стандартной толщины полукольца на расточенном упорном торце коленчатого вала, не прибегая к специальным нестандартным полукольцам увеличенной толщины.

Таблица ремонтных размеров коленчатых валов

Рисунок 3.3.20 — Конструкция ремонтного упорного подшипника коленчатого вала:

1— дополнительные полукольца, ус­тановленные в расточку на поврежденном торце коленчатого вала;2— штатный вкладыш с упорными
полукольцами

Таблица ремонтных размеров коленчатых валов

Рисунок 3.3.21 — Растачивание по­врежденной упорной поверхности коленчатого вала

Чтобы исключить или максимально ограничить деформацию вала после ремонта, рекомендуются следующие операции:

1.Предварительная термообработка перед шлифованием выдержка при 180°С в течение 3-4 часов с медленным охлаждением.

2.Шлифование коренных шеек только после шлифовании шатунных.

3.Термообработка после шлифования шатунных шеек перед шлифованием коренных.

Очевидно, выполнение подобных операций сопряжено с большими затратами времени и необходимостью применения специального термического оборудования.

Поскольку это не всегда реально сделать, можно упростить технологию ремонта, применив специальный порядок шлифования вала:

1.Предварительное шлифование коренных шеек но с припуском не менее 0,1 мм для окончательной об­работки.

2.Шлифование шатунных шеек.

3.Выдержка в течение нескольких часов, контроль деформации вала (на призмах по индикатору)

Видео:Коленвал Камаз: Ремонтные Размеры - На что обратить внимание при покупке?Скачать

Коленвал Камаз: Ремонтные Размеры - На что обратить внимание при покупке?

Коленвал камаз 740: ремонтные размеры и размеры вкладышей, таблица

Таблица ремонтных размеров коленчатых валов

ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

Диаметр коренной шейки, мм.

Диаметр отверстия в блоке цилиндров, мм.

Диаметр коренной шейки, мм.

Диаметр отверстия в блоке цилиндров, мм.

ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ НИЖНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА

Диаметр шатунной шейки, мм.

Диаметр отверстия в кривошипной головке шатуна, мм

Диаметр шатунной шейки, мм.

Диаметр отверстия в кривошипной головке шатуна, мм

* при ремонте коленчатых валов, упрочненных азотированием или карбони грированием, необходимо проведение повторной упрочняющей обработки (карбонитрирование или азотирование) по специальной технологии.

Дефектовка коленчатых валов

Видео:Вкладыши ремонтный размер std + 0,5Скачать

Вкладыши ремонтный размер std + 0,5

Поршневые группы

Видео:Ремонт ( шлифовка ) коленвала после неправильной установки упорных полу колец ( боковых вкладышей )Скачать

Ремонт ( шлифовка ) коленвала после неправильной установки упорных полу колец ( боковых вкладышей )

Установочные размеры вкладышей

Вкладыши коренных подшипников КАМАЗ

NНоменклатурный номерРазмеры
17405-1000102 НомФ внутр 95,00 Ф нар = 100,00
27405-1000102 Р01 (-0,25)Ф внутр 94,75 Ф нар = 100,00
37405-1000102 Р1 (-0,50)Ф внутр 94,50 Ф нар = 100,00
47405-1000102 Р02( -0,75)Ф внутр 94,25 Ф нар = 100,00
57405-1000102 Р2 (-1,00)Ф внутр 94,00 Ф нар = 100,00
67405-1000102 Р3Ф внутр 95,00 Ф нар = 100,50
77405-1000102 Р4 (-0,50)Ф внутр 94,50 Ф нар = 100,50
87405-1000102 Р5 (-1,00)Ф внутр 94,00 Ф нар = 100,50
97405-1000102 Р6 (-1,50)Ф внутр 93,50 Ф нар = 100,00
107405-1000102 Р7 (-2,00)Ф внутр 93,00 Ф нар = 100,00
117405-1000104 НомФ внутр 80,00 Ф нар = 85,00
127405-1000104 Р01 (-0,25)Ф внутр 79,75 Ф нар = 85,00
137405-1000104 Р1 (-0,50)Ф внутр 79,50 Ф нар = 85,00
147405-1000104 Р02 (-0,75)Ф внутр 79,25 Ф нар= 85,00
157405-1000104 Р2 (-1,00)Ф внутр 79,00 Ф нар = 85,00
167405-1000104 Р3Ф внутр 80,00 Ф нар = 85,50
177405-1000104 Р4 (-0,50)Ф внутр 79,50 Ф нар = 85,50
187405-1000104 Р5 (-1,00)Ф внутр 79,00 Ф нар = 85,50
197405-1000104 Р6 (-1,50)Ф внутр 78,50 Ф нар = 85,00
207405-1000104 Р7 (-2,00)Ф внутр 78,00 Ф нар = 85,00

Вкладыши коренных подшипников ЯМЗ

NНоменклатурный номерРазмеры
1236-1000102 НомФ внутр 110,00 Ф нар = 116,00
2236-1000102 Р1 (-0,25)Ф внутр 109,75 Ф нар = 116,00
3236-1000102 Р2 (-0,50)Ф внутр 109,50 Ф нар = 116,00
4236-1000102 Р3 (-1,25)Ф внутр 109,25 Ф нар = 116,00
5236-1000102 Р4 (-1,50)Ф внутр 109,00 Ф нар = 116,00
6236-1000102 Р5 (-1,75)Ф внутр 108,75 Ф нар = 116,00
7236-1000102 Р6 (-2,00)Ф внутр 108,50 Ф нар = 116,00
NНоменклатурный номерРазмеры
1236-1000104 НомФ внутр 88,00 Ф нар = 93,00
2236-1000104 Р1 (-0,25)Ф внутр 87,75Ф нар = 93,00
3236-1000104 Р2 (-0,50)Ф внутр 87,50 Ф нар = 93,00
4236-1000104 Р3 (-1,25)Ф внутр 87,25 Ф нар = 93,00
5236-1000104 Р4 (-1,50)Ф внутр 87,00 Ф нар = 93,00
6236-1000104 Р5 (-1,75)Ф внутр 86,75 Ф нар = 93,00
7236-1000104 Р6 (-2,00)Ф внутр 86,50 Ф нар = 93,00
8245-1005100 КоренныеФ внутр 75,20 Ф нар = 81,00
9245-1004140 Шатунные

Вкладыши 238-1000102 всех размеров соответствуют
установочным размерам для 236-1000102

Вкладыши 238-1000104 всех размеров соответствуют
установочным размерам для 236-1000104

Вкладыши 240-1000104 всех размеров соответствуют
установочным размерам для 240-1000104

NНоменклатурный номерРазмеры
1840-1000102 НомФ внутр 117,00 Ф нар = 125,00
2840-1000102 Р1 (-0,05)Ф внутр 116,95 Ф нар = 125,00
3840-1000102 Р2 (-0,25)Ф внутр 116,75 Ф нар = 125,00
4840-1000102 Р3 (-0,50)Ф внутр 116,50 Ф нар = 125,00
5840-1000104 НомФ внутр 90,00 Ф нар = 95,00
6840-1000104 Р1 (-0,05)Ф внутр 89,95 Ф нар = 95,00
7840-1000104 Р2 (-0,25)Ф внутр 89,75 Ф нар = 95,00
8840-1000104 Р3 (-0,50)Ф внутр 89,50 Ф нар = 95,00

как поставить полукольца коленвала

Видео:Модели коленвалов Камаз. Как определить и какой выбрать?Скачать

Модели коленвалов Камаз. Как определить и какой выбрать?

Вкладыши коленвала коренные, размер от Р0 до Р7

Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна двигателя КамАЗ предусмотрено семь ремонтных размеров вкладышей (см. табл. 10). Обозначение вкладышей соответствующей шейки, диаметр вала и диаметр постели в блоке или шатуне нанесены на тыльной стороне вкладыша.

Таблица 10. Ремонтные размеры вкладышей

ПараметрыЗначения параметра в зависимости от ремонтного размера, мм
Диаметр шеек:
коренных94,485… 94,50093,985… 94,00094,985… 95,00094,485… 94,50093,985… 94,00093,485… 93,50092,985…93,000
шатунных79,487… 79,50078,987… 79,00079,987… 80,00079,4.87… 79,50078,987… 79,00078,487… 79,60077,987…78,000
Диаметр постели:
в блоке100 +0,021100 +0,021100,5 +0,021100,5 +0,021100,5 +0,021100 +0,021100 +0,021
в шатуне85 +0,0185 +0,0185,5 +0,0185,5 +0,0185,5 +0,0185 +0,0185 +0,01
Обозначение вкладышей:
коренных:
верхнего740.1005170Р1740.1005170Р2740.1005170РЗ740.1005170Р4740.1005170Р5740.1005170Р6740.1005170Р7
нижнего740.1005171Р174 0.1005171Р2740.1005171P3740.1005171Р4740.1005171Р5740.1005171Р6740.1005171Р7
шатунных740.1004058P1740.1004058Р2740.1004058РЗ740.1004058Р4740.1004058Р5740.1004058Р6740.1004058Р7
Толщина вкладышей:
коренных2,690… 2,7022,940… 2,9522,690… 2,7022,940… 2,9523,190… 3,2023,190… 3,2023,440… 3,452
шатунных2,703… 2,7152,953… 2,9652,703… 2,7152,953… 2,9653,203… 3,2153,203… 3,2153,453… 3,465

Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы:

  • снимите головку цилиндра (см. «Механизм газораспределения»);
  • удалите нагар с верхнего пояса гильзы;
  • снимите крышку нижней головки шатуна съемником (рис.84);
  • извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;
  • снимите поршневые кольца приспособлением И801.08.000 (рис. 85);
  • выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;
  • нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80… 100°С;
  • выньте поршневой палец.

Рис. 84. Снятие крышки нижней головки шатуна съемником

Рис. 85. Снятие поршневых колец съемником И801.08.000: 1 – поршень; 2 – кольцо; 3 – съемник

При сборке и установке шатунно-поршневой группы:

  • компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом ВЕРХ) к головке поршня;
  • маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала вставьте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца;
  • смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;
  • поршень и шатун при сборке устанавливайте так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз В в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне (рис. 86);
  • не запрессовывайте палец в холодный поршень;
  • при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 (рис. 87);
  • индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня. Выточки под клапаны на днище поршня сместите в сторону развала блока цилиндров. Клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми.

Рис. 86. Поршень с шатуном в сборе

Рис. 87. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндра: 1 – поршень; 2 – обойма И801.00.01; 3 – гильза цилиндра

Размеры деталей и допустимый износ, mm

Кольца поршневые
Зазор в замке компрессионных поршневых колец *0,4… 0,6
Допустимый зазор в замке компрессионных поршневых колец0,8
Зазор в замке маслосъемного поршневого кольца *0,30… 0,45
Допустимый зазор в замке маслосъемного поршневого кольца0,7
Торцовый зазор верхнего компрессионного кольца0,12… 0,17
Допустимый торцовый зазор верхнего компрессионного кольца0,22
Торцовый зазор нижнего компрессионного кольца *0,09… 0,14
Допустимый торцовый зазор нижнего компрессионного кольца0.19
Торцовый зазор маслосъемного кольца * 0,077… 0,112
Допустимый торцовый зазор маслосъемного кольца0,2
Поршень
Диаметр отверстий под палец44,987… 44,994
Зазор в сопряжении поршень-гильза (на длине поршня 104 мм от днища)0,119… 0,162
Допустимый зазор в сопряжении поршень-гильза0,22
Гильза
Внутренний диаметр120,000… 120,030
Допустимый внутренний диаметр гильзы120,1
Палец поршневой
Диаметр поршневого пальца44,993… 45,000
Допустимый зазор в сопряжении поршневой палец-поршень0,02
Зазор в сопряжении поршневой палец-верхняя головка шатуна0,017… 0,031
Допустимый зазор между поршневым пальцем и верхней головкой шатуна0,05
Вкладыши
Толщина вкладышей подшипников коренных опор2,440… 2,452
Толщина вкладышей подшипников шатунных шеек2,453… 2,465
Вал коленчатый
Диаметр коренных шеек94,985… 95,000
Зазор в подшипниках коренных шеек0,096… 0,156
Допустимый зазор в подшипниках коренных шеек0,24
Диаметр шатунных шеек79,987… 80,000
Зазор в подшипниках, шатунных шеек ……. 0,070… 0,117
Допустимый зазор в подшипниках шатунных шеек0,23
Осевой зазор0,100… 0,195
Допустимый осевой зазор0,25
Диаметр шейки вала под передний противовес и шестерню привода масляного насоса:
номинальный125,080… 125,110
допустимый125,08
Диаметр шейки вала под задний противовес и заднюю шестерню коленчатого вала:
номинальный105,070… 105,096
допустимый105,06
Диаметр шейки вала под заднюю манжету:
номинальный104,860… 105,000
допустимый104,6
Диаметр гнезда под подшипник первичного вала коробки передач:
номинальный51,977… 52,008
допустимый52,02
Диаметр отверстия под установочную втулку маховика:
номинальный51,977… 52,008
допустимый52,01
Полукольца упорного подшипника пятой коренной опоры коленчатого вала
Толщина4,010… 4,050

* Зазорпоршневых колец замеряйте в калибре 0 (120+0,03) мм

Моменты затяжки резьбовых соединении, Н.м (кгс.м)

Болтов крепления крышек коренных подшипников206… 230,5 (21… 23,5)
Стяжных болтов блока цилиндров80,4… 90,2 (8,2… 9,2)
Ввертыша коленчатого вала49,1… 58,9 (5… 6)
Болтов крепления маховика147,2… 166,8 (15… 17)
Затяжка болтов крепления крышек шатуна с резьбой Ml2 до удлинения на0,25… 0,27 мм
Болтов усиленной конструкции с резьбой М13117,7… 127,4 (12… 13)

Для снятия коленчатого вала демонтируйте:

  • шатунно-поршневую группу (см. выше);
  • картер маховика (см. «Блок цилиндров и привод агрегатов»);
  • переднюю крышку блока с гидромуфтой в сборе (см. «Система охлаждения»);
  • масляный насос с маслозаборником в сборе;
  • крышки коренных опор;
  • снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.

При установке коленчатого вала на двигатель КамАЗ:

  • совместите метки на шестернях привода агрегатов;
  • обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала (см. табл. 10);
  • установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала (рис. 88);
  • проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров (рис. 89)
  • номера начинаются от переднего торца;
  • болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока затягивайте, в такой последовательности:
    1. Очистите резьбу в отверстиях и на болтах и смажьте ее, избыток масла удалите.
    2. Установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников.
    3. Вверните с установкой шайб 16х3 болты М16 крепления крышек, обеспечив момент затяжки 94,2… 117,7 Н.м (9,6… 12 кгс.м).
    4. Затяните окончательно болты крышек, обеспечив момент затяжки 206… 230,5 Н.м (21… 23,5 кгс.м). 5. Вверните и затяните стяжные болты М12 блока, обеспечив момент затяжки 80,4… 90,2 Н.м (8,2… 9,2 кгс.м).
    5. Вверните и затяните стяжные болты М12 блока, обеспечив момент затяжки 80,4… 90,2 Н.м (8,2… 9,2 кгс.м).

Рис. 88. Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала: 1 – полукольцо упорного подшипника нижнее; 2 – крышка задней коренной опоры; А – канавки на полукольце

Рис. 89. Установка крышек коренных опор: А – порядковый номер (1) на крышке коренной опоры

При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа. По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.

Для разборки и сборки коленчатого вала:

  • снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000. Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 (рис. 90) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6, вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.

Рис. 90. Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником И8О1.01.000: 1 – захват; 2 – наконечник; 3 – винт; 4 – траверса; 5 – стопор; 6 – рукоятка

Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала (рис. 91) на наконечник 3 установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала;

  • снимите заглушки, для этого вставьте в заглушку оправку с шипом, пробейте отверстие в донышке, одновременно осадив заглушку вниз на 4… 5 мм, захватите заглушку крючком за отверстие и выбейте;
  • при наличии в масляной полости втулки центробежной очистки масла выбейте ее, захватив крючком за маслоподводящее отверстие внутри втулки;
  • выверните ввертыш;
  • перед сборкой очистите полости шеек от отложений; промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом.

Рис. 91. Снятие шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала съемником И801.01.000: 1-захват; 2, 3 – наконечники

Собирайте коленчатый вал в обратной последовательности, при этом новые заглушки устанавливайте двумя оправками, одной (рис. 92) запрессуйте заглушку в полость шатунной шейки до упора; другой развальцуйте буртик заглушки (рис. 93). Проверьте герметичность заглушек опрессовкой полостей дизельным топливом под давлением 196,1 кПa (2кгс/ см2). Допускаемое подтекание не более 20 г/мин на заглушку. Для удаления топлива продуйте каналы и полости. Не устанавливайте использованные заглушки повторно;
— перед напрессовкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105°С.

Рис. 92. Оправки для установки заглушки в шатунной шейке коленчатого вала: I – оправка для развальцовки; II – оправка для запрессовки

Рис. 93. Коленчатый вал в сборе: 1 – противовес передний; 2 – колесо зубчатое привода масляного насоса; 3 – заглушка шатунной шейки; 4 – противовес задний; 5 – колесо зубчатое ведущее; 6 – маслоотражатель; 7 – вал коленчатый

Для снятия головки цилиндра при замене, а также устранения неисправностей клапанного механизма и цилиндро-поршневой группы:

  • слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;
  • выверните болты крепления выпускного коллектора и снимите коллектор;
  • выверните из снимаемой головки болты крепления впускного воздухопровода и водосборной трубы, ослабьте крепления этих же болтов на других головках с целью получения необходимого зазора для их снятия*; (* Для снятия головок цилиндров правого ряда предварительно снимите с двигателя компрессор.)
  • снимите соединительный патрубок впускных воздухопроводов;
  • отсоедините от головки все трубопроводы и защитите их полости от попадания пыли и грязи;
  • снимите форсунку, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий, крышку головки цилиндра, стойки вместе с коромыслами и штанги;
  • ослабьте болты крепления головки цилиндра, соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке (рис. 94), затем выверните их;
  • снимите головку цилиндра с двигателя. При установке головки цилиндра обратите внимание на правильность монтажа прокладок. Болты крепления головки цилиндра затяните в три приема в последовательности, указанной на рис. 94. После затяжки болтов проверьте и, если необходимо, отрегулируйте тепловые зазоры между клапанами и коромыслами.

Рис. 94. Порядок затяжки болтов (1… 4) крепления головки цилиндра

Для разборки и сборки клапанного механизма приспособлением И801.06.000 (рис. 95):

  • установите на основание головку блока цилиндров так, чтобы штифты вошли в штифтовые отверстия головки;
  • вращая вороток 2, вверните винт 1 и тарелкой 3 отожмите пружины клапанов;
  • снимите сухари и втулки;
  • выверните винт 1 из траверсы, снимите тарелку и пружины клапанов;
  • выньте впускной и выпускной клапаны. Размеры клапанов приведены в табл. 11.

Рис. 95. Разборка головки цилиндра в приспособлении И801.06.000: 1 – винт; 2 – вороток; 3 – тарелка; 4 – штифт

Позиция на
рис 89
Размеры клапана, mm
впускавыпуска
А7575
В5,000… 4,9756,000… 5,975
D55,105… 55,07552,105… 52,075
D151,30… 51,5046,33… 46,50
D255,00… 55,0352,00… 52,03
D39,95… 9,979,91… 9,93
D410,000… 10,02210,000… 10,022
D518,029… 18,04818.029… 18,048
D618,000… 18,01918,000… 18,019

При сборке клапанного механизма стержни клапанов отграфитируйте или смажьте дизельным маслом.

  • разберите клапанный механизм, как описано выше;
  • приготовьте пасту из 1,5 частей (по объему) микропорошка карбида кремния зеленого, одной части дизельного масла и 0,5 части дизельного топлива. Перед применением притирочную пасту перемешайте (микропорошок способен осаждаться);
  • нанесите на фаску седла клапана тонкий равномерный слой пасты, смажьте стержень клапана моторным маслом. Притирку производите возвратно- вращательным движением клапана дрелью с присоской или приспособлением. Нажимая клапан, поверните его на 1/3 оборота, затем — на 1/4 оборота в обратном направлении. Не притирайте клапаны круговыми движениями. Притирку продолжайте до появления на фасках клапана и седла равномерного матового пояска шириной не менее 1,5 мм (рис. 96);
  • по окончании притирки клапаны и головку цилиндра промойте дизельным топливом и обдуйте воздухом. Соберите клапанный механизм, как указано выше, и определите качество притирки клапанов проверкой на герметичность: установите головку цилиндра поочередно впускными и выпускными окнами вверх и залейте в них дизельное топливо. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать его в местах уплотнения в течение 30 с. При подтекании топлива постучите резиновым молотком по торцу клапана. Если подтекание не устраняется, клапаны притрите повторно.

При необходимости качество притирки проверьте «на карандаш», для чего поперек фаски клапана мягким графитовым карандашом нанесите на равном расстоянии шесть-восемь черточек. Осторожно вставьте клапан в седло и, сильно нажав, проверните на 1/4 оборота, все черточки должны быть стертыми, в противном случае притирку повторите.

При правильной притирке матовый поясок на седле головки должен начинаться у большего основания конуса седла, как показано на рис. 96.

Рис. 96. Расположение матового пояска на седле клапана: 1 – поясок притертый; I – правильное; II – неправильное

Рис. 97. Размеры клапана: А – длина направляющей; В – высота седла; D – диаметр отверстия под седло; D1 – диаметр тарелки; D2 – диаметр седла; D3 – диаметр стержня; D4 – внутренний диаметр направляющей; D5 – наружный диаметр направляющей; D6 – диаметр отверстия под направляющую; a – угол фаски седла; y-угол фаски клапана

Размеры деталей и допустимый износ, mm

Вал распределительный
Диаметр промежуточных опорных шеек53,895… 53,915
Диаметр втулки промежуточных опорных шеек54,00… 54,03
Диаметр задней опорной шейки41,930… 41,950
Диаметр втулки задней опорной шейки42,000… 42,015
Зазор в сопряжении втулка – промежуточные опорные шейки распределительного вала:
номинальный0,135… 0,085
допустимый0,19
Зазор в сопряжении втулка – задняя опорная шейка распределительного вала:
номинальный0,085… 0,050
допустимый0,102
Зазор в сопряжении торец корпуса заднего подшипника – ступица шестерни:
номинальный0,15…0,30
допустимый0,4
Толкатель клапана
Диаметр стержня толкателя21,799… 21,820
Диаметр отверстия направляющей толкателя22,000… 22,023
Зазор между стержнями толкателя и направляющей:
номинальный0,180… 0,224
допустимый0,25
Допустимый зазор между стержнем и направляющей клапана (впуска, выпуска), мм0,07… 0,112
Угол а фаски седла (впуска, выпуска)44°45’… 45°
Угол у фаски клапана (впуска,… 45°30’… 45°45′

Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)

Крепления головки цилиндра при затяжке в три приема *:
первый39,24… 49,05 (4… 5)
второй98,1… 127,53 (10… 13)
третий (предельное значение)156,96…176,58 (16…18)
Гайки крепления стойки коромысел41,2… 53 (4,2… 5,4)
Регулировочного винта коромысла33… 41 (3,4… 4,2)
Болтов крепления направляющей толкателя73… 93 (7,5… 9,5)

* Перед вворачиванием резьбу болтов смажьте графитной смазкой


🔍 Видео

шатунные вкладыши под необходимый ремонтный размер, कनेक्टिंग रॉड बेयरिंग, 连杆轴承Скачать

шатунные вкладыши под необходимый ремонтный размер, कनेक्टिंग रॉड बेयरिंग, 连杆轴承

Замер шеек коленвала ШтангенциркулемСкачать

Замер шеек коленвала Штангенциркулем

Как проводится дефектовка коленчатых валовСкачать

Как проводится дефектовка коленчатых валов

как пользоваться микрометром?Скачать

как пользоваться микрометром?

Подклинивает коленвал, при сборке на новые вкладыши. Совет старого моториста.Скачать

Подклинивает коленвал, при сборке на новые вкладыши. Совет старого моториста.

Как замерить зазор между вкладышем и коленвалом ВЕК ЖИВИ ВЕК УЧИСЬ @user-fc5yc8os8bСкачать

Как замерить зазор между вкладышем и коленвалом  ВЕК ЖИВИ ВЕК УЧИСЬ @user-fc5yc8os8b

Может кому и пригодится! Как измерить зазор между коленвалом и вкладышем. Лучший способ.Скачать

Может кому и пригодится! Как измерить зазор между коленвалом и вкладышем. Лучший способ.

как определить состояние коленвала по вкладышамСкачать

как определить состояние коленвала по вкладышам

что будет если поменять вкладыши без ремонта коленвалаСкачать

что будет если поменять вкладыши без ремонта коленвала

Как правильно установить коренные вкладыши и упорные полукольца коленвала .Скачать

Как правильно установить коренные вкладыши и упорные полукольца коленвала .

Как без точного инструмента, определить состояние коленвалаСкачать

Как без точного инструмента, определить состояние коленвала

Шлифовка коленвала #шлифовкаколенвала #сто #лексмоторс #Петрозаводск #птз #ptz #ремонтдвигателяСкачать

Шлифовка коленвала #шлифовкаколенвала #сто #лексмоторс #Петрозаводск #птз #ptz #ремонтдвигателя

Вкладыши 0.03 для коленвала? Что это за размер?Скачать

Вкладыши 0.03 для коленвала? Что это за размер?

Как без станка проточить шатунные шейки коленвала 2103Скачать

Как без станка проточить шатунные шейки коленвала 2103

Как шлифуется коленвал в ремонтные размерыСкачать

Как шлифуется коленвал в ремонтные размеры
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток