Тахометр для лодочного мотора нептун

Три варианта тахометра для лодочного подвесного мотора

В почте редакции все чаще попадаются письма с просьбой опубликовать описание простого, но достаточно надежного и точного тахометра для замера частоты вращения коленчатого вала подвесного мотора. Промышленные образцы тахометров (ДЛМ-1 и ТС) далеко не всюду имеются в продаже; с другой стороны, вполне понятно желание читателей, знакомых с электроникой, сделать такой же или даже более совершенный прибор своими руками.

Предлагаем вниманию читателей описания трех тахометров, сконструированных читателями. Тахометр киевлянина В. С. Новицкого — самый простой по устройству. Работа его основана на замере действующего напряжения в низковольтных цепях системы зажигания. Недостаток конструкции в том, что поскольку напряжение даже на различных экземплярах одной модели может несколько различаться, поскольку прибор необходимо отградуировать для данного мотора; при использовании на другом моторе он будет иметь большую погрешность.

Два других варианта лишены этого недостатка, так как представляют собой тиристорные частотомеры с дозирующим конденсатором. Показания таких частотомеров зависят только от количества импульсов, поступающих на вход прибора, и не зависят (при определенных значениях компонентов схемы) ни от длительности, ни от амплитуды импульса. Оба прибора — киевлянина Г. И. Заенчковского и саратовца В. П. Токарева — построены на одном принципе, но имеют некоторые схемные различия узлов формирования импульса и индикации. При этом прибор Г. И. Заенчковского имеет повышенную стабильность показаний при изменении температуры окружающего воздуха благодаря оригинальному схемному решению блока индикации — замеру не тока разряда, а тока заряда дозирующего конденсатора.

Видео:ТАХОМЕТР - НАСТРОЙКА и УСТАНОВКА. Для лодочного мотора, мотоблока, бензопилы, лодки, гибрида ветерокСкачать

ТАХОМЕТР - НАСТРОЙКА и УСТАНОВКА. Для лодочного мотора, мотоблока, бензопилы, лодки, гибрида ветерок

Простейший тахометр

Такой тахометр я использую уже две навигации, он оказался очень надежным и достаточно точным. Подключается прибор непосредственно к кнопке «стоп» на пульте управления, питания не требует.

Для прибора лучше всего использовать миллиамперметр на 1 мА (М-260М, М-24 и т. п.), обязательно — имеющий рамку, укрепленную в кернах. Основное отличие тахометра от обычного вольтметра — смещение начала шкалы с тем, чтобы «растянуть» показания прибора от 1000 до 5000 об/мин на всю шкалу.

Особого налаживания прибор не требует. При наладке используется авометр, который подключается параллельно тахометру. Двигатель запускается и число его оборотов доводится до 1000 об/мин по показаниям авометра (7,5 В). Резистором R3 стрелка тахометра подводится к отметке 0,2 мА. Обороты увеличиваются до 2500 об/мин, и поворотом движка резистора R2 стрелка тахометра устанавливается в крайнее правое положение (1,0 мА). Затем вновь устанавливается 1000 об/мин, и резистором R3 стрелка тахометра подводится к отметке 0,2 мА, Получена начальная точка отсчета — 1000 об/мин.

Увеличив обороты, например, до 4000 об/мин (по показаниям авометра), резистором R2 стрелку подводим к отметке 0,8 мА. На этом градуировка кончается. Учитывая линейную зависимость ЭДС от частоты вращения в диапазоне от 1000 до 5000 об/мин, по двум найденным точкам на индикаторе тахометра можно проставить промежуточные значения числа оборотов.

При замерах авометром необходимо соблюдать осторожность — амплитудное значение ЭДС на генераторной катушке зажигания доходит до 400 В.

Мне не удалось снять графики зависимости ЭДС от числа оборотов для других моторов, имеющих аналогичные МВ-1 магнето, — «Нептуна-23» и «Привета-22», Думаю, что эти зависимости мало отличаются от полученной для «Вихря-М», поэтому такой же простой тахометр можно использовать и на этих моторах.

Видео:Как подключить тахометр на лодочный моторСкачать

Как подключить тахометр на лодочный мотор

Электронный тахометр

Описываемый электронный тахометр универсален — может использоваться с двигателями различного типа и различными системами зажигания. Прибор имеет собственную погрешность менее 1% при изменении напряжения питания от 8 до 20 В и окружающей температуры в пределах от минус 15° до плюс 60°С; не шунтирует систему зажигания; имеет высокую помехозащищенность.

Электронный тахометр состоит из двух основных частей — селектора импульсов и частотомера.

Я опробовал несколько конструкций промышленных и любительских тахометров с различными вариантами селектора импульсов. В результате как наиболее помехозащищенная была выбрана схема, использованная в серийном приборе ДЛМ-1.

Самым ответственным элементом тахометра является частотомер.Я использовал схему тиристорного частотомера, приведенную в журнале «Радио» № 2 за 1974 г., отличие только в том, что для уменьшения погрешности от изменения окружающей температуры заряд дозирующего конденсатора С6 осуществляется не через диод, а через внутреннее сопротивление измерительного прибора и шунтирующий резистор R11. Это незначительное, на первый взгляд, отличие позволило стабилизировать энергию заряда конденсатора С6 и уменьшить погрешность частотомера примерно в 8 раз; теперь максимальная погрешность тахометра в основном определяется классом используемого измерительного прибора.

Читайте также: Все моторы от фиат пунто 2000 года

Тахометр работает следующим образом. Пачка затухающих колебаний с первичной обмотки генераторной катушки зажигания поступает на дифференцирующую цепь C1 (С2), R1 тахометра. Через ограничительный диод Д1 отрицательный импульс поступает на делитель напряжения R2, R3 и интегрирующую цепь R4, С4. С делителя напряжения импульс поступает на вторую дифференцирующую цепь С3, R5 и далее на ограничительный диод Д2. С интегрирующей цепочки R4, С4 через делитель напряжения R6, R7 на анод диода Д2 поступает отрицательный запирающий импульс. Оба импульса (с С3, R5 и с R6, R7) поступают на диод Д2 одновременно, но амплитуда импульса, поступающего с С3, R5, несколько больше амплитуды запирающего импульса. Запирающее действие импульса прекращается только с разрядом конденсатора С4 к приходу колебаний на вход тахометра. Таким образом из пачки затухающих колебаний на дифференцирующую цепь С5, R8 поступает только один отрицательный импульс. Этот импульс подводится к базе нормально закрытого транзистора Т1 и открывает его.

Коллекторный ток транзистора Т1 создает на резисторе R9 падение напряжения, которое прикладывается к управляющему электроду тринистора Д-3 и открывает его.

Конденсатор С6, заряженный через резистор R10 и измерительный прибор ИП1, в момент открытия тринистора Д3 разряжается через открытый переход тринистора и прямой переход диода Д5. Сопротивление резистора R10 достаточно велико для того, чтобы тринистор в конце разряда конденсатора С6 закрылся и начался новый цикл заряда конденсатора С6 от источника питания через стабилизатор: Д4, R12 и С7.

Протекающий при заряде через рамку измерительного прибора ИП1 ток отклоняет стрелку пропорционально частоте входных импульсов.

Питание тахометра осуществляется от набора сухих батарей, от аккумулятора или от генератора магдино через мостиковый выпрямитель на четырех диодах типа Д226 или Д220 и гасящий резистор МЛТ-1 сопротивлением 100 Ом.

При изготовлении тахометра могут быть использованы следующие детали: резисторы R1-R10 — типа МЛТ0,125; R12 — МЛТ0,5; R11 — проволочный типа СП5-16ТА-0,5 или другой проволочный с подходящими габаритами; конденсаторы C1, С2 — типа МБМ, К40У-9, КМ4 на рабочее напряжение не менее 400 В; С3 — любого типа на напряжение не менее 160 В; С4, С5 — любого типа на рабочее напряжение 50 В; С7 — любой электролитический на напряжение 25 В. Особые требования должны быть предъявлены к конденсатору С6, поскольку от его стабильности зависят погрешность и воспроизводимость показаний тахометра. Рекомендуется использовать бумажные конденсаторы МБМ, К40У-9, К42У-2 на напряжения не более 160—200 В. Диоды Д1 типа Д226 можно заменить на Д7, Д2 типа Д220 с любым индексом, Д5 типа Д311А или любой германиевый маломощный импульсный диод с малым прямым сопротивлением. Тринистор КУ101А можно заменить на КУЮ1 с любым индексом, транзистор КТ203Г — на П104, П106, МП114—МП116.

В качестве стрелочного измерительного прибора можно применить любой микроамперметр с чувствительностью не хуже 200 мкА. Прибор надо выбирать по классу точности 1,0; 1,5, если необходима высокая точность измерений, и 2,5; 4,0, — если необходима только индикация изменения числа оборотов.

Конструктивно все элементы тахометра размещены на печатной плате толщиной 2 мм и размером 60X140 мм. Плата и измерительный прибор размещаются в коробке, укрепленной на передней панели или приборном щитке лодки.

После настройки и калибровки прибора плату с элементами необходимо покрыть влагостойким лаком УР-231 или 4с, 4т.

Настройку тахометра лучше всего производить с помощью генератора импульсов Г5-54 (Г5-15) и частотомера ЧЗ-24 или любого другого ему аналогичного. Производить настройку тахометра только по одному генератору не следует, поскольку он имеет грубую шкалу.

Отрицательные импульсы длительностью 3—5 мкс с частотой 100 Гц, амплитудой 25—30 В с генератора подаются на один из входов тахометра. Стрелка прибора резистором R11 устанавливается в середине шкалы. Если стрелку не удается установить в середине шкалы, необходимо проверить чувствительность измерительного прибора или увеличить сопротивление потенциометра R11. После этого на генераторе устанавливается частота, соответствующая максимальным оборотам двигателя, и резистором R11 стрелка прибора устанавливается на последнее деление шкалы.

Необходимая частота генератора по частоте вращения коленчатого вала может быть определена по формуле

Тахометр для лодочного мотора нептун

где F — частота, Гц;
n — частота вращения коленчатого вала, об/мин;
k — количество искрообразований за один оборот коленчатого вала.

Учитывая абсолютную линейность шкалы, получив максимальное отклонение стрелки, градуируем всю шкалу.

Читайте также: Лодочные моторы в ачинске ямаха

При отсутствии необходимых приборов настройку и калибровку тахометра можно выполнить более простым способом, но при этом возрастает и погрешность его показаний. Для этого используется любое неполяризованное реле постоянного тока, контакты которого могут пропустить ток силой 1—1,5А. Обмотка реле «Р» подключается к сети через любой понижающий трансформатор, имеющий напряжение 30—35 В (рис. а). Контакты реле «Р» имитируют работу прерывателя магнето в схеме зажигания. При градиуровке рабочий зазор запальной свечи уменьшается до 0,2—0,3 мм. В качестве батареи «Б» можно использовать аккумулятор или 2—3 батареи 3336Л, включенных параллельно.

Можно проградуировать тахометр, используя реле с контактами, рассчитанными на ток 30—100 мА (рис. б) и набором сухих батарей на напряжение 15—25 В. Частота переменного тока в сети равна 50 Гц, поэтому контакты реле будут размыкаться 50 раз в секунду, что будет соответствовать 1500 об/мин для двухцилиндрового двухтактного двигателя. Учитывая линейность шкалы, по одной полученной точке градуируем всю шкалу.

При подключении тахометра к мотору выводы 1 и 2 соединяются с первичными обмотками высоковольтных трансформаторов или с проводами, выведенными на кнопку «стоп», а вывод 3 — с корпусом двигателя.

При подключении тахометра к аккумулятору, соединенному с массой двигателя, необходимо следить, чтобы с массой был соединен минус аккумулятора; в противном случае тахометр из-за короткого замыкания через его цепи выйдет из строя.

Несколько экземпляров тахометров прошли ходовые испытания в 1976 и 1977 гг. на моторах «Нептун», «Нептун-23», «Вихрь», «Вихрь-М» и «Москвич-412». В конце каждого сезона они проверялись на воспроизводимость показаний, и отклонений более 0,5% не обнаружилось.

Видео:Универсальный аналоговый тахометр с аварийной сигнализациейСкачать

Универсальный аналоговый тахометр с аварийной сигнализацией

Тринисторный тахометр

При разработке предлагаемого тахометра была поставлена задача — получить достаточно простую, надежную в работе и обладающую хорошей линейностью схему.

За основу конструкции были приняты две схемы, опубликованные в журнале «Радио» (см. № 5 за 1967 г.— «Простой тахометр» и N2 2 за 1974 г.— «Тиристорный частотомер»). Обе эти схемы были мной собраны и испытаны на моторе. Первая — не обладала необходимой линейностью шкалы в диапазоне необходимых частот вращения коленчатого вала. Вторая — имела хорошую линейность, но использовать ее в качестве тахометра, работающего от импульсов магнето, было нельзя из-за низкого входного сопротивления управляющей цепи тринистора.

Предлагаемая схема соединяет в себе положительные качества обеих этих схем — высокое входное сопротивление первой и линейность шкалы второй.

При размыкании контактов прерывателей на первичных обмотках катушек зажигания возникают импульсы напряжения, затухающие во времени. Для работы тахометра используются положительные полу-периоды напряжения, которые поступают через диоды Д1 и Д2 и заряжают конденсатор С1 до амплитудного значения импульсного напряжения. Постоянная времени разряда цепи R1—С1 выбрана так, чтобы конденсатор С1 не успевал заметно разрядиться за время одного полного колебания напряжения в импульсе, но был бы полностью разряжен к приходу следующего импульса.

Резистор R2 и стабилитрон Д3 ограничивают импульс напряжения по амплитуде, конденсатор С2 и резистор R3 дифференцируют его. Задний отрицательный фронт продифференцированного импульса формируется диодом Д4. Сформированный таким образом запускающий импульс поступает на вход эмиттерного повторителя Т1, нагрузкой которого является управляющий электрод тринистора Д5.

До прихода запускающего импульса дозирующий конденсатор С3 заряжается через резистор R5 и диод Д6 от источника питания, напряжение которого стабилизировано резистором R6 и стабилитроном Д7.

С приходом запускающего импульса на управляющий электрод открывается, конденсатор С3 разряжается через открытый тиристор и измерительный прибор ИП1. Импульсы, отклоняющие стрелку прибора ИП1, постоянны по амплитуде и по длительности, поэтому величина отклонения стрелки прибора ИП1 будет зависеть только от частоты сигналов, поступающих на вход тахометра, т. е. от частоты вращения коленчатого вала.

Резистор R4 предназначен для градуировки измерительного прибора ИП1.

В схеме используются: микроамперметр типа М-494 на 50 мкА, резисторы и конденсаторы (любого типа). Диоды и измерительный прибор могут быть заменены аналогичными, близкими по параметрам.

Схема тахометра собрана на печатной плате размером 60X100 мм.

После сборки схема почти не потребовала регулировки, за исключением подбора сопротивления резистора R4 при градуировке шкалы. Градуировку прибора ИП1 лучше всего производить при помощи звукового генератора. Для двухцилиндрового двухтактного двигателя частота 33,3 Гц соответствует 1000 об/мин; 50,0 Гц — 1500 об/мин и 167,0 Гц — 5000 об/мин.

Видео:Тахометр спидометр Вихрь Нептун ПродаетьсяСкачать

Тахометр спидометр Вихрь Нептун Продаеться

Тахометр на Нептун-23

#1 Казантип

  • Тахометр для лодочного мотора нептун
  • Основной экипаж
  • Тахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептун
  • 237 сообщений
    • Из: Москва

    #2 Trin

    Читайте также: Свечи под 402 мотор

    Тахометр для лодочного мотора нептун

  • Капитан
  • 1 434 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пеликан+Т18

    #3 Казантип

  • Тахометр для лодочного мотора нептун
  • Основной экипаж
  • Тахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептун
  • 237 сообщений
    • Из: Москва

    Пивет Саша. Надо!
    Я лодку купил Обь. Хочу чтоб было. Не обязательно от ВАЗ 2106 , но какой то тахометр нужен. Твой вариант тоже подходит. Спасибо.

    #4 Trin

    Тахометр для лодочного мотора нептун

  • Капитан
  • 1 434 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пеликан+Т18

    #5 kapitan

    Я использовал электронный тахометр Explorer Ex-70.

    При управляющем проводе подключённом к синему проводу — который идёт на управление зажиганием, тахометр стал работать. Показывает один в один — без какого либо пересчёта.

    #6 Trin

    Тахометр для лодочного мотора нептун

  • Капитан
  • 1 434 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пеликан+Т18

    Я использовал электронный тахометр Explorer Ex-70.

    При управляющем проводе подключённом к синему проводу — который идёт на управление зажиганием, тахометр стал работать. Показывает один в один — без какого либо пересчёта.

    #7 Казантип

  • Тахометр для лодочного мотора нептун
  • Основной экипаж
  • Тахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептун
  • 237 сообщений
    • Из: Москва

    Лучше в генераторную катушку до или после диодов.А то в сырую погодку
    может на работу двигла влиять.Числом цилиндров подкорректируешь показания.

    Поздняк метаться. Я купил как у тебя , электронный ТХ-517. Как его подсоединять то? Прямо к аккумулятору? Он не сгорит от скачков напряжения? Может ему надо свой источник энергии? Я чего то здесь слышал про батарейку типа КРОНА. Мол, минимум 7 вольт ему надо.
    И непонятно куда подсоединять третий провод. у мнея на моторе батарейное зажигание и я не врубаюсь — это меняет дело или нет? Просветите, пожалуйста.
    А то я видел такое сообщение:
    ADraguN 22 Jun 2006, 10:52 Отправлено #17

    ***СПАЛИЛ. спалил я тахометр отечественный. подключил питание к бортовой сети, а оно оказывается нестабильное. так что фраза про аккумулятор эхолота — правельно. он пискнул при переходе с 1000об на 2900 тыс и погас ***

    #8 Казантип

  • Тахометр для лодочного мотора нептун
  • Основной экипаж
  • Тахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептун
  • 237 сообщений
    • Из: Москва

    Лучше в генераторную катушку до или после диодов.А то в сырую погодку
    может на работу двигла влиять.Числом цилиндров подкорректируешь показания.

    #9 Trin

    Тахометр для лодочного мотора нептун

  • Капитан
  • 1 434 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пеликан+Т18

    Если сидишь в лодке,то справой стороны сверху стоит блочёк с алюминиевыми пластиночками(радиатор диодов).От него провода идут в разъём -плюс и минус. Тах подключаешь к аккумулятору 12в(может и крона потянуть)
    +и- ,как положено. А его сигнальный провод-к плюсу того самого разъёма (после диодов который),а минус разъёма(он же масса мотора)- к минусу аккумулятора.Усё будет фурыкать,только на тахе выставь 8 цилиндров,
    т.к. после диодного моста частота импульсов больше.И не лазь в зажигание!
    Частота генераторной катушки так же пропорциональна оборотам двигателя.

    .
    Для подключения к разъёму воспользуйся его ответной частью из ЗиПа,
    правда придётся пару проводов припаять и плюс-минус проверить тестером.

    #10 Казантип

  • Тахометр для лодочного мотора нептун
  • Основной экипаж
  • Тахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептунТахометр для лодочного мотора нептун
  • 237 сообщений
    • Из: Москва

    Если сидишь в лодке,то справой стороны сверху стоит блочёк с алюминиевыми пластиночками(радиатор диодов).От него провода идут в разъём -плюс и минус. Тах подключаешь к аккумулятору 12в(может и крона потянуть)
    +и- ,как положено. А его сигнальный провод-к плюсу того самого разъёма (после диодов который),а минус разъёма(он же масса мотора)- к минусу аккумулятора.Усё будет фурыкать,только на тахе выставь 8 цилиндров,
    т.к. после диодного моста частота импульсов больше.И не лазь в зажигание!
    Частота генераторной катушки так же пропорциональна оборотам двигателя.

    .
    Для подключения к разъёму воспользуйся его ответной частью из ЗиПа,
    правда придётся пару проводов припаять и плюс-минус проверить тестером.

    #11 kapitan

    Лучше в генераторную катушку до или после диодов.А то в сырую погодку
    может на работу двигла влиять.Числом цилиндров подкорректируешь показания.

    #12 Trin

    Тахометр для лодочного мотора нептун

  • Капитан
  • 1 434 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: Пеликан+Т18

    Пробовал и до и после диодов — не работает.
    Тахометр работает только при подключении управляющего провода к управляющей катушке.

    #13 kapitan

    Он должен давать показания в обоих случаях! .
    Напряжение пульсирующее-тахометр
    обязан срабатывать.

    Я-то об этом знаю, а вот тахометр, будь он не ладен — нет.

    Кстати, в инструкции на тахометр сказано, что его входное сопротивление по управляющему проводу более 50 к-ом. Так, что, скорее всего, на зажигание он влиять не станет.

    • Свежие записи
      • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
      • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
      • Какие моторы бывают у стиральных машин
      • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
      • Как снять стопорную шайбу с вала
      • Правообладателям
      • Политика конфиденциальности

      Механика © 2023
      Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер


      💡 Видео

      Обзор бесконтактного тахометра для 2 и 4 так. двигателей Лодочный мотор, бензокоса, бензопила и т дСкачать

      Обзор бесконтактного тахометра для 2 и 4 так.  двигателей Лодочный мотор, бензокоса, бензопила и т д

      Китайский Тахометр на лодочный мотор!Скачать

      Китайский Тахометр на лодочный мотор!

      Обзор тахометра для лодочного мотора за 1600р в сравнении с дешевым за 400р!Скачать

      Обзор тахометра для лодочного мотора за 1600р в сравнении с дешевым за 400р!

      Тахометр для лодочного мотора / Установка, настройкаСкачать

      Тахометр для лодочного мотора / Установка, настройка

      Тахометр с датчиком температуры для лодочного мотора и не толькоСкачать

      Тахометр с датчиком температуры для лодочного мотора и не только

      Лайфхак: как установить тахометр на лодочный моторСкачать

      Лайфхак: как установить тахометр на лодочный мотор

      Тахометр от ВАЗ 2106 на лодку (тахометр ТХ-193)Скачать

      Тахометр от ВАЗ 2106 на лодку (тахометр ТХ-193)

      Тахометр на лодочный мотор, мотоцикл, квадроцикл, снегоход | Как настроить и подключить?Скачать

      Тахометр на лодочный мотор, мотоцикл, квадроцикл, снегоход | Как настроить и подключить?

      Установка электро-стартёров на Нептун 23Скачать

      Установка электро-стартёров на Нептун 23

      Мотор Нептун 23 в отличном состоянии! Стоит ли покупать? Честный обзор от менеджераСкачать

      Мотор Нептун 23 в отличном состоянии! Стоит ли покупать? Честный обзор от менеджера

      Тахометр для подвесного лодочного мотора с функцией учета моточасовСкачать

      Тахометр для подвесного лодочного мотора с функцией учета моточасов

      НЕПТУН 23 ДОРАБОТАННЫЙСкачать

      НЕПТУН 23 ДОРАБОТАННЫЙ

      Нептун 23 Лодочный моторСкачать

      Нептун 23 Лодочный мотор

      Тахометр для лодочного мотора Suzuki df 2.5Скачать

      Тахометр для лодочного мотора  Suzuki df 2.5

      Тахометр ТС-011,счетчик моточасов. Описание и настройка.Скачать

      Тахометр ТС-011,счетчик моточасов. Описание и настройка.
    Поделиться или сохранить к себе:
    Технарь знаток