К концу восьмидесятых годов Запорожский завод «Коммунар» смог освоить серийное производство Таврии – модели со сложной историей, о которой мы уже писали недавно. Изначально под капотом украинской малолитражки стояла единственная модификация двигателя МеМЗ-245, работу над которым конструкторский отдел Мелитопольского моторного завода начал еще в 1975 году. Да-да, путь на конвейер занял у мотора почти полтора десятка лет. Такой «лаг» погубил немало перспективных проектов, да и на судьбе двигателя МеМЗ не мог сказаться положительно…
«Жидкостник» был принципиально новым для мелитопольских конструкторов, ведь до того времени все Запорожцы оснащались V-образными «воздушниками». Основные работы по проектированию двигателя для переднеприводного автомобиля особо малого класса были завершены в 1979 году, а в 1982-м после проведения приёмных испытаний Государственная комиссия рекомендовала данный агрегат к серийному производству. Увы, по ряду причин серийно моторы для новой Таврии начали выпускать в Мелитополе только в 1988 году – как и саму машину в Запорожье.
К XXVII съезду КПСС в 1986 году завод «Коммунар» обязался выпустить опытную партию из тридцати экземпляров ЗАЗ-1102
Хороший двигатель с непростой судьбой
Чем же был интересен мотор первого переднеприводного автомобиля из Запорожья? Во-первых, мелитопольский агрегат отличался весьма современной конструкцией. По общему уровню МеМЗ-245 не особо уступал «вершине советского моторостроения» – двигателю ВАЗ-2108. Как и агрегат Спутника, «таврический» двигатель с целью экономии оснастили карбюратором типа «Солекс» с системой экономайзера принудительного холостого хода. Еще одна параллель – привод газораспределительного механизма ремнём, а не цепью. Зажигание – бесконтактное, с коммутатором – опять же, как на тольяттинской «восьмерке».
Электрический вентилятор радиатора системы охлаждения стоял на Таврии изначально
Относительно высокая степень сжатия (9,5) предполагала эксплуатацию на бензине с октановым числом не ниже 91. В общем, почувствуйте разницу с прежними мелитопольскими «воздушниками»!
При этом двигатель объемом 1091 «кубиков» развивал достаточную для Таврии мощность в 53 л. с. Для сравнения: аналогичный по объему 1 100-кубовый мотор «даунсайзинговой» версии ВАЗ-21081 был на две «лошадки» слабее.
Существовала и дефорсированная версия МеМЗ-2451 со сниженной степенью сжатия (7,9). Двигатель развивал 47 л. с. и при этом мог работать на бензине А-76.
Таким образом, по энерговооруженности 1,1-литровая машинка не сильно уступала 1 300-кубовому Спутнику, но в нагруженном состоянии меньшие рабочий объем и максимальная мощность все же ощущались.
Впрочем, в сравнении с Жигулями и Москвичами динамические качества ЗАЗ-1102 не оставляли желать лучшего: «сотню» с места машинка набирала примерно за 16 секунд, а максимальная скорость достигала 145 километров в час. Была заявлена высокая экономичность Таврии с двигателем МеМЗ-245: по данным производителя, при скорости 90 км/ч расход составлял 4,6 л/100 км, а в городском цикле – 6,8л/100 км. При этом реальный расход топлива в зависимости от условий езды составлял от 6 до 8 литров на каждые сто километров пробега.
Как оказалось, при своевременном техническом обслуживании и правильных применяемых горюче-смазочных материалах двигатель способен был прослужить свыше 100 000 километров до первого ремонта – конечно, при условии, что раньше у него не вышли из строя печально знаменитые «жигулевские» маслосъемные сальники клапанов.
Читайте также: Каким маслом разбавлять бензин для лодочного мотора сиа про
Двигатель оказался довольно «весёлым» – то есть он легко раскручивался до предельных оборотов (5 600 об/мин) и при этом был весьма негромким, если сравнивать его звук с грохотом прежних мелитопольских агрегатов с воздушным охлаждением.
После распада СССР Мелитопольский моторный завод начал самостоятельную работу над гаммой двигателей на базе все того же МеМЗ-245, который оставался единственным агрегатом для Таврии и её модификаций.
Уже тогда конструкторы задумали необычную линейку, открывать которую должен был. так называемый «кролик» – трехцилиндровый мотор объемом 0,9 литра. Кроме того, было решено оснастить проверенный временем двигатель Таврии системой впрыска топлива, а также освоить модификации с увеличенным до 1,3-1,4 л рабочим объемом. Уже в 1994 году были разработаны опытные образцы, которым даже были присвоены соответствующие индексы – 1,25-литровый МеМЗ-310, а также МеМЗ-315 и МеМЗ-317 объемом 1,4 литра. Интересно, что последний был задуман как 16-клапанный вариант «триста пятнадцатого» двигателя. Словом, налицо стремление украинских конструкторов следовать той же схеме (прибавка рабочего объема и количества клапанов), по которой модернизировались агрегаты «восьмого» семейства на ВАЗе.
Увы, как верно подметил второй президент современной Украины Леонид Данилович Кучма в названии своей книги, Украина – не Россия. В 1993-1994 году испытания опытных и макетных образцов перспективных двигателей нередко срывались из-за. банального отсутствия пригодного для этого топлива!
В те трудные для стран бывшего СССР времена в Мелитополе разрабатывали новые моторы в том числе и для того, чтобы увеличить экспорт, который позволял бы получить такую желанную тогда валюту. Ведь в условиях гиперинфляции, бартерных сделок, постоянного обвала курса купоно-карбованцев и остальных «прелестей» первых лет существования нового государства лишь валютная выручка могла позволить предприятию удержаться на плаву. Именно поэтому совместно с компанией Siemens была разработана система одноточечного (моно-, как его еще иногда называют) впрыска топлива с каталитическим нейтрализатором на выпуске.
Мечты, мечты. На практике же завод испытывал постоянные проблемы с выпуском и обычных двигателей МеМЗ-245. К примеру, мичуринский завод в 1994 году отказал украинцам в поставке поршневых колец – пришлось выкручиваться и приобретать детали. в Болгарии.
Низкое качество мелитопольских двигателей в девяностые годы тут же сказалось на имидже Таврии
Увы, в период с 1993 по 1997 годы дела на МеМЗе шли настолько плохо, что многие талантливые и грамотные сотрудники просто покинули его, не выдержав задержек по зарплате, воровства и брака. Качество же продукции на тот момент было настолько низким, что из двух готовых моторов того времени не всегда удавалось собрать один нормальный двигатель, пригодный для установки на товарный автомобиль.
На ЗАЗе пробовали разными способами решить наболевший «сердечный вопрос»: в тот период заводчане пытались «вживить» Таврии альтернативный силовой агрегат – например, 1,3-литровый мотор ВАЗ-2108 в сборе с четырехступенчатой трансмиссией, что привело к более плотной компоновке агрегатов под капотом и заставило конструкторов убрать оттуда «запаску». Модель получила индекс ЗАЗ-1122, но в силу того, что ВАЗ поставлял силовые агрегаты в крайне ограниченных количествах, особого распространения Таврия с восьмерочным мотором так и не получила.
В одно время мотор от ВАЗ-2108 ставили и на Таврию
Читайте также: Герметик для мотора скутера
Еще одна попытка запорожского предприятия «уйти от МеМЗА» – четырехцилиндровый нижневальный двигатель FIAT-903 объемом 0,9 литра и мощностью 45 л. с. Модель с индексом ЗАЗ-1140 встречалась еще реже, чем версия с российским двигателем, ведь для приобретения иностранных агрегатов требовалась все та же валюта, недостаток в которой в то время так остро испытывал украинский завод.
Новое время – новые моторы
После прихода на АвтоЗАЗ корейцев и создания в марте 1998 года СП «АвтоЗАЗ-Дэу» Мелитопольский моторный завод на правах ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор» включили в состав предприятия.
Такой ход позволил не только сохранить предприятие «на плаву», но и возродить его. Ведь впервые за 11 лет с момента начала выпуска Таврии и двигателей к нему на МеМЗе освоили целое семейство агрегатов, представлявших собой дальнейшее развитие все того же «двести сорок пятого».
Корейские партнеры сумели «вдохнуть вторую жизнь» как в Таврию, так и в её силовой агрегат, выпускаемый в Мелитополе. Проверенный временем 1,1-литровый МеМЗ-245 остался в строю, но благодаря качественным комплектующим и новому ОТК он стал куда надежнее и долговечнее, не сильно уступая по моторесурсу вазовским агрегатам. По официальной информации тех лет, возврат бракованных моторов с АвтоЗАЗа уменьшился на порядок – до 0,3%, причем ранее заводчане просто мирились с откровенным браком силовых агрегатов, лишь бы не останавливать конвейер.
Видео:ВАЗ ходовая на Славута / Таврия, кривыми рукамиСкачать
мотор с ВАЗ-2108
Re:мотор с ВАЗ-2108 > хочу поставить на Таврию мотор от ВАЗ-2108.Мотор в сборе.
> Подскажите пожалуйста какие могут быть проблемы с установкой.
Что для этого понадобиться ещё менять дополнительно к мотору.
== Менять придется дополнительно
1) коробку (на 4 ст.). Стандартная 5ст встает только при дополнительной переделке кузова.
2) Полуоси (внешние гранаты можешь оставить, все остальное — другое)
3) Кулису
4) «Штаны» глушителя
5) Боковой кронштейн крепления двигателя точно, насчет нижних — не уверен, но скорее всего тоже. Подушки там от 2108.
+ переваривать крепеж батареи и варить крепеж запаски в багажнике.
Детали пп 1-5 в продаже отсутсвуют вообще и шанс найти их новыми равен 0. Это и есть основная проблема в такой переделке.
> А ещё мне сказали ,что в ГАИ могут не зарегистрировать .
==Скорее всего эта проблема так иди иначе преодолима. По крайней мере мне она видится менее существенной.
Не совсем так То, что Вы перечислили, при покупке гнилой/битой Таврии 1122 уходит на второй план, но проблема кроется в другом:
1) коробку нужно ставить только 5-ступку, 4 ступени это фигня.
для этого нужно немного вырезать левый «брызговик». При этом в нем же необходимо вварить трубку для крепления левой опоры двигателя
> 2) Полуоси (внешние гранаты можешь оставить, все остальное — другое)- меняются только внутренние гранаты на штатные «восьмерочные»
> 3) Кулису — тут нужно немного помудрить с вырезанием «окошка для 08 ручки переключения
> 4) «Штаны» глушителя — есть такая проблемка, но она тоже решаема при наличии заботливых рук и сварки. Лучше переделать всю систему выпуска с введением дополнительных опор резонатора и «гофры»
> 5) под все крепления двигателя нужно вваривать или вставлять усилительные пластины. Лучше изготовить совершенно другие крепления, потому как заводская подвеска двигателя на 1122 напоминает неумную кустарщину и позволяет двигателю «колбаситься с большой амплитудой», что нехорошо ни для двигателя ни для кузова.
6) небольших переделок потребует также система охлаждения, тросы сцепления, газа и «подсоса».
7) штатная «кастрюля» воздушного фильтра не подойдет ни от ЗАЗ1102 ни от ВАЗ2108.
Читайте также: Мотор 140 с электростартером
8)> + переваривать крепеж батареи и варить крепеж запаски в багажнике( или за водительским сиденьем, как делал я).
ВОПРОС . Помогите по опорам двигателя на 1122 . ПЛИЗ!!
Щас у меня он вообще висит на 3 без верхней колбасится так что просто ужас !!
На каждой ямке чтото вмоторном отсеке как кувалдой бъет !
Видео:Как она в ходу Таврия 2 литра ?Скачать
«Тавровосьмерка»
Как на «Таврию» установить двигатель от ВАЗ-2108
Хочу на свою «Таврию» установить двигатель и ходовую ВАЗ-2108. Скажите, пожалуйста, что нужно поменять в родном кузове, надо ли вообще это делать и какие документы нужны в ГАИ?
Подобная установка возможна, но будет дорого стоить. Для начала определитесь, какую тормозную систему планируете поставить. Есть три варианта: самый бюджетный (штатный от ВАЗ-2108, с невентилируемыми тормозными дисками) комплект запчастей вместе со ступицами и поворотными кулаками обойдется примерно в 1500 грн. Второй, с вентилируемыми дисками, предпочтительней, тормоза будут работать более эффективно, а цена запчастей всего на 150–200 грн. больше. И последний: тормозные механизмы от ВАЗ-2112, рассчитанные под «14» колесные диски, цена – 2000 грн. Задние тормозные механизмы во всех случаях барабанные от «восьмерки». В последнем варианте тормозной системы на авто придется устанавливать 14-е колеса с низкопрофильной резиной, например 185/55 или 185/50. Их сложно купить в Украине, найти зимнюю резину этих размеров и вовсе нереально, а пара таких летних «бэушных» покрышек стоит 400 грн. Колеса – отдельная статья расходов, при грн., литые – от 1500 грн., кованые – от 2400 грн. Подвеску следует модернизировать, установив спортивные амортизаторы, комплект отечественных стоит всего 500 грн. Их доработка – еще 200 грн.
Установка двигателя объемом ниже 1,5 л нецелесообразна, КП нужно поставить 5-ступенчатую. Найти б/у силовой агрегат можно и за 2000 грн., в основном цены за карбюраторный мотор в паре с КП начинаются от 2500 грн. «Шестнадцатиклапанники» существенно дороже, даже б/у мотор стоит 3500–4000 грн. Потребуется заменить радиатор на медный от «Таврии» с мотором 1,3 л, и более производительный вентилятор охлаждения от этой же модели. Также требуется замена кулисы КП и выхлопной системы. В электрике изменяется проводка, а АКБ переносится в багажник.
Установка мотора и КП требует сварочных работ, а их стоимость – от 2000 грн., для выхлопной системы – 500 грн., а тормозных механизмов – 1000 грн. Кроме того, учитывайте дополнительные расходники: технические жидкости, шланги системы охлаждения и др. Затем необходимо легализовать тюнинг. Получение заключения научно-технической экспертизы о возможности переоборудования ТС в ГП ГосавтотрансНИИпроект стоит около 500 грн. Далее нужно обратиться на СТО, обладающее правом выдачи акта технической экспертизы. Если все переделки правильны, последний шаг – перерегистрация автомобиля в ГАИ. Сейчас зарегистрировать такой автомобиль сложнее – из-за изменений в законодательстве (см. «АЦ» № 50’2007).
Евгений Сокур
Фото Андрея Яцуляка и из архива редакции
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
Таврия с двигателем вазСкачать
ЗАЗ Таврия 1102. Пойдет вместо ВАЗа?Скачать
Печка - мечта сантехника. Вентилятор ВАЗ 2108 в Славуту ТавриюСкачать
таврия с двигателем ваз 2108Скачать
ЗАЗ с двигателем ВАЗ . Разгон)))Скачать
Моя Таврия с двигателем ВАЗ 1.5Скачать
Новый проект от Garage tv kr ЗАЗ 1102-Таврия с двигателем от ВАЗСкачать
Синяя Таврия с мотором ВАЗ 1,6 на ресивере, драг (Турбофлай, Кривой Рог)Скачать
Таврия с мотором от FIAT! ЗАЗ 1140.Скачать
Таврия Пикап с двигателем 1.5л. кпп и элементами ходовой от Ваз 2108. Видео обзор машиныСкачать
Сравнение ВАЗ 2108 Восьмёрка и ЗАЗ 1102 ТаврияСкачать
Таврия с динамикой Спортбайка!Скачать
Таврия 1.6 16V vs ВАЗ 2108 (драг рейсинг)Скачать
установка 16V в таврию (подробно)Скачать
Таврия доработка двигателяСкачать
Таврия переходник под ходовую ваз уже в продажеСкачать
Проект заз ТАВРІЯ ..... Таврушка із двигуном ваз 2108 міні проект ....Скачать
ПАЦАНУ Впарили Машину ТАВРИЮ С Двигателем От Жигулей и Теперь...Скачать