Таврия с роторным мотором

Мелитополь в моем сердце: непростая судьба двигателей МеМЗ для Таврии

Таврия с роторным мотором

К концу восьмидесятых годов Запорожский завод «Коммунар» смог освоить серийное производство Таврии – модели со сложной историей, о которой мы уже писали недавно. Изначально под капотом украинской малолитражки стояла единственная модификация двигателя МеМЗ-245, работу над которым конструкторский отдел Мелитопольского моторного завода начал еще в 1975 году. Да-да, путь на конвейер занял у мотора почти полтора десятка лет. Такой «лаг» погубил немало перспективных проектов, да и на судьбе двигателя МеМЗ не мог сказаться положительно…

«Жидкостник» был принципиально новым для мелитопольских конструкторов, ведь до того времени все Запорожцы оснащались V-образными «воздушниками». Основные работы по проектированию двигателя для переднеприводного автомобиля особо малого класса были завершены в 1979 году, а в 1982-м после проведения приёмных испытаний Государственная комиссия рекомендовала данный агрегат к серийному производству. Увы, по ряду причин серийно моторы для новой Таврии начали выпускать в Мелитополе только в 1988 году – как и саму машину в Запорожье.

Таврия с роторным мотором

К XXVII съезду КПСС в 1986 году завод «Коммунар» обязался выпустить опытную партию из тридцати экземпляров ЗАЗ-1102

Хороший двигатель с непростой судьбой

Таврия с роторным мотором

Чем же был интересен мотор первого переднеприводного автомобиля из Запорожья? Во-первых, мелитопольский агрегат отличался весьма современной конструкцией. По общему уровню МеМЗ-245 не особо уступал «вершине советского моторостроения» – двигателю ВАЗ-2108. Как и агрегат Спутника, «таврический» двигатель с целью экономии оснастили карбюратором типа «Солекс» с системой экономайзера принудительного холостого хода. Еще одна параллель – привод газораспределительного механизма ремнём, а не цепью. Зажигание – бесконтактное, с коммутатором – опять же, как на тольяттинской «восьмерке».

Таврия с роторным мотором

Электрический вентилятор радиатора системы охлаждения стоял на Таврии изначально

Относительно высокая степень сжатия (9,5) предполагала эксплуатацию на бензине с октановым числом не ниже 91. В общем, почувствуйте разницу с прежними мелитопольскими «воздушниками»!

Таврия с роторным мотором

Таврия с роторным мотором

При этом двигатель объемом 1091 «кубиков» развивал достаточную для Таврии мощность в 53 л. с. Для сравнения: аналогичный по объему 1 100-кубовый мотор «даунсайзинговой» версии ВАЗ-21081 был на две «лошадки» слабее.

Существовала и дефорсированная версия МеМЗ-2451 со сниженной степенью сжатия (7,9). Двигатель развивал 47 л. с. и при этом мог работать на бензине А-76.

Таким образом, по энерговооруженности 1,1-литровая машинка не сильно уступала 1 300-кубовому Спутнику, но в нагруженном состоянии меньшие рабочий объем и максимальная мощность все же ощущались.

Впрочем, в сравнении с Жигулями и Москвичами динамические качества ЗАЗ-1102 не оставляли желать лучшего: «сотню» с места машинка набирала примерно за 16 секунд, а максимальная скорость достигала 145 километров в час. Была заявлена высокая экономичность Таврии с двигателем МеМЗ-245: по данным производителя, при скорости 90 км/ч расход составлял 4,6 л/100 км, а в городском цикле – 6,8л/100 км. При этом реальный расход топлива в зависимости от условий езды составлял от 6 до 8 литров на каждые сто километров пробега.

Таврия с роторным мотором

Как оказалось, при своевременном техническом обслуживании и правильных применяемых горюче-смазочных материалах двигатель способен был прослужить свыше 100 000 километров до первого ремонта – конечно, при условии, что раньше у него не вышли из строя печально знаменитые «жигулевские» маслосъемные сальники клапанов.

Двигатель оказался довольно «весёлым» – то есть он легко раскручивался до предельных оборотов (5 600 об/мин) и при этом был весьма негромким, если сравнивать его звук с грохотом прежних мелитопольских агрегатов с воздушным охлаждением.

После распада СССР Мелитопольский моторный завод начал самостоятельную работу над гаммой двигателей на базе все того же МеМЗ-245, который оставался единственным агрегатом для Таврии и её модификаций.

Уже тогда конструкторы задумали необычную линейку, открывать которую должен был. так называемый «кролик» – трехцилиндровый мотор объемом 0,9 литра. Кроме того, было решено оснастить проверенный временем двигатель Таврии системой впрыска топлива, а также освоить модификации с увеличенным до 1,3-1,4 л рабочим объемом. Уже в 1994 году были разработаны опытные образцы, которым даже были присвоены соответствующие индексы – 1,25-литровый МеМЗ-310, а также МеМЗ-315 и МеМЗ-317 объемом 1,4 литра. Интересно, что последний был задуман как 16-клапанный вариант «триста пятнадцатого» двигателя. Словом, налицо стремление украинских конструкторов следовать той же схеме (прибавка рабочего объема и количества клапанов), по которой модернизировались агрегаты «восьмого» семейства на ВАЗе.

Увы, как верно подметил второй президент современной Украины Леонид Данилович Кучма в названии своей книги, Украина – не Россия. В 1993-1994 году испытания опытных и макетных образцов перспективных двигателей нередко срывались из-за. банального отсутствия пригодного для этого топлива!

В те трудные для стран бывшего СССР времена в Мелитополе разрабатывали новые моторы в том числе и для того, чтобы увеличить экспорт, который позволял бы получить такую желанную тогда валюту. Ведь в условиях гиперинфляции, бартерных сделок, постоянного обвала курса купоно-карбованцев и остальных «прелестей» первых лет существования нового государства лишь валютная выручка могла позволить предприятию удержаться на плаву. Именно поэтому совместно с компанией Siemens была разработана система одноточечного (моно-, как его еще иногда называют) впрыска топлива с каталитическим нейтрализатором на выпуске.

Мечты, мечты. На практике же завод испытывал постоянные проблемы с выпуском и обычных двигателей МеМЗ-245. К примеру, мичуринский завод в 1994 году отказал украинцам в поставке поршневых колец – пришлось выкручиваться и приобретать детали. в Болгарии.

Таврия с роторным мотором

Видео:Роторное зло? Нет — веселье!Скачать

Роторное зло? Нет — веселье!

Низкое качество мелитопольских двигателей в девяностые годы тут же сказалось на имидже Таврии

Увы, в период с 1993 по 1997 годы дела на МеМЗе шли настолько плохо, что многие талантливые и грамотные сотрудники просто покинули его, не выдержав задержек по зарплате, воровства и брака. Качество же продукции на тот момент было настолько низким, что из двух готовых моторов того времени не всегда удавалось собрать один нормальный двигатель, пригодный для установки на товарный автомобиль.

На ЗАЗе пробовали разными способами решить наболевший «сердечный вопрос»: в тот период заводчане пытались «вживить» Таврии альтернативный силовой агрегат – например, 1,3-литровый мотор ВАЗ-2108 в сборе с четырехступенчатой трансмиссией, что привело к более плотной компоновке агрегатов под капотом и заставило конструкторов убрать оттуда «запаску». Модель получила индекс ЗАЗ-1122, но в силу того, что ВАЗ поставлял силовые агрегаты в крайне ограниченных количествах, особого распространения Таврия с восьмерочным мотором так и не получила.

Таврия с роторным мотором

В одно время мотор от ВАЗ-2108 ставили и на Таврию

Еще одна попытка запорожского предприятия «уйти от МеМЗА» – четырехцилиндровый нижневальный двигатель FIAT-903 объемом 0,9 литра и мощностью 45 л. с. Модель с индексом ЗАЗ-1140 встречалась еще реже, чем версия с российским двигателем, ведь для приобретения иностранных агрегатов требовалась все та же валюта, недостаток в которой в то время так остро испытывал украинский завод.

Читайте также: Мотор для скважины джилекс

Новое время – новые моторы

После прихода на АвтоЗАЗ корейцев и создания в марте 1998 года СП «АвтоЗАЗ-Дэу» Мелитопольский моторный завод на правах ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор» включили в состав предприятия.

Такой ход позволил не только сохранить предприятие «на плаву», но и возродить его. Ведь впервые за 11 лет с момента начала выпуска Таврии и двигателей к нему на МеМЗе освоили целое семейство агрегатов, представлявших собой дальнейшее развитие все того же «двести сорок пятого».

Корейские партнеры сумели «вдохнуть вторую жизнь» как в Таврию, так и в её силовой агрегат, выпускаемый в Мелитополе. Проверенный временем 1,1-литровый МеМЗ-245 остался в строю, но благодаря качественным комплектующим и новому ОТК он стал куда надежнее и долговечнее, не сильно уступая по моторесурсу вазовским агрегатам. По официальной информации тех лет, возврат бракованных моторов с АвтоЗАЗа уменьшился на порядок – до 0,3%, причем ранее заводчане просто мирились с откровенным браком силовых агрегатов, лишь бы не останавливать конвейер.

Дизайн от «восьмерки», мотор от нее же и плохая конструкция: мифы и факты о ЗАЗ-1102 Таврия

В начале восьмидесятых годов массовый советский автопром начал «пересаживаться» на передний привод: знаковая для ВАЗа «восьмёрка», престижный, но неудачный «сорок первый» Москвич, крошечная Ока. Не стал исключением и Запорожский завод, конструкторы которого решили радикально изменить старой платформе, создав принципиально новый автомобиль не только с передним расположением двигателя с воздушным охлаждением, но и с передними ведущими колёсами. Машина, получившая название «Таврия», вышла симпатичной, но судьба её была весьма непростой, а история – куда более интересной и запутанной, чем можно представить. Сегодня мы будем вспоминать популярные советские мифы, связанные с историей разработки и развития ЗАЗ-1102, и развенчивать их, опираясь на объективные факты.

Таврия с роторным мотором

МИФ 1: ДИЗАЙН ТАВРИИ БЫЛ СРИСОВАН С ВАЗОВСКОЙ «ВОСЬМЕРКИ» — МИФ

Первые прототипы будущего переднеприводного «Запорожца» были созданы еще в начале семидесятых годов. Причем уже после получения заводом технического задания и присвоения индекса «1102» так называемая «Перспектива» получила двухдверный трехобъемный кузов, хотя ранние ходовые макеты отличались тремя дверями.

Двухдверка же имела вполне привычный силуэт и всячески пыталась походить на «старшего брата из Тольятти», копируя ультрамодные в 1973 году Жигули и общим обликом, и отдельными элементами экстерьера.

Таврия с роторным мотором

Маленькие двухдверные Жигули? Нет, опытный образец ЗАЗ-1102!

Однако руководство Минавтопрома в лице бывшего директора ВАЗа В. Н. Полякова признало эту ветвь развития проекта тупиковой, а к созданию новой малолитражки было решено подключить вазовских специалистов, используя наработки по проекту «1101», который по классу и назначению повторял техзадание Запорожского автозавода.

Интересно, что сначала работами по «ноль второй» одновременно и параллельно занимались как в УССР, так и в Тольятти! На ВАЗе «таврическую тему» курировал закончивший Харьковский художественно-промышленный институт Игорь Борисович Гальчинский, который работал вместе с парой прикомандированных из Запорожья дизайнеров (скульпторов-модельщиков, как их тогда называли). И cделанный этой группой ходовой макет носил как индекс 1102, так и «внутривазовское» обозначение ВАЗ-4Э1101 с собственным именем «Ладога».

Таврия с роторным мотором

Ладога – что-то среднее между серийной «восьмеркой» и Volkswagen Polo

ДИЗАЙН ТАВРИИ НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ КОПИЕЙ «ВОСЬМОГО» ПО ПРОСТОЙ ПРИЧИНЕ: ОНИ СОЗДАВАЛИСЬ В ОДНО ВРЕМЯ И ДАЖЕ В ОДНОМ МЕСТЕ! ИМЕННО ПОЭТОМУ, НЕСМОТРЯ НА СОВЕРШЕННО РАЗНУЮ ПРОРАБОТКУ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ, КУЗОВ ЗАЗ-1102 И ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЭТАКОЙ УМЕНЬШЕННОЙ КОПИЕЙ «ВОСЬМЕРКИ».

В это время Гальчинский получил от руководства АвтоЗАЗа интересное предложение – стать главным дизайнером Запорожского завода «Коммунар», чем он и воспользовался. После переезда в Запорожье он не бросил свои наработки, а начал активно развивать их. Правда, в это время заводчанам спустили сверху указание сделать будущую Таврию похожей на Ford Fiesta MKI, которая в 1977 году заняла третье место в престижном конкурсе «Европейский автомобиль года». Именно поэтому на некоторых стадиях опытные образцы ЗАЗ-1102 стали здорово напоминать ту самую «Фиесту».

Таврия с роторным мотором

Ford Fiesta первого поколения

Таврия с роторным мотором

«Следы праздника» (Fiesta) здесь видны, что называется, невооруженным глазом

Видео:Таврия FOX rotor показательный заездСкачать

Таврия FOX rotor показательный заезд

Однако уже к началу восьмидесятых годов благодаря новому руководителю дизайн-центра ЗАЗа будущая Таврия обрела свой привычный и узнаваемый облик. Надо признать, что дизайн автомобиля получился довольно удачным благодаря большой площади остекления и сбалансированным пропорциям.

Таврия с роторным мотором

Предсерийный ЗАЗ-1102 отличался деталями, но в целом облик остался неизменным

Таврия с роторным мотором

Со временем решетка радиатора стала «глухой», а стёкла фар располагались с ней в одной плоскости

Таврия с роторным мотором

Made in France: в таком обвесе от французского импортёра Таврия смотрелась даже как-то «по-заграничному»

Несмотря на минимум декоративных элементов, экстерьер не производил впечатление убогости, не сильно уступая современным одноклассникам по дизайну и стилю.

Правда, из-за сильного наклона стёкол и с учётом куда меньших габаритов, чем у ВАЗ-2108, машинка получилась довольно тесной внутри – особенно если говорить о пространстве на заднем сидении. Однако не будем забывать о том, что Opel Corsa A, Volkswagen Polo, Peugeot 205, Ford Fiesta, Renault 5 и многие другие зарубежные аналоги тех лет были ничуть не просторнее или комфортабельнее советской малолитражки.

МИФ 2: НОВУЮ МОДЕЛЬ ЗАЗ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ВЫПУСТИТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ВАЗ-2108 — ПРАВДА

Техническое задание на «ноль вторую» было сформировано Минавтопромом еще в 1973 году, к разработке конструкции четырехцилиндрового двигателя с водяным охлаждением на Мелитопольском моторном заводе приступили в 1975-м. Более-менее окончательный облик Таврия получила в 1978 году, а уже в следующем опытный образец 1,1-литрового мотора МеМЗ-245 прошел испытания и был готов к запуску в серийное производство. Первоначально в Запорожье планировали поставить новую модель на конвейер уже в 1981 году, но. делать это было просто негде!

Ведь производство Таврии должно было начаться в новых специально построенных для этого цехах, но финансирование со стороны государства позволило к тому времени только выкопать котлован. Вдобавок Минавтопром в то время переключил всё своё внимание (и государственные деньги) на запуск первого вазовского переднеприводника. Ставшая приоритетной «восьмёрка» больно ударила не только по новому «Запорожцу», но и по переднеприводному Москвичу и новой модели Ижевского автозавода. Вдобавок была еще одна проблема: запорожских конструкторов в начале восьмидесятых годов заставляли заниматься сизифовым трудом – «бежать позади паровоза».

В 1981 ГОДУ КОНСТРУКЦИЯ МОДЕЛИ 1102 ПРАКТИЧЕСКИ СЛОЖИЛАСЬ. ТОГДА КАК РАЗ НА РЫНКИ ЕВРОПЫ ФОРД ВЫБРОСИЛ СВОЮ «ФИЕСТУ». МИНИСТЕРСТВО ПОСТАВИЛО ЗАДАЧУ ПЕРЕД КОНСТРУКТОРАМИ: СДЕЛАТЬ МАШИНУ, НЕ УСТУПАЮЩУЮ «ФИЕСТЕ». А ДАЛЬШЕ СТАЛИ ПРОИСХОДИТЬ СТРАННЫЕ ВЕЩИ. В ВОСЕМЬДЕСЯТ ВТОРОМ АНГЛИЧАНЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ ВЫСТАВИЛИ НОВУЮ МОДЕЛЬ. И СЛЕДУЮЩАЯ ЗАДАЧА БЫЛА ДОГНАТЬ «МИНИ-МЕТРО». В ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕМ УЖЕ ИТАЛЬЯНЦЫ ПОКАЗАЛИ СВОЮ НОВИНКУ, И МИНИСТЕРСТВО ПОСТАВИЛО ПЕРЕД ЗАПОРОЖЦАМИ ОЧЕРЕДНУЮ ЗАДАЧУ. В ВОСЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТОМ ОТЛИЧИЛИСЬ ФРАНЦУЗЫ. ЭТО БЫЛА КАКАЯ-ТО НЕПОНЯТНАЯ ГОНКА ЗА ПРОТОТИПАМИ, КОТОРЫЕ ЕЖЕГОДНО ПОЯВЛЯЛИСЬ В САЛОНАХ И ПРЕДЛАГАЛИСЬ ПОКУПАТЕЛЯМ.

Отрывок из статьи «Гонка за прототипами» Евгения Темчина, опубликованной в газете

«Социалистическая индустрия» 12 февраля 1987 года

Второй «датой надежды» стал 1984 год, но как раз в декабре в Тольятти запускали серийное производство ВАЗ-2108. В общем, решение о начале производства Таврии было принято лишь на очередном заседании Политбюро ЦК КПСС, состоявшемся в мае 1985 года, когда на ВАЗе уже вовсю сходили с конвейера «восьмерки».

Читайте также: Опель вектра с мотор охлаждения радиатора

Увы, «зелёный свет» со стороны руководства Советского Союза оказался уже запоздалым, ведь Генсек ЦК Партии М. С. Горбачёв, ставший первым и последним президентом СССР, провозгласил курс на хозрасчет, гласность и перестройку. Фактически это ставило крест на множестве перспективных проектов или заметно усложняло их воплощение в жизнь. Увы, речь шла и о Таврии.

Таврия с роторным мотором

Обещанного три года ждут: запуск новой модели ЗАЗ стал для заводчан настоящим испытанием духа

В 1986 году в Запорожье по обходным технологиям собрали лишь шесть (!) предсерийных Таврий, в следующем – 19 автомобилей при плане в 5000, а серийное производство стартовало только в 1988-м, когда было выпущено 2 774 экземпляра ЗАЗ-1102, которые вынужденно делили старые «нитки» конвейера с обычными Запорожцами.

Таврия с роторным мотором

Таврию начали выпускать только в 1988-м. А могли – на несколько лет раньше!

Таврия с роторным мотором

ЗАЗ-1102 стал звездой ноябрьского номера журнала «За рулем», украсив обложку. Увы, на улицах машина появилась позже

Видео:Таврия с роторным двигателем)))))))Скачать

Таврия с роторным двигателем)))))))

Для сравнения: в том же 1988 году было изготовлено 137 257 экземпляров ЗАЗ-968М всех модификаций. В общем, Таврия еще лишь набирала обороты, а на ВАЗе к тому времени уже освоили выпуск пятидверной «девятки».

МИФ 3: КОНСТРУКЦИЯ МАШИНЫ ПОЛУЧИЛАСЬ НЕ СЛИШКОМ УДАЧНОЙ — МИФ

В силу того, что качество изготовления и сборки первых Таврий было далеко от идеала, «гаражные корифеи» тут же начали утверждать, что конструкция машины неудачна и является не более чем пародией на «восьмерочную». Тем более, что по технике Таврия не имела вообще ничего общего со старыми Запорожцами, что тут же настроило против этой машины не только «врагов» из станов Жигулей и Волг, но и владельцев обычных заднемоторных и заднеприводных «жужиков»! Особенно, когда новоиспеченные владельцы столкнулись с отсутствием информации и (главное!) запасных частей. В общем, чинить сломавшуюся новинку было практически нечем и негде.

А ведь злые языки были неправы! Даже несмотря на изрядную «задержку в пути», ЗАЗ-1102 оказался современным автомобилем не только внешне, но и с точки зрения конструкции. Привод на передние колёса, поперечно расположенный в моторном отсеке силовой агрегат с жидкостным охлаждением двигателя и пятиступенчатой трансмиссией, передняя подвеска типа МакФерсон и задняя полузависимая балка, реечное рулевое управление и дисковые передние тормоза.

Таврия с роторным мотором

В целом этот набор не утратил актуальности для бюджетной малолитражки даже в наше время! А ведь на советском дворе стояли восьмидесятые годы, и Таврия по уровню прогрессивности компоновки и отдельных технических решений не особо уступала как зарубежным одноклассникам, так и более «взрослой» и дорогой вазовской машине. А вскоре выяснилось, что Таврия достаточно динамична, вполне просторна для водителя и переднего пассажира, располагает багажником, объем которого составляет четверть кубометра, и отличается хорошей топливной экономичностью.

Таврия с роторным мотором

Высокий порог багажника в то время был нормой не только для советских хэтчбеков

Вдобавок даже после перехода на передний привод «новый Запорожец» сохранил важное преимущество старых моделей ЗАЗ – отличную проходимость, которая объяснялась продуманной геометрией, удачной развесовкой и большим клиренсом. И разрыв между ЗАЗ-968М и Таврией оказался куда более весомым и заметным, чем между Жигулями и Спутником, ведь «ноль вторая» была не только современнее прежней «эмки», но и намного комфортабельнее любого прежнего автомобиля, выпущенного в Запорожье.

Таврия с роторным мотором

«Люксовая» панель приборов (второе фото) появилась в начале девяностых годов

Таврия с роторным мотором

Несмотря на две боковые двери, Таврия была намного удобнее старого Запорожца

А вот Самара при этом уступала «классике» вроде «шестёрки» по мягкости подвески, объему багажника и простору на заднем сиденье.

МИФ 4: У РАННИХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ ЗАЗ-1102 БЫЛИ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ — ПРАВДА

Машины первых месяцев производства нередко преследуют так называемые «детские болезни», связанные с недостаточной отработанностью конструкции или надёжностью новых агрегатов. Таврия в этом отношении не стала исключением, хотя каких-то фатальных недостатков у конструкции реальная эксплуатация ранних ЗАЗ-1102 не выявила.

Таврия с роторным мотором

Ранние Таврии можно отличить по прямоугольным фарам, утопленным в специальные «очки», и чёрной пластиковой решетке радиатора

Таврия с роторным мотором

В таком виде Таврия просуществовала вплоть до самого конца производства

Самым неприятным моментом оказалось возникновение усталостных трещин на стойках кузова и чашках передней подвески, с чем владельцы боролись при помощи сварочного аппарата и самодельных косынок-усилителей. Отказывали различные электронные компоненты вроде блока ЭПХХ, хотя до печально известного своей ненадежностью коммутатора ВАЗ-2108 запорожской электронике оказалось далеко.

Таврия с роторным мотором

Коммутатор не был «ахиллесовой пятой» Таврии, хотя ни электрика, ни электроника этой машины не славилась особой надежностью

Видео:В Сетке | Таврия РоторСкачать

В Сетке | Таврия Ротор

Однако бывали случаи, когда из-за пропавшего контакта в проводке термовыключателя вентилятора в системе охлаждения он не срабатывал. В результате двигатель перегревался, из-за чего страдали дефицитные маслосъемные колпачки и, как следствие, резко увеличивался расход моторного масла на угар.

К 5000 КИЛОМЕТРОВ В ТАВРИИ ПОТЕКЛО ВСЕ, ЧТО ОБЛАДАЕТ ТЕКУЧЕСТЬЮ.

«Глазами владельца», За Рулём №9, 1991

Серьезно ударило по имиджу новой модели низкое качество сборки и плохая работа ОТК. Судите сами: в каждом автомобиле из одной партии «что-то было не так».

Таврия с роторным мотором

«За Рулем» регулярно писал о новой запорожской машине. Увы, обычно поводом являлись жалобы владельцев и замечания испытателей

Вот пример производственных дефектов: заклинившее в салазках сиденье пассажира, нерабочие стоп-сигналы или габаритные огни, неисправный датчик уровня топлива, неотрегулированные дверные замки, дефектный стартер, подклинивающий в закрытом положении «подсос» и т. д. Заметим, что речь идёт о совершенно новых машинах, только-только покинувших автозавод!

МИФ 5: ВЫПУСК ТАВРИИ ПРЕКРАТИЛИ В СЕРЕДИНЕ ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ — МИФ

Родившаяся в муках машина встала-таки на конвейер в 1988 году. География присутствия ЗАЗ-1102 не ограничивалась советской Украиной, а охватывала все республики еще не успевшего развалиться СССР. Однако после распада единого государства в августе 1991-го поставки Таврий в Россию и другие молодые государства стали резко сокращаться. Ведь старые экономические связи практически одномоментно разрушились, а постройке новых мешали разнокалиберность и неконвертируемость национальных валют стран СНГ, а также «экономическая лихорадка», которая в девяностые годы сотрясала и РФ, и молодую украинскую державу.

Читайте также: Лодочные моторы хонда какое масло надо

На ЗАЗе в это время не сдавались и даже планировали построить в районе посёлка Леваневского новую производственную площадку, где бы смогли наладить производство не только обычной трёхдверки, но и пятидверной Даны ЗАЗ-1105.

Таврия с роторным мотором

«Прулька»: версия с правосторонним расположением органов управления была разработана, но в серийное производство так и не пошла

Таврия с роторным мотором

Восемь окон, пять дверей: ЗАЗ-1105 должен был дополнить трёхдверную версию точно так же, как это сделала вазовская «девятка» в случае со Спутником

Увы, заводу в это время оказалось, как в той поговорке – «не до жиру – быть бы живу». Если сразу после распада СССР ЗАЗу еще удавалось выпускать 130-140 тысяч Запорожцев и Таврий, то в 1995-м было изготовлено только 60 000 ЗАЗ-1102 (классический Запорожец сняли с производства годом раньше). В 1996 году в Запорожье сделали всего 7000 автомобилей, а в 1997-м – чуть более тысячи (!). Фактически это означало клиническую смерть огромного предприятия.

Таврия с роторным мотором

Неудивительно, что в середине девяностых новые Таврии практически исчезли с российского и соседних рынков, что породило слухи о прекращении производства ЗАЗ-1102. В действительности же и этот автомобиль, и сам завод от неизбежной гибели спасли иностранные инвесторы – корейская компания Daewoo, которая зашла на ЗАЗ с целью налаживания выпуска собственных автомобилей. Одним из условий украинской стороны было сохранение производства Таврии и её модернизация.

Таврия с роторным мотором

«Нову» можно было узнать по аккуратному спойлеру на третьей двери

Результатом «улучшайзинга» стала модификация под названием «Nova», которая со временем обзавелась не только 1,2-литровым карбюраторным мотором МеМЗ-2457, но и системой распределённого впрыска топлива, а также 1300-кубовой версией двигателя (МеМЗ-301/3011).

Таврия с роторным мотором

Карбюратор встречался под капотами новых Таврий еще в 2006 году!

Таврия с роторным мотором

1,2 литра – то, что было нужно Таврии…

Видео:драг рейсинг в волгограде 2010(таврия)Скачать

драг рейсинг в волгограде 2010(таврия)

Таврия с роторным мотором

…особенно, если мотор был с распределённым впрыском топлива!

Интересно, что моторы с увеличенным до 1,3-1,4 литра рабочим объемом были задуманы и разработаны еще до 1994 года, однако дела на заводе в то время были так плохи, что испытания опытных образцов нередко срывались из-за. отсутствия топлива (!), а сборка обычных моторов вставала из-за отсутствия таких банальных деталей, как поршневые кольца производства мичуринского завода.

Пережив трудный для себя период, совпавший вдобавок с печально знаменитым дефолтом 1998 года, АвтоЗАЗ всё же смог выстоять, пусть и за счёт корейцев. А пережившая «косметику» Таврия с приставкой «Nova» пользовалась стабильным спросом у небогатых украинцев. Ведь она была, пожалуй, единственным шансом стать владельцем нового автомобиля за 2500-2800 долларов США!

Таврия с роторным мотором

«Люксовую» модификацию выдавал дизайн колпаков и окрашенные в цвет кузова боковые зеркала

Таврия с роторным мотором

Убийца Таврии: Славуту покупали охотнее ЗАЗ-1102, поскольку пятидверка была удобнее в повседневном использовании

Улучшение экономической ситуации и существование более практичной пятидверной «Славуты» ЗАЗ-1103 сподвигло руководство завода принять решение о прекращении производства трёхдверки. Впервые об этом представители АвтоЗАЗа заявили в 2006 году, однако официально массовый выпуск ЗАЗ-1102 прекратили в следующем, 2007-м. Известно, что еще несколько партий автомобилей (скорее всего, «инвалидных» модификаций) были собраны в 2008 и 2009 годах, однако в свободную продажу они уже не поступали.

МИФ 6: МНОГИЕ СОВЕТСКИЕ АВТОМОБИЛИСТЫ БЫЛИ НЕ ПРОЧЬ ПОМЕНЯТЬ СВОИ ПОДЕРЖАННЫЕ ЖИГУЛИ НА НОВУЮ ТАВРИЮ — ПРАВДА

До появления Таврии ЗАЗ-968М был самым доступным советским автомобилем: после известного подорожания машин в СССР в августе 1979-го «две фары и четыре колеса» из Запорожья стоили в 1983 году 5600 рублей (самые доступные Жигули ВАЗ-21013 – 7300 рублей). Интересно, что с выходом Таврии цена на «эмку» упала до 3900 «деревянных», а сам ЗАЗ-1102 в 1988 году оценивался в 5100 рублей. То есть разрыв с наиболее дешевыми на тот момент Жигулями пятой модели составлял 3000 рублей, да и Спутник стоил около 8300. Таким образом, у многих автомобилистов после выхода переднеприводного ЗАЗа возникал соблазн не копить до Жигулей, а приобрести Таврию, что называется, «здесь и сейчас». Тем более, что за вазовской продукцией приходилось выстаивать в многолетних очередях, в то время как менее престижные запорожские машины иногда попадались в свободной продаже даже в условиях тотального дефицита! Да и многие владельцы состарившихся Жигулей первых моделей на полном серьезе рассматривали новинку из Запорожья в качестве доступной альтернативы. Ведь у некоторых автомобилистов к тому времени дети уже выросли и стали жить отдельно, поэтому машина перестала играть роль «семейной» и использовалась для перевозки 1-2 пассажиров либо доставки саженцев на дачу и урожая – обратно. А и с тем, и с другим заданиями Таврия справлялась вполне достойно.

Таврия с роторным мотором

К тому же ЗАЗ-1102 привлекал прогрессивной конструкцией и экономичным двигателем, хотя главным аргументом в пользу покупки была, конечно же, цена. Тем более, что свою подержанную «классику» реально было продать даже дороже, чем в автомагазине стоила новая Таврия! Именно полное отсутствие какого-либо сходства с прежними моделями ЗАЗ и позволило Таврии стать реальным претендентом на сердце и трудовой рубль советского гражданина, до того ездившего на Жигулях или Москвиче. Ну а после мотоцикла или старого Запорожца «ноль вторая» и вовсе была отличным вариантом.

МИФ 7: СУЩЕСТВОВАЛА ВЕРСИЯ ТАВРИИ С ПОЛУТОРАЛИТРОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ОТ «ВОСЬМЕРКИ» — И МИФ, И ПРАВДА

Когда в начале девяностых Запорожский завод стал испытывать проблемы с качеством и ритмичностью поставок двигателей из Мелитополя, встал вопрос об альтернативном варианте «сердца» для Таврии.

Таврия с роторным мотором

1,1-литровый мотор был вполне неплох. Но в начале девяностых регулярных поставки исправных агрегатов с МеМЗа стали проблемой

Не мудрствуя лукаво, на ЗАЗе решили «скомбинировать», разместив под капотом ЗАЗ-1102 четырехцилиндровый двигатель от. всё той же «восьмерки»! Конечно, с 1,3-литровым 64-сильным агрегатом (а не «полторашкой», как утверждали некоторые!) «таврюша» становилась куда более резвой, однако получившая собственный индекс 1122 машина была больше артефактом, чем товарным изделием. А вот пятидверная «Дана» с таким двигателем встречалась куда чаще, хотя и первый, и второй варианты «свапа» носили, скорее, экспериментальный характер ввиду крайне небольшого количества агрегатов, которые вместе с четырехступенчатыми КП поставлялись из Тольятти в Запорожье. Именно поэтому в 9 случаях из 10 «чужой» мотор под капотом Таврии является результатом самостоятельного тюнинга, а не заводской модификацией.

Таврия с роторным мотором

Двигатель ВАЗ-2108 под капотом Таврии увидеть можно было, но… в исключительных случаях

И если «восьмерочный след» в истории ЗАЗ-1102 еще хоть как-то освещался в СМИ того времени, то нижневальный 45-сильный мотор FIAT-903 объемом 0,9 литра оказался «за кадром», поскольку для того, чтобы выпустить ЗАЗ-1140 с указанным двигателем, ЗАЗу нужно было сначала приобрести его за валюту.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    источники:

    Видео:Забудьте всё что слышали про бензин! Это прорыв! Двигатель на нагретом бензопаре!Скачать

    Забудьте всё что слышали про бензин! Это прорыв! Двигатель на нагретом бензопаре!

    https://evakuatorinfo.ru/tavriya-s-rotornym-motorom

    📸 Видео

    Ока с двигателем от Yamaha YZF-R1Скачать

    Ока с двигателем от Yamaha YZF-R1

    Как она в ходу Таврия 2 литра ?Скачать

    Как она в ходу Таврия 2 литра ?

    Таврия с двигателем вазСкачать

    Таврия с двигателем ваз

    Самый быстрый роторный мотор, 335 км/чСкачать

    Самый быстрый роторный мотор, 335 км/ч

    Необычная Ока с мотором от Таврии "Астро 11301" она же "Окатавр"Скачать

    Необычная Ока с мотором от Таврии "Астро 11301" она же "Окатавр"

    Тестовый запуск ИЖа с роторным двигателемСкачать

    Тестовый запуск ИЖа с роторным двигателем

    таврия с двигателем ваз 2108Скачать

    таврия с двигателем ваз 2108

    ЗАЗ 1102 Rotary TeamСкачать

    ЗАЗ 1102 Rotary Team

    Причины, по которым роторные двигатели умерлиСкачать

    Причины, по которым роторные двигатели умерли

    ⚫ НОВЫЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. как ездить на электро и заливать бензин?Скачать

    ⚫ НОВЫЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. как ездить на электро и заливать бензин?

    ваз 2105 ротор. Роторный двигатель.Скачать

    ваз 2105 ротор. Роторный двигатель.

    Роторное ЗЛО! Первый бернаут за 30 лет!Скачать

    Роторное ЗЛО! Первый бернаут за 30 лет!

    Мотоцикл Днепр МТ-8 с роторным двигателем РД-501.Скачать

    Мотоцикл Днепр МТ-8 с роторным двигателем РД-501.

    Видео Ротор Таврия - Ваз турбоСкачать

    Видео Ротор Таврия - Ваз турбо
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток