Лодочные моторы модели Ветерок 12 известны еще с советских времен. Данный агрегат выпускал Ульяновский моторный завод с 1967-го по 1984-ый год. Производство двигателя возобновилось в 1993-ем году. Окончательно с конвейера модель была снята в 2008-ом году.
Видео:"Ветерок-12"на воде.Скачать
Описание
Последняя глобальная модернизация лодочного мотора состоялась в 1993-ем году. В качестве основы был выбран Ветерок 12Э 1987-го года. Обновленная модель получила ряд принципиальных изменений, которые сохранились до завершения выпуска мотора.
- магнето МБЭ-3 повышенной надежности с улучшенным охлаждением тиристоров;
- антикавитационная плита новой формы;
- более высокая степень сжатия (7);
- увеличенный до 20 л топливный бак;
- игольчатый подшипник вместо бронзово-графитовой втулки;
- ступица гребного винта более высокой надежности;
- румпель улучшенной конструкции;
- два гребных винта (грузовой и скоростной).
При этом эталоном надежности отечественный мотор так и не стал. Нагрузки на втулки аппарата существенно превышали критические. И если 8-сильные «Ветерки» работали десятилетиями, то более мощные «собратья» регулярно выходили из строя. Средний срок эксплуатации мотора Ветерок 12 составлял 2-3 года, после чего двигатель начинал ломаться. Единственным решением данной проблемы стала бережная эксплуатация. Без полного газа больших нагрузок не создавалось, поломки случались реже.
С технической точки зрения Ветерок 12 был очень далек от совершенства. Устаревшие технологии, используемые при его производстве, не позволяли конкурировать с иностранными аналогами по показателям экономичности и производительности. Именно потому 12-сильную модификацию вскоре сменил 14-сильный мотор с улучшенной конструкцией.
За годы выпуска двигатель неоднократно модернизировался. Среди наиболее известных версий мотора следует выделить:
- Ветерок 12Э – первая глобальная модернизация (1978-ой год);
- Ветерок 12Р. Версия, выпущенная в 1995-ом году. Данный мотор получил реверс-редуктор, но был выпущен ограниченной серией из-за малого спроса.
- Ветерок 12У, Ветерок 12РУ. Модель с усиленным редуктором и удлиненным дейдвудом, предназначенная для более массивных яхт и лодок.
Достоинства модели Ветерок 12:
- отличная ремонтопригодность. Отечественный продукт можно чинить в домашней мастерской без наличия специальных навыков;
- сравнительно малая масса;
- большой КПД гребного винта и малое подводное лобовое сопротивление;
- простой пуск;
- маленькая стоимость мотора (почти в два раза меньше, чем иностранные аналоги) и запчастей к нему;
- высокая надежность;
- неприхотливость и возможность работы с бензином низкого качества;
- высокое качество обработки и окраски;
- красивый дизайн.
- отсутствие заднего хода в большинстве модификаций;
- устаревшие детали;
- неудобное крепление гребного винта;
- сильный шум при работе;
- отсутствие термостата, без которого поддерживать нормальный тепловой режим становится крайне тяжело;
- крайне нестабильная работа на начальном этапе движения;
- большое усилие при ручном запуске.
Видео:Ветерок 12 после реставрации. Тест и замер скорости.Скачать
Характеристики
Средний показатель расхода топлива для данного мотора составляет 3,5 л/час. Агрегат комплектуется выносным топливным баком на 14 л.
Видео:Ветерок 12 после двух лет експлуатацииСкачать
Двигатель
Параметры двухтактного лодочного мотора Ветерок 12:
- рабочий объем – 0,249 л;
- номинальная мощность – 12 л.с.;
- частота вращения – 5000 об/мин;
- количество цилиндров – 2;
- диаметр цилиндра – 60 мм.
Масса агрегата составляет 26,5 кг.
Двигатель неприхотлив даже в процессе обкатки, которую можно осуществлять в обычной бочке. При обкатке используется топливная смесь с содержанием бензина и масла в пропорции 25:1.
Сам процесс состоит из 4 фаз:
- запуск и работа на малых оборотах в течение 20 минут;
- работа на средних оборотах в течение получаса;
- работа на 3000-3500 оборотах в течение 1-1,5 часов;
- работа на максимуме в течение 4 часов.
Видео:Мой первый опыт Лодка 300 + Мотор Ветерок 12л сСкачать
Видео
Видео:Лодочный мотор ВЕТЕРОК 12 после замены поршневых колец. Лодка Казанка. Лето 2023.Скачать
Отзывы
Несмотря на все несовершенство лодочного мотора Ветерок 12, отзывы о нем, преимущественно положительные.
Олег приобрел двигатель в 2011-ом году. На тот момент возраст агрегата составлял 30 лет. Испытания старенькая модель проходила на реке Исеть. Вместе с другом установили мотор на лодку ПВХ модели «Лиман 320» массой 52 кг. С первого раза Ветерок 12 заводиться не захотел. Однако с верхнего стартера пуск удался. Двигатель громко затарахтел, после установки специальной крышки звук несколько стих. На холостых оборотах агрегат уверенно держал обороты, но на скорости приходилось добавлять газу, чтобы мотор не заглох.
Читайте также: Мотор пылесоса samsung class f
На глиссер с двумя пассажирами весом 190 кг двигатель выходил очень уверенно. Особенно понравилось движение на скоростном винте. Иногда выходить на глиссер удавалось даже с тремя пассажирами. Однако в этом случае необходимо было применять грузовой винт.
Ветерок 12 развивал достойную скорость в 27-30 км/час.
Проблемы в работе мотора возникали не так часто, но все же были. Однажды он заглох в процессе пути и отказался запускаться. Причину удалось найти довольно быстро. Чтобы не создавать вакуума, мешающего работе, топливную крышку пришлось немного открутить. После этого мотор завелся.
На агрегате при первом использовании было преодолено порядка 12 км с остановками и пусками. Средний расход за весь период эксплуатации составил около 5 л/час.
Недостатков у двигателя Ветерок 12 немало. Сильно мешает работе отсутствие заднего хода. По характеристикам он уступает даже Тохатсу 9,8. Однако для нескольких рыбалок данного агрегата вполне хватает.
Видео:последний новый русский лодочный мотор ветерок 12Скачать
Цена нового и б/у
Новый лодочный мотор Ветерок 12 купить уже не удастся, поскольку его выпуск завершен. Стоимость б/у вариантов двигателя составляет 25000-45000 рублей.
Видео:Ветерок 8 против Ветерок 12Скачать
Аналоги
Иностранные моторы в полной мере назвать аналогами модели Ветерок 12 нельзя. Наиболее близким к нему является двигатель МОСКВА-М 10,5 л.с.
Видео:Ветерок 12 полный фарш)Скачать
Ветерок-12 (лодочный мотор)
Видео:Ветерок 12 разбираем двигательСкачать
Характеристики моторов «Ветерок-12»
Ветерок: | 12 | 12У | 12Э | 12М | 12Р | 12РУ |
Страна производитель | СССР | Россия | ||||
Завод | Ульяновский моторный завод | |||||
Годы выпуска | 67-78 | 69-? | 78-84 | 93-08 | 95-08 | 95-08 |
Мощность на коленвалу, л.с. | 12 | |||||
Мощность на гребном валу, л.с. | 11 | |||||
Тип двигателя | Двухтактный карбюраторный бензиновый | |||||
Число цилиндров | 2 | |||||
Обороты при макс. мощности, об/мин | 5000 | 5000 | 4800 | 4800 | 4800 | 4800 |
Рабочий объем цилиндров, см 3 | 249 | |||||
Диаметр цилиндра, мм | 60 | |||||
Ход поршня, мм | 44 | |||||
Эффективная степень сжатия | 6 | |||||
Направление вращения маховика (вид сверху) | По часовой стрелке | |||||
Система зажигания | МЛ-10 | МЛ-10 | МБЭ-1 | МБЭ-3 | МБЭ-3 | МБЭ-3 |
Напряжение, В | — | — | 12 | 12 | 12 | 12 |
Мощность, Вт | — | — | 30 | 30 | 30 | 30 |
Передаточное отношение редуктора | 13:22 | 12:27 *13:21 | 13:21 | 13:21 | 13:25 | 13:25 |
Гребные винты, DxH, мм | 210×225 | 250×250 | 210×225 | 210×225 | 222×240 | 222×240 |
Емкость бака, л | 20 | 20 | 20 | 14 | 14 | 14 |
Высота транца, мм | 380 | 510 | 380 | 380 | 380 | 510 |
Вес, кг | 26,5 | 27 | 26 | 25,5 | 25,5 | 27 |
Примечание: * Усиленный редуктор для тяжёлых лодок и яхт.
Видео:Реставрация лодочного мотора. Ветерок 12.Скачать
«Ветерок-12»
Моторы «Ветерок-12» выпускались в СССР и позже в России Ульяновским моторным заводом с 1967 по 1984, с 1993 по август 2008 года.
За годы выпуска мотор «Ветерок-12» несколько раз модернизировался:
Первая существенная модернизация произошла в 1978 году, в результате которой «Ветерок-12» был оснащен электронным бесконтактным магнето МБЭ-1, снабжённым генераторной катушкой, обеспечивающей работу сигнальных огней лодки, суммарной мощностью до 30 Вт. Модернизированный мотор сменил своего предшественника и получил обозначение «Ветерок-12Э». Но уже в 1984 году из-за политики руководства страны против массового использования населением моторных лодок, выпуск 12-сильных Ветерков был прекращен.
В 1993 году производство 12-сильного Ветерка было возобновлено, мотор был модернизирован по аналогии с уже обновленным в 1987 году «Ветерком-8М». Обновленный мотор «Ветерок-12М» получил следующие изменения по сравнению с предшественником «Ветерком-12Э»:
Читайте также: Мотор депот карта серпова
• верхняя головка шатуна — бронзово-графитовая втулка заменена на игольчатый подшипник;
• новое магнето МБЭ-3 — повышена надёжность за счёт улучшения охлаждения тиристоров;
• ступица гребного винта — увеличена надёжность соединения резинового демпфера с гребным винтом за счёт применения шлицев;
• изменена форма антикавитационной плиты;
• в пусковом механизме исключена возможность образования наклёпа в соединении шестерня — вал;
• увеличена степень сжатия (с 6 до 7);
• изменена конструкция румпеля;
• изменен объем топливного бака (с 20 до 14л).
• мотор «Ветерок-12М» стал комплектоваться двумя гребными винтами: скоростным и грузовым
Третья модернизация моторов «Ветерок-12» произошла в 1995 году, мотор стали оснащать реверс-редуктором, а обновленный мотор получил обозначение «Ветерок-12Р». Из-за небольшого спроса в то время на лодки и лодочные моторы «Ветерок-12Р» выпускался малой серией.
Кроме того, начиная с 1969 года, в течении нескольких лет мелкой серией выпускались моторы «Ветерок-12У» с удлинённым дейдвудом и усиленным редуктором для тяжёлых лодок и яхт, эти моторы получили обозначение «Ветерок-12У», но поскольку в то время в СССР практически не было лодок с высотой транца 510 мм, выпуск был прекращен. И лишь в 1999 году был снова возобновлен выпуск таких моторов, получивших обозначение «Ветерок-12РУ», буква «Р» в названии говорит о наличии реверс-редуктора. Подробней о моторе «Ветерок-12У».
Ниже приводится первая статья о моторе «Ветерок-12» опубликованная в журнале «Катера и яхты»:
Видео:Чем отличаются "скоростной" от "грузового" и от винта на "ветерок 12"Скачать
Подвесной лодочный мотор ПЛМ-3 (Ветерок-12)
«Катера и яхты», №14, 1968 год
Основные данные мотора Ветерок-12
Мощность максимальная при 5000 об/мин: 12±0,5 л. с.
Рабочий объем цилиндров: 249 см 3
Степень сжатия (эффективная): 6
Тяга на швартовах (не менее) 80 кг.
Карбюратор — поплавковый типа К-ЗЗВ
Часовой расход топлива (не более): 5 кг
Высота транца лодки: 380 мм
Передаточное отношение редуктора: 13 : 22
Вес лодочного мотора: 26,5 кг
Головным конструкторско-экспериментальным бюро по стационарным малолитражным двигателям и лодочным моторам (ГКЭБ) Ульяновского завода Малолитражных двигателей на базе серийного подвесного лодочного мотора «Ветерок» создана модель более мощного мотора ПЛМ-3 («Ветерок-12»), Вес, габариты, большая часть узлов и деталей нового «Ветерка» остались прежними. Мощность возросла за счет увеличения диаметра Цилиндра.
Двигатель мотора «Ветерок-12» двухтактный, с дефлекторной продувкой цилиндров. Система зажигания — от маховичного магнето типа МЛ-10-2с; свеча — типа А7, 5Ус. В качестве топлива применяется автомобильный бензин А-66 или А-72 (ГОСТ 2084—56) с добавлением 5% масла АКа-10, АКаЗп-10, АСп. Для смазки редуктора мотора «Ветерок-12» используется летнее, трансмиссионное автотракторное масло (нигрол).
Габариты мотора «Ветерок-12» (с поднятым румпелем): 500 X 350 X 1055 мм. Трехлопастной гребной винт имеет диаметр 210 и шаг 225 мм.
Внешняя характеристика мотора «Ветерок-12»
Номинальный рабочий объем мотора «Ветерок-12» — 248,68 см 3 — дает право устанавливать его на спортивных мотолодках класса «MB» (до 250 см 3 ).
У подавляющего большинства зарубежных конструкций, например, у всех моторов фирм «Меркюри» и «Мак-Куллог» (США), отношение S/D более 0,8, а у моделей фирмы «Пента-Электролюкс» (Швеция) даже более единицы. У «Ветерка-12» S/D = 0,733, что ниже оптимального, хотя и в допустимых пределах. Низкое значение S/D выбрано с целью добиться наиболее полной унификации с моделью 175 см 3 («Ветерок-8»), уменьшения габаритов и веса двигателя. Длина шатуна на обоих моторах одинакова—80 мм, что дает возможность использовать одни и те же кожухи и дейдвуды.
Читайте также: Водная монолыжа с мотором
Конструктивные схемы лодочных моторов «Ветерок-8» и «Ветерок-12» примерно совпадают. Из 232 различных деталей «Ветерка-12» только 40 оригинальных, в том числе: коленчатый вал, блок цилиндров, головка блока цилиндров, картер, поршень, поршневой палец и поршневые кольца, клапанная перегородка, впускной патрубок, средняя опора коленчатого вала. Причем картер, коленчатый вал, блок и головка цилиндров выполнены по типу аналогичных деталей «Ветерка-8» с учетом увеличения размера между осями цилиндров. Диаметр шатунных шеек коленчатого вала увеличен с 17,5 мм до 19,9 мм и равен диаметру коренных шеек, что повысило жесткость и улучшило технологичность детали. На «Ветерке-12» несколько изменена конфигурация нижней части картера и фланца крепления перегородки с целью упрощения отливки, расширено проходное сечение на впуске топлива. Расстояние между осями цилиндров увеличено на 14 мм: на 10 мм из-за увеличения диаметра цилиндра с 50 до 60 мм и на 4 мм, чтобы обеспечить более интенсивное охлаждение (проблема охлаждения заставила увеличить и сечение водяных карманов между цилиндрами).
Шатунно-поршневая группа моторов «Ветерок-8» и «Ветерок-12» однотипны. Диаметр поршневого пальца на «Ветерке-12» увеличен с 13 до 15 мм. Плита управления с румпелем, дейдвуд, подвеска и подводная часть обоих моторов одинаковы, за исключением нескольких деталей. Шестерни редуктора «Ветерка-12» имеют спиральный зуб. В первых партиях лодочный мотор «Ветерок-12» будет иметь некоторые отличия в конструкции дейдвуда.
Все подшипники, сальники и прочие резинотехнические изделия, детали электрооборудования и топливной системы (кроме карбюраторов) у обоих моторов одинаковы. Карбюраторы «Ветерка-12» и «Ветерка-8» отличаются только диаметрами диффузоров и смесительных камер.
Конструкторы ГКЭБ работают над дальнейшей унификацией моторов «Ветерок-8» и «Ветерок-12».
Опытные образцы лодочного мотора «Ветерок-12» прошли стендовые и эксплуатационные 500-часовые испытания. Летом 1966 г. опытный образец «Ветерка-12» мощностью 12,4 л. с. при 5000 об/мин испытывался на лодке «Казанка» в условиях маршрутного пробега по Волге: Ульяновск — Чебоксары — Ульяновск, на деревянной водоизмещающей и пластмассовых лодках.
💥 Видео
Ветерок-12 чихает, дергается на холостыхСкачать
💥Замер скорости и расхода топлива. Ветерок 12Скачать
Мотор Ветерок 12 . Заводим легенду.Скачать
Продажа, покупка, лодочный мотор Ветерок-12, в пользовании очень редко, состояние отличное, рабочийСкачать
Ветерок 12 на сепараторах.Скачать
TOHATSU 8 VS ВЕТЕРОК 12Скачать
Ветерок 12Скачать
Лодка Тайга 320 Киль и мотор Ветерок-12Скачать
Ветерок 8/12 гибрид (инструкция)Скачать