Технические характеристики вала отбора мощности

Валом отбора мощности (ВОМ) называют выходной шлицованный вал, который на тракторе предназначен для привода в движение рабочих органов мобильных или стационарных машин, агрегатируемых с трактором. ВОМ получает вращательное движение (мощность) от главного сцепления или одного из валов трансмиссии и ряда передающих звеньев (шестерен, валов, соединительных муфт и др.) механизма отбора мощности вращательного движения, или механизма привода ВОМ.

В соответствии с возможностями агрегатирования трактора и необходимостью привода навешенных машин существуют ВОМ заднего, фронтального, переднего (обычно у самоходных шасси) и бокового расположений.

Заднее расположение ВОМ строго регламентировано в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также по расстоянию от оси подвеса механизма навески.

К механизмам отбора мощности и, в том числе, к ВОМ предъявляется ряд требований, которым они должны соответствовать:

— число ВОМ, их расположение, режимы вращения и количество скоростей должны полностью обеспечивать требования всего комплекса агрегатируемых с трактором приводных (получающих мощность через ВОМ) машин;

— механизм отбора мощности и, в том числе хвостовик ВОМ, должен обеспечивать передачу номинальной эксплуатационной мощности двигателя;

— конструкция механизма отбора мощности должна обеспечивать простое и легкое переключение режимов и скоростей вращения ВОМ с места тракториста, исключая самопроизвольность этой операции;

— вся информация о работе ВОМ трактора (номер ВОМ, режим, частота вращения, направление вращения, уровень передаваемой нагрузки) должна выводиться в легко читаемой форме на пульт управления;

— конструкция механизма отбора мощности трактора должна обеспечивать защиту ВОМ от перегрузок.

Кроме перечисленных к механизмам отбора мощности сельскохозяйственных тракторов предъявляют ряд требований, обусловленных спецификой их работы.

Привод ВОМ должен обеспечивать возможность :

— последовательного разгона сначала рабочих органов машин, а затем всего МТА;

— кратковременной остановки трактора без остановки рабочих органов машин;

— переключения передач во время работы трактора без остановки рабочих органов машин;

— включения и выключения рабочих органов машин без останов-

В зависимости от передаваемой мощности все хвостовики (ведомые валы) ВОМ разделены на четыре типа:

1) для передачи мощности до 60 кВт (82 л. с.) при частоте вращения 540 мин -1 с восемью прямозубыми шлицами, наружным диаметром 38 мм;

2) для передачи мощности до 92 кВт (126 л. с.) при частоте вращения 1000 мин -1 с 21-м эвольвентным шлицем, диаметром 35 мм;

3) для передачи мощности до 185 кВт (250 л. с.) при частоте вращения 1000 мин -1 с 20-ю эвольвентными шлицами, диаметром 45 мм;

4) для передачи мощности до 250 кВт (340 л. с.) при частоте вращения 1000 мин -1 с 20-ю эвольвентными шлицами, диаметром 55 мм.

По частоте вращения хвостовиков (режимам работы) ВОМ делятся на вращающиеся с постоянной частотой (при постоянной часто-

те вращения двигателя) и на ВОМ с частотой вращения, зависящей от скорости движения трактора — синхронные.

Постоянная частота вращения ВОМ используется для привода тех машин, у которых рабочие органы должны иметь постоянную скорость, не зависящую от поступательной скорости МТА (уборочные машины, машины по заготовке кормов, ротационные почвообрабатывающие и др.). С целью оптимизации привода различных машин используются ВОМ с разной частотой вращения, которые могут быть: 540; 750; 1000 и 1400 мин -1 . Наиболее часто на тракторы устанавливают ВОМ с частотами вращения хвостовиков 540 и 1000 мин -1 , что в основном определяется требованиями со стороны агрегатируемых с трактором машин.

Статистика показывает следующее.

Для тракторов с двигателем мощностью до 60 кВт применяют двухскоростные задние ВОМ с частотами вращения хвостовиков: 540 и 1000 мин -1 , 540 и 750 мин -1 или 750 и 1000 мин -1 ;

Тракторы с двигателем мощностью 60. 95 кВт могут иметь трехскоростные ВОМ с частотами вращения хвостовиков 540, 750 и 1000 мин -1 , а иногда и четырехскоростные с частотами вращения 540, 750, 1000 и 1400 мин -1 ;

Для тракторов с двигателем мощностью более 95 кВт применяют задние двухскоростные ВОМ с частотами вращения хвостовиков

Читайте также: Маслоотражатель коленчатого вала передний 6тз 0405

540 и 1000 мин -1 или 750 и 1000 мин -1 ;

Для тракторов с двигателем мощностью более 160 кВт чаще

применяют односкоростные ВОМ с частотой вращения хвостовика 1000 мин -1 .

С целью повышения топливной экономичности тракторы, оснащенные двигателями постоянной мощности, могут эксплуатироваться в так называемом «экономичном» режиме, т.е. при пониженной частоте вращения коленчатого вала. Частота вращения хвостовика ВОМ должна соответствовать указанным выше величинам, что обеспечивается встраиванием в привод ВОМ соответствующих редукторов с передаточным числом, компенсирующим снижение частоты вращения двигателя. Этому варианту вращения ВОМ присваивается обычно индекс «Е». Поэтому трактор может иметь ВОМ с частотой вращения хвостовика 540 и 540Е мин -1 . В последнем случае указывается частота вращения хвостовика ВОМ, соответствующая экономичному режиму работы двигателя.

Механизмы отбора мощности по возможности управления ВОМ с постоянной частотой вращения, а следовательно ВОМ, делятся на

три вида: полностью зависимые, полностью независимые и частично независимые.

Полностью зависимый ВОМ (рис. 14.29, а ) имеет привод (отбор мощности) от ведомого вала главного сцепления 2 или связанного с ним вала. Включение ВОМ осуществляется с помощью подвижной зубчатой каретки 1 при неподвижном тракторе. Легко представить, что такой ВОМ не удовлетворяет ни одному из перечисленных выше специфических требований к механизмам отбора мощности сельскохозяйственных тракторов, так как нет возможности последовательного разгона элементов МТА, нельзя остановить трактор без остановки рабочих органов приводимых от ВОМ машин, невозможно включать и выключать рабочие органы машин на ходу МТА.

Полностью независимый ВОМ должен управляться независимо от поступательного движения МТА. Достигается это двумя вариантами исполнения привода ВОМ:

1) фрикционное сцепление 3 представляет двухпоточную двойную с независимым управлением конструкцию, от второго ведомого диска которой осуществляется привод независимого ВОМ (рис.

14.29, б ); 2) привод (рис. 14.29, в ) выполняется от ведущих деталей глав-

ного сцепления 2 (обычно от корпуса), а для управления ВОМ в цепи привода устанавливается механизм 4 с фрикционным разрывом потока мощности (фрикционное сцепление или планетарный редуктор, управляемый двумя тормозами).

Частично независимый ВОМ получает привод от второго диска двойного с последовательным управлением фрикционного сцепления 3 (рис 14.29, б ). При его выключении сначала разрывается поток мощности, идущий на ходовую систему, а при дальнейшем нажатии на педаль управления разрывается поток мощности идущий на ВОМ. При включении сцепления процесс протекает в обратной последовательности. Поэтому здесь невозможно на ходу движения МТА включать и выключать ВОМ (рабочие органы машины). Остальные требования частично независимый ВОМ выполняет полностью.

Иногда используют схему (рис. 14.29, г ), когда в трансмиссии трактора устанавливают последовательно два однопоточных постоянно замкнутых сцепления 2 и 4 , управление которыми осуществляется последовательно через общий привод. При нажатии на педаль управления сцеплениями 2 и 4 сначала выключается главное фрикционное сцепление 2 , а затем фрикционное сцепление 4 привода ВОМ. При отпускании педали включение сцеплений 2 и 4 осуществляется в обратной последовательности.

Такая схема привода ВОМ применяется весьма ограниченно и только на колесных универсально-пропашных тракторах.

Рис. 14.29. Схемы приводов ВОМ:

1 — подвижная каретка; 2 — главное сцепление; 3 — двойное сцепление; 4 — сцепление привода ВОМ; 5 — вторичный вал коробки передач; 6 — зубчатая муфта; 7 — планетарный ряд; 8 — зубчатый венец; 9 — вал; 10 — колесо с зубчатым венцом; 11 — зубчатая муфта

Наибольшее распространение на тракторах класса 0,6-2 получили полностью независимые ВОМ, как наиболее полно соответствующие условиям работы.

Полностью зависимые ВОМ на колесных тракторах не применяются, но используются на гусеничных тракторах, так как возможности ВОМ расширяются из-за специфики трогания гусеничных тракторов не только путем включения главного сцепления, но и замыканием одновременно левого и правого механизмов поворота (многодисковых фрикционных муфт поворота или планетарных механизмов). Поэтому одно из важнейших требований к приводу ВОМ — ступенчатый разгон элементов МТА выполняется путем замыкания сначала кинематической цепи ВОМ (включение главного сцепления при выключенных механизмах поворота), а затем кинематической цепи привода ходовой системы трактора (замыкание механизмов поворота).

При необходимости гусеничные тракторы оснащаются полностью независимыми ВОМ.

Читайте также: Датчик положения коленчатого вала датчик холла

Синхронный ВОМ применяется в том случае, когда МТА должен выполнять определенное число операций на заданном пути движения, что свойственно работе сеялок, сажалок, удобрителей и др. Через синхронный ВОМ получает движение ходовая система активных прицепов.

Привод синхронного ВОМ выполняется от той части трансмиссии, передаточное число которой до ходовой системы остается неизменным и неразрываемым. Чаще всего отбор мощности берется от вторичного вала 5 коробки передач (рис. 14.29, д ) или от шестерен постоянно связанных с ним. Включение и выключение синхронного ВОМ осуществляется при неподвижном тракторе с помощью зубчатой муфты 6 .

Общепринятая частота вращения синхронного ВОМ 3,3-3,5 оборота на 1 м пути.

Обычно синхронные ВОМ устанавливаются на тракторах класса

Конструктивно механизм отбора мощности выполняется так (рис. 14.29, е ), чтобы хвостовик заднего ВОМ мог вращаться с переключаемыми режимами и переключаемыми частотами. Такой ВОМ (двухрежимный) является комбинированным.

На схеме (рис. 14.29, е ) ВОМ может работать как полностью независимый двухскоростной, так и синхронный.

Для обеспечения работы ВОМ в независимом режиме зубчатую муфту 6 вводят в зацепление с зубчатым венцом 8 вала 9 , а включение

заданного скоростного режима осуществляется с помощью зубчатой муфты 11 и тормоза Т 2 планетарного ряда 7. Тормоз Т 1 служит для остановки хвостовика ВОМ после выключения тормоза Т 2 .

Работа ВОМ в синхронном режиме осуществляется путем соединения зубчатой муфты 6 с зубчатым венцом колеса 10 , связанного со вторичным валом коробки передач и включением Т 2 планетарного ряда 7.

Процесс переключения современных ВОМ осуществляется разными способами. Наряду с обычным механическим все большее распространение получает электрогидравлическое управление, когда многодисковое непостоянно замкнутое фрикционное сцепление с гидроподжатием в цепи привода ВОМ замыкается (размыкается) потоком масла от распределителя, управляемого электроприводом.

Управление ВОМ, таким образом, производится путем нажатия трактористом на соответствующую кнопку, установленную на пульте или на многофункциональном рычаге управления.

Часть тракторов оснащается фронтальными ВОМ, управляющими приводом рабочих органов фронтально навешенных машин. В этом случае фронтальный ВОМ может быть кинематически связан с приводом заднего ВОМ. Он может получать движение от носка коленчатого вала двигателя через понижающий редуктор и управляющее сцепление. Как правило, фронтальный ВОМ является односкоро-

стным, полностью независимым, с частотой вращения хвостовика 1000 мин -1 .

Боковые ВОМ устанавливаются на те тракторы, с которыми агрегатируются машины в боковой навеске. Как было отмечено выше этот вид навески типичен для универсально-пропашных колесных тракторов тягового класса 0,6-2. Поэтому именно эта группа тракторов имеет наиболее разветвленную и многофункциональную систему ВОМ.

Все промышленные тракторы оснащаются ВОМ. Их количество, расположение и частота вращения зависят от назначения трактора, специфики агрегатируемых с ним машин-орудий, мощности двигателя и особенностей трансмиссии. Так, у трактора Т-330 с гидромеханической трансмиссией спереди установлены три ВОМ. Средний ВОМ полностью независимого типа получает привод от турбинного колеса комплексной гидропередачи, а крайние — синхронные, частоты вращения которых зависят от включенной передачи в коробке передач соответствующего борта. Эти ВОМ не изменяют направление своего вращения при изменении направления движения трактора, что отличает их от синхронных ВОМ сельскохозяйственных тракторов.

Видео:Описание ВОМ МТЗ по советской литературе .Скачать

Описание ВОМ МТЗ по советской литературе .

Что такое ВОМ

В специализированной технической прессе либо на страницах, описывающих те или иные агрегаты (в основном, специальные машины самого разного предназначения), часто упоминается словосочетание «вал отбора мощности». Что это такое и для чего необходимо?

Видео:Мотоблок: неотключаемый вал отбора мощности, что это значит?Скачать

Мотоблок: неотключаемый вал отбора мощности, что это значит?

Что такое вал отбора мощности трактора

На огромных машинах (вроде самых больших и тяжёлых автокранов) установлено два двигателя. Один непосредственно приводит в движение автомобиль, другой же (как правило, меньшей мощности и рабочего объёма) используется только для привода оборудования (в данном конкретном примере – стрелы автокрана).
Но на менее крупной технике (как, например, на тракторах) ситуация обстоит совсем не так. Мотор – один для обеспечения всех операция – как для передвижения машины, так и для работы агрегатов.

Трактор сам по себе является очень универсальной вещью. Он может справляться с разнообразными задачами, при наличии необходимых навесных агрегатов. На тракторах ВОМ располагается сзади (пример – ЮМЗ), спереди или сбоку. Отбор мощности производится от коробки передач или непосредственно от двигателя (в обход коробки). На шасси Т16 вал установлен в корпусе главной передачи.

Читайте также: Укажите давления нагнетания компрессора кт 6 эл

Технические характеристики вала отбора мощности

Расположение вала зависит от конкретных потребностей непосредственно того, кто будет эксплуатировать трактор, то есть, от задач, которые предстоит выполнять. Задняя часть – наиболее популярная в данном случае. Но есть оборудование, которое может находиться только впереди – так обеспечивается постоянный визуальный контроль со стороны водителя (оператора).

Устройство

Основные элементы следующие:

  • планетарный редуктор (это, по сути, и есть сам вал);
  • переключатель. Нужен для осуществления выбора типа привода;
  • редуктор. Он применяется, чтобы переключать скорости независимого привода (если говорить о тракторах МТЗ, то он двухступенчатый – 540/545 и 1000 оборотов в минуту). Данные значения являются общепринятыми и стандартизированными для всех – то есть, не бывает случаев, когда один производитель тракторов, например, выбирает 360 об/мин, другой 680, а третий 890. Такого нет.

Главная часть ВОМа – это планетарный редуктор (он же – хвостовик), из которого и выходят шлицы, нужные для подключения механизмов. Вал отбора мощности МТЗ и некоторых других тракторов находится сзади. Тогда редуктор расположен прямо в корпусе заднего моста. Если спереди – то это отдельный агрегат, имеющий привод, как и задний. В случае же, если ВОМ боковой, то планетарный редуктор в нём отсутствует. Это простая конструкция, которая устанавливается слева от коробки передач и имеет привод от неё же (точнее, от шестерён).

Переключатель, с помощью которого выбирается тип привода – это муфта кулачково-зубчатого типа, которая находится на ведущем валу планетарного механизма. Для управления в кабине имеется рычаг, у которого предусмотрено три положения:

  • независимый привод;
  • синхронный привод;
  • нейтраль.

Для того чтобы муфта могла находиться в нужном положении, предусмотрен специальный фиксатор.

Редуктор для переключения скоростей независимого привода устанавливается прямо в корпусе сцепления трактора. Он состоит из двух пар шестёрён и муфты, которая переключает скорости. На корпусе коробки передач установлен поводок, который перемещает данную муфту. В кабине органов управления для данного процесса не предусмотрено.

Технические характеристики вала отбора мощности

Принцип работы

В зависимости от типа, ВОМ работает по-разному. В частности, если речь идёт о зависимом узле, то он вращается одновременно с муфтой сцепления. Такой вал нужно включать и выключать отдельным рычагом, причём делать это только при полной остановке трактора. Бывает, что в механизмы попал мусор. Тогда трактор останавливают, а ВОМ не отключают. После того, как восстанавливается нормальная нагрузка, можно работать дальше.

Независимый вал с муфтой не связан. Поэтому дополнительные механизмы можно включать независимо от мотора, например, запустить косилку до того, как агрегат наберёт рабочие обороты, а затем подъехать к полю – и начинать покос травы.

Видео:Что такое ВОМ в минитракторах? Принцип работы вала отбора мощностиСкачать

Что такое ВОМ в минитракторах? Принцип работы вала отбора мощности

Мотоблок с валом отбора мощности

На мотоблоках могут устанавливаться ВОМы любых видов – зависимые, независимые, синхронные, несинхронные. У каждого из них есть преимущества и недостатки.

Дополнительные возможности с ВОМ

Именно благодаря ВОМу, можно по-настоящему реализовать весь потенциал трактора, мотоблока или другой машины. Вот что такое ВОМ. Среди подключаемых устройств:

  • зернодробилка;
  • насос тех или иных агрегатов;
  • пилорама;
  • сак (сварочный агрегат колёсный);
  • компрессор;
  • генератор;
  • гранулятор

Видео:Как отрегулировать Вал Отбора Мощностьи МТЗ-50 -80 -82 очень просто самому без специалиста.Скачать

Как отрегулировать Вал Отбора Мощностьи МТЗ-50 -80 -82 очень просто самому без специалиста.

Заключение

Вал отбора мощности – вещь абсолютно незаменимая. Ведь он может превратить, по сути, заготовку (коей является мотоблок или же трактор) в универсального солдата. Но не только их. Среди машин, на которых устанавливается такой вал отбора мощности – Камаз и другие грузовики. Перед приобретением техники нужно уточнить, какой тип ВОМа на ней установлен. Сам вал имеет огромную прочность и, как правило, не нуждается в ремонте долгое время. Но иногда всё же приходится производить регулировку, устранять течи через сальники и проверять затяжку резьбовых соединений (они могут разболтаться). Из недостатков ВОМа – немалый вес и стоимость. Но чудес не бывает. Впрочем, современные устройства постоянно совершенствуются, это относится и к данным валам.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности


    🎥 Видео

    Ведущий прицеп от Вала отбора мощности (ВОМ)Скачать

    Ведущий прицеп от Вала отбора мощности (ВОМ)

    Механизм привода вала отбора мощности МТЗСкачать

    Механизм привода вала отбора мощности МТЗ

    Вал отбора мощности с нуля и его регулировкаСкачать

    Вал отбора мощности с нуля и его регулировка

    Регулировка ВОМ МТЗСкачать

    Регулировка ВОМ МТЗ

    Как правильно снять вал вала отбора мощностьи мтз- 50 -80 небольшие хитростиСкачать

    Как правильно снять вал вала отбора мощностьи мтз- 50 -80 небольшие хитрости

    Мотоблок с валом отбора мощности (ВОМ) или с ремнем? Какой выбрать? Все плюсы и минусы!Скачать

    Мотоблок с валом отбора мощности (ВОМ) или с ремнем? Какой выбрать? Все плюсы и минусы!

    Ремонт ВОМа в МТЗСкачать

    Ремонт ВОМа в МТЗ

    регулировка вала отбора мощности мтз. вом.Скачать

    регулировка вала отбора мощности мтз. вом.

    как ЛЕГКО сделать ВОМ или ГИДРОМОТОР из НШ.Скачать

    как ЛЕГКО сделать ВОМ или ГИДРОМОТОР из  НШ.

    #ТРАКТОР МТЗ 82.1МТЗ 80#РЕГУЛИРОВКА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ#ВОМСкачать

    #ТРАКТОР МТЗ 82.1МТЗ 80#РЕГУЛИРОВКА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ#ВОМ

    МТЗ . полезная информация о вале отбора мощности мотоблокаСкачать

    МТЗ . полезная информация о вале отбора мощности мотоблока

    Независимый 4х скоростной ВОМ на минитрактор классика. Вал Отбора Мощности своими руками.Скачать

    Независимый 4х скоростной ВОМ на минитрактор классика.           Вал Отбора Мощности своими руками.

    Фреза работающая от вала отбора мощности, на самодельном минитракторе.Скачать

    Фреза работающая от вала отбора мощности, на самодельном минитракторе.

    Вал отбора ВОМ ЮМЗ 6 | что входит в комплектСкачать

    Вал отбора  ВОМ ЮМЗ 6 | что входит в комплект

    Т 16 Вал Отбора Мощности, ВОМ на Т-16Скачать

    Т 16 Вал Отбора Мощности, ВОМ на Т-16

    Задний вал отбора мощности МТЗ. Часть 2. Разборка.Скачать

    Задний вал отбора мощности МТЗ. Часть 2. Разборка.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток