Шина состоит из двух деревянных костылей — наружного и внутреннего, планки для крепления стопы (подстопника) и палочки-закрутки, прикрепленной к Шине шнурком. Каждый костыль состоит из двух половин, что позволяет изменять длину шины в зависимости от роста пациента. Шину накладывают непосредственно на месте происшествия. Переноска пациента без шины категорически запрещается. Шина сочетает фиксацию с одновременным созданием вытяжения конечности. Перед наложением шины делают анестезию. Показания: перелом в области бедра, повреждение в тазобедренном и коленном суставах.
- Необходимый инструментарий
- Последовательность действий
- Транспортная иммобилизация при переломах
- Правила и особенности наложения шины Дитерихса
- Назначение и строение устройства
- Принципы транспортной иммобилизации
- Техника наложения шины Дитерихса
- Особенности и противопоказания
- Применение тракционных шин при переломе бедра на догоспитальном этапе
- 🎥 Видео
Необходимый инструментарий
- шина Дитерихса
- 2 бинта
- ножницы
Шина Дитерихса
Последовательность действий
1. Успокоить пациента
2. Объяснить ход предстоящей манипуляции
З. Разрезать одежду по шву (если одежда туго облегает конечность)
4. Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома
5. Приложить внутреннюю и наружную детали шины Дитерихса к здоровой конечности пациента (уменьшить или увеличить длину шины, в зависимости роста пациента).
6. Зафиксировать восьмиобразной повязкой подошвенную часть шины к стопе травмированной конечности пациента (обувь не снимать). Уложить в подмышечную впадину со стороны травмированной конечности наружную часть шины и закрепить так, чтобы она выступала за подошвенную поверхность стопы на 8-10 см.
7. Вставить в металлическое ушко подошвенной части шины наружную деталь шины Дитерихса.
8. Уложить в паховую область со стороны травмированной конечности внутреннюю часть шины и провести через внутреннее металлическое ушко подошвенной части, застегнуть перемычку подошвенной части.
9. Вложить под костные выступы (лодыжек, коленного сустава, большого вертела и крыла подвздошной кости) прокладку из ваты для предупреждения сдавления и развития некроза.
Примечание. для предупреждения провисания голени и возможного смещения отломков
кзади рекомендуется дополнительно использовать шину Крамера, которую располагают по задней поверхности конечности.
10. Закрепить ремни из подмышечной впадины больной конечности на здоровое надплечье и на уровне бедра.
11. Продернуть через отверстие в перемычке шнур и прикрепить палочку-закрутку.
12. Закрутить ее, создавая вытяжение ноги до тех пор, пока поперечные перекпадины не упрутся в паховую и подмышечную область.
13. Зафиксировать палочку-закрутку за выступ наружной шины.
14. Зафиксировать шину на травмированной конечности спиральными ходами бинта от голеностопного сустава до тазобедренного сустава.
Видео:Техника иммобилизации нижней конечности «шина Дитерихса»Скачать
Транспортная иммобилизация при переломах
Оказание первой доврачебной помощи требует бережного отношения к пострадавшему при перекладывании и транспортировке, так как любые неосторожные движения вызывают боль и смещение отломков, что может приводить к возникновению шока. Для предупреждения этих осложнений необходимо создать фиксацию суставов сразу после повреждения, что достигается с помощью иммобилизации.
Транспортная иммобилизация — это создание неподвижности и покоя для органа, части тела или всего тела на время транспортировки пострадавшего с места происшествия в ЛПУ. Цели транспортной иммобилизации:
- уменьшить болевые ощущения;
- предупредить дальнейшее смещение костных отломков, суставных поверхностей;
- создать условия для транспортировки пострадавшего.
На месте происшествия для временной иммобилизации применяют шины из различных подручных жестких материалов, к которым фиксируют поврежденную часть тела. Стандартные транспортные шины, как правило, применяют медицинские работники.
Из всех средств транспортной иммобилизации самым простым для конечностей является аутоиммобилизации: прибинтовывание поврежденной нижней конечности пострадавшего к здоровой или верхней конечности — к туловищу. Более доступны подручные средства.
Из стандартных транспортных шин наиболее доступны и распространены шины Крамера. Эта проволочная металлическая шина легко гнется, ей можно придать любую форму, поэтому она используется при повреждениях конечностей, головы, шеи.
Шина Еланского получила распространение при повреждениях головы и шеи.
Шина Дитерихса требует совершенного владения техникой ее наложения, а для этого требуется специалист — врач или фельдшер.
Пневматические и пластиковые шины нашли применение при повреждениях голени и предплечья.
Основные правила наложения шин на конечности:
- шина накладывается поверх одежды, обуви при закрытых травмах; при открытых — одежду разрезают для наложения асептической повязки;
- шина должна обязательно захватывать два сустава (выше и ниже повреждения), а иногда и три (повреждение бедра, плеча);
- шина подгоняется (моделируется) по здоровой конечности пострадавшего;
- при иммобилизации конечности необходимо по возможности придать среднефизиологическое положение;
- шина тщательно прибинтовывается к поврежденной конечности от периферии к центру;
- кончики пальцев кисти и стопы должны оставаться открытыми для контроля за кровообращением поврежденной конечности;
- во время перекладывания пострадавшего поврежденную конечность должен удерживать помощник.
Помните: запрещается перекладывание, перенос пострадавшего без иммобилизации!
Основные способы транспортировки пострадавших:
- при травмах верхней конечности — пешком в сопровождении, сидя, лежа на носилках в зависимости от общего состояния больного;
- при травмах нижних конечностей — преимущественно лежа на спине, на носилках;
- при повреждениях позвоночника — на жестких носилках (деревянном щите) лежа на спине, при наличии только мягких носилок — лежа на животе;
- при переломе костей таза — на жестких носилках лежа на спине, под колени подкладывается валик из одежды, одеяла, колени слегка разводятся в стороны («поза лягушки»).
При переломах позвоночника, костей таза, тяжелых множественных травмах используют носилки иммобили-зационные вакуумные (НИВ — рис. 8.4).
В.Дмитриева, А.Кошелев, А.Теплова
«Транспортная иммобилизация при переломах» и другие статьи из раздела Общая хирургия
Видео:Шина ДитерихсаСкачать
Правила и особенности наложения шины Дитерихса
Шина Дитерихса — это устройство для иммобилизации нижней конечности во время транспортировки. Впервые она была предложена советским хирургом Дитерихсом, из-за своего удобства и функциональности применяется и сегодня. Подобные шины есть в ассортименте у разных производителей, но все они имеют аналогичную конструкцию и принцип действия.
Читайте также: Шины can в автомобиле volkswagen
Видео:Стандарт «Техника наложения шины Крамера на предплечье»Скачать
Назначение и строение устройства
Шина Дитерихса представляет собой жесткий фиксатор, предназначенный для обездвиживания нижних конечностей с одновременным их вытяжением. Основным показанием к ее использованию является комфортная транспортировка пострадавших с переломами . Ее накладывают непосредственно после травмы при повреждении костей бедра или голени для недопущения их смещения в дороге. Также ее применение обосновано при вывихах суставов и других видах травм , которые требуют более детальной диагностики в условиях стационара.
В строении шины Дитерихса выделяют несколько функциональных частей:
- наружный и внутренний костыли, которые после фиксации устройства будут пропорциональны длине конечности пациента;
- подстопники — планки, на которых размещается и фиксируется стопа;
- закрутка в виде палки;
- ремни — их можно заменить бинтом.
Для обездвиживания верхних конечностей существует похожее приспособление — шина Крамера . Она также представляет собой жесткое устройство и имеет схожий состав, но оно будет фиксировать руку в анатомически правильном положении. Ее наложение показано при травмах костей плеча и предплечья, в том числе лучевой, локтевой, плечевой и ключицы.
Видео:Транспортная иммобилизация шиной ДитерихсаСкачать
Принципы транспортной иммобилизации
Во время оказания первой помощи при переломе важно понимать ее основные правила.
Лучше, если перевозкой пострадавшего займутся специалисты — неквалифицированные действия могут нанести вред и стать причиной превращения закрытого перелома в открытый.
Алгоритм накладывания шины и транспортировки пациентов с переломом ноги:
- шина должна закрывать минимум два сустава, которые находятся выше и ниже участка перелома;
- важно зафиксировать ногу в анатомически правильном положении либо в том, которое вызывает наименьшую болевую реакцию;
- если перелом закрытый — после наложения шины производится вытяжение отломков костей;
- если перелом закрытый — ногу фиксируют в том положении, в котором она находится на момент травмы;
- одежду и обувь с пострадавшего снимать не нужно, а под конечность стоит подложить ткань.
Во время перемещения больного на носилки рядом должен находиться еще один помощник.
Он будет придерживать ногу, чтобы обеспечить максимальную стабильность костей. При соблюдении этой техники пострадавшего удается доставить в больницу в сохранности.
Видео:Наложение шины Крамера на голеньСкачать
Техника наложения шины Дитерихса
При переломах нижней конечности обязательно следует наложить шину перед транспортировкой больного.
Это обязательная процедура — в других условиях перевозка пострадавших запрещена из-за рисков смещения отломков костей.
Для этого понадобится шина, ножницы и два бинта, если конструкция не предусматривает специальных ремней для крепления.
Порядок наложения при переломах нижней конечности:
- обезболить поврежденный участок;
- по необходимости остановить кровотечение;
- для начала приложить костыли к здоровой ноге и измерить их необходимую длину;
- переложить костыли к поврежденной конечности (внутренний должен доходить до паховой области, наружный — до подмышечной впадины);
- закрепить верхние ремни на уровне бедра и на надплечье;
- при помощи закрутки производить вытяжение конечности, пока костыли не начнут упираться в область паха и подмышки;
- зафиксировать костыли ремнями или бинтом.
Особенности наложения этого приспособления зависят также от его строения и материала. Чтобы жесткие деревянные или металлические конструкции не травмировали костные выступы, их предварительно можно обложить тканью или ватой. Подгонка устройства осуществляется индивидуально для каждого пациента.
Видео:ШИНА ДИТЕРИХСА ПЕРЕЛОМ БЕДРАСкачать
Особенности и противопоказания
Несмотря на универсальность и простоту в применении, шина Дитерихса имеет свои особенности и противопоказания. Важно помнить о некоторых нюансах, которые позволят обеспечить больному комфортное и безболезненное передвижение в транспорте:
- проводить все манипуляции только после использования обезболивающих препаратов;
- обернуть ватой все твердые поверхности шины;
- при наложении шины на сапог она должна охватывать его голенище полностью.
Устройство показано к применению только при повреждении крупных костей бедра или голени.
Его не накладывают при переломах лодыжки или стопы.
Шина Дитерихса, несмотря на наличие более современных приспособлений и методов, продолжает применяться уже более 60-ти лет. Она остается самым основным и универсальным способом для комфортной транспортировки пациентов с переломами нижних конечностей. При правильном ее наложении удается минимизировать риски дополнительных повреждений или смещений костных отломков в дороге и сохранить целостность здоровых тканей.
Видео:Шина Крамера при переломе голениСкачать
Применение тракционных шин при переломе бедра на догоспитальном этапе
Тракционные шины — это средства для иммобилизации переломов, в которых, в отличие от обычных шин, предусмотрен элемент вытяжения поврежденного сегмента конечности. Наибольшее распространение они получили при иммобилизации диафизарных переломов бедренной кости.
Элемент вытяжения при фиксации перелома диафиза бедра предполагает следующие преимущества по сравнению с обычным шинированием:
- Более выраженный обезболивающий эффект. Бедренная кость — одна из самых крупных костей в составе скелета. Мышечный массив, окружающий ее, также наиболее мощный, по сравнению с другими сегментами конечностей. В случае перелома диафиза бедра болевой синдром обусловлен давлением на ткани острых отломков бедренной кости, создаваемым мышцами. При создании вытяжения давление отломков на ткани уменьшается, что приводит к выраженному уменьшению боли.
- Уменьшение кровопотери. При закрытом диафизарном переломе бедра кровопотеря может достигать от 1 до 3 литров. Это во многом обусловлено способностью межмышечных пространств бедра вмещать большое количество крови. При тракции объем межмышечных пространств сокращается, что в итоге приводит к уменьшению кровопотери. Этому же способствует тот факт, что зафиксированные отломки при тракции с меньшей вероятностью будут повреждать находящиеся рядом кровеносные сосуды.
- Предупреждение повреждения нервов. Это также связано с фиксацией отломков и уменьшением давления их острых краев на окружающие ткани.
Читайте также: Датчики давления в шинах xiaomi 70mai midrive t01 tpms
Эти, по большей части, теоретические выводы и предположения позволили тракционным шинам получить широкое распространение в экстренной медицине.
Исторически первая тракционная шина была разработана Хилтоном (John Hilton) в 1860 году, а затем в 1875 году модифицирована Томасом (Hugh Owen Thomas), который использовал ее для лечения пациента с туберкулезным поражением коленного сустава, и чье имя она в итоге и получила. Джонс (Robert Jones) во время Первой мировой войны ввел применение шины Томаса в практику военно-полевой хирургии. Начиная с 50-х годов во многих странах тракционные шины вошли в обязательный перечень оснащения бригад скорой помощи. К настоящему времени наложение тракционной шины стало стандартом догоспитальной помощи при изолированном диафизарном переломе бедра на территории многих стран, в частности, США и Великобритании.
Все современные тракционные шины имеют общий принцип работы: сначала создается упор на область промежности при помощи полукольца (как на шине Томпсона) либо каким-либо другим способом, а затем конечность вытягивается за область стопы. После вытяжения шина дополнительно фиксируется на протяжении.
HARE TRACTION SPLINT
Разработана Glen Hare в 60-х годах и является дальнейшим развитием шины Томпсона. Представляет собой рамочную телескопическую конструкцию регулируемой длины с мягкими поперечными вставками. После ручной стабилизации перелома и установки необходимой длины конструкции (по здоровой конечности) шина аккуратно помещается под конечность пострадавшего. Проксимальный конец шины с упором фиксируется стропой на уровне верхней трети бедра. Далее накладывается фиксирующее устройство для стопы и с помощью натяжителя со стопором производится собственно тракция. Оптимальное усилие, согласно методике, должно составлять около 10–15 % веса пациента или около 15 фунтов (6,8 кг). Другим критерием будет служить значимое уменьшение болевого синдрома, отмечаемое самим пациентом. Заключительным этапом производится дополнительная фиксация конечности к шине на протяжении с помощью тканевых элементов и фиксация пациента на щите-носилках. К недостаткам шины можно отнести невозможность ее использования при переломах в области проксимальной трети диафиза бедра, поскольку в таких случаях проксимальный упор шины может оказывать давление на область линии перелома. В случае перелома бедра в детском возрасте использование взрослого варианта шины также невозможно. Для применения в педиатрической практике существуют специальные варианты этой шины.
SAGER EMERGENCY TRACTION SPLINT
Разработана в 70-х годах Joseph Sager и Antony Borshneck. Представляет собой телескопическую конструкцию, размещаемую по внутренней поверхности травмированного бедра. Проксимальный конец упирается в область промежности и имеет форму, аналогичную костылю или прикладу ружья. На дистальном конце конструкции имеется натяжное устройство с рычагом и шкалой в фунтах. Степень натяжения, создаваемая такой шиной, аналогична шине Hare. После тракции стопы шина дополнительно фиксируется на протяжении манжетами с текстильными застежками. Обычно такая шина несколько менее комфортна для пострадавшего, а при смещении во время транспортировки может быть причиной дополнительной травмы наружных половых органов. К положительным же ее качествам можно отнести возможность при необходимости производить одновременную тракцию за обе стопы при двустороннем переломе бедра.
KENDRICK TRACTION DEVICE и CT-EMS
За счет своей компактности и малой массы данный вид шин получил распространение в укладках медиков, работающих в условиях бэккантри (Пешее восхождение на вершины, не оборудованные механизированными средствами подъема с дальнейшим спуском на лыжах или сноубордах по неподготовленным склонам. — прим. ред.) — у скипатролеров, в базовых альпинистских лагерях и пр. Состоит из складывающейся штанги, состоящей из нескольких сегментов, количеством которых регулируется длина, захвата для стопы с натягивающей стропой и регулируемой петли из стропы для фиксации шины в верхней трети бедра, а также эластичных манжет для фиксации шины на протяжении. Шина достаточно проста и удобна, компактна при переноске и быстро накладывается.
Дальнейшим ее развитием стала шина CT-EMS (Carbon Traction Emergency Medical Service), отличающаяся от предшественницы штангой из углепластика и роликовым натяжителем, работающим по типу полиспаста 4:1. Масса такой шины составляет не более 500 грамм.
ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ ТРАКЦИОННЫЕ ШИНЫ
Кроме табельных вариантов тракционных шин, существует и технология импровизированного изготовления из подручных материалов. Она во многом повторяет принцип работы CT-EMS, только вместо строп могут использоваться куски ткани, вместо штанги — жердь, лыжа или треккинговая палка, а для дополнительной фиксации конечности используется либо одеяло (как на рисунке), либо полиуретановый коврик (как на заглавной фотографии). Вытяжение производится репшнуром по типу полиспаста. В одном из исследований проводилось сравнение между стандартными тракционными шинами и импровизированными конструкциями по степени комфорта для пострадавшего, которое не показало значимых отличий между ними.
ШИНА ДИТЕРИХСА
Было бы несправедливо не упомянуть и о тракционной шине, получившей распространение в отечественной травматологии. Разработанная еще в 30-е годы XX века отечественным хирургом М. М. Дитерихсом для транспортной иммобилизации при переломах бедра, она до сих пор используется по своему прямому назначению. Принципиальным отличием от других типов шин является тот факт, что вытяжение осуществляется с упором одновременно в область промежности (аналогично Sager) и в подмышечную область на стороне поражения. При наличии противопоказаний к вытяжению данная шина может с успехом быть применена в качестве стандартной, без тракции. Несмотря на свой возраст, данный тип шин до сих пор используется на догоспитальном этапе при переломах бедра в рамках военно-полевой хирургии. Другие тракционные шины, кроме шины Дитерихса, в нашей стране распространения не получили.
Читайте также: Размер шин mercedes viano
Какова же область применения такого многообразия тракционных шин? Показание для наложения такой шины будет одно — изолированный перелом диафиза бедра. К противопоказаниям для наложения тракции относятся сопутствующий перелом таза, перелом или вывих в области коленного или голеностопного суставов, перелом голени, иначе говоря, любые другие переломы на линии вытяжения. Также тракция противопоказана при проксимальном или дистальном переломах бедренной кости. К другим противопоказаниям относятся открытый перелом бедра с видимыми в ране костными отломками, выраженный остеопороз, а также усиление боли при наложении шины. Во всех этих случаях показана обычная иммобилизация — наложение стандартной фиксирующей шины, либо тракционной шины без тракции.
ПОЗИЦИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
Несправедливо будет не заметить, что в последние годы появляется все большее количество статей и обсуждений, в той или иной степени ставящих под сомнение целесообразность использования тракционных шин на догоспитальном этапе. Причин тому несколько:
- Ситуации, безапелляционно требующие наложения тракционной шины, встречаются достаточно редко. Abarbanell провел анализ 4513 вызовов бригад скорой помощи за 2001 год в рамках одного населенного пункта. Всего 16 из них были по поводу травмы средней трети бедра. Только в пяти случаях парамедики диагностировали перелом диафиза бедра. Тракционная шина была наложена лишь в двух случаях. В других случаях тракция не производилась по следующим причинам: у одного были противопоказания — проксимальный перелом бедра, другой пациент транспортировался в положении комфорта, у третьего возникла выраженная боль при попытке наложения тракционной шины. Таким образом, это устройство призвано помочь в оказании помощи только при одном изолированном повреждении, но, согласно нормативным актам, иметь его в наличии приходится всегда и везде.
- Другая проблема заключается в том, что большинство машин скорой помощи адаптированы под перевозку пациента ростом не более 2 метров. Пациент, зафиксированный на носилках с наложенной тракционной шиной, имеет большую длину, что значимо затрудняет транспортировку в машине скорой помощи или в вертолете.
- Наложение тракционной шины занимает значимое количество времени и может задерживать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение, а также отвлекает внимание от возможных более значимых травм (травма грудной клетки, черепно-мозговая травма).
- Тракционная шина имеет много противопоказаний, в частности, наличие других травм (вывихов или переломов) конечности. Очень часто их не представляется возможным выявить при осмотре на догоспитальном этапе, и тракционная шина накладывается, например, на фоне имеющего место, но не обнаруженного перелома таза.
- Сама по себе тракционная шина, цель наложения которой заключается в защите нервов и сосудов от дополнительной травматизации, при определенных неконтролируемых обстоятельствах (например, краевое повреждение обломками магистральных сосудов) может приводить к их повреждению.
Но все же самым главным аргументом, заставляющим пересматривать имеющиеся стандарты оказания помощи, является то, что целесообразность применения тракционных шин и их преимущества перед стандартными фиксирующими шинами не подтверждены соответствующей доказательной базой. Есть несколько исследований, показавших большее снижение болевого синдрома при применении тракционных шин в сравнении с обычными. Однако так и не было доказано преимущество их использования при оценке смертности или частоты развития осложнений. Несмотря на многолетний опыт использования таких шин бригадами скорой помощи, в литературе встречаются лишь единичные исследования на данную тему, а описания преимуществ, приводимые в учебных пособиях по экстренной медицины — не более чем логические рассуждения, не подкрепленные доказательной базой. В настоящий момент большинство авторов сходятся во мнении, что в определенных ситуациях тракционная шина может являться методом выбора, однако требуется проведение новых рандомизированных клинических исследований для подтверждения их преимуществ перед стандартной иммобилизацией. И возможно, в ближайшее время мы станем свидетелями переломного момента, когда тракционные шины либо укрепят свои позиции в качестве «золотого стандарта» при переломах диафиза бедра, либо, не доказав своих преимуществ перед более простым и доступным шинированием, займут свое место в музее истории экстренной медицины.
- Kwon YH, Kahwaji CI. EMS. Traction splint. StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2018 Jun 15.
- Mistovich JJ, Karren KJ, Hafen BQ. Prehospital Emergency Care. Prentice Hall; 2009.
- McEvoy D, Bleidher J, Moore G, Anderson P. Wilderness Medicine. Aerie Backcountry Medicine; 2010.
- Runcie H, Greene M. Femoral Traction Splints in Mountain Rescue Prehospital Care: To Use or Not to Use? That Is the Question. Wilderness Environ Med. 2015;26(3):305-11.
- Robinson PM, O’meara MJ. The Thomas splint: its origins and use in trauma. J Bone Joint Surg Br. 2009;91(4):540-4.
- Schimelpfenig T, Safford J. NOLS Wilderness Medicine. Stackpole Books; 2006.
- Weichenthal L, Spano S, Horan B, Miss J. Improvised traction splints: a wilderness medicine tool or hindrance?. Wilderness Environ Med. 2012;23(1):61-4.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎥 Видео
Шина Крамера при переломе бедраСкачать
Первая помощь: шина на бедроСкачать
Как зафиксировать подстопник от шины Дитерихса?Скачать
Наложение шины Крамера на плечевую костьСкачать
Транспортная иммобилизация шиной Крамера при переломе плечевой костиСкачать
Наложение шины Крамера при переломе бедренной костиСкачать
Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать
Наложение шиныСкачать
Методика наложения транспортной шины при переломе плечевой кости - meduniver.comСкачать
Шина на плечоСкачать
шина дитерихса казСкачать
Техника наложения лестничной шины при переломе костей предплечья - meduniver.comСкачать