Термическая обработка коленчатых валов

Термическая обработка коленчатых валов преследует три цели:

2) повышение износостойкости шеек, работающих в условиях трения и износа;

3) увеличение усталостной прочности, т. е. способности выдерживать большое число нагружений без поломок.

Коленчатые валы выполняют стальными и чугунными. Стальные изготовляют горячей штамповкой из легированных сталей 50Г, 40ХН и др. После штамповки следует нормализация. Коленчатые валы имеют сложную форму, и потому нужно принять все меры, чтобы не допустить их коробление при обработке. С этой целью целесообразно нагрев осуществлять в проходных печах щелевого типа. Валы подвешиваются на приспособлениях в вертикальном положении и с помощью подвесного конвейера продвигаются вдоль рабочего пространства печи. Если нормализация проводится с использованием теплоты после штамповки, то перед подачей валов в нормализационную печь необходимо снизить их температуру до 600—650 °С, с тем чтобы при последующем нагреве до температуры нормализации измельчить зерно. После нормализации валы подвергаются механической обработке, а затем производится поверхностная закалка шеек на установках ТВЧ. Наиболее распространенный способ закалки, применяемый на отечественных заводах и за рубежом, состоит в поочередной закалке шеек с помощью полуавтоматических закалочных станков (рис. 68). Коленчатый вал 7 устанавливается в центрах: левом 9 и правом 3. При пуске станка вал автоматически зажимается в центрах. Головка 1 с верхними полуиндукторами 2 и закалочными трансформаторами опускается до смыкания с нижними полуиндукторами 4, укрепленными в станине 6. При этом каждая шейка вала охватывается своим индуктором. Поворот головки с верхними полуиндукторами осуществляется с помощью гидроцилиндра 8. Управление работой станка производится кнопочным пультом 5. Все шейки вала закаливаются в определенной последовательности автоматически с одной установки вала.

Термическая обработка коленчатых валов

Рис. 68. Полуавтоматический станок для закалки ТВЧ коленчатых валов

Такой способ закалки имеет, однако, существенные недостатки: неравномерность нагрева, а также неравномерность по толщине и расположению закаленной зоны. Основная причина этого — неравномерное распределение электромагнитного поля, которое неизбежно при нагреве такими индукторами. Поэтому на ряде заводов применяют новый способ нагрева ТВЧ, который получил название растушевки. Он заключается в нагреве вращающейся шейки вала односторонне расположенным петлевым индуктором, охватывающим часть шейки. Так, например, обрабатывают коленчатые валы дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Валы изготовляют из стали 50Г, и после нормализации производят поверхностную закалку шеек.

Наиболее напряженными участками коленчатого вала, откуда часто начинается разрушение в условиях эксплуатации, являются галтели. Так называют места перехода щеки вала в шейку. Упрочнение этих мест достигается одним из двух способов: закалкой галтелей одновременно с шейками; обкаткой галтелей с помощью роликов. При обкатке благодаря пластической деформации происходит упрочнение металла и создаются благоприятно действующие остаточные сжимающие напряжения. Поверхностная закалка шеек коленчатых валов с галтелями при индукционном нагреве (рис. 69) является экономически более выгодным процессом.

Термическая обработка коленчатых валов

Рис. 69. Коленчатый вал, закаленный по шейкам и галтелям

Крупные коленчатые валы, как, например, валы тепловозов, диаметр шеек которых достигает 300 мм, подвергают поверхностной упрочняющей обработке методом азотирования. На Коломенском тепловозостроительном заводе им. В. В. Куйбышева коленчатые валы массой до 1,5 т изготовляют из стали 38ХН3ВА. Такие валы после предварительной термической обработки в виде нормализации и высокого отпуска проходят механическую обработку, а затем подвергаются улучшению: закалке в масле от 850—870 °С и отпуску при 540 °С. После предварительной шлифовки валы поступают на азотирование. Участки вала, не подлежащие азотированию, защищаются жидким стеклом. Азотирование проводится в контейнерных печах. Вал укладывается на две призмы, которые устанавливаются под две крайние шейки вала. Под средние четыре шейки подкладываются клинья и оставляются небольшие зазоры — по 0,3 мм. Режим азотирования двухступенчатый: I ступень — 500—510 °С, выдержка 30 ч, степень диссоциации аммиака 20—40%; II ступень — 520—540 °С, выдержка 50 ч, степень диссоциации аммиака до 60%. Толщина азотированного слоя получается не менее 0,7 мм.

Видео:Токарная обработка коленчатого валаСкачать

Токарная обработка коленчатого вала

Термическая обработка деталей машин

Коленчатые валы работают в условиях высоких нагрузок, а шейки вала подвергаются интенсивному износу. Термическая обработка коленчатых валов преследует две цели: повысить их прочность и износостойкость. Изготовляют коленчатые валы из стали и из высокопрочного чугуна. Коленчатые валы автомобильных и тракторных двигателей, компрессоров изготовляют из сталей 45, 50Г, 30ХГ2, 47ГТ, 40ХН и др. (горячей штамповкой). Благодаря штамповке получается хорошая макроструктура — волокна металла не перерезаются, а соответствуют конфигурации вала (рис. 146).

Читайте также: Собрать подшипник промежуточного вала

Термическая обработка коленчатых валов

Термическая обработка коленчатых валов

на 40—50° С и последующему

равномерному охлаждению на воздухе. Применяют также нормализацию штампованных заготовок коленчатых валов с использованием тепла после горячей штамповки. Например, штампованные заготовки валов из стали 45 подвергают нормализации в специальной щелевой нормализационной печи с подвесным конвейером. Перед поступлением в рабочую камеру печи, нагретую до 850° С, штампованные заготовки валов проходят через специальный коридор, где охлаждаются с 1050—1100° С до 600—650° С. После нормализации штампованные заготовки проходят через камеру предварительного охлаждения и выдаются на воздух.

Нагрев штампованных заготовок в подвешенном состоянии при нормализации в печи с подвесным конвейером имеет преимущество перед их нагревом в горизонтальном положении в толка-тельных печах, так как исключается неравномерный нагрев излучением пода печи и штампованные заготовки не деформируются от провисания под собственным весом.

После нормализации штампованные заготовки для обработки поступают на металлорежущие станки, а затем шатунные и коренные шейки валов подвергают поверхностной закалке при индукционном нагреве, для чего применяют автоматизированные установки, на которых производят последовательный нагрев и охлаждение каждой шейки. Время нагрева и охлаждения шеек регулирует реле времени. За счет сокращения длительности охлаждения проводится самоотпуск шеек (температура самоотпуска 240—250 С). Для закалки коленчатых валов в поточной линии устанавливают специальные станки. Получают закаленный слой толщиной 3—5 мм, а твердость поверхности шеек HRC 56—62, микроструктура слоя — мелкоигольчатый мартенсит. Если закаленный слой не доходит до переходной поверхности (рис. 147, а), то вредные напряжения растяжения, выходящие

Термическая обработка коленчатых валов

Термическая обработка коленчатых валов

менее 0,005% 3; менее 0,12% Р. Повышенное

содержание марганца в чугуне необходимо для повышения стойкости эвтектоидного цементита, чтобы при термической обработке происходила сфероидизация, а не графитизация эвтектоидного цементита.

Термическая обработка коленчатых валов проводится по следующему режиму: нормализация — нагрев до 950—960° С, выдержка 8 ч, охлаждение со скоростью 30—60° С/мин до 600° С; отпуск — нагрев до 725—740° С, выдержка 8 ч, охлаждение на воздухе. Получаемая структура — зернистый перлит и шаровидный графит, твердость НВ 207—241.

Термическую обработку коленчатых валов целесообразно проводить в печах с защитной атмосферой, и для уменьшения коробления нагревать коленчатые валы на специальных поддонах.

Видео:Напыление коленвала. Ремонт шейки с износом более 8мм!!!Скачать

Напыление коленвала. Ремонт шейки с износом более 8мм!!!

Термическая обработка коленчатых валов

Видео:Особенности шлифовки коленчатых валовСкачать

Особенности шлифовки коленчатых валов

Выбор марки стали для изготовления коленчатых валов автомобильных двигателей. Режим местной термической обработки для повышения износостойкости шеек валов. Химический состав чугуна. Материал для изготовления бачков главных цилиндров тормоза и сцепления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Коленчатые валы двигателей внутреннего сгорания работают в условиях динамических нагрузок. Выбрать марку стали для изготовления коленчатых валов автомобильных двигателей и режим термической обработки, обеспечивающий оптимальное сочетание механических свойств. Назначить режим местной термической обработки для повышения износостойкости шеек валов. Указать структуру и примерную твёрдость в различных частях готового изделия.

Являясь конструктивно и технологически сложной деталью, коленчатый вал считается одной из самых ответственных деталей двигателя. Всё это обуславливает высокие требования к точности изготовления коленчатых валов: точность диаметральных размеров коренных и шатунных шеек IT6 (реже IT5); допуски формы коренных и шатунных шеек не более 0,3 мм от допуска на диаметр этих шеек; отклонения от соосности расположения коренных шеек не более 0,02 мм, от параллельности осей коренных и шатунных шеек не более 0,015 мм на длине шейки; угол разворота колен в пределах ±30′; биение коренных шеек относительно оси центровых отверстий в пределах 0,01-0,03 мм; шероховатость поверхности коренных и шатунных шеек Ra= 0,08-0,32 мкм; дисбаланс коленчатых валов в пределах 15-40 г-мм; твердость коренных и шатунных шеек HRCэ =58-62 при глубине 3-5 мм.

Читайте также: Как сделать компрессор что для этого нужно

Коленчатые валы в зависимости от напряжённости изготавливают из углеродистых сталей 45, 45А, 40Х, 45Г2, 50Г и др. Для дизельных более нагруженных двигателей применяют легированные стали 18ХНМА, 40ХНМА, 42ХМФА, 18Х2Н4ВА и др. Хромоникелевольфрамовая сталь 18Х2Н4ВА отличается особенно высокой прочностью (твердость НВ = 321-381) и ударной вязкостью. Поверхностную твёрдость и износостойкость углеродистых сталей повышают термической обработкой с нагревом токами высокой частоты (ТВЧ). Твердость и усталостную прочность поверхностного слоя валов из высоколегированных сталей 40ХМА, 18Х2Н4ВА обеспечивают азотированием.Так, заготовку для двигателя КАМАЗ получают из горяче-катаной труднообрабатываемой стали 42ХМФА, легированной ванадием.

В качестве материала для коленчатых валов применяют и высокопроч-ный чугун с шаровидной формой графита. Он содержит 0,2-0,25 % Сr, 1,15-1,4% Мn, не более 0,002-0,14 % S, а также незначительное количество церия и других легирующих элементов. Механические свойства такого чугуна близки к свойствам высококремнистой стали. Материал имеет высокие эксплуатационные качества и хорошо обрабатывается режущим инструментом. Применяют также и серые чугуны, модифицированные сплавом ферроцерия с магнием.

Термическая обработка шеек валов обычно заключается в закалке и низком отпуске до твердости HRCэ= 55-58. В условиях крупносерийного и массового типов производства закалку ведут с нагревом ТВЧ. Заготовки устанавливают вертикально шейками в индукторы 1 (рис. 1, а), нагрев ТВЧ продолжается определенное время, а затем из этих же индукторов подается вода и происходит закалка поверхностного слоя. Длительностью охлаждения регулируют температуру отпуска и соответственно твердость закаливаемой поверхности.

Если переходные поверхности валов — галтели — подвергают поверхностным пластическим деформациям, то в процессе термической обработки их защищают керамическими полукольцами (рис. 1, б) или обмазывают специальным составом, а затем (после термической обработки) обкатывают роликами.

Для повышения общей усталостной прочности и износостойкости поверхностей шеек коленчатых валов применяют азотирование. Для этого вал устанавливают на выдвижную платформу электрической тоннельной печи,

Рис. 1. Схема термической обработки с нагревом ТВЧ (а)и защитные керамические полукольца (б) (q- направление теплового потока при отпуске).

укладывают коренными шейками на графитовые подшипники, сообщают ему медленное вращение для исключения появления деформации в процессе азотирования. Азотирование проходит в печи при температуре 520-530 °С, его выполняют перед последней отделочной операцией. Твёрдость поверхности на глубине 0,3-0,4 мм достигает HV= 1000 и выше.

Выбрать экономичный материал для литых деталей автомобилей (блоков цилиндров, картеров, тормозных барабанов) и подъёмно-транспортных машин (корпусов редукторов, блоков, барабанов), не испытывающих при работе больших нагрузок (в 200-250 Мпа). Указать пути повышения механических свойств сплавов этой группы.

Экономически оправданным при изготовлении литых деталей автомобилей (блоков цилиндров, картеров, тормозных барабанов) и подъёмно-транспортных машин (корпусов редукторов, блоков, барабанов), не испытывающих при работе больших механических и температурных нагрузок, является выбор серого чугуна. Серый чугун — это дешёвый и наиболее широко применяемый в машиностроении вид чугуна. Условию задачи (в 200-250 Мпа) соответствует серый чугун марки СЧ 20 (в ? 200 Мпа).

Примерный химический состав чугуна: 3,2-3,6% С; 1,7-3,0% Si; не бо-лее 0,5% Mn; не более 0,5 % Р; не более 0,12% S. Микроструктура: феррит+перлит+графит.

Вследствие высокого содержания углерода и, особенно, кремния в чугунах небольшой прочности и обычного качества (СЧ00, СЧ10, СЧ15 и СЧ20) содержится незначительное количество связанного углерода. Графит имеет невыгодную для механических свойств форму выделений: крупные длинные пластины (рис. 2), сильно ослабляющие прочность металлической основы чугуна. С увеличением толщины отливок увеличивается размер графитовых пластинок, уменьшается обособленность графита, что в еще большей степени снижает механические свойства чугуна.

Отливки из чугуна СЧ20 термической обработке не подвергают. Улучшить структуру и свойства такого чугуна путем термической обработки не удаётся. Наоборот, после закалки и отпуска отливок с грубыми выделениями графита может возрасти хрупкость чугуна вследствие появления микротрещин по границам графитовых включений

Рис. 2. Структура СЧ 20 под микроскопом.

Небольшое изменение механических свойств чугуна после закалки и отпуска объясняется малым содержанием связанного углерода.Отливки из указанных чугунов подвергают только отпуску для снятия напряжений.

Выбрать сплав для деталей автомобильных радиаторов, изготавливаемых методами холодной пластической деформации. Обосновать выбор, учитывая технологические, механические и физические свойства. Отметить влияние технологии изготовления на механические свойства деталей.

Читайте также: Ремонт карданных валов nissan qashqai

Для деталей автомобильных радиаторов, изготавливаемых методами холодной пластической деформации (бачки, трубки и патрубки) более всего подходит латунь Л63. Это двухфазная +-латунь с содержанием меди 62-65% (остальное — цинк), в = 330 Мпа, = 50%, прочность НВ = 550. Данная латунь хорошо обрабатывается давлением (деформируемая латунь).

Отрицательным свойством деформируемых латуней, содержащих более 20% Zn, является склонность к растрескиванию при вылёживании во влажной атмосфере, содержащей следы аммиака. «Сезонное растрескивание» обусловлено коррозией по границам зёрен в местах неравномерной концентрации примесей. Для снижения этого эффекта после деформации +-латунь подвергается отжигу при температурах ниже температуры рекристаллизации (обычно около 250 С).

Выбрать материал для изготовления бачков главных цилиндров тормоза и сцепления. Указать классификационную группу материала, привести его структурную формулу, химические и физико-механические свойства.

Решение сталь вал термический чугун

Материалом для изготовления бачков главных цилиндров тормоза и сцепления служит полиэтилен низкого давления(ПЭНД), относящийся к группе полиолефинов.Это полимер этилена с преобладающим строением повторяющегося составного звена, он имеет линейную структуру макро-молекул[ -CH2-CH2 — ]n и является продуктом полимеризации этилена. Свойства полиэтилена зависят от условий полимеризации. Это полиэтилен высокой (0,946 — 0,970 г/см3) плотности, получаемый полимеризацией при низком давлении (ГОСТ 16338-85Е). Он имеет степень кристалличности до 75-95%. Чем выше плотность и степень кристалличности полиэтилена, тем выше его прочность, модуль упругости и теплостойкость. Разрушающее напряжение при растяжении — 18-35 Мпа.

Полиэтилен имеет высокие диэлектрические свойства, практически не поглощает влагу. Он химически стоек к действию кислот, щелочей, растворителей и других агрессивных веществ, нетоксичен, легко сваривается, технологичен (поддаётся экструзии, литью, напылению, заливке и т.д.), стоит недорого и сочетает высокую прочность с пластичностью. Недостатком полиэтилена является склонность к старению под действием ультрафиолетовых лучей.

Из полиэтилена изготавливают крышки подшипников, уплотнительные прокладки, детали вентиляторов и насосов, гайки, шайбы, полые изделия вместимостью до 200 литров, тару для хранения агрессивных жидкостей и многое другое.

Список использованной литературы

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ (технология конструкционных материалов): Учебно-методический комплекс / сост. Е.В. Шадричев, А.В. Сивенков, Т.П. Горшкова — СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008. — 309 с.

Солнцев Ю.П., Пряхин Е.И. Материаловедение: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. — СПб.: ХИМИЗДАТ, 2007. — 784 с.: ил.

Автомобильные материалы: Справочник. — 3-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Мотовилин, М.А. Масино, О.М. Суворов. — М.: Транспорт, 1989. — 464 с.: табл., библиогр.

Гуляев А.П. Металловедение. Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Металлургия, 1986. — 544 с.

Материаловедение для автомехаников. Учебное пособие / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко, А.В. Герасименко. — РнД.: Феникс, 2003. — 480 с.

Подобные документы

Служебное назначение и требование к точности коленчатых валов. Материал и способы получения заготовок для коленчатых валов. Механическая обработка коленчатых валов. Токарная обработка коренных шатунных шеек. Обработка внутренних плоскостей и смазочных кан

реферат [16,5 K], добавлен 07.11.2004

Формы валов и осей. Обеспечение необходимого вращения деталей. Материалы и термическая обработка для изготовления деталей. Углеродистые и легированные стали. Выбор стали для изготовления валов двигателей. Сравнительный анализ сталей 40, 40Х, 40ХФА.

реферат [732,1 K], добавлен 25.06.2014

Условия работы, нагрузки коленчатых валов, природа усталостных разрушений. Виды повреждений и причины отказа, дефекты коленчатых валов судовых дизелей. Технологические методы восстановления и повышения износа. Определение просадки и упругого прогиба вала.

дипломная работа [3,2 M], добавлен 27.07.2015

Кинематический и силовой расчет привода. Материалы и термическая обработка колес. Выбор допускаемых напряжений при расчете цилиндрических зубчатых передач. Расчет диаметра валов. Материалы валов и осей. Расчетные схемы валов. Расчёты на прочность.

курсовая работа [587,6 K], добавлен 12.11.2003

Технологический процесс изготовления режущих пластин токарного обрезного резца. Режим термической обработки, структура и механические свойства стали для валов двигателей внутреннего сгорания. Характеристика быстрорежущих сталей. Явление хладноломкости.

контрольная работа [50,6 K], добавлен 25.08.2015

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    📺 Видео

    Процесс азотирования колен валов.Скачать

    Процесс азотирования колен валов.

    Шлифовальный станок для обработки коленчатых валов Saritas STH 1800Скачать

    Шлифовальный станок для обработки коленчатых валов Saritas STH 1800

    Процесс обработки коленчатого вала в зажимных приспособлениях от SMW AutoblokСкачать

    Процесс обработки коленчатого вала в зажимных приспособлениях от SMW Autoblok

    Производство Коленвала)Скачать

    Производство Коленвала)

    Изготовление коленчатого вала на WFL M60Скачать

    Изготовление коленчатого вала на WFL M60

    проверка коленчатого вала на трещинуСкачать

    проверка коленчатого вала на трещину

    Правка коленвала: часть долгого процесса! #правкаколенвала #ремонтколенвала #восстановлениеколенвалаСкачать

    Правка коленвала: часть долгого процесса! #правкаколенвала #ремонтколенвала #восстановлениеколенвала

    Секретная технология полировки коленвала.Скачать

    Секретная технология полировки коленвала.

    Лекция. Технология термической обработки сталиСкачать

    Лекция. Технология термической обработки стали

    Проверка коленчатого вала на микротрещенныСкачать

    Проверка коленчатого вала на микротрещенны

    Проверка коленчатого вала на твердость и биениеСкачать

    Проверка коленчатого вала на твердость и биение

    Дефектовка коленчатых валовСкачать

    Дефектовка коленчатых валов

    Химико-термическая обработка сталиСкачать

    Химико-термическая обработка стали
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток