Термическая стойкость медных шин

Критерием термической стойкости является конечная температура, которая ограничивается механической прочностью металлов, деформациями частей аппаратов и шин. Для неизолированных медных проводников установлена максимальная температура 300 o C, для алюминиевых — 200 o C.

В практических расчетах для определения минимальной величины допустимого сечения по термической стойкости (SТ), пользуются формулой:

где: тепловой импульс (интеграл Джоуля), тока КЗ, А,

с — коэффициент, соответствующий разности выделенного тепла в проводнике после КЗ и до него, (справочная величина).

Если расчетная величина минимального сечения допустимого по термической стойкости ST меньше сечения проводника выбранного по допустимому току S, то считается, что шины термически стойкие, т.е. соблюдается условие:

Проверка на электродинамическую стойкость шин к токам КЗ

При КЗ по токоведущим частям проходят токи переходного режима, вызывая сложные динамические усилия в шинных конструкциях. Усилия, действующие на жесткие шины и изоляторы, рассчитываются по наибольшему мгновенному значению тока трехфазного КЗ ( ). Сила действующая на конструкцию определяется по (9.16).

Изгибающий момент, действующий на шину,

где: f — наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ, Н/М,

l — длина пролета между опорными изоляторами, м,

— коэффициент, зависящий о способа крепления шин на опорных изоляторах (для реальных конструкций =10).

Напряжение в материале шины при воздействии изгибающего момента, МПа,

где: W — момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной действию момента, см 3 . Он зависит от размеров и расположения шин.

Шины механически прочны, если

где: допустимое механическое напряжение в материале шины. (справочная величина)

Примеры расчета шин

Однополосные шины

Наибольшее удельное усилие, Н/м,

где: — ударный ток трехфазного КЗ, А;

а — расстояние между фазами, м;

— коэффициент формы (находится по кривым [10]). Если расстояние между фазами значительно больше периметра шин то коэффициент формы .

Необходимо учитывать усилия как между фазами, так и между полосами.

Удельное усилие между фазами, Н/м:

Напряжение в материале от взаимодействия фаз, МПа,

где: W — момент сопротивления пакета шин, см 3 .

Удельное усилие между полосами, Н/м:

где: величины, зависящие от коэффициентов формы;

Напряжение в материале от взаимодействия полос, МПа,

где: — расстояние между прокладками, которые укладываются между шинами в пакете, м;

— момент сопротивления одной полосы, см 3 .

Шины механически прочны, если,

Максимальное расстояние между прокладками, м

Минимальное число прокладок в пролете

При жестком соединении швеллеров расчет такой же, как для однополостных

При отсутствии жесткого соединения швеллеров расчет такой же, как для двухполостных шин, (при вертикальном расположении ).

Удельное усилие действующее между фазами при отсутствии жесткого соединения швеллеров:

Формулы используются с учетом .

Шины, расположенные по вершинам треугольника

В этом случае силы, действующие на шину от других фаз, сдвинуты в пространстве. Результирующая сила меняется по величине и направлению, создавая растягивающие , изгибающие и сжимающие усилия на изоляторы.

Читайте также: Датчик давления шин jeep compass

В табл. 9.2 приведены расчетные формулы для определения и сил, действующих на изоляторы для круглых, полых и коробчатых шин, расположенных в вершинах треугольника.

Выбрать сборные шины 10кВ понизительной подстанции 110/10кВ. Номинальная мощность трансформатора МВА; ударный ток трехфазного КЗ на шинах , тепловой импульс . Предполагается, что шины расположены в горизонтальной плоскости, расстояние между фазами , длина пролета l = 1 м.

Сборные шины выбираем по длительно допустимому току. Так как распределение нагрузки по шинам неизвестно, выбор шин производим по току трансформатора:

Принимаем алюминиевые шины прямоугольного сечения (60×6)мм 2 = 360мм 2 .

Проверяем шины на термическую стойкость, принимая , справочная величина:

Согласно условию шины термически устойчивы.

Проверка на динамическую стойкость

Удельное усилие принимая

Момент сопротивления сечения при расположении шин “плашмя”

Напряжение в материале шины:

Согласно условию шины динамически устойчивы.

Видео:Различие гибких медных шин к МТ-1928Скачать

Различие гибких медных  шин к МТ-1928

Пример выбора жестких шин 10 кВ

Для питания ЗРУ-10 кВ требуется выбрать и проверить сечение сборных шин 10 кВ от силового трансформатора мощностью 16 МВА.

  • Максимальный трехфазный ток КЗ на шинах 10 кВ – Iк.з = 9,8 кА;
  • Силовой трансформаторов типа ТДН-16000/110-У1 загружен на 60%.

Согласно ПУЭ 7-издание п.1.3.28 проверку по экономической целесообразности не выполняют, поэтому выбор шин будет выполняться только по длительно допустимому току (ПУЭ 7-издание п.1.3.9 и п.1.3.22).

Термическая стойкость медных шин

Проверку шин производят на термическую и электродинамическую стойкость к КЗ (ПУЭ 7-издание п.1.4.5).

Термическая стойкость медных шин

Видео:Гибка медных шин на гибочном станке StierliСкачать

Гибка медных шин на гибочном станке Stierli

1. Выбор шин по длительно допустимому току

Выбор шин по длительно допустимому току (по нагреву) учитывают не только нормальные, но и послеаварийные режимы, а также режимы в период ремонтов и возможного неравномерного распределения токов между секциями шин [Л2, с.220].

1.1 Определяем ток нормального режима, когда трансформатор загружен на 60%:

Термическая стойкость медных шин

  • Sн.тр-ра = 16000 кВА – номинальная мощность трансформатора ТДН-16000/110-У1;
  • Uн.=10,5 кВ – номинальное напряжение сети;

1.2. Определяем максимальный рабочий ток, когда один из трансформаторов перегружен на 1,4 от номинальной мощности (утяжеленный режим):

Термическая стойкость медных шин

По таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание) определяем допустимый ток для однополосных алюминиевых шин прямоугольного сечения 80х8 мм с допустимым током Iдоп.о = 1320 А.

Термическая стойкость медных шин

1.3. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х8 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:

Термическая стойкость медных шин

Iдоп.о =1320 А –длительно допустимый ток полосы при температуре шины θш = 70 °С, температуре окружающей среды θо.с = 25 °С и расположения шин вертикально (на ребро), определяемый по таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание);

k1 — поправочный коэффициент при расположении шин горизонтально (плашмя), согласно ПУЭ 7-издание п. 1.3.23, должны быть уменьшены на 5% для шин с шириной полос до 60 мм и на 8% для шин с шириной полос более 60 мм. Принимаем k1 = 0,92 (так как шины будут расположены плашмя).

k2 – поправочный коэффициент для шин при температуре окружающей среды (воздуха) θо.с отличной от 25 °С, определяемый по ПУЭ 7-издание таблица 1.3.3. Принимаем k3 = 0,94 с учетом, что среднеемесячная температура наиболее жаркого месяца равна +30 °С.

Читайте также: Киа бонго какие шины

Термическая стойкость медных шин

Принимаем сечение шин 80х10 мм, с допустимым током Iдоп.о =1480 А.

1.4. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х10 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:

Термическая стойкость медных шин

Принимаем шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм.

Видео:Кто должен проверять термическую стойкость экранов кабелей?Скачать

Кто должен проверять термическую стойкость экранов кабелей?

2. Проверка шин на термическую устойчивость

2.1. Определяем тепловой импульс, который выделяется при токе короткого замыкания по выражению 3.85 [Л2, с.190]:

Термическая стойкость медных шин

  • Iп.0 = 9,8 кА – начальное действующее значение тока КЗ на шинах 10 кВ.
  • Та – постоянная времени затухания апериодической составляющей тока короткого замыкания. Для ориентировочных расчетов значение Та определяем по таблице 3.8 [Л2, с.150]. Для трансформатора мощность 16 МВА, принимаем Та = 0,04. Если же вы хотите более точно рассчитать значение Та, можете воспользоваться формулами, представленными в пункте 6.1.4 ГОСТ Р 52736-2007.

Термическая стойкость медных шин

2.1.1. Определяем полное время отключения КЗ по выражению 3.88 [Л2, с.191] и согласно пункта 4.1.5 ГОСТ Р 52736-2007:

tоткл.= tр.з.+ tо.в=0,1+0,07=0,18 сек.

  • tр.з. – время действия основной защиты трансформатора, равное 0,1 сек (АПВ – не предусмотрено).
  • tо.в – полное время отключения выключателя выбирается из каталога, равное 0,07 сек.

Термическая стойкость медных шин

2.2. Определяем минимальное сечение шин по термической стойкости при КЗ по выражению 3.90 [Л2, с.191]:

Термическая стойкость медных шин

где: С – функция, значения которой приведены в таблице 3.14. Для алюминиевых шин С = 91.

Термическая стойкость медных шин

Как мы видим ранее принята алюминиевая шина сечением 80х10 мм – термически устойчива.

Видео:КВТ | Обзор инструмента для изготовления изделий из медной \ алюминиевой шины.Скачать

КВТ | Обзор инструмента для изготовления изделий из медной \\ алюминиевой шины.

3. Проверка шин на электродинамическую устойчивость

  • Ударный ток трехфазного КЗ на шинах 10 кВ — iуд = 24,5 кА;
  • Шины выполнены из алюминиевого сплава марки АД31Т1 сечением 80х10 мм, расположены горизонтально в одной плоскости (плашмя) и имеют восемь пролетов.
  • Длина пролета — l = 0,9 м;
  • Расстояние между осями проводников — а= 0,27 м (расположение шин см.рис. 2а ГОСТ Р 52736-2007);
  • Толщина шины — b = 10 мм = 0,01 м;
  • Высота шины — h = 80 мм = 0,08 м;

Термическая стойкость медных шин

3.1. Определяем момент инерции J и момент сопротивления W по расчетным формулам согласно таблицы 4 ГОСТ Р 52736-2007:

Термическая стойкость медных шин

Термическая стойкость медных шин

3.2. Определяем частоту собственных колебаний для алюминиевой шины по выражению 4.18 [Л2, с.221]:

Термическая стойкость медных шин

где: S = 800 мм 2 = 8 см 4 – поперечное сечение шины 80х10 мм.

Если же у вас медные шины, то частоту собственных колебаний определяют по выражению 4.19 [Л2, с.221]:

Термическая стойкость медных шин

В случае, если частота собственных колебаний больше 200 Гц, то механический резонанс не возникает. Если f0 200 Гц, поэтому расчет можно вести без учета колебательного процесса в шинной конструкции [Л2, с.221].

3.3. Определяем наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ по выражению 3.74 [Л2, с.221]:

Термическая стойкость медных шин

  • а = 0,27 м — расстояние между осями проводников (фазами), м;
  • iуд. = 24,5*103 А – ударный ток трехфазного КЗ, А;
  • Если расстояние между фазами а > 2*(b+h) > 2*(0,01+0,08); а = 0,27 м > 0,18 м, то в этом случае коэффициент формы kф = 1,0 [Л2, с.221];

Читайте также: Шины потолочные двухрядные 400 см

3.4. Определяем максимальную силу, действующую на шинную конструкцию при трехфазном КЗ, данное значение нам понадобиться для проверки опорных изоляторов на механическую прочность [Л2, с.227]:

Термическая стойкость медных шин

  • l = 0,9 м – длина пролета, м;
  • kп – поправочный коэффициент на высоту шины, если она расположена на ребро см. рис.4.8. В данном примере шины расположены горизонтально (плашмя), поэтому kп = 1,0:

Термическая стойкость медных шин

где: Hиз. – высота изолятора.

Термическая стойкость медных шин

Дальнейший расчет шинной конструкции в части выбора опорных изоляторов представлен в статье: «Выбор опорных изоляторов для шинного моста 10 кВ».

3.5. Определяем максимальное напряжение в шинах при трехфазном КЗ, возникающее при воздействии изгибающего момента по выражению 4.20 [Л2, с.222]:

Термическая стойкость медных шин

  • l = 0,9 м – длина пролета, м;
  • W = 10,7 см 3 – момент сопротивления поперечного сечения шины, определенный ранее.

3.6. Сравниваем полученное максимальное напряжение в шинах σрасч. = 2,91 МПа с допустимым напряжением материала σдоп. = 137 МПа из таблицы 3 ГОСТ Р 52736-2008.

Термическая стойкость медных шин

Обращаю ваше внимание, что сравнивается максимальное напряжение в шинах с допустимым напряжением в материале жестких шин, а не с допустимым напряжением в области сварного соединения, согласно ГОСТ Р 52736-2008 пункт 5.3.1 и ПУЭ 7-издание пункт 1.4.15.

Термическая стойкость медных шин

Как видно из результатов расчетов σрасч. = 2,91 МПа Вывод:

Выбранные шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм удовлетворяют условию электродинамической стойкости, с длиной пролета l = 0,9 м.

  1. Справочник по электроснабжению и электрооборудованию. Том I. А.А. Федоров, 1986 г.
  2. Электрооборудование станций и подстанций. Второе издание. Л.Д. Рожкова, В.С. Козулин. 1980 г.
  3. ГОСТ Р 52736-2008 – Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания.

Поделиться в социальных сетях

Если вы нашли ответ на свой вопрос и у вас есть желание отблагодарить автора статьи за его труд, можете воспользоваться платформой для перевода средств «WebMoney Funding» и «PayPal» .

Данный проект поддерживается и развивается исключительно на средства от добровольных пожертвований.

Проявив лояльность к сайту, Вы можете перечислить любую сумму денег, тем самым вы поможете улучшить данный сайт, повысить регулярность появления новых интересных статей и оплатить регулярные расходы, такие как: оплата хостинга, доменного имени, SSL-сертификата, зарплата нашим авторам.

Термическая стойкость медных шин

В данной статье будет рассматриваться выбор кабеля (провода) по нагреву при повторно-кратковременном.

Термическая стойкость медных шин

В данном примере нужно выбрать сечение гибких шин для питания ЗРУ-10 кВ от силового трансформатора типа.

Термическая стойкость медных шин

В данной статье будет рассматриваться пример расчета реактивной мощности воздушной линии напряжением 10.

Термическая стойкость медных шин

Требуется определить потери активной и реактивной мощности в автотрансформаторе типа АТДЦТН-125000/220/110.

Термическая стойкость медных шин

Требуется определить относительную величину потери напряжения автотрансформатора типа АТДЦТН-125000/220/110.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    📽️ Видео

    Термическая обработка. ЗакалкаСкачать

    Термическая обработка. Закалка

    Мощная самоделка из медной шины! Такое не купишь в магазинеСкачать

    Мощная самоделка из медной шины! Такое не купишь в магазине

    Как просверлить медную шинуСкачать

    Как просверлить медную шину

    Станок для резания и гибки медных и алюминиевых шинСкачать

    Станок для резания и гибки медных и алюминиевых шин

    Меднение Аммиакатным щелочным электролитомСкачать

    Меднение Аммиакатным щелочным электролитом

    Нормализация. Термообработка | Матвед 11Скачать

    Нормализация. Термообработка | Матвед 11

    Медная шинаСкачать

    Медная шина

    Ошибки при установке и выборе радиальных и диагональных пластырей. Резинокорд - это главная ошибка.Скачать

    Ошибки при установке и выборе радиальных и диагональных пластырей.  Резинокорд - это главная ошибка.

    Шинорез гидравлический ШР-150V NEO (КВТ) с усилием 20 т для поперечной резки электротехнических шинСкачать

    Шинорез гидравлический ШР-150V NEO (КВТ) с усилием 20 т для поперечной резки электротехнических шин

    Физические основы обработки металлов давлением, 1981Скачать

    Физические основы обработки металлов давлением, 1981

    Медь и ее сплавыСкачать

    Медь и ее сплавы

    САМАЯ ДЮРЬМОВАЯ СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙСкачать

    САМАЯ ДЮРЬМОВАЯ СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙ

    Конструкция ЦМК (шина с цельнометаллическим кордом). Радиальная грузовая шина. Основные элементы.Скачать

    Конструкция ЦМК (шина с цельнометаллическим кордом). Радиальная грузовая шина. Основные элементы.

    МЕДЬ РЕЖЕТ КАМЕНЬ БЕЗ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯСкачать

    МЕДЬ РЕЖЕТ КАМЕНЬ БЕЗ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

    Все про короткое замыканиеСкачать

    Все про короткое замыкание

    Тянет медь на токарном... а серебро получится?Скачать

    Тянет медь на токарном... а серебро получится?
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток