Нередко двигатели мотоциклов перегреваются (особенно в жаркое летнее время). Избежать этого и не дать двигателю «застучать» от перегрева поможет устройство для контроля за температурой. Разумеется, выполняется оно не на основе бытового градусника. Температурными датчиками в технике служат в большинстве случаев специальные полупроводниковые приборы – терморезисторы.
Они имеют форму стержней, пластинок, дисков, шайб, бусинок (табл. 1), изготовляемых из смесей окислов металлов или титаната бария со специальными «добавками». Выпускаются такие приборы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления (сокращенно ТКС). Что же характеризует этот параметр?
ТКС показывает, на сколько изменяется в процентах сопротивление терморезистора при отклонении температуры на 1 °С, отнесенное к величине его сопротивления при 20 °С, и выражается в %/°С, то есть
где ΔR — абсолютное изменение сопротивления (Ом) терморезистора в интервале температур Δt (°С),
Ro — сопротивление (Ом) терморезистора при 20 °С.
Терморезисторы, изготовленные на основе окислов металлов, имеют отрицательный ТКС. Эти полупроводниковые приборы (называемые еще в обиходе и «минус-термисторами») используют для температурной стабилизации электрических цепей и контуров, режимов транзисторных каскадов для термокомпенсации электроизмерительных приборов, в качестве датчиков в устройствах измерения и регулирования температуры, в системах пожарной сигнализации и другой автоматике. Необходимые справочные данные по наиболее распространенным приборам такого рода сведены в таблицу 1, которая приводится ниже.
Изготовленные на основе титаната бария терморезисторы имеют положительный ТКС. Их также называют позисторами. Они предназначены для работы в термостатах кварцевых резонаторов в качестве регуляторов температуры нагревательных элементов, могут также осуществлять термостабилизацию режимов работы транзисторов (совместно с терморезисторами с отрицательным ТКС и резисторами), защищать элементы электронных аппаратов от перегрузки по току.
На корпусах терморезисторов с отрицательным ТКС цифрами обозначают величину номинального сопротивления при строго определеннной температуре окружающей среды. Для большинства из них эта температура установлена 20 °С. (У терморезисторов, предназначенных для измерения высоких температур, величина номинального сопротивления указана при t = 150 °С.)
Сопротивления позисторов строго не нормируют, поскольку различные экземпляры одного и того же типа могут значительно отличаться своими значениями. Важный параметр этих приборов — кратность изменения сопротивления в области температур, при которых ТКС имеет положительные значения, то есть отношения максимального сопротивления к его минимальному значению в данной области (табл. 2).
Среди других параметров терморезисторов, встречающихся в справочной литературе — максимальная мощность рассеяния, при которой терморезистор, находящийся в спокойном воздухе при t = 20 °С, разогревается протекающим током до максимальной рабочей температуры, допустимой для данного типа, и постоянная В, зависящая от физических свойств полупроводникового термочувствительного материала.
Тепловая постоянная времени характеризует тепловую инерционность терморезистора, то есть насколько быстро он приобретает окружающую температуру при ее изменениях. Этот параметр измеряют следующим образом. После длительной выдержки терморезистора в воздушной среде с t = 0°С его быстро переносят в атмосферу, где поддерживается 100 °С. Время, в течение которого температура полупроводника возрастет в е раз (основание натуральных логарифмов е = 2,718), или на 63 процента и принимают за величину постоянной времени терморезистора. Она тем больше, чем массивнее полупроводниковый прибор.
На принципиальных схемах терморезисторы обозначаются символом постоянного сопротивления, который пересекает наклонная линия с изломом внизу – знак нелинейного саморегулирования. Для указания внешнего фактора используют общепринятое буквенное обозначение t° (температура). Знак температурного коэффициента сопротивления указывают только в том случае, если он отрицательный. Буквенное обозначение терморезистора – RK.
Читайте также: Мотор скейт по воде
Но, как говорится, вернемся к нашим делам: устройству «градусника» для мотоцикла. Шкала самодельного термометра нелинейна, так как он рассчитан на измерение «предела», то есть максимальной температуры двигателя (100…120 °С).
Схема устройства с терморезистором показана на рисунке 1а. Измерительная головка РА1 может быть любой. Можно, например, использовать в качестве РА1 микроамперметр М1131. Он имеет небольшие размеры и к тому же вибростойкий.
Ну а если под руками термистора не оказалось, то на роль термодатчика вполне подойдет… диод Д2В. Правда, принципиальную электрическую схему придется несколько подкорректировать (рис. 1б). А сам диодный термодатчик следует обмотать фторопластовой лентой и поместить между ребрами радиатора охлаждения цилиндра (лучше всего в головку цилиндра).
Рис. 1. Схема «градусника» для мотоцикла, выполненная на базе стандартного термистора (а) и полупроводникового диода Д2В в качестве датчика температуры (б).
Подстроечным резистором R1 устанавливаются максимальные показания РА1 при температуре датчика 110…120 °С.
Теперь о подробностях. Начнем с термометра. Схема его проста, поэтому нет никакого смысла делать печатную плату. Описывать конструкцию «в объеме» тоже нет надобности: любой начинающий радиолюбитель может собрать ее за 5 минут. Правильно собранный «градусник с термодиодом» для мотоцикла заработает сразу, необходимо только подстроечником R1 (см. схему) установить стрелку РА1 на 100…120 °С при t0 двиг. =120°С.
При использовании крупногабаритного микроамперметра схему можно расположить внутри его и вывести три провода: 1 — «⊥», 2 – «+», 3 — «датчик» Д2В (рис. 2).
Рис. 2. Конструкция прибора, «электроника» которого почти вся умещается в корпусе микроамперметра.
Если в мотоцикле (мотоблоке) напряжение стабилизируется с помощью реле-регуляторов или других электронных (механических) стабилизаторов, то схема упрощается. Шкалу микроамперметра можно отградуировать и примерно оценивать температуру двигателя, который часто перегревается (особенно в жару).
Контролируя с помощью «полупроводникового термометра» температуру двигателя на моем «двухколесном агрегате», я ни разу не позволил мотору заклинить.
Видео:Цифровой Мото Tермометр Runleader RL-TM003AСкачать
Термометр для мотора мотоцикла
Часть 2.
Перейдем к установке.
Первое, что нужно уяснить, то, что температура двигателя — очень относительный показатель. Во время работы, различные узлы нагреваются по разному, и температура в головке цилиндра всегда будет ниже, чем на ребрах того же цилиндра, а масло будет еще холоднее. Второе — китайские термометры за $5 брешут бессовестно и с огромной погрешностью. И даже если вам попался абсолютно точный термометр — не забываем про внешние факторы: температура встречного воздушного потока, смена направления ветра, попадание воды из луж на щуп термометра и т.д. Вы никогда не сможете узнать точную температуру двигателя — это как узнать точную погоду в России. Поэтому, смотреть на ситуацию нужно как «Зима», «Весна», «Лето». То есть «Холодный двигатель», «Прогретый двигатель» и «Перегретый двигатель»)))
Еще один нюанс:
Все цифровые термометры имеют свой потолок показаний, то есть максимальную температуру, которую они могут измерять. Минимальную тоже, но оно нам не надо. Максимально допустимая для термометра температура, обычно указывается на сайте продавца. При достижении датчиком этого порога, термометр либо сходит с ума, то есть начинает показывать какую-то ересь, либо просто замирает на последней цифре и держит ее, пока температура не спадет до разумных пределов. Лично на моем термометре, этот предел составляет 110 градусов по цельсию, после чего, на экране просто появляется буква «H», сокращение от «HOT» — горячо. Как только щуп попадает в менее горячую среду — показания снова появляются. Поэтому, если после установки, вы обратили внимание на странное поведение термометра, рекомендую перевесить щуп в «более прохладное» место, например с ребер цилиндра на его головку, или с задней части цилиндра, не обдуваемой ветром, на переднюю. С этим вроде разобрались.
Читайте также: Лодочные моторы в анапе сузуки
Способов установки есть великое множество, от приклеивания пластырем, до рассверливания головки и установки щупа непосредственно внутрь. Я буду рассматривать два, на мой взгляд, самых адекватных.
1) Если вы приобрели термометр без щупа, с простым огрызком проводов в 10см длиной (термопара), то это самый простой вариант. Провода наращиваются при помощи двух тонких проводков из низкоточного кабеля (типа DSL), кабель используется для прокладки локальных сетей, интернета, систем видеонаблюдения и т.д. Просто приходите в магазин и спрашиваете DSL кабель, отдаете 30 рублей за метр и уходите домой. Дома, аккуратно крест на крест ослабляете болты на 10мм, прижимающие головку к цилиндру, их там 4 (гайки на 12 откручивать не нужно), затем просовываете термопару под один из болтов, так, чтобы провода замыкались через этот болт, и так же аккуратно крест на крест затягиваете все болты обратно. Вся фишка в том, что чем ближе будет термопара к цилиндру (самой горячей части), тем раньше вы узнаете о перегреве. Но о температурных порогах термометра тоже забывать не следует, и если термометр «глючит», следует искать более холодное место. В общем, ищем золотую середину.
2) Для термометров со щупом. Понадобится высокотемпературный герметик типа «Abro». Лично я видел в продаже черный и красный. Я взял черный. Снимаем колпачок с тюбика и жирно намазываем щуп с одной стороны. Жирно — это 3 мм в толщину. Даем высохнуть, переворачиваем и мажем с другой. Снова даем высохнуть. Полученный силиконовый «дюбель» вставляем между ребрами цилиндра. Заводим, прогреваем, смотрим.
В крайнем случае, если что-то не устраивает, ничто не мешает отрезать щуп, зачистить 2 провода и сделать по схеме №1)))
После установки датчик необходимо будет «обкатать». Прокатитесь по городу, по трассе, уясните, какие температуры и в каком режиме являются нормальными для вашего мотоцикла. И не забываем про герметизацию платы термометра. Я использую термоклей, но тот же герметик справится не хуже.
Видео:Мототермометр МТ-50 для двух цилиндровСкачать
Часы и термометр для мото, вело техники
«… Не подскажите который час?… а температура воздуха за бортом?»
Поставим, и будем ездить «по приборам»! ?
Покупалось для установки на руль мотоцикла (для оценки текущего времени и температуры в салоне и на улице:).
Как я понимаю, ничто не мешает установить подобное и на «Лисапед» — вопрос только в целесообразности ?
Читайте также: Моторы с питанием от батареек
Предполагаю нет смысла рассказывать, как было плохо ДО приобретения, и как стало хорошо ПОСЛЕ ? Тем более, что «мопед не мой».
Весна, холодина (утром был еще и ливень)!
Пришел Леха, рассказать как он «задубел» по дороге на работу.
Он не давно купил раритет- мотоцикл с коляской. Надо сказать достаточно достойный вариант, мне по крайней мере понравился, хотя на работу ездить на таком я не стал бы (тем более по такой погоде).
-Как тебя там вообще не смыло? ?
-Да я все время встречным светом моргал, что бы перед лужами скорость сбрасывали. Иначе, с люлькой, волной бы нафиг унесло!
Замерз как «цуцик»… а на Али есть термометр для мотоцикла? Давай поищем? И часы! А то еду, время никак не посмотреть- руки то заняты.
-Ну давай.
Найдены были несколько вариантов, остановились на этом.
Во-первых просто и довольно симпатично, приборы и сразу парой. В стиле остальных приборов мотоцикла, что бы не портить «композицию».
Цвет циферблатов выбрали черный (у некоторых продавцов были разные варианты).
В списке совместимости, вполне естественно, «нашего» Урала не оказалось ? непорядок… чем мы хуже харлеев?
Применимость:
Подходит для большинства мотоциклов H-Arley/Crusier/Chopper/Custom С 7/8 «или 1» Руль
Водонепроницаемый, ударопрочный, светящийся в темноте
Такое «нам» и надо! Решили покупаем!
Приехало быстро. Стиль упаковки как я называю «Xiaomi» ? наш родной, совдеповский! ?
Термометр, с двумя стандартами измерения :)))) Вид довольно симпатичный, но мне кажется мелковаты цифры будут, лучше бы крупнее и только по Цельсию.
В комплекте ключ (шестигранник) для установки. Вернее сказать ключа два, по ключу к термометру и к часам
Снизу имеется силиконовая прокладка, как я понимаю для установки на 7/8″ руль. Для «Урала» прокладка оказалась лишней.
Сравнил показания с моим «эталонным» (проверенным) цифровым. В принципе неплохо.
Ключ используется не только для крепления к рулю, но и для разборки приборов. При надавливании в отверстие снизу, и термометр и часы разбираются.
Фактически термометр (и часы) просто очень плотно вставлены в корпус, через силиконовую прокладку. Никакого дополнительного крепления не предусмотрено, хотя сомневаюсь, что они могут самостоятельно «покинуть» руль.
Ну что промеряем размеры приборчиков?
Размеры из магазина
и реальные. Диаметр меньше на пару мм.
Часы. Размеры такие же. Крепление выполнено аналогично.
Вид симпатичный, и уже не такие мелкие цифры.
Часы кварцевые, т.е. имеется необходимость устанавливать время и менять элементы питания, поэтому разбираем их, так же как и предыдущего подопытного.
Механизм имеет некоторый люфт, до упора головкой. Не очень хорошо, но в принципе, поджатые через прокладку неподвижны и не болтаются.
Записываем модель батареи, для будущих замен. Используется механизм GL68 и батареи типа LR626
На термометр и часы, отдельные элементы нанесены флуоресцентной краской.
В темноте ее видно ОЧЕНЬ слабо (практически лишь одна реклама свечения).
Покупкой в основном довольны.
Выглядит набор симпатично, функции выполняет.
Из минусов — мелкие цифры термометра. В темноте краска не светится, считывать показания проблематично.
Примерно так выглядит набор после установки. Там же и вольтметр из прошлого обзора ?
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🌟 Видео
МТ-40 Мото-термометр с двумя датчиками температурыСкачать
Датчик температуры двигателя на мотоцикл Альфа 110Скачать
Датчик температуры на оппозит - Мото Термометр МТ-50Скачать
НУЖЕН КАЖДОМУ! Датчик температуры ДВС (2-х и 4-х тактный) PROMAX на два цилиндраСкачать
Супер пупер счётчик мото часов с датчиком темп. и другие девайсы, тахометр RL-HM035TСкачать
Мото термометр МТ 32 электронный датчик для снегоходаСкачать
Эндуро/Кросс, дешёвый датчик температуры с дисплеем + установкаСкачать
Мото Часы и Термометр на руль мотоцикла 22ммСкачать
Часы и термометр для мотоциклаСкачать
Установка мото термометра МТ-40 на ЯвуСкачать
Термодатчик для мотоциклаСкачать
Мото термометр МТ-32Скачать
Электронный термометр с выносным датчикомСкачать
Мото термометр МТ-32Скачать
Мото Часы Термометр Вольтметр INGFСкачать
Указатель температуры двигателя цифровойСкачать
На оппозит указатель температуры, дёшево и сердито.Скачать
Вольтметр-Термометр-Часы для мотоцикла 3в1 с АлиСкачать