Любой атмосферный двигатель можно улучшить – это своего рода аксиома, поднять ему КПД, а соответственно и производительность. НА данный момент самым лучшим увеличением мощности является установка дополнительного оборудования, такого как турбина или компрессор. С их помощью можно увеличить мощность от 10 до 40%, что очень существенно. Вот только что из них лучше, да и какая в них разница? Почему одни устанавливают одно, а другие — другое? Давайте разбираться …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Статья будет подробная с видео в конце, а также с голосованием, так что читаем – смотрим – участвуем, отдаем свои голоса.
Если честно ребята, то для меня принцип работы этих двух устройств — практически одинаков! «ДА как так» — скажите вы — «ТЫ, что с ума сошел» (и полетели помидоры). Но если откинуть все эмоции то и компрессор и турбина нагнетают воздух в двигатель, просто делают это различными путями, так что задача у них одна – «нагнетать»! А вот методами – категорически различаются.
- Как повышается мощность
- Компрессор
- Турбина
- Что лучше?
- Похожие новости
- Компрессор или турбина — что лучше? Особенности нагнетателей
- Принцип работы компрессора
- Принцип работы турбины
- Недостатки компрессора и турбины
- Принципиально новое решение
- Турбина
- Подробнее о нагнетателях
- Запчасти на renault 14
- Запчасти на mazda 2
- Особенности компрессора
- Преимущества и недостатки механических нагнетателей
- Компрессор
- Подробнее о турбокомпрессорах
- Разница оборотов
- Что представляет собой электротурбина
- Особенности турбонагнетателя
- Немного о китайских электротурбинах
- Что лучше выбрать?
- Обслуживание систем наддува
- Вывод
- 📸 Видео
Видео:турба или компрессор? что круче?Скачать
Как повышается мощность
Прежде чем выяснять — что лучше компрессор или турбина, давайте пройдемся по принципу повышения мощности.
Как мы с вами знаем, двигатель внутреннего сгорания работает на воздушно топливной смеси, именно она воспламеняется в цилиндрах и затем сгорает – состоит она из воздуха и бензина, которые поступаю во впускной коллектор или двигатель различными путями:
- Если взять бензин — то он подается по специальным каналам (топливопроводу), его подачей занимается специальный насос.
- Если взять воздух — то он никак не нагнетается, а просто засасывается двигателем через воздушный фильтр, а если фильтр загрязняется – тогда мощность может даже упасть, вырастит расход.
Что делают наши устройства – они попросту начинают бешено нагнетать воздух в цилиндры, что положительно влияет на мощность. Воздуха много, топливо «настраивают», его тоже много – мощность вырастает. Думаю это понятно. Для тех, кто не совсем понял, читаем статью — как работает турбина.
То есть и компрессор и турбина нагнетают в цилиндры — только воздух и больше ничего. Где-то слышал — что нагнетается еще и топливо, но по сути это бред. Тогда в чем же разница, ведь и тот и другой узел делают одно и тоже, почему их различают – что лучше в конце-концов?
Для того чтобы ответить на все эти вопросы, стоит вспомнить каждый из узлов, первый появился компрессор
Видео:Суперчарджер. Приводной компрессор | Science Garage На РусскомСкачать
Компрессор
Это механический нагнетатель воздуха, который вешается «рядом с двигателем» не вмешивается в его строение. Сейчас на данный момент есть три типа:
Нужно отметить, что компрессоры появились раньше, чем турбины, достаточно долго устанавливались на агрегаты внутреннего сгорания, да и сейчас многие народные тюнеры на ПРИОРЫ, КАЛИНЫ ставят именно их. Плюсов — минусов у них предостаточно, пробежимся быстро.
- Эффективное нагнетание воздуха, повышение мощности до 10%
- Надежность, очень прочная конструкция иногда ходили весь срок службы автомобиля
- Требуют минимум ухода
- Не вмешиваются в работу и строение двигателя, устанавливается рядом (если можно так выразиться)
- Нет такого эффекта как турбояма
- Не работает при высоких температурах
- Можно установить своими руками
- Не требует масло двигателя для смазки
Минусы:
- Нет такой высокой производительности, как у турбины.
- Устаревшая модель, на многих авто снято с производства
Компрессор зачастую устанавливается на ременную передачу от коленвала двигателя, то есть производительность напрямую зависит от оборотов – малые малая производительность, большие – большая, думаю это понятно. Но вот самым большим минусом является то — что максимальные обороты, равняются максимальным оборотам двигателя – а как мы знаем это 7000 – 8000, ну может чуть больше, но это уже исключение из правил. Таким образом, нагнетание воздуха строго ограниченно, как и производительность (конечно применение шестеренок и правильного передаточного числа дает возможность раскрутки до 10 – 12000 оборотов, но это копейки) — ну не выжмешь ты из компрессора столько сколько из турбины, она его «рвет» по всех характеристикам.
Видео:Наддув ДВС. Как работает турбонаддув?Скачать
Турбина
Это тоже нагнетатель воздуха, причем также механический, но высокотемпературный, работает практически всегда с показателями в 700 – 800 градусов Цельсия. Она уже вмешивается в строение двигателя, смазывается его маслом, а также работает от выхлопных газов, то есть «врезка» в глушитель.
Принцип ее работы также прост, при работе двигателя, на такте выпуска, выходят отработанные газы в глушитель, по специальному каналу они идут и раскручивают горячее колесо турбины, которое сидит на одном валу с холодным, соответственно и холодное колесо начинает бешено крутиться.
Таким образом, можно добиться – 200 – 240000 оборотов в минуту! Просто вдумайтесь, это в несколько десятков раз больше чем у компрессора – производительность просто зашкаливает, вот почему не редко турбина увеличивает производительность двигателя на 40%. Но вот надежность этого узла оставляет желать лучшего.
Плюсы:
- Высокая производительность, в десятки раз больше чем у оппонента
Наверное, это все плюсы, больше их нет, только отрицательные моменты.
Минусы:
- Использует масло двигателя, для смазки и отвода излишней температуры, поэтому масло меняется на 30 – 40% чаще, чем с двигателем с компрессором
- Низкий ресурс, как ни крути, но больше 150 000 километров ходить не будет, нужен ремонт (а с нашими Российскими реалиями, качеством бензина, и погодой срок эксплуатации еще меньше)
- Дорогой ремонт. От 60 до 200 000 рублей, в зависимости от марки и класса автомобиля
- Жор масла. Даже в нормальном состоянии, она может расходовать масло, нормальным считается 1 литр, на 10 000 километров.
- Вытягивает цепь двигателя. Зачастую применение турбины в двигателях, особенно с небольшим объемом, является причиной вытягивания цепи, грешат этим многие низкообъемники многих компаний.
- Сами навряд ли установите, нужна квалифицированная помощь, что тоже не дешево.
Конечно, если покопаться, минусов станет гораздо больше, однако это самые существенные.
Итак, все разобрали по полочкам, теперь думаю понятно, в чем разница этих агрегатов – один работает на ременном приводе от коленвала двигателя (компрессор), другой работает от отработанных газов, врезается в глушитель, и смазывается маслом двигателя (турбина). Теперь думаем что лучше.
Видео:Чем отличается турбина от турбокомпрессора. Зачем охлаждают турбинуСкачать
Что лучше?
Стоит посмотреть на производителей, сейчас компрессоров вы и не найдете. ТОЛЬКО – ТУРБИНА! Почему да очень просто, разделите 200 000 на 12000 = 16, именно во столько превосходит турбина своего соперника по оборотам, а соответственно и выигрыш в мощности будет ощутимый.
Турбина, это реально мощный, производительный агрегат, который повысит мощность от 30 до 40% (примерно), если вам это важно (гоняете на ралли например), это ваш выбор. Но готовьтесь выкладывать большие деньги за обслуживание (ремонты), частые диагностики, замену масла и т.д.
Если не нужна такая бешенная производительность, а хочется процентов 7 – 10 к мощности, чтобы геморроя с обслуживанием не было, хватило на весь срок эксплуатации авто (настроил и забыл), чтобы сам мог поставить причем дешево – ТОГДА компрессор.
Может вы рядовой парень, на ПРИОРЕ, и хотите установить себе нагнетатель своими руками (да еще и дешево), чтобы повысить мощность на 10%, причем вам важна надежность – то однозначно компрессор.
Турбина вам не по плечу, потому как придется перелопатить устройство мотора, ставить всякие даунпайпы, лезть в смазку вашего агрегата, да еще много всяких приколов. Причем стоимость будет в разы больше.
Тут как говорится – что кому нужно! А я надеюсь, что моя статья вам помогла, сейчас смотрим видео.
Теперь ребят попрошу проголосовать, что вы себе поставили?
А вот теперь заканчиваю, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ.
(9 голосов, средний: 4,78 из 5)
Похожие новости
Распределенный или непосредственный впрыск (MPI или GDI). Какая .
Гидрокомпенсаторы или толкатели (клапанов). Что лучше?
Задиры и «проворот» вкладышей в двигателе корейских авто. KIA (O.
Видео:ТУРБИНА И КОМПРЕССОР. Устройство, анимация, советы эксплуатации.Скачать
Компрессор или турбина — что лучше? Особенности нагнетателей
В наше время очень актуально увеличивать скоростные показатели своего автомобиля. Наиболее распространённые варианты это установка компрессора или турбины: что лучше пробуем разобраться в этой статье.
Читайте также: Ремонт компрессоров в татарстане
Но для начала разберёмся с принципами работы, плюсами и минусами данных улучшений для двигателя.
Принцип работы компрессора
Существуют объёмные нагнетатели, они подают воздух в двигатель равными порциями независимо от скорости, что даёт преимущества на низких оборотах.
Компрессоры внешнего сжатия, очень хорошо подходят там, где требуется много воздуха на низких оборотах. Минус, это то, что давления он сам не создаёт и может создать обратный поток. Его сжатие имеет довольно низкий КПД.
Компрессоры внутреннего сжатия довольно хороши на высоких оборотах и имеет намного меньший эффект обратного потока. Из-за высоких требований к изготовлению имеют высокую цену, а при перегреве имеют шанс заклинивания.
Динамические нагнетатели работают при достижении, определённых оборотов, но зато с большой эффективностью.
Компрессоры работают от коленчатого вала двигателя с помощью дополнительного привода. И поэтому обороты компрессора зависят от оборотов двигателя.
Видео: устройство и принцип работы винтового компрессора.
Так, переходим к турбо-наддуву, чтобы определиться, что лучше компрессор или турбина.
Принцип работы турбины
Турбина работает за счёт энергии отработавших газов. Турбокомпрессор — это комбинирование турбины и центробежного компрессора.
Выхлопные газы с большей скоростью вращают колесо турбины на валу, а в другом конце вала находится центробежный насос, который нагнетает больше воздуха в цилиндры.
Чтобы охладить сжатый турбиной воздух, используют дополнительный радиатор — интеркулер.
Недостатки компрессора и турбины
Турбина хорошо подходит для обогащения кислородом топливной смеси. Но всё же имеет свои минусы:
- турбина — это стационарное устройство и требует полную привязку к двигателю;
- на малых оборотах она не даёт большой мощности, а только на больших способна показать всю свою мощь;
- переход с малых оборотов до высоких называется турбо — ямой, чем большую мощность имеет турбина, тем больше будет эффект турбо — ямы.
В наше время уже имеются турбины, отлично работающие на высоких и на низких оборотах двигателя, но и цена у них соответственно приличная. При выборе компрессора или турбины, многие отдают предпочтение турбо-наддуву, независимо от цены.
Что же лучше — компрессор или турбина
С компрессором намного проще при установке и эксплуатации. Работает он на низких и на высоких оборотах. Также он не требует больших усилий или затрат при ремонте, так как в отличие от турбины, компрессор независимый агрегат.
Чтобы настроить турбину, понадобится хороший специалист для настройки под топливную смесь. А что бы настроить компрессор не нужно больших усилий, или каких либо профессиональных знаний, всё настраивается топливными жиклёрами.
Помимо всего, турбо-наддув довольно сильно нагревается, из-за своей особенности, развивать очень высокие обороты.
У приводных нагнетателей (компрессор), давление не зависит от оборотов и поэтому автомобиль очень чётко реагирует на нажатие педали газа, а это довольно ценное качество, когда машина разгоняется. Ещё они очень просты в своей конструкции.
Но есть недостатки и у компрессоров, моторы оборудованные нагнетателями с механическим приводом имеют большой расход топлива и меньший КПД, в сравнении с турбиной.
Также имеются большие различия в цене. Любая мощная турбина популярного производителя будет иметь большую стоимость и будет дорога в обслуживании. И к тому же требуется для её установки, немало дополнительного оборудования. Компрессору же, нужен только дополнительный привод.
Видео:Устройство и принцип работы винтового компрессораСкачать
Принципиально новое решение
С появление автомобилей инженеры стремились создать такой агрегат, который сможет разогнать транспорт до невероятных скоростей. Разумеется, этому поспособствовал набирающий популярность автоспорт. Наверняка все читатели хотя бы раз видели фотографии старых гоночных автомобилей – вытянутый, низко посаженный транспорт, большую часть которого занимал моторный отсек. 16-цилиндровые силовые агрегаты не были редкостью в середине прошлого века. А почему использовали именно такие монструозные моторы? Причины, казалось бы, просты:
- Для увеличения мощности нужны агрегаты, в которых можно сжигать как можно большее количество топлива;
- Для увеличения количества сгораемого топлива нужно создавать двигатель большого объема.
Однако конструкторы быстро выяснили, что по мере увеличения двигателей их масса начинает становится такой большой, что дальнейшие попытки увеличить объем не приводят к желаемому результату. И это не говоря о том, что для нормального сгорания топлива в цилиндры нужно подавать большие объемы атмосферного воздуха. На 14 объемных частей воздуха должна приходиться всего одна часть топлива – именно при таком соотношении топливо будет сгорать полностью. А что если мощность двигателя можно увеличить не за счет увеличения кубатуры, а за счет подвода больших объемов воздуха? Так и родилась идея применения нагнетателей и компрессоров.
Видео:Турбо | Science Garage На РусскомСкачать
Турбина
В отличие от компрессора, турбина «встраивается» в двигатель, использует его масло и функционирует от выхлопных газов, то есть происходит «вмешательство» в систему выпуска.
Принцип работы турбины следующий: газы поступают на выпуск двигателя, далее идут на горячее колесо турбины (раскручивая его), энергия вращения передаётся на холодное колесо, которое начинает быстро вращаться и нагнетать воздух на впуск двигателя.
Плюсы турбины:
- более высокая эффективность работы;
- использует энергию выхлопных газов;
Минусы турбины:
- эффективно работает на высоких оборотах;
- присутствует так называемый турболаг или задержка между нажатием на педаль газа и увеличением мощности двигателя;
- использует моторное масло для смазки, а потому двигатель требует более частой его замены;
- повышенный расход масла;
- недолгий срок эксплуатации, в лучшем случае — до 200 тыс. километров;
- высокая стоимость ремонта;
- сложности в установке;
Фактически, главный и единственный плюс турбины — это внушительное увеличение мощности двигателя, дальше идут одни минусы.
Видео:Турбина или Компрессор? Суперчарджер против Турбочарджера!Скачать
Подробнее о нагнетателях
Первыми на свет появились механические нагнетатели. С их помощью инженеры смогли повысить мощностные характеристики автомобилей без увеличения рабочего объема двигателей. Все оказалось очень просто: в единицу времени в двигателе могло сгорать больше топлива, так как его горение обеспечивалось бесперебойной подачей воздуха нужных объемов. Напоминаем, что способность двигателя всасывать воздух крайне ограничена, а вот если в систему добавить нагнетатель, двигатель всегда будет обеспечен кислородом.
Механические нагнетатели активно применяли еще в 30-х годах прошлого века. Обычно их называли компрессорами, хотя позже появилось понятие турбокомпрессоров – это несколько иная технология. О ней мы поговорим чуть позже. Конструктивно механические нагнетатели довольно просты, хотя схем их реализации очень много. Обычно их делят на два типа:
Запчасти на renault 14
Фонарь задний центральный
1.2 (1210) 129
Запчасти на mazda 2
Фара противотуманная правая 1.5 D S5Y5
К примеру, популярные в свое время нагнетатели Roots работали почти так же, как масляные шестеренчатые насосы. Пара роторов, вращающихся в противоположные стороны и связанные друг с другом шестернями на осях, сжимают воздух в трубопроводе. Воздух, получив достаточное ускорение, продвигался в сторону автомобильного двигателя, где и обеспечивал горение топлива.
Довольно интересное решение было предложено инженером Лисхольмом. В его нагнетателе располагалось два взаимодополняющих шнека, вращающихся в разные стороны. Захватывая воздух, шнеки загоняли его прямо в цилиндры. Казалось бы, особых отличий между нагнетателем Лисхольма и аналогичным агрегатом от Roots нет, но на деле оказалось, что первое устройство более компактно, работает практически бесшумно и имеет минимально возможные потери. К несчастью, шнековый нагнетатель сложно изготавливать – зазоры в нем настолько малы и должны быть так хорошо выверены, что производство агрегатов Лисхольма был экономически нецелесообразным.
Появившиеся почти одновременно с объемными, центробежные нагнетали работали по иному принципу. Они очень похожи на современные турбины – та же «улитка», создающая избыточное давление за счет работы компрессорного колеса. Вот только от современного турбонаддува центробежный нагнетатель отличается приводом – он механический.
Существуют и весьма необычные конструкции. Например, волновой нагнетатель Comprex от Asea-Brown-Boweri. Суть его работы сводятся к следующему: при вращении ротора в ячейку попадает атмосферный воздух, ячейка подходит к специальному отверстию, через которое проходят отработавшие газы. За счет взаимодействия с более горячими газами резко возрастает давление и воздух вытесняется во впускной трубопровод. Так как ротор вращается на протяжении всего цикла нагнетания воздуха, отработавшие газы не успевают попасть туда же, куда и воздух. Сразу после вытеснения газов в ячейке резко снижается давление и новая порция воздуха попадает в нее без механических воздействий.
Читайте также: Наличие границы помпажа является особенностью характеристик компрессоров
Логично предположить, что при всем многообразии нагнетателей они должны управляться весьма специфическим образом. На самом же деле управляются механические нагнетатели очень просто. Схема выглядит так:
- Нагрузка двигателя высока – перепускной трубопровод закрыт заслонкой. Дроссельная заслонка открыта и через нее воздух может попасть к двигателю;
- Нагрузка находится в пределах нормальной – дроссельная заслонка закрыта, заслонка трубопровода открыта частично. Избыток воздуха при этом может вернуться на вход нагнетателя.
Здесь стоит отметить, что в состав систем как механического, так и газотурбинного наддува должен входить охладитель. Он называется интеркулером. Об интеркулерах мы ранее писали в отдельном материале. Такое устройство нужно для уменьшения температуры воздуха. Дело в том, что при сжатии воздух нагревается. Плотность нагреваемого воздуха постепенно уменьшается, следствием чего является падение мощности двигателя – полезный объем горячего воздуха ниже, чем холодного. Снизив температуру наддувочного воздуха хотя бы на 10 °C, можно увеличить мощность нагнетателя на 3%. Мощность двигателя вырастет примерно на тот же процент.
Видео:Компрессор! Как выбрать Суперчарджер! Roots Lysholm или CentrifugalСкачать
Особенности компрессора
Это механический нагнетатель, который бывает нескольких типов:
Компрессоры стали устанавливать на автомобили задолго до появления турбин – примерно в 50-60-х годах прошлого века. Сейчас же подобные агрегаты практически не используются. Последними производителями, которые устанавливают компрессоры, является «Мерседес» и «Ренж Ровер».
Видео:Интеркулер в системе турбонаддува двигателяСкачать
Преимущества и недостатки механических нагнетателей
Механические нагнетатели до сих пор находят применение, хотя из автопромышленности их исключили. Такую конструкцию считают устаревшей, несмотря даже на то, что она лишена турболага – задержке в увеличении мощности при резком наборе скорости автомобилем. Недостатки механических нагнетателей таковы:
- Низкая производительность;
- Высокая шумность работы (относительно тихие нагнетатели слишком сложны в производстве);
- Большие габариты.
Ключевыми моментами все-таки принято считать производительность и габариты. Механический нагнетатель имеет не самый высокий КПД, при том что занимает довольно много места под капотом (хотя и здесь многое зависит от конструкции). Тем не менее, достоинства у механических нагнетателей есть. В их числе:
- Уже упомянутое отсутствие турболага (турбоямы);
- Возможность повысить мощность ДВС на 5-10%;
- Отсутствие сильного нагрева (решается применение интеркулера);
- Почти неограниченный эксплуатационный ресурс;
- Высокая надежность.
Кроме того, нагнетатели почти не нуждаются в обслуживании. Опять же, исключением могут стать специфические конструкции, которые встречаются довольно редко. Данный агрегат по своей сути является самым простым решением для реализации наддува двигателя. Так как инженеры гонятся за увеличением топливной экономичности двигателей, нагнетатели в принципе не могли остаться актуальными. Их почти окончательно перестали использовать еще в конце 90-х годов. На замену нагнетателям пришли турбокомпрессоры.
Видео:Центробежный компрессорСкачать
Компрессор
Это механический нагнетатель воздуха, который вешается «рядом с двигателем» не вмешивается в его строение. Сейчас на данный момент есть три типа:
Подробнее про компрессоры читаем здесь.
Нужно отметить, что компрессоры появились раньше, чем турбины, достаточно долго устанавливались на агрегаты внутреннего сгорания, да и сейчас многие народные тюнеры на ПРИОРЫ, КАЛИНЫ ставят именно их. Плюсов — минусов у них предостаточно, пробежимся быстро.
- Эффективное нагнетание воздуха, повышение мощности до 10%
- Надежность, очень прочная конструкция иногда ходили весь срок службы автомобиля
- Требуют минимум ухода
- Не вмешиваются в работу и строение двигателя, устанавливается рядом (если можно так выразиться)
- Нет такого эффекта как турбояма
- Не работает при высоких температурах
- Можно установить своими руками
- Не требует масло двигателя для смазки
Минусы:
- Нет такой высокой производительности, как у турбины.
- Устаревшая модель, на многих авто снято с производства
Компрессор зачастую устанавливается на ременную передачу от коленвала двигателя, то есть производительность напрямую зависит от оборотов – малые малая производительность, большие – большая, думаю это понятно. Но вот самым большим минусом является то — что максимальные обороты, равняются максимальным оборотам двигателя – а как мы знаем это 7000 – 8000, ну может чуть больше, но это уже исключение из правил. Таким образом, нагнетание воздуха строго ограниченно, как и производительность (конечно применение шестеренок и правильного передаточного числа дает возможность раскрутки до 10 – 12000 оборотов, но это копейки) — ну не выжмешь ты из компрессора столько сколько из турбины, она его «рвет» по всех характеристикам.
Видео:Турбины. Часть 1. Принципы работы компрессора, турбины, геометрии.Скачать
Подробнее о турбокомпрессорах
Вы удивитесь, но первые турбокомпрессоры появились в начале 20 века. Впервые их описал швейцарский изобретатель Альфред Бюхи. Согласно его расчетам, довольно простой механизм мог развивать до 2 тысяч оборотов в минуту. При этом его производительность была очень высокой. В предыдущем разделе мы упомянули, что центробежные нагнетатели очень похожи на турбокомпрессоры. Но было упомянуто одно отличие: привод. Дело в том, что турбины приводятся в действие потоком выхлопных газов. Проще говоря, турбокомпрессор не отнимает у двигателя часть его мощности для осуществления работы.
Работа турбокомпрессора сводится ко все тому же сжатию воздуха и его подаче к двигателю. Эффективность компрессора во многом обусловлена тем, что он не имеет связи с коленчатым валом двигателя – его привод реализован по-другому. Вот как это выглядит:
- При работе двигателя он выбрасывает отработавшие газу через специальную систему;
- Часть газов перенаправляется на турбинное колесо;
- Колесо начинает вращаться внутри корпуса;
- Начавшее вращаться компрессорное колесо всасывает воздух;
- Воздух, проходя через фильтр, двигается по трубопроводу в цилиндры силового агрегата.
Как и в случае нагнетателей, в тандеме с турбокомпрессорами должен работать интеркулер. Он является тем самым охладителем наддувочного воздуха. Охлаждение здесь особенно важно, так как в турбине воздух нагревается достаточно сильно. Сама же турбина может обеспечить всасывание больших объемов воздуха – это главное ее достоинство. Среди других положительных моментов:
- Высокая производительность;
- Турбина не потребляет энергию двигателя;
- Относительная простота в ремонте и обслуживании.
Не обошлось и без недостатков. У турбин есть свой температурный режим. Они расходуют масло. Турбины имеют не самый большой эксплуатационный ресурс. У турбин есть эффект турболага (турбоямы). К тому же, сами по себе они очень требовательны к качеству топлива, масел и к качеству работы систем, обеспечивающих сгорание топлива и нормирование состава выхлопных газов. Недостатки кажутся существенными, но практика успела показать, что топливная экономичность и хорошие мощностные показатели стоят того, чтобы оснастить автомобиль турбокомпрессором.
Важно отметить, что некоторые автомобили используют систему «Би-Турбо» или «Твин-Турбо». Суть такой системы в том, что в тандеме с обычной турбиной может работать и более простая механическая. Последняя включается в работу только на низких оборотах, тем временем как основной турбокомпрессор подключается только при выходе на средние обороты. Это позволяет решить проблему возникновения турболага. Однако технологии не стоят на месте и на сегодняшний день лучшая реализация наддува двигателя предусматривает использование электротурбины. Она может быть единственной в автомобиле, но зачастую она является лишь частью системы «Би-Турбо».
Видео:Правильный ли компрессор вы используете?Скачать
Разница оборотов
Одно важное отличие от остальных это, то что компрессор может работать на низких и минимальных оборотах, а турбина вовсе нет. Как правило, для нее необходимы обороты от 3500 об/мин. для создания давления. Но компрессор не способен экономно расходовать топливо. При разгоне эффективность компрессора будет видна не так долго как хотелось бы. Турбина начинает работать немного позже, так как замечается «яма» при старте, но после небольшого разгона все исчезает.
Компрессор призван постоянно подавать смесь для воспламенения
, но влияет на потерю мощности, чего не скажешь о «сестре». Для поддержания работоспособности турбины, необходимо раз или два появляться в автосервисе для диагностики, в противном случае получите неработающую систему.
Для турбины необходима установка дополнительного охладителя – интеркулера (см. статью — «Что такое интеркулер»), так как поток воздуха имеет высокую температуру.
Читайте также: Инструкция по эксплуатации компрессора ekomak
Установка дополнительного радиатора
также приносит сложности в плане поиска места для монтажа. КПД компрессора несколько меньше, чем у турбины.
Сейчас преимущественное большинство владельцев переходят от прожорливых и громоздких авто к миниатюрным и экономичным (см. Список экономичных малолитражек). В виду того, что стоимость топлива только растет с геометрической прогрессией, популярными среди большинства населения будут силовые агрегаты с турбинной установкой.
Таким путем многие будут стремиться экономить на содержании машины. Вопрос на тему, что лучше турбина или компрессор, раскрыт и не требует дальнейшего обсуждения. Каждый для себя должен сделать выводы по поводу типа установки в соответствии со своими финансовыми возможностями.
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser or activate Google Chrome Frame to improve your experience.
Видео:Сделал на авто турбину из болгарки. Решение как дёшево поднять мощность.Скачать
Что представляет собой электротурбина
Применение турбин, использующих энергию потока выхлопных газов, еще не так давно казалось инновационным решением в области форсирования двигателей внутреннего сгорания. Однако практика успела показать, что и у турбин есть недостатки. В теории, их можно было решить за счет использования электрического привода. Вот о каких проблемах идет речь:
- Эффект турболага (турбоямы);
- Высокие требования к качеству охлаждения;
- Высокие требования к качеству смазочных материалов; их расход;
- Небольшой эксплуатационный ресурс.
Впервые оснастить турбину электрическим приводом решили инженеры концернов Mercedes-Benz, Audi и BMW. Проще говоря, они сделали из турбины своеобразный вентилятор, который создавал давление от 0,5 атмосфер и выше. Согласно имеющейся информации, им удалось создать турбину, нагнетающую до 5 атмосфер! При правильных настройках подачи топлива инженерам удалось увеличить мощность силового агрегата на феноменальные 20-30%. Кроме того, электротурбина может работать на разных оборотах в зависимости от режима работы двигателя.
В силу высоких затрат энергии электротурбину обычно ставят совместно с обычной турбиной, как и было указано в предыдущем разделе. Такая система достаточно надежна, хорошо показывает себя на разных оборотах и практически не страдает от эффекта турболага. Высокое потребление электроэнергии пока не позволяет использовать такую турбину как основную – здесь требуется серьезный подход к изменению бортовой системы генератор-приемник бортовой автомобиля.
Видео:Динамический Наддув! Мощность из Резонанса!Скачать
Особенности турбонагнетателя
Что лучше – компрессор или турбина? Теперь рассмотрим особенности турбонагнетателя. Подобный механизм не зависит от коленвала. Он работает по другому принципу.
Крыльчатка вращается за счет хода выхлопных газов. В турбине есть холодная и горячая часть. Газы двигаются сквозь последнюю, заставляя работать крыльчатку холодной части. Количество оборотов в минуту у нее в разы больше, чем у механического нагнетателя. Отсюда и производительность. Как показывает практика, за счет наддува можно увеличить мощность до 40 процентов, практически без потери ресурса.
Таким образом, главное преимущество турбины – это ее производительность. Вдобавок, есть возможность чип-тюнинга, что позволяет увеличить мощность мотора еще на пару процентов. Но недостатки очевидны.
Так как возрастает мощность двигателя, растет и нагрузка на кривошипно-шатунный механизм. Из этого следует, что детали должны быть надежными. Но не всегда это так, особенно на чипованных ДВС. Часто КШМ не выдерживает таких нагрузок, а потому ресурс мотора снижается в разы.
Нормой для турбированных двигателей считает ресурс в 150 тысяч километров (если брать во внимание современные TSI). Также турбина часто любит подъедать масло. Его расход составляет от одного литра на 10 тысяч километров (и это на исправном двигателе). Вдобавок, масло должно быть высокого качества. Иначе ресурс двигателя будет еще меньше.
У двигателей с компрессором таких проблем нет. Они не требуют масла и не так нагружают двигатель. Соответственно, любой компрессорный мотор будет ресурснее турбированного.
Но, как показывает статистика, все больше производителей предпочитают использовать именно второй тип наддува. Особенно это касается дизельных агрегатов. Они имеют более прочное строение, а рабочие обороты не такие высокие, как у бензиновых. Однако, спустя 250 тысяч километров, и с ними случаются проблемы.
Видео:Поршневой компрессорСкачать
Немного о китайских электротурбинах
Ни для кого не секрет, что недорогие запчасти и агрегаты преимущественно азиатского производства не всегда могут похвастать достойным качеством. Это особенно касается как обычных, так и электрических турбин. Дело в том, что недобросовестные производители экономят на материалах. Так, например, горячая часть обычного турбокомпрессора должна быть изготовлена из чугуна, легированного молибденом, хромом или же никелем. У азиатских производителей не всегда относятся серьезно к подбору материалов. В случае электротурбин особенно высоки требования к качеству электрической «начинки» агрегата. Но и это не все проблемы. Как правило они страдают от следующего:
- Плохая балансировка и несоответствие изделия допускам;
- Несоблюдение геометрии;
- Децентрализация производства: подшипники изготавливает одна фирма, корпуса – другая. Никто не отвечает за качество своей работы.
Ассортимент китайских электротурбин очень широк. По заверению продавцов, автолюбитель может купить агергат, который можно смело ставить сразу перед воздушным фильтром. Однако именно такие турбины должны быть оснащены электрическим двигателем мощность до 4 КВт. На деле их мощность меньше, да и питать такой приемник автомобильный генератор не сможет. Здесь также стоит учитывать факт «лотерейного» качества самого изделия – одна турбина может проработать долго, другая же, напротив, выйдет из строя очень быстро.
Резюмируя, отметим, что установка недорогой китайской электротурбины является весьма доступным вариантом тюнинга двигателя. Однако автолюбителям важно понимать, что результат такого тюнинга может оказаться плачевным. В лучшем случае такую турбину придется снять. Кстати, с ее установкой наверняка возникнут проблемы. Если же вы решились на эксперимент, то покупайте только изделие, характеристики которого продавец сможет привести: диапазон работы крыльчатки, сила тока, напряжение, диапазон давления , напряжение линейного управления. Часто в продаже можно найти турбины, характеристики которых вовсе не приводятся – мы категорически не советуем покупать их.
Видео:РЕАЛЬНО ЛИ РУКОЙ ОСТАНОВИТЬ РАБОТАЮЩУЮ ТУРБИНУ ?Скачать
Что лучше выбрать?
Итак, давайте подведем итоги. Что лучше – механический компрессор или турбина? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый выбирает, исходя из требований и предпочтений. Если в приоритете ресурс, стоит ограничиться компрессором и довольствоваться 10 процентами дополнительной мощности. Но если хочется максимальной отдачи, здесь выбор будет очевидным – только турбина. Однако всегда нужно помнить, что такой двигатель внезапно может «закончиться» – потребует ремонта турбины либо деталей КШМ.
Рассмотрим выбор с точки зрения тюнинга. Что лучше на ВАЗ – компрессор или турбина? Многие выбирают второй вариант, поскольку ресурс вазовских движков и так незначительный.
Видео:ЧТО ТАКОЕ КОМПРЕССОР? ВИДЫ И ХАРАКТЕР КОМПРЕССОРОВСкачать
Обслуживание систем наддува
Хоть выше мы уже и писали о том, что определенные системы наддува являются довольно капризными, в этом разделе мы уделим внимание лишь основным моментам, касающихся их правильной эксплуатации. Автолюбители хорошо знают, что системы турбонаддува очень чувствительны к характеристикам масла и его качеству. Вот о чем не стоит забывать владельцам автомобилей с системами наддува двигателя:
- Вовремя меняйте воздушные и масляные фильтры, а также само масло;
- Выбирайте масло, рассчитанное на высокие температуры.
Если вам пришлось подливать стандартное масло, то ни в коем случае не доводите обороты двигателя до высоких значений. Ехать лучше медленно и осторожно. По приезду домой поменяйте как масло, так и масляный фильтр. Не забывайте и о правилах эксплуатации автомобиля с наддувом: давайте двигателю прогреться после запуска, а перед остановкой и паркованием дайте агрегату проработать 2-5 минут на холостых. При соблюдении этих правил любая система наддува двигателя будет работать долго.
Видео:Как работаетй осевой компрессор или вентиляторСкачать
Вывод
Системы наддува двигателя – настоящее благо как для автолюбителей, так и экологии. Благодаря им мощный транспорт стал более дешевым и экономичным. Хоть изначально наддув начали применять для улучшения мощностных параметров двигателей, сегодня он видится многим автоконцернам как решение экологических проблем. Наиболее распространенным агрегатом, с помощью которого можно реализовать наддув двигателя, является турбокомпрессор. Он имеет впечатляющий коэффициент полезного действия и отличается простотой в обслуживании. Однако у турбин есть много интересных особенностей, которые мы рассмотрим в следующем материале цикла «Полезные советы» на АвтоПро.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
📸 Видео
Работа винтового компрессора, его принцип действия и устройство.Скачать