Редуктор — механизм, предназначенный для передачи вращения от быстроходного электродвигателя тихоходному канатоведущему органу. Редукторы применяют для снижения частоты вращения электродвигателя.
128. Типы редукторов, применяемых в лифтостроении, их преимущества и недостатки
На лифтах в настоящее время применяют редукторы с цилиндрическим и глобальным червячным зацеплением. Наиболее распространены редукторы с одноходовым червяком (см. рис. 26). Обод червячного колеса, изготовленный из бронзы, не должен иметь трещин и раковин. Червяк выполнен из стали высокой твердости. Червяк и червячное колесо находятся в масляной ванне. Масло служит для уменьшения трения и отвода теплоты при работе передачи. Осевой люфт червяка регулируется планшайбой, расположенной на упорном подшипнике. Червичный редуктор состоит из червяка и червячного колеса, сидящего на выходном валу, который установлен в подшипниках в чугунном корпусе редуктора. Электродвигатель соединен с червяком с помощью муфты, выполняющей также роль тормозного шкива. На выходной вал редуктора насажен канатоведущий шив.
Изготовление глобоидного червяка сопряжено с применением специального оборудования и режущего инструмента, поэтому качество его изготовления и степень точности весьма невысоки, что приводит к низкому КПД передачи и значительным вибрациям в кабине лифта. Червячные колеса глобоидного и цилиндрического редукторов по форме одинаковы. Глобоидный червячный редуктор показан на рис. 27. Венец червячного колеса крепится к ступице болтами. Тихоходный вал установлен в корпусе редуктора на конических роликовых подшипниках. Наружное кольцо подшипника со стороны канатоведущего шкива упирается в крышку. Правильное положение средней плоскости червячного колеса относительно оси червячного вала достигается установкой прокладок между наружным кольцом подшипника и врезной крышкой. Табличка, укрепленная на редукторе заводом-изготовителем, должна иметь дату изготовления, тип редуктора, номинальный момент и передаточное число редуктора.
Видео:Редуктор. Устройство. Конструкция. Виды и типы редукторовСкачать
Редукторы лифтовых лебёдок — часть 1
Редуктором называется механизм, с помощью которого передается вращение от электродвигателя к канатоведущему органу с изменением частоты и угла вращения.
Из соображений компактности в лебедках желательно применять высокооборотные электродвигатели переменного тока. Но их частота вращения во много раз превышает необходимую частоту вращения канатоведущего органа, а вращающий момент на их валу недостаточен для подъема кабины с грузом. Вследствие этого в лифтовых лебедках применяют понижающие редукторы, позволяющие получить требуемую частоту вращения канатоведущего органа и необходимый момент на их ободе.
В лифтовых лебедках применяют зубчатые и червячные редукторы.
Зубчатый редуктор — это механизм, состоящий из системы зубчатых колес. Он имеет литой или сварной корпус, в котором размещены цилиндрические шестерни. Шестерни снабжены валами, установленными на подшипниках. Смазывание шестерен осуществляется маслом, залитым в корпус до нужного уровня. Редукторы этого типа имеют относительно низкую стоимость изготовления и достаточно высокий КПД, однако вследствие внушительных габаритов редко применяются в лифтовых лебедках.
Наибольшее распространение получили червячные редукторы. Они более компактны, чем зубчатые, и обеспечивают получение больших передаточных чисел в одной паре. Кроме того, они обладают плавностью и бесшумностью действия. Недостатками червячной пары являются сравнительно низкий КПД, повышенный износ в связи с большими скоростями скольжения в зацеплении, склонность к задирам и заеданию контактных поверхностей.
Червячный редуктор состоит из вала с червяком и червячного колеса с выходным валом, установленных в одном корпусе, обычно литом, на подшипниках. К червячному валу с помощью муфты крепится электродвигатель, а к выходному валу — канатоведущий орган. Червячное колесо состоит из ступицы, на которую напрессован бронзовый венец, зафиксированный болтами со стопорными планками.
В лифтовых редукторах применяются червячные передачи как с цилиндрическим, так и с глобоидным червяком. Цилиндрический червяк (рис. 2.11, а) представляет собой винт цилиндрической формы с трапецеидальным профилем нарезки. В зацеплении находятся 1,5 — 2 зуба.
Червяк прост в изготовлении и регулировании зацепления. Редуктор с таким зацеплением имеет большие габаритные размеры и массу по сравнению с глобоидным (за счет размеров червячного колеса).
Читайте также: Замена сальников заднего редуктора форд эскейп
Рис. 2.11. Схемы червячной передачи:
а — с цилиндрическим червяком; б — с глобоидным червяком; х, у — оси; abc — дуга
Глобоидный червяк (рис. 2.11, б) имеет форму тела, образованного вращением дуги abc вокруг оси х червяка. В глобоидной передаче все витки червяка входят в зацепление с червячным колесом. Давление на зуб венца червячного колеса в этом случае в несколько раз меньше, что позволяет уменьшить габаритные размеры и массу редуктора. По сравнению с редуктором с цилиндрическим червяком редуктор с глобоидным червяком сложен в изготовлении и требует особой точности при сборке.
Червячные колеса обеих передач по форме не различаются. Червячный вал с червяком изготавливают из стальной заготовки путем нарезания винтовых ниток, а венец червячного колеса — из бронзы. Червяк и червячное колесо находятся в масляной ванне.
При работе редуктора действуют силы, нагружающие подшипники вала червяка в радиальном и осевом направлениях. В редукторе червячный вал опирается на две подшипниковые опоры. Одна опора снабжена подшипником, воспринимающим радиальные нагрузки, другая содержит два радиально-упорных подшипника или по одному радиальному и двухрядному упорному подшипнику, установленных в одном подшипниковом узле. Червячный вал в подшипниках закрепляют с таким расчетом, чтобы один его конец, воспринимающий радиальные и осевые нагрузки, был жестко зафиксирован в осевом направлении, а другой (с радиальным подшипником) имел возможность перемещаться в осевом направлении. Это обеспечивает компенсацию температурного расширения червячного вала.
Аналогично червячному валу нагружен вал червячного колеса, но его осевая нагрузка незначительна, вследствие чего в подшипниковых узлах нет самостоятельного упорного подшипника. Для этого вала используют радиально-упорные подшипники.
Видео:Червячные редукторы. Применения червячных редукторов и как правильно их подобратьСкачать
Лифтовая лебедка с червячным редуктором и канатоведущим шкивом.
На большинстве находящихся в эксплуатации типовых пассажирских лифтов используется лебедка с червячным редуктором и канатоведущим шкивом, конструкция которой представлена на рис. 2.7. Она состоит из высокооборотного электродвигателя переменного тока 11 с клеммной коробкой 10, который с помощью муфты 9 соединяется с ведомым (быстроходным) валом редуктора 1 (червяком). Полумуфта, надетая на вал червяка, выполнена в виде тормозного шкива. На корпусе редуктора установлен колодочный тормоз 12. На противоположный от электродвигателя конец ведомого (быстроходного) вала редуктора насажен штурвал 4 для подъема кабины вручную, закрепленный на валу с помощью закрытой колпаком 3 гайки. В одних случаях штурвал выполняет функции маховика, обеспечивая более плавный разгон и торможение подвижных частей лифта, в других его делают съемным, что позволяет уменьшать маховые массы быстроходного вала редуктора.
На ведущий (тихоходный) вал редуктора насажен канатоведущий шкив 2, закрепленный с помощью гайки. Лебедка устанавливается на раму 5 и крепится к ней с помощью болтов, гаек и шайб. Раму помещают на заделанный в строительные конструкции подрамник 6. Для уменьшения шума и вибрации между рамой и подрамником установлены упругий амортизатор 7 и чашка 8. Рама с подрамником соединяется шпильками и гайками.
В настоящее время также применяют лебедки с отклоняющим блоком (рис. 2.8), обеспечивающим существенное уменьшение диаметра и массы КВШ. Наличие отклоняющего блока позволяет проще приспосабливать лебедку к лифтам с различным соотношением размеров кабины в плане. В лебедке, изображенной на рис. 2.8, а, применяется редуктор с нижним расположением цилиндрического червяка. Заметному снижению массы и габаритных размеров лебедки способствует применение высокооборотных электродвигателей и системы мотор—червяк с верхним расположением червяка (рис. 2.8, б). В системе мотор—червяк ротор электродвигателя и червяк выполнены в виде одной сборочной единицы.
Компактную конструкцию имеет и лебедка фирмы «ОТИС» с вертикальным расположением червяка (рис. 2.9), которая производится организацией «Щербинка—ОТИС». Достоинствами этой лебедки кроме компактности являются хорошие условия смазы-вания червяка, предотвращение утечки масла через сальниковые уплотнения валов, снижение амплитуды колебаний, вызываемых эксцентриситетом центра масс ротора и двигателя.
При монтаже и эксплуатации лебедок соблюдаются следующие параметры (рис. 2.10):
Читайте также: Меняем рулевой редуктор ваз 2106
• зазор между КВШ и ограничителем сбрасывания канатов не должен превышать (3+2) мм;
• боковой зазор в зацеплении червячного вала с червячным колесом — поворот червяка в пределах бокового зазора должен составлять не более 36° для лифтов Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ), Могилевского лифтостроительного завода (МЛЗ) и Саратовского лифтостроительного завода (СаЛСЗ) и не более 17° — для лифтов Карачаровского механического завода (КМЗ);
• отклонение канатоведущего шкива от вертикальной плоскости (на длине, равной диаметру шкива) под нагрузкой при пустой кабине должно быть не более 1 мм;
• отклонение по вертикали середины канатоведущего шкива или отводного блока от центра подвесок кабины и противовеса должно составлять не более 5 мм;
• отклонение лебедки от горизонтальной плоскости под нагрузкой при пустой кабине на длине 1000 мм не должно превышать 1 мм, а для 13VTR-M — 2 мм.
Рис. 2.7. Лебедка с канатоведущим шкивом:
1 — редуктор; 2 — канатоведущий шкив; 3 — колпак; 4 — штурвал; 5 — рама; 6 — подрамник; 7 — упругий амортизатор; 8 — чашка; 9 — муфта; 10 — клеммная коробка; 11 — электродвигатель переменного тока; 12 — колодочный тормоз
Рис. 2.8. Лебедки с отклоняющим блоком:
а — с нижним расположением цилиндрического червяка; б — с верхним расположением системы мотор—червяк; 1 — отклоняющий блок; 2 — чашка; 3 — амортизатор; 4 — скоба; 5 — рама; 6 — канатоведущий шкив; 7 — тормоз; 8 — муфта; 9 — штурвал; 10 — редуктор; 11 — электродвигатель; 12 — подрамник; 13 — вентилятор; — опорная стойка
Рис. 2.9. Лебедка с вертикальным расположением червяка:
1 — канатоведущий шкив; 2 — подрамник; 3 — пол машинного помещения
Рис. 2.10. Параметры, проверяемые при осмотре лебедок:
1 — подрамник; 2 — закладная деталь, 3 — опора-домкрат; 4 — рама; 5- ограничитель сбрасывания канатов
1. Для чего предназначена лебедка?
2. Какие требования предъявляют к кинематической связи между тормозным шкивом и канатоведущим органом лебедки?
3. Как различаются лебедки по типам приводов, канатоведущих органов, редукторов и по характеру кинематической связи?
4. Перечислите достоинства безредукторных лебедок. На каких лифтах они устанавливаются?
5. Какого типа лебедки получили наибольшее распространение на лифтах?
6. Опишите и сравните варианты установки КВШ на валу редуктора.
7. Опишите конструкцию червячной лебедки с КВШ. Какие функции выполняет штурвал?
8. Какие цели достигаются при применении в лебедках отклоняющего блока?
9. Как добиваются снижения массы и габаритных размеров лебедки?
10. Перечислите достоинства лебедки с вертикальным расположением червяка.
11. Какие параметры контролируют в лебедках с КВШ?
Видео:Следите за качеством и уровнем масла. ТО редуктора лебёдкиСкачать
Редукторы лифтовых лебёдок — часть 2
В редукторах применяются три способа расположения червяка: нижнее горизонтальное (рис. 2.12), верхнее горизонтальное (рис. 2.13) и вертикальное (см. рис. 2.9).
При нижнем расположении червяка центр тяжести лебедки находится близко к ее основанию. Благодаря этому лебедка более устойчива и компактна, а червячное зацепление хорошо смазывается. Основным недостатком при этом является утечка масла через уплотнения червячного вала; кроме того, возникает дополнительное гидродинамическое сопротивление, связанное с перемешиванием масла вращающимся червяком.
При верхнем расположении червяка утечка масла полностью устраняется. Недостатком такого расположения является ухудшение условий смазывания зацепления после длительного простоя лифта. Остаточная масляная пленка не гарантирует наличия жидкостного трения в момент пуска двигателя. Для устранения этого недостатка увеличивают скорость скольжения контактирующих поверхностей червячного зацепления за счет применения двигателя с повышенной частотой вращения ротора.
Вертикальное расположение червяка заметно улучшает условия смазывания червячного зацепления; при этом полностью исключается утечка масла. Однако при такой конструкции редуктора несколько увеличиваются потери энергии вследствие перемешивания масла червяком, частично погруженным в масляную ванну.
Рис. 2.12. Конструкция лифтового редуктора с нижним горизонтальным расположением глобоидного червяка:
1 — литой корпус; 2, 11 — стаканы; 3, 4, 12 — прокладки; 5 — глобоидный червяк; 6, 18 — крышки; 7 — радиально-упорный подшипник; 8 — крышка корпуса; 9 — стопорная планка; 10 — радиальный подшипник качения; 13 — выходной вал; 14— роликовый конический подшипник; 15 — ступица червячного колеса; 16 — бронзовый венец; 17 — диск; 19 — поджимной винт
Читайте также: Редуктор ц2у 250 размеры
Рис. 2.13. Редуктор с верхним горизонтальным расположением цилиндрического червяка:
1 — корпус; 2 — маслоотражатель; 3, 5 — подшипники; 4 — червяк
В импортных лифтах, как правило, применяются редукторы с цилиндрическим червяком. В нашей стране до недавнего времени отдавалось предпочтение глобоидным передачам. Однако в последнее время при производстве и модернизации лифтов наметилась тенденция к применению цилиндрических передач.
На рис. 2.12 представлена конструкция лифтового редуктора с нижним горизонтальным расположением глобоидного червяка. В литом корпусе 1 редуктора во взаимно-перпендикулярных направлениях расположены входной (червяк) и выходной валы. Вал глобоидного червяка 5 фиксируется в двух подшипниковых опорах. Подшипниковая опора со стороны электродвигателя испытывает только радиальные нагрузки, поэтому применяется радиальный подшипник качения 10. От перемещения вдоль вала подшипник удерживает разрезное кольцо, расположенное в проточке на валу червяка.
Наружное кольцо подшипника устанавливается в стакане 11. Подшипник может перемещаться относительно стакана в осевом направлении. Таким образом устраняются нагрузки от температурного удлинения червяка или корпуса. Утечки масла предотвращаются манжетными уплотнениями в стакане 11 и установленной под фланец стакана прокладкой.
Для предотвращения попадания в подшипник масла применяется маслоотбойное кольцо.
Подшипниковая опора червяка, расположенная с противоположной от двигателя стороны, испытывает как осевые, так и радиальные нагрузки, поэтому она состоит из двух радиально-упор-ных подшипников 7, собранных в стакане 2. Между внутренними и наружными кольцами подшипников установлены распорные кольца. Внутренние кольца подшипников затянуты на валу круглой шлицевой гайкой, которая стопорится шайбой, а наружные зафиксированы в стакане 2 крышкой 6, имеющей манжетные уплотнения. От попадания масла подшипники защищены маслоотбойным кольцом.
В осевом направлении положение червяка регулируется прокладками 3, установленными под фланцем стакана 2. Затяжка ра-диально-упорных подшипников 7 регулируется помещаемыми под крышку 6 прокладками 4. Концы червяка обработаны под конус со шпонкой.
Выходной вал 13 редуктора установлен в гнездах разъемной части корпуса на роликовых конических подшипниках 14. В гнездах выполнены кольцевые проточки. В проточке гнезда, расположенного со стороны крепления канатоведущего шкива, фиксируется крышка с манжетным уплотнением. В противоположное гнездо устанавливается крышка 18 с диском 77 и поджимным винтом 19 со стопорным устройством. На выходной вал 13 насажена ступица 15 червячного колеса; между собой вал и ступица зафиксированы
шпонкой. Для исключения перемещения вдоль вала ступица одной стороной упирается в выполненный на валу бурт, а с другой стороны зафиксирована внутренним кольцом конического подшипника.
Конец выходного вала 13 выполнен коническим со шпонкой. На него насаживают канатоведущий шкив, который фиксируют гайкой со стопорной шайбой.
На ступицу 15 червячного колеса напрессован бронзовый венец 16, на внешнем контуре которого нарезаны зубья червячного зацепления. Венец зафиксирован на ней болтами со стопорными планками 9.
В осевом положении червячное колесо регулируют кольцевыми прокладками 12 и поджимным винтом 19. Одновременно винтом 19 регулируют затяжку роликовых конических подшипников 14. После регулировки винт 19 фиксируют стопорным устройством.
В верхней части крышки 8 корпуса имеется смотровой люк, закрываемый фасонной пробкой с фильтром для очистки заливаемого в редуктор масла. Для удаления масла из редуктора в нижней части литого корпуса 1 предусмотрена сливная трубка с резьбой, перекрываемая болтом. Протечку масла предотвращают кольцевыми прокладками.
Соосно с отверстиями под подшипники червяка в корпусе 1 со стороны входной части редуктора предусмотрен фланец, к которому болтами крепят фланцевый электродвигатель.
В верхней и нижней частях основания корпуса 1 около фланца предусмотрены отверстия с резьбой и проушины для крепления элементов тормоза, а с боковых сторон корпуса — прямоугольные окна, в которых помещены колодки тормоза.
На рис. 2.13 представлен редуктор с верхним расположением цилиндрического червяка.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔥 Видео
Видео-обзор "Как выбрать мотор редуктор"Скачать
Принцип работы редуктора. Виды редукторов. Курсовая.Скачать
Самоторможение червячного редуктора, или лифт без тормозов?Скачать
Тест новой лебедки 4х4 Эксперт 14216 (редуктор 216:1) на тяговое усилие.Скачать
Работа редуктора лебёдки лифтаСкачать
РЕДУКТОР ГЛОБОИДНЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТОВОЙ РГСЛ-160 П / Горно-шахтное оборудованиеСкачать
Принцип работы лифта. Лебедка лифта.Скачать
Червячный редуктор - Анимация сборки и работыСкачать
Лебедка лифта (теория). Устройство и виды лебедок / А-лифтСкачать
Сравним канатные лебёдки. Червячные и барабанные, как правильно выбрать под свои нужды?Скачать
Редуктор лебедки автокрана Ивановец КС-45717Скачать
Замена редуктора на грузопассажирском лифте РГЛ 180 за 4 часаСкачать
Безредукторные лебедки MONADRIVEСкачать
Ремонт лебедки могилевского лифтаСкачать
Ременная передача. Урок №3Скачать
Геометрия зависимой подвески до и после лифта. Ход моста внедорожника #дропбокс #лифткомплектСкачать
Разбираем редуктор Отис VTR для замены подшипниковСкачать