Ток электродинамической стойкости сборных шин

Видео:Выбор и проверка сборных шин на 6 и 0,4 кВСкачать

Выбор и проверка сборных шин на 6 и 0,4 кВ

Пример проверки шин и изоляторов на электродинамическую стойкость по ГОСТ

В данном примере рассматривается расчет проверки шин и изоляторов на электродинамическую стойкость при коротких замыканиях в сети 10 кВ согласно ГОСТ Р 52736-2007.

Требуется проверить на электродинамическую стойкость шинную конструкцию (шины и изоляторы) на напряжение 10 кВ.

1. Ударный ток трехфазного КЗ на шинах 10 кВ — iуд = 180 кА;

2. Изоляторы применяются типа ИОР, обладающие высокой жесткостью, то есть неподвижны при КЗ.

3. Шины выполнены из алюминиевого сплава марки АД31Т1 сечением 8х60 мм (выбраны ранее), расположены горизонтально в одной плоскости и имеют шесть пролетов.

5. Расстояние между осями проводников — а= 0,6 м (см.рис. 2а ГОСТ Р 52736-2007);

Ток электродинамической стойкости сборных шин

6. Толщина шины — b = 8мм = 0,008 м;

7. Высота шины — h = 60 мм = 0,06 м;

8. Погонная масса шины определяется по таблице 1 ГОСТ 15176-89 для алюминиевой шины с размерами 8х60 мм — m = 1,292 кг/м;

Ток электродинамической стойкости сборных шин

9. Модуль упругости шин – Е = 7*1010 Па (см. таблицу 3 ГОСТ Р 52736-2007);

10. Допустимое напряжение материала – σдоп. = 137 МПа (см. таблицу 3 ГОСТ Р 52736-2007);

Ток электродинамической стойкости сборных шин

1. Определяем момент инерции J и момент сопротивления W по расчетным формулам согласно таблицы 4:

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Ток электродинамической стойкости сборных шин

2. Определяем частоту собственных колебаний шины по формуле 22 [Л1, с.12]:

Ток электродинамической стойкости сборных шин

где: r1 = 4,73 – параметр основной частоты собственных колебаний шины, определяется по таблице 2 [Л1, с. 5]. В данном примере шины и изоляторы остаются неподвижными при КЗ, исходя из этого расчетный номер схемы №3.

Ток электродинамической стойкости сборных шин

3. Определяем коэффициент динамической нагрузки η при трехфазном КЗ в зависимости от отношения f1/fсинх = 315/50 = 6,3 при этом fсинх = 50 Гц. Согласно рисунка 5 коэффициент динамической нагрузки η = 1.

Ток электродинамической стойкости сборных шин

4. Определяем коэффициент формы Кф = 0,95 по кривой, где отношение b/h = 0,10, согласно рисунка 1.

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Ток электродинамической стойкости сборных шин

5. Определяем коэффициент Красп = 1 по таблице 1, когда шины расположены в одной плоскости, см. рис.2а.

Ток электродинамической стойкости сборных шин

6. Определяем коэффициент λ = 12, согласно таблицы 2 [Л1, с.5].

7. Определяем максимальную силу, действующую на шинную конструкцию при трехфазном КЗ по формуле 2 [Л1, с.4].

Ток электродинамической стойкости сборных шин

  • l = 1,0 м – длина пролета, м;
  • а = 0,6 м — расстояние между осями проводников (фазами), м;
  • iуд. = 180*10 3 А – ударный ток трехфазного КЗ, А;
  • Кф = 0,95 – коэффициент формы;
  • Красп. = 1,0 – коэффициент, зависящий от взаимного расположения проводников.

8. Определяем максимальное напряжение в шинах при трехфазном КЗ по формуле 18 [Л1, с.11]:

Ток электродинамической стойкости сборных шин

  • l = 1,0 м – длина пролета, м;
  • η = 1,0 – коэффициент динамической нагрузки;
  • λ = 12 – коэффициент, зависящий от условия закрепления шин;
  • W = 4,8*10 -6 м3 – момент сопротивления поперечного сечения шины.

Сравниваем полученное максимальное напряжение в шинах σмах. = 154 МПа с допустимым напряжением материала σдоп. = 137 МПа из таблицы 3. Как видно из результатов расчетов σмах. = 154 МПа > σдоп. = 137 МПа – условие электродинамической стойкости не выполняться .

Поэтому для снижения напряжения в материале шин необходимо уменьшить длину пролета.

Читайте также: Шины для премаси размеры

9. Определяем наибольшую допустимую длину пролета, м:

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Принимаем длину пролета l = 0,9 м.

10. Определяем максимальное напряжение в шинах при трехфазном КЗ, с учетом длины пролета l = 0,9 м.

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Условие электродинамической стойкости выполняется: σмах. = 125 МПа

где: Fразр. = 20000 Н — минимальная механическая разрушающая сила на изгиб, принимается по каталогу на изолятор.

Выбранные шины и изоляторы удовлетворяют условию электродинамической стойкости, с длиной пролета l = 0,9 м.

1. ГОСТ Р 52736-2008 – Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания.

Видео:Провода, токопровод, шиныСкачать

Провода, токопровод, шины

ПРОВЕРКА ШИН НА ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКУЮ СТОЙКОСТЬ

Проверка шин на динамическую стойкость сводится к механическому расчету шинной конструкции при КЗ. Электродинамические силы, возникающие при КЗ, носят колебательный характер и имеют периодические составляющие с частотой 50 и 100 Гц. Эти силы приводят шины и изоляторы, представляющие собой динамическую систему, в колебательное движение. Деформация элементов конструкции и соответствующие напряжения в материале зависят от составляющих электродинамической силы и от собственной частоты элементов, приведенных в колебание.

Особенно большие напряжения возникают в условиях резонанса, когда собственные частоты системы шины – изоляторы оказываются близки к 50 и 100 Гц. В этом случае напряжения в материале шин и изоляторов могут два три раза превышать напряжения, рассчитанные по максимальной электродинамической силе при КЗ, вызванной ударным током КЗ. Если же собственные частоты системы меньше 30 или больше 200 Гц, то механического резонанса не возникает и проверка шин на электродинамическую стойкость производится в предположении, что шины и изоляторы являются статической системой с нагрузкой, равной максимальной электродинамической силе при КЗ.

В большинстве применяемых конструкций шин эти условия выполняются, и ПУЭ не требует проверки шин на электродинамическую стойкость с учетом механических колебаний.

В отдельных случаях, например при проектировании новых конструкций РУ с жесткими шинами, определяется частота собственных колебаний по следующим выражениям:

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Ток электродинамической стойкости сборных шин

где l – пролет между изоляторами, м;

J – момент инерции поперечного сечения шины относительно оси, перпендикулярной направлению изгибающей силы, см 4 ;

S – площадь сечения шины, см 2 .

Изменяя длину пролета и форму сечения шин, добиваются того, чтобы механический резонанс был исключен, т.е. чтобы v0 > 200 Гц. Если этого добиться не удается, то производится специальный расчет шин с учетом динамических усилий, возникающих при колебаниях шинной конструкции.

При расчетах шин как статической системы исходят из допущения, что шина каждой фазы является многопролетной балкой, свободно лежащей на жестких опорах, с равномерно распределенной нагрузкой. В этом случае изгибающий момент определяется выражением.

Ток электродинамической стойкости сборных шин

где f – сила, приходящаяся на единицу длины, Н/м.

В наиболее тяжелых условиях находится средняя фаза, которая принимается за расчетную; за расчетный вид КЗ принимается трехфазное. Максимальная сила, приходящаяся на единицу длины средней фазы при трехфазном КЗ, равна

Ток электродинамической стойкости сборных шин

а – расстояние между осями смежных фаз, м.

Напряжение (в мегапаскалях), возникающее в материале шины,

Ток электродинамической стойкости сборных шин

где W – момент сопротивления шины, м 3 .

Это напряжение должно быть меньше допустимого напряжения sдоп (табл. 3.3) или равно ему.

Читайте также: Назначение шины в информатике

Момент сопротивления зависит от формы сечения шин, их размеров и взаимного расположения (рис. 3.1, 3.2). Для шин короткого сечения момент сопротивления определяется по тем же каталогам, что и допустимый ток.

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Выполнение условия электродинамической стойкости шин (sрасч £ sдоп) обеспечивается соответствующим выбором расстояния между шинами а, пролета между опорными изоляторами l, а также расположения и формы сечения шин. Расстояние а принимается в соответствии с типовыми конструкциями универсальных РУ в пределах 40 – 80 см. Пролет l выбирается в пределах 1,5 – 2 м в зависимости от конструктивного выполнения РУ. Для шин сборных РУ значение l рекомендуется брать равным или кратным шагу ячейки.

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Допустимые механические напряжения в материале шин

МатериалЕ, 10 4 МПаsдоп, МПа
Алюминий А0, А1 Алюминиевый сплав АД0 Алюминиевый сплав АД31Т АД331Т1 Медный сплав МГМ Медный сплав МГТ Сталь Ст. 3— — —82,3 41,2 – 48 89,2 137,2 171,5 – 178,4 171,5 – 205,8 260,7 – 322,4

Выбранный пролет не должен превышать наибольшего допустимого значения lmax, определяемого по выражению

Ток электродинамической стойкости сборных шин

В многополосных шинах, когда в пакет входят две или три полосы, возникают электродинамические усилия между фазами и между полосами внутри пакета. Усилия между полосами не должны приводить к их соприкосновению. Для придания пакету жесткости и предупреждения соприкосновения полос устанавливаются прокладки из материала шин (рис. 3.3).

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Расстояние между прокладками lп выбирается таким образом, чтобы электродинамические силы при КЗ не вызывали соприкосновения полос:

Ток электродинамической стойкости сборных шин

где i 2 у – ударный ток трехфазного КЗ;

ап – расстояние между осями полос, см;

Jп = hb 3 /12 – момент инерции полосы, см 4 ;

Ток электродинамической стойкости сборных шин

kф – коэффициент формы шин (рис. 3.4), учитывающий влияние поперечных размеров проводника на силу взаимодействия.

Чтобы не произошло резкого увеличения усилий в полосах в результате механического резонанса, частота собственных колебаний системы должна быть больше 200 Гц.

Исходя из этого значение lп выбирается еще по одному условию:

Ток электродинамической стойкости сборных шин

где mп – масса полосы на единицу длины, кг/м.

В расчет принимается меньшее из двух полученных значений.

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Полное напряжение в материале шины складывается из двух составляющих – sф и sп. Напряжение от взаимодействия фаз sф находится так же, как и для однополосных шин (Wф берется в соответствии с рис. 3.2). При определении напряжения от взаимодействия полос sп принимают следующее распределение тока между полосами: в двухполосных – по 0,5iу на полосу; в трехполосных – 0,4iу в крайних и 0,2iу в средней. При этом сила взаимодействия между полосами в двухполосных шинах и сила, действующая на крайние полосы в трехполосных шинах, составляют (в ньютонах на метр) соответственно

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Полосы рассматривают как балку с защепленными концами и равномерно распределенной нагрузкой; максимальный изгибающий момент (в ньютон-метрах) и sп (в мегапаскалях) определяют по выражениям

Ток электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шин

Усилие fп при любом расположении многополюсных шин действует на широкую грань шины и момент сопротивления

Читайте также: Шипы для шин внедорожника

Условие механической прочности шин имеет вид:

Если это условие не соблюдается, то следует уменьшить sф или sп, что можно сделать, уменьшив lф или lп или увеличив а или Wф.

Решив уравнение для sп относительно lп, можно определить максимальное допустимое расстояние между прокладками

Ток электродинамической стойкости сборных шин

Окончательное значение lп принимают из конструктивных соображений (длина lп должна быть кратной l).

Механический расчет шин коробчатого сечения производят так же, как и двухполюсных шин.

При расчете sф принимают следующее (табл. 3.4):

— если шины расположены в горизонтальной плоскости и швеллеры жестко соединены между собой приваренными накладками, то Wрасч = Wy0-y0;

— при отсутствии жесткого соединения Wрасч = 2Wy-y;

— при расположении шин в вертикальной плоскости Wрасч = 2Wx-x.

Ток электродинамической стойкости сборных шин

При определении силы взаимодействия между швеллерами, составляющими шину коробчатого сечения, принимают kф = 1; расстояние между осями проводников берут равным размеру h, и тогда Расчетный момент сопротивления Wп = Wy-y.

В ряде конструкций РУ шины фаз расположены так, что сечения шин являются вершинами треугольника – равностороннего или прямоугольного (табл. 3.4). При расположении шин в вершинах равностороннего треугольника шины всех фаз находятся в одинаковых условиях и максимальная сила взаимодействия оказывается равной силе, действующей на фазу В при расположении шин в горизонтальной плоскости. Если шины расположены в вершинах прямоугольного треугольника, то определение возникающих усилий усложняются, так как фазы находятся в разных условиях. Определение sп или lп в коробчатых шинах производится в этом случае так же, как при расположении шин в горизонтальной или вертикальной плоскости.

Формулы для расчета шин, расположенных в вершинах треугольника

Расположение шинsф max, МПаСилы, действующие на изоляторы, Н
Ток электродинамической стойкости сборных шин Ток электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шин Ток электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шин
Ток электродинамической стойкости сборных шин Ток электродинамической стойкости сборных шин Ток электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шин
Ток электродинамической стойкости сборных шин Ток электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шин Ток электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шин
Ток электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шинТок электродинамической стойкости сборных шин

Примечание. В расчетных формулах iy – в амперах, l и а – в метрах, W – в кубических метрах; FР – растягивающие, FИ – изгибающие и FС — сжимающие силы.

От пролета l и удельной нагрузки на шины f зависит также механическая нагрузка на изоляторы. Поэтому выбор изоляторов производится одновременно с выбором шин. Жесткие шины крепятся на опорных и проходных изоляторах, которые выбираются из условий

где Uном.уст и Uном.из – номинальные напряжения установки и изоляторов;

Fрасч – сила, действующая на изолятор;

Fдоп – допустимая нагрузка на головку изолятора, равная 0,6Fразр;

Fразр – разрушающая нагрузка изолятора на изгиб, значение которой для изоляторов разных типов приведены ниже (в ньютонах):

ОФ-6-375, ОФ-10-375, ОФ-20-375, Оф-35-375 3 750

ОФ-6-750, ОФ-10-750, ОФ-20-750, ОФ-35-750 7 500

При расположении изоляторов всех фаз в горизонтальной или вертикальной плоскости расчетная сила опорных изоляторов определяется (в ньютонах) по выражению Fрасч = fфlфkh, где kh – поправочный коэффициент на высоту шины, если она установлена «на ребро», kh = H/Hиз (H = Hиз + b + h/2).

При расположении шин в вершинах треугольника Fрасч = khFи (табл. 3.4).

Для проходных изоляторов Fрасч = 0,5fфlф. Эти изоляторы выбираются также по допустимому току: Imax £ Iном.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    📽️ Видео

    Вебинар: КРУ-Т с комбинированным коммутационным модулемСкачать

    Вебинар: КРУ-Т с комбинированным коммутационным модулем

    Испытания на стойкость к токам короткого замыканияСкачать

    Испытания на стойкость к токам короткого замыкания

    Что такое РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЙ | САМОЕ ПОНЯТНОЕ объяснениеСкачать

    Что такое РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЙ | САМОЕ ПОНЯТНОЕ объяснение

    ГЗШ Основная система уравнивания потенциаловСкачать

    ГЗШ Основная система уравнивания потенциалов

    РЗ #51 Дифференциальная защита шин (часть 1)Скачать

    РЗ #51 Дифференциальная защита шин (часть 1)

    Урок 179 (осн). Электроизмерительные приборыСкачать

    Урок 179 (осн). Электроизмерительные приборы

    Кто должен проверять термическую стойкость экранов кабелей?Скачать

    Кто должен проверять термическую стойкость экранов кабелей?

    Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ+ОСШСкачать

    Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ+ОСШ

    Обучающее видео по работе с КРУ 10 кВСкачать

    Обучающее видео по работе с КРУ 10 кВ

    Комплектное распределительное устройствоСкачать

    Комплектное распределительное устройство

    Лапидус А.А. Схемы с ГРУСкачать

    Лапидус А.А. Схемы с ГРУ

    Синхронный электродвигательСкачать

    Синхронный электродвигатель

    Урок 3. Действительное Направление электрического токаСкачать

    Урок 3. Действительное Направление электрического тока

    Обновленный обзор нулевых шин, клеммных колодок в корпусе и кросс-модулейСкачать

    Обновленный обзор нулевых шин, клеммных колодок в корпусе и кросс-модулей

    Выбор трансформаторов ТЭЦ. Расчёт токов КЗ для выбора проводников и аппаратов.Скачать

    Выбор трансформаторов ТЭЦ. Расчёт токов КЗ для выбора проводников и аппаратов.

    Что такое "ток смещения"?Скачать

    Что такое "ток смещения"?
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток