Ток термической стойкости сборных шин это

Критерием термической стойкости является конечная температура, которая ограничивается механической прочностью металлов, деформациями частей аппаратов и шин. Для неизолированных медных проводников установлена максимальная температура 300 o C, для алюминиевых — 200 o C.

В практических расчетах для определения минимальной величины допустимого сечения по термической стойкости (SТ), пользуются формулой:

где: тепловой импульс (интеграл Джоуля), тока КЗ, А,

с — коэффициент, соответствующий разности выделенного тепла в проводнике после КЗ и до него, (справочная величина).

Если расчетная величина минимального сечения допустимого по термической стойкости ST меньше сечения проводника выбранного по допустимому току S, то считается, что шины термически стойкие, т.е. соблюдается условие:

Проверка на электродинамическую стойкость шин к токам КЗ

При КЗ по токоведущим частям проходят токи переходного режима, вызывая сложные динамические усилия в шинных конструкциях. Усилия, действующие на жесткие шины и изоляторы, рассчитываются по наибольшему мгновенному значению тока трехфазного КЗ ( ). Сила действующая на конструкцию определяется по (9.16).

Изгибающий момент, действующий на шину,

где: f — наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ, Н/М,

l — длина пролета между опорными изоляторами, м,

— коэффициент, зависящий о способа крепления шин на опорных изоляторах (для реальных конструкций =10).

Напряжение в материале шины при воздействии изгибающего момента, МПа,

где: W — момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной действию момента, см 3 . Он зависит от размеров и расположения шин.

Шины механически прочны, если

где: допустимое механическое напряжение в материале шины. (справочная величина)

Примеры расчета шин

Однополосные шины

Наибольшее удельное усилие, Н/м,

где: — ударный ток трехфазного КЗ, А;

а — расстояние между фазами, м;

— коэффициент формы (находится по кривым [10]). Если расстояние между фазами значительно больше периметра шин то коэффициент формы .

Необходимо учитывать усилия как между фазами, так и между полосами.

Удельное усилие между фазами, Н/м:

Напряжение в материале от взаимодействия фаз, МПа,

где: W — момент сопротивления пакета шин, см 3 .

Удельное усилие между полосами, Н/м:

где: величины, зависящие от коэффициентов формы;

Напряжение в материале от взаимодействия полос, МПа,

где: — расстояние между прокладками, которые укладываются между шинами в пакете, м;

— момент сопротивления одной полосы, см 3 .

Шины механически прочны, если,

Максимальное расстояние между прокладками, м

Минимальное число прокладок в пролете

При жестком соединении швеллеров расчет такой же, как для однополостных

При отсутствии жесткого соединения швеллеров расчет такой же, как для двухполостных шин, (при вертикальном расположении ).

Удельное усилие действующее между фазами при отсутствии жесткого соединения швеллеров:

Формулы используются с учетом .

Шины, расположенные по вершинам треугольника

В этом случае силы, действующие на шину от других фаз, сдвинуты в пространстве. Результирующая сила меняется по величине и направлению, создавая растягивающие , изгибающие и сжимающие усилия на изоляторы.

Читайте также: Разновидности шин для авто

В табл. 9.2 приведены расчетные формулы для определения и сил, действующих на изоляторы для круглых, полых и коробчатых шин, расположенных в вершинах треугольника.

Выбрать сборные шины 10кВ понизительной подстанции 110/10кВ. Номинальная мощность трансформатора МВА; ударный ток трехфазного КЗ на шинах , тепловой импульс . Предполагается, что шины расположены в горизонтальной плоскости, расстояние между фазами , длина пролета l = 1 м.

Сборные шины выбираем по длительно допустимому току. Так как распределение нагрузки по шинам неизвестно, выбор шин производим по току трансформатора:

Принимаем алюминиевые шины прямоугольного сечения (60×6)мм 2 = 360мм 2 .

Проверяем шины на термическую стойкость, принимая , справочная величина:

Согласно условию шины термически устойчивы.

Проверка на динамическую стойкость

Удельное усилие принимая

Момент сопротивления сечения при расположении шин “плашмя”

Напряжение в материале шины:

Согласно условию шины динамически устойчивы.

Видео:Выбор и проверка сборных шин на 6 и 0,4 кВСкачать

Выбор и проверка сборных шин на 6 и 0,4 кВ

Пример выбора жестких шин 10 кВ

Для питания ЗРУ-10 кВ требуется выбрать и проверить сечение сборных шин 10 кВ от силового трансформатора мощностью 16 МВА.

  • Максимальный трехфазный ток КЗ на шинах 10 кВ – Iк.з = 9,8 кА;
  • Силовой трансформаторов типа ТДН-16000/110-У1 загружен на 60%.

Согласно ПУЭ 7-издание п.1.3.28 проверку по экономической целесообразности не выполняют, поэтому выбор шин будет выполняться только по длительно допустимому току (ПУЭ 7-издание п.1.3.9 и п.1.3.22).

Ток термической стойкости сборных шин это

Проверку шин производят на термическую и электродинамическую стойкость к КЗ (ПУЭ 7-издание п.1.4.5).

Ток термической стойкости сборных шин это

Видео:Провода, токопровод, шиныСкачать

Провода, токопровод, шины

1. Выбор шин по длительно допустимому току

Выбор шин по длительно допустимому току (по нагреву) учитывают не только нормальные, но и послеаварийные режимы, а также режимы в период ремонтов и возможного неравномерного распределения токов между секциями шин [Л2, с.220].

1.1 Определяем ток нормального режима, когда трансформатор загружен на 60%:

Ток термической стойкости сборных шин это

  • Sн.тр-ра = 16000 кВА – номинальная мощность трансформатора ТДН-16000/110-У1;
  • Uн.=10,5 кВ – номинальное напряжение сети;

1.2. Определяем максимальный рабочий ток, когда один из трансформаторов перегружен на 1,4 от номинальной мощности (утяжеленный режим):

Ток термической стойкости сборных шин это

По таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание) определяем допустимый ток для однополосных алюминиевых шин прямоугольного сечения 80х8 мм с допустимым током Iдоп.о = 1320 А.

Ток термической стойкости сборных шин это

1.3. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х8 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:

Ток термической стойкости сборных шин это

Iдоп.о =1320 А –длительно допустимый ток полосы при температуре шины θш = 70 °С, температуре окружающей среды θо.с = 25 °С и расположения шин вертикально (на ребро), определяемый по таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание);

k1 — поправочный коэффициент при расположении шин горизонтально (плашмя), согласно ПУЭ 7-издание п. 1.3.23, должны быть уменьшены на 5% для шин с шириной полос до 60 мм и на 8% для шин с шириной полос более 60 мм. Принимаем k1 = 0,92 (так как шины будут расположены плашмя).

k2 – поправочный коэффициент для шин при температуре окружающей среды (воздуха) θо.с отличной от 25 °С, определяемый по ПУЭ 7-издание таблица 1.3.3. Принимаем k3 = 0,94 с учетом, что среднеемесячная температура наиболее жаркого месяца равна +30 °С.

Читайте также: Сколько должно быть давление в шинах лада гранта лифтбек

Ток термической стойкости сборных шин это

Принимаем сечение шин 80х10 мм, с допустимым током Iдоп.о =1480 А.

1.4. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х10 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:

Ток термической стойкости сборных шин это

Принимаем шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм.

Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ+ОСШСкачать

Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ+ОСШ

2. Проверка шин на термическую устойчивость

2.1. Определяем тепловой импульс, который выделяется при токе короткого замыкания по выражению 3.85 [Л2, с.190]:

Ток термической стойкости сборных шин это

  • Iп.0 = 9,8 кА – начальное действующее значение тока КЗ на шинах 10 кВ.
  • Та – постоянная времени затухания апериодической составляющей тока короткого замыкания. Для ориентировочных расчетов значение Та определяем по таблице 3.8 [Л2, с.150]. Для трансформатора мощность 16 МВА, принимаем Та = 0,04. Если же вы хотите более точно рассчитать значение Та, можете воспользоваться формулами, представленными в пункте 6.1.4 ГОСТ Р 52736-2007.

Ток термической стойкости сборных шин это

2.1.1. Определяем полное время отключения КЗ по выражению 3.88 [Л2, с.191] и согласно пункта 4.1.5 ГОСТ Р 52736-2007:

tоткл.= tр.з.+ tо.в=0,1+0,07=0,18 сек.

  • tр.з. – время действия основной защиты трансформатора, равное 0,1 сек (АПВ – не предусмотрено).
  • tо.в – полное время отключения выключателя выбирается из каталога, равное 0,07 сек.

Ток термической стойкости сборных шин это

2.2. Определяем минимальное сечение шин по термической стойкости при КЗ по выражению 3.90 [Л2, с.191]:

Ток термической стойкости сборных шин это

где: С – функция, значения которой приведены в таблице 3.14. Для алюминиевых шин С = 91.

Ток термической стойкости сборных шин это

Как мы видим ранее принята алюминиевая шина сечением 80х10 мм – термически устойчива.

Видео:РУ 110-220 кВ со сборными шинами (схемы 110-9, 13, 13Н)Скачать

РУ 110-220 кВ со сборными шинами (схемы 110-9, 13, 13Н)

3. Проверка шин на электродинамическую устойчивость

  • Ударный ток трехфазного КЗ на шинах 10 кВ — iуд = 24,5 кА;
  • Шины выполнены из алюминиевого сплава марки АД31Т1 сечением 80х10 мм, расположены горизонтально в одной плоскости (плашмя) и имеют восемь пролетов.
  • Длина пролета — l = 0,9 м;
  • Расстояние между осями проводников — а= 0,27 м (расположение шин см.рис. 2а ГОСТ Р 52736-2007);
  • Толщина шины — b = 10 мм = 0,01 м;
  • Высота шины — h = 80 мм = 0,08 м;

Ток термической стойкости сборных шин это

3.1. Определяем момент инерции J и момент сопротивления W по расчетным формулам согласно таблицы 4 ГОСТ Р 52736-2007:

Ток термической стойкости сборных шин это

Ток термической стойкости сборных шин это

3.2. Определяем частоту собственных колебаний для алюминиевой шины по выражению 4.18 [Л2, с.221]:

Ток термической стойкости сборных шин это

где: S = 800 мм 2 = 8 см 4 – поперечное сечение шины 80х10 мм.

Если же у вас медные шины, то частоту собственных колебаний определяют по выражению 4.19 [Л2, с.221]:

Ток термической стойкости сборных шин это

В случае, если частота собственных колебаний больше 200 Гц, то механический резонанс не возникает. Если f0 200 Гц, поэтому расчет можно вести без учета колебательного процесса в шинной конструкции [Л2, с.221].

3.3. Определяем наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ по выражению 3.74 [Л2, с.221]:

Ток термической стойкости сборных шин это

  • а = 0,27 м — расстояние между осями проводников (фазами), м;
  • iуд. = 24,5*103 А – ударный ток трехфазного КЗ, А;
  • Если расстояние между фазами а > 2*(b+h) > 2*(0,01+0,08); а = 0,27 м > 0,18 м, то в этом случае коэффициент формы kф = 1,0 [Л2, с.221];

Читайте также: Цепи шины для пил makita

3.4. Определяем максимальную силу, действующую на шинную конструкцию при трехфазном КЗ, данное значение нам понадобиться для проверки опорных изоляторов на механическую прочность [Л2, с.227]:

Ток термической стойкости сборных шин это

  • l = 0,9 м – длина пролета, м;
  • kп – поправочный коэффициент на высоту шины, если она расположена на ребро см. рис.4.8. В данном примере шины расположены горизонтально (плашмя), поэтому kп = 1,0:

Ток термической стойкости сборных шин это

где: Hиз. – высота изолятора.

Ток термической стойкости сборных шин это

Дальнейший расчет шинной конструкции в части выбора опорных изоляторов представлен в статье: «Выбор опорных изоляторов для шинного моста 10 кВ».

3.5. Определяем максимальное напряжение в шинах при трехфазном КЗ, возникающее при воздействии изгибающего момента по выражению 4.20 [Л2, с.222]:

Ток термической стойкости сборных шин это

  • l = 0,9 м – длина пролета, м;
  • W = 10,7 см 3 – момент сопротивления поперечного сечения шины, определенный ранее.

3.6. Сравниваем полученное максимальное напряжение в шинах σрасч. = 2,91 МПа с допустимым напряжением материала σдоп. = 137 МПа из таблицы 3 ГОСТ Р 52736-2008.

Ток термической стойкости сборных шин это

Обращаю ваше внимание, что сравнивается максимальное напряжение в шинах с допустимым напряжением в материале жестких шин, а не с допустимым напряжением в области сварного соединения, согласно ГОСТ Р 52736-2008 пункт 5.3.1 и ПУЭ 7-издание пункт 1.4.15.

Ток термической стойкости сборных шин это

Как видно из результатов расчетов σрасч. = 2,91 МПа Вывод:

Выбранные шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм удовлетворяют условию электродинамической стойкости, с длиной пролета l = 0,9 м.

  1. Справочник по электроснабжению и электрооборудованию. Том I. А.А. Федоров, 1986 г.
  2. Электрооборудование станций и подстанций. Второе издание. Л.Д. Рожкова, В.С. Козулин. 1980 г.
  3. ГОСТ Р 52736-2008 – Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания.

Поделиться в социальных сетях

Если вы нашли ответ на свой вопрос и у вас есть желание отблагодарить автора статьи за его труд, можете воспользоваться платформой для перевода средств «WebMoney Funding» и «PayPal» .

Данный проект поддерживается и развивается исключительно на средства от добровольных пожертвований.

Проявив лояльность к сайту, Вы можете перечислить любую сумму денег, тем самым вы поможете улучшить данный сайт, повысить регулярность появления новых интересных статей и оплатить регулярные расходы, такие как: оплата хостинга, доменного имени, SSL-сертификата, зарплата нашим авторам.

Ток термической стойкости сборных шин это

В данной статье будет рассматриваться выбор кабеля (провода) по нагреву при повторно-кратковременном.

Ток термической стойкости сборных шин это

В данном примере нужно выбрать сечение гибких шин для питания ЗРУ-10 кВ от силового трансформатора типа.

Ток термической стойкости сборных шин это

В данной статье будет рассматриваться пример расчета реактивной мощности воздушной линии напряжением 10.

Ток термической стойкости сборных шин это

Требуется определить потери активной и реактивной мощности в автотрансформаторе типа АТДЦТН-125000/220/110.

Ток термической стойкости сборных шин это

Требуется определить относительную величину потери напряжения автотрансформатора типа АТДЦТН-125000/220/110.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    🎦 Видео

    Терминология силовой электроники: тиристорыСкачать

    Терминология силовой электроники: тиристоры

    Какая сила переносит носители заряда в проводниках? Ток смещения и ток проводимостиСкачать

    Какая сила переносит носители заряда в проводниках? Ток смещения и ток проводимости

    Лапидус А.А. Схемы с ГРУСкачать

    Лапидус А.А. Схемы с ГРУ

    Вебинар: КРУ-Т с комбинированным коммутационным модулемСкачать

    Вебинар: КРУ-Т с комбинированным коммутационным модулем

    Термическая обработка. ЗакалкаСкачать

    Термическая обработка. Закалка

    Лапидус А.А. Токоведущие частиСкачать

    Лапидус А.А. Токоведущие части

    Термическая обработка. Отжиг и нормализацияСкачать

    Термическая обработка. Отжиг и нормализация

    РЗ #51 Дифференциальная защита шин (часть 1)Скачать

    РЗ #51 Дифференциальная защита шин (часть 1)

    Что такое ШИМ? Как ШИМ регулирует яркость, температуру, обороты двигателя и напряжение? Разбираемся!Скачать

    Что такое ШИМ? Как ШИМ регулирует яркость, температуру, обороты двигателя и напряжение? Разбираемся!

    Ударный ток короткого замыканияСкачать

    Ударный ток короткого замыкания

    Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 3/2Скачать

    Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 3/2

    ГЗШ Основная система уравнивания потенциаловСкачать

    ГЗШ Основная система уравнивания потенциалов

    Лекция 304 Шинный формировательСкачать

    Лекция 304 Шинный формирователь

    Выбор трансформаторов ТЭЦ. Расчёт токов КЗ для выбора проводников и аппаратов.Скачать

    Выбор трансформаторов ТЭЦ. Расчёт токов КЗ для выбора проводников и аппаратов.

    Различие гибких медных шин к МТ-1928Скачать

    Различие гибких медных  шин к МТ-1928

    Удивительные свойства резиныСкачать

    Удивительные свойства резины
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток