торец — рца, м. tierce f., нем. Terz. + torse, ит. torso? угол., мол. Лицо, физиономия. Елистратов. ♦ Дать торца кому. угол. Ударить кулаком в лицо кому л. Пахану вчера в лавке кто то торца дал и шнобель на сторону свернул. Быков. ♦ Дать (выписать,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ТОРЕЦ — ТОРЕЦ, торца, и (устар. редк.) ТОРЕЦ и торц, торца, муж. 1. Деревянный брусок, бревно со стороны своего поперечного разреза. Поставить бревно торцом кверху. «Осиновый торец под конские приводы спор.» Даль. || Шестигранный брусок поперечно… … Толковый словарь Ушакова
торец — ТОРЕЦ, рца, м., ТОРЦА, ы, ж. Лицо, физиономия. Дать в торец (ударить). Въехать торцом во что удариться лицом обо что л. Получить в торец быть избитым … Словарь русского арго
ТОРЕЦ — ТОРЕЦ, см. торчать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
торец — лобовая поверхность; ант, брусок, разрез, конец, грань, срез, фронтон, мостовая Словарь русских синонимов. торец сущ., кол во синонимов: 9 • ант (1) • … Словарь синонимов
торец — торец, род. торца (неправильно торец, торца) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ТОРЕЦ — ТОРЕЦ, рца, муж. 1. Поперечный разрез бревна, бруса, а также вообще поперечная грань чего н. (спец.). Т. балки, доски. Т. стола. Т. книги (боковой, верхний или нижний срез её листов). 2. Брусок поперечно разрезанного бревна для мощения улиц. 3.… … Толковый словарь Ожегова
ТОРЕЦ — поперечный разрез дерева. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
торец — Концевое поперечное сечение пиломатериала. [http://www.wood.ru/ru/slterm.html] Тематики лесоводство EN end … Справочник технического переводчика
ТОРЕЦ — (1) крайняя грань стержня, бруса или детали, перпендикулярная их геометрической осп; (2) поверхность разреза древесины поперёк волокон (поперёк ствола) … Большая политехническая энциклопедия
Видео:9.3. Конструктивные элементы валов и осейСкачать
Назначение, элементы, виды валов
Вал — деталь предназначенная для удержания вращающихся деталей и передачи крутящего момента.
В поперечном сечении валы, чаще всего имеют круглую или кольцевидную форму, отдельные участки могут иметь другое сечение, например участки с шлицами, лысками.
Видео:Измерение радиального биения быстроходного валаСкачать
Назначение валов
Назначение валов — удерживание посаженных на него деталей и передача нагрузки от них на опоры.
Вал, в отличии от оси, передает вращающий момент, следовательно — скручивается.
В механизмах, как правило, используется несколько агрегатов, и необходимо реализовать передачу вращающего момента от вала одного устройства к валу другого. Для этих целей могут быть использованы механические передачи (например цепная) или муфты.
Видео:Как работает торцевое уплотнение? / Центробежный насосСкачать
Виды валов
Вал — одна из самых распространенных деталей механизмов и машин. Существует множество конфигурации и конструкции валов. Их можно классифицировать по различным признакам.
- валы передачи
- коренные валы (несущие не только детали передач, но и рабочие органы)
Читайте также: Сальник первичного вала 1118
По форме геометрической оси:
По конструктивным признакам:
- гладкие (постоянного поперечного сечения)
- ступенчатые
- валы с фланцами
- валы-шестерни
Видео:Валы и осиСкачать
Элементы конструкции вала
Обычно вал представляет из себя цельную деталь, однако он может быть и составным, состоящим из нескольких частей.
Рассмотрим основные элементы конструкции валов:
- Цапфа — опорная часть вала, цапфа может быть цилиндрической, конической или сферической.
- Шейка — промежуточная цапфа.
- Шип — цапфа, расположенная на конце вала, предназначенная для восприятия, радиальной нагрузки.
- Пята — цапфа, расположенная на конце вала, предназначенная для восприятия осевой нагрузки.
- Заплечик – торцевая поверхность вала поверхность предназначенная для упора деталей, подшипников качения и т.п.
- Буртик – утолщение вала, предназначенная для упора деталей.
- Канавка – углубление на поверхности вала, предназначенная для выхода режущего инструмента, установки стопорного кольца и т.д.
- Галтель – плавный переход от меньшего сечения вала, к поверхности заплечника или буртика. Размер галтели определяется диаметром вала согласно ГОСТ 12080-66.
- Фаска – скошенная часть поверхности вала. Фаска облегчает установку деталей на валу при сборке. Размер фасок стандартизован ГОСТ 12080-66.
- Шпоночный паз – углубление, предназначенное для установки шпонки.
- Шлиц — паз на валу, в который входит зуб сопрягаемой детали.
- Лыска — плоская поверхность вала, получаемая путем удаления части металла фрезой.
Видео:Торцевое уплотнение вала для Corken FD-150 (5242-1Х-6)Скачать
Погрешности монтажа валов
При выборе типа муфты следует учитывать возможные погрешности, возникающие при монтаже валов.
- Монтажный зазор
- Радиальное смещение
- Угловое смещение
Видео:Торцевое уплотнение вала для насоса Corken Z 2000Скачать
Конструктивные элементы валов и осей
Видео:Торцевое уплотнение вала для Corken FD-150 (5242-1Х-6)Скачать
1. Валы
Валы – детали машин, предназначенные для обеспечения взаимодействия размещенных на них деталей механических передач. Взаимодействовать могут подвижные детали с подвижными, например, шестерни в зубчатой передаче, а также подвижные детали с неподвижными. Например, опоры с подшипниками качения, которые воспринимают нагрузку от валов, передают ее неподвижному корпусу и таким образом дают возможность работать передаче. Это взаимодействие обеспечивает передачу крутящего момента вдоль осевой линии вала.
Валы машин, которые кроме деталей передач несут рабочие органы машины, называются коренными. Коренной вал станков с вращательным движением инструмента или изделия называется шпинделем. Вал, распределяющий механическую энергию по отдельным рабочим машинам, называется трансмиссионным. В отдельных случаях валы изготовляют как одно целое с цилиндрической или конической шестерней (вал-шестерня) или с червяком (вал-червяк).
По форме геометрической оси валы бывают прямые и гибкие (с изменяемой формой оси). Простейшие прямые валы имеют форму тел вращения.
На рис. 1 показаны прямые валы: гладкий (а), ступенчатый (б) и коленчатый (в). Ступенчатые валы являются наиболее распространенными. Для уменьшения массы или для размещения внутри них других деталей валы иногда делают с каналом по оси. В отличие от сплошных такие валы называют полыми.
Рис. 1. Валы
Видео:НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЭТОТ ВАЛ В ДВИГАТЕЛЕ!!Скачать
2. Оси
Ось – деталь машин и механизмов, служащая для поддержания вращающихся частей, но не передающая полезный крутящий момент. Оси (рис. 2) бывают вращающиеся (а) и неподвижные (б). Вращающаяся ось устанавливается в подшипниках. Примером вращающихся осей могут служить оси железнодорожного подвижного состава, примером невращающихся – оси передних колес автомобиля.
Читайте также: Система вала система отверстия посадки примеры
Из определений видно, что при работе валы всегда вращаются и испытывают деформации кручения или изгиба и кручения, а оси – только деформацию изгиба (возникающими в отдельных случаях деформациями растяжения и сжатия чаще всего пренебрегают).
Опорная часть вала или оси называется цапфой. Концевая цапфа называется шипом, а промежуточная – шейкой (рис. 3, а). Опорой для них служат радиальные или радиально-упорные подшипники скольжения или качения. Шейка в отличие от шипа, который несет только радиальную нагрузку FA, несет радиальную нагрузку FB и передает крутящий момент с концевой головки на промежуточную и, следовательно, работает еще и на кручение. Поэтому диаметр этой шейки должен быть больше диаметра головки d В, размер которого определяется расчетом, и диаметра шипа. Участки вала и оси, на диаметрах поверхностей которых закрепляются детали, воспринимающие или передающие нагрузку, называют головками или подступицами.
Рис. 3. Элементы валов
Концевая цапфа, предназначенная нести преимущественно осевую нагрузку, называется пятой (рис. 3, б). Опорами для пят служат подпятники – упорные подшипники скольжения или качения.
По форме цапфы могут быть цилиндрическими, коническими, шаровыми и плоскими (пяты).
Кольцевое утолщение вала (между шипом и головкой) (рис. 3, а), составляющее с ним одно целое, называется буртиком. Переходная поверхность от одного сечения вала к другому, служащая для упора насаживаемых на вал деталей (от шипа к буртику для упора подшипника), называется заплечиком (рис. 3, а).
Видео:Торцевое уплотнение вала для насоса Corken Z 2000 (второе)Скачать
3. Материалы валов и осей
Требованиям работоспособности валов и осей наиболее полно удовлетворяют углеродистые и легированные стали, а в ряде случаев – высокопрочные чугуны. Выбор материала, термической и химико-термической обработки определяется конструкцией вала и опор, техническими условиями на изделие и условиями его эксплуатации. Для большинства валов применяют стали марок Сталь 45, Сталь 40Х и др., а для ответственных конструкций – Сталь 40ХН, Сталь З0ХГТ и др. Рабочие поверхности валов из этих сталей подвергают термической обработке (улучшению, поверхностной закалке ТВЧ и др.).
Быстроходные валы, вращающиеся в подшипниках скольжения, требуют высокой твердости цапф, поэтому их изготовляют из цементируемых сталей марок Сталь 20Х, 12Х2Н4А, 18ХГТ или азотируемых сталей марок Сталь 38Х2МЮА и др.
Обычно валы подвергают токарной обработке, термической обработке с последующим шлифованием и отделочной обработке посадочных поверхностей и цапф. Для этого посадочные поверхности и галтели подвергают суперфинишной обработке или полировке.
Концевые участки валов выполняют цилиндрическими (рис. 4) или коническими (рис. 5). Посадка деталей на конус обеспечивает легкость сборки и разборки, высокую точность базирования, возможность создания любого натяга. Поэтому консольные концы валов редукторов серийного производства, как правило, делают конусными. Поскольку цилиндрические концы валов проще в изготовлении, то при единичном и мелкосерийном производствах они имеют преимущественное распространение.
Читайте также: Установка крестовины рулевого вала
Рис. 4. Концы валов цилиндрические: а – шейка; б – шейка с наружной резьбой
Рис. 5. Концы валов конические с конусностью 1:10: а – с наружной; б – с внутренней резьбой
На торцах валов располагают центровые отверстия с углом конуса α=60° (рис. 6), которые используют в качестве технологических баз при изготовлении валов и осей и при проверке погрешностей, которые образуются при обработке и эксплуатации валов и осей (а), а также применяют для монтажных работ, транспортирования и хранения в вертикальном положении (б). Фаска под углом 120° защищает резьбу и конусную поверхность центрового отверстия от забоин (см. в конце табл. 1).
Рис. 6. Центровые отверстия на торцах валов
Форма вала по длине определяется конструктивно с учетом распределения нагрузок, т. е. эпюрами изгибающих и крутящих моментов, условиями сборки и технологией изготовления. Однако следует стремиться к форме профиля вала, приближающегося к форме бруса с равнопрочными сечениями или равного сопротивления изгибу.
Поверхности валов, предназначенные для установки деталей, передающих вращающий момент в машинах, механизмах и приборах, выполняют по форме и по размерам с допусками, которые обеспечивают сопряжение валов с этими деталями.
Требования к шероховатости поверхности деталей и посадки деталей на валах приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1. Рекомендуемая шероховатость на различных участках вала
Поверхности посадочных мест валов, мм | Шероховатость, Ra | ||
квалитет точности | Шот | Шдо | |
11-й | 30 | 500 | 6,3 |
12-й | 6 | 80 | 2,5 |
9-й | 80 | 500 | 2,5 |
11-й | 3 | 30 | 2,5 |
7-й и 8-й | 6 | 80 | 1,25 |
6-й | 10 | 120 | 0,63 |
Шейки валов с манжетными уплотнениями | 0,32 | ||
Шейки валов с фетровыми уплотнениями | 1,25-0,63 | ||
Рабочие поверхности шпоночных пазов | 3,2-6,3 | ||
Нерабочие поверхности шпоночных пазов | 6,3-10 | ||
Фаски, отверстия из-под сверла, торцы | 10-20 |
Таблица 2. Посадки деталей на валах
Закрепляемые детали | Режим работы | |
нормальный | тяжелый | |
Зубчатые колеса до Ш120 мм | H7/p6 | H7/r6 |
Зубчатые колеса св. Ш80-500 мм | H7/r6; H8/s7 | H7/p6; H8/u8 |
Зубчатые колеса при частом демонтаже | H7/n6; H7/m6; H7/k6 | |
Муфты св. Ш80-500 мм | H7/n6; H7/m6; |
Валы и оси конструктивно связывают через подшипники вращающиеся детали с корпусными деталями. Предварительные размеры шеек валов определяют расчетом, затем после определения способа соединения вращающихся деталей с валом (шпоночным, шлицевым или др.) уточняют размеры посадочных мест и конструкцию валов.
В местах изменения диаметра вала или оси делают переходы. Конструктивно они должны быть выполнены так, чтобы прилегание детали к буртику или торцу переходной поверхности было плотным, без зазора. Если переход от цилиндрической поверхности к вертикальной торцевой поверхности буртика или к торцу переходной поверхности выполнен по радиусу, то такой переход называют галтелью (рис. 7, а), а если с проточкой, в виде канавки, то называют поднутрением (рис. 7; б, в).
Рис. 7. Конструктивные переходы в местах изменения диаметров вала
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔥 Видео
Вал и ось. В чем отличие? Назначение валов и осей в машиностроении и не толькоСкачать
Торцевое уплотнение для насосов, обзор уплотнений для ОНЦСкачать
Детали машин. Лекция 4.1. Валы и оси.Скачать
Карданный вал - что это такое, проблемы, балансировкаСкачать
Карданный вал АДС обзор ассортимента 18+Скачать
Техническая Механника - Валы и ОсиСкачать
Металлоприёмка | Вал фуговальный | Фаркоп и редуктор двухступенчатый |Скачать
Прочность и жесткость валов. (Зубчатый редуктор). Часть 3: Расчетные схемы валов.Скачать
Полуоси и «палки»-валы приводов. Обрывы шлицевых соединений.Скачать
Изготовление валов.Скачать
Шейперный вал в работе. Shaper shaft at work.Скачать