При разборке подшипниковых узлов подшипники тщательно промывают и проверяют на пригодность для дальнейшей эксплуатации: в случае непригодности подшипники заменяют. Возможные дефекты подшипниковых узлов и способы их устранения приведены ниже.
Подшипник качения ремонт и сборка подшипников качения
Дефекты подшипниковых узлов и способы их устранения:
Дефект или его признак | Причины | Способ устранения |
---|---|---|
Повышенный шум | 1.Повреждение тел качения подшипника | Подшипник заменить. |
2. Защемление тел качения вследствие неправильной регулировки | Отрегулировать натяг в подшипниках | |
3. Износ посадочных мест на валу и в корпусе | Отремонтировать посадочные места | |
4. Отсутствие смазки | Смазать подшипники | |
Повышенный нагрев | 1. Защемление тел качения из-за чрезмерного натяга в подшипниках | Отрегулировать натяг в подшипниках |
2. Недостаток смазочного материала | Добавить смазочный материал | |
3. Несоосность посадочных мест на валу и в корпусе | Устранить несоосность | |
4. Загрязнение подшипника вследствие выхода из строя уплотнения | Подшипник промыть, уплотнение заменить. При наличии цветов побежалости на кольцах и телах качения подшипник заменить | |
Выкрошивание рабочих поверхностей колец и тел качения | Усталостность материала | Подшипник заменить |
Увеличенный радиальный и осевой зазоры в подшипнике | Частичный износ рабочих поверхностей подшипника | Допустимое увеличение зазоров по сравнению с начальными: для опор шпинделей и точных валов — 25 %, для остальных опор: в 3-4 раза. При больших зазорах подшипник следует заменить |
Поля допусков посадочных поверхностей валов и отверстий в корпусах для сопряжения с подшипниками качения:
Подвижность вала и корпуса в работе | Класс точности подшипника | Поля допусков вала | Поля допусков отверстия в корпусе |
---|---|---|---|
Вал вращается,корпус неподвижен | 5 и 4 | n5, m5, k5, js5 | M6, K6, Js6, H6 |
0 и 6 | n6, m6, k6, js6 | M7, K7, Js7, H7, G7, H8, H9 | |
Вал неподвижен,корпус вращается | 5 и 4 | h5, g5 | N6, M6, K6 |
0 и 6 | h5, g5 | P7, N7, M7, K7 |
При сборке подшипниковых узлов должны выполняться следующие технические условия:
1. Кольца и тела качения подшипника должны быть чистыми, без заметных дефектов. При вращении от руки подшипник должен вращаться свободно, без значительного шума. Новый подшипник с неповрежденной упаковкой и незагустевшей смазкой можно не промывать. Загрязненные подшипники промывают в бензине с добавлением 6-8 % минерального масла или в масле (Индустриальное 12 или 20) в ванне с электроподогревом при температуре 60-90 °С в течение 15-20 мин. Сильно загрязненные подшипники промывают дважды. После промывки подшипник просушивают на бумаге или с помощью сжатого воздуха. Пятна коррозии на подшипнике удаляют мягкой шкуркой и пастой ГОИ с последующей промывкой.
2. Осевой и радиальный зазоры в подшипнике должны быть в допускаемых пределах. Схема замера зазоров приведена на схеме. Величина начальных зазоров для подшипников различных типов приведена в специальной литературе.
Читайте также: Подшипник вторичного вала для шевроле авео
3. Посадочные места в корпусе и на валу должны быть точно и чисто обработаны. Перед сборкой подшипникового узла посадочные места промывают керосином, просушивают и смазывают. Механические повреждения, забоины, вмятины, следы коррозии устраняют. Диаметры шеек валов контролируют с помощью предельных скоб и микрометров, а диаметры отверстий корпусов — предельными пробками, индикаторными нутромерами или штихмассами.
4. Во избежание перекоса радиус закругления галтели на валу (при отсутствии кольцевой проточки или выточки) должен быть меньше, чем радиус фаски у подшипника. Величину радиуса галтели проверяют с помощью радиусомера или шаблона.
5. Упорный заплечик вала или отверстия в корпусе должен быть перпендикулярен к посадочным поверхностям. Допускаемое торцовое биение приведено в таблице. Перпендикулярность заплечиков вала и корпуса оси посадочного места проверяют угольником или индикатором.
Точность форм посадочных поверхностей под подшипник качения:
Показатель | Класс точности подшипника | |||
0 | 6 | 5 | 4 | |
Овальность и конусность шейки вала и отверстия в корпусе | 1/2 | 1/4 | ||
допуска на диаметр посадочной поверхности | ||||
Овальность и конусность шейки вала для подшипников на закрепительных втулках | 1/4 допуска на диаметр посадочной поверхности вала | |||
Торцевое биение заплечиков вала, мкм, при диаметре, мм: | ||||
до 50 | 20 | 10 | 7 | 4 |
свыше 50 до 120 | 25 | 12 | 8 | 6 |
свыше 120 до 250 | 30 | 15 | 10 | 8 |
Торцевое биение заплечиков отверстия в корпусе, мкм, при диаметре, мм: | ||||
до 80 | 40 | 20 | 13 | 8 |
свыше 80 до 120 | 45 | 22 | 15 | 9 |
свыше 120 до 150 | 50 | 25 | 18 | 10 |
свыше 150 до 180 | 60 | 30 | 20 | 12 |
свыше 180 до 250 | 70 | 35 | 23 | 14 |
свыше 250 до 315 | 80 | 40 | 27 | 16 |
Шероховатость посадочных поверхностей вала и корпуса под подшипники качения:
Посадочные поверхности | Класс точности подшипника | Номинальные диаметры, мм | |||
до 80 | от 80 до 500 | ||||
Параметры шероховатости поверхности, мкм | |||||
Rz | Ra | Rz | Ra | ||
Вала | 0 | 6,3 | 1,25 | 10 | 2,50 |
6 и 5 | 3,2 | 0,63 | 6,3 | 1,25 | |
4 | 1,6 | 0,25 | 3,2 | 0,63 | |
Отверстия в корпусе | 0 | 6,3 | 1,25 | 10 | 2,50 |
6,5 и 4 | 3,2 | 0,63 | 6,3 | 1,25 | |
Торцов заплечиков вала и отверстия в корпусе | 0 | 10 | 2,50 | 10 | 2,50 |
6,5 и 4 | 6,3 | 1,25 | 10 | 2,50 |
6. Недопустимо попадание в подшипниковый узел грязи или абразива, что приводит к ускоренному изнашиванию подшипника.
Видео:Подшипники. Точность посадочных поверхностей под подшипник и как их получить на производствеСкачать
7. При правильной сборке подшипник должен работать плавно и бесшумно, а также не нагреваться выше 70 °С.
8. Выбор посадки подшипника на вал и в отверстие корпуса зависит от типа машины, требований к точности вращения, характера нагрузки, типа, размера и условия монтажа подшипника. Необходимая посадка подшипника обеспечивается за счет допусков на диаметры вала и отверстия корпуса. На сборочных чертежах и чертежах деталей рядом с номинальным размером дается условное обозначение поля допуска только поверхности, сопряженной с подшипником.
Читайте также: Сильно шумит холодильник lg с линейным компрессором
9. Для обеспечения правильной установки подшипника на вал и в корпус следует применять специальные приспособления. При запрессовке подшипника на вал или в корпус используют монтажные трубы из мягкого металла, винтовые и гидравлические прессы. Усилие запрессовки прикладывается к тому кольцу подшипника, которое устанавливается с натягом, а при запрессовке одновременно на вал и в корпус — к обоим кольцам. Для облегчения работы вал может охлаждаться, а корпус нагреваться, подшипник, соответственно, либо нагреваться, либо охлаждаться.
10. После сборки проверяют по периметру прилегание подшипника к заплечику вала и корпуса, вхождение щупа 0,03 мм и более не допускается.
11. Отсутствие перекоса подшипника при установке его вместе с валом в корпус проверяют свободным проворотом вала вручную.
12. Во избежание защемления тел качения подшипники, устанавливаемые с предварительным натягом, должны иметь плавный ход и незначительный шум при провороте от руки, а в подшипниках без предварительного натяга, кроме того, должен ощущаться небольшой осевой люфт.
Подшипник качения способы крепления подшипника качения на валу
Подшипник качения способы крепления подшипника качения в корпусе
Допуски формы валов и корпусов
Класс точности подшипника | Допуски, круглости и профили продольного сечения | Допуски непостоянства диаметров |
0 ; 6 | ||
5 ; 4 | ||
2. Шероховатость посадочных поверхностей валов и корпусов
Видео:Измерение радиального биения быстроходного валаСкачать
Шероховатость поверхностей
Поверхности | Класс точности подшипника | Диаметры поверхностей |
до 80 мм | 80 … 500 мм | |
, мкм | ||
Валы | 1,25 | 2,5 |
6 и 5 | 0,63 | 1,25 |
Отверстия (корпус подшипника) | 1,25 | 2,5 |
6, 5 и 4 | 0,63 | 1,25 |
Опорные торцы валов и корпусов | 2,5 | 2,5 |
6, 5 и 4 | 1,25 | 2,5 |
3. Допуски торцевого биения опорных торцевых поверхностей заплечиков валов и отверстий корпусов должны соответствовать указанным значениям в Таблицах 20 и 21.
Допуски торцевого биения заплечиков вала
Интервал размеров, мм | Класс точности подшипников |
Допуск торцевого биения заплечиков вала, мкм | |
10…18 | |
18…30 | |
30…50 | |
50…80 | |
80…120 |
Допуски торцевого биения заплечиков корпуса
Интервал размеров, мм | Класс точности подшипников |
Допуск торцевого биения заплечиков корпусов, мкм | |
30…50 | |
50…80 | |
80…120 | |
120…180 |
Примеры указания требований к посадочным поверхностям валов и отверстий под подшипники качения (см. Рис .26) приведены на Рис. 26 а) и 26 б).
Рис. 26. Требования к посадочным поверхностям.
Общие рекомендации по выбору посадок
1. Посадки назначаются по аналогии с ранее известными конструкциями.
2. Для наиболее ответственных соединений посадки рассчитываются.
3. Посадки, как правило, выбирают в системе отверстия либо в системе вала.
Читайте также: Ниссан серена крестовина рулевого вала
4. Больший допуск (более грубый квалитет) задается для отверстия.
5. Как правило, допуска отверстия и вала различаются не более, чем на два квалитета.
6. Посадки и поля допуска выбираются в первую очередь из предпочтительного ряда, а далее – из основного набора.
Квалитеты 01, 0 и 1 предусмотрены для изготовления эталонов, например, плоскопараллельных концевых мер длины, а квалитеты 2, 3 и 4 – для калибров. Размеры деталей высокоточных ответственных соединений, например, подшипников качения, шеек коленчатых валов, деталей, соединяемых с подшипниками качения высоких классов точности и другие, выполняют по 5 и 6 квалитетам. Квалитеты 6, 7 и 8 являются наиболее распространенными. Они предусмотрены для размеров точных ответственных соединений в приборостроении и машиностроении. Квалитеты 9 и 10предназначены для размеров деталей общего машиностроения, не требующих точного центрирования. Квалитеты 10 и 12 предназначены для неответственных соединений. Квалитеты 14…18 предназначены для несопрягаемых (свободных) размеров.
Видео:Посадка подшипника на вал: самый полный обзор методов и стандартовСкачать
Посадки с натягом
для тонкостенных втулок, испытывающих небольшие нагрузки;
кондукторные вилки, шатунные шейки шатунов дизеля;
применяют при средних нагрузках;
— применяются при очень больших нагрузках. |
Посадки с зазором
назначается в том случае, когда сопряженные детали в рабочем положении не должны иметь относительного смещения, но оно необходимо при установке и регулировке, а именно: сменные шестеренки станков, корпус подшипника качения, сменные кондукторные втулки;
применяется при пониженной точности центрирования;
Видео:Разбираем чертеж детали ➤ Технические требования ➤ Допуски и посадки размеровСкачать
дает гарантированный минимальный зазор, для соединений повышенной точности;
для точных подвижных соединений, которые требуют гарантированного зазора;
«ходовая посадка» — применяется при свободном вращении одной детали относительно другой, в соединениях с движением качания одной поверхности относительно другой, в подшипниках скольжения, в шестернях, свободно вращающихся на валах, или в шестернях, включаемых муфтами.
обеспечивают легкоподвижное сопряжение при жидкостном трении, а также для валов, вращающихся с частотой не более 500 об/мин.
при малых скоростях вращения и невысокой точности;
дает большой гарантированный зазор;
для сопряжений, детали которых имеют неодинаковый коэффициент линейного расширения (например, сталь – алюминий).
Видео:9.2 Подшипники каченияСкачать
Переходные посадки
Эти посадки занимают промежуточное положение между подвижными и посадками с натягом. Рекомендуется для неподвижных, но разъемных сопряжений, квалитеты 4…8.
самый большой средний натяг из всех переходных посадок. Применяется в соединениях, передающих значительные усилия, удары, вибрации, а также для крепления тонкостенных деталей. Сборка производится с помощью пресса.
применяется при больших статических и небольших динамических нагрузках, например при посадке червячного колеса на вал.
дает зазоры, близкие к нулю, что обеспечивает хорошее центрирование, например шестерни цилиндрические и конические, передающие крутящий момент на вал через шпонку.
в основном, дает зазоры и применяется для узлов, когда затруднена сборка и для часто разбирающихся узлов.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔥 Видео
Всё чётко, пацаны! Приезжайте в Украину!Скачать
Новый обзор самых популярных типов упорных подшипниковСкачать
Что делать? Когда прокручивается подшипник.Скачать
Посадки под подшипник. Уровень: Профессионал.Скачать
Допуски и посадки под подшипникСкачать
Что такое дуплексирование?Скачать
Класс точности подшипников. Что это?Скачать
Лекция 11. Подшипники скольженияСкачать
Изготовление корпусов подшипников без токарного станка. Мой вариант.Скачать
Самоцентрирующийся подшипник UCPСкачать
Как проверить торцевое биениеСкачать
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Вид Грубейшего Нарушения ТРЕБОВАНИЙ ТБ при работе на СТАНКАХ.Скачать
Опоры валов и осей: подшипники скольженияСкачать
Шпиндельные подшипники и их замена.Скачать
КАК ЗАМЕНИТЬ ПОДШИПНИК МАХОВИКА БЕЗ СЪЕМНИКОВ !!!!!!!СВОИМИ РУКАМИ.Скачать