Toyota. В России имя мирового автогиганта давно стало синонимом надежности и качества. Можно, конечно, спорить об объективности столь высокой оценки, однако подобная репутация, как ни крути, появилась у бренда не просто так. Одним из важнейших факторов сложившейся репутации Toyota, само собой, является подход к процессу организации производства, причем вне зависимости от места расположения предприятия. Журнал «Движок» лично побывал на торжественной церемонии запуска нового RAV4 в Санкт-Петербурге и своими глазами увидел, как создается одна из самых популярных моделей российского рынка.
Церемония запуска производства была максимально представительна. Ее открывали лично исполнительный вице-президент «Тойота Мотор Корпорэйшн» Ёсида Моритака, генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ясумаса Иидзима и губернатор Северной столицы Александр Беглов.
На сегодняшний день на заводе в промзоне Шушары в две смены работает более 2 тыч. человек, выпуская 360 автомобилей за рабочий день, или по одной машине каждые 2,6 минуты. Пока производство Toyota в России выпускает две модели — Camry и RAV4, которые идут по единой линии одновременно. Сейчас процентное соотношение выпускаемых кроссоверов и бизнес-седанов примерно равное. Устройство линий сборки позволяет оперативно менять соотношение моделей и комплектаций в зависимости от спроса на рынке.
Завод «Тойота» является предприятием полного цикла, то есть на месте делается все — начиная с процессов штамповки, сварки, отливки пластиковых частей и окраски кузова до финальной сборки автомобиля и проверки качества готовой продукции. Основной процесс сборки осуществляется на трех участках производственной линии, а также линии подсборки.
Первая линия — «Трим», или участок начальной сборки автомобиля. На станциях линии «Трим» проводятся различные операции внутри автомобиля, такие как установка проводки, боковых подушек безопасности, ремней безопасности, обшивки потолка, установка инструментальной панели.
Вторая линия — «Шасси», или участок сборки под автомобилем. На этой линии подсобранные узлы двигателя, подвески, тормозной и топливной системы устанавливаются на автомобиль.
На «Финальной» линии происходит установка всех остальных деталей автомобиля: навеска дверей, установка стекол, колес и деталей интерьера.
Многие крупные узлы устанавливаются специальными манипуляторами, а за затяжку болтов и гаек отвечают автоматизированные механизмы.
В производственном процессе задействовано большое количество деталей, своевременную доставку которых обеспечивает как внутренняя, так и внешняя логистика.
Следуя принципу «Точно вовремя», процесс доставки строится таким образом, чтобы детали были на линии в строгом соответствии с требованиями к комплектациям автомобилей, которые в данный момент идут по линии. Таким образом «Тойота» обеспечивает своевременную поставку автомобилей клиентам и минимизирует неэффективные запасы.
В производственном процессе также участвуют роботележки и автоматизированные механизмы погрузки/разгрузки деталей прямо у рабочего места, что позволило заметно сократить время сборки автомобилей.
В рамках подготовки к запуску Toyota RAV4 на заводе в Шушарах было установлены новые роботы, общее число которых составило 133 только в цехе сварки, что дало возможность увеличить автоматизацию в этом цехе до 67%.
Общие инвестиции в модернизацию производства для проекта Toyota RAV4 TNGA составили 4,8 млрд рублей (на сентябрь 2019 года).
Кроме того, без существенных вложений внедрено более 100 механизмов «Каракури» — так японцы называют любые устройства, помогающие увеличить производительность труда без помощи моторов и электричества.
Интересно, что каждый сотрудник производственной линии пишет отчеты, направленные на улучшение безопасности, качества и производительности. Каждый должен предлагать идеи для улучшения, поскольку лучше сотрудника никто рабочее место не знает. При этом каждая бригада организовывает свою команду, которая предлагает решения текущих проблем, — Кружок контроля качества. Раз в полгода проходят конференции, где выбираются лучшие решения. Победители отправляются на глобальную мировую конференцию Toyota для обмена опытом.
Читайте также: Мотор омывателя лобового стекла санта фе
На каждой рабочей станции у сотрудника есть возможность экстренно остановить конвейер и вызвать бригадира для решения проблемной ситуации. Это позволяет не передать дефект на следующую станцию и обеспечить качество выпускаемой продукции
После окончательной сборки готовый автомобиль Toyota отправляется на обязательные испытания, которые проходят абсолютно все машины. На линии внешней проверки сотрудники внимательно осматривают автомобиль и подтверждают качество лакокрасочного покрытия.
Также на линии контроля качества есть водяные камеры, которые под давлением проверяют Camry и RAV4 на герметичность. Обязательной проверке подвергаются все системы автомобиля: датчики, электроника, светотехника, закрытие/открытие дверей и окон, параметры развала-схождения и прочие.
Более того, каждая машина проходит серию дорожных испытаний, разгоняясь до 120 км/ч, после чего возвращается обратно и проверяется на корректную работу всех систем движения.
Только после успешного прохождения всех тестов готовые автомобили Toyota передаются партнеру производителя, который обеспечивает доставку автомобили дилерским центрам по всей России.
Видео:Генеральный директор Toyota: «Этот новый двигатель уничтожит всю индустрию электромобилей!»Скачать
Каков итог?
Внедрение современных технологий, повышение уровня автоматизации, постоянный поиск новых решений по улучшению производственного процесса каждым сотрудником предприятия «Тойота» и скрупулезный контроль каждого процесса и каждой детали — так рождаются автомобили Toyota, в том числе и в России. Причем одним из главных факторов доверия можно считать то, что отечественные покупатели давно не смотрят на страну производства Camry и RAV4, воспринимая их полноценным японским продуктом, о чем, собственно, говорят продажи этих моделей.
Исполнительный вице-президент «Тойота Мотор Корпорэйшн» Ёсида Моритака:
«Переход на глобальную архитектуру TNGA — требование времени и возможность быть конкурентоспособными на рынке. Сегодня для успеха необходимо одновременно удовлетворять запросы клиентов, которые все чаще выбирают автомобили класса SUV, соблюдать очень высокие требования по безопасности и экологичности, разрабатывать электромобили и машины с автономным управлением, которые имеют иную компоновку узлов. Именно модульная конструкция платформ способна обеспечить подобные решения.
Это, конечно, влечет за собой изменения процессов производства, которые постоянно требуют усовершенствования как наших собственных возможностей, так и возможностей наших поставщиков и партнеров. Переход автомобилей Toyota на архитектуру TNGA и ее модификаций позволит ускорить разработку новых моделей, а следовательно, и их появление в России. И только уже как следствие всего вышеперечисленного TNGA позволяет оптимизировать издержки компании».
Видео:Репортаж с завода Toyota в Санкт-Петербурге (2015 год)Скачать
Завод Toyota в Шушарах: оазис настоящего японского качества среди огромной России?
На завод Toyota в Шушарах, что под Санкт-Петербургом, не берут людей с опытом работы в российском автопроме, а процент локализованных компонентов невысок — даже металл везут из-за границы. Маленький оазис настоящего японского качества среди огромной России?
Р оссийский завод, обошедшийся компании Toyota в сравнительно скромные 10 миллиардов рублей, открылся в конце 2007 года. И с тех пор выпускают здесь по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов, одну-единственную модель — седан Camry для рынков России, Беларуси и Казахстана. В 2008 году было собрано всего 6393 автомобиля, а в наиболее плодотворный 2014 год — 36612 машин. То есть загрузка пока не превысила 73% от небольшой 50-тысячной максимальной годовой мощности.
Перед тем как открыть завод в Шушарах, тойотовцы пригласили журналистов сперва в Японию во «всетойотовский» учебный центр GPC (Global Production Center), а потом и на турецкое сборочное предприятие TMMT под Стамбулом (АР №23, 2007) мощностью в 150 тысяч машин в год: там выпускают седаны Corolla и компактвэны Verso. Следующим должен был быть визит в Шушары, но. С тех пор прошло восемь лет!
Читайте также: Мотор омывателя ваз 2108 с двумя клапанами
И только сейчас нас наконец позвали на российский завод.
Почему они ждали так долго?
Тойотовцы — перфекционисты, их производственная система TPS, Toyota Production System, больше похожа на религию и работает на сто процентов только тогда, когда ее исповедует каждый работающий в компании. А представляете, каково это — привить нашему человеку японское трудолюбие? Возможно ли заставить наших рабочих ходить строем и заседать в кружках качества?
Первым делом японцы поднатаскали сотню будущих бригадиров и мастеров из России в центре GPC. Сейчас четвертый год, с трудом привыкая к российской жизни, заводом рулит Мацунага Ёсинори — уже третий гендиректор из Японии. Но все остальные управленцы — местные.
Затем была придирчивая селекция рекрутов с большим отсевом кандидатов, кучей тестов и даже зачетом по физподготовке. В Шушары охотно берут привыкших к дисциплине крепких ребят после армии, а вот тем, кто уже успел потрудиться в автопроме, отказывают! Мол, переучивать куда труднее, чем лепить с нуля. Поэтому, кстати, уволенным с соседнего завода GM на работу в Тойоте рассчитывать не стоит.
Естественно, поначалу многие не приживались, текучка была сильной. Но мало-помалу она снизилась до 5% — в итоге остались те, кто принял-таки японскую «веру» и кому по нраву долго работать на одном месте. Кстати, из-за оседлости рабочих Toyota уже имеет головную боль на заводе в Турции: средний возраст сотрудников там перевалил за 40 лет. У наших пока — 27 лет.
«Вдох глубокий. Руки шире. Не спешите, три-четыре!» Ровно в 7:30 утра рабочий день на заводе начинается с гимнастики: мало того, что это пробуждает бодрость духа, развивает грацию и пластику, так при помощи «общеукрепляющей, утром отрезвляющей» бригадиры следят за физическим состоянием рабочих. Если хилый — могут и до работы не допустить.
В штамповочном цехе я своими глазами видел, как после перерыва рабочие с сосредоточенными лицами деловито шествовали к прессам практически строем! В колонну по одному.
Даже перекрестки в цехах заводчане переходят по всем правилам дорожного движения: остановился, посмотрел (а для верности и показал пальцами) налево, затем — направо. А электрокары и погрузчики в строго регламентированных местах обязательно подают звуковой сигнал, даже если никого нет рядом. Дисциплина!
На почетном месте вдоль всего конвейера — ярко-желтый шнур-андон. Судьба у него беспокойная: дергают бедолагу по любому поводу, пусть даже рабочий просто роняет деталь или крепеж. И если подоспевший на выручку мастер не успевает решить вопрос, прежде чем машина доползет до следующей сборочной операции (всего таких участков 67), конвейер останавливается. За день сигнализирующая о задействовании андона мелодия «Виновата ли я» (оцените юмор!) звучит в сборочном цехе по 100—200 раз, а ежедневный простой конвейера из-за этого составляет в среднем 5 минут. То есть на алтарь TPS ежедневно приносится по одной Camry: свежесобранные автомобили покидают конвейер как раз каждую пятиминутку! Зато встроенным в процесс сборки станциям проверки резьбовых соединений и «участкам качества» остается только констатировать, что все идет без сбоев.
А можете ли вы поверить в то, чтобы наш рабочий класс на добровольной основе записывался в кружки качества — и уже в нерабочее время по часу-полтора всей компанией обсуждал проблемы эффективности производства и качества продукции? А на тойотовском заводе в таких кружках больше тысячи человек — более половины всех сотрудников!
Читайте также: Греется мотор когда работает кондиционер
А еще каждый рабочий обязан раз в месяц сделать каракури. Только не путайте с харакири! Каракури — это рацпредложения: люди сами должны придумать механические приспособления, улучшающие и облегчающие процесс производства. Причем семь из десяти таких предложений реализуются.
Ведь каракури нужны в первую очередь самим рабочим, так как производственный процесс у Тойоты крайне консервативен. Это вам не «до зубов» роботизированный завод Volkswagen (АР №21, 2009), здесь автоматизации минимум. Роботы есть только в окрасочном цехе, но кузов полностью варится ручными клещами всевозможного калибра (частично сварка будет автоматизирована только грядущим летом), кузова при сборке местами катают на тележках и даже стекла вклеивают без механизации. А при финальных проверках качества один из восьмидесяти автомобилей усиленно тестируют на герметичность не современным способом Airflow, по скорости падения давления закачанного внутрь воздуха, как, к примеру, это делает Ford (АР №20, 2014), а по старинке, на глазок, — сутки вымачивая Camry под моросящим дождем в специальной камере. По мне, будь больше роботов, манипуляторов и прочей механики — и добрую часть каракури не пришлось бы выдумывать.
Само собой, «религии» TPS обучены и работники находящегося здесь же, в Шушарах, филиала компании Toyota Boshoku, производящей сиденья и обшивки дверей. А другие поставщики? Это проблема. Отчасти Toyota решает ее самообеспечением: благодаря собственной штамповке, а также только что запущенному в одном из цехов производству пластиковых деталей, локализацию подняли с совсем скромных 15% до средненьких 30%. А из сторонних поставщиков тойотовцам подошел только Борский стекольный завод — и то потому, что это часть японского концерна Asahi Glass Co. (АР №17, 2012). А еще — калужский филиал компании HP Pelzer, поставляющий элементы шумоизоляции. Привлекали было подмосковный Michelin, да возникли сложности с поставкой «just in time», то есть точно в срок.
Кстати, два штамповочных пресса, которые недавно установили на заводе, «кормят» только французским и немецким стальным прокатом — и делают пока лишь наружные панели кузова. А все остальные кузовные компоненты по-прежнему плывут в Шушары из Японии. Спустя восемь лет.
И только в начале 2016 года к Camry добавится вторая модель — здесь начнут сборку кроссоверов RAV4. Потенциальная мощность завода возрастет до 100 тысяч машин в год, что обойдется еще в 6 миллиардов рублей, а нынешний немалый штат в 1850 сотрудников дополнят еще 800 новичков. В прошлом году у нас, кстати, было продано почти 40 тысяч RAV4. Если добавить сюда еще столько же Camry, то. Правда, это было до падения рубля — а на какие объемы выйдет завод в нынешних реалиях?
Но Toyota не торопится. Ведь первый постулат TPS — это философия долгосрочной перспективы: можно пойти на убытки для достижения отдаленной цели. Так тойотовцы рассуждали еще полвека назад, когда Toyota Motor была маленьким заводом легких грузовичков при гигантской компании, известной ткацким оборудованием. И так в компании рассуждают и теперь, будучи самым крупным автопроизводителем мира.
А эксперимент по строительству тойодаизма в отдельно взятой стране России можно считать удавшимся. Клянусь всеми каракури в Шушарах!
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔍 Видео
Завод Toyota в Петербурге отдали AurusСкачать
Как собирают Тойота в Японии. Обзор линии сборки и установка агрегатов.Скачать
Toyota Camry Production – Toyota Motor Manufacturing Kentucky (USA)Скачать
Как собирают Toyota Camry на заводе в США. Японское качество и контроль сборки автомобилейСкачать
How a Toyota Engine is MadeСкачать
😱ЗАВОД TOYOTA😱ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ КАДРЫ С ПРОИЗВОДСТВА🤩Скачать
Toyota решила закрыть и продать свой автозавод в РоссииСкачать
Как собирают автомобили Toyota в Японии. Интересные фактыСкачать
[Tsutsumi Plant] Engine InstallationСкачать
Toyota Engine Production, Toyota Hybrid engine assemblyСкачать
Япония Завод Toyota! 2005 проект Андрея Гришакова АвтомобилестроениеСкачать
[Tsutsumi Plant] Final AssemblyСкачать
Toyota C-HR Production, Toyota Factory TourСкачать
Toyota Corolla Hybrid Manufacturing Turkye , Corolla Assembly LineСкачать
Так собирают Вашу ТОЙОТА КАМРИ.Assembling your car TOYOTA CAMRYСкачать
Toyota Camry ProductionСкачать
В.Путин.Выступление на церемонии.14.06.05Скачать
Так собирают Ваш TOYOTA PRIUS.Assembling your car TOYOTA PRIUSСкачать