Транзистор для контроллера мотор колеса

Как выбрать контроллер для электровелосипеда, какие контроллеры бывают и в чём их разница?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберёмся, зачем вообще нужен контроллер.

Видео:Ремонт контроллера мотор колесаСкачать

Ремонт контроллера мотор колеса

Для чего электровелосипеду контроллер

Наверняка почти каждый любознательный представитель мужской половины человечества в детстве имел дело с моторчиками, установленными в детских игрушках, например, электрических машинках или лодках.

Эти моторчики представляли собой двигатели постоянного тока. Для вращения к ним достаточно было подключить батарейку, и направление вращения менялось в зависимости от полярности подключения.

В том случае обмотки ротора (вращающейся части электродвигателя) подключаются к источнику питания по очереди через пару графитовых щёток, таким образом ротор приводится во вращение.

В электровелосипедах же используются бесщёточные моторы, а точнее трёхфазные асинхронные двигатели, которым недостаточно просто подать напряжение питания от батареи. На первый взгляд кажется, что всё только усложнилось, но дело вот в чём.

Во-первых, двигатели постоянного тока имеют узел, который требует обслуживания и периодического ремонта — это как раз те самые щётки и коллектор, по которому они скользят.

Во-вторых, КПД этих двигателей ниже, а вес больше. В третьих, они имеют ограниченный диапазон скоростей вращения. Всех этих недостатков трёхфазные асинхронные двигатели лишены.

Но последним требуется контроллер — устройство, обеспечивающее коммутацию обмоток строго по определённому алгоритму.

В зависимости от типа двигателя (с датчиками положения ротора или без) от контроллера к двигателю идёт либо только три силовых провода, либо к ним добавляются 5 или 6 тонких проводов.

Силовые провода — это те, которые непосредственно подключены к обмоткам двигателя. А тонкие (слаботочные) провода — это провода питания и сигналов с датчиков положения.

На фото силовые провода (синий, зелёный и жёлтый) спрятаны в стеклоармированных трубках, а слаботочные видны: синий, зелёный и жёлтый — это сигналы с датчиков положения, красный и чёрный — это питание датчиков, а белый — с датчика температуры, который спрятан под платой ближе к обмоткам.

Видео:Контроллер мотор колеса для Электровелосипеда (350W, 48/36V 18A)Скачать

Контроллер мотор колеса для Электровелосипеда (350W, 48/36V 18A)

Контроллер для электровелосипеда и электроскутера

Транзистор для контроллера мотор колеса

Контроллер управления для бесщеточного двигателя постоянного тока (BLDC, PMSM) – это важное звено в системе электрокомпонентов. Без контроллера электродвигатель не сможет даже запуститься, не говоря о его полноценной работе. Аккумуляторная батарея имеет 2 полюса – положительный и отрицательный, а мотор-колесо – 3 фазных провода. Поэтому подключить аккумулятор и двигатель напрямую невозможно. Для этого используется дополнительное звено – контроллер управления.

Видео:КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРОЛЛЕР / КАК ПРОВЕРИТЬ МОТОР-КОЛЕСО / МЕНЯЕМ МОСФЕТЫ / ЭЛЕКТРОСАМОКАТСкачать

КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРОЛЛЕР / КАК ПРОВЕРИТЬ МОТОР-КОЛЕСО / МЕНЯЕМ МОСФЕТЫ / ЭЛЕКТРОСАМОКАТ

Выполняемые функции

Именно контроллер формирует в обмотке статора мотор-колеса вращающееся магнитное поле и получает ответные сигналы о позиции ротора. Сигналы поступают от датчиков Холла, а при управлении моторами без датчиков позиция роторов определяется по противо-ЭДС.

К тому же, контроллер управляет электродвигателем:

  • позволяет менять скорость движения – при смене положения ручки газа меняется число импульсов напряжения, подаваемых за секунду на обмотки, и вращение колеса ускоряется или замедляется;
  • обеспечивает рекуперацию энергии при торможении двигателем.

Контроллер выступает в роли понижающего преобразователя, поэтому проходящий по обмоткам мотора фазный ток может быть гораздо выше батарейного тока, поступающего от АКБ к контроллеру. Именно от него зависит мощность, поступающая на двигатель. Например, при использовании мотор-колеса номинальной мощностью 1000 Вт можно кратковременно получать значения до 2000–2500 Вт. Главное – использовать подходящий контроллер и постоянно контролировать температуру, чтобы не допустить перегрева двигателя.

Читайте также: Четырех тактный лодочный мотор сузуки

Транзистор для контроллера мотор колеса

Видео:Ремонт контроллера электровелосипедаСкачать

Ремонт контроллера электровелосипеда

Схема контроллера для электровелосипеда или электроскутера

Контроллер для электрического велосипеда или скутера имеет алюминиевый корпус, из которого выходят разноцветные провода с разъемами для подключения разных устройств. Внутри скрыты:

  • главный узел – микроконтроллер;
  • силовые компоненты – шунты для измерения тока, конденсаторы, транзисторы;
  • понижающие преобразователи на 12 В и 5 В – обеспечивающие питание микроконтроллера и периферических устройств (датчиков положения, рычага газа).

Видео:Запуск мотор колеса на одной фазе 1го транзистораСкачать

Запуск мотор колеса на одной фазе 1го транзистора

Схема подключения

Транзистор для контроллера мотор колеса

Контроллер для электроскутера, е-байка или электросамоката подключается в соответствии с прилагаемой к нему схемой. Главное – не спешить и внимательно разобраться с назначением проводов. Лучше всего покупать контроллер в комплекте с мотор-колесом, тогда их разъемы будут гарантированно совместимыми.

Общий принцип подключения выглядит так:

  1. Толстые провода черного и красного цвета – с соблюдением полярности подводятся к аккумуляторной батарее. При этом может появиться «искра», и даже возможно подгорание разъемов. Это нормально – так заряжаются конденсаторы на входе контроллера. Чтобы исключить искрение, достаточно ненадолго соединить контроллер и АКБ через резистор с сопротивлением в десятки Ом или воспользоваться лампочкой. Когда конденсаторы зарядятся, контроллер можно спокойно соединить с АКБ без посредников.
  2. Тройка толстых проводов разных цветов – обеспечивают подключение к фазным проводам 3-фазного электромотора.
  3. Связка из 5 тоненьких разноцветных проводов – идет к проводкам мотор-колеса, обеспечивают питание и передачу сигналов от датчиков положения.
  4. Отдельный красный проводок – «зажигание». При его замыкании на «плюс» АКБ происходит включение контроллера.
  5. Тройка тонких проводов (обычно – черный, красный и зеленый) – для подключения ручки газа.

Видео:Ремонт КТ контроллера электрвелосипеда - KT48ZWSPMT замена сгоревших транзисторов.Скачать

Ремонт КТ контроллера электрвелосипеда - KT48ZWSPMT замена сгоревших транзисторов.

Разновидности контроллеров управления

По принципу взаимодействия с электромотором

Для использования с датчиками Холла

Совместимы с мотор-колесами, оснащенными датчиками Холла.

Совместимы с моторами без датчиков, определяют позицию роторов по противо-ЭДС.

Могут работать и с датчиками положения, и без них.

По виду выходного сигнала

Создающие сигналы прямоугольного вида (меандр)

Цена таких моделей – ниже. При их использовании обеспечивается увеличенная скорость, но из-за вибрации обмоток двигатель шумит сильнее.

Создающие чистые синусоидальные сигналы.

Дороже. Обеспечивают тихую работу мотора и небольшое снижение максимальной скорости – по сравнению с меандровым контроллером при том же напряжении АКБ.

Сознающие сигналы в виде «модифицированной синусоиды» или сглаженного меандра.

По принципу реагирования на сигналы ручки газа

Обеспечивающие управление скоростью, мощностью или крутящим моментом.

Транзистор для контроллера мотор колеса

Видео:Сгорел контроллер электровелика. Почему? Это надо знать!!! (контроллер для щёточного мотора)Скачать

Сгорел контроллер электровелика. Почему? Это надо знать!!! (контроллер для щёточного мотора)

Как выбрать контроллер для электровелосипеда?

При выборе контроллера для электровелосипеда или другого транспорта на электротяге нужно оценить рабочие характеристики устройства. Ключевые параметры обычно указаны в маркировке. По ней можно узнать:

  • рабочее напряжение батареи и мощность мотора (номинал), для применения с которыми предназначено устройство;
  • предельный ток АКБ;
  • минимум напряжения АКБ, когда происходит отключение контроллера;
  • подходящее расположение датчиков Холла в электромоторе – в электрических градусах по отношению друг к другу.

Для расчета предельной мощности контроллера находим произведение допустимых величин напряжения и силы тока. Диапазон мощности у таких приборов широкий. Для велосипедов на электротяге обычно используются модели с номиналом мощности от 350 до 2000 Вт. Для электрических скутеров – от 1000 до 4000 Вт. Для электромотоциклов – от 5000 до 10 000 Вт. Для электромобилей – от 10 000 до 50 000 Вт и более.

Читайте также: Как снять винт с лодочного мотора сузуки

Видео:Ремонт и устройство контроллера для мотор-колесаСкачать

Ремонт и устройство контроллера для мотор-колеса

О совместимости

Контроллер, рассчитанный на использование с батареей напряжением 36 В, не стоит подключать к АКБ большего вольтажа. Вначале необходимо вскрыть контроллер и проверить, рассчитаны ли на увеличенное напряжение его компоненты, включая транзисторы и конденсаторы. Возможно, понадобится заменить и резистор в делителе напряжения. Но в продаже встречаются универсальные контроллеры с большим разбросом допустимых входных напряжений, к примеру, от 48 до 72 В или от 24 до 100 В.

Видео:Как проверить полевой транзистор электросамокатаСкачать

Как проверить полевой транзистор электросамоката

Программируемые модели и их задачи

Транзистор для контроллера мотор колеса

Программируемые контроллеры соединяются по Bluetooth со смартфоном и позволяют настраивать рабочие характеристики – от значений аккумуляторного и фазного токов до углов фазного опережения.

При выборе управляющих контроллеров учитывается и наличие второстепенных функций:

  • круиз-контроля;
  • обратного хода;
  • возможности выбора скоростного режима или мощности;
  • рекуперации энергии при торможении;
  • отдельного выхода для электропитания фары и габаритных огней.

Видео:Подробно о контроллере электро велосипеда.Скачать

Подробно о контроллере электро велосипеда.

Расширение функционала

Широкий ассортимент контроллеров позволяет выбрать прибор, по максимуму подходящий под конкретные цели. Наряду с интернет-магазинами, есть специализированные мастерские, для которых не составляет проблемы вывести из контроллера управления провода под нужные заказчику функции.

Многие печатные платы имеют большой функционал, но в серийно поставляемых моделях он используется только частично. К примеру, у многих моделей не выведен провод для круиз-контроля, заднего хода, рекуперации энергии и других возможностей. Но специалисты мастерской VoltBikes могут вывести провода под конкретные задачи непосредственно при покупке контроллера.

Видео:Как определить неисправность транзистора в контроллере bldc двигателяСкачать

Как определить неисправность транзистора  в контроллере bldc   двигателя

О цене

Контроллеры можно купить в разных категориях:

  1. Дешевые модели, предназначенные для внутреннего китайского рынка. Они не имеют расширенного функционала и просто позволяют ехать. Как правило, бывают 2-режимные, могут работать совместно с датчиками Холла и без них.
  2. Китайские модели, ориентированные на экспорт. Позволяют подключать дисплеи и обеспечивать беспроводное управление по Bluetooth.
  3. Устройства производства Германии и США – самые дорогие.

Видео:Свой контроллер для мотор-колесаСкачать

Свой контроллер для мотор-колеса

Контроллер для электровелосипеда 36/48 В 18 А 350 Вт

  • Транзистор для контроллера мотор колеса

Пожалуй самый простой бюджетный контроллер для электровелосипеда мощностью 350 Вт с моторколесом (BLDC двигателем). Средняя цена около 700 руб. с доставкой из Китая. Несмотря на дешевизну он вполне надёжный и функциональный.

Доставка из Китая (около месяца)

Видео:КАК ЗАПУСТИТЬ МОТОР HDD без Контроллеров и ТранзисторовСкачать

КАК ЗАПУСТИТЬ МОТОР HDD    без Контроллеров и Транзисторов

Основные характеристики контроллера

  • Питание от батарей с номинальным напряжением 36В, 48В
  • Возможна работа моторколеса как с датчиками Холла, так и без них
  • Автоматическое определение фазового угла датчиков Холла 60/120 градусов
  • Номинальная мощность 350 Вт
  • Максимальный ток 16-18A
  • 6 FET транзисторов
  • Размеры 10.3x7x3.5 см

Назначение проводов

Контроллер работает с ручками и курками газа на датчике Холла. Здесь собраны некоторые из них.

Видео:Повышение напряжения контроллера велосипеда. Форсирование по напряжениюСкачать

Повышение напряжения контроллера велосипеда. Форсирование по напряжению

Обучение контроллера

Для того, чтобы контроллер понимал, в какую сторону вращать мотор, определить угол датчиков холла, необходимо произвести обучение. Обучение нужно провести только при первом включении системы, в дальнейшем вся нужная информация будет храниться в энергонезависимой памяти контроллера. В процессе обучения также контроллер понимает на какое напряжение установлена батарея – 36 или 48 В. Эту информацию он использует, чтобы отключить питание системы, когда она окажется разряжена. Функция защиты от переразряда присутствует и в BMS литиевой батареи, так что защита получается двойная и что-то из них сделает это первым.

Читайте также: Мотор колесо для велосипеда 5000w

При обучении необязательно, чтобы батарея была заряжена полностью. Ему достаточно любого значения из диапазона возможного напряжения. У батарей номиналом 36 В этот диапазон 30…42 В, у батарей 48 В – 39…54,6 В. Так как напряжение 48-ми вольтовой батареи при низком заряде залазит в область напряжений батареи 36-ти вольт, нужно её подзарядить перед обучением хотя-бы до 43 вольт.

Обучение проводится очень просто:

  1. Нужно вывесить колесо, чтобы оно могло свободно вращаться
  2. Соединить два провода обучения
  3. Подключить батарею
  4. Включить “зажигание” (красный тонкий провод на + батареи)
  5. Если колесо вращается в верном направлении – выключаем “зажигание” и разъединяем провода обучения. Обучение закончено
  6. Если колесо вращается не в ту сторону, размыкаем провода обучения и соединяем снова, направление вращения изменится, выключаем “зажигание” и разъединяем провода обучения. Обучение закончено

Видео:Как подобрать контроллер для мотор колеса | Как понять мощность контроллераСкачать

Как подобрать контроллер для мотор колеса | Как понять мощность контроллера

Что интересного внутри контроллера

Если вскрыть контроллер можно увидеть не совсем опрятную плату, по крайней мере у меня произошло так. Плату проверить всё же желательно, я обнаружил неотмытые капельки припоя, которых по хорошему там быть не должно. Также стоит обратить внимание на наличие термопасты на радиаторе с мосфетами. Электролитические конденсаторы по питанию установлены на 63 В. Мосфеты P65NF06 с предельно допустимым напряжением сток-исток (Uds): 60 В. То есть контроллер можно запитывать от батарей с немного более высоким напряжением, чем привычных, 48 В (54,6 мах). Это литий-ионная батарея 14S или литий-железо-фосфатная 16S. Напряжения этих полностью заряженных батарей 58,8 В и 58,4 В соответственно. Максимальная скорость в этом случае будет чуть больше.

Транзистор для контроллера мотор колеса

Все функции контроллера

Кроме того на плате есть точки дополнительных функций, которые не выведены в общем пучке проводов. Функция срабатывает при подключении точки к общему проводу (GND). (Любой черный провод на плате это общий или GND).

Точки подписаны следующим образом:

BHтормоз высокий (срабатывает при подключении на +5 В)
BLтормоз низкий (срабатывает при подключении на GND)
DDреверс (задний ход, если позволяет мотор)
HIпонижение скорости
LOповышение скорости
XHкруиз контроль (поддержка заданной скорости)
TSсигнал ручки газа
XXобучение (для входа в режим нужно соединить две точки)
EBSторможение двигателем (активируется по сигналу с датчика тормоза)
а3противоугонка, режим паркинг (при подключенной батарее контроллер тормозит двигатель и не даёт укатить аппарат)

Возможно кому-то эти функции пригодятся для своих проектов.

Принципиальная схема контроллера электровелосипеда 350 Вт

По этой схеме собран не только этот контроллер, но и некоторые другие контроллеры для электровелосипеда мощностью до 350 Вт.

R16 (шунт) на схеме это и есть тот шунт, который можно немного залудить для увеличения мощности велосипеда. Я этим тоже занимался и вот к чему это привело. Контроллер при этом не пострадал, но моторколесо пришлось ремонтировать.

Смотрите также как своими руками прошить плату (контроллер) от гироскутера под управление с ручки или педалей газа. На основе такой платы можно построить электросамокат, электровелосипед, трайк, детский электромобиль с приводом на одно или два колеса.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности


    💡 Видео

    Контроллеры для электро велосипеда | Какой контроллер выбрать для электро велосипеда.Скачать

    Контроллеры для электро велосипеда | Какой контроллер выбрать для электро велосипеда.

    как сделать контроллер бесколлекторного двигателя, mosfet, IRFz 44nСкачать

    как сделать контроллер бесколлекторного двигателя, mosfet, IRFz 44n

    мощный контроллер за очень дёшевоСкачать

    мощный контроллер за очень дёшево

    Контроллер мотор-колеса. Стоп-сигнал, поворотники и USB-порт на электровелосипеде. Что, куда и как?Скачать

    Контроллер мотор-колеса. Стоп-сигнал, поворотники и USB-порт на электровелосипеде. Что, куда и как?

    На что способен самый дешевый контроллер. На 6 Fet.Скачать

    На что способен самый дешевый контроллер. На 6 Fet.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток