В предыдущей статье о послевоенных так называемых инвалидках мы впервые коснулись простейших и ныне прочно забытых трехколесных мотоколясок, оказавших важную помощь советским воинам-инвалидам. В этой статье расскажем об их прямых наследниках — более солидных, удобных и совершенных четырехколесных машинах, которые инвалидам выдавали бесплатно через органы соцобеспечения.
В свое время они заслужили не только признание людей с ограниченными возможностями, но и всенародную известность, сыграв в любимой советской кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
- Легендарная мотоколяска СМЗ С-3А
- Неизвестные советские «инвалидки»
- Редкие заграничные «инвалидки» не были лучше наших
- «Инвалидки» из Серпухова: машины, что давали бесплатно
- Краткая история мотоколясок СМЗ: от прототипа на немецких агрегатах до коллекционных редкостей.
- Первый опыт
- За полшага до настоящего автомобиля
- Не продавали, а выдавали
- Еще немного автомобильной истории:
- 27 лет в строю
- СМЗ: «инвалидка» выдает 12 лошадиных сил и 65 км/ч
- 💡 Видео
Легендарная мотоколяска СМЗ С-3А
Конструктивно скромная двухместная микролитражная «инвалидка» С-3А, выпускавшаяся с 1958 года на Серпуховском мотоциклетном заводе (СМЗ), была четырехколесным развитием предыдущей модели С-3Л с задним мотоциклетным мотором в восемь сил. Основными отличиями являлись новый металлический кузов с круглым рулевым колесом и двумя фарами, четырехступенчатая коробка передач и электростартер, а реечный рулевой механизм и передняя независимая торсионная подвеска применялись в СССР впервые. Максимальная скорость не изменилась — 60 км/ч. Снаряженная масса составила 425 кг.
Через четыре года в производство поступил улучшенный вариант С-3АМ с телескопическими гидроамортизаторами подвески. До 1970 года, когда его сменила версия С-3Д, было собрано более 203 тысяч серпуховских мотоколясок.
Неизвестные советские «инвалидки»
Во времена, когда только начиналось массовое изготовление первых советских инвалидных автомобилей, были разработаны и испытаны принципиально новые экспериментальные четырехколесные мотоколяски, насыщенные оригинальными конструктивными решениями, превосходившими иностранные конструкции и на короткое время выводившими СССР в лидеры в этой области.
В 1958 году, когда в производство пошла модель С-3А, на Горьковском автозаводе построили две инвалидные машинки ГАЗ-18 с ручным управлением. Их особенностями были опытный двухцилиндровый 620-кубовый мотор в 18 сил (половинка от двигателя «Москвича-402»), передняя независимая торсионная подвеска и обычная трехступенчатая коробка передач с гидротрансформатором, позволявшая управлять одной рукой. Машина весила более полутонны и развивала скорость 40 км/ч. В производство столь неординарная конструкция не поступила.
В 1962-м при сотрудничестве с Научным автомоторным институтом (НАМИ) для перспективной замены слабой, некомфортной и шумной «инвалидки» С-3А был собран единственный четырехместный прототип СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» с несущим кузовом купе. Его оборудовали опытным 15-сильным двигателем заднего расположения (половинка от V-образного мотора первого «Запорожца»), независимой торсионной подвеской и четырехступенчатой коробкой передач с электромагнитным сцеплением. В серию он тоже не пошел.
Читайте также: Мотор печки для мерседеса w220
В то же время за рубежом усиленно разрабатывали и выпускали подобные простенькие экономичные и недорогие машинки, рассчитанные в первую очередь на массы обедневших за время войны покупателей. Интерес к таким средствам передвижения в крупных городах подогревали налоговые скидки, возможность двигаться по велодорожкам и разрешение управлять ими молодым людям, которые по возрасту могли получить только права на управление мотоциклом. В некоторых странах на них разрешалось ездить вообще без прав.
В отличие от советских «инвалидок» С-3А на Западе серийно вообще не выпускали специальных инвалидных автомобилей, которые могли бы составить серпуховской продукции какую-либо конкуренцию, поэтому в этом обзоре проведем их виртуальное сравнение с подобными многоцелевыми миникарами и микрокарами.
Редкие заграничные «инвалидки» не были лучше наших
После войны первую группу микрокаров составили подчеркнуто примитивные и максимально дешевые сооружения на велосипедных колесах с мотоциклетными агрегатами, кик-стартерами и стальными рамами. На них монтировали одноцилиндровые моторы мощностью не более 7,5 сил, трехступенчатые коробки передач и рессорно-пружинные подвески. Во вторую группу входили «почти нормальные» миниавтомобили с двухцилиндровыми двигателями мощностью до 10 л.с., четырехступенчатыми коробками и электрическими стартерами.
Видео:Капсула времени. Новая мотоколяска «Инвалидка» СЗД с консервации.Скачать
«Инвалидки» из Серпухова: машины, что давали бесплатно
Видео:Бешеная инвалидка, инвалидка с мотором от спорт байка.Скачать
Краткая история мотоколясок СМЗ: от прототипа на немецких агрегатах до коллекционных редкостей.
Крохотные, стрекочущие и дымящие двухтактными движками неказистые машинки вызывали в годы, когда они жили чуть ни в каждом дворе, противоречивые чувства. Над мотоколясками насмехались, но их владельцев уважали. Ведь ездили на такой технике, как правило, пострадавшие ветераны Великой Отечественной. А вообще, «инвалидки» в чем-то сродни хрущевским пятиэтажкам. И первые были далеко не самыми совершенными, и вторые в общем-то убогими. Тем не менее, оба явления следует отнести к, пожалуй, самым гуманным по отношению к рядовым гражданам изобретениям советской власти.
Первый опыт
Вопрос о дешевом и простом транспорте для инвалидов, которых даже по официальной статистике после Второй мировой войны в СССР насчитывалось более двух миллионов, поначалу попытались решить на Киевском мотозаводе, соорудив трехколеску на основе узлов, агрегатов и даже рамы немецкого мотоцикла Wanderer — оборудование для его производства вывезли из побежденной Германии. Но коляска без крыши и дверей с мотором всего в 2,3 л.с. получилась чрезмерно примитивной.
Так выглядели первые образцы серпуховской мотоколяски.
Сохранив базовую концепцию, новую модель решили проектировать для производства на Серпуховском заводе в ста километрах от Москвы. Небольшое предприятие, которое в те годы чего только не делало (например, столовые ложки), подчинили ЦКБ мотоциклостроения, позже ставшем ВНИИ мотопрома. Трехколесную заднемоторную мотоколяску С-1Л построили на пространственной трубчатой раме, обшитой стальным листом. Дизайн, конечно, получился непритязательный, хотя занимались им серьезно – даже гипсовый макет прежде соорудили.
Читайте также: Bmw 6 цилиндровый мотор
Трехколеска С-1Л имела мягкую крышу и одну, как у мотоцикла, фару.
Мотор рабочим объемом 120 «кубиков» развивал 4,15 л.с. Коробка передач была трехступенчатой с последовательным переключением, как у мотоцикла. Машину рассчитывали на инвалидов, потерявших ноги, потому управлялась она мотоциклетным рулем с характерными ручками газа (справа), сцепления (слева) и имела тормоза с механическим приводом от напольного рычага. С-1Л с мягкой крышей весил всего 275 кг, но едва разгонялся до 30 км/ч и с трудом преодолевал крутые подъемы. Серийное производство начали в 1952-м.
На базе первой мотоколяски делали и версии для людей с одной рукой. Управлялись такие машины рычагом, отдаленно напоминающим современный джойстик, который был смещен в салоне левее или правее — в зависимости от того, какой руки не было у водителя. С 1956-го на С-1Л ставили мотор объемом 0,35 л, развивающий 7,3 л.с. А еще через два года Серпуховской мотозавод (СМЗ), выпустив более 36 тысяч трехколесок, начал производство первой четырехколесной модели СМЗ-С-3А.
За полшага до настоящего автомобиля
Новая мотоколяска, разработанная совместно с НАМИ, сохранила идеологию предыдущей, но сочетала простенький открытый и без отопителя кузов со вполне передовыми инженерными решениями: реечным рулевым управлением, полностью независимыми подвесками (спереди на торсионах, сзади – пружинной). На автомобиле появились привычный круглый руль, электростартер. Правда, маломощный, поэтому владельцы чаще пользовались дублирующим мотоциклетным кик-стартером.
С 1962-го начали ставить телескопические амортизаторы, стекла в двери вместо целлулоидных боковин и восьмисильный мотор, с которым паспортная максимальная скорость составляла 60 км/ч. На базе СМЗ-С-3А делали модификацию С-3Б для водителей с одной ногой и одной рукой.
Не продавали, а выдавали
Мотоколяски в СССР нельзя было ни купить, ни продать. Инвалидам войны I и II группы государство через отделы соцобеспечения (собесы) выдавало машины бесплатно сроком на пять лет. По прошествии 2,5 лет автомобиль проходил обязательный капитальный ремонт, а еще спустя столько же времени владелец получал новый транспорт. Кроме того, власти компенсировали расходы на топливо и обслуживание. Позднее некоторым категориям инвалидов мотоколяски стали продавать примерно за 20% номинальной цены. Но такие граждане стояли за четырехколесками в очереди, поскольку даже несмотря на то, что производство в Серпухове в середине 1970-х достигало 20 тысяч единиц в год, дефицит устранить не удавалось.
Видео:Какой была САМАЯ ПЕРВАЯ мотоколяска КМЗ К-1ВСкачать
Еще немного автомобильной истории:
27 лет в строю
В НАМИ в 1960-е разработали целый ряд более современных и симпатичных прототипов, но дальше опытных образцов дело не пошло. Тем не менее, с 1970-го в производство пустили модель СМЗ-С-3Д, которая стала небольшой, но все-таки революцией.
Сзади по-прежнему располагался мотоциклетный мотор мощностью 12 л.с. (позднее – 14 л.с.), коробка передач была с последовательным переключением. Зато появился цельнометаллический кузов, причем с точки зрения дизайна начала 1970-х — вполне приличный на вид. Добавили гидравлические тормоза и даже автономную «печку» с отдельным маленьким бензобаком. Работала она, правда, скверно, поэтому многие владельцы капризный обогреватель демонтировали. Ведь тихоходная мотоколяска на маленьких колесиках все равно оставалась летним транспортом. Даже зимний пуск двигателя считался проблемой. И вообще качество изготовления «инвалидок» критиковали. Но для отдельных граждан предельно аскетичные СМЗ были единственным доступным транспортным средством, позволявшим жить более-менее полноценной жизнью.
Читайте также: Резиновые катера под мотор
На базе СМЗ-С-3Д в небольших количествах делали версию С-3Е для людей с одной рукой и одной ногой. Последнюю серпуховскую мотоколяску почти без изменений выпускали более четверти века — до 1997 года, когда завод полностью перешел на производство вазовской «Оки». Всего в Серпухове собрали почти 490 тысяч машинок для инвалидов.
Напоследок — очень красивое видео о мотоколяске СМЗ-С-3Д. Она умеет дрифтить!
Интересно, что в начале 1990-х часть СМЗ-С-3Д продавали свободно. И их покупали обычные люди! В основном, дешевые машины приобретали, чтобы доехать утром до метро или до магазина на даче. Кто бы под тарахтение слабосильного моторчика и смех окружающих знал тогда, что всего через пару десятилетий даже поздние экземпляры станут предметом интереса и коллекционирования. А уж ранние модели нынче – вообще мечта многих собирателей.
Видео:Инвалидка Моргуновка в идеальном сохране.Скачать
СМЗ: «инвалидка» выдает 12 лошадиных сил и 65 км/ч
Хотелось бы представить вашему вниманию удивительный экспонат советского производства — мотоколяску СМЗ С3Д. А также рассказать о своих общих впечатлениях от этого достаточно редкого автомобиля. Редкого в силу того, что в свое время они «шли в утиль» и их осталось, к сожалению, очень мало, особенно в хорошем внешнем и рабочем состоянии.
Итак, для начала немного общей истории. Производство данной модели С3Д началось аж 44 года назад, в 1970 году в российском городе Серпухове. Выпускалась вплоть до 1997 года. Нашел в одном источнике, что с конвейера сошла 223 051 модель. Однако до нашего времени их количество явно сократилось в разы, ведь она выдавалась людям с ограниченными возможностями всего на 5 лет, после чего «шла под пресс». Раньше для управления данной моделью требовалось удостоверение категории А.
Что касается начинки автомобиля, то здесь все очень просто. Двигатель одноцилиндровый от «Ижа», который выдает 12 лошадиных сил и разгоняет машинку до 65 км/ч — мой личный рекорд! Но мотоколяске это очень тяжело дается, ведь, несмотря на свои небольшие габариты, весит-то она полтонны. Ее нормальная скорость 40 км/ч. То что надо для города — нарушить скоростной режим никак не удастся! Двигатель располагается сзади, и в шутку чувствуется схожесть со спорткарами. Объем бака 18 литров. И ест «коробочка», хочу сказать, неплохо! Заливаю 92-й вперемешку с полусинтетикой. Главное с маслом не переборщить, а то дымит по-страшному.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
💡 Видео
ЖИВОЙ ЦИКЛОП /СМЗ С1Л/Иван ЗенкевичСкачать
ПЕРВЫЙ ВЫЕЗД, поедет или нет? | ИНВАЛИДКА с АКПП | Проект СМЗаврСкачать
Инвалидка Моргуновка СМЗ С3А теперь летает!Скачать
Инвалидка с двигателем от юпитера:Первый запускСкачать
Инвалидка с мотором от ОКИСкачать
ИНВАЛИДКА НА ПЕРЕДНЕМ ПРИВОДЕСкачать
Инвалидка без пробега СМЗ С3Д / Зенкевич Про автомобилиСкачать
Мотор инвалидкаСкачать
ИНВАЛИДКА 160 кмч по трассеСкачать
инвалидка с двигателем от спорт байка ч. 2 ( полная версия )Скачать
тест-драйв Мотоколяска СМЗ С3АСкачать
Инвалидка с мотором от мотоцикла. Начало.Скачать
МОТОКОЛЯСКА СМЗ СЗД , ОБЗОР ОТ ИВАНА ЗЕНКЕВИЧА .Скачать
Инвалидка с двигателем лифан 15 л.Скачать
Как строили первые советские "инвалидки". История и зарубежные аналоги.Скачать
ИНВАЛИДКА с двигателем от МОТОЦИКЛА ИЖ 🔥🔥🔥Скачать