Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рабочий процесс в ступени центробежного компрессора.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рисунок 5. Характерные сечения ступени центробежного компрессора.

Для более подробного пояснения принципа действия ступени центробежного компрессора рассмотрим дви­жение газа в его элементах. Обозначим характерные сечения ступени центробежного компрессора (см. рисунок 5).

Н—Н — сечениена вхо­де в центробежную машину. Параметры газа в этом сечении: давление Рн, температура Тн и ско­рость Сн ;

1—1 —сечение на входе в рабочее колесо. Параметры газа в этом сечении: давление Р1, температура Т1 и ско­рость С1;

22 — выход из рабочего колеса. Параметры газа в этом сечении: давление Р2, температура Т2 и ско­рость С2;

3—3 — выход из диффузора. Параметры газа в этом сечении: давление Р3, температура Т3 и ско­рость С3;

4—4 — сечение на выходе из компрессора. Параметры газа в этом сечении: давление Р4, температура Т4 и ско­рость С4.

Рассмотрим процесс течения газа вдоль цилиндрической поверхности А-А (см. рисунок 6).

Рисунок 6. Схема ступени центробежного компрессора

Для этого рассечем ступень центробежного компрессора цилиндрической поверхностью диаметром D1, ось которой совпадает с осью колеса. Развернув эту поверхность на плоскость, по­лучим плоскостное сечение.

Плоскостное сечение рабочего колеса представлено на рисунке 7. Колесо вращается с угловой скоростью ω (радиан /сек) :

где n — число оборотов колеса, мин -1

и окружной ско­ростью U (м / сек) на диаметре D1:

Газ поступает на вход в рабочее колесо с абсолютной скоро­стью С1. Струйки газа подхватываются лопатками колеса и начинают вращаться вместе с колесом с окружной (пере­носной) скоростью U1. В результате поток движется в межлопаточных каналах колеса со скоростью W1 называ­емой относительной скоростью и равной геометрической разно­сти абсолютной C1 и окружной U1 скоростей:

Относительной скоростью W1 называют скорость потока газа, измерен­ную в неподвижной относительно межлопаточного канала си­стеме координат, одна из осей которой совпадает с направ­лением движения потока.

В соответствии с данным уравнением по правилу сложения векторов строится параллелограмм скоростей на входе газа в рабочее колесо (см. рисунок 8). В теории лопаточных машин вместо параллелограмма скоростей принято использовать треугольник скоростей (см. рисунок 7, 8).

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рисунок 7. Плоскостное сечение рабочего колеса центробежного компрессора.

Рисунок 8. Параллелограмм и треугольник скоростей при радиальном (безударном) входе газа в рабочее колесо.

С целью обеспечения безударного входа потока в рабочее колесо необходимо, чтобы вектор относитель­ной скорости W1 совпадал с направлением передних кромок лопаток рабочего колеса, т. е. должно соблюдаться равенство:

где β1 – угол между вектором окружной скорости U1 и вектором относитель­ной скорости W1 ;

β – конструкторский угол установки лопаток на диске на входе в рабочее колесо.

Разница между углами β1 и β называется углом атаки i.

Угол α между вектором окружной скорости U1 и вектором абсолютной скоро­сти С1 называется расчетный (рабочий угол). При осесимметричном входе газа в ступень

При отклонении от расчетного режима работы центробежного компрессора угол β1 изменяется (см. рисунок 9). Увеличение или уменьшение расхода газа через ступень приводит к соответствующему изменению абсолютной скорости C1, а окружная скорость U1 сохраняется неизменной (угол сохраняется α1=90 0 , так как поток в рабочее колесо входит осесимметрично). Следовательно, вектор относитель­ной скорости W1 изменяется по величине и направлению, изменяется угол β1. При этом угол атаки i может принять как отрицательное значение (недогруженный режим при угле β1 // ), так и положительное значение (перегруженный режим при угле β1 / ).

Рисунок 9. Изменение треугольника скоростей на входе газа в рабочее колеса при отклонении от расчетного режима работы

При движении в межлопаточном канале рабочего колеса струйки газа под действием центробеж­ных сил стремятся сохранить радиальное движение вдоль ка­нала. Кроме того, струйки газа подвергаются силовому воздействию от лопаток рабочего колеса, вращающегося с окружной ско­ростью U. В результате на выходе из канала струйки газа покидают рабочее колесо с абсолютной скоростью C2, которая складывается из окружной (переносной) скорости U2, направленной по каса­тельной к окружности колеса, и относительной скорости W2, отклоненной от радиального направления (на угол 90- β2) из-за неравномерности распределения давлений и скоро­стей внутри канала (см. рисунок 10).

Треугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рисунок 10. Параллелограмм и треугольник скоростей на выходе газа из рабочего колеса и эпюры распределе­ния давлений Р и относительной скорости W в межлопаточном канале.

Эпюры распределе­ния давлений Р и относительной скорости W в межлопаточном канале приведены на рисунке 10. На стороне лопатки, направленной в сторону враще­ния, давление больше (знак «+»), чем на противоположной стороне (знак «—»). Там, где больше давление, меньше ско­рость и наоборот.

В результате неравномерности распределе­ния скоростей в межлопаточном канале струйка газа как бы перемещается против вращения рабочего колеса (проскальзывает относительно диска) со скоростью W2U (окружная составляющая относительной скорости W2). Величина W2U зависит от числа лопаток ZК на рабочем колесе. Скорость W2U тем меньше, чем больше число лопаток ZК (при увеличении количества лопаток снижается неравномерность распределения давлений и скоро­стей внутри канала). Угол между вектором окружной скорости U2 и вектором относитель­ной скорости W2 равен β2.

Согласно законам газовой динамики, при течении газа в длинных каналах происходит упорядочение потока. Поэтому в межлопаточном канале рабочего колеса на некотором расстоянии от входа поток начинает течь параллельно стенкам канала, т.е. на выходе из рабочего колеса угол β2 будет равен конструкторскому углу установки лопаток β (в том числе и при отклонении от расчетного режима работы).

Из параллелограмма и треугольника скоростей (см. рисунок 9) видно, что окружная состав­ляющая абсолютной скорости С2U определяется как геометрическая разно­сть окружной (переносной) скорости U2 и окружной составляющей относительной скорости W2U :

Скорость С2U характеризует величину закрутки, полу­ченной потоком в рабочем колесе, а радиальная составляющая абсо­лютной скорости С2r определяет величину расхода газа через рабочее колесо. Выгодно, чтобы при заданных окружной скорости U2 и абсолютной скорости С2, величина С, была как можно большей. Максимальная вели­чина С2r будет при бесконечно большом числе лопатокZK,так как при этом не будет отклонения относительной скорости от радиального направления, т. е.

В реальных условиях применять такое рабочее колесо невозможно, так как в этом случае межлопаточные каналы будут очень узкие, и вследствие вязкости газа, в них будет значительное газодинамическое трение и потери энергии. Поэтому на практике используют центробежные нагнетатели с конечным числом лопаток ZK = 18…40.

Читайте также: Компрессор безмасляный воздушный выбрать

Оптимальное конечное количества лопаток может быть произведено по формуле:

где β – конструкторский угол установки лопаток на диске на выходе из рабочего колеса.

Величина закрутки потока газа на выходе из рабочего колеса оценивается коэффициентом закрутки (циркуляции) μ, равном:

При Zк → ∞ значение коэффициента μ = 1.

У существующих центробежных компрессоров и нагнетателей при числе лопаток на рабочем колесе Zк = 18…40 коэффициент закрутки составляет μ = 0,9…0,95.

При отклонении от расчетного режима работы изменяется величина радиальной составляющей абсо­лютной скорости С2r и величина окружной (переносной) скорости U2. Соответственно, изменяется направление и величина вектора абсолютной скорости С2. Треугольник скоростей на выходе газа из рабочего колеса представлен на рисунке 11.

Рисунок 11. Изменение треугольника скоростей на выходе газа из рабочего колеса при отклонении от расчетного режима работы

В результате поток из рабочего колеса (вектор абсолютной скорости С2) входит в диффузорную систему (лопаточный и безлопаточный диффузоры) под нерасчетным рабочим углом α2 / или α2 // . На входе в лопаточный диффузор образуются ударные течения газа, что вызывает потери энергии.

Как отмечалось ранее, в диффузорной системе происходит снижение скорости и повышение статического давления. Снижение абсолютной скорости в диффузоре определяется отношением входной и выходной площадей:

где С2 и С3 — скорости на входе и вы­ходе из диффузора;

Видео:Построение Планов скоростей компрессораСкачать

Построение Планов скоростей компрессора

F2 и F3 — площади на входе и вы­ходе из диффузора.

При постоянной по радиусу ширине щели отношение пло­щадей равно отношению диаметров:

В безлопаточном диффузоре отношение диаметров на выхо­де и входе обычно составляет: = 1,65 …2.

В лопаточном диффузоре отношение диаметров на выхо­де и входе обычно составляет:

ИССЛЕДОВАНИЕ СТУПЕНИ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА

Центробежный компрессор находит широкое применение в транспортных и авиационных двигателях (ГТД), в газотурбинных установках замкнутого цикла (ЗГТУ), а также в стационарных установках и на вертолетных газотурбинных двигателях в качестве последней ступени осецентробежного компрессора.

При вращении колеса воздух по каналам, образованным лопатками, нагнетается к периферии. Перед колесом образуется разрежение и наружный воздух непрерывно по входному устройству поступает к колесу. В рабочем колесе к потоку подводится механическая энергия, под действием которой в рабочем колесе происходит сжатие рабочего тела ( Треугольник скоростей в центробежном компрессоре> Треугольник скоростей в центробежном компрессоре) и увеличивается кинетическая энергия потока в абсолютном движении ( Треугольник скоростей в центробежном компрессоре> Треугольник скоростей в центробежном компрессоре). Из рабочего колеса газ поступает в диффузор, в котором площадь сечения увеличивается с возрастанием радиуса. Согласно уравнению неразрывности при этом постепенно снижается скорость потока. В соответствии с уравнением Бернулли кинетическая энергия в диффузоре переходит в энергию давления.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рис. 1. Схема конструктивных типов рабочих колес:

а)-открытое; б)-полуоткрытое; в)-закрытое

На рис.1 приведены схемы применяемых конструкций рабочих колес центробежных компрессоров. Рабочее колесо открытого типа имеет отдельные лопатки, укрепленные на втулке. При использовании РК открытого типа возникают повышенные концевые потери, связанные с перетеканием воздуха. Поэтому, несмотря на сравнительную конструктивную простоту, этот тип колес имеет ограниченное применение. Рабочие колеса закрытого типа обеспечивает наибольшее значение КПД. Наличие покрывного диска снижает концевые потери. Однако этот тип колеса конструктивно значительно сложнее других и имеет меньшую окружную скорость вращения, допускаемую по условиям прочности. До последнего времени наиболее часто применялось РК полуоткрытого типа, сочетающее достоинство открытых (простота изготовления) и закрытых (уменьшенные концевые потери) колес.

При исследовании рабочего процесса в центробежном компрессоре применяется понятие степени реактивности:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольники скоростей для колес с различной степенью реактивности приведены на рис.2.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рис. 2.Треугольники скоростей РК центробежных компрессоров с различной степенью реактивности:

а–лопатки загнутые против вращения; б–радиальные лопатки; в–лопатки загнутые по вращению

Для радиально расположенных лопаток Треугольник скоростей в центробежном компрессореполучим: Треугольник скоростей в центробежном компрессореи Треугольник скоростей в центробежном компрессоре. Треугольник скоростей на выходе из РК в этом случае приведен на рис.2,б. В действительности, Треугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессоре, происходит существенное увеличение скорости абсолютного потока Треугольник скоростей в центробежном компрессореи, следовательно, уменьшение степени реактивности. В связи с уменьшением степени реактивности Треугольник скоростей в центробежном компрессорев колесах с Треугольник скоростей в центробежном компрессоре> Треугольник скоростей в центробежном компрессореих называют активными. При наибольшем коэффициенте теоретического напора Треугольник скоростей в центробежном компрессореи, следовательно, при большем напоре при заданной окружной скорости Треугольник скоростей в центробежном компрессореРК с Треугольник скоростей в центробежном компрессоре> Треугольник скоростей в центробежном компрессореобладают наиболее пологим протеканием характеристики ступени и эффективность работы лопаточного диффузора трудно обеспечить в связи с большим значением скорости набегающего на лопатки диффузора потока воздуха.

На рис.3 показана зависимость общей теоретической работы от производительности при различных выходных углах лопаток:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рис. 3. Зависимость общей теоретической работы от производительности при различных выходных углах лопаток

Испытания проводятся на стенде «Ступень центробежного компрессора», конструктивная схема которого представлена на рис.4.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рис. 4. Схема стенда «Ступень центробежного компрессора»:

1–входное устройство; 2–рабочее колесо; 3–электродвигатель; 4–датчик тахометра; 5–дроссель; 6–обратный радиальный направляющий аппарат; 7–выходная емкость

Рабочее колесо 2 приводится во вращение электродвигателем 3. Воздух поступает в компрессор через входное устройство 1, мерная часть которого выполнена по лемнискате в соответствии с ГОСТ 27-64. Тем самым создается равномерное поле скоростей перед компрессором. На выходе из компрессора находится обратный радиальный лопаточный аппарат 6, из которого воздух обтекая электродвигатель поступает в выходную емкость 7, проходя затем дроссельную заслонку 5.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Путем изменения частоты вращения электродвигателя и положения дроссельной заслонки можно установить режим работы компрессора в требуемом диапазоне изменения параметров .

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рис. 5. Рабочее колесо компрессора

Рабочее колесо центробежного радиального компрессора полуоткрытого типа имеет следующие параметры (рис.5):

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— диаметр входа;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— диаметр выхода;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— высота лопатки на входе в колесо;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— высота лопатки на выходе из колеса;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— угол входа потока;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— угол выхода потока из рабочего колеса;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— число лопаток;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— толщина лопатки;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Видео:Движение жидкости в рабочем колесеСкачать

Движение жидкости в рабочем колесе

— радиус изгиба лопатки;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— радиус окружности, на котором располагаются центры дуг изгиба лопаток.

В процессе проведения эксперимента измеряются:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

перепад давления на входном мерном устройстве

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

температура окружающей среды

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

полное давление на входе в компрессор

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

температура воздуха на выходе из рабочего колеса

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

температура воздуха на выходе из компрессора

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

давление заторможенного потока на выходе из компрессора

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

статическое давление на выходе из компрессора

Читайте также: Проблемы с воздушным компрессором

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

частота вращения ротора

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

сила тока

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

напряжение

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУПЕНИ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА

Экспериментально получить характеристики ступени центробежного компрессора в виде зависимостей: Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, Треугольник скоростей в центробежном компрессоре.

При работе компрессора в какой-либо системе в связи с изменением режимов работы системы изменяются параметры на входе в компрессор и меняются свойства рабочего тела (воздуха). Например, при работе компрессора в составе авиационного двигателя в связи с изменением высоты и скорости полета изменяются параметры на входе: давление Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, температура Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, расход рабочего тела Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, частота вращения Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, вязкость воздуха Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, его теплопроводность Треугольник скоростей в центробежном компрессореи теплоемкость Треугольник скоростей в центробежном компрессореи, следовательно, отношение теплоемкостей Треугольник скоростей в центробежном компрессоре. Для КПД Треугольник скоростей в центробежном компрессореи степени повышения полного давления Треугольник скоростей в центробежном компрессорев общем случае можно записать следующие функциональные зависимости:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

(1)

Приведенные зависимости, которые называются характеристиками компрессора, неудобны при их практическом использовании. Это связано с тем, что Треугольник скоростей в центробежном компрессореи Треугольник скоростей в центробежном компрессорезависят от многих переменных, что делает практически невозможным их графическое представление.

В связи с этим построение характеристик основывается на положениях теории подобия, позволяющей путем введения безразмерных параметров или критериев подобия уменьшить число переменных, определяющих характеристики лопаточных машин.

Явления подобны, если соблюдается геометрическое, кинематическое и динамическое подобие.

Если исследуется одна и та же машина, то изменение размеров вследствие термического расширения и упругих деформаций не учитывается и делается допущение, что геометрическое подобие сохраняется.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Для выполнения кинематического подобия необходимо, чтобы сохранялось подобие треугольников скоростей, т. е. Отношение окружной скорости к абсолютной в сходственных точках было бы одинаковым

Из теории подобия известно, что газодинамическое подобие в геометрически подобных системах будет выполнено, если критерии подобия равны. Применяя положения теории размерностей или рассматривая уравнения, описывающие явления на исходном и на подобном режимах, можно установить, что газодинамическое подобие определяется равенством следующих критериев:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— показатель адиабаты;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— характеризующий влияние сжимаемости потока;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— характеризующий соотношение инерционных сил и сил вязкости в потоке на характер течения и потери от трения;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— характеризующий влияние на поток поля гравитационных сил;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— характеризующий физические свойства рабочего тела и не зависящий от параметров потока.

Если учесть, что для газа влияние гравитационного поля невелико Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, для воздуха Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, а в большинстве случаев лопаточные машины работают в такой области (автомодельной) изменения числа Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, что коэффициенты потерь не изменяются с изменением Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, то функциональную зависимость (1) можно представить в следующем виде:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Видео:Как рисовать треугольники скоростей на экзамене. Паровые турбиныСкачать

Как рисовать треугольники скоростей на экзамене. Паровые турбины

(2)

Если вместо чисел Треугольник скоростей в центробежном компрессореупотребить однозначно связанные с ними приведенные скорости Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, а вместо Треугольник скоростей в центробежном компрессоревеличину функции Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, то получим характеристику компрессора представленную в виде зависимостей:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

(3)

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

где — приведенная окружная скорость.

Характеристики (3) справедливы для всего семейства геометрически подобных компрессоров и их удобно использовать, например, для определения размеров и параметров нового компрессора, для которого известна характеристика его геометрически подобной модели.

Для компрессоров определенных размеров более удобно использовать характеристики компрессора, в которых вместо Треугольник скоростей в центробежном компрессореи Треугольник скоростей в центробежном компрессореиспользуются однозначно связанные с ними комплексные параметры Треугольник скоростей в центробежном компрессореи Треугольник скоростей в центробежном компрессоре— называемые соответственно приведенным расходом и приведенной частотой вращения. Использование этих параметров представляется более удобным, так как они непосредственно связаны с такими важными параметрами компрессора как расход воздуха Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, частота вращения Треугольник скоростей в центробежном компрессореи параметрами воздуха на входе в компрессор Треугольник скоростей в центробежном компрессореи Треугольник скоростей в центробежном компрессоре.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессореи Треугольник скоростей в центробежном компрессорезначение температуры и давления при стандартных условиях на входе в компрессор,

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре— называется приведенным расходом, а т.к. он соответствует определенному значению Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, то можно его рассматривать в качестве параметра подобия.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Из условия можно записать для двух подобных режимов:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— называется приведенным числом оборотов.

Характеристики компрессора, построенные в виде зависимостей:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

(4)

называют универсальными характеристиками и позволяют при одинаковых условиях на входе сравнивать параметры различных компрессоров.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рис. 6. Типовая характеристика компрессора

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Характеристика компрессора в форме зависимостей, определяемых соотношением (4) показана на рис.6. Важной особенностью характеристики компрессора является наличие границы устойчивой работы, называемой границей помпа. Левее этой границы, из-за резкого падения параметров и роста динамических нагрузок, работа компрессора недопустима. Вправо находится область устойчивых режимов, которые используются при работе компрессора в составе ГТД. На такую характеристику обычно наносят в виде топографических линий линии .

При заданных условиях эксплуатации центробежная ступень имеет производительность Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, а общая теоретическая работа определяется уравнением (ЦБК с Треугольник скоростей в центробежном компрессоре0 происходит заметный отрыв пограничного слоя. Это имеет место не во всей решетке одновременно, а в одном из ее каналов. Возникающий срыв приводит к загромождению этого канала и растеканию потока по обеим его сторонам. С одной стороны канала углы атаки возрастают, с другой уменьшаются. Рост углов атаки приводит к срыву потока в выходной части лопаток колеса. При этом образуются вращающиеся зоны отрыва. Угловая скорость их вращения в 2-3 раза меньше угловой скорости колеса. Такое течение называют вращающимся срывом. Дальнейшее уменьшение расхода газа через ступень компрессора связано с усилением срывных явлений, возбуждением вибраций.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

С увеличением расхода сверх расчетного угол атаки уменьшается и становится отрицательным вследствие роста радиальной составляющей скорости. Это приводит к срывам потока с вогнутой поверхности профиля, резкому возрастанию потерь и, «запиранию» компрессора. Необходимо отметить, что в центробежных компрессорах с лопаточными диффузорами «запирание» определяется, как правило, режимом обтекания лопаток диффузора, существенно сокращая диапазон устойчивой работы компрессора по расходу.

4.3.ОБРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.3.1. Обработка экспериментальных данных проводится на основании экспериментальных данных, полученных в лабораторной работе №1.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

4.3.2. Абсолютное значение скорости потока на входе в колесо центробежного компрессора берется из лабораторной работе №1.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, так как Треугольник скоростей в центробежном компрессоре(осевой вход в колесо).

4.3.3. Окружная скорость на входе в колесо:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

где — диаметр входа потока в колесо,

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— диаметр выхода потока из колеса,

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— окружная скорость на выходе из колеса.

4.3.4. Угол входа потока в колесо:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

где — геометрический угол входа потока в колесо.

4.3.6. Относительное значение скорости потока на входе в колесо:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

4.3.7. Абсолютное значение скорости потока на входе в колесо на оптимальном (расчетном) режиме работы компрессора:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Видео:Многоступенчатый центробежный компрессорСкачать

Многоступенчатый центробежный компрессор

4.3.8. Относительное значение скорости потока на входе в колесо на оптимальном (расчетном) режиме работы компрессора:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

4.3.9. Результаты расчета занести в таблицу (см. таблицу 3).

Треугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

4.3.10. На миллиметровой бумаге построить треугольники скоростей на входе в колесо центробежного компрессора, построить зависимость .

Читайте также: Регулировка компрессора для аэрационной колонны

Эксперимент проводится подгруппами по 6 человек. Каждый студент в подгруппе подробный расчет одного режима по расходу. Отчет должен содержать следующие части:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

  • цель работы;
  • расчетные формулы;
  • таблица с результатами вычислений;
  • треугольники скоростей на входе в колесо центробежного компрессора;
  • графическая зависимость ;
  • краткие выводы по результатам работы.

КИНЕМАТИКА ПОТОКА НА ВЫХОДЕ ИЗ КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА

Исследование кинематики потока на выходе из колеса центробежного компрессора.

Исследование кинематики потока на выходе сводится к построению треугольника скоростей для различных режимов работы. Треугольник скоростей, при известной геометрии колеса и частоте вращения, может быть построен, если известны радиальная составляющая Треугольник скоростей в центробежном компрессореи окружная составляющая Треугольник скоростей в центробежном компрессореабсолютной скорости на выходе из колеса.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Если предположить, что проточная часть рабочего колеса состоит из бесконечного числа каналов, образованных бесконечным числом лопаток нулевой толщины, то направление потока будет полностью соответствовать профилю лопаток. Газ будет выходить из рабочего колеса с относительной скоростью Треугольник скоростей в центробежном компрессорепод углом Треугольник скоростей в центробежном компрессоре, равным углу наклона лопатки при выходе из колеса.

Работа, затраченная на вращение колеса на каждый килограмм массы воздуха, согласно уравнению Эйлера (без учета трения боковых поверхностей диска колеса), определится по формуле:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

и для осевого входа в колесо:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

.

Здесь величина зависит от числа и длины лопаток. При конечном количестве лопаток уменьшается. При рассмотрении движения газа в рабочем колесе в предложении бесконечного числа лопаток принимается, что все линии тока имеют одинаковую форму, а лопатки представляют собой отрезки линий тока. Отсюда следует, что скорость на каком-либо радиусе рабочего колеса постоянна по всей окружности. Однако для передачи энергии от лопаток рабочего колеса к потоку необходима разность давлений между обеими сторонами лопатки, что возможно лишь при разности скоростей на этих сторонах. Таким образом, в противоположность струйной теории скорость движения непостоянна по окружности и периодически изменяется, так как в каждом канале, ограниченном двумя соседними лопатками, картина течения должна быть одинакова. В канале вращающегося колеса с конечным числом лопаток благодаря ускорению Кориолиса относительные скорости на дуге данного радиуса изменяются по линейному закону в зависимости от полярного угла. Вследствие этого у передней стороны лопаток скорости меньше и давление выше, а у задней стороны – наоборот (рис.9).

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рис. 9. Изменение скоростей и давления в канале центробежного компрессора

Чем меньше число лопаток, тем больше различие в скоростях у передней и задней стенок лопаток. Появление дополнительной окружной составляющей Треугольник скоростей в центробежном компрессореможно объяснить рассматривая процесс выравнивания скоростей на выходе из колеса, где поток течет свободно, без воздействия внешних сил. При выравнивании скоростей струи, обладающие большей скоростью, уменьшают свою скорость до некоторой средней величины, а струи, обладающие меньшей скоростью, увеличивают ее до этой средней величины. В результате этого происходит некоторое перемещение масс воздуха на периферии в направлении, противоположном вращению колеса, вследствие чего появляется некоторая окружная составляющая Треугольник скоростей в центробежном компрессоре. Из-за наличия Треугольник скоростей в центробежном компрессореуменьшается Треугольник скоростей в центробежном компрессореи, следовательно уменьшается теоретический напор, или работа, сообщаемая 1 кг воздуха, проходящего через колесо. Уменьшение окружной составляющей принято учитывать с помощью коэффициента Треугольник скоростей в центробежном компрессоре. Коэффициент Треугольник скоростей в центробежном компрессоре(его принято называть коэффициентом уменьшения передаваемой энергии) на основании теоретических и экспериментальных исследований для радиальных лопаток можно определить по формуле Казанджана:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

где — средний диаметр входного сечения колеса.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

По формуле Стодоллы коэффициент равен

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Среднее значение коэффициента Треугольник скоростей в центробежном компрессореколеблется в пределах Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей на выходе из колеса центробежного компрессора представлен на рис. 10.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Рис. 10. Треугольник скоростей на выходе из ступени центробежного компрессора

5.3.ОБРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ

5.3.1. Обработка экспериментальных данных проводится на основании экспериментальных данных, полученных в лабораторной работе №1.

5.3.2. Окружная составляющая скорости на выходе из колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

где — работа, затраченная на вращение колеса на каждый килограмм массы воздуха;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— окружная скорость на выходе из колеса.

5.3.3. Площадь выходного сечения колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

где — толщина лопатки на выходе из колеса;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— число лопаток;

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

— высота лопатки на выходе из колеса.

Видео:Центробежный компрессорСкачать

Центробежный компрессор

5.3.4. Плотность заторможенного потока на выходе из рабочего колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.5. Радиальная составляющая скорости потока на выходе из колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

В первом приближении принимаем, что . Из уравнения неразрывности:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.6. Абсолютное значение скорости потока на выходе из колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.7. Статическая температура воздуха на выходе из колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.8. Статическое давление на выходе из колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.9. Плотность потока на выходе из колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.10. Уточняем значение скорости на выходе из колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.11. Относительное значение скорости на выходе из колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.12. Угол выхода потока из колеса:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.13. Угол выхода потока из колеса в абсолютном движении:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.14. Угол отставания потока:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

где — геометрический угол выхода потока из колеса центробежного компрессора.

5.3.15. Коэффициент уменьшения передаваемой энергии:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

где — окружная составляющая скорости на выходе из колеса при бесконечном числе лопаток.

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

По формуле Стодоллы коэффициент определяется как:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.16. Абсолютное значение скорости на выходе из колеса при бесконечном числе лопаток:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.17. Относительное значение скорости на выходе из колеса при бесконечном числе лопаток:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.18. Геометрический угол выхода потока из колеса в абсолютном движении:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.19. Результаты расчета занести в таблицу (см. таблицу 4).

Треугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессореТреугольник скоростей в центробежном компрессоре

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

5.3.20. На миллиметровой бумаге построить треугольники скоростей на выходе из колеса центробежного компрессора, построить зависимость .

Эксперимент проводится подгруппами по 6 человек. Каждый студент в подгруппе подробный расчет одного режима по расходу. Отчет должен содержать следующие части:

Треугольник скоростей в центробежном компрессоре

  • цель работы;
  • расчетные формулы;
  • таблица с результатами вычислений;
  • треугольники скоростей на выходе из колеса центробежного компрессора;
  • графическая зависимость ;
  • краткие выводы по результатам работы.

1. Холщевников К. В., Емин О. Н., Митрохин В. Т., Теория и расчет авиационных лопаточных машин: Учебник для студентов вузов по специальности «Авиационные двигатели». 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Машиностроение, 1986. 432 с.,ил.

2. Ден Г. Н. Проектирование проточной части центробежных компрессоров: Термогазодинамические расчеты. – Л: Машиностроение. Ленингр. отд-ние,1980. – 232 с.,ил.

3. Черкасский В. М. Насосы. Вентиляторы. Компрессоры. Учебник для теплоэнергетических специальностей вузов. М., «Энергия»,1977

Видео:Турбинная ступень. Треугольники скоростейСкачать

Турбинная ступень. Треугольники скоростей

4. Селезнев К. П. Подобуев Ю. С. Теория и расчет турбокомпрессоров-Л:Машиностроение,1968.-408 с., ил.

Дата добавления: 2015-07-10 ; просмотров: 4978 ;

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    📹 Видео

    Рабочий процесс в осевой ступени турбиныСкачать

    Рабочий процесс в осевой ступени турбины

    Воздушная навигация.Навигационный треугольник скоростей-элементы и взаимозависимость.Скачать

    Воздушная навигация.Навигационный треугольник скоростей-элементы и взаимозависимость.

    Пятиступенчатые центробежные компрессоры Dresser RandСкачать

    Пятиступенчатые центробежные компрессоры Dresser Rand

    Лекция 3 Основы рабочего процесса ВРД. Часть 1 Работа ступени осевого компрессораСкачать

    Лекция 3 Основы рабочего процесса ВРД. Часть 1 Работа ступени осевого компрессора

    Курс ""Турбомашины" Глава 3.2 Рабочий процесс центробежного компрессора. ч. 2 (лектор Батурин О.В.)Скачать

    Курс ""Турбомашины" Глава 3.2  Рабочий процесс центробежного компрессора. ч. 2 (лектор Батурин О.В.)

    Курс ""Турбомашины" Глава 3.2 Рабочий процесс центробежного компрессора. ч. 1 (лектор Батурин О.В.)Скачать

    Курс ""Турбомашины" Глава 3.2  Рабочий процесс центробежного компрессора. ч. 1 (лектор Батурин О.В.)

    Курс ""Турбомашины". Планы скоростей и принципы работы с нимиСкачать

    Курс ""Турбомашины".  Планы скоростей и принципы работы с ними

    Осевые усилияСкачать

    Осевые усилия

    Построение планов скоростей турбиныСкачать

    Построение планов скоростей турбины

    Центробежные компрессоры SeAH в РоссииСкачать

    Центробежные компрессоры SeAH в России

    Как работает центробежный газовый компрессорСкачать

    Как работает центробежный газовый компрессор

    Компрессоры. Цикл обучающих роликов (№5.3)Скачать

    Компрессоры. Цикл обучающих роликов (№5.3)

    Курс ""Турбомашины". Раздел 7.2 Влияние входной закрутки на работу компрессора (Батурин О.В) вер. 1Скачать

    Курс ""Турбомашины". Раздел 7.2 Влияние входной закрутки на работу компрессора (Батурин О.В) вер. 1

    3 Урок. Современные методы проектирования центробежных компрессоровСкачать

    3 Урок. Современные методы проектирования центробежных компрессоров
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток