Три мотора в жигулях

Вместо сердца: история жигулевского мотора от ВАЗ-2101 до наших дней

Три мотора в жигулях

Говоря о двигателях родом из 70-х, первым делом приходит на ум сама «классика» — ВАЗ-2104, 05 и 07. Но последние партии этих моделей давно реализованы. Что же остается?

Последние носители двигателей первого поколения — это «родственники» Lada 4×4 и Chevrolet Niva. Но первая, по предварительным данным, при обновлении получит дефорсированный до 90 л.с. мотор от «Приоры», а вторая при смене поколения обзаведется 135-сильным двигателем под маркой Peugeot-Citroen.

Наконечник «копья»

Принято считать, что автомобиль ВАЗ-2101 — это локализованный в Советском Союзе Fiat 124, однако дело обстоит не совсем так. Автомобили внешне очень похожие, но в конструкцию было внесено более 800 ключевых изменений, прежде чем «фиатик» стал «копейкой». И, пожалуй, главное, что произошло на этом пути, — смена двигателя. По настоянию вазовцев двигатель Fiat-124, имевший довольно архаичную даже по тем временам конструкцию с нижним расположением распредвала, был превращен в верхневальный.

Три мотора в жигулях

Кроме того, при сохранении рабочего объема в 1.2 литра диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, в результате чего мотор из длинноходного превратился в короткоходный, а значит, стал более оборотистым и «приемистым». Поднять обороты позволил именно переезд распредвала вверх — мотор стал чуть более шумным, но зато и более компактным, простым, экономичным.

Три мотора в жигулях

По одной из версий Fiat произвел эту метаморфозу силами дочернего итальянского тюнинг-центра, по другой — в содружестве со специалистами самого ВАЗа. Как бы там ни было, а мотор получился. Если сравнивать по мощности, то принципиально выше она не стала, но если верить одной из вазовских легенд, в совокупности характеристики этого мотора так понравились итальянцам (приемистость, экономичность, простота конструкции, ремонтопригодность, ресурс), что получившееся решение они очень быстро стали тиражировать на своей продукции.

Легенда легендой, а уже следующий после «сто двадцать четвертого» Fiat 131 имел двигатель с верхним расположением распредвала, то есть схему, впервые примененную «Фиатом» на советской «копейке» и сейчас ставшую общепринятой. Ну а мотор ВАЗ-2101 вкупе с усовершенствованной трансмиссией (увеличенное сцепление, доработанные синхронизаторы, измененный кардан, новый задний мост), усиленной передней подвеской и полностью замененной задней, более жестким кузовом, а также рядом других «адаптационных» мер послужил основой первой вазовской модели и заложил архитектуру модельного ряда «Жигулей» на многие годы вперед.

Три мотора в жигулях

Эволюция

Что бы ни говорили сейчас о вазовской «классике» (впрочем, о покойниках либо хорошо. ну вы знаете), но в 70-80 годы прошлого века «Жигули» были автомобилем мечты, наголову превосходя всё, что выпускал тогда отечественный автопром. И во многом это произошло именно благодаря тому первому двигателю.

Самой главной его «фишкой» были широкие возможности модернизации, причем недорогими методами — долгие годы инженеры могли получать новые модификации, не изменяя основную константу, расстояние между центрами цилиндров (для всех «классических» моторов оно равно 95 мм) и играя, по сути, лишь с диаметром цилиндра и ходом поршня. Давайте взглянем на основные стадии развития бензинового (на основе ВАЗ-2101 были созданы и дизельные варианты, но они — тема отдельного рассказа) «копеечного» двигателя.

Видео:Место маркировки для определения объема двигателя ВАЗ 2101, 2103, 2106, 2107 и другой "классики"Скачать

Место маркировки для определения объема двигателя ВАЗ 2101, 2103, 2106, 2107 и другой "классики"

Моторы для машин-догонялок КГБ: их делали на ВАЗе!

Видео:3 ДВИГАТЕЛЯ в ЖИГУЛИ - ЗАМЕР ЛОШАДИНЫХ СИЛСкачать

3 ДВИГАТЕЛЯ в ЖИГУЛИ - ЗАМЕР ЛОШАДИНЫХ СИЛ

Забыть о роторе!

Один из создателей роторных двигателей ВАЗ Леонид Новиков вспоминал, как в феврале 1971 года начальник КБ двигателей ВАЗ Михаил Коржов принял его (тогда молодого техника) на работу с одним условием: забыть о «роторах»!

Читайте также: Для чего можно использовать мотор от холодильника

Как оказалось, незадолго до этого главного моториста попросили внимательно изучить чертежи явно неработоспособного мотора одного изобретателя-любителя. Вот Коржов и проникся антипатией к ротору. Но через два года на ВАЗе началась-таки разработка собственного роторно-поршневого мотора!

Видео:3 МОТОРА, 4 ЛИТРА, 12 ЦИЛИНДРОВ - МОНСТР из ЖИГУЛЕЙСкачать

3 МОТОРА, 4 ЛИТРА, 12 ЦИЛИНДРОВ - МОНСТР из ЖИГУЛЕЙ

ВАЗДА-Т34

В сентябре 1973-го в Тольятти попала специально закупленная японская Mazda RX-2 с двухсекционным ротором. С машины сняли мотор и установили его под капот ВАЗ-2103. Для начала хотели просто понять: как ротор встанет в Жигули.

«Трешку» с японским 120-сильным двигателем и стандартной жигулевской коробкой передач на заводе прозвали Вазда-Т34. А вскоре на ВАЗе появилось специальное конструкторское бюро по роторно-поршневым двигателям под руководством Бориса Поспелова. Его сотрудникам поставили задачу: создать семейство моторов с воздушным и жидкостным охлаждением, а первым делом — односекционный двигатель мощностью 80 л.с.

Видео:Я КРОКОДИЛ - 3 МОТОРА в 1 ВАЗСкачать

Я КРОКОДИЛ - 3 МОТОРА в 1 ВАЗ

Сюрприз для Ванкеля

За прототип советского агрегата взяли двигатель Мазды. Скомпоновали свой односекционный мотор под капотом Жигулей, выдвинув его вперед и улучшив тем самым развесовку, а заодно и упростив замену свечей.

Жигули с ротором показывали даже самому Феликсу Ванкелю — отцу роторного двигателя, конструктору-новатору, долго проработавшему на западногерманской фирме NSU, которая первой и решилась на производство таких моторов. Ванкель похвалил советских инженеров за грамотную компоновку мотора в Жигулях.

В Тольятти провели три фазы испытаний и доводки машины. И передали документацию на производство. Так появился ВАЗ-21018 с внешностью обычного ВАЗ-21011, по сути — первый советский товарный автомобиль с роторным двигателем. Такие машины делали очень маленькими партиями, зато они заинтересовали спецслужбы.

Видео:5 причин, почему "троешный" двигатель ВАЗ-2103, был самым лучшим в СССР!Скачать

5 причин, почему "троешный" двигатель ВАЗ-2103, был самым лучшим в СССР!

Товарищи в штатском

Вскоре конструкторское бюро ВАЗа довело до ума и более мощный двухсекционный двигатель. Машины «специального назначения» с мощными роторными моторами не собирались запускать в свободную продажу, а делали для милиции и КГБ. Кстати, именно по их требованию внешне Жигули с роторами совершенно не отличались от обычных.

Надежность первых двигателей была невысокой. Не столько из-за конструкции, сколько из-за огрехов производства. Постепенно моторы улучшали, но все проблемы до самого конца производства окончательно так и не решили.

Вслед за ВАЗ-21018 появился и ВАЗ-21019 в том же кузове, но уже с двухсекционным двигателем ВАЗ-411 мощностью аж 120 л.с.! В модернизированном виде под именем ВАЗ-411М этот мотор ставили потом и на «пятерку» — ВАЗ-21059. Машины в «одиннадцатом» и в «пятом» кузове делали мелкосерийно в конце 1970-х — начале 1980-х гг.

Дальнейшим развитием двухсекционного двигателя стал вариант с впрыском топлива вместо карбюратора — ВАЗ-411-01. Такой мотор мощностью 130–140 л.с. монтировали на небольшие партии «семерок» — ВАЗ-21079 уже в начале 1990-х.

Видео:Три очень полезных доработки ваз классика! #вазклассикаСкачать

Три очень полезных доработки ваз классика! #вазклассика

А ну-ка, догони!

Поездившие еще на первых роторных Жигулях испытатели рассказывали, сколь непривычен был в те годы стремительный и ровный (без провалов) разгон автомобиля. Уже на первой передаче, быстро раскрутив двухсекционный мотор, можно было развить 90 км/ч! А вскоре стрелка спидометра просто упиралась в «стенку».

Еще одна необычная особенность роторной машины, к которой водителям пришлось привыкнуть, — невозможность тормозить двигателем, переключая передачи вниз. Кроме того, при энергичной езде (а как на такой машине еще ездить?) страдали синхронизаторы коробки.

Характерная черта роторного двигателя — большой расход масла, минимум 200 мл на 1000 км. А топлива «бешеные» Жигули в среднем потребляли 12 л/100 км. Частникам это вряд ли бы понравилось, а водителей машин спецслужб, разумеется, не волновало.

Читайте также: Мотор стиральной машины миле

Роторные двигатели исправно работали примерно до 90 тысяч км. Первым признаком «умирания» мотора становился плохой пуск из-за износа уплотнений ротора и, соответственно, снижения компрессии.

Видео:Разговоры за моторы. Простая и бюджетная конфигурация мотора 2103 карбюратор.Скачать

Разговоры за моторы. Простая и бюджетная конфигурация мотора 2103 карбюратор.

С оттопыренными «ушами»

Роторные двигатели стали устанавливать не только на Жигули. Появилась отдельная программа Минавтопрома СССР, предписывающая создать соответствующие модификации почти всех легковых советских автомобилей: от Оки до правительственной Чайки и микроавтобусов РАФ. Ведь секции ротора можно было соединять практически в любых количествах, и, таким образом, создавать агрегаты разной мощности.

На Оку в Тольятти поставили 40-сильный вариант односекционного двигателя, которого малолитражке хватало, естественно «за глаза». Но сделали лишь один экземпляр, который, кстати, жив до сих пор.

На опытных образцах Волги ГАЗ-31028, собранных в 1989–1990 гг., стоял 140-сильный мотор. Самые мощные агрегаты — трехсекционный ВАЗ-431 и даже четырехсекционный ВАЗ-441, предназначенные для Волги и Чайки, развивали, соответственно, 210 и даже 280 л.с.! Очень впечатляющие для СССР показатели!

На два РАФа — микроавтобус и санитарку в Риге в 1985-м поставили двухсекционные 140-сильные моторы. Первый вариант делали для 9-го управления КГБ, занимающегося охраной первых лиц государства, второй — для 4-го управления Минздрава, лечащего этих самых лиц.

Уже на третьей передаче РАФ с ротором легко набирал 140 км/ч. На испытаниях на полигоне он достиг почти 160 км/ч. При этом верхняя часть дверей начинала оттопыриваться, словно уши несущегося зверя. И тормоза РАФа не способны были остановить микроавтобус с таких скоростей.

В начале перестройки тему ротора в Риге закрыли. Но одна санитарная машина уже в частных руках работала в Латвии еще несколько лет. Окончательно ее двигатель износился к 120 тысячам км, а ремонту ротор фактически не подлежал.

Видео:Теория ДВС: Мотор 21011 объём 1.6 (часть 1, сборка)Скачать

Теория ДВС: Мотор 21011 объём 1.6 (часть 1, сборка)

Ротор в массы

На базе двухсекционного ВАЗ-411 сделали ВАЗ-415 — универсальный мотор как для заднеприводных, так и для переднеприводных моделей. Такие двигатели в 135-сильной версии с конца 1997-го ставили на Самары — ВАЗ-2109-91, ВАЗ-21099-91, а потом и Самару-2 — ВАЗ-2115-91.

Эти машины с паспортной максималкой 190 км/ч не только выпускали небольшими партиями, но уже и продавали любому желающему. Покупали их, правда, лишь большие оригиналы. Лада Самара с ротором легко «делала» на дороге не только вазовские серийные машины, но и многие иномарки.

Роторные Лады уже лет десять как сняты с производства, но поклонники у них есть и сегодня. Но нынче купить автомобиль с таким двигателем сложно. Предложений на вторичке мало. Те, кто сейчас владеют такими раритетами, очень редко продают любимцев. А вот двигатели на вторичном рынке попадаются, как ни странно, куда чаще. Разброс цен — значительный. За карбюраторные ВАЗ-415 (якобы в хорошем состоянии) просят 60–80 тысяч руб. За сделанные на заказ (!) агрегаты — от 100 тысяч. А цена двухсекционного варианта — уже не карбюраторного, а с системой впрыска — доходит аж до 300 тысяч!

Так что самому сделать роторную Ладу вполне возможно. Только получится она недешевой, а легализовать подобный тюнинг сегодня — большая проблема.

  • Про первый советский мотоцикл с роторным двигателем рассказано тут.

Видео:Двигатели ваз 2106-03 различия и.т.дСкачать

Двигатели ваз 2106-03 различия и.т.д

История жигулевского мотора от ВАЗ-2101 до наших дней

В это трудно поверить, но уже почти 45 лет АвтоВАЗ использует моторы, ведущие родословную от «копейки». Скоро эра «классических» двигателей подойдет к концу, а мы отследим процесс их эволюции.

Читайте также: Моторы для газонокосилок gardena

Три мотора в жигулях

Говоря о двигателях родом из 70-х, первым делом приходит на ум сама «классика» — ВАЗ-2104, 05 и 07. Но последние партии этих моделей давно реализованы. Что же остается?
Последние носители двигателей первого поколения — это «родственники» Lada 4×4 и Chevrolet Niva. Но первая, по предварительным данным, при обновлении получит дефорсированный до 90 л.с. мотор от «Приоры», а вторая при смене поколения обзаведется 135-сильным двигателем под маркой Peugeot-Citroen.
Наконечник «копья»
Принято считать, что автомобиль ВАЗ-2101 — это локализованный в Советском Союзе Fiat 124, однако дело обстоит не совсем так. Автомобили внешне очень похожие, но в конструкцию было внесено более 800 ключевых изменений, прежде чем «фиатик» стал «копейкой». И, пожалуй, главное, что произошло на этом пути, — смена двигателя.

Три мотора в жигулях

По настоянию вазовцев двигатель Fiat-124, имевший довольно архаичную даже по тем временам конструкцию с нижним расположением распредвала, был превращен в верхневальный.
Кроме того, при сохранении рабочего объема в 1.2 литра диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, в результате чего мотор из длинноходного превратился в короткоходный, а значит, стал более оборотистым и «приемистым». Поднять обороты позволил именно переезд распредвала вверх — мотор стал чуть более шумным, но зато и более компактным, простым, экономичным.

Три мотора в жигулях

По одной из версий Fiat произвел эту метаморфозу силами дочернего итальянского тюнинг-центра, по другой — в содружестве со специалистами самого ВАЗа. Как бы там ни было, а мотор получился. Если сравнивать по мощности, то принципиально выше она не стала, но если верить одной из вазовских легенд, в совокупности характеристики этого мотора так понравились итальянцам (приемистость, экономичность, простота конструкции, ремонтопригодность, ресурс), что получившееся решение они очень быстро стали тиражировать на своей продукции.
Легенда легендой, а уже следующий после «сто двадцать четвертого» Fiat 131 имел двигатель с верхним расположением распредвала, то есть схему, впервые примененную «Фиатом» на советской «копейке» и сейчас ставшую общепринятой. Ну а мотор ВАЗ-2101 вкупе с усовершенствованной трансмиссией (увеличенное сцепление, доработанные синхронизаторы, измененный кардан, новый задний мост), усиленной передней подвеской и полностью замененной задней, более жестким кузовом, а также рядом других «адаптационных» мер послужил основой первой вазовской модели и заложил архитектуру модельного ряда «Жигулей» на многие годы вперед.

Три мотора в жигулях

Эволюция
Что бы ни говорили сейчас о вазовской «классике» (впрочем, о покойниках либо хорошо. ну вы знаете), но в 70-80 годы прошлого века «Жигули» были автомобилем мечты, наголову превосходя всё, что выпускал тогда отечественный автопром. И во многом это произошло именно благодаря тому первому двигателю.
Самой главной его «фишкой» были широкие возможности модернизации, причем недорогими методами — долгие годы инженеры могли получать новые модификации, не изменяя основную константу, расстояние между центрами цилиндров (для всех «классических» моторов оно равно 95 мм) и играя, по сути, лишь с диаметром цилиндра и ходом поршня. Давайте взглянем на основные стадии развития бензинового (на основе ВАЗ-2101 были созданы и дизельные варианты, но они — тема отдельного рассказа) «копеечного» двигателя.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🔥 Видео

    Разговоры за моторы. Двигатель 2101/21011/2105 Низкий блок. Подробный разговор!Скачать

    Разговоры за моторы. Двигатель 2101/21011/2105 Низкий блок. Подробный разговор!

    Где находится номер двигателя ВАЗ 2101, выпуск1972 год.Скачать

    Где находится  номер двигателя ВАЗ  2101, выпуск1972 год.

    О максимальной расточке блока ВАЗ 2103 | Дневник МотористаСкачать

    О максимальной расточке блока ВАЗ 2103 | Дневник Моториста

    Сборка двигателя ваз 2101-07 своими руками в гаражеСкачать

    Сборка двигателя ваз 2101-07 своими руками в гараже

    Двигатель ВАЗ 2103 после 400.000кмСкачать

    Двигатель ВАЗ 2103 после 400.000км

    Двигатель ваз 2103-2107Скачать

    Двигатель ваз 2103-2107

    Разница коленвалов ВАЗ 2103 и 21213. Установка с короткими шатунами в низкий блок.Скачать

    Разница коленвалов ВАЗ 2103 и 21213. Установка с короткими шатунами в низкий блок.

    ВАЗ 2106 - Ремонт двигателя [stop motion]Скачать

    ВАЗ 2106 - Ремонт двигателя [stop motion]

    Отличие ВАЗ 2103 от ВАЗ 2106|В чем разница?Скачать

    Отличие ВАЗ 2103 от ВАЗ 2106|В чем разница?

    Все разновидности двигателей ВАЗ 2101-2107 "Жигули", Нива и Chevrolet NivaСкачать

    Все разновидности двигателей ВАЗ 2101-2107 "Жигули", Нива и Chevrolet Niva

    Как собрать двигатель ВАЗ 2101! Old lada engine restoration.Скачать

    Как собрать двигатель ВАЗ 2101! Old lada engine restoration.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток