Три наиболее популярные схемы управления асинхронным двигателем

Все электрические принципиальные схемы станков, установок и машин содержат определенный набор типовых блоков и узлов, которые комбинируются между собой определенным образом. В релейно-контакторных схемах главными элементами управления двигателями являются электромагнитные пускатели и реле.

Наиболее часто в качестве привода в станках и установках применяются трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Эти двигатели просты в устройстве, обслуживании и ремонте. Они удовлетворяют большинству требований к электроприводу станков. Главными недостатками асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором являются большие пусковые токи (в 5-7 раз больше номинального) и невозможность простыми методами плавно изменять скорость вращения двигателей.

С появлением и активным внедрением в схемы электроустановок преобразователей частоты такие двигатели начали активно вытеснять другие типы двигателей (асинхронные с фазным ротором и двигатели постоянного тока) из электроприводов, где требовалось ограничивать пусковые токи и плавно регулировать скорость вращения в процессе работы.

Три наиболее популярные схемы управления асинхронным двигателем

Одной из преимуществ использования асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором является простота их включения в сеть. Достаточно подать на статор двигателя трехфазное напряжение и двигатель сразу запускается. В самом простом варианте для включения можно использовать трехфазный рубильник или пакетный выключатель. Но эти аппараты при своей простоте и надежности являются аппаратами ручного управления.

В схемах же станков и установок часто должна быть предусмотрена работа того или иного двигателя в автоматическом цикле, обеспечиваться очередность включения нескольких двигателей, автоматическое изменение направления вращения ротора двигателя (реверс) и т.д.

Обеспечить все эти функции с аппаратами ручного управления невозможно, хотя в ряде старых металлорежущих станков тот же реверс и переключение числа пар полюсов для изменения скорости вращения ротора двигателя очень часто выполняется с помощью пакетных переключателей. Рубильники и пакетные выключатели в схемах часто используются как вводные устройства, подающие напряжение на схему станка. Все же операции управления двигателями выполняются электромагнитными пускателями.

Три наиболее популярные схемы управления асинхронным двигателем

Включение двигателя через электромагнитный пускатель обеспечивает кроме всех удобств при управлении еще и нулевую защиту. Что это такое будет рассказано ниже.

Наиболее часто в станках, установках и машинах применяются три электрические схемы:

схема управления нереверсивным двигателем с использованием одного электромагнитного пускателя и двух кнопок «пуск» и «стоп»,

схема управления реверсивным двигателем с использованием двух пускателей (или одного реверсивного пускателя) и трех кнопок.

схема управления реверсивным двигателем с использованием двух пускателей (или одного реверсивного пускателя) и трех кнопок, в двух из которых используются спаренные контакты.

Разберем принцип работы всех этих схем.

1. Схема управления двигателем с помощью магнитного пускателя

Схема показана на рисунке.

Три наиболее популярные схемы управления асинхронным двигателем

При нажатии на кнопку SB2 «Пуск» на катушка пускателя попадает под напряжение 220 В, т.к. она оказывается включенной между фазой С и нулем ( N) . Подвижная часть пускателя притягивается к неподвижной, замыкая при этом свои контакты. Силовые контакты пускателя подают напряжение на двигатель, а блокировочный замыкается параллельно кнопке «Пуск». Благодаря этому при отпускании кнопки катушка пускателя не теряет питание, т.к. ток в этом случае идет через блокировочный контакт.

Если бы блокировочный контакт не был бы подключен параллельно кнопки (по какой-либо причине отсутствовал), то при отпускании кнопки «Пуск» катушка теряет питание и силовые контакты пускателя размыкаются в цепи двигателя, после чего он отключается. Такой режим работы называют «толчковым». Применяется он в некоторых установках, например в схемах кран-балок.

Остановка работающего двигателя после запуска в схеме с блокировочным контактом выполняется с помощью кнопки SB1 «Стоп». При этом, кнопка создает разрыв в цепи, магнитный пускатель теряет питание и своими силовыми контактами отключает двигатель от питающей сети.

Читайте также: Мотор для жалюзи zigbee

В случае исчезновения напряжения по какой-либо причине магнитный пускатель также отключается, т.к. это равносильно нажатию на кнопку «Стоп» и созданию разрыва цепи. Двигатель останавливается и повторный запуск его при наличии напряжения возможен только при нажатии на кнопку SB2 «Пуск». Таким образом, магнитный пускатель обеспечивает т.н. «нулевую защиту». Если бы он в цепи отсутствовал и двигатель управлялся рубильником или пакетным выключателем, то при возврате напряжения двигатель запускался бы автоматически, что несет серьезную опасность для обслуживающего персонала. Подробнее смотрите здесь — защита минимального напряжения.

Анимация процессов, протекающих в схеме показана ниже.

2. Схема управления реверсивным двигателем с помощью двух магнитных пускателей

Схема работает аналогично предыдущей. Изменение направления вращения (реверс) ротор двигателя меняет при изменении порядка чередования фаз на его статоре. При включении пускателя КМ1 на двигатель приходят фазы — A , B , С, а при включении пускателя KM2 — порядок фаз меняется на С, B , A.

Три наиболее популярные схемы управления асинхронным двигателем

Включение двигателя на вращение в одну сторону осуществляется кнопкой SB2 и электромагнитным пускателем KM1 . При необходимости смены направления вращения необходимо нажать на кнопку SB1 «Стоп», двигатель остановится и после этого при нажатии на кнопку SB 3 двигатель начинает вращаться в другую сторону. В этой схеме для смены направления вращения ротора необходимо промежуточное нажатие на кнопку «Стоп».

Кроме этого, в схеме обязательно использование в цепях каждого из пускателей нормально-закрытых (размыкающих) контактов для обеспечения защиты от одновременного нажатия двух кнопок «Пуск» SB2 — SB 3, что приведет к короткому замыканию в цепях питания двигателя. Дополнительные контакты в цепях пускателей не дают пускателям включится одновременно, т.к. какой-либо из пускателей при нажатии на обе кнопки «Пуск» включиться на секунду раньше и разомкнет свой контакт в цепи другого пускателя.

Необходимость в создании такой блокировки требует использования пускателей с большим количеством контактов или пускателей с контактными приставками, что удорожает и усложняет электрическую схему.

Анимация процессов, протекающих в схеме с двумя пускателями показана ниже.

3. Схема управления реверсивным двигателем с помощью двух магнитных пускателей и трех кнопок (две из которых имеют контакты с механической связью)

Схема показана на рисунке.

Три наиболее популярные схемы управления асинхронным двигателем

Отличие этой схемы от предыдущей в том, что в цепи каждого пускателя кроме общей кнопки SB1 «Стоп»включены по 2 контакта кнопок SB2 и SB 3, причем в цепи КМ1 кнопка SB2 имеет нормально-открытый контакт (замыкающий), а SB 3 — нормально-закрытый (размыкающий) контакт, в цепи КМ3 — кнопка SB2 имеет нормально-закрытый контакт (размыкающий), а SB 3 — нормально-открытый. При нажатии каждой из кнопок цепь одного из пускателей замыкается, а цепь другого одновременно при этом размыкается.

Такое использование кнопок позволяет отказаться от использования дополнительных контактов для защиты от одновременного включения двух пускателей (такой режим при этой схеме невозможен) и дает возможность выполнять реверс без промежуточного нажатия на кнопку «Стоп», что очень удобно. Кнопка «Стоп» нужна для окончательной остановки двигателя.

Приведенные в статье схемы являются упрощенными. В них отсутствуют аппараты защиты (автоматические выключатели, тепловые реле), элементы сигнализации. Такие схемы также часто дополняются различными контактами реле, выключателей, переключателей и датчиков. Также возможно питание катушки электромагнитного пускателя напряжение 380 В. В этом случае он подключается от двух любых фаз, например, от А и B . Возможно использование понижающего трансформатора для понижения напряжения в схеме управления. В этом случае используются электромагнитные пускатели с катушками на напряжение 110, 48, 36 или 24 В.

Читайте также: Мотор заднего стеклоочистителя калина универсал артикул

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Видео:Асинхронные и Синхронные двигатели и генераторы. Мощный #энерголикбез ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙСкачать

Асинхронные и Синхронные двигатели и генераторы. Мощный #энерголикбез ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Управление ТРЕМЯ нагрузками всего одной кнопкой. Простая схема и удивительная самоделка.

Схемы управления нагрузкой с помощью одной только кнопки

весьма популярны. Их делают и по традиционным лекалам и по современным технологиям, благо подсказок и пояснений в сети полно.
Вот к примеру Схема управляющая с помощью одной кнопки мощным тиристором всего на одной микросхеме и симисторной оптопаре

Если вас пугают микросхемы, то пожалуйте к традиционным транзисторам. Таких схем в сети пруд пруди и показывать и рассказывать о них можно бесконечно долго.

Приведу примеры; вот схема весьма далекая от не то что совершенства, а и даже от рабочего состояния, но все таки она есть

Критику к этой схеме пусть Откритикуют профессионалы, а мы рассмотрим схему на обычных транзисторах выполняющую ту же функцию

На сколько хорошо и долго такая схема будет удерживать в открытом состоянии мощный ключ у меня уверенности нет, всё таки не зря были придуманы простейшие схемы триггеров перекидывающие свои значения на выходе по нажатию одной кнопки.

Проще воспользоваться старым решением надежным и практичным

Такая схема и проста и лаконично и надежна. И кроме того прекрасно работает с логикой (военной) и не требует силовых ключей на выходе в большинстве случаев.

Искать разнополярные транзисторы, как полевые так и биполярные дело не более сложное чем найти реле.

По компактности и надежности РПС превосходят транзисторные аналоги, ну , а если говорить о миниатюризации, то давайте помнить о том, что транзисторы да и тиристоры при питании постоянным током потребуют радиаторов ибо боятся они перегрева.

ЗАЧЕМ ИЗГОТАВЛИВАТЬ ТАКИЕ СХЕМЫ НА ТРАНЗИСТОРАХ И МИКРОСХЕМАХ ?

Думается мне, что огород весь этот посажен за ради творчества, а иначе то зачем делать так сложно и косо ? А уж мы о творчестве заговорили , то и свою лепеху в эту кучку я хочу внести.

Почитывая и обсуждая никому не нужные и давно известные старые и новые схемы, хочется простоты, лаконичности и эффективности.
Вот и приходится вспоминать давно забытое старое и в основном Советское наследие — те же кнопки, что Америги с Веспучи так лихо скупали у нас в невообразимом количестве.
Удивительный факт из личной жизни — в Канаде рассматривая настенный светильник с надписью Made in USA , обнаружил я кнопочный выключатель до боли знакомых очертаний и не удержался — вскрыл и улыбнулся. Штатная (на замена) кнопка на нижней кромке имела надпись Ленинградского завода (не помню чьего имени).

К чему присказка про кнопку была ?

Да всё к тому, что все эти красиво нарисованные и описанные схемы управляют ВСЕГО ОДНОЙ НАГРУЗКОЙ ! А русский парень из деревни ( это типа я ) взял одну кнопку , припаял к ней три диода и резистор и, весело так , светодиодиками поочередно замигал ?

Надеюсь как она работает и зачем ей этой кнопке «резистор смещения» Вы мои уважаемые Читатели и вами знаете. Так что сопли жевать и описывать все четыре устойчивых состояния это замечательной конструкции мы не будем — она и так прекрасно работает.

П.С. Рожденные в СССР гордятся тем что 45 лет назад Советские Роботы опустились на Венеру и сделали умопомрачительно «селфи» для всего человечества!

Читайте также: Моторное масло tohatsu 2т для лодочных моторов

П.П.С Если вам статья ну уж очень не понравилась — Жалуйтесь и Обижайтесь, а ежели наоборот — Радуйтесь и Расслабляйтесь!

Видео:Управление асинхронным двигателемСкачать

Управление асинхронным двигателем

САМАЯ ПРОСТАЯ СХЕМА Включения / Выключения одной Нефиксируемой кнопкой любой нагрузки

Это просто парадокс и загадка, почему самые простые и надежные схемы замалчиваются и скрываются, а сложные и ненадежные решения массово внедряются в головы зрителей и читателей.

Выключатор на одной не фиксируемой кнопке можно создавать долго и нудно, можно простенько на релюшечке, а можно и еще проще всего на одной даталюхе с тремя ногами.

НАЧНЕМ ПО ПОРЯДКУ

Просто и надежно без были и дребезга можно включать и выключать нагрузку с помощью всего одной не фиксируемой кнопки по разному.
Если простые и «тупые» однокнопочные схемы вам порядком поднадоели, предложу «простецкое решение» с использованием микроконтроллеров и программ

Автор данного решения не особо позаботился о токах питания транзистора управляющего реле, но не забыл воткнуть диод параллельно обмотке «для защиты от индукции!». Вот только защита хреновая получится без резистора гасящего импульс тока (классика учебников схемотехники).

Ну так ладно оставим процессоры и контроллеры в покое и побалуемся чипами типа NE555 с транзисторами.

Тута конечно все просто — Мощный полевик под управлением таймера 555 в каскодной цепи с Мощным биполярным транзистором.
Забавно — нафига ставить два транзистора там где одному мало места ?
В добавок эта схема перестает быть универсальной и работает только в небольшом диапазоне постоянных напряжений.

ДОЛОЙ МИКРОСХЕМЫ ! ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОЩЕ !

Давайте взглянем «в глаза» схемам однотипным и часто перерисовываемым из листочка описания всего одного чипа (двойной полевик) используемого в схемотехнике

Если вас смущают такие триоды с инверсией — покажу проще

Именно эту схему вы чаще всего встретите в «листочке ****» — листе описания полупроводникового прибора IRF7319

УЧТИТЕ! Эта схема не годится ни для емкостных ни для индуктивных нагрузок ! Автор срисования просто не учел, что силовой полевик в этой схеме просто не станет включаться и выключаться без активной нагрузки (хотя бы резистор на выходе).

Катим дальше! Что есть у нас в запасе простецкого .

А може по проще можно ? К примеру вот на тиристоре .

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🔍 Видео

    Регулировка оборотов асинхронного двигателяСкачать

    Регулировка оборотов асинхронного двигателя

    Этому не учат, а стоило бы. Чем отличается звезда от треугольника? #звезда #треугольник #двигательСкачать

    Этому не учат, а стоило бы. Чем отличается звезда от треугольника? #звезда #треугольник #двигатель

    Схема управления двигателем с двух и трех местСкачать

    Схема управления двигателем с двух и трех мест

    Пуск электродвигателя, без пускового тока, звезда, треугольник, схема запуска, видео, энергомагСкачать

    Пуск электродвигателя, без пускового тока, звезда, треугольник, схема запуска, видео, энергомаг

    Запуск двигателя по схеме "ЗВЕЗДА/ТРЕУГОЛЬНИК"Скачать

    Запуск двигателя по схеме "ЗВЕЗДА/ТРЕУГОЛЬНИК"

    Как трехфазный асинхронный двигатель работает на одной фазе? #энерголикбезСкачать

    Как трехфазный асинхронный двигатель работает на одной фазе?   #энерголикбез

    Синхронный и асинхронный двигатели. Отличия двигателейСкачать

    Синхронный и асинхронный двигатели. Отличия двигателей

    Описание схемы переключения электродвигателя со звезды на треугольник.Скачать

    Описание схемы переключения электродвигателя со звезды на треугольник.

    Как просто ограничить обороты вытяжки с асинхронным двигателемСкачать

    Как просто ограничить обороты вытяжки с асинхронным двигателем

    Пуск асинхронного двигателя. Прямой пуск, звезда/треугольник, УПП, ПЧ. В чем разница?Скачать

    Пуск асинхронного двигателя. Прямой пуск, звезда/треугольник, УПП, ПЧ. В чем разница?

    Электродвигатель двухскоростной с пультом управления 1,0 кВт 690 об/мин и 1,3 кВт 940 об/минСкачать

    Электродвигатель двухскоростной с пультом управления 1,0 кВт 690 об/мин и 1,3 кВт 940 об/мин

    #001."Звезда" или "Треугольник"?Скачать

    #001."Звезда" или "Треугольник"?

    2 х скоростой электродвигатель варианты подключения.Скачать

    2 х скоростой электродвигатель варианты подключения.

    Двухскоростной электродвигатель, подключение.Скачать

    Двухскоростной электродвигатель, подключение.

    ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВУХСКОРОСТНЫХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРО ДВИГАТЛЕЙСкачать

    ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВУХСКОРОСТНЫХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРО ДВИГАТЛЕЙ

    Частотник может сделать из одной фазы 220 три фазы 380? Тайна раскрыта в этом #энерголикбезСкачать

    Частотник может сделать из одной фазы 220 три фазы 380? Тайна раскрыта в этом  #энерголикбез

    Динамическое торможение. Как мгновенно остановить асинхронный двигатель?Скачать

    Динамическое торможение. Как мгновенно остановить асинхронный двигатель?
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток