Очень хорошо, когда гидрооткидка подвесного мотора дополнена соответствующим указателем на приборной панели лодки. И обидно, если его возможности не используются в полной мере — часто бывает, что стрелка перемещается в ограниченном диапазоне, останавливаясь при полностью опущенном моторе не в крайнем левом (или нижнем) положении, а где-то посередине шкалы. Между тем в большинстве случаев указатель поддается регулировке и его можно настроить «под себя».
Конечно, угол откидки этот прибор показывает довольно условно, но его точности вполне хватает не только для повседневной эксплуатации — например, его активно используют спортсмены во время марафонской кольцевой гонки «24 часа Санкт-Петербурга», в ходе которой кнопки триммера являются едва ли не более важным органом управления, чем рукоятка дросселя.
Устроен он довольно просто: датчик, укрепленный на неподвижной части подвески мотора, представляет собой обыкновенный реостат или потенциометр, а стрелочный указатель — это оформленный соответствующим образом амперметр или вольтметр. В общем, принцип примерно тот же, что у автомобильного или лодочного индикатора уровня топлива. Валик, посредством которого ползунок перемещается по сопротивлению, тем или иным образом связан с «ногой» мотора. На большей части импортных подвесников средней мощности датчик установлен внутри кронштейна, которым мотор крепится к лодке, а его подпружиненный «флажок» упирается в подвижную деталь подвески, поворачивая при ее откидке валик реостата (рис. 1).
Большинство указателей рассчитано только на диапазон «trim», позволяющий точно настроить угол откидки на ходу и, соответственно, ходовой дифферент. Для режима «tilt», в котором мотор полностью поднимается из воды, шкалы уже не хватает, но угол наклона мотора в этом случае нас особо не интересует.
В идеале требуется, чтобы при максимально поджатом к транцу дейдвуде мотора стрелка располагалась у крайнего левого (или, в зависимости от исполнения прибора, крайнего нижнего) положения шкалы. Именно так в большинстве случаев указатель настраивается заводом-изготовителем, но при этом не учитывается такой важный показатель, как положение транца, имеющего тот или иной обратный наклон — характеристика, заложенная производителем лодки, а не мотора.
При значительной величине обратного наклона нередко возникает необходимость принудительно ограничивать излишнее «занутрение» мотора, вызывающее рыскливость, ходовой крен и прочие неприятные явления — как правило, в подвеске большинства моторов мощностью до 100 л.с. для этого предусмотрен переставляемый упор. В результате датчику «кажется», что мотор откинут, хотя реально он поджат (рис 2). Стрелка перемещается к середине шкалы, но главное неудобство все же в том, что задолго до того, как мотор окажется в самом важном для водителя положении — откинутом для достижения максимальной скорости или преодоления мелководья — стрелка упирается в крайнее «верхнее» положение циферблата и, собственно, ничего не показывает.
Сам стрелочный прибор никак не регулируется, и настроить указатель можно только за счет датчика. На моторах некоторых фирм-производителей (в частности, «Mercury» и «Yamaha») такая возможность заранее предусмотрена.
Регулировка указателя осуществляется за счет разворота в ту или иную сторону корпуса датчика, крепежные отверстия которого имеют овальную форму. С первого раза угадать оптимальное положение, наверное, не удастся — подобраться к датчику можно лишь при полностью откинутом моторе. Придется действовать методом проб и ошибок: понемногу сдвигать его в ту или иную сторону и контр олировать положение стр елки, вновь опуская мотор. Если вы просто хотите поставить стрелку на «ноль» при полностью поджатом дейдвуде, это можно сделать и на берегу, но когда требуется, чтобы она указывала точно на какое-то из промежуточных делений циферблата в «скоростном» или «мелководном» режимах, без воды не обойтись, а выставлять мотор в нужное положение во время регулировки придется, например, при помощи линейки (рис. 3).
Кстати, имейте в виду, что показания прибора не должны быть догмой — при другой нагрузке или ином распределении груза в лодке выбранный угол триммирования может оказаться далеко не оптимальным. Подбирая положение стрелки для «мелководного» режима (мотор максимально откинут, но продолжает забирать воду для системы охлаждения), оставляйте солидный запас, поскольку перераспределение нагрузки способно поднять мотор из воды.
Все «Mercury» с гидрооткидкой оснащены практически одинаковыми датчиками, установленными внутри крепежного кронштейна (рис. 4). Единственное различие в том, что выпускаются они в двух «зеркальных» вариантах — «правом» и «левом» с разным направлением вращения валика, так что если вы приобретаете датчик отдельно, обязательно уточните, какой именно вариант исполнения требуется для вашего мотора. Если вместо аналогового (стрелочного) прибора используется многофункциональная цифровая система «SmartCraft», датчик заменяется на другой, имеющий те же посадочные места и тоже регулирующийся (рис. 5). Кстати, эта система позволяет настроить вид заменяющего стрелку контрольного «столбика» программными средствами, а также вывести его не только на основной экран, но и на дополнительный жидкокристаллический дисплей стрелочного тахометра (рис. 6).
Читайте также: Лодочный мотор сузуки 150 или ямаха 150
«Mercury» использует аналоговые индикаторы одного типа, которые подходят как к двухтактным, так и к четырехтактным моторам всех годов выпуска независимо от того, какой датчик используется — «правый» или «левый». Отличаться они могут лишь внешним оформлением, что и отражает разница каталожных номеров.
Датчики моторов «Yamaha» средней мощности тоже установлены внутри крепежного кронштейна и имеют овальные крепежные отверстия. В отличие от «Mercury», валик реостата или потенциометра поворачивается посредством надетого на него «флажка» — такая система наиболее распространена на моторах прочих марок, например, «Suzuki» или «Honda» (рис. 1). Имейте в виду, что начиная с 2001 г. датчик и, соответственно, стрелочный указатель были изменены. Отличить их довольно просто — новый датчик подключается двумя проводами, а старый тремя. Кроме того, новый стрелочный индикатор имеет меньшую длину корпуса (рис. 7). Цифровой же индикатор с жидкокристаллическим дисплеем, совмещенный с тахометром или спидометром (рис. 8), подходит к обоим типам датчиков — в его задней части имеются микропереключатели, которые нужно выставить в соответствии с инструкцией.
Что же касается мощных моторов «Yamaha», то регулировать указатель триммера на них проще всего — датчик установлен непосредственно на оси откидки, и подобраться к нему можно при опущенном моторе непосредственно из кокпита. Достаточно ослабить винт крепежного хомута, подобрать необходимое положение стрелки при том или ином наклоне мотора, поворачивая датчик, и вновь затянуть крепление (рис. 9).
- Кое-что полезное о дифференте судна и опции TRIM
- Как настроить предельный угол опускания мотора Suzuki DF70ATL
- контроль трима мотора
- #1 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ
- #2 CARS
- #3 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ
- #4 sergic62
- #5 CARS
- #6 Yura62
- #7 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ
- #8 sergic62
- #9 CARS
- #10 CARS
- #11 Savage
- #12 sergic62
- #13 CARS
- #14 CARS
- #15 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ
- #16 CARS
- #17 sergic62
- #18 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ
- Ответить
- Количество пользователей, читающих эту тему: 0
- 📽️ Видео
Видео:Установка датчика трима на Салют 430 про. Транец выносной Sea-Pro. Мотор Suzuki DT-30/Скачать
Кое-что полезное о дифференте судна и опции TRIM
Дифферент — наклон судна в продольной плоскости, одна из важнейших характеристик, определяющая характер движения лодки, риба или катера.
Угол дифферента подвесного/кормового привода – угол между дном лодки и валом гребного винта. При этом считается, что положение гребного вала в целом довольно точно определяет направление движущей силы.
Стоит учитывать: угол дифферента (т.е., условно, направление движущей силы) значительно влияет на угол скольжения судна и, следовательно, на максимальную скорость, манёвренность и даже расход топлива.
Для наибольшего ускорения в момент старта и минимизации времени выхода в глиссирование двигатель должен быть вплотную поджат к транцу. Когда шкипер даёт сильный газ, часть движущей силы винта приподнимет корму, нос опускается и лодка выталкивается в «глисс».
При попытке выйти на глиссирование с поднятым мотором, нос судна, скорее всего, задерётся вверх, что, согласитесь, может круто смотреться на фото, но вряд ли создаст комфортные условия в кокпите. Также возрастёт нагрузка на двигатель, прямым следствием чего станет перерасход топлива.
Для примера: в крейсерском режиме вал располагается параллельно поверхности воды, это положение считается нейтральным или нулевым углом дифферента. Вся движущая сила винта направлена на продвижение лодки вперёд:
Нажатие нижней кнопки TRIM на ПЛМ смещает редуктор ближе к транцу, задавая отрицательный угол. В таком положении гребной вал направлен вниз, часть движущей силы винта как бы приподнимает корму лодки. Нос, соответственно, опускается.
Нажатие верхней кнопки TRIM, наоборот, отклоняет редуктор от транца. После прохождения «нуля» гребной вал отклоняется вверх. В этой позиции часть движущей силы опускает корму вниз, поднимая таким образом нос:
Наиболее часто встречающиеся ошибки триммирования ПЛМ:
1) Если в режиме глиссирования угол дифферента будет отрицательным, нос лодки опустится и увеличится площадь смачивания днища. Максимальная скорость заметно снизится, увеличится расход топлива, может возникнуть занос, будет сложнее вращать руль.
2) Если же мотор слишком сильно отклонен от транца, может возникнуть подхват воздуха винтом. Скорость лодки снизится при любых оборотах. В этом случае нужно уменьшить угол дифферента кнопкой «вниз», чтобы заглубить винт.
Читайте также: Окучник с мотором от дружбы
3) Эффект «дельфинирования» — нос лодки скачет вверх-вниз — часто возникает из-за слишком большого угла дифферента. Соответственно, угол нужно выровнять. Также будет полезно проверить — равномерно ли распределены вещи в кокпите лодки. Грамотная «перевесовка» может существенно поправить устойчивость вашего судна.
Видео:Прогресс 2 / Датчик трима / SEA PRO LP01Скачать
Как настроить предельный угол опускания мотора Suzuki DF70ATL
Доброго времени суток! Я приобрел новый мотор Suzuki DF70ATL. Все хорошо, все устраивает, но не работает датчик трима (подъема мотора). При включении зажигания стрелка уходит вверх. У меня не первый мотор, я имею представление, как подключать кабеля к датчикам. Да и перепутать там не возможно. Может быть, под колпаком на самом моторе что-то нужно переподключить в другой разъем?
Специалист Suzuki
Возможно, необходимо настроить предельный угол опускания мотора (убедитесь, что в опущенном положении мотор полностью прижат к струбцине без каких либо зазоров).
Предельный угол откидки и предельный угол опускания настраивается на Вашем моторе при помощи выполнения определенного алгоритма действий.
Подробное описание Вы можете найти в инструкции по эксплуатации мотора Suzuki DF70ATL.
Также, возможно, при монтаже или перевозке был смещен рычаг датчика трима. Он представляет собой черный флажок и расположен на оси струбцины двигателя (на фото).
При подъеме мотора этот флажок давит на подвижную часть датчика — это визуально хорошо контролируется. Также этот флажок можно демонтировать и проверить работу датчика вручную.
Для подключения аналогового трим-метра к моделям DF70A-DF90A 2009 модельного года требовался дополнительный блок-преобразователь с каталожным номером 34870-87L00-000 .
Код модели DF70A 2009 г. — 07002F (первая группа серийного номера). Использование преобразователя также необходимо, если на моторе по каким-либо причинам установлен электронный контрольный модуль от модели 2009 г.
Кроме того, данная неисправность может быть вызвана чисто механическими причинами: сам датчик не отрабатывает изменения положения мотора относительно транца.
Добрый день! Все так и есть. Подкрутил флажок и настроил предельный угол опускания мотора. Датчик начал показывать. Спасибо за техническую поддержку. Всего доброго!
Чтобы задать свой вопрос специалисту Suzuki, воспользуйтесь формой обратной связи.
Видео:Указатели трима KUSСкачать
контроль трима мотора
#1 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ
- Из: Липецк
- Судно: сарепта
#2 CARS
- Из: Москва
- Судно: Пластик
привет всем, хочу поставить на свой мерк дачик трима
Скажи а зачем он тьебе нужен? трим такой датчик что с приобретением опыта управления лодкой становится совершенно ненужным!
самый лучший датчик это положение носа по отношению к воде во время движения, к томуже по жпс всегда видиш наилучшее положение трима, в лучшем положении у тебя скорость к твоей средне максимальной добовляет 2-3 км/ч буквально по чуть чуть, как это замечаеш значит ты в идеале.
на счёт спидометра не знаю, он у меня только первый сезон и отработал, из за обрастания лодки канал забился и всё закончилось.
Поэтому скорость всегда контролирую по жпс.
Если есть желание что то поставить, поставь лучше транцевые плиты! лодку после этого не узнаеш!
#3 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ
- Из: Липецк
- Судно: сарепта
Скажи а зачем он тьебе нужен? трим такой датчик что с приобретением опыта управления лодкой становится совершенно ненужным!
самый лучший датчик это положение носа по отношению к воде во время движения, к томуже по жпс всегда видиш наилучшее положение трима, в лучшем положении у тебя скорость к твоей средне максимальной добовляет 2-3 км/ч буквально по чуть чуть, как это замечаеш значит ты в идеале.
на счёт спидометра не знаю, он у меня только первый сезон и отработал, из за обрастания лодки канал забился и всё закончилось.
Поэтому скорость всегда контролирую по жпс.
Если есть желание что то поставить, поставь лучше транцевые плиты! лодку после этого не узнаеш!
#4 sergic62
- Из: samara
- Судно: ВОЛЖАНКА 51
#5 CARS
- Из: Москва
- Судно: Пластик
Но плиты нужны регулируемые и с указателями положения, иначе толку мало или нет вообще
#6 Yura62
Читайте также: Мотор редуктор какие бывают
- Из: Russia
#7 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ
- Из: Липецк
- Судно: сарепта
Всё правильно, лучше жпс купи недорогой или эхолот+ жпс.
Плиты помогут при выходе на глис с большой нагрузкой, устранят крен, помогут при волне чтобы меньше долбило.
Удовольствие дорогое.
Но плиты нужны регулируемые и с указателями положения, иначе толку мало или нет вообще.
Это личный опыт.
А указатель трима это пустое.
#8 sergic62
- Из: samara
- Судно: ВОЛЖАНКА 51
Здесь с Вами не соглашусь! Индикатор плит тоже что и тример, Вы же видете на какой борт у Вас крен! исходя из этого работаете той плитой чтобы его устранить. Без индикатора плит понять на какую кнопку давить сложности возникать не должны по скольку всё реально очень просто!
#9 CARS
- Из: Москва
- Судно: Пластик
а про плиты не знаю, поплаваю сезон подумаю
Не поставиш плиты, готовся по осени идти к костоправу! позвоночник упадёт в трусы, правдо если в том месте где ты ходиш бывает волна больше 0,5м.
Но плиты вещь очень нужная! они не только выровнят лодку к бокой волне, но и в тиш устранят боковой крен, от не правильной распределения массы на лодке.
#10 CARS
- Из: Москва
- Судно: Пластик
А у Вас стоят рег. плиты?
Помимо крена надо знать как они стоят относительно днища.
Стоят, сам ставил. Американские фирма Беннет.
На счёт положения по отношению к днищу проблем никогда не возникает! я всегда изначально держу плиты в положении 0 (плита установлена в продолжении дна
лодки) если возникает крен (допустим на право) надо просто краткими нажатиями на кнопку правой плиты (плита при этом меняет угол по отношению к днищу лодки)
добиться положения корпуса лодки в горизонт! Правый борт из-за сопротивления оказываемого опускаемой правой плитой будет подят.
Поверьте сложностей здесь никаких нет! освоитесь в управлении плитами за час! в процесе хода лодки при изменении курса или пересадки пссажиров или перекладки
груза, изменении ветра, волны надо делать корекцию положения плит к корпусу, по скольку из-за этого будет возникать крен на бортах лодки
#11 Savage
- Из: Ленинград
в магазине комплект стоит 3 тыр, что по моему перебор для реостата и приборчика аналогичному жигулевским указателям топлива. может кто знает сопротивление самого датчика трима? а еще хочу поставить спидометр а от еще 3 тыр,
#12 sergic62
- Из: samara
- Судно: ВОЛЖАНКА 51
Стоят, сам ставил. Американские фирма Беннет.
На счёт положения по отношению к днищу проблем никогда не возникает! я всегда изначально держу плиты в положении 0
#13 CARS
- Из: Москва
- Судно: Пластик
А Вы как узнаёте что они в положении 0?? Бегаете назад и смотрите?
Достаточно посмотреть на нос лодки и так понятно как они стоят.
Если Вы в первое время крен не видите из-за отсутствия навыка, то можно нажимать на обе клавыши плит к подъёму к верху, после этой процедуры они у Вас в верху (положение «0») и Вы можите двигать их дальше как Вам надо!
#14 CARS
- Из: Москва
- Судно: Пластик
Сообщение отредактировал CARS: 20 января 2010 — 12:46
#15 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ
- Из: Липецк
- Судно: сарепта
#16 CARS
- Из: Москва
- Судно: Пластик
вы мне лучше скажите какое давление воды в спидометре при скорости порядка 60кмч? а то плиты , инцепторы. дорого пока, может в след сезон.
Воспльзуйтесь лучше советом в Сообщении #11
#17 sergic62
- Из: samara
- Судно: ВОЛЖАНКА 51
#18 РАЗРУШИТЕЛЬ ВИНТОВ
- Из: Липецк
- Судно: сарепта
Видео:Датчик тримма на новой Yamaha F50Скачать
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей Источник
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📽️ Видео
HIDEA F60 EFI. Добавляем датчик TRIMM / тримма в мотор. Как установить правильно.Скачать
Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать
Установка датчика трима на лодочный мотор своими руками.Скачать
Ограничитель угла подъема мотора YAMAHA (Tilt Limiter)Скачать
Трим-указатель для лодочного мотора, белый с серебристой окантовкой, 160-10 ОмСкачать
Электроподъём ( трим ) мотора Сеа Про.Скачать
Как правильно установить лодочный мотор по высоте?Скачать
Подключение тахометра KUS к лодочному моторуСкачать
Датчик положения двигателя на новой Yamaha 70Скачать
Почему транец лодки ПВХ вклеен под углом?Скачать
Установка датчика трима Suzuki DF30ATСкачать
Гидравлический подъемник CMC PT-35 для подвесных лодочных моторовСкачать
подключение датчика трима для хонды 90. к указателю трима.Скачать
⚙️🔩🔧Слабое место китайских лодочных моторовСкачать
Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотораСкачать
ЭЛЕКТРОПОДЪЁМНИК SEA-PRO ELP01 для ПЛМ. Моменты установки на РИБ. Смотреть обязательно!Скачать