Трос для дистанционного управления лодочным мотором своими руками

Полезность установки дистанционного управления на лодку давно ни у кого не вызывает сомнений, ведь использование такой системы значительно увеличивает удобство пользования водным транспортом и создает более безопасные условия их эксплуатации. На сегодняшний день очень много судового оборудования управляется с помощью дистанционного управления. Перед его установкой следует подробней ознакомится с данной системой.

Видео:🔨 Водник распил | Как устроен трос дистанционного управления лодочным мотором?Скачать

🔨 Водник распил | Как устроен трос дистанционного управления лодочным мотором?

Принцип действия и установка

Система дистанционного управления состоит из:

1) Рулевого дистанционного управления

Трос для дистанционного управления лодочным мотором своими руками

Дистанционное управление для лодочного мотора состоит из нескольких различных приспособлений: рулевого колеса, редуктора, рулевого троса и рулевой тяги. Эти элементы, с помощью закрепления между с собой, образуют систему управления.

При выборе рулевого дистанционного управления на лодку учитывайте, в первую очередь, мощность ее мотора. Грамотное сочетания мощности мотора и определенного вида редуктора дистанционного управления, предполагают лучшие результаты и обеспечивают наиболее эффективную эксплуатацию.

Одно-тросовая система дистанционного управления — в данное время наиболее распространённая система, устанавливается на импортных агрегатах. Управление осуществляется с помощью руля (штурвала), который установлен на валу рулевого редуктора. Вращательное движение штурвала через рулевой редуктор преобразуется в возвратно- поступательное движение рулевого троса, на конце которого крепится рулевой рычаг (он закреплен на специальную рейку в нижней части поддона лодочного мотора).

Трос для дистанционного управления лодочным мотором своими руками

Отличительная особенность в этой системе — принцип работы рулевого редуктора, это так называемая «зубчатая» передача. В данный редуктор заводится наконечник троса с зубцами, а оболочка прикручивается к корпусу редуктора, создавая упор. При повороте рулевого колеса трос выходит/заходит со второго отверстия в специальный защитный чехол, который обычно набивают смазкой. Полная перекладка руля, как правило, осуществляется за два с половиной оборота. Другой конец рулевого троса подсоединяется к двигателю. Рубашка троса снова служит упором, а сам трос толкает/тянет двигатель, поворачивая его вправо-влево с помощью штока и рулевой тяги, которая подсоединяется к опорной пластине. Упор для рубашки может быть осуществлен несколькими способами, в зависимости от типа лодки и модели двигателя — к струбцине мотора или к транцу. На рулевом рычаге имеется рулевая тяга, благодаря ей можно менять угол приложения усилия при повороте и откидывать двигатель. Рулевой рычаг и опорная пластина под него устанавливается индивидуально для каждого мотора, это исключает все помехи при ходе штока и обеспечить максимальный угол поворота мотора.

2) Дистанционного управления реверсом и дроссельной заслонкой.

Трос для дистанционного управления лодочным мотором своими руками

Для дистанционного управления переключением передач и дроссельной заслонки лодочного мотора необходимо дополнительно прокладывать в лодке два троса газ реверс, один из которых управляет дроссельной заслонкой, а второй служит для переключения передач редуктора двигателя. Управление осуществляется с помощью специальных пультов или, как их называют по-другому, коммандеров и машинок газ реверс. Наиболее удобная и отлаженная машинка газ-реверс — это та, которая приобретается вместе с мотором (фирменная).

Видео:Фиксаторы троса дистанционного управления С2, С8Скачать

Фиксаторы троса дистанционного управления С2, С8

Выбор рулевого лодочного троса

Трос для дистанционного управления лодочным мотором своими руками

Первое при выборе троса – правильно рассчитать его длину. Для самостоятельного расчета длины нужно сложить следующие параметры: длину расстояния от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину вдоль борта лодки и половину ширины транца. Положить рулевой трос можно по любому борту, правому или левому. Изгиб, равный 90 градусам, предполагает вычитание 10 см. Получился определенный результат, к которому добавим еще плюс 30 см, если трос крепиться непосредственно к двигателю. Обычно длину троса дистанционного управления указывают в футах, для этого полученный результат измерений умножаем на 3,28. Результат может быть не целым числом, в таком случае просто округляем полученный результат. В итоге получился примерный показатель длины троса.

Читайте также: Регулятор оборотов для мотора 775

После расчета длины троса, нужно определить подходящую категорию троса, это:

  1. тросы M-58, предназначены для использования в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 55 л.с. (для судов, которые не глиссируют) и мощностью до 30 л.с. (для глиссирующих судов)
  2. тросы Big-T и M-66, подходят для эксплуатации в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 300 л.с.

Рулевые тросы класса М-58 и Big-T стыкуются с рулевыми редукторами с помощью резьбового соединения. Тросы класса М-66 стыкуются с помощью механизма стопор-паз, оно менее надежно при избыточных нагрузках, но благодаря ему расширяется выбор рулевых редукторов.

Видео:Трос газ - реверс в лодку, встала ДИЛЕММА!!!Скачать

Трос газ - реверс в лодку, встала ДИЛЕММА!!!

Выбор троса для газа и реверса

Трос для дистанционного управления лодочным мотором своими руками

Для начала нужно определить удобное место установки пульта дистанционного управления так, чтобы движению рукоятей и рычагов ничто не мешало. Далее замерить расстояние от пульта управления до транца. Расстояние от борта до середины транца (для одномоторной установки) или расстояние от борта до продольной оси мотора каждого мотора (для лодок с двумя моторами). К сумме этих длин прибавить 90 см. на петлю, чтобы при повороте мотора троса не имели критических перегибов (кроме лодок со стационарным мотором петля, поскольку у них мотор не подвижен). Для определения длины в футах полученный результат измерений умножаем на 3,28. Полученное значение округляем в большую сторону и получаем необходимую длину троса.

Помните, что разные модели тросов подходят не на все моторы. Так, например, трос управления «F03», «С2» предназначен для моторов компании Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, а трос управления «F05», «С5» и «С16» подходит для моторов Mercury и Mariner. Так же выбор троса газа/реверса зависит от мощности мотора, года выпуска и других параметров. Чтобы подобрать подходящий трос без ошибок, лучше всего проконсультироваться у продавцов в нашем магазине.

Видео:Установка РУЛЕВОГО ТРОСА в рулевой редуктор и разбираемся , какая ПОЛЕЗНАЯ длина самого Рул. ТросаСкачать

Установка РУЛЕВОГО ТРОСА в рулевой редуктор  и разбираемся , какая ПОЛЕЗНАЯ длина  самого Рул. Троса

Самодельное дистанционное управление лодочным мотором

Простой однорукояточный привод дистанционного управления

Системы дистанционного управления лодочными моторами обычно довольно сложны конструктивно и потому изготовление их отнимает много времени. Управление производится, как правило, двумя рукоятками («газ» и «реверс»), что затрудняет управление лодкой, особенно при буксировке лыжника. Варианты с однорукояточным приводом, описанные в статьях Л. П. Зимакова в № 15 и 33 сборника «Катера и яхты», предусматривают необходимость сложных переделок в самом моторе.

При разработке предлагаемого варианта самодельного дистанционного управления лодочным мотором я задался целью, с одной стороны, максимально упростить процесс управления лодкой, а с другой — свести к минимуму необходимые доработки в моторе и обеспечить возможность изготовления системы в домашних условиях (одновременно с необходимыми блокировками, гарантирующими, например, невозможность полного открытия дросселя при выключенном реверсе).

Система дистанционного управления выполнена однотросовой, поэтому пришлось установить возвратные пружины для обеспечения «сброса» газа и выключения муфты редуктора. Наличие пружин значительно упрощает привод, но, безусловно, снижает его надежность, в связи с чем необходимо вынести кнопку «стоп» на пульт управления.

Читайте также: Мотор редуктор с тормозом 12в

Зная по опыту долголетней эксплуатации «Вихря» на сравнительно легкой (120 кг) лодке, что включение заднего хода требуется чрезвычайно редко, я отказался от выноса включения реверса на пульт управления. Это также упростило конструкцию привода. При необходимости задний ход включается непосредственно рукояткой реверса на моторе.

Таким образом, привод обеспечивает включение переднего хода и нейтрали и управление газом, причем все эти операции производятся одной рукояткой.

Доработка мотора (в данном случае «Вихря») заключается в следующем.

Для управления дроссельной заслонкой карбюратора на вертикальном валике привода необходимо установить рычаг 60 мм с зажимом для тросика на конце.

Оболочка троса закрепляется стальным или латунным хомутиком к приливу поддона мотора в существующее отверстие.

На поддон устанавливается упор из дюралюминия или стали толщиной 3-4 мм так, чтобы ползун переключения реверса упирался в него передней частью в положении «нейтраль». Этот упор нужно сделать откидывающимся для возможности включения заднего хода.

В отверстии для крепления горизонтальной тяги реверса закрепляется конец пружины; второй ее конец крепится в отверстии передней части поддона. Пружина должна прижимать ползун к упору с усилием 3-5 кг и развивать усилие 10 кг при полностью включенном переднем ходе (крайнее заднее положение ползуна).

Боуденовская оболочка крепится в поддоне. Трос протягивается через блочок, расположенный на задней части поддона, и крепится к ползуну реверса с помощью вилки из листовой стали и короткого пальца, входящего в горизонтальную часть прорези ползуна.

Подготовка моторов других марок совершенно аналогична, кроме переключения реверса. На «Нептуне», «Москве», «Ветерке» и т. п. передний ход включается движением рычага вперед и поэтому ролика на тросе, изменяющего направление движения, не требуется.

Собственно привод дистанционного управления чрезвычайно прост по конструкции и в изготовлении.

Видео:рулевой трос для катера своими рукамиСкачать

рулевой трос для катера своими руками

Рис. 1. Общий вид дистанционного управления

Трос для дистанционного управления лодочным мотором своими руками

увеличить, 682х1198, 95,6 КБ
1 — щека передняя; 2 — щека задняя; 3 — серьга; 4 — упор оболочки троса
переключения реверса; 5 — упор оболочки троса газа; 6 — тяга троса
переключения реверса; 7 — втулка; 8 — шайба; 5 — распорная втулка;
10 — палец переключения реверса; 11 — ручка; 12 — рычаг; 13 — шайба;
14 — палец газа; 15 — шайба текстолитовая; 16 — пружина; 17 — тяга троса газа.

Открытый коробчатый корпус (рис. 1) состоит из двух щек (1 и 2) с фигурными вырезами, соединенных при помощи втулок 9 винтами М4. Через фигурные вырезы в щеках пропущены пальцы 10 и 14, на концах которых закреплены винтами серьга 3 с одной стороны и рычаг 12 — с другой. К концу пальца 14 крепится трос газа, а к концу пальца 10 при помощи тяг 17 и 6 — трос реверса. На рычаге 12 крепится ручка, например от тяги реверса моторов «Вихрь» или «Нептун».

Чтобы трос газа не отходил назад, на пальце 14 между щетками помещается фрикционное устройство, состоящее из двух текстолитовых шайб 15 и пружины 16. Жесткость пружины 16 подбирается таким образом, чтобы возвратная пружина газа, установленная на моторе, не могла бы сдвинуть рукоятку привода, стоящую в положении «полный газ». Пружина имеет 12 витков намотанных с шагом 3 мм из проволоки ОВС Ø1,2.

Читайте также: Контрактный мотор с коробкой автомат

На одной из щек крепятся поворотные упоры 4 и 5 оболочек троса реверса и газа. Узлы для регулировки слабины оболочки можно установить на любом конце — либо в поддоне, либо на упоре в приводе.

Видео:Машинка дистанционного управления для лодочного мотораСкачать

Машинка дистанционного управления для лодочного мотора

Рис. 2. Детали самодельного дистанционного управления

Трос для дистанционного управления лодочным мотором своими руками

увеличить, 1280х2244, 300 КБ
1 — щека передняя и задняя (пунктир), дюралюминий δ=4; 2 — серьга, дюралюминий δ=4;
3 — упор оболочки троса, сталь или латунь, 2 шт.; 4 — тяга троса, сталь или латунь, 2 шт.;
5 — втулка, латунь; 6 — шайба, латунь; 7 — распорная втулка, дюралюминий или латунь, 4 шт.;
8 — палец переключения реверса, латунь; 9 — палец газа, латунь; 10 — рычаг, дюралюминий δ=4;
11 — шайба, латунь, 4 шт.; 12 — шайба, текстолит, 2 шт.

Фигурные пазы должны быть изготовлены одновременно в обеих щеках. Для этого вырезанные заготовки скрепляются винтами, пропущенными через отверстия Ø4,2 по углам.

Лучше всего при обработке пазов придерживаться следующей технологии. Вначале просверлите отверстия Ø6 в щеках с координатами 30—30 и нижних концах рычага и серьги. Затем скрепите серьгу и рычаг со щекой болтом М6, так чтобы стороны рычага и серьги были параллельны короткой стороне щеки, и высверлите отверстие во всех этих деталях с координатами 30—70.

Теперь нужно снять серьгу и, пользуясь рычагом как кондуктором, засверлить два оставшихся отверстия в щеках. Затем, сняв рычаг, можно увеличить отверстия в щеках до Ø8,2 и прорезать пазы либо пальцевой фрезой на фрезерном станке, либо выпиливая лобзиком после засверливания отверстий.

Разъединив щеки, тщательно зачистите внутренние поверхности пазов, притупите острые углы и кромки. Ширина паза 8,2 не является точной величиной. Паз может быть и пошире; главное — чтобы пальцы 10 и 14 (рис. 1) после сборки перемещались по пазам без заеданий.

Рис. 3. Схема работы дистанционного управления

Трос для дистанционного управления лодочным мотором своими руками

А — ось пальца газа; Б — ось пальца переключения реверса.

Смазав все детали маслом, собирайте привод. Работает он следующим образом (рис. 3). В начальном положении (рукоятка вертикально вверх) заведенный мотор работает на холостом ходу на минимальных оборотах. Отклонив рукоятку на себя до упора, можно увеличить число оборотов или, не включая реверса, приоткрыть заслонку карбюратора для запуска мотора. При повороте рукоятки вперед рычаг вращается вокруг оси А и перемещает ползун реверса в положение «передний ход». Самопроизвольное выключение муфты невозможно, так как в крайнем положении ось пальца 10 (см. рис. 1) оказывается ниже оси А, и пружина возврата ползуна на моторе «запирает» рукоятку.

При дальнейшем движении рукоятки рычаг поворачивается уже вокруг оси Б. При этом перемещается трос газа. Фрикцион, шайбы которого прижаты к внутренней поверхности щек, препятствует самопроизвольному возвращению рычага. При возврате рукоятки в исходное положение последовательно убавляется газ и выключается муфта.

Привод устанавливается на левом комингсе кокпита лодки около места водителя.

Самодельное дистанционное управление лодочным мотором оказалось достаточно надежным и удобным в работе. Четкое включение мотора происходит «автоматически» независимо от квалификации водителя.

В. А. Щеголев, «Катера и яхты», 1973 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    💡 Видео

    Дистанционное управление ПЛМ своими рукамиСкачать

    Дистанционное управление ПЛМ своими руками

    Дистанционное управление лодочным мотором своими рукамиСкачать

    Дистанционное управление лодочным мотором своими руками

    Дистанция Yamaha Ямаха 9.9-15 л.с.Скачать

    Дистанция Yamaha Ямаха 9.9-15 л.с.

    🚤 Как выбрать длину тросов дистанционного управления для моторной лодкиСкачать

    🚤 Как выбрать длину тросов дистанционного управления для моторной лодки

    🚤 Как подобрать длину рулевого троса для лодочного мотораСкачать

    🚤 Как подобрать длину рулевого троса для лодочного мотора

    ⛵ Штуртросовая рулевая машинка OsculatiСкачать

    ⛵ Штуртросовая рулевая машинка Osculati

    Самодельный механизм поворота лодочного мотораСкачать

    Самодельный механизм поворота лодочного мотора

    Дистанционное включение передачи на ПЛМ одним тросом! своими руками.Скачать

    Дистанционное включение передачи на ПЛМ одним тросом! своими руками.

    Самодельная дистанция из тормозных мотоциклетных тросовСкачать

    Самодельная дистанция из тормозных мотоциклетных тросов

    защитная гофра рулевого троса лодочного мотора. идея хорошая но безтолковая.Скачать

    защитная гофра рулевого троса лодочного мотора. идея хорошая но безтолковая.

    Дистанция газ реверс " РЫБКА" за 250 рублей !!!Скачать

    Дистанция газ реверс " РЫБКА"  за 250 рублей !!!

    Комплекты SteerFlex Рулевой трос + рулевой редукторСкачать

    Комплекты SteerFlex Рулевой трос + рулевой редуктор

    РОЯЛ АВТО ПОЛЕЗНОЕ: Как подобрать длину рулевого троса для лодочного мотора на примере троса М66Скачать

    РОЯЛ АВТО ПОЛЕЗНОЕ: Как подобрать длину рулевого троса для лодочного мотора на примере троса М66

    Регулируемая тяга для управления подвесным лодочным моторомСкачать

    Регулируемая тяга для управления подвесным лодочным мотором
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток