Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Помогите подобрать рулевое управление для лодки (катера). Мы очень часто слышим такую просьбу о помощи. Поэтому мы хотим написать небольшую шпаргалку, чтобы облегчить ваш подбор. Рулевое управление, состоит из двух комплектов. Первое, это управление двигателем, это контроллер (машинка) и троса газ-реверс. Обычно не идут, как с двигателем, так и с лодкой. Тут все просто, производители мотора не знают длину судна, а производители лодок, не знают марку мотора (пример: троса «ямахи» и «меркури» разные). Второе, это управление лодкой, т. е. управление поворотом двигателя. Состоит из штурвала (рулевое колесо), рулевого троса (боудена) и рулевой тяги. Очень часто такой комплект идет уже в базовой комплектации лодки.
- 1. Управление двигателем
- Марка тросов газ-реверс
- Выбор длины тросов газ-реверс
- 2. Управление лодкой, т. е. управление поворотом двигателя
- Марка рулевого троса
- Расчет длины рулевого троса
- Системы дистанционного управления лодочным мотором
- Разновидности и принцип работы
- Механическое ДУ
- Гидравлическая система ДУ
- Электрогидравлическое ДУ
- Как правильно выбрать дистанционное управление лодочным мотором
- Видео о выборе длины тросов ДУ
- Как установить систему дистанционного управления мотором
- Видел об установке ДУ на лодочный мотор
- Популярные модели и стоимость
- 🎬 Видео
Видео:⛵ Штуртросовая рулевая машинка OsculatiСкачать
1. Управление двигателем
Контроллер или машинка газ-реверс. Как правило, это блок, управляющий реверсом и дроссельной заслонкой. Обычно идет в комплекте с мотором. Однако бывает, что моторы продаются без дистанционного управления. Тогда придется приобретать отдельно.
Марка тросов газ-реверс
Марка тросов газ-реверс выбирается исходя из марки лодочного мотора.
- для моторов «Yamaha», «Tohatsu», «Suzuki», «Honda», «Nissan», «Selva», «Force» предназначены троса С2, С8, MachZero.
- для «Mercury», «Mariner» — троса С5, Mach5.
- для «Johnson», «Evinrude» — троса С14, Mach14.
Выбор длины тросов газ-реверс
- Выбрать место установки пульта дистанционного управления так, чтобы было удобно работать, а движению рукоятей и рычагов ничто не мешало.
Замерить расстояние от пульта управления до транца (А). Расстояние от борта до середины транца (В) (для одномоторной установки) или расстояние от борта до продольной оси мотора каждого мотора (В, С) (для лодок с двумя моторами). К сумме этих длин прибавить 90 см на петлю, чтобы при повороте мотора троса не имели критических перегибов.
Длина троса в сантиметрах = (A + B) + 90 см, или (A + C) + 90 см.
Для лодок со стационарным мотором петля 90 см не добавляется, поскольку мотор неподвижен.
Обычно длину троса дистанционного управления указывают в футах, поэтому полученный результат измерений делим на 30,48 (1 фут = 30,48 см). Полученное значение округляем в большую сторону, получаем необходимую длину троса в футах.
Например:
А = 210 см
В = 80 см
Длина троса в сантиметрах = 210 + 80 + 90 = 380 см.
Длина троса в футах = 380 / 30,48 ≈ 12,5 фута, округляем до 13 футов.
ЗАМЕЧАНИЕ:
Если троса дистанционного управления излишне длинные, управление мотором на нейтрале будет затруднено из-за большого люфта тросов управления.
Видео:Комплекты SteerFlex Рулевой трос + рулевой редукторСкачать
2. Управление лодкой, т. е. управление поворотом двигателя
Управление лодкой предназначено для изменения курса лодки. Комплект рулевого управления (штурвал, рулевой редуктор, штуртрос). Служит для управления судном. Цена зависит от производителя, мощности мотора, длины и марки троса, а так же большую роль будет иметь цена штурвала.
Марка рулевого троса
Марка рулевого троса выбирается в зависимости от модели рулевого редуктора. Для рулевых редукторов (привод рулевой Т-67) мощностью до 55 л. с. применяется рулевой трос марки М58. Для рулевых редукторов (привод рулевой Т-85) мощностью более 55 л. с. применяется рулевой трос марки М66. Так как редуктора используются разного типа то неудивительно, что не каждый трос будет совместим с редуктором того или иного типа. M58 и M66 также между собой отличаются. Трос M58 тоньше и более эластичен, что удобно при его прокладывании, но не дает никакого запаса прочности, а стоит дешевле. Трос M66 более толстый и надежный, но стоит дороже. И помните троса М58 и М66 — не взаимозаменяемые.
Читайте также: Мотор сапунит это как
При установке моторов большой мощности, рекомендуется установить гидравлическую рулевую систему, которая обеспечит легкое и плавное управление.
Расчет длины рулевого троса
Измерьте расстояние от центра рулевого редуктора до борта лодки (длина А), длину пути троса вдоль борта (длина В) и половину ширины транца (длина С). Сложите полученные величины (рулевой трос может прокладываться как по правому, так и по левому борту судна). Далее необходимо на каждый 90° изгиб вычесть по 10 см. Теперь нужно определить какой из вариантов подключения троса к мотору будет применен: стандартный (через трубу на моторе) или с применение опорного кронштейна.
В случае стандартного подключения к ранее полученной величине прибавьте 30,5 см.
Для того чтобы перевести длину из сантиметров в футы необходимо разделить полученное значение на 30,48 (1 фут = 30,48 см).
Полученное значение округляем в большую сторону, получаем необходимую длину троса в футах.
Пример:
А = 70 см, В = 170 см, С = 90 см
А + В + С = 70 + 170 + 90 = 330 см
Количество 90° изгибов 2 шт., поэтому 330 − 20 = 310 см
Стандартное подключение: 310 см + 30,5 см = 340,5 см
340,5 / 30,48 ≈ 11,2 фута, округляем до 12 футов.
Подключение через транцевую опору: 310 см.
310 / 30,48 ≈ 10,2 фута, округляем до 11 футов.
Видео:Регулируемая тяга для управления подвесным лодочным моторомСкачать
Системы дистанционного управления лодочным мотором
Дистанционное управление лодочным мотором – это модифицированное дополнительное оборудование для двигателей разной мощности, благодаря которому управление лодкой становится более простым и комфортным, а рулевому проще контролировать обзор при движении.
Часто дистанция на лодочный мотор уже идет в комплектации с двигателем, на рынке эти газореверсные механизмы называют коммандерами. В другом случае дистанционные блоки устанавливаются самостоятельно. Бывают модели, которые предназначены для одного борта (правый, левый) или универсальное оборудование с возможностью монтажа на любой стороне лодки.
Видео:🔧 Гайка рулевого троса с тавотницейСкачать
Разновидности и принцип работы
Дистанционное управление на лодку должно быть основательным и надежным, но при этом легким – в таком сочетании увеличивается безопасность хода судна и снижается потребление топлива.
Дистанционные блоки по принципу действия делят на 2 разные рабочие схемы:
- Схема № 1. В данном случае дистанционное управление (ДУ) включает передачу переднего хода (или обратного), контролируя при этом открытие дроссельной заслонки на моторе. Так ДУ регулирует обороты винта и скорость судна. Кроме того, в определенном положении румпеля система позволяет двигателю работать на холостых оборотах (простыми словами – на нейтральной передаче).
- Схема №2. При таком способе ДУ осуществляет полный контроль над движением корпуса судна – проводит маневры, выбирает направление хода и другие необходимые действия по ходу лодки.
Дистанционные системы управления бывают 3 типов – механические, гидравлические и электрогидравлические комплекты.
Механическое ДУ
Это самая экономичная и простая в установке система для управления судна на дистанции. Однако ее рекомендуют устанавливать на лодки с мотором малой или средней мощности (не выше 100 л. сил).
Комплект состоит из следующих элементов:
- рулевой редуктор – бывает разных видов, которые делятся по степени мощности двигателя;
- трос – его марку и длину подбирают с учетом вида редуктора и техническим характеристикам лодки;
- рычаги (или тяги) – с их помощью можно управлять ходовой системой, которая состоит из 2 двигателей и 1 редуктора, а также есть возможность приспособить данную систему к любому типу мотора;
- рулевое колесо – его функция обеспечить сцепление с редуктором, представлена деталь в виде отверстия с пазом.
Расчет длины троса правильно проводить так: измерить расстояние от борта лодки до центра в редукторе, потом длину до крепежа мотора и зафиксировать ½ от ширины транца. Все показатели складываются – полученное число укажет необходимую длину троса.
Принцип работы механической системы следующий – поворот в стороны (влево или вправо) запускает редуктор, на шестерню которого намотан трос, проложенный параллельно борту судна.
Читайте также: Китайский лодочный мотор sailor
Тросы меньшего диаметра регулируют обороты, угол наклона и происходит переключение передач. Специалисты рекомендуют использовать «механику» на моторы не выше 60 л. сил.
Гидравлическая система ДУ
Чем мощнее двигатель лодки, тем больше сложностей в управлении судном. Рулевой редуктор и тросы подвергаются большим нагрузкам, и возникает риск повреждения системы управления. Поэтому на моторы мощностью от 100 л. сил и выше надо устанавливать более совершенную систему ДУ – гидравлического типа.
Обычно набор дистанционного управления для лодки составлен из следующих элементов:
- рулевой редуктор (простыми словами, ручной гидравлический насос);
- исполнительный цилиндр;
- штурвал с простой посадкой через шпонку на вал редуктора, а ручка-лентяйка облегчает перекладку руля;
- бухта гидравлических шлангов средней длиной 12–15 м с набором для монтажа на месте (шланг обрезается согласно схеме на инструкции, и устанавливаются фитинги);
- воронка для заливки масла;
- удлинитель штока и базовый крепежный комплект.
В наборе обязательно присутствует гидравлическое масло. Установка исполнительного цилиндра осуществляется 2 способами (зависит от модели системы ДУ):
- Цилиндр крепят рядом с мотором через особый кронштейн к борту лодки.
- Исполнительный цилиндр монтируется на сам двигатель (точнее, в струбцину мотора).
Шланги нужны для соединения гидроцилиндра и помпы. Корпус цилиндра небольших размеров, но при этом может передавать огромные усилия благодаря продуманной гидравлической системе действия.
После установки в редуктор через воронку заливается масло, перед началом эксплуатации устройство надо прокачать, чтобы удалить из него воздух.
Отлаженная система обеспечивает четкую работу гидравлического устройства, легкость и точность управления лодкой. Единственный ее минус – это достаточно высокая стоимость комплекта.
Электрогидравлическое ДУ
Самая точная и совершенная система дистанционного управления – электрогидравлическая. Главное отличие и достоинство перед другими типами – это полное отсутствие тросов (лишь иногда встречаются в отдельных комплектах).
Также данная система позволяет управлять несколькими устройствами сразу и контролировать их работу.
Двигатель и штурвал соединяются электронным кабелем, который передает импульсы по всей цепи. Сигналы идут к электромоторам, после чего приходят в движение поршни цилиндров.
По такой схеме на лодочный электромотор с ДУ не надо устанавливать тросы для переключателей газа/реверса, их контролирует электронная система.
Видео:Внешнее крепление рулевого троса лодочного мотораСкачать
Как правильно выбрать дистанционное управление лодочным мотором
На рынке представлены модели газореверсных машин в большом ассортименте. Они различны по количеству рычагов, материалу изготовления деталей, правилами установки и другим параметрам.
Модифицированных дополнений также множество – световые индикаторы, электронные блоки для погружения или поднятия мотора, запуск с помощью ключа или кнопки и другое.
Чтобы правильно выбрать систему дистанционного управления, надо учитывать такие основополагающие показатели:
- Мощность двигателя судна.
- Размер, конструкция и технические характеристики самой лодки.
Читайте также: Техобслуживание лодочного мотора сеа про
Механическую систему дистанционного управления для лодок ПВХ рекомендовано устанавливать с мотором мощностью до 90 л. сил. Популярные редукторы – это T-85, Т-71, Т-67, ZTS, Rotary 3000 и другие. Штуртроса подбираются уже в соответствии с типом редуктора и мощности мотора.
Видео о выборе длины тросов ДУ
Электронное дистанционное управление применяют обычно на суднах свыше 4 метров, с жестким дном и корпусом, с двигателем мощностью 120 л. сил и выше. Стандартный комплект панельных приборов – это тахометр (со счетчиком или без него), спидометр, контролер уровня топлива.
Различные модели оснащены дополнительными указателями:
- индикатор давления воды в системе;
- угол наклона двигателя;
- температура головки системного блока;
- вольтметр;
- амперметр и другие приборы.
Производители предлагают различные специальные модификации дистанционного управления, которые идут в комплекте с определенной маркой мотора. Важно помнить, что для установки системы на судне должна быть электросеть.
Видео:🚤 Как подобрать длину рулевого троса для лодочного мотораСкачать
Как установить систему дистанционного управления мотором
Чтобы правильно установить дистанционное управление на лодочный мотор, важно соблюдать определенные правила:
- Выбирать тип установки в соответствии с мощностью мотора и конструкцией судна.
- Для конкретного вида двигателя подбирать соответствующий ему редуктор.
- Все элементы выбранной системы дистанции (размер штурвала, тросы и другие) должны подходить ко всему комплексу установки.
- Определить место для монтажа, чтобы впоследствии систему ДУ не пришлось переносить, что наверняка повлечет за собой дополнительные затраты (замена тросов, покупка фитингов и других соединений).
- Убедиться, что в комплекте присутствует инструкция от производителя с подробным описанием системы установки и действовать по указанной схеме.
Видел об установке ДУ на лодочный мотор
Специалисты советуют приобретать двигатели уже с готовым дистанционным управлением – это упростит процесс монтажа и поможет избежать ошибки в деталях комплектации. Также на отдельных моделях лодок производитель уже обозначил место для дистанционной системы, и лучше устанавливать ее именно там.
Видео:Гидравлическое рулевое управление подвесным лодочным моторомСкачать
Популярные модели и стоимость
Рассмотреть возможные варианты комплектации дистанционной системы управления можно на примерах:
- Рулевая стойка «Компакт». Производится из нержавеющей стали. Стоимость 10 тыс. рублей. Монтируется с редукторами марки G 10, G 12, Т 67 или Т 85. Машина газ/реверс установлена справа, крепежные соединения в наборе. Весь комплект деталей обойдется владельцу в 18–20 тыс. рублей. Подойдет такая дистанция на лодку ПВХ с мотором до 60 л. сил.
- Комплект Steen Flex (Корея). В наборе рулевой редуктор (корпус из прочного пластика, шестерни из металла), рулевые тросы (длина и диаметр в ассортименте), крепления и колпак редуктора. Стоимость 15 тыс. рублей. Рекомендован для двигателя мощностью до 30 л. сил, в том числе для мотора на резиновую лодку.
- Рулевое управление Ultraflex (Италия). В наборе редуктор Т 71 планетарного типа, рулевые тросы, необходимые крепления и колпак редуктора. Подходит для моторов мощностью до 220 л. сил. Цена от 16 тыс. рублей.
Для правильного выбора комплектации и последующей установки дистанционного управления, надо иметь понимание об устройстве ходовой системы судна и иметь определенные навыки. При отсутствии таковых целесообразно воспользоваться услугами специалистов.
Использование лодки на дистанционном управлении становится комфортным и безопасным в любой сфере применения – как на рыбалке (при троллинге в том числе), так и в развлекательных путешествиях.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎬 Видео
Рулевое управление лодочным моторомСкачать
Укорачивание рулевого тросаСкачать
🔨 Водник распил | Как устроен трос дистанционного управления лодочным мотором?Скачать
YAMAHA 9 9GMHS установка под дистанцию на лодку Бестер 390Скачать
Дистанционное управление Yamaha (аналог Y-703, PBD)Скачать
Фиксаторы троса дистанционного управления С2, С8Скачать
Дистанционное управление на лодку ПВХ Hidea 9.9(15) + Skat 370FiСкачать
тугое рулевое на лодке, смотрите как сделать чтобы руль было легче крутитьСкачать
защитная гофра рулевого троса лодочного мотора. идея хорошая но безтолковая.Скачать
Рулевой редуктор Pretech LT под трос M58Скачать
РОЯЛ АВТО ПОЛЕЗНОЕ: Как подобрать длину рулевого троса для лодочного мотора на примере троса М66Скачать
УБИРАЕМ ЛЮФТ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ. ЧУДО-ГАЙКА с тавотницей на рулевой редуктор в лодку.Скачать
⛵ Рулевые редукторы PRETECH для лодки или катераСкачать