Современные ТРД с осевым компрессором имеют лучшую экономичность, чем двигатели с центробежными компрессорами.
Уменьшение удельного расхода топлива в двигателях с осевыми компрессорами объясняется тем, что осевой компрессор дает высокую степень сжатия воздуха и имеет более высокий коэффициент полезного действия, чем центробежный компрессор.
Двигатели с осевыми компрессорами имеют меньший удельный вес, чем двигатели с центробежными компрессорами.
Это объясняется большим расходом воздуха через единицу площади поперечного сечения. Площадь для прохода воздуха у осевого компрессора составляет 70 — 80% от площади поперечного сечения, а у центробежного компрессора только около 30%.
Кроме этого, воздух, входящий в осевой компрессор, имеет большие скорости движения — до 200 м/сек вместо 120 — 140 м/сек у центробежного компрессора, что также увеличивает секундный расход воздуха через компрессор.
Недостатками осевого компрессора по сравнению с центробежным являются:
— большая склонность к неустойчивой работе, что усложняет эксплуатацию ТРД с осевыми компрессорами:
— большая возможность вибрации (колебания) лопаток:
— возможность поломки лопаток, изготавливаемых из алюминиевых сплавов, пр.и попадании в нагнетатель песка, снега, льда;
— большая сложность осевого компрессора в производстве;
— меньшая боевая живучесть; попадание осколка снаряда выводит осевой компрессор из строя.
Видео:Центробежный компрессорСкачать
Турбореактивный двигатель. Элементы конструкции.
Видео:Работа двухконтурного реактивного двигателяСкачать
Здравствуйте, друзья!
В этой статье вернемся к моим любимым двигателям. Я уже ранее говорил о том, что турбореактивный двигатель в современной авиации – основной. И упоминать его в той или иной теме мы еще будем часто. Поэтому пришла пора окончательно определиться с его конструкцией. Конечно же не углубляясь во всевозможные дебри и тонкости :-). Итак авиационный турбореактивный двигатель. Каковы основные части его конструкции, и как они взаимодействуют между собой.
1.Компрессор 2.Камера сгорания 3.Турбина 4. Выходное устройство или реактивное сопло.
Компрессор сжимает воздух до необходимых величин, после чего воздух поступает в камеру сгорания, где подогревается до необходимой температуры за счет сгорания топлива и далее уже получившийся газ поступает на турбину, где отдает часть энергии вращая ее (а она, в свою очередь компрессор), а другая часть при дальнейшем разгоне газа в реактивном сопле превращается в импульс тяги, которая и толкает самолет вперед. Этот процесс достаточно хорошо виден в ролике в статье о двигателе, как тепловой машине.
Турбореактивный двигатель с осевым компрессором.
Компрессоры бывают трех видов. Центробежные, осевые и смешанные. Центробежные обычно представляют собой колесо, на поверхности которого выполнены каналы, закручивающиеся от центра к периферии, так называемая крыльчатка.При ее вращении воздух отбрасывется по каналам центробежной силой от центра к периферии, сжимаясь сильно разгоняется и далее попадая в расширяющиеся каналы (диффузор) тормозится и вся его энергия разгона тоже превращается в давление. Это немного похоже на старый аттракцион, который раньше в парках был, когда люди становятся по краю большого горизонтального круга, опираясь спиной на специальные вертикальные спинки, этот круг вращается, наклоняясь в разные стороны и люди не падают, потому что их держит (прижимает) центробежная сила. В компрессоре принцип тот же.
Этот компрессор достаточно прост и надежен, но для создания достаточной степени сжатия нужен большой диаметр крыльчатки, что не могут себе позволить самолеты, особенно небольших размеров. Турбореактивный двигатель просто не влезет в фюзеляж. Поэтому применяется он мало. Но в свое время он был применен на двигателе ВК-1 (РД-45), который устанавливался на знаменитый истребитель МИГ-15, а также на самолеты ИЛ-28 и ТУ-14.
Крылчатка центробежного компрессора на одном валу с турбиной.
Читайте также: Как уменьшить шум воздушного компрессора
Крыльчатки центробежного компрессора.
Двигатель ВК-1. В разрезе хорошо видна крыльчатка центробежного компрессора и далее две жаровые трубы камеры сгорания.
В основном сейчас используется осевой компрессор. В нем на одной вращающейся оси (ротор) укреплены металлические диски (их называют рабочее колесо), по венцам которых размещены так называемые «рабочие лопатки». А между венцами вращающихся рабочих лопаток размещены венцы неподвижных лопаток ( они бычно крепятся на наружном корпусе), это так называемый направляющий аппарат (статор). Все эти лопатки имеют определенный профиль и несколько закручены, работа их в определенном смысле похожа на работу все того же крыла или лопасти вертолета, но только в обратном направлении. Теперь уже не воздух действует на лопатку, а лопатка на него. То есть компрессор совершает механическую работу (над воздухом :-)). Или еще более нагляднее :-). Все знают вентиляторы, которые так приятно обдувают в жару. Вот вам пожалуйста, вентилятор и есть рабочее колесо осевого компрессора, только лопастей конечно не три, как в вентиляторе, а побольше.
Примерно так работает осевой компрессор.
Конечно очень упрощенно, но принципиально именно так. Рабочие лопатки «захватывают» наружный воздух, отбрасывают его внутрь двигателя, там лопатки направляющего аппарата определенным образом направляют его на следующий ряд рабочих лопаток и так далее. Ряд рабочих лопаток вместе с рядом следующих за ними лопаток направляющего аппарата образуют ступень. На каждой ступени происходит сжатие на определенную величину. Осевые компрессоры бывают с разным количеством ступеней. Их может быть пять, а может быть и 14. Соответственно и степень сжатия может быть разная, от 3 до 30 единиц и даже больше. Все зависит от типа и назначения двигателя (и самолета соответственно).
Осевой компрессор достаточно эффективен. Но и очень сложен как теоретически, так и конструктивно. И еще у него есть существенный недостаток: его сравнительно легко повредить. Все посторонние предметы с бетонки и птиц вокруг аэродрома он как говорится принимает на себя и не всегда это обходится без последствий.
Камера сгорания . Она опоясывает ротор двигателя после компрессора сплошным кольцом, либо в виде отдельных труб (они называются жаровые трубы). Для организации процесса горения в комплексе с воздушным охлаждением она вся «дырчатая». Отверстий много, они разного диаметра и формы. В жаровые трубы подается через специальные форсунки топливо (авиационный керосин), где и сгорает, попадая в область высоких температур.
Турбореактивный двигатель (разрез). Хорошо видны 8-ми ступенчатый осевой компрессор, кольцевая камера сгорания, 2-ухступенчатая турбина и выходное устройство.
Далее горячий газ попадает на турбину . Она похожа на компрессор, но работает, так сказать, в противоположном направлении. ЕЕ раскручивает горячий газ по тому же принципу, как воздух детскую игрушку- пропеллер. Неподвижные лопатки в ней находятся не за вращающимися рабочими, а перед ними и называются сопловым аппаратом. Ступеней у турбины немного, обычно от одной до трех-четырех. Больше и не надо, ведь для привода компрессора хватит, а остальная энергия газа потратится в сопле на разгон и получение тяги. Условия работы турбины мягко говоря «ужасные». Это самый нагруженный узел в двигателе. Турбореактивный двигатель имеет очень большую частоту вращения (до 30000 об/мин). Представляете какая центробежная сила действует на лопатки и диски! Да плюс факел из камеры сгорания с температурой от 1100 до 1500 градусов Цельсия. Вобщем ад :-). Иначе не скажешь. Я был свидетелем, когда при взлете самолета Су-24МР оборвалась рабочая лопатка турбины одного из двигателей. История поучительная, обязательно о ней расскажу в дальнейшем. В современных турбинах применяются достаточно сложные системы охлаждения, а сами они (особенно рабочие лопатки) изготавливаются из особых жаропрочных и жаростойких сталей. Эти стали достаточно дороги, да и весь турбореактивный двигатель в плане материалов очень недешев. В 90-е годы, в эпоху всеобщего разрушения на этом нажились многие нечистые на руку люди, в том числе и военные. Об этом тоже как-нибудь позже…
Читайте также: Какое масло заливается в компрессор кондиционера в автомобиле
После турбины – реактивное сопло . В нем, собственно, и возникает тяга турбореактивного двигателя. Сопла бывают просто сужающиеся, а бывают сужающе-расширяющиеся. Кроме того бывают неуправляемые (такое сопло на рисунке), а бывают управляемые, когда их диаметр меняется в зависимости от режима работы. Более того сейчас уже есть сопла, которые меняют направление вектора тяги, то есть попросту поворачиваются в разные стороны.
Турбореактивный двигатель – очень сложная система. Летчик управляет им из кабины всего лишь одним рычагом – ручкой управления двигателем (РУД). Но на самом деле этим он лишь задает нужный ему режим. А все остальное берет на себя автоматика двигателя. Это тоже большой и сложный комплекс и еще скажу очень хитроумный. Когда еще будучи курсантом изучал автоматику, всегда удивлялся, как конструкторы и инженеры все это понапридумывали:-), а рабочие-мастера изготовили. Сложно… Но зато интересно ? …
Вот и все пока. Вкратце опять не получилось :-). Но я все же надеюсь, что вам было интересно. До следующей встречи.
P.S. А вот вам напоследок атракцион, о котором я выше писал. Я на нем в детстве-то не катался, а сейчас их просто нет у нас. Так что знаю только в теории :-).
Вот такой он был, может и сейчас где-то работает.
Видео:Физика турбореактивного двигателяСкачать
Центробежный компрессор турбореактивного двигателя
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР В АВИАЦИОННЫХ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ
Рассмотрим устройство центробежного компрессора (рис. 13, 14). В литом корпусе на специальных подшипниках вращается колесо. Перед колесом укреплены неподвижные направляющие аппараты, которые создают предварительную накрутку потока воздуха перед входом в колесо — отклоняют поток воздуха от осевого направления движения, при этом уменьшается скорость воздуха относительно колеса. Назначение закрутки воздуха -увеличить быстроходность колеса (повысить число оборотов).
Рис. 13. Принципиальное устройство центробежного компрессора
Колесо состоит из крыльчатки и заборных лопаток.
Крыльчатка представляет собой диск, имеющий лопатки (идущие по радиусу) с одной или обеих сторон диска.
Если лопатки имеются на одной стороне, то такое колесо называется колесом с односторонним входом воздуха. Если лопатки имеются с. обеих сторон колеса, то оно называется колесом с двухсторонним входом воздуха.
Чаще всего колесо делают с двухсторонним входом воздуха для увеличения количества воздуха, прогоняемого компрессором в одну секунду,
К крыльчатке наглухо крепятся заборные стальные лопатки, загнутые в сторону вращения колеса, для обеспечения безударного входа воздуха в колесо.
Воздух из колеса попадает в диффузор, а из него через коленообразные патрубки поступает в камеры сгорания.
Рис. 14. Детали колеса компрессора
Главная рабочая часть центробежного компрессора — колесо. Оно получает энергию от газовой турбины и передает ее воздуху. За счет этой энергии повышается давление воздуха о колесе и увеличивается абсолютная скорость его движения.
Часть энергии, передаваемая колесом воздуху, тратится на преодоление гидравлических сопротивлений, возникающих при движении воздуха.
Рассмотрим подробнее движение воздуха по колесу. Поток воздуха закручивается неподвижным направляющим аппаратом и подходит к колесу со скоростью с 1 (рис. 15). Треугольник скоростей на входе в колесо составляют:
с 1 — абсолютная скорость входа воздуха на лопатки;
— и — окружная скорость вращения лопатки (знак минус показывает, что вращение колеса происходит навстречу движения частиц воздуха);
Читайте также: Ремонт компрессора воздушного поршневого в самаре
w 1 — скорость движения частиц воздуха относительна лопатки.
Колесо вращается с очень большими оборотами: 10000—15000 в минуту (160—250 оборотов в секунду). Окружная скорость на ободе колеса достигает 450— 500 м/сек и более.
Лопатки колеса, захватив частицы воздуха, увлекают их и заставляют вращаться с такой же большой скоростью.
Обозначим через т массу частички воздуха и через r радиус, где находится эта частичка.
Величина радиуса будет все время увеличиваться при движении частички от входа в колесо до выхода из него.
Центробежная сила, отбрасывающая частичку воздуха к краю колеса, определяется по известному из физики уравнению:
Значит, чем дальше будет частица воздуха удаляться от оси вращения колеса, тем больше будет ее окружная скорость и, следовательно, больше будет центробежная сила, действующая на частицу воздуха и сжимающая ее. Масса же воздуха состоит из бесчисленного количества этих элементарных частиц.
Рис. 15. Треугольники скоростей воздуха на входе и выходе колеса
Таким образом, воздух, прогоняемый колесом, сжимается, кроме того, увеличивается абсолютная скорость его движений.
Треугольник скоростей на выходе из колеса будет составлен скоростями:
с к — абсолютная окружная скорость воздуха на выходе из колеса;
u k — окружная скорость лопатки на краю колеса;
w k — относительная скорость выхода воздуха из колеса.
Вектор относительной скорости отклонен против вращения колеса, так как воздух отстает от вращающегося колеса. Величина отставания воздушного потока на выходе из колеса зависит главным образом от числа и длины лопаток колеса . Чем больше лопаток, тем труднее частице воздуха отклониться от радиального направления. Но чем больше лопаток, тем меньше канал для прохода воздуха и тем труднее воздуху проходить по этому каналу.
На выходе из колеса воздух имеет давление 2,2 — 2,5 кг/см и абсолютную скорость порядка 450 — 550 м/сек, полученные за счет энергии, сообщенной воздуху колесом. С такими параметрами воздух поступает в диффузор. Диффузор представляет расширяющийся канал, в котором происходит уменьшение скорости потока воздуха. Он служит для преобразования скоростной энергии в потенциальную, т. е. в энергию давления воздуха.
Рис. 16. Лопаточный диффузор
Диффузоры делятся на два типа: щелевые и лопаточные. Конструктивно они выполняются вместе (рис. 16, 17).
Щелевой диффузор представляет собой кольцевую щель между колесом и лопаточным диффузором; величина щели колеблется (в различных ТРД) в пределах 12 — 30 мм.
В щелевом диффузоре происходит некоторое выравнивание скоростей воздушного потока, (что улучшает устойчивость работы компрессора) и понижение скорости движения воздуха.
Рис. 17. Схема щелевого и лопаточного диффузоров
Лопаточный диффузор .представляет решетку из лопаток, расположенных по окружности.
Между лопатками образуются расширяющиеся каналы.
Установка лопаток сокращает путь частиц воздуха, что уменьшает потери на трение. При движении воздуха по расширяющемуся каналу лопаточного диффузора уменьшается скорость и повышается давление воздуха (так же как в спрямляющем аппарате осевого компрессора).
Параметры воздуха (с, р, Т) в элементах центробежного компрессора изменяются следующим образом (рис. 18). В неподвижном направляющем аппарате скорость воздуха увеличивается, давление и температура падают — участок а — 1.
В колесе за счет затраты энергии происходят сжатие воздуха и увеличение скорости его движения; температура воздуха повышается как за счет сжатия, так и за счет тепла трения (сечение в — в).
Наконец в диффузоре и коленообразных патрубках за счет уменьшения скорости потока воздуха его давление и температура увеличиваются (сечение 2 — 2).
Рис. 18. Изменение параметров воздуха в элементах центробежного компрессора
Примерные величины давления, температуры и скорости воздушного потока и элементах центробежного компрессора показаны на рис. 18.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🌟 Видео
Реактивный двигатель: как он работает?Скачать
Турбовентиляторный двигатель. Просто о сложномСкачать
Суперчарджер. Приводной компрессор | Science Garage На РусскомСкачать
Авиационные двигатели уже достигли предела совершенства!?Скачать
Наддув ДВС. Как работает турбонаддув?Скачать
Как устроен турбореактивный двигатель. 3D анимация MozaikСкачать
Система смазки турбореактивного двигателяСкачать
Компрессор на базе авиационного реактивного двигателяСкачать
Двухконтурный турбореактивный двигательСкачать
Как делают лопатки струйного компрессора реактивного двигателяСкачать
Пятиступенчатые центробежные компрессоры Dresser RandСкачать
Многоступенчатый центробежный компрессорСкачать
Как работает центробежный газовый компрессорСкачать
Производство центробежных компрессоров DENAIRСкачать
Холодные испытания сопла и компрессора турбореактивного двигателяСкачать
Анохин В. Г. Компрессор ТРД. ПомпажСкачать