Каждый тип муфты позволяет применить втулки различных исполнений в зависимости от конструкции вала и способа крепления втулки на валу.
По данным ГОСТ 5006—55 наибольший допустимый перекос обоймы по отношению к каждой втулке не должен превышать 30. Эксцентриситет можно представить в виде перекоса, поэтому в ГОСТе дан один допуск вместо двух. Ограничиться этой цифрой при центровке невозможно, так как величина перекоса зависит от различных ошибок, допущенных при изготовлении и монтаже полумуфт, и, кроме того, изменяется в процессе эксплуатации (обычно в сторону увеличения). Поэтому, приступая к проверке центровки полумуфт, необходимо: выяснить величину радиального и торцового биений каждой полумуфты. Полученные результаты должны соответствовать допускам; выяснить качество зубчатого зацепления каждой полумуфты. Для этого зубья обоймы вводятся в зацепление со втулкой и щупом в нескольких местах проверяют боковой зазор между зубьями, который должен соответствовать данным, полученным из таблицы при использовании формулы
—толщина зуба втулки на начальной окружности;
— толщина зуба обоймы на начальной окружности.
Щупом проверяют зазор между впадиной зуба втулки и зубом обоймы. Он должен быть не менее 0,4т. Дополнительные сведения для быстроходных машин и машин специального назначения или имеющих неравномерную нагрузку будут приведены дополнительно при разборе таких типов машин.
Длительная нормальная работа соединяемых узлов, так как во время эксплуатациирасцентровка обычно увеличивается, и некоторые неучтенные при монтаже неточности, встречающиеся при изготовлении и посадке на вал зубчатых муфт (перекос зуба обоймы относительно оси обоймы, неправильная торцовка фланца обоймы и т. д.).
Условия центровки зубчатых муфт с промежуточными соединительными валами несколько отличаются от приемов, применяемых для центровки обычных зубчатых муфт типа МЗ. Это обусловливается наличием промежуточного вала, затрудняющего установку основных соединяемых узлов машины по одной оси и требующего, кроме обычного измерительного инструмента, необходимого при центровке, примени
ния дополнительных приспособлений.
Конструкция приспособлений зависит от веса и длины промежуточного вала. В некоторых случаях, при коротких промежуточных валах можно исключить приспособление, ограничиваясь использованием индикаторных наборов, но уже при длине промежуточного вала 300—500 мм приходится изготовлять жесткую рамку, заменяющую вал. Укрепляя такую рамку на одной из полумуфт и убеждаясь, что полученная конструкция не дает прогибов при повороте вала и укреплена достаточно жестко, приступают к центровке, используя для этой цели индикаторные наборы.
Сам процесс проведения центровки аналогичен описанным выше, прежними остаются все допуски на биение полумуфт и точность центровки, формулы для определения величины эксцентриситета и перекоса валов.
После окончания центровки и сборки полумуфт необходимо дополнительно получить показания уровня на промежуточном валу. Это выполняют через каждые 90° поворота вала, кроме того, щупом проверяют зазор между фланцем и зубчатой обоймой в месте сальникового уплотнения. Показания уровня на промежуточном валу должны соответствовать показаниям его на валах основных узлов механизма (сравнивая показания, необходимо учитывать прогибы основных валов).
При длинных промежуточных валах рамку сделать невозможно. В большинстве случаев используют ложный вал, изготовленный из трубы. Он должен быть достаточно жестким, для того чтобы обеспечить требуемую точность результатов центровки. Иногда для увеличения жесткости под среднюю часть ложного вала ставят роликовую подставку, обеспечивающую требуемую жесткость и отсутствие вредных сопротивлений при повороте нала во время центровки.
Приступая к центровке, проверяют радиальное и торцовое биения ложного вала для того, чтобы убедиться в достаточной жесткости всей конструкции. Дальнейшая процедура работы остается прежней. Прицентровывая промежуточный вал, следует особое внимание обращать на взаимные перекосы валов. Для этого перед установкой промежуточного вала тщательно проверяют положение осей основных валов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, добиваясь результатов, предусмотренных в инструкции завода-изготовителя машины. Положение валов в горизонтальной плоскости проверяют уровнем, устанавливая егоили на бурты полумуфт, или на шейки валов, если завод предусмотрел на каждом узле специальные контрольные площадки. Положение валов ввертикальной плоскости определяют отвесами, опущенными со струны, задающей положение вала всей машины, работа с отвесами была описана при рассмотрении укладки валов.
Читайте также: Подшипник первичного вала ниссан террано
Окончив работы по центровке и получив требуемую точность сопряжения узлов, собирают полумуфты, устанавливая на место промежуточный вал, и затем проверяют:
с помощьющупа величину зазора между зубчатой обоймой и фланцем в местах установки уплотнений;
положение промежуточного вала в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Устанавливая уровень на контрольную площадку, имеющуюся на промежуточном валу, снимают его показания через каждые 90° поворота вала и сравнивают полученный результат с показаниями уровня на основных валах. Все эти данные должны свидетельствовать о том, что имеется общая ось вала машины, отвечающая по своей форме заданной оси в вертикальной плоскости.
Для проверки положения вала в горизонтальной плоскости используют вспомогательную ось вала машины. Она задается струной, натянутой параллельно главной оси машины. Опуская отвесы со вспомогательной оси, проверяют расстояния между отвесами и промежуточным валом. Измеряя микрометром диаметр вала у мест, где опущены отвесы (обычно эти места должны быть около полумуфт), вычисляют положение оси промежуточного вала по отношению к оси вала механизма, используя формулу
где L — расстояние от отвеса, опущенного со вспомогательной оси до оси промежуточного вала;
l— расстояние от отвеса до промежуточного вала;
d — диаметр вала в месте измерения.
Оба значения L, полученные после вычислений, не должны отличаться друг от друга более чем на 0,5 мм.
Все результаты, полученные при центровке, заносятся в протокол. Смещения валов, найденные после расчетов, и перекосы осей должны укладываться в приведенные выше допуски.
- Статья 18
- Центровка валов агрегатов: практическое руководство
- Стационарный и подвижный вал
- Центр вращения стационарного вала
- Горизонтальная коллинеарность
- Вертикальная коллинеарность
- Центровка по видам несоосности
- Инструмент для центровки муфтовых соединений
- Пошаговая инструкция центровки пары электродвигатель-насос
- Процесс центровки пары мотор / насос часовым индикатором
- Последствия нарушения центровки валов
- О том, как центруют валы агрегатов анализатором часового типа
- КРАТКИЙ БРИФИНГ
- 💡 Видео
Видео:ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: центровка валов насосных агрегатовСкачать
Статья 18
«Центровка гост, нормы и допуски» – достаточно обсуждаемая тема среди специалистов-центровщиков и предмет наиболее часто задаваемых вопросов слушателями нашего курса ТОР-101 «Основы центровки» в лицензионном Учебном Центре компании «БАЛТЕХ». Связано это с отсутствием единого российского стандарта на проведение центровочных работ, что, в свою очередь, обусловлено большим разнообразием способов соединения валов и типов муфт.
Допуски на центровку определяются типом муфт и скоростью вращения валов – чем больше скорость вращения валов, тем более «строгие» допуски на центровку. Также допуски и нормы несоосности тесно связаны с типом используемой муфты. Что касается муфт, то существуют следующие ГОСТы на их предельные смещения:
- ГОСТ 20720-93 Муфты кулачково-дисковые.
- ГОСТ 20742-93 Муфты цепные.
- ГОСТ 21424-93 Муфты упругие втулочно-пальцевые.
- ГОСТ 25021-93 Муфты упругие с промежуточным диском.
- ГОСТ 26455-97 Муфты дисковые полужесткие.
- ГОСТ Р 50895-96 Муфты зубчатые.
- ГОСТ 5147-97 Муфты шарнирные.
Но данные ГОСТы больше рассчитаны для конструкторов и проектировщиков, и не учитываю тепловые, динамические и технологические факторы влияния на расцентровоку, реально существующие на практике. Реальные же допуски на центровку в разы (а то и на порядок) меньше, приведенных в вышеназванных ГОСТах. Поэтому, при проведении центровочных работ, в первую очередь, необходимо руководствоваться данными паспорта на механизм, и так называемыми «общепринятыми рекомендациями по центровке валов» для муфт МУВП, которые можно найти в технической литературе по монтажу и ремонту. Так, например, согласно данным рекомендациям, для муфт, вращающихся со скоростью 3000 об/мин считается максимально допустимой параллельная и угловая расцентровка до 0,05 мм, но мы рекомендуем всегда стараться стремиться к «нулю». Для тех же муфт, но вращающихся со скоростью 1500 об/мин, уже допустимая параллельная и угловая расцентровка до 0,12 мм, но старайтесь делать точнее.
Лучше всего пользоваться допусками на центровку, рекомендуемыми компанией «БАЛТЕХ» (Табл.1):
Данная таблица составлена на основе большого коммерческого и производственного опыта специалистов Отдела Технического Сервиса компании «БАЛТЕХ» и призвана минимизировать износ оборудования и обеспечить 10-летнюю среднюю его наработку на отказ. Пользуясь таблицей допусков «БАЛТЕХ», следует помнить, что данная таблица носит усредненный характер и не учитывает особенностей конкретного типа механизма. Поэтому, руководствуясь вначале работ данной таблицей, следует нарабатывать собственную статистику для вашего оборудования, и при необходимости, вносить поправки в нормирование допусков.
Читайте также: Вилка карданного вала урал мотоцикл
Вопрос соблюдения допусков центровки очень легко решается, если пользоваться лазерными системами центровки BALTECH SA-4600 или «КВАНТ-ЛМ», в программное обеспечение которых «зашита» активная таблица допусков. Программа лазерных систем BALTECH SA-4600 или «КВАНТ-ЛМ» сравнивает результаты центровки с рекомендуемыми допусками и сигнализирует цветом (красный, желтый, зеленый) о качестве центровки.
Видео:Как правильно сделать центровку валов | Соосность | ВыравниваниеСкачать
Центровка валов агрегатов: практическое руководство
Главная страница » Центровка валов агрегатов: практическое руководство
Коллинеарность (соосность) валов считается идеальной, когда центры валов находятся на одной осевой линии. Соответственно несоосность показывает обратный результат. Отсюда логический вывод — центровка валов машин является обязательным действием, направленным на обеспечение качественной безопасной работы.
Видео:Основы центровки валовСкачать
Стационарный и подвижный вал
Последствия нарушения коллинеарности выражаются следующими моментами:
- преждевременный выход из строя подшипников, сальников, муфтовых соединений;
- усиление осевой и радиальной вибрации;
- повышение температуры нагрева подшипниковых узлов и смазывающей жидкости;
- ослабление или поломка элементов крепежа к фундаменту.
Для центровки валов агрегатов удобно применять измерительные наборы, подобные серийным от фирмы Baltech
Когда проверяется, например, коллинеарность муфтового соединения насоса и электродвигателя, насосный вал определяется как стационарный, а вал электродвигателя как подвижный. Центровка соединения всегда производится, исходя из положения подвижного вала относительно стационарного.
Центр вращения стационарного вала
Центр вращения стационарного вала – это опорная линия с нулевыми координатами. В системе координат X-Y плюсовыми значениями являются перемещения вправо по горизонтали и вверх по вертикали.
Несоосность вычисляется путём определения положения центра подвижного вала в двух плоскостях, относительно положения центра оси стационарного вала (горизонтальная ось X и вертикальная Y).
Горизонтальная коллинеарность
Состояние несоосности (вид сверху), которое корректируется перемещением электродвигателя в боковых направлениях по оси X – это горизонтальная центровка.
Электродвигатель перемещают вправо-влево, добиваясь, таким образом, соосности и параллельности в горизонтальной плоскости.
Вертикальная коллинеарность
Состояние несоосности (вид сбоку), которое корректируется перемещением электродвигателя вниз или вверх по оси Y – это вертикальная центровка.
Необходимую величину смещения получают путём установки под лапы мотора регулировочных пластин разных по толщине.
Центровка по видам несоосности
Параллельная несоосность – состояние, когда оси вращения валов расположены на одинаковом расстоянии одна от другой и по всей их длине.
Центровка в параллельной и угловой несоосности выполняется в соответствии с определёнными правилами и нормами. Применяется профессиональный инструмент
Угловая несоосность – состояние, когда оси вращения валов расположены на разных расстояниях одна от другой и по всей их длине.
Центровка соединения должна проводиться:
- после монтажа нового оборудования;
- после соединения оборудования с трубопроводами и арматурой;
- по завершении ремонтных работ;
- если при работе отмечается повышенный шум и вибрации;
- если температура подшипниковых узлов выше нормы.
Процедура центровки соединения валов агрегатов:
- Установить измерительное устройство.
- Проверить и скорректировать положение мягкой вставки.
- Вычислить значения несоосности.
- Выполнить качественную центровку валов.
- Составить отчёт о проделанной работе.
Инструмент для центровки муфтовых соединений
Существует целый ряд инструментов для центровки муфтовых соединений, начиная от простейших и завершая совершенными наборами.
Чем совершеннее и современнее набор измерительного инструмента, тем выше точность центровки
Самый простой и доступный набор содержит:
- штангенциркуль,
- линейку,
- пластинчатые щупы разной толщины.
Точность измерений этим набором невысока. Качество центровки обеспечивается не столько инструментом, сколько мастерством и опытом механика. Сама процедура центровки с помощью этих инструментов может занимать продолжительное время.
Цифровой анализатор центровки соединений – инструмент из серии наиболее совершенных приспособлений. Анализатор позволяет быстро и легко отцентрировать валы с высокой точностью.
Читайте также: Замена крестовины карданного вала mitsubishi l200 2016
Работу может выполнить любой человек, изучивший инструкцию по работе с цифровым анализатором. Однако стоимость цифрового измерителя очень высока и далеко не всем по карману.
Анализатор точности центровки валов часового типа позволяет достаточно точно провести измерения коллинеарности
Между тем есть экономичная альтернатива – ещё один вид измерительного анализатора, построенного на основе двух индикаторов часового типа. Один индикатор определяет отклонения по оси X, другой по оси Y. Удобный, эффективный, недорогой инструмент, помогающий быстро центровать, к примеру, муфтовое соединение между электродвигателем и насосом.
Пошаговая инструкция центровки пары электродвигатель-насос
- Проверить правильность установки рамы агрегата на фундаменте при помощи строительного уровня. Выполняется эта операция в продольном и поперечном направлениях.
- Если расстояние между анкерными болтами рамы превышает 800 мм, установить под раму дополнительные подкладки в центральной точке межанкерного расстояния. Подкладки должны плотно прилегать к раме и фундаменту.
- Ослабить болты крепления насоса и болты крепления подшипниковой опоры. Убедиться, что на подшипниковую опору не действуют какие-либо нагрузки.
- Затянуть крепёжные болты на основании насоса, оставив ослабленным крепёж подшипниковой опоры.
На картинке несколько первых шагов, показывающих как выполняется центровка валов агрегатов
Дальнейший процесс центровки:
- Измерить величину зазора между муфтами электродвигателя и насоса. Эта величина не должна превышать значений 3-5 мм. В случае несоответствия, ослабить крепление электродвигателя и выставить мотор на место до получения указанных цифр. Получив результат, закрепить двигатель.
- Проверить свободный ход вращения, прокручивая валы агрегата вручную. Свободное вращение, без наличия заеданий – свидетельство корректного состояния устройств.
- Используя червячные хомуты, разместить на полумуфтах механизм центровки. Основная и ответная часть механизма устанавливаются с осевым зазором между ними в 2-3 мм. При вращении валов, они не должны соприкасаться.
- Закрепить к механизму центровки индикаторы часового типа и приступить к операции центровки валов электродвигателя / насоса.
Процесс центровки пары мотор / насос часовым индикатором
Индикаторами часового типа измеряют боковые зазоры (А) и угловые зазоры (В). Для этого приборы закрепляют на оснастке с таким расчётом, чтобы их наконечники упирались в тело полумуфт на валу двигателя и насоса. Также при установке приборов следует учесть удобство считывания показаний.
Индикаторы часового типа нужно установить так, чтобы без затруднений снимать показания
Упирают измерительные стержни индикаторов в тело полумуфт с выбегом в 2-3 мм по шкале. Затем вращением ободков приборов совмещают стрелки с нулевой отметкой. Начинают измерение в четырёх пространственных точках:
- Первыми измеряют зазоры А и В верхнего положения.
- Поворачивают валы на 90º в направлении рабочего вращения привода.
- Вновь измеряют зазоры А и В по среднему положению.
- Повторяют процедуру для двух оставшихся положений.
Последним контрольным замером – пятым по счёту, будет повторное измерение в начальной верхней точке. Полученные цифры замеров в 1 и 5 положениях должны совпадать.
Последствия нарушения центровки валов
Изменения параметров центровки валов (соосности), прежде всего, вызывают эффект вибрации. Влияние вибрации на муфту и на близко расположенные подшипники очевидно: детали подвергаются ускоренному износу.
Такими обещают быть последствия посредственного подхода к центровке валов агрегатов
На муфте изнашивается эластичная вставка, появляются дефекты подшипников мотора и насоса, торцевого уплотнения. Если же перекос осей значительный, в конечном итоге неизбежен срез вала.
О том, как центруют валы агрегатов анализатором часового типа
Практическое пособие на видеоролике по теме центровки валов машинных агрегатов посредством часовых индикаторов. На видео демонстрируется полная последовательность процедуры, показываются все тонкости центровки:
КРАТКИЙ БРИФИНГ
Zetsila — публикации материалов, интересных и полезных для социума. Новости технологий, исследований, экспериментов мирового масштаба. Социальная мультитематическая информация — СМИ .
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Механика © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер💡 Видео
Выставить соосность при помощи проволоки? Показываем, как это сделать подручными средствами.Скачать
Двигатель компресораСкачать
МОНЖТАЖ МУФТЫ ЦЕНТРОВКА ВАЛОВСкачать
Как выставить соосность вала, и устранить эффект мягкой лапы.Скачать
Центровка валов. Приборы для центровки валов. Для чего нужна центровка валов?Скачать
Люфт в муфтовом соединении Центровка валовСкачать
Особенности центровки валов насосных агрегатов с установленной упругой пластинчатой муфтойСкачать
Монтаж зубчатой муфты. Видеоинструкция.Скачать
Ремонт насосов Биение валов и муфт Центровка валовСкачать
Прибор выверки соосности муфт SKF TKSA 51Скачать
Центровка учебное пособие курса ТОР-101 (Балтех)Скачать
ВИБРАЦИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ИЗ-ЗА НЕПРАВИЛЬНОЙ ЦЕНТРОВКИ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЦЕНТРОВКИ.Скачать
Центровка валов и валопроводов, ремонт насосов, валов, муфтСкачать
Муфта упругая втулочно-пальцевая МУВПСкачать
Лазерная центровка валов, полумуфт.Скачать
Видео обзор промышленных муфт. Соединительная муфта для валовСкачать
Ремонт электродвигателей Центровка электродвигателей часовыми индикаторамиСкачать