Цепь привода распределительного вала для чего

Цепь распредвала (или цепь ГРМ) – элемент системы газораспределения, отвечающий за синхронизацию работы коленчатого и распределительного валов. В отличие от ремня ГРМ цепь изготавливается из металлических звеньев, что дает ей определенные преимущества в плане долговечности в случае правильного ухода за двигательной системой.

Видео:Всё что нужно знать о цепи газораспределения ваз 2101-2107Скачать

Всё что нужно знать о цепи газораспределения ваз 2101-2107

Особенности цепного привода

Цепь способна выдержать пробег свыше 300 тыс. км, но только если изначально деталь была высокого качества, а автомобиль содержался в хорошем состоянии. В этом случае привод ГРМ не доставит автовладельцу хлопот. Но в реальных условиях эксплуатации цепи распредвала выходят из строя довольно часто. Например, на ВАЗ регламент предписывает замену уже при 60 тыс. км пробега, хотя на практике деталь может прослужить намного дольше.

Цепь привода распределительного вала для чего

Обрыв цепи распредвала провоцируют:

  • эксплуатационный износ;
  • низкое качество самой детали, ее брак;
  • попадание посторонних предметов между звеньями;
  • неисправность насоса;
  • заедание коленчатого и распределительного валов;
  • неисправность натяжных роликов;
  • неправильные установка и натяжение цепи;
  • попадание на цепь масла в результате утечки;
  • попадание загрязнений извне (пыль, песок, пыльца растений) — ситуация усугубляется, если все это оседает на масляной пленке, которая образуется в результате утечки смазки ДВС;

Резкое торможение и интенсивное наращивание оборотов также могут спровоцировать обрыв.

Основными недостатками цепного привода являются шумность и высокая стоимость. К второстепенным минусам можно отнести то, что из-за шумности сложно распознать появление посторонних звуков в работе автомобиля, которые сигнализируют о неисправностях.

Видео:как работает цепь привода ГРМСкачать

как работает цепь привода ГРМ

Последствия обрыва цепи ГРМ

Когда обрывается цепь привода распредвала, прерывается передача вращательной энергии на сам распредвал, в результате чего он останавливается. Коленвал же в это время продолжает движение, толкая поршни, которые наносят удар по остановившимся клапанам. В лучшем случае погнет несколько клапанов, в худшем произойдет загиб всех плюс частичное разрушение поршней. Иногда в результате обрыва происходит полный выход из строя двигателя — приходится его менять.

Признаки нарушений функционирования системы газораспределения, вызванные растяжением цепи – это:

  • рывки в процессе езды;
  • трудный запуск ДВС;
  • перегрев антифриза;
  • падение «приемистости».

Чтобы избежать капремонта, следует регулярно проверять цепь на предмет износа, следить за герметичностью двигательной системы, устранять утечки масла. И ставить только надёжные брендовые запчасти.

Цепь привода распределительного вала для чего

Видео:какие бывают цепи привода ГРМСкачать

какие бывают цепи привода ГРМ

Как произвести замену цепи распределительного вала?

Замена цепи распредвала выполняется в определенной последовательности:

  • Снимается клапанная крышка.
  • Коленчатый вал проворачивается, пока метки на подшипниках и звездочке распределительного вала не совпадут.
  • Отгибаются усики упорной шайбы фиксирующего болта на звездочке распределительного вала.
  • Валы фиксируют во избежание проворачивания. Для этого включается четвертая (либо задняя) передача, приводится в действие стояночный тормоз.
  • Слегка ослабляется крепежный болт на звездочке распределительного вала. Именно ослабляется, а не снимется.
  • Демонтируются башмак натяжителя и успокоитель.
  • Выворачивается и снимается ограничительный палец.
  • Снимается звездочка валика вспомогательных узлов. Для этого приходится отгибать усики в точке крепления упорной шайбы, заклинить саму звездочку, чтобы она оставалась в неподвижном состоянии, и открутить фиксирующий болт.
  • Демонтируется звездочка распределительного вала. Для этого необходимо до конца вывернуть ослабленный ранее болт и аккуратно извлечь деталь с посадочного места.
  • Снимается старая цепь распределительного вала. Сделать это нужно, не демонтируя шестерню коленвала.
  • Состыковываются метки на блоке цилиндров и шестерне распределительного вала. Для этого необходимо провернуть коленвал до полного их совпадения.
  • Производится установка цепи распредвала. Прежде чем приступить к монтажу, на запчасть наносится моторное масло. Установка проводится в определенном порядке – сначала цепь надевается на шестерню коленвала, затем на шестерню приводного валика вспомогательных узлов. После этого шестерня с цепью устанавливается на валик.
  • Осуществляется натяжение ведущей ветви цепи, слегка прикручивается крепежный элемент. С помощью крючка цепь подтягивается к распредвалу, надевается на шестерню и натягивается с таким расчетом, чтобы метки на подшипниках и шестерне распределительного вала совпали.
  • Производится сборка механизма в обратном порядке.
  • Проводится контрольная проверка.

Цепь привода распределительного вала для чего

Вместе с цепью зачастую требуется сменить звездочки валов, крепежные элементы, прокладку крышки мотора.

Неправильное натяжение цепи приводит к интенсивному износу детали, может спровоцировать обрыв и некорректную работу двигателя. Для устранения ошибки может потребоваться повторная замена, а в случае обрыва — капремонт мотора. Поэтому ремонт распредвала следует доверять сотрудникам автомастерских, иначе незначительная экономия может трансформироваться в огромные расходы.

Видео:Как натянуть цепь привода распредвала ВАЗ-2101-2107.Скачать

Как натянуть цепь привода распредвала ВАЗ-2101-2107.

Механизм газораспределения, цепь ГРМ и её натяжитель

Цепь привода распределительного вала для чего
Рис. 2.25. Цепь привода механизма газораспределения: 1 – звездочка распределительного вала; 2 – рычаг натяжителя; 3 – натяжитель цепи; 4 – направляющая цепи; 5 – звездочка коленвала; 6 – цепь привода механизма газораспределения; 7 – размер шага; 8 – шаг; 9 – связь
Моторное масло внутри передней крышки двигателя смазывает цепь привода механизма газораспределения и звездочки. Штифты цепи привода механизма газораспределения азотированы для повышения сопротивления истиранию (рис. 2.25).

Характеристики звездочки привода механизма газораспределения

Натяжитель цепи привода механизма газораспределения

Цепь привода распределительного вала для чего
Рис. 2.26. Натяжитель цепи привода механизма газораспределения: 1 – отверстие храпового механизма; 2 – отверстие подачи масла; 3 – обратный клапан; 4 – пружина поршня; 5 – поршень; 6 – зубчатая рейка; 7 – храповик; 8 – пружина храповика; 9 – сечение
Натяжитель цепи привода механизма газораспределения – масляный. Натяжение цепи привода механизма газораспределения сохраняется постоянным за счет использования давления масла и силы пружины натяжителя цепи. Масляный натяжитель цепи имеет следующие детали: пружину поршня, которая действует на рычаг натяжителя; обратный клапан, который сохраняет усилие на рычаге натяжителя (рис. 2.26).

Общая информация о цепных приводах распределительного вала

Ведущая шестерня или звездочка привода распределительного вала, стоящая на коленчатом валу, изготавливается обычно из спеченного порошкового материала. Если используется шестеренчатый привод, то зубья ведомой шестерни, установленной на распределительном валу» должны быть сделаны из мягкого материала для снижения шума. Как правило, ведомая шестерня распределительного вала изготавливается целиком из алюминия или текстолита. В случае цепного привода звездочка распределительного вала может быть изготовлена целиком из чугуна или иметь смешанную конструкцию — алюминиевая ступица с нейлоновыми зубьями, — обеспечивающую снижение шума. В цепных приводах распределительного вала используются цепи двух типов.

Цепь привода распределительного вала для чего

Цепь привода распределительного вала для чего

Цепь привода распределительного вала для чего

Рис. 15.13. Пружинный натяжитель цепи (а). В большинстве двигателеи с верхним расположением распределительного вала используются гидравлические натяжители цепи (6). В гидравлических натяжителях прижим к цепи создается за счет давления масла в системе смазки двигателя.

Для поддержания определенной силы прижима к цепи при выключенном двигателе, когда давление масла равно нулю в гидравлическом натяжителе предусмотрен храповой механизм. Такая конструкция позволяет уменьшить шум при запуске двигателя, когда давление масла еще недостаточно для нормальной работы натяжителя (в)

Цепь привода распределительного вала для чего

Рис. 15.14. Звездочки двух типов, которые могут использоваться в одном и том же двигателе. Слева — чугунная звездочка, справа — звездочка смешанной конструкции — нейлоновые зубья на алюминиевой втулке

Цепь привода распределительного вала для чего

Рис. 15.15. Цепи привода распределительного вала двух типов. Слева — плоскозвенная (бесшумная) цепь, справа — роликовая цепь

1. Бесшумная цепь (называемая также плоскозвен-ной цепью или цепью Морзе, по имени ее первого из1 отовителя). Цепи этого типа создают при работе меньший шум, но склонны к растяжению в процессе эксплуатации (рис. 15.14-15.18).

Цепь привода распределительного вала для чего

Рис. 15.16. Звездочка и цепь привода распределительного вала со следами чрезмерного износа

Цепь привода распределительного вала для чегоЦепь привода распределительного вала для чего

Рис. 15.17. Стандартная норма растяжения цепи составляет 1/2 дюйма (13 мм). Если провис цепи превышает этот порог, она подлежит замене. Но при замене распределительного вала или разборке двигателя для его ремонта или переборки лучше всего заменить цепь и звездочку привода распределительного вала, независимо от степени их износа

Цепь привода распределительного вала для чего

Рис. 15.18. Полностью изношенныи направляющий башмак цепи привода распределительного вала. В конце концов эта металлическая конструкция лопнула пополам, вызвав большой шум в двигателе

Растяжение цепи привода механизма газораспределения приводит к запаздыванию срабатывания клапанов и, соответственно, потере мощности на низких оборотах двигателя. В некоторых случаях провис цепи привода приводит к повреждению крышки цепи привода и возникновению утечки масла. О том, как проверить цепь привода на допустимое растяжение, читаите в главе 8.

2. Роликовая цепь. Цепи этого типа создают при работе больший шум, но работают с меньшим трением и растягиваются меньше, чем плоскозвенные цепи (рис. 15.19).

В некоторых конструкциях четырехклапанных двигателей используется двухступенчатый привод распределительного вала:

Первая ступень: От коленчатого вала к одному из распределительных валов

Вторая ступень: От ведущего распределительного вала к остальным распределительным валам См. рис. 15.20.

Цепь привода распределительного вала для чего

Рис. 15.19. Цепи привода распределительного вала различной конструкции. Три цепи слева — это различные варианты цепи бесшумной или плоскозвенной конструкции. Роликовая цепь, показанная справа, имеет намного большую длину, потому что она предназначена для привода двух верхних распределительных валов. Акустические измерения показали, что уровень шума, создаваемого бесшумной цепью (плоскозвенной цепью Морзе), на целых 8 дБ ниже, чем уровень шума, создаваемый роликовой цепью, установленной в том же двигателе

Цепь привода распределительного вала для чего


Рис. 15.20.
Типичная конструкция привода, используемого в V-образных двигателях с верхним расположением распределительных валов и двухвальным клапанным механизмом. В двухступенчатом приводе распределительных валов используется одна цепь в первой ступени привода и две цепи — во второй ступени привода

Видео:Газораспределительный механизм устройство и основные неисправностиСкачать

Газораспределительный механизм устройство и основные неисправности

Классификация, устройство и принцип работы ГРМ двигателя

Газораспределительный механизм (ГРМ) представляет собой совокупность деталей и узлов, обеспечивающих открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов двигателя в определенный момент времени. Основная задача ГРМ заключается в своевременной подаче топливовоздушной смеси или топлива (это зависит от типа мотора) в камеру сгорания и выпуск отработавших газов. Для реализации этой задачи слажено работает целый комплекс механизмов, часть из которых управляется при помощи электроники.

Видео:Как натянуть цепь ГРМ на ВАЗ-2106Скачать

Как натянуть цепь ГРМ на ВАЗ-2106

Устройство газораспределительного механизма

В современных моторах газораспределительный механизм располагается в головке блока цилиндров двигателя. В его состав входят следующие основные элементы:

Цепь привода распределительного вала для чего

    Распределительный вал. Это сложная по конструкции деталь, которая изготавливается из прочной стали или чугуна с высокой точностью обработки. В зависимости от конструкции ГРМ распредвал может устанавливаться в головке блока цилиндров или в картере двигателя (такая компоновка сейчас не применяется). Это основная деталь, которая отвечает за последовательное открытие и закрытие клапанов. Распределительный вал

На валу имеются опорные шейки и кулачки, которые и толкают стержень клапана или коромысло. Форма кулачка имеет строго определенную геометрию, поскольку от этого зависит длительность и степень открытия клапана. Также кулачки выполнены разнонаправленными, чтобы обеспечивать попеременную работу цилиндров.

  • Привод. Крутящий момент от коленчатого вала передается через привод на распределительный вал. Привод бывает разным в зависимости от конструктивного решения. Шестерня коленвала в два раза меньше шестерни распредвала. Таким образом, коленчатый вал вращается в два раза быстрее. В зависимости от типа привода в его состав входят:
    • цепь или ремень;
    • шестерни валов;
    • натяжитель (натяжной ролик);
    • успокоитель и башмак.
  • Впускные и выпускные клапаны. Они расположены в головке блока цилиндров и представляют собой стержни с плоской головкой на одном конце, которая называется тарелкой. Впускные и выпускные клапаны отличаются по конструкции. Впускной изготавливается цельной деталью. Также он имеет больший диаметр тарелки для обеспечения лучшего наполнения цилиндра свежим зарядом. Выпускной часто изготавливают из жаропрочной стали и с полым стержнем для лучшего охлаждения, так как в работе он подвергается более высоким температурам. Внутри полости находится натриевый наполнитель, который легко плавится и отводит часть тепла от тарелки к стержню. Цепь привода распределительного вала для чегоВпускные и выпускные клапаны с пружинами На тарелках клапанов сделаны специальные фаски, которые обеспечивают более плотное прилегание к отверстиям в головке блока цилиндров. Это место называется седлом. Кроме самих клапанов, в механизме предусмотрены дополнительные элементы, обеспечивающие его правильную работу:
    • Пружины. Возвращают клапаны в исходное положение после нажатия.
    • Маслосъемные колпачки. Представляют собой специальные уплотнители, которые не допускают попадания масла в камеру сгорания по стержню клапана.
    • Направляющая втулка. Устанавливается в корпус ГБЦ и обеспечивает точное движение клапана.
    • Сухари. С их помощью пружина крепится на стержне клапана.
  • Толкатели. Через толкатели передается усилие от кулачка распредвала на стержень. Изготавливаются из высокопрочной стали. Они бывают разных видов (механические (стаканы), роликовые, гидрокомпенсаторы). Тепловой зазор между механическими толкателями и кулачками распредвала регулируется вручную. Гидрокомпенсаторы или гидротолкатели автоматически поддерживают нужный тепловой зазор и не требуют регулировки.
  • Коромысло или рычаги. Простое коромысло представляет собой двуплечный рычаг, который совершает качательные движения. В различной компоновке коромысла могут работать по-разному. Цепь привода распределительного вала для чегоКоромысло
  • Системы изменения фаз газораспределения. Данные системы устанавливаются не на все двигатели. Более подробно про устройство и принцип работы CVVT можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте.
  • Видео:Автомобильные системы Принцип работы ГРМСкачать

    Автомобильные системы Принцип работы ГРМ

    Принцип работы

    Работу газораспределительного механизма сложно рассматривать отдельно, в отрыве от рабочего цикла двигателя. Ведь его основная задача – это вовремя открыть и закрыть клапана на определенный промежуток времени. Соответственно на такте впуска открываются впускные, а на такте выпуска – выпускные. То есть фактически механизм должен реализовывать рассчитанные фазы газораспределения.

    Технически это происходит следующим образом:

    1. Коленчатый вал передает крутящий момент посредством привода на распределительный.
    2. Кулачок на распределительном валу нажимает на толкатель или коромысло.
    3. Клапан перемещается внутрь камеры сгорания, открывая доступ свежему заряду или отработавшим газам.
    4. После того как кулачок проходит активную фазу воздействия, клапан возвращается на место под действием пружины.

    Стоит также отметить, что за полный рабочий цикл распредвал совершает 2 оборота, попеременно открывая клапана в каждом цилиндре, в зависимости от порядка их работы. То есть, например, при схеме работы 1-3-4-2 в один и тот же момент времени в первом цилиндре будут открыты впускные клапаны, а в четвертом выпускные. Во втором и третьем клапаны будут закрыты.

    Видео:Цепь привода распределительного вала Акмаш-ХолдингСкачать

    Цепь привода распределительного вала Акмаш-Холдинг

    Классификация или типы ГРМ

    Двигатели могут иметь различную компоновку газораспределительного механизма. Рассмотрим следующую классификацию.

    По расположению распределительного вала

    Существуют два типа положения распредвала:

    При нижнем расположении распредвал находится в блоке цилиндров рядом с коленчатым валом. Усилие от кулачков передается через толкатели на коромысла, при этом применяются специальные штанги. Они представляют собой длинные стержни и связывают толкатели внизу с коромыслами наверху. Нижнее расположение считается не самым удачным, но имеет и свои плюсы. В частности, более надежное соединение распредвала с коленвалом. Данный тип расположения на современных моторах не применяется.

    Цепь привода распределительного вала для чего

    Нижнее расположение распредвала и устройство ГРМ

    При верхнем положении распредвал находится в головке блока цилиндров (ГБЦ) непосредственно над клапанами. При таком положении могут быть реализованы различные варианты воздействия на клапаны: через толкатели, коромысла или рычаги. Такая конструкция более простая, надежная и компактная. Верхнее положение распредвала получило более широкое распространение.

    По количеству распределительных валов

    На рядных двигателях могут быть установлены один или два распределительных вала. Моторы с одним распредвалом имеют аббревиатуру SOHC (Single Overhead Camshaft), а с двумя – DOHC (Double Overhead Camshaft). Один вал отвечает за открытие впускных, а другой за открытие выпускных клапанов. В двигателях c V-образной компоновкой используются четыре распредвала, по два на каждый ряд цилиндров.

    По количеству клапанов

    От количества клапанов на один цилиндр будет зависеть форма распредвала и количество кулачков на нем. Клапанов может быть два, три, четыре или пять.

    Самый простой вариант с двумя клапанами: один работает на впуск, другой на выпуск. В трехклапаном двигателе два работают на впуск и один на выпуск. При четырех клапанах: два на впуск и два на выпуск. Пять клапанов: три на впуск и два на выпуск. Чем больше клапанов на впуске, тем больше объем поступающей топливовоздушной смеси в камеру сгорания. Повышается мощность и динамика двигателя. Сделать больше пяти не позволят размер камеры сгорания и форма распредвала. Наиболее часто встречается схема с четырьмя клапанами на цилиндр.

    По типу привода

    Различают три типа привода распределительного вала:

    1. Шестеренчатый. Данный привод возможен только при нижнем положении распредвала в блоке цилиндров. Коленвал и распредвал имеют зубчатый привод через шестерни (звездочки). Главное преимущество такого привода – надежность. При верхнем положении распредвала в ГБЦ применяется цепной и ременный привод.
    2. Цепной. Этот привод считается более надежным. Но использование цепи требует особых условий. Для гашения колебаний устанавливаются успокоители, а натяжение цепи регулируется натяжителями. В зависимости от количества валов могут применяться несколько цепей.

    Ресурса цепи хватает в среднем на 150-200 тысяч километров пробега.

    Главной проблемой цепного привода считается поломка натяжителей, успокоителей или разрыв самой цепи. При плохом натяжении цепь может перескакивать между зубьев в ходе работы, что приводит к нарушению фаз газораспределения. Ременный и цепной приводы ГРМ Автоматически регулировать натяжение цепи помогают гидронатяжители. Они представляют собой поршни, которые давят на так называемый башмак. Башмак прилегает непосредственно к цепи. Он представляет собой изогнутую дугой деталь со специальным покрытием. Внутри гидронатяжителя находится плунжер, пружина и рабочая полость для масла. Масло поступает в натяжитель и выталкивает цилиндр до нужного уровня. Клапан закрывает масляный канал, и поршень постоянно поддерживает нужное натяжение цепи. По похожему принципу работают гидрокомпенсаторы в ГРМ. Успокоитель цепи гасит остаточные колебания, которые не погасил башмак. Так достигается оптимальная и точная работа цепного привода.

    Самые большие неприятности может принести разрыв цепи.

    Распредвал прекращает вращение, а коленвал продолжает крутиться и двигать поршни. Днища поршней ударяются о тарелки клапанов, что приводит к их деформации. В самых тяжелых случаях может быть поврежден и блок цилиндров. Чтобы такого не произошло, иногда применяются двухрядные цепи. При обрыве одной другая продолжит работу. Водитель без последствий исправит ситуацию.
    Ременный. Ременный привод не требует смазки, в отличие от цепного.


    🎥 Видео

    Как натянуть цепь ваз 2101-2107,а главное избавиться от стука механизма г.р.м.Скачать

    Как натянуть цепь ваз 2101-2107,а главное избавиться от стука механизма  г.р.м.

    Способ установки Цепи ГРМ ВАЗ и правильная натяжкаСкачать

    Способ установки Цепи ГРМ ВАЗ и правильная натяжка

    Замена цепи ГРМ ВАЗ 2101-07Скачать

    Замена цепи ГРМ ВАЗ 2101-07

    Установка распредвала, цепи ГРМ, зажигания, по меткам, ВАЗ КлассикаСкачать

    Установка распредвала, цепи ГРМ, зажигания, по меткам, ВАЗ Классика

    Цепи привода распределительного вала 406.1006040-10 (Акмаш Холдинг)Скачать

    Цепи привода распределительного вала 406.1006040-10 (Акмаш Холдинг)

    Замена башмака натяжителя цепи привода распределительного вала Niva ChevroletСкачать

    Замена башмака натяжителя цепи привода распределительного вала Niva Chevrolet

    Неисправность датчика фаз: зачем нужен и как проверить (датчик положения распределительного вала)Скачать

    Неисправность датчика фаз: зачем нужен и как проверить (датчик положения распределительного вала)

    Фазы на распредвалах, какое перекрытие выставить? Что такое "фаза распредвала"?Скачать

    Фазы на распредвалах, какое перекрытие выставить? Что такое "фаза распредвала"?

    Замена цепи ГРМ НИВА (ЛАДА) 21214. Подробно. Обзор новых и старых деталей.Скачать

    Замена цепи ГРМ НИВА (ЛАДА) 21214. Подробно. Обзор новых и старых деталей.

    КАК ПОСТАВИТЬ ЦЕПЬ РАСПРЕДВАЛОВ ХУНДАЙ АКЦЕНТ 🔥Скачать

    КАК ПОСТАВИТЬ ЦЕПЬ РАСПРЕДВАЛОВ ХУНДАЙ АКЦЕНТ 🔥

    Что лучше цепь или ремень ГРМСкачать

    Что лучше цепь или ремень ГРМ

    замена цепи распредвалов гетц 1.4 без снятия ремня ГРМСкачать

    замена цепи распредвалов гетц 1.4 без снятия ремня ГРМ
    Поделиться или сохранить к себе:
    Технарь знаток