Механизм газораспределия автомобилей ВАЗ 2106 приводится в действие с помощью цепи (2). Под влиянием износа цепь изнашивается, вытягивается, изнашиваются так же и звездочки распредвала(1), коленчатого вала(5), и звездочка привода второстепенных механизмов (4). Все эти события приводят к тому, что нарушается регулировка цепи, и ее приходится время от времени подтягивать.
Для выполнения этой операции, нам придется запастись торцовыми ключами на восемь, десять и тринадцать, нужна и наша отвертка с плоским жалом и желательно иметь ключ для проворачивания коленвала.
Для того, что бы отрегулировать натяжение цепи привода распределительного вала, необходимо:
- Снять, открутив торцевым ключом на «10» гайки, крышку головки цилиндров.
- Определите степень натяжения цепи, нажав на ее ветвь отверткой.
- Отвернув на половину оборота гайку натяжителя цепи (8), вы должны услышать щелчок и увидеть, как сдвинулся с места башмак натяжителя (7). Если такого щелчка не произойдет, то несколько раз слегка пристукните по гайке натяжителя молотком, а в крайнем случае, снимите натяжитель совсем, отвернув его гайки крепления и ударьте через какую-либо проставку непосредственно по плунжеру.
- Медленно вращайте коленвал до тех пор, пока не почувствуете нарастающее сопротивление вращению, — в этот момент цепь натягивается.
- Закрутите гайку натяжителя, и установите крышку механизма газораспределения, не забыв вставить на место прокладку, предварительно смазав ее герметиком. Вообще говоря, я советовал бы заменять эту прокладку на новую, при каждом снятии крышки головки блока. Поверьте, что опрятный вид двигателя, без потеков масла из-под крышки, стоит тех мизерных денег, которые Вы за нее заплатите.
Надо заметить, что эта операция должна выполняться в описанном порядке, только в случае заедания механизма натяжителя. То есть, если при ослаблении гайки натяжителя, Вы услышали щелчок, то достаточно просто провернуть несколько раз коленвал и цепь натянется. Я иногда даже использовал для этой цели стартер, (отключив зажигание) и получал прекрасные результаты.
- Замена цепи привода распредвала ВАЗ 2106
- ↑ Как снять цепь с распредвала
- ↑ Установка новых деталей, проверка и регулировка
- ↑ Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 видео
- Замена цепи привода распределительного вала ВАЗ-2123
- Как определить износ цепи ГРМ на ВАЗ 2106 и заменить её своими руками
- Кратко о конструкции привода
- Назначение и характеристики цепи
- Признаки критического износа детали
- Видео: определение степени износа шестерён ГРМ
- Инструкция по замене
- Инструмент и условия ведения работ
- Предварительная разборка
- Видео: снятие электровентилятора и радиатора ВАЗ 2106
- Снятие и установка новой цепи
- Видео: как правильно менять цепь на ВАЗ 2101—07
- Можно ли укорачивать растянутую цепь
- 🎬 Видео
Видео:Замена башмака натяжителя цепи привода распределительного вала Niva ChevroletСкачать
Замена цепи привода распредвала ВАЗ 2106
Видео:Установка распредвала, цепи ГРМ, зажигания, по меткам, ВАЗ КлассикаСкачать
↑ Как снять цепь с распредвала
- Для удобства снимаем радиатор двигателя.
- Снимаем крышку головки блока цилиндров
- Выставляем метку шестерни распределительного вала напротив прилива корпуса подшипников.
- Снимаем ремень генератора , шкив насоса охлаждающей жидкости.
Снимаем натяжитель цепи привода распределительного вала.
Видео:Как натянуть цепь привода распредвала ВАЗ-2101-2107.Скачать
↑ Установка новых деталей, проверка и регулировка
Устанавливаем новые детали механизма привода распределительного вала в обратной последовательности. После чего надавливаем на башмак натяжителя пальцем, натягивая цепь.
Проверяем одновременное совмещение меток на звездочках коленчатого вала и блоке цилиндров, а также меток на звездочке распределительного вала и корпусе подшипников .
Заряжаем натяжитель цепи, устанавливаем его на прежнее место и натягиваем им цепь.
Регулируем угол опережения зажигания.
Видео:Как натянуть цепь ваз 2101-2107,а главное избавиться от стука механизма г.р.м.Скачать
↑ Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 видео
Видео:Как натянуть цепь ГРМ на ВАЗ-2106Скачать
Замена цепи привода распределительного вала ВАЗ-2123
Если при исправных натяжителе и его башмаке, а также при неизношенных звездочках привода не удается восстановить натяжение цепи, значит, цепь чрезмерно вытянулась и ее необходимо заменить
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 17», специальный ключ для гайки крепления шкива коленчатого вала, отвертка, монтажная лопатка, молоток, бородок.
Читайте также: Холодильник lg с умным инверторным компрессором ga b379squl
Снимите крышку головки блока цилиндров
Снимаем шкив привода вспомогательных агрегатов
Снимаем звездочку с цепью с распределительного вала
Снимаем цепь со звездочки
Операции показаны на снятом двигателе
Отворачиваем три болта крепления поддона картера к крышке привода ГРМ.
Отвернув три гайки крепления кронштейна натяжного ролика, снимаем кронштейн в сборе с роликом.
Отворачиваем болт крепления опорного ролика, снимаем ролик.
Ключом на 13 отворачиваем болт крепления пластины к кронштейну генератора.
Головкой на 10 отворачиваем верхний болт крепления пластины
Снимаем кронштейн держателя проводов датчика положения коленчатого вала
С помощью головки на 10 отворачиваем нижний болт крепления пластины.
Головкой на 10 откручиваем пять болтов и две гайки крепления крышки привода ГРМ к блоку цилиндров
Шлицевой отверткой поддеваем за приливы крышки.
Снимаем переднюю крышку ГРМ.
Сопряжение крышки уплотнено картонной прокладкой
С помощью головки на 17 отворачиваем ось башмака натяжителя цепи.
Вынимаем башмак натяжителя.
Снимаем цепь со звездочек коленвала и валика привода масляного насоса и вынимаем цепь
Снимаем звездочку с носка коленвала
Если звездочка сидит туго, спрессовываем ее с помощью трехзахватного съемника
С помощью зубила или отвертки отгибаем край стопорной пластины с головки болта крепления звездочки валика привода масляного насоса.
Головкой на 17 откручиваем болт крепления звездочки.
Чтобы звездочка не прокручивалась, удерживаем ее отверткой через отверстие в звездочке, опираясь на головку болта крепления упорного фланца валика.
Снимаем звездочку валика привода масляного насоса.
Звездочка на валике фиксируется штифтом
Устанавливаем детали в обратной последовательности.
В случае тугой посадки звездочки на валу, напрессовываем ее на вал, заворачивая гайку крепления шкива.
Отвернув гайку, допрессовываем звездочку с помощью подходящей головки.
При установке цепи нужно обеспечить натяжение ее левой ветви.
Не допускается провисание цепи между звездочками коленчатого вала, валика привода масляного насоса и распределительного вала.
Установив цепь и гидравлический натяжитель, поворачиваем коленвал по часовой стрелке на два оборота и проверяем совпадение установочных меток.
Убедитесь в одновременном совпадении меток на звездочках с метками на двигателе
Если метки не совпадают, повторите установку цепи.
Если метки совпадают, включите передачу, затяните болт звездочки распределительного вала и законтрите его.
Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.
Видео:Способ установки Цепи ГРМ ВАЗ и правильная натяжкаСкачать
Как определить износ цепи ГРМ на ВАЗ 2106 и заменить её своими руками
В двигателях классической серии «Жигулей» ВАЗ 2101–2107 газораспределительный механизм (ГРМ) приводится в действие двухрядной цепью. Срок службы детали довольно продолжительный и составляет не менее 100 тыс. км пробега. При появлении симптомов критического износа цепной привод желательно заменить целиком, вместе с шестерёнками. Процедура трудоёмкая, но несложная, мастеровитый автолюбитель справится с задачей без особых проблем.
Видео:Замена цепи ГРМ ВАЗ 2101-07Скачать
Кратко о конструкции привода
Чтобы самостоятельно поменять цепь и сопутствующие элементы, нужно знать устройство этой части силового агрегата. Механизм, приводящий в движение распределительный вал мотора ВАЗ 2106, включает такие детали:
- на коленчатый вал насажена малая ведущая звёздочка;
- большая промежуточная шестерня;
- верхняя большая шестерёнка прикручена к торцу распределительного вала болтом;
- двухрядная цепь ГРМ;
- башмак натяжителя, подпираемый плунжерным штоком;
- успокоитель — металлическая пластина с износостойкой накладкой;
- палец — ограничитель биения цепи установлен рядом с нижней звёздочкой.
В старых версиях «шестёрки» устанавливался механический плунжер натяжителя, где шток выдвигается под воздействием пружины. Обновлённая модификация автомобиля комплектуется гидравлическим плунжерным устройством.
В процессе работы двигателя цепь ГРМ должна находиться в натянутом состоянии, иначе возникнет биение, ускоренный износ и перескакивание звеньев по зубцам шестерёнок. За натяжку отвечает полукруглый башмак, подпирающий деталь с левой стороны.
После звёздочки распредвала (по ходу вращения) установлена пластина успокоителя, прижатая к цепному приводу. Чтобы в результате сильного растягивания элемент не соскочил с нижней шестерёнки, рядом установлен ограничитель — металлический стержень, вкрученный в блок цилиндров.
Приводной механизм располагается на переднем торце двигателя и закрыт алюминиевой крышкой, в которой установлен передний сальник коленчатого вала. Нижняя плоскость крышки прилегает к поддону картера — эту особенность необходимо учесть в процессе разборки узла.
Читайте также: Компрессор воздушный электрический 220в мини для дома
Видео:Шестеренчатый башмак. Артефакт из СССР! Плюсы и минусы. А на однорядку?Скачать
Назначение и характеристики цепи
Приводной механизм ГРМ мотора ВАЗ 2106 решает 3 задачи:
- Вращает распределительный вал, открывающий впускные и выпускные клапаны в головке цилиндров.
- Посредством промежуточной звёздочки приводит в действие масляный насос.
- Передаёт вращение валу распределителя зажигания — трамблёру.
Длина и количество звеньев основного элемента привода — цепи — зависит от типа силового агрегата. На «шестые» модели «Жигулей» производитель устанавливал 3 разновидности моторов с рабочим объёмом 1,3, 1,5 и 1,6 литра. В двигателе ВАЗ 21063 (1,3 л) длина хода поршня составляет 66 мм, на модификациях 21061 (1,5 л) и 2106 (1,6 л) – 80 мм.
Соответственно, на силовых агрегатах с разным рабочим объёмом используются цепи двух размеров:
- двигатель 1,3 л (ВАЗ 21063) – 114 звеньев;
- моторы 1,5—1,6 л (ВАЗ 21061, 2106) – 116 звеньев.
Как во время покупки проверить длину цепи, не пересчитывая звеньев? Вытяните её на всю длину, уложив обе части вплотную друг к другу. Если оба конца выглядят одинаково, перед вами запчасть на 116 звеньев для двигателей с большим ходом поршня (1,5—1,6 л). На короткой цепи для ВАЗ 21063 одно крайнее звено повернётся под другим углом.
Видео:Газораспределительный механизм устройство и основные неисправностиСкачать
Признаки критического износа детали
В процессе эксплуатации автомобиля цепной привод медленно растягивается. Деформации металлических сочленений не происходит — причина явления кроется в истирании шарниров каждого звена, образовании зазоров и люфта. В пределах 1—2 втулок выработка невелика, но умножьте величину зазора на 116 и получите заметное удлинение элемента в целом.
Как определить неисправность и степень изношенности цепи:
- Первый симптом — посторонний шум, доносящийся из-под клапанной крышки. В особо запущенных случаях звук переходит в громкое тарахтение.
- Снимите крышку клапанов и проверьте совпадение меток на звёздочке распределительного вала и шкиве коленвала с соответствующими выступами на корпусе. Если наблюдается сдвиг 10 мм и более, элемент однозначно растянут.
Однажды в процессе диагностики мотора «шестёрки» пришлось наблюдать такую картину: удлинившаяся цепь не только оборвала успокоитель, но и проделала глубокую канавку в корпусе головки цилиндров. Дефект частично затронул плоскость прилегания клапанной крышки, но трещины и протечки моторного масла не образовались. Цепь, растянутая на 1 см и больше, способна перескочить на 1—4 звена по шестерёнкам. Если элемент «перепрыгнул» на одну секцию, нарушаются фазы газораспределения — мотор сильно вибрирует на всех режимах работы, значительно теряет мощность и часто глохнет. Явный симптом — выстрелы в карбюратор либо выхлопную трубу. Попытки настройки зажигания и регулировки топливоподачи бесполезны – «тряска» двигателя не прекращается. Когда цепь смещается на 2—4 зуба, силовой агрегат глохнет и больше не заводится. Худший сценарий — удар поршня по тарелкам клапанов вследствие большого сдвига фаз газораспределения. Последствия — разборка и дорогостоящий ремонт мотора.
Видео: определение степени износа шестерён ГРМ
Видео:Всё что нужно знать о цепи газораспределения ваз 2101-2107Скачать
Инструкция по замене
- цепь двухрядная, подходящая конкретному типу двигателя;
- 3 шестерёнки — две больших и одна малая (продаются комплектом);
- башмак натяжного устройства;
- пластина успокоителя;
- прокладка передней крышки силового агрегата;
- герметик силиконовый высокотемпературный.
Если при диагностике неполадок вы обнаружили потеки масла под шкивом коленчатого вала, стоит приобрести новый сальник, встроенный в переднюю крышку. Деталь несложно поменять в процессе разборки привода ГРМ.
Почему рекомендуется менять все детали привода, включая шестерёнки:
- в течение продолжительного периода, пока цепь растягивалась, зубья звёздочек тоже успели износиться;
- по этой же причине истёрлись накладки успокоителя и натяжителя;
- операция по ремонту очень трудоёмкая, повторять её из-за каждого износившегося элемента привода нецелесообразно.
Инструмент и условия ведения работ
Из специальных приспособлений вам понадобится накидной ключ размером 36 мм для откручивания гайки (храповика), удерживающей шкив коленчатого вала. Поскольку храповик расположен в углублении, захватить его рожковым ключом гораздо труднее.
Остальной набор инструментов выглядит так:
- комплект рожковых ключей и головок с трещоткой и воротком;
- плоские отвёртки — обычная и усиленная;
- монтажная лопатка;
- пассатижи;
- молоток;
- ветошь, перчатки защитные.
Удобнее всего выполнять замену цепи ГРМ на смотровой канаве в условиях гаража. В крайнем случае подойдёт открытая площадка, но тогда для разборки узла вам придётся ложиться на землю под машину.
Предварительная разборка
Цель подготовительного этапа — обеспечить удобный доступ к передней крышке силового агрегата и приводу ГРМ. Что необходимо сделать:
- Установите авто на смотровую яму и включите ручной тормоз. Для удобства разборки дайте двигателю остыть до температуры 40—50 °С.
- Спуститесь в канаву и демонтируйте защиту поддона картера. Сразу же открутите 3 передних болта, соединяющих поддон с торцевой крышкой, ослабьте гайку на нижнем креплении генератора.
Кроме перечисленных деталей вы можете снять другие элементы, например, аккумуляторную батарею и основной радиатор. Эти действия необязательны, но помогут расширить доступ к цепному механизму.
На данном этапе рекомендуется максимально очистить переднюю часть мотора от грязи и масляного налёта. Когда вы снимете крышку привода ГРМ, откроется небольшой проём в масляном картере, куда могут попасть посторонние частицы. Разборка инжекторной «шестёрки» производится аналогично, только вместе с корпусом воздушного фильтра нужно демонтировать гофрированную трубу, ведущую к дросселю, патрубки вентиляции картера и адсорбера.
Видео: снятие электровентилятора и радиатора ВАЗ 2106
Снятие и установка новой цепи
Если вы впервые разбираете цепной привод распределительного вала, строго придерживайтесь последовательности ведения работ:
- Открутите гайку храповика ключом 36 мм. Для ослабления зафиксируйте шкив любым удобным способом — монтажной лопаткой, мощной отвёрткой либо трубным ключом.
В процессе разборки вы можете столкнуться с ситуацией, когда растянутая сверх нормы цепь разрушила или оборвала успокоитель, а обломки упали в картер. В идеале их нужно извлечь, демонтировав поддон. Но поскольку масляный насос оборудован сеткой, а в картере всегда скапливаются отходы, проблема не критична. Вероятность, что остатки детали помешают забору масла, почти нулевая. При замене цепи на отцовской «шестёрке» меня угораздило уронить в картер отвалившийся кусок пластикового успокоителя. Попытки извлечения сквозь узкий проём оказались неудачными, обломок остался в поддоне. Результат: после ремонта отец проехал более 20 тыс. км и сменил масло, пластик находится в картере по сей день. Установка новых запчастей и сборка выполняется в следующем порядке:
- Вычистите прилегающие поверхности крышки и блока цилиндров, прикрыв картер ветошью.
- Опустите новую цепь в проём головки цилиндров и зафиксируйте монтировкой, чтобы она не упала.
Дальнейшая сборка ведётся в обратном порядке. После крепления шкива рекомендуется повторно убедиться в правильности положения меток. Риска на бортике шкива должна стоять напротив длинной полосы на передней крышке.
Видео: как правильно менять цепь на ВАЗ 2101—07
Видео:Замена цепи ГРМ НИВА (ЛАДА) 21214. Подробно. Обзор новых и старых деталей.Скачать
Можно ли укорачивать растянутую цепь
- Сложно оценить степень удлинения элемента и количество убираемых звеньев.
- Существует высокая вероятность, что после операции метки перестанут совмещаться на 5—10 мм.
- Изношенная цепь однозначно продолжит растягиваться и вскоре опять начнёт тарахтеть.
- Истёртые зубья шестерён позволят звеньям легко перескакивать, когда цепь снова вытянется.
Не последнюю роль играет экономическая целесообразность. Комплект запчастей не настолько дорог, чтобы тратить время и силы на попытки отремонтировать деталь путём укорачивания.
Замена цепного привода ГРМ займёт у опытного мастера приблизительно 2–3 часа. Рядовому автолюбителю потребуется вдвое больше времени без учёта непредвиденных поломок. Выделите на ремонт часть выходного дня и сделайте работу без спешки. Не забудьте перед запуском мотора сопоставить метки и убедиться в правильности сборки механизма.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎬 Видео
Удлинитель натяжителя цепи привода распредвала ваз классика.Скачать
Цепь привода распределительного вала Акмаш-ХолдингСкачать
разница между звёздами грм ваз 01 213Скачать
7 ПРИЧИН ПО КОТОРЫМ ВОЗНИКАЮТ ОШИБКИ ПО ДАТЧИКУ ПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДВАЛА (ДПРВ)Скачать
Цепи привода распределительного вала 406.1006040-10 (Акмаш Холдинг)Скачать
Неисправность датчика фаз: зачем нужен и как проверить (датчик положения распределительного вала)Скачать
Установка распредвал ваз 2101-2107,замена распредвала ваз.Installing the camshaft vases 2101-2107.Скачать
ПРАВИЛЬНАЯ установка распредвала с постелью + рокера - ЗАМЕНА РАСПРЕДВАЛА!Скачать
Цепь привода распредвала Акмаш-Холдинг (г. Киров)Скачать