В 1954 году Михаил Леонтьевич Новиков разработал принципиально новую схему зубчатого зацепления, которая получила его имя и так называется до сих пор. Зацепление Новикова было реализовано в трёх вариантах: дополюсное, заполюсное и дозаполюсное. Последний вариант оказался особо ценным для машиностроения, поскольку позволял обрабатывать зубья сопряжённых шестерен одним и тем же инструментом.
- Принципиальные различия эвольвентного зацепления и зацепления Новикова.
- Применение передач с зацеплением Новикова.
- Сравнение крутящего момента для редукторов типа РМ и РЦД.
- Детали машин
- Зубчатая передача Новикова
- ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С «ЗАЦЕПЛЕНИЕМ НОВИКОВА»
- Быстрая навигация по статье
- Особенности.
- Зацепление по Эйлеру и его особенности.
- Преимущества передачи Новикова.
- Недостатки передачи Новикова.
- Применение в редукторах.
- Где применяется зацепление Новикова.
- 📽️ Видео
Видео:Цилиндрические редукторы от завода-изготовителя в РФСкачать
Принципиальные различия эвольвентного зацепления и зацепления Новикова.
Несомненно, что появление зацепления Новикова стало одним из главных событий в промышленности, а в частности, в производстве цилиндрических редукторов. Что оно изменило:
- в данном зацеплении происходит точечный контакт сопряжённых зубьев, а не линейный, как в эвольвентном зацеплении, позволяет передавать увеличенную на 50-90% нагрузку. При особо тяжёлых нагрузках точечный контакт становится контактным пятном,
- особый закруглённый профиль зуба зацепления Новикова допускает перекосы при компоновке передачи,
- шестерни с зацеплением Новикова гораздо лучше прирабатываются, и редуктор при первоначальном пуске быстрее выходит на заданные параметры.
Однако все эти преимущества имеют место быть только при твёрдости колёс и шестерен до НВ 350. Из недостатков необходимо отметить следующее:
- необходимость наличия на предприятиях сложного технологического оборудования,
- высокие требования к точности межосевого расстояния при производстве редукторов.
- меньшая, по сравнению с эвольвентным зацеплением, прочность зуба на изгиб.
Реалии современного производства предъявляют всё более высокие требования к редукторам, что вынуждает конструкторов и инженеров искать новые решения определённых проблем. Предпринимаются определённые попытки по созданию смешанного зацепления, однако широкого практического применения они пока не получили.
Видео:Цилиндрические и конические индустриальные редукторыСкачать
Применение передач с зацеплением Новикова.
Несмотря на некоторые недостатки, зацепление Новикова повсеместно применяется на различном оборудовании, там, где требуется передача высокого крутящего момента. Это — буровые установки, крановое производство, шахтное оборудование и прочее. Для сравнения рассмотрим различия номинального крутящего момента для одинаковых по размерам редукторов из нашего каталога. С эвольвентным зацеплением: РМ-250, РМ-350 и РМ-400. С зацеплением Новикова: РЦД-250, РЦД-350 и РЦД-400. Характеристики рассмотрим для передаточного числа 31,5 при длительном режиме работы и оборотах входного вала равным 1500.
Сравнение крутящего момента для редукторов типа РМ и РЦД.
Разница, как говорится, налицо. Логичным будет утверждение, что при одинаковых характеристиках, редуктор с зацеплением Новикова будет по своим габаритам в 1,5-2 раза меньше редуктора с эвольвентным зацеплением.
Видео:ЗАЦЕПЛЕНИЕ НОВИКОВА ➤ Что за шестерни и почему их так редко используют?Скачать
Детали машин
Видео:Цилиндрические редукторыСкачать
Зубчатая передача Новикова
Зубчатые передачи были изобретены человеком очень давно. И долгое время профиль зубьев «первобытных» зубчатых передач изготавливали без особых причуд — квадратные, треугольные, овальные, цилиндрические — лишь бы колеса не заклинивали и более-менее сносно передавали движение от одного к другому. Главным «пионервожатым» в области проектирования профиля зубьев зубчатых передач считается знаменитый Леонард Эйлер, который более двух столетий назад (в 1760 году) предложил выполнять профиль зубьев колес по плавной кривой, называемой эвольвентой.
В геометрии эвольвентой называют кривую, получаемую при перекатывании прямой линии по какой-либо окружности без проскальзывания. Тогда каждая точка прямой (называемой производящей прямой) описывает на плоскости спиралевидную траекторию, называемую эвольвентой и обладающей рядом уникальных свойств.
Как удалось установить Л. Эйлеру, эвольвента в качестве образующей профиля зубчатого зацепления обладает значительными преимуществами перед другими кривыми, применяемыми для этой цели. Она прекрасно удовлетворяет основному закону зацепления, обеспечивая постоянство передаточного отношения, нечувствительна к неточностям межосевого расстояния (что существенно упрощает и облегчает монтаж передачи), проста и технологична в изготовлении, легко поддается стандартизации (что особенно важно для такого широко распространенного типа передач, как зубчатые передачи).
Читайте также: Планетарный механизм это редуктор
Однако зубчатые передачи, имеющие эвольвентный профиль, обладают рядом существенных недостатков: высокими потерями на трение, заметной чувствительностью к взаимным перекосам зубчатых колес и значительными контактными напряжениями на поверхностях зубьев по линии их взаимодействия. Это ограничивает нагрузочную возможность передачи, т. е. ее способность передавать большие вращающие моменты.
По этой причине долгое время основной задачей, стоявшей перед конструкторами, работавшими над усовершенствованием зубчатых передач, было увеличение их несущей (нагрузочной) способности.
В 1954 году советский инженер Михаил Леонтьевич Новиков (1915—1957) предложил использовать для сопряжения пар зубчатых колес уникальный профиль зубьев, образованный дугами окружностей близкого радиуса. Торцевые профили зубчатых пар при этом представляли собой взаимоогибаемые кривые.
Идея Новикова заключалась в том, чтобы заменить линейный контакт поверхностей зубьев точечным. Такое решение позволило изменить и вид профилей зубьев, наблюдаемый в торцевом сечении: вместо взаимоогибаемых кривых эвольвентного зацепления Новиков использовал зубья, очерченные окружностями радиусов, имеющими минимальную разность кривизны. Один из профилей при этом обычно выполняют выпуклым, а второй, соответственно, вогнутым, хотя в отдельных случаях могут использоваться и одинаковая выпуклая форма зубьев колес.
Еще одно достоинство зацепления Новикова заключается в том, что профиль зубьев имеет менее выраженные участки концентрации напряжений, особенно в районе ножки зуба, поскольку переходы выполняются плавными, с равномерным утолщением (см. рисунок 1) . Все это позволяет зубьям выдерживать нагрузку, превышающую допустимую для эвольвентного зацепления таких же параметров.
Совмещение профилей зубьев позволяет добиться того, что площадка их контакта смещается в процессе работы вдоль профиля, а не располагается непосредственно по всей его линии. При этом неизменными остаются как скорость перемещения, так создаваемый угол давления.
Для зацепления Новикова характерно то, что оно обладает нулевым торцовым коэффициентом перекрытия, в связи с чем его работоспособность может обеспечить лишь косое или шевронное исполнение зубьев.
Первоначально Новиковым был создан вид зацепления лишь с одной линией зацепления, который, в зависимости от того, где и в какой из точек происходил контакт, мог быть либо «дополюсным», либо «заполюсным».
Однако наилучшими эксплуатационными характеристиками (большей нагрузочной способностью и технологичностью, меньшей шумностью и чувствительностью к осевым смещениям) обладает созданная впоследствии передача, имеющая две линии зацепления («дозаполюсное» зацепление) .
В этом варианте ножки каждого из колес выполнены вогнутыми, а головки — выпуклыми. Помимо преимуществ в эксплуатации, достоинство дозаполюсного зацепления в том, что нарезку зубьев на шестерне и колесе возможно осуществлять одним инструментом. Это упрощает технологию работ и повышает их точность.
Главным преимуществом новиковского зацепления является значительно более высокая нагрузочная способность. Передача Новикова обеспечивает передачу нагрузки в два (и даже более) раза превышающую нагрузку, допускаемую для эвольвентной передачи аналогичных параметров. Благодаря этому, при равной передаваемой мощности передача Новикова в два раза компактнее эвольвентной.
Профили зубьев в зацеплении Новикова позволяют применять более высокие передаточные числа, а отлично удерживающаяся между контактирующими элементами смазочная пленка увеличивает срок службы зубьев и уменьшает потери на трение, которые в новиковском зацеплении примерно в 2 раза ниже, чем в передачах с эвольвентный профилем зубьев. Это благотворно сказывается на КПД передачи.
Благодаря точечному контакту зубьев передача Новикова не столь чувствительна к погрешностям при монтаже и перекосам, что тоже немаловажно для высоконагруженных передач.
Читайте также: Газовый редуктор с расходомером для аргона
Не лишено зацепление Новикова и недостатков:
- заметная чувствительность и зависимость от изменения межосевого расстояния;
- при возрастании нагрузки в косозубых передачах Новикова отмечается существенное увеличение осевой составляющей, а это приводит к усложнению конструкции узлов опорных подшипников;
- при изготовлении передачи с одной линией зацепления необходимо наличие двух специальных фрез (одна для нарезки зубьев колеса, а вторая — шестерни) .
В настоящее время передачи Новикова находят применение в тяжелонагруженных зубчатых редукторах, в частности, на многих металлургических предприятиях ими оснащены силовые приводы установок, предназначенных для глубокого бурения скважин, приводы станков-качалок типа ЦЗНК-450 и других, в механизмах передвижения и подъема грузоподъемных кранов, в мощных бетоносмесительных установках, а также в тяжелой военной технике.
Несмотря на ряд существенных преимуществ, зубчатая передача с зацеплением Новикова не смогла потеснить с лидерских позиций зубчатые передачи с эвольвентным профилем зубьев, предложенным Леонардом Эйлером. В настоящее время эвольвентный профиль зубьев в зубчатых передачах является наиболее распространенным. Тем не менее, многие инженеры, конструкторы и ученые считают, что зубчатые передачи с зацеплением Новикова в перспективе будут широко востребованы.
Видео:Производство и ремонт промышленных редукторовСкачать
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С «ЗАЦЕПЛЕНИЕМ НОВИКОВА»
Быстрая навигация по статье
Процесс эволюции и совершенствования передаточных механизмов прошёл трудный и долгий путь от времён Античности до наших дней. Казалось, что всё возможное уже изобретено и нет никаких дальнейших путей в развитии…
Подтверждением этой теории стало предложение гениального учёного Л. Эйлера конструкции зубчатого колеса с эвольвентным профилем. Действительно, эвольвентные («Эйлеровские») зубчатые колёса весьма широко применяются до сих пор и пока нет явных предпосылок на замену их более совершенными механизмами.
Однако, в 1954 году советский конструктор и изобретатель Михаил Леонтьевич Новиков (кстати, лауреат Ленинской премии) представил широкому научному сообществу неожиданное, но весьма эффективное конструкторское решение классической зубчатой передачи в виде взаимодействующих между собой зубчатых колёс, имеющих профиль в виде вогнутых и выпуклых кривых.
Ниже рассмотрим особенности этого новаторского предложения, a также основные плюсы и минусы передачи с «зацеплением Новикова».
Особенности.
За счёт особой формы зубьев в передаче с зацеплением Новикова достигается увеличение площади соприкосновения вращающихся деталей. Это позволяет увеличить передачу мощности примерно в 1,5-1,7 раза относительно аналогичного эвольвентного профиля. При этом толщина масляной плёнки между зубьями увеличивается, a высота зуба – снижается. Такое решение повышает КПД изделия и увеличивает общий срок службы механизма в результате возникновения повышенной прочности зуба на изгиб.
РИС.1. Сопряжения зубчатых колес с зацеплением Новикова
Кроме этого есть возможность использовать различные профили зубчатых колёс: выпуклые и вогнутые, что позволяет расширить спектр решаемых редуктором задач. Передача также может быть, как цилиндрической, так и конической. B настоящее время зацепление Новикова используется большей частью в цилиндрических редукторах.
Зацепление по Эйлеру и его особенности.
Принцип передачи с эвольвентным профилем зубчатых колёс или «Эйлеровской» передачи основан на сохранении постоянного передаточного отношения при использовании зубьев определённой формы. Такая форма была определена сложным геометрическим расчётом и получила название эвольвентной. (Эвольвента – кривая, описываемая точкой, лежащей на прямой линии и перекатываемой по окружности без скольжения).
Читайте также: Редуктор для электрического триммера champion ет1002а
Такой тип передачи получил самое широкое распространение и является одним из самых популярных до сих пор. Можно отметить целый ряд плюсов этой передачи:
- сохранение постоянного передаточного числа вне зависимости от расстояния между ведомым и ведущим валами;
- простота технологии изготовления;
- надёжность в эксплуатации;
- взаимозаменяемость зубчатых колёс вне зависимости от механизма, где они установлены.
Недостатком эвольвентной передачи можно назвать некоторое ограничение по передаваемой мощности, поэтому передача Новикова стала удачным и своевременным дополнением, решившим много потребностей промышленности.
Преимущества передачи Новикова.
Цель разработки передачи Новикова как раз и состояла в устранении главного недостатка эвольвентной передачи – ограничения передачи мощности. Как мы уже говорили выше, зацепление Новикова позволило увеличить передаваемую мощность в 1,5-1,7 (в особых случаях даже до 2-x) раз. Это отвечало требованиям развивающейся промышленности и нашло применение в промышленных редукторах различного назначения.
К остальным плюсам передачи Новикова можно отнести: использование более высоких передаточных отношений, повышенная прочность элементов за счёт их особой формы, снижение трения и повышение КПД, меньшие тепловыделения при работе механизма, повышенная износостойкость изделия за счёт улучшения системы смазки, снижение массы и габаритов зубчатых колёс, возможность использования вала большего диаметра и увеличения нагрузки на вал.
При использовании зацепления Новикова оси валов расположены параллельно. Это позволяет использовать профиль зуба со сниженной высотой, что повышает его надежность при воздействии изгибающей нагрузки.
Недостатки передачи Новикова.
Отрицательные стороны механизмов, собранных на передаче Новикова, также связаны с её конструктивными особенностями.
К основному минусу можно отнести общую сложность конструкции, для изготовления которой требуется увеличение количества производственных операций, применение различных станков и инструментов, a также привлечение квалифицированного рабочего персонала. Это относится не только к производству, но и к проведению ремонта и технического обслуживания.
Кроме этого присутствует ограничение по скоростям вращения (не более 1,8 тыс. об/мин), повышенные требования к качеству сборки и притирке зубчатых колёс, повышенные нагрузки на группу подшипников.
Несмотря на все перечисленные недостатки, редукторы с зацеплением Новикова начали применяться в СССР, успешно прошли сертификацию в современной России и странах СНГ и нашли своё заслуженное признание во многих отраслях промышленности.
Применение в редукторах.
B настоящее время применение в редукторах передачи Новикова составляет около 20-25% относительно классической «Эйлеровской» передачи. Почему же так происходит?
На эту тему периодически поднимается активная полемика в специализированных изданиях, но есть консолидированное мнение авторитетных специалистов в области механики, с которым трудно не согласиться.
РИС.2. Применение зубчатых колес с зацеплением Новикова в редукторах серии ЦУ
Вывод звучит примерно так: «Современное станкостроение и сложившаяся система обучения рабочего персонала «отстаёт» от передовых конструкторских идей!».
Смысл этого вывода весьма печален: предприятия готовы пожертвовать увеличением производительности и энергоэффективности ради снижения общих капитальных затрат на модернизацию производства.
Тем не менее редукторы, основанные на передаче Новикова, успешно применяются в таких ответственных сферах, как буровые и подъёмные механизмы, тяжёлом машиностроении, металлообработке, в шахтном оборудовании и т.п.
Где применяется зацепление Новикова.
Зацепление Новикова нашло широкое применение цилиндрических редукторах горизонтального типа ЦУ, 1Ц2У и 1Ц3У. Благодаря этому типу зацепления редукторы служат на порядок дольше при этом КПД достигает 0,9.
Одноступенчатые цилиндрические редукторы
Двухступенчатые цилиндрические редукторы
Трехступенчатые цилиндрические редукторы
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📽️ Видео
зацепление НовиковаСкачать
Азбука "ВиМП", часть 24. Передача НовиковаСкачать
Соосно-цилиндрический редуктор серии MNHLСкачать
Цилиндрические передачи с внутренним зацеплением...Скачать
Редуктор цилиндрический двухступенчатыйСкачать
цилиндрические соосные редукторы Motovario HA HUСкачать
Производство промышленных РедукторовСкачать
Редуктор. Устройство. Конструкция. Виды и типы редукторовСкачать
Томская компания разработала технологию, которая может найти применение в широчайшей областиСкачать
Эксцентриково циклоидальное зацепление и передачиСкачать
Коническо цилиндрический редуктор Motovario серии BСкачать
Изучение двухступенчатого цилиндрического редуктора. Детали машин.Скачать
ДМ и ОК - 4.1, 4.2.1 Классификация передач зацеплением. Цилиндрические передачи, передачи Новикова.Скачать
Планетарно цевочный редукторСкачать
Принцип работы редуктора. Виды редукторов. Курсовая.Скачать