Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
- Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :
- Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ
- Цветовая маркировка проводов
- Необходимость цветовой маркировки проводов
- Цветовое обозначение
- Земля
- Цвета проводов в однофазной и трехфазной сети
- Цветовая маркировка в сетях постоянного тока
- Буквенная маркировка
- Проверка правильности маркировки
- 🔍 Видео
Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :
- при переменном трехфазном токе:
- фазы А — желтым,
- фазы В — зеленым,
- фазы С — красным;
- при переменном однофазном токе:
- шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом,
- шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.
- Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
- при постоянном токе:
- положительная шина (+) — красным,
- отрицательная (-) — синим и
- нулевая рабочая М — голубым цветом.
Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.
- Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
- Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50462-2009 для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.
Видео:Полосы на шинах. Значение линий, цветных полос и цветных точек на шинах.Скачать
Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ
В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:
- при горизонтальном расположении:
- одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE (PEN);
- одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
- при вертикальном расположении:
- слева направо A-B-C-N-PE (PEN) или
- наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
- ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
- при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE (PEN);
- при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE (PEN) сверху вниз.
При постоянном токе шины должны располагаться:
- сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
- сборные шины при горизонтальном расположении: наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
- ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.
Читайте также: Что такое секция сборных шин
В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:
- при горизонтальном расположении:
- одна под другой: сверху вниз А-В-С;
- одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
- при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
- слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
- ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
- при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
- при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.
В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных выше, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.
Видео:Цветные метки на шинах, зачем они???Скачать
Цветовая маркировка проводов
Маркировка провода предполагает различный цвет изоляционных жил, разметку на наружных стенках кабеля символов, крепление ярлыков, бирок и специализированных блок-маркеров. Цвета проводов в электрике сообщают о характеристиках кабеля, его свойствах, определяют сферу использования, выставляют определенные ограничения относительно области применения.
Видео:ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать
Необходимость цветовой маркировки проводов
Электросети переменного тока содержат многожильные провода, при этом оплетка жил имеет разный цвет. Такое распределение значительно облегчает установку, разводку по объектам, ремонт и профилактику магистрали.
Если монтаж делает один человек, а на ремонт или периодическую профилактику приходит другой работник, с помощью цветных оболочек он распознает ноль, силовой провод и нейтральный. В старые времена обслуживание затруднялось из-за однообразного белого или другого цвета — приходилось прозванивать линию от начала до конца, чтобы выйти на фазу и нейтральный провод. С помощью стандартизированных цветовых оболочек можно наглядно выяснить предопределение проводника, такие колерованные жилы — одно из основных требований ПУЭ.
Маркируют стенки кабелей так, чтобы фазные колеры не были одинаковыми с нулевыми проводниками. Нормами установлено, что при использовании продукции без цветных оболочек обязательно устанавливают цветные метки на концах проводников. Они помогают не запутаться на соединительных участках. В качестве меток применяют термоусадочные кембрики, куски цветной изоляционной ленты.
Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Цветовое обозначение
Заводская маркировка предусматривает цветные оболочки, буквенную, цифровую кодировку. Все знаки различия и цветные капсулы наносят на предприятии изготовителе.
- Цветную кодировку применяют для окончаний проводов, ставят цветные стикеры, этикетки. Такие обозначения применяют электромонтажники в процессе подсоединения кабелей к точкам потребления.
- Электронными маркерами помечают инженерно-коммуникационные трассы (силовые, трубопроводы, телекоммуникации).
Колер оболочки, заданный в заводских условиях, призван определить свойства одножильного или многожильного провода, сферу его использования в промышленности, быту, другие рабочие характеристики. Эти сведения позволяют грамотно ограничить применение. Маркировку наносят на тару или на внешнюю оболочку.
Предпочтительный колер кабелей под напряжением — коричневый, черный и серый. В однофазной сети такие провода имеют коричневый колер. Если однофазная магистраль получена ответвлением от рабочей трехфазной линии, провод по цвету совпадает с колером исходного кабеля этой цепи.
Читайте также: Шины nokian nordman за рулем
Особенности европейской маркировки:
- стандартизированные товары имеют обозначение har (harmonized);
- цифровые сочетания 07, 05, 03 показывают фактическое напряжение 450 / 750, 300/500, 300/300, соответственно;
- литеры r или v говорят о виде изоляции (резиновые оплетки или ПВХ);
- элементы U, R, K, F свидетельствуют о типе проводника (цельный, многожильный, мягкий для общей проводки, мягкий, соответственно).
Средние и нейтральные провода делают с синей оплеткой. Этот цвет нельзя применять для других жил, кроме линейных заземленных.
Если берут для нейтральной линии неизолированные жилы без цветового обозначения, их окрашивают в одном из вариантов:
- краской синими полосками шириной 20 – 100 мм в каждом соединении;
- на доступных участках;
- по всей длине провода.
Если нулевой кабель совмещен с защитным заземлением, его красят в желто-зеленый цвет, при этом на всей протяжности и торцах ставят синюю разметку (полосками).
Земля
Предохранительные проводники идентифицируют способом зелено-желтого сочетания. Такая комбинация приемлема только для кабеля заземления.
Правила окраски:
- Сочетание желтого и зеленого колера должно быть такой интенсивности, чтобы на каждых 1,5 см длины кабеля один из этих колеров закрывал оболочку не меньше 30% и не больше 70% от общей площади.
- При использовании жил для защиты другой окраски, их покрывают составами желтого и зеленого цвета в каждом блоке, отсеке и на видном месте.
- Если берут для разметки липкую ленту, она должна быть двух цветов (желто-зеленой).
Если защитный провод можно распознать по его форме, положению, допускается не делать цветовую окраску по протяженности. Рекомендуется видимые участки и торцы помечать буквами PE или двухцветными желто-зелеными полосками. Нельзя совмещать после ввода в строение нулевой рабочий и защитный кабель.
Видео:Цветные точки и полосы на новой резине. Для чего нам эта маркировка!?Скачать
Цвета проводов в однофазной и трехфазной сети
Недостаток одноцветной проводки в трудности нахождения нуля и фазы. Чтобы регулярно не пользоваться индикатором и мультиметром в однофазных и трехфазных линиях, делают различие по цветности кабелей. Такие сети ставят в домашних помещениях с малой нагрузкой на электросеть. Список цветов для электрических жил, их обозначение посредством букв приведены в тексте ГОСТ 28.763 – 1998.
Однофазная двухкабельная система:
- Используют двухжильный проводник с жилами разного колера или ставят два одножильных кабеля.
- Часто применяют гибкие провода с синей (голубой) и коричневой оплеткой.
- Для фазного берут коричневый колер, нуль красят синим.
Читайте также: Давление в шинах хендай солярис 2014
Трехпроводная система — это сеть, в которой задействованы три провода. В новостройках такая сеть встречается часто. В линии идет фазная нулевая жила, третья — заземлитель от поражения током. Цвет первого провода — коричневый, черный, второй окрашен в синий, а третий — желто-зеленый.
Трехфазные контуры 380В ставят при подключении розеток, у которых предусмотрен дополнительный контакт для стыковки с заземляющей жилой. Такие сети проводят электричество посредством трех, четырех или пятижильного кабеля. В них может быть три фазных провода, присутствовать или отсутствовать заземляющий контакт. Фаза имеет оплетку коричневого, черного, серого, красного, оранжевого или фиолетового колера.
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Цветовая маркировка в сетях постоянного тока
Визуально можно отличить провода по колеру оплетки и по диаметру (последний напрямую зависит от числа жил). Используют многожильные и одножильные виды не только в трехфазных производственных магистралях, но и в бытовых цепях 220В.
Линию прокладывают в виде положительной и отрицательной шин. Плюсовая жила имеет красную, а минусовая — синюю оплетку. Нулевой и фазный проводники принципиально отсутствуют, а средний провод (если такой имеется) окрашивают в голубой колер.
При ответвлении от трехфазной цветная маркировка должна соответствовать проводникам материнской линии. При этом высоковольтные вводы на контакты электростанций имеют желтую маркировку (шины с фазой А), зеленую — с фазой В, красный используют для шины с фазой С.
Видео:Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначенийСкачать
Буквенная маркировка
Стандартные рекомендации ПУЭ касаются не только цветной, но и буквенной маркировки.
Основные виды обозначения фазы и нуля:
- Заземляющий проводник — PE;
- Нулевой кабель — N или 0 (нуль);
- Фазный под напряжением — L.
Многожильные кабели обозначают в последовательности от L до LN, например, L1, L2, L3 и т. д. Маркировка всех фазных проводов различная, например, фиолетовая, серая, коричневая, красная.
Видео:Как ставить асимметричные #шины? #автоСкачать
Проверка правильности маркировки
Встречаются случаи, когда маркировка цветом отсутствует, стерлась, особенно в старых магистралях. Для определения фазного, нулевого электропроводов нужна отвертка с индикатором или мультиметр.
Лезвие отвертки приставляют к оголенной жиле, чтобы выявить провод под напряжением. Если лампочка в ручке зажигается, провод находится под нагрузкой. Нулевой проводник не будет давать сигнала в виде загоревшегося индикатора.
Мультиметр применяют для нахождения заземляющего контакта. На приборе выставляют показатель 220 В. Один контакт подсоединяют к фазе, другой поочередно к другим. При попадании на нуль прибор покажет напряжение, намного ниже, чем 220В. Так действуют при определении напряжения в бытовой электропроводке переменного тока.
При работе нельзя браться за ствол отвертки ниже рукоятки, т. к. это грозит ударом электрического тока, если проверяемый провод будет фазным. Палец ставят на металлическую пластинку вверху отверточной ручки.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔍 Видео
ЭТИ МЕТКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ ПРАВИЛЬНОСкачать
ЗАЧЕМ на ШИНАХ ЦвЕтНыЕ метки...Скачать
Этикетки на шинах: полный разбор европейской маркировкиСкачать
Цветные полосы на шине: как не купить брак или подделкуСкачать
Расшифровка маркировки шинСкачать
Полная расшифровка маркировки летних шин!Скачать
НОВАЯ цифровая маркировка шин / Что дальше? / Шинный ЭкспертСкачать
Оборудование для маркировки шин. Принципы работыСкачать
Индекс скоростиСкачать
Что означают цветные полоски и точки-маркеры на шинах?Скачать
Китайские шины без резиныСкачать
Зачем нужны цветные линии на шинах! Разноцветные линии на шинах! Цветные полосы на шине!Скачать